Взаимодействие с родителями
Сотрудничество с родителями
Работа с родителями:
o Психолого- педагогическое просвещение.
o Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
o Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
o Коррекция семейных отношений.
o Индивидуальные беседы. Консультации
o Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика изучения семьи обучающегося | 15.01 КБ |
8_sposobov_sokhraneniya_zdorovya.pptx | 915.81 КБ |
Что нужно знать родителям о правах ребенка? | 50.75 КБ |
План работы социального педагога с родителями | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»
Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Анкета «Знакомство с родителями».
1. Какого мнения вы о школе и о педагогическом коллективе, в котором учится ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором учится ваш ребенок?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании
дружного детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу?
Анкета «Ваш ребёнок».
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы
можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка
мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях
школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть
вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Анкета «Перспективы обучения
и воспитания ребёнка».
1. С каким чувством ваш ребёнок переступает порог школы?
2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе?
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка.
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье? 1. Соблюдать режим дня Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 - 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов. 2. Чередовать нагрузки Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.
3. Пить витамины Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов. 4. Правильно питаться Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит. 5. Говорить о хорошем Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов - лучшая защита от усталости и депрессии.
6. Выключить телевизор и компьютер Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор - рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины. 7. Заваривать травяные сборы Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение. 8. Не требовать слишком многого! Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психо -эмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом - например, в рисовании, музыке или фотографии.
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям
о правах ребёнка.
Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Формирование ценностей, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач.
В каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для нормального роста и полноценного развития, окружить его заботой и вниманием со стороны родителей и воспитателей, учитывая самоценность детства в жизни человека.
Проблема эта решается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое – создание благоприятных условий соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и независимы», - констатирует «Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей».
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.
1924г. – в рамках Лиги Наций принята «Женевская декларация прав ребёнка».
1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию прав человека», которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959г. – «Декларация прав ребёнка».
1989г. – «Конвенция в правах ребёнка».
1990г. – «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
В 1990 г. Россия ратифицировала важнейший международный документ – «Конвенцию о правах ребёнка», в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
«Конвенция о правах ребёнка» - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, к его мнению и взглядам.
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка:
Статья 6.1. Дети имеют неотъемлемое право на жизнь.
Статья 8. Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статьи 12,13,15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Статься 19. Дети имеют право на безопасные условию жизни, право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статься 23.1. Дети инвалиды имеют право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.
Статья 24.1. Дети имеют право на медицинский уход.
Статья 27.1. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 28-29. Дети имеют право на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 31. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Предварительный просмотр:
План работы социального педагога Лушпиной Г.Ф.
на 2020-2021 учебный год
ЦЕЛЬ: Объединить усилия семьи и школы в воспитании детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная защита семьи и детства.
Изучение семей учащихся
- Социальная диагностика семей.
- Дифференциация их на типы.
- Диагностика внутрисемейных отношений.
- Выявление семей с низким уровнем воспитательной компетенции, в особенности - неблагополучных, негативно воздействующих на личность ребёнка.
- Контроль за опекунскими, многодетными неполными и малообеспеченными семьями.
Организация медико-педагого-психологической помощи семье.
- Индивидуальная и групповая работа с родителями.
- Организация психологических практикумов и консультаций для
корректирования семейного воспитания, работа телефона доверия
- Постоянная и широкая информация родителей о воспитательном
процессе и успехов воспитания школьников.
- Консультативная помощь родителям в воспитании детей.
- Профилактическая работа с семьями "Социального риска".
Социальная защита семьи и детства.
Организация социальной помощи опекунским, многодетным, малообеспеченным семьям.
- Информация по разъяснению существующих законодательств и нормативно-правовых актов по защите прав и интересов ребёнка в семье.
- Выявление неблагополучных семей, где родители употребляют спиртные напитки, жестоко обращаются со своими детьми, глубоко нарушают права ребёнка, где есть угроза его жизни и здоровью.
- Защита прав и интересов ребёнка, находящегося под опекой в случае его усыновления.
- Обеспечение общественного признания и поддержки семьям, которые хорошо воспитывают своих детей. Распространение их опыта семейного воспитания. Помощь в разрешении конфликтов между семьёй и учреждением образования, возникающих на почве воспитания ребёнка. Привлечение детей и родителей к организации и проведению социально значимых мероприятий и акций.
Организация совместной деятельности учащихся и родителей.
Вовлечение детей и родителей в различные виды совместной деятельности:
- учебно-познавательной;
- культурно-досуговой;
- общественно-полезной;
- спортивной.
Привлекать родителей к руководству кружков и спортивных секций.
Творческая работа детей и родителей: семейные праздники, встречи в семейном клубе, часы общения с семьёй. Пропаганда «Здорового образа жизни». Мы должны научить детей: Предвидеть опасность, по возможности избегать и при необходимости действовать.
Сентябрь
- День знаний.
- Составление социального паспорта
- Отчет о проведении летнего отдыха детей 2020 г.
- Организация горячего питания в школе.
- Разработка индивидуальных планов внеурочной, полезной занятости подростков, состоящих на профилактических учетах в КДН и ПДН, закрепление за ними кураторов.
- Совет профилактики, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Составление социально-педагогических характеристик отдельных учащихся, социальных паспортов классов и школы.
- Выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, корректировка и пополнение базы данных, сверка базы данных.
- Разработка рекомендаций по работе с учащимися, находящихся в трудной жизненной ситуации и находящихся в СОП.
- Мониторинг наблюдений за включением детей в систему обучения после летних каникул, адаптацией первоклассников, учеников, прибывших из других школ.
- Проведение уроков по социально бытовой ориентировке.
