План самообразования

План  самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию 2019–2023 годы

Воспитатель: Коновалихина Л.П.

Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

  Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Книга  является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает  незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.   Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Исходя из всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.

Цель : Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.

Задачи:

  • Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Этапы  работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2020г.

Ожидаемые результаты  

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

План работы с детьми: 

Сентябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Октябрь.

1. Консультации для родителей: тема «Сказка для ребёнка»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Игры – забавы

Декабрь.

1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Январь.

1. Консультации для родителей: тема 1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Февраль.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец»(фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март.

 1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.

 2.Выставка «Портрет моей мамочки»

 3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель.

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Используемая литература:

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

 2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.

 3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010

4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы

 Дошкольное детство – незабываемый отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребенок. Такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а так и с помощью чтения художественной литературы. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Ведь в простой детской сказке содержится все самое нужное, и самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если это богатство он воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Ведь в настоящее время всё чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению, как к взрослым, так и близким людям, но и друг к другу. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, а под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр и телевизионных передач у ребенка искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости.

        Позитивная социализация ребенка, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни – миссия дошкольного образования. В культурном обществе чтение – одна из основополагающих коммуникативных практик, объединяющих общество, ибо чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество отобранных самой культурой» собеседников.

        Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта.

Чтение способствует формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интегрировано решая задачи социально – личностного, художественно – эстетического и познавательно – речевого развития. Дети учатся взаимопониманию, умению высказывать свое мнение и слушать друг друга, чтение художественной литературы содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка, воспитывает чувства любви и уважения не только к своей Родине, но и способствует присвоению ценностей добра и зла, заботы, любви, верности и справедливости.

Благодаря произведениям художественной литературы перед детьми раскрывается мир человеческих чувств, вызывая интерес не только к личности, но к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение не только близких, но и окружающих его людей. Расширяется кругозор, познавательные интересы, формируется культура размышления и творческого самовыражения

Книга выступает, прежде всего, как феномен культуры. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит, в первую очередь, формирование у детей интереса к книге, привычки потребности в чтении. Только книга содержит в себе возможность «живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания — и в этом ее главная ценность с позиции ребенка. Важно создавать условия, чтобы ребенок мог самостоятельно выразить свое понимание и отношение к литературным героям и описанным событиям, поиграть со словом рифмой. Ежедневное чтение становится одним из ритуалов детской жизни. Круг детского чтения составляют стихи, рассказы, сказки, народных и авторских, поэтических и прозаических. Через художественные произведения в детскую память и обращение входят образы, сюжеты, речевые формы, происходящие из народных волшебных сказок, поэтического фольклора, классических произведений российской литературы, таким образом, в ребенке формируется отечественная культурная ментальность.

Важно читать детям не только отдельные короткие тексты, но и циклы рассказов об одних и тех, же героях, и произведения большого объема, например, сказочные повести, позволяющие вспоминать уже прочитанное, ждать продолжения, прогнозировать и обсуждать. Художественная литература становится основой для творческой деятельности детей – размышлений, придумывания историй, игровых сюжетов, создания интересных образов в рисовании, лепке и др. Активные формы присвоения литературного содержания приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на их общее развитие.

Таким образом, книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Поэтому, в духовно – нравственном воспитании дошкольников художественная литература играет важную роль. Она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, расширяет духовно – нравственный интеллектуальный кругозор ребенка.