Артикуляционная гимнастика

Татьяна Николаевна Герасимова

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. 

Некоторые другие цели артикуляционной гимнастики:

  • Коррекция дефектов произношения. Гимнастика помогает исправить такие неточности звукопроизношения, как замена, искажение или пропуск звуков. 
  • Улучшение чёткости и ясности речи. Упражнения помогают улучшить произношение звуков, что делает речь более понятной и выразительной. 
  • Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнения направлены на развитие и укрепление мышц языка, губ и нёба, что улучшает контроль над ними и делает произношение звуков более точным. 

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим

ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом

к нему.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые навыки закреплялись.

Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.

Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 7-10 секунд

(удержание артикуляционной позы в одном положении).

Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой

ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал

верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит

ваш ребёнок.

Далее приводятся примеры артикуляционных упражнений и требования к их

правильному выполнению.