- Анкеты на детей-инвалидов (сверка данных).
Октябрь
- Изучение социального статуса родителей, особенностей семьи и т.п.
- Проведение контрольного обследования условий жизни подопечных детей. Составление актов обследования, сбор характеристик.
- Контроль успеваемости и посещаемости занятий, занятости обучающихся группы риска в доп. образовании, занятости во время каникул.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Проведение контрольного обследования условий жизни подопечных детей. Составление актов обследования, сбор характеристик.
Ноябрь.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Организация и проведение антинаркотических акций
Декабрь.
- Отчетность за первое полугодие.
- Контроль успеваемости и посещаемости занятий, занятости обучающихся группы риска в доп. образовании, занятости во время каникул.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Проведение социально-психолого-педагогических консилиумов.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Классный час, посвященный Дню прав человека.
- Классный час. 12 декабря - День Конституции РФ.
Январь.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Корректировка и пополнение базы данных, сверка базы данных.
- Профилактика правонарушений среди лиц, склонных к противоправному поведению.
Февраль.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Проведение правовой пропаганды (лекции, беседы, показ брошюр, видеофильмов с учащимися, родителями, пед. коллективами).
Март.
- Контроль занятости обучающихся группы риска в доп. образовании, занятости во время каникул.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Проведение социально-психолого-педагогических консилиума.
- Проведение уроков по социально бытовой ориентировке.
Апрель.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Отчет о досуговой деятельности учащихся, состоящих на ВШУ и ее результативность.
- Подготовка, уточнение и корректировка списков учащихся, находящихся под опекой.
- Проведение контрольного обследования условий жизни подопечных детей. Составление актов обследования, сбор характеристик.
- Профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в СОП и ТЖС. Реализация индивидуальных реабилитационных программ.
Май.
- Индивидуальное и групповое социально-педагогическое консультирование учащихся по решению проблем.
- Совет профилактики, социально-психолого-педагогический консилиум, индивидуальные консультации, ведение текущей документации, участие в общешкольных мероприятиях.
- Результативность реализуемых программ реабилитации, снятие с ВШУ учащихся.
- Планирование работы с учащимися в летний период.
- Анализ проделанной за год работы.
Июнь.
- Трудоустройство несовершеннолетних в летний период;
- Социально-психологическая поддержка выпускникам при сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Август.
- Подготовка документации к новому учебному году.
- Изучение личных дел и медкарт поступивших в школу детей.
- Коррекция годового плана работы и уточнение содержания деятельности на сентябрь.
- Подготовка материалов и методик для диагностики учащихся.
- Изучение возможностей микросреды, установление и возобновление контактов с внешкольными и государственными учреждениями.
Работа с социально-незащищённой категорией детей
Составление социального паспорта школы. | сентябрь | соц. педагог, классные руководители |
2. Контрольное изучение, обследование социально-бытовых условий:
Посещение на дому. Составление актов посещения, корректировка индивидуальных планов соц.-пед. работы | Октябрь- ноябрь, апрель | соц. педагог, классные руководители, родит. комитет
|
3. Организация льготного питания для детей из малообеспеченных семей | сентябрь | соц. педагог, классные руководители, ответственный за организацию питания |
4. Содействие в оказании материальной помощи малообеспеченным детям. | в течение года, по плану УО | соц. педагог, администрация школы |
5. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей. | Март-май | соц. педагог, администрация школы |
6. Поддержание тесной связи с работниками ЦЗН, и ОПДН, для уточнения информации о социально незащищённой категории населения.
| один раз в месяц; при возникновении соц-пед. ситуации | социальный педагог |
Работа с родителей
Мероприятия | Сроки исполнения | ответственные |
| Сентябрь | Социальный педагог |
2. Индивидуальные консультации и собеседования. | в ходе возникшей социальный.-педагог. ситуации | соц. педагог |
3.Прием родителей по личным вопросам | По циклограмме работы лицея | Соц.педагог |
3. Посещение семей, чьи дети состоят на школьном учете по социально-неблагополучным показателям:
Ведение журнала посещений. Анализ семейной ситуации.
| в течение года: -по плану контроля; -по решению совета профил. и родит. комитета; - по обращению класс. руководителя; - при возникновении соц.-пед. ситуации | соц. педагог, общест. инспектор, инспектор ОПДН, класс. руководитель |
4. Аналитическая и статистическая работа (анкетирование, опросы, тестирование), в рамках воспитательной системы лицея | -по планам классных руководителей; -по плану воспитат. работы; -в рамках научно-исследовательской деятельности | соц. педагог, психолог, |
5. Обобщение опыта семейного воспитания. | В течение года, по плану работы общешкольного родит.комитета | соц. педагог, зам. директора по ВР |
6. Работа с родителями по планам Совета профилактики, общешкольного родительского комитета, Общественного совета. Определение проблемного поля, принятие решений. | По планам заседаний | соц. педагог, администрация школы, МО класс.руков. Родит. комитет |
Работа с трудными детьми
1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление банка данных и картотеки постановки на внутришкольный контроль. | сентябрь | соц. педагог |
2. Тестирование «Уровень воспитанности». | октябрь | соц. педагог, классные руководители |
3. Изучение психологических особенностей. | ноябрь | психолог |
4. Контроль за посещаемостью занятий. | ежедневно | соц. педагог, классные руководители |
5. Индивидуальные беседы. | по мере необходимости | соц. педагог |
6. Посещение классных часов, уроков. | По графику | соц. педагог |
7. Посещение детей на дому с целью изучения условий жизни. | октябрь | соц. педагог, классные руководители |
8. Приглашение учащихся на заседания совета профилактики школы. | По графику | соц. |