План самообразования
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по саморазвитию и самообразованию | 22.34 КБ |
Выступление по теме самообразования | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию 2019–2023 годы
Воспитатель: Коновалихина Л.П.
Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель : Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020г.
Ожидаемые результаты
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
План работы с детьми:
Сентябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Сказка для ребёнка»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Игры – забавы
Декабрь.
1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей: тема 1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Февраль.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец»(фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март.
1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
2.Выставка «Портрет моей мамочки»
3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель.
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.
3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
Дошкольное детство – незабываемый отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребенок. Такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а так и с помощью чтения художественной литературы. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Ведь в простой детской сказке содержится все самое нужное, и самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если это богатство он воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Ведь в настоящее время всё чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению, как к взрослым, так и близким людям, но и друг к другу. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, а под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр и телевизионных передач у ребенка искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости.
Позитивная социализация ребенка, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни – миссия дошкольного образования. В культурном обществе чтение – одна из основополагающих коммуникативных практик, объединяющих общество, ибо чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество отобранных самой культурой» собеседников.
Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта.
Чтение способствует формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интегрировано решая задачи социально – личностного, художественно – эстетического и познавательно – речевого развития. Дети учатся взаимопониманию, умению высказывать свое мнение и слушать друг друга, чтение художественной литературы содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка, воспитывает чувства любви и уважения не только к своей Родине, но и способствует присвоению ценностей добра и зла, заботы, любви, верности и справедливости.
Благодаря произведениям художественной литературы перед детьми раскрывается мир человеческих чувств, вызывая интерес не только к личности, но к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение не только близких, но и окружающих его людей. Расширяется кругозор, познавательные интересы, формируется культура размышления и творческого самовыражения
Книга выступает, прежде всего, как феномен культуры. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит, в первую очередь, формирование у детей интереса к книге, привычки потребности в чтении. Только книга содержит в себе возможность «живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания — и в этом ее главная ценность с позиции ребенка. Важно создавать условия, чтобы ребенок мог самостоятельно выразить свое понимание и отношение к литературным героям и описанным событиям, поиграть со словом рифмой. Ежедневное чтение становится одним из ритуалов детской жизни. Круг детского чтения составляют стихи, рассказы, сказки, народных и авторских, поэтических и прозаических. Через художественные произведения в детскую память и обращение входят образы, сюжеты, речевые формы, происходящие из народных волшебных сказок, поэтического фольклора, классических произведений российской литературы, таким образом, в ребенке формируется отечественная культурная ментальность.
Важно читать детям не только отдельные короткие тексты, но и циклы рассказов об одних и тех, же героях, и произведения большого объема, например, сказочные повести, позволяющие вспоминать уже прочитанное, ждать продолжения, прогнозировать и обсуждать. Художественная литература становится основой для творческой деятельности детей – размышлений, придумывания историй, игровых сюжетов, создания интересных образов в рисовании, лепке и др. Активные формы присвоения литературного содержания приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на их общее развитие.
Таким образом, книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Поэтому, в духовно – нравственном воспитании дошкольников художественная литература играет важную роль. Она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, расширяет духовно – нравственный интеллектуальный кругозор ребенка.