Взаимодействие с родителями

Манухова Олеся Сергеевна

Взаимодействие с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Привитие интереса к физической культуре посредством использования нетрадиционных форм проведения утренней гимнастики»

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревания и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Бурный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики ребенка требуют бережного к нему отношения и щадящих нагрузок. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребенка, изнеживают, тормозят развития.

К физической культуре мы приобщаем ребенка постоянно. Она пронизывает всю его жизнь в детском саду, все виды деятельности, отдых. На занятиях и в повседневной жизни педагоги нашего учреждения развивают природную потребность ребенка в движении, не подавляя её.

 Обоснование и внедрения в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Мы  развиваем физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Для успешного решения всех задач физического воспитания одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования. В нашем детском саду создана развивающая предметно – социальная среда, предупреждающая заболевания и травматизм, повышающая физическую и умственную работоспособность ребенка. Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием : гимнастическая стенка с набором приставных досок , дуги для подлезания , скамейки, кубы для спрыгивания, канаты, мат, фитоболы, массажные коврики, обручи, мячи, лыжи и мелкий спортивный инвентарь. Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно- важные физические качества, позволяет с большей нагрузкой выполнять основные виды упражнений.

Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребенка.

Двигательная активность- главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических интеллектуальных способностей ребенка.

Двигательная активность воспитанников детского сада целенаправленна и соответствует их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку, поэтому регулярная физкультурно-развивающая деятельность начинается с организации утренней гимнастики.

В нашем дошкольном учреждении используются различные формы проведения утренней гимнастики: сюжетная, образно-игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности, в форме круговой разминки, оздоровительно-беговая.

Сюжетная форма утренней гимнастики, с вплетением элементов фольклора проводится в форме двигательного рассказа или сказки. («Колобок», «Теремок», «Деревянные ложки»»). Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.

Образно-игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, загадок способствуют не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развития интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.

«Медвежата играются, с бока на бок катаются»; «Мы попрыгаем на месте прыг да прыг, носочки вместе»; «Мы на пальчиках идем прямо голову несем».

Танцевально-ритмическая разминка, одна из наиболее любимых воспитанниками детского сада, включая различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце гимнастики проводится музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон»).

Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а так же на формирование интереса к систематическим занятиям утренней гимнастикой.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижные игры разней степени интенсивности («Ровным кругом», «Зверолов», «Магазин»), легкий бег 1.5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее   действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и многие другие.

Оздоровительно-беговая гимнастика проводится обязательно на воздухе в теплое время года. Упражнения циклического характера составляют основное содержание утренней гимнастики: это бег, прыжки, марш, различные виды ходьбы и игры с бегом, прыжками. Сначала детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-300 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей. После бега предлагаются дыхательные упражнения, игровые упражнения. Игры на взаимодействие, пальчиковая гимнастика, мимические упражнения.

В результате  использования этих нетрадиционных форм проведения моторная плотность утренней гимнастики достигла 90%. У дошкольника преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их  охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.

В заключении хочу отметить следующее.

Утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого необходимо соблюдать некоторые несложные правила, которые используют наши педагоги.

Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и тоже время. Единственное исключение из правил – это болезнь ребенка.

Комплекс утренней гимнастики для детей на улице, однако, если время года не позволяет, то нужно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.

При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.

Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки – нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.

Для того чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей нужно выполнять под музыку.

Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать – все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не проверкой на прочность.

Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Утренняя гимнастика в форме подвижных игр повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Для вводной части подбираю подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включаю игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму. Например:

1. Игра средней подвижности «Совушка»,

2. Подвижная игра «Не оставайся на полу»,

3. Малоподвижная  игра «Найди совушку» .

Такую форму я чаще использую при проведении гимнастики на воздухе и рекомендую ее использовать воспитателям в летний период.

 

Приложение 3.

 Подвижные игры.

«Спрячь руки за спину» (вариант игры «Ловишки»)

Ход игры. Воспитатель назначает одного из играющих ловишкой, или его выбирают с помощью считалки. Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной.

По слову воспитателя «начинай!» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки. Задача ловишки — поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь!», ловишка не может его трогать. Если в течение 1 минуты ловишка не мог поймать никого из играющих, его сменяет новый, которого назначает воспитатель.

Правила игры. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным. Руки можно закладывать за спину только в тот момент, когда ловишка близко подходит к играющему.

«Не оставайся на полу» (на земле)

Материал. Различные предметы высотой 25—40см — лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки шириной не менее 25 см; повязка на руку; бубен.

Ход игры. В различных местах площадки (комнаты) ближе к ее границам расставлены предметы, на которые дети должны взбираться. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки.

Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови!» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне.

После того как игра повторена 2—3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра возобновляется.

Правила игры. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя — надо влезать на возвышение. Занимать можно любое место. Ловить надо только после слова «лови».

Указания к игре. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а так же чтобы разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

«Охотники и утки»

Ход игры. Все дети становятся в центр зала. Они – утки. По считалке выбираются 2 «охотника». «Охотники» становятся по разным сторонам зала. В руках у одного «охотника» мяч. По сигналу воспитателя «Пли!», «охотники» начинают выбивать «уток» мячом. Ребенок, которого задел мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до последнего оставшегося не выбитого участника.

Правила игры. «Охотники» должны кидать мяч со своей линии. «Уткам» нельзя выбегать за пределы игровой площадки.

 

Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы

Тема: В гостях у бабушки-загадушки

Рано утром бабушка     Обычная ходьба.

Делает зарядку.     Ходьба с высоким

Делает зарядку,     Подниманием колена.

Учит всех порядку.

По утрам зарядку делай,     Обычный бег.

Будешь сильным,    Бег змейкой.

Будешь смелым.

Бегать быстро,

Прыгать ловко,

Для всего нужна сноровка.    Ходьба с восстановлением дыхания.

Построение врассыпную.

Инструктор. Я вам загадаю загадку, а вы мне покажете отгадку.

Комплекс ОРУ без предметов.

1. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.   (Ножницы.)

«Ножницы». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища: скрестные движения рук. Повторить 8-10 раз.

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет.   (Ветер.)

«Ветер». И. п. - то же: руки прямые поднять вверх, наклоны влево-вправо. Повторить 8-10 раз.

3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке,

Кто мимо идет, всякий поклонится.   (Земляника.)

«Земляника». И. п. - стойка на коленях, руки на поясе: повороты с разведением рук, кивок головой. Повторить 8-10 раз.

4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.    (Собака.)

«Собака». И. п. - упор на коленях и предплечьях: энергичные повороты туловища и головы. Повторить 8-10 раз.

5. Из меня куличик печь удобно,

Только есть его нельзя, дружок.

Я, сыпучий, желтый, несъедобный.

Догадался, кто я - ...   (Я - песок.)

«Песок». И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища: перекаты со спины на живот и обратно. Повторить 8 раз.

6. Что за птица?

Песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет.    (Самолет.)

«Самолет». И. п. - лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища, вдох, звукоподражание «р-р-р», вернуться в и. п., выдох. Повторить 6 раз.

7. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, как

Прятаться начнут.    (Дождик.)

«Дождик». И. п. - о. е., приседания, руки за голову. Повторить 8 раз.

8. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут.   (Мяч.)

«Мяч». И. п. - узкая стойка: подскоки на двух ногах, чередовать 3 раза с упражнением «гармошка» (перекаты с пяток на носки).

Бег врассыпную.

Летят, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут.   (Листья.)

Игровое упражнение «Эхо».

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет.

Без языка, а кричит.   (Эхо.)

Конспект утренней гимнастики в форме подвижных игр для детей старшей возраста.

Длительность: 10-12 минут.

Оборудование: атрибут волка, бубен, аудиозаписи.

 «Птиц мы очень уважаем,

Птицам часто подражаем.

Будем мы летать, как птицы,

Прыгать, бегать, и резвиться!»

Ход:

  1. Вводная часть Построение в шеренгу, в колонну. Ходьба обычная (1 круг).

Подвижная игра «Море волнуется» 2-3 раза. Дети изображают на сигнал « Замри» птиц, лесных животных.

Бег «Летят птицы» в чередовании с ходьбой-2 раза. Дозировка непрерывного бега 40-50 секунд, темп средний.

Построение в круг.

II. Основная часть

а. Общеразвивающие упражнения - «Танец маленьких утят».

б. Подвижная игра « Гуси-лебеди»-2 раза.

III. Заключительная часть Спокойная ходьба с выполнением движений для рук «птицы машут крыльями» - руки в стороны, «высоко летят птицы» - руки вверх, « отдыхают крылья у птиц» - руки вниз. Построение в шеренгу.

Речевка:

 «Рано утром по порядку

Все выходим на зарядку.

И в небе, на суше в лесу, на воде

Физкультура нужна всегда и везде!».

Комплекс утренней гимнастики из подвижных игр

Старшая группа - I квартал

I. Вводная часть: построение свободное, перестроение в колонну.

1.Ходьба обычная – «Темным лесом, пестрым лугом мы шагаем друг за другом».

2.Ходьба с высоким подниманием колена – «Чтоб росы с травы не сбить – ноги поднимаем».

3.Ходьба змейкой – «И между деревьями змейкой мы шагаем».

4.Бег, высоко поднимая пятки – «Листики осенние с вами увидали, и, сгибая ноги, быстро побежали».

5.Ходьба с выпадами – «И опять мы ходим полем, лесом, лугом, ищем мы листочки, чтоб собрать букетик».

6.Ходьба обычная – «Вот букет огромный с вами мы собрали и ковер нарядный на

земле соткали».

II. Оздоровительный бег в медленном темпе вокруг детского сада, упражнение на восстановление дыхания.

III. Подвижные игры:

1.«Хитрая лиса» - (бег) – 2-3 раза.

2.«Зайчики» - (прыжки) – 2-3 раза.

3.«Совушка» - (бег) – 2-3 раза.

4.«Кто живет в лесу?» (игра малой подвижности).

IV. Упражнение на дыхание «Журавль», пальчиковая гимнастика «Покажи зверей».



Предварительный просмотр:

Работа с родителями по оздоровлению детей.

Направления работы

Содержание работы

месяцы

09

10

11

12

01

02

03

04

05

2.  Работа с родителями

Работа, направленная на повышение педагогической культуры  родителей  в вопросах профилактики опорно-двигательного аппарата

 Мастер класс: «Как изготовить корригирующие дорожки дома»

+

Проект, направленный на повышение педагогической культуры  родителей  в вопросах профилактики опорно-двигательного аппарата.

+

«Профилактические  мероприятия по укреплению мышц стопы и голеностопа»

+

Круглый стол «Игры, которые лечат»

+

Спортивный досуг  совместно с родителями по обучению элементам рефлексионного массажа.

+

Индивидуальные задания по запросу родителей

+

Копилка советов

+

Работа, направленная на повышение педагогической культуры  родителей  в вопросах коррекции и профилактики нарушения зрения.

 Игровой досуг «Игры, которые лечат»

+

 Выставка коррекционной литературы.

+

Консультация  «Соблюдение режима окклюзии для повышения остроты зрения».

+

 Беседы о  питании ребенка, способствующего обогащению организма витамином А и Е.

+

Копилка советов

+

Индивидуальные задания по запросу родителей

+

Круглый стол

+

Проект, направленный на повышение педагогической культуры  родителей  в вопросах коррекции и профилактики нарушения зрения.

+

Направления работы

Содержание работы

месяцы

09

10

11

12

01

02

03

04

05

2.  Работа с родителями

Работа, направленная на  профилактические  мероприятия по укреплению  здорового образа жизни детей.

 Мастер класс: «Как повысить иммунитет дома»

+

Проект, направленный на повышение педагогической культуры  родителей  в вопросах  соблюдение здорового образа жизни детей в детском саду и дома.

+

«Профилактические  мероприятия по укреплению  здорового образа жизни »

+

Круглый стол «Игры, которые лечат»

+

Формы закаливание ребенка  дома .

+

Индивидуальные задания по запросу родителей.

+

Копилка советов 

+

 Игровой досуг «Игры, которые лечат»

+

 Выставка коррекционной литературы  профилактические  мероприятия по укреплению  здорового образа жизни.

+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адрес:Дзержинского8 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №17 «ЛАДУШКИ» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка. На этапе подготовки: Избегайте чрезмерных требований; Предоставляйте право на ошибку; Не думайте за ребёнка; Не перегружайте ребёнка; Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам; Устраивайте ребенку маленькие праздники. Скоро в школу Воспитатель: О.С. Манухова Памятка для родителей

Слайд 2

Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения – даже самых простых упражнений. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА» КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ? Продолжительность работы - 3-5 минут, и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными) Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут. Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов. Составляйте рассказы по картинкам. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки. Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л». Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву. Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету. Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр. 1) Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня; полноценный сон; прогулки на воздухе. 2) Формируйте у ребенка умения общаться Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать. 3) Уделите особое внимание развитию произвольности Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. 4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат). Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках. Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.



Предварительный просмотр:

«Привитие интереса к физической культуре посредством использования нетрадиционных форм проведения утренней гимнастики»

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревания и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Бурный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики ребенка требуют бережного к нему отношения и щадящих нагрузок. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребенка, изнеживают, тормозят развития.

К физической культуре мы приобщаем ребенка постоянно. Она пронизывает всю его жизнь в детском саду, все виды деятельности, отдых. На занятиях и в повседневной жизни педагоги нашего учреждения развивают природную потребность ребенка в движении, не подавляя её.

 Обоснование и внедрения в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Мы  развиваем физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Для успешного решения всех задач физического воспитания одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования. В нашем детском саду создана развивающая предметно – социальная среда, предупреждающая заболевания и травматизм, повышающая физическую и умственную работоспособность ребенка. Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием : гимнастическая стенка с набором приставных досок , дуги для подлезания , скамейки, кубы для спрыгивания, канаты, мат, фитоболы, массажные коврики, обручи, мячи, лыжи и мелкий спортивный инвентарь. Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно- важные физические качества, позволяет с большей нагрузкой выполнять основные виды упражнений.

Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребенка.

Двигательная активность- главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических интеллектуальных способностей ребенка.

Двигательная активность воспитанников детского сада целенаправленна и соответствует их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку, поэтому регулярная физкультурно-развивающая деятельность начинается с организации утренней гимнастики.

В нашем дошкольном учреждении используются различные формы проведения утренней гимнастики: сюжетная, образно-игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности, в форме круговой разминки, оздоровительно-беговая.

Сюжетная форма утренней гимнастики, с вплетением элементов фольклора проводится в форме двигательного рассказа или сказки. («Колобок», «Теремок», «Деревянные ложки»»). Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.

Образно-игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, загадок способствуют не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развития интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.

«Медвежата играются, с бока на бок катаются»; «Мы попрыгаем на месте прыг да прыг, носочки вместе»; «Мы на пальчиках идем прямо голову несем».

Танцевально-ритмическая разминка, одна из наиболее любимых воспитанниками детского сада, включая различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце гимнастики проводится музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон»).

Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а так же на формирование интереса к систематическим занятиям утренней гимнастикой.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижные игры разней степени интенсивности («Ровным кругом», «Зверолов», «Магазин»), легкий бег 1.5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее   действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и многие другие.

Оздоровительно-беговая гимнастика проводится обязательно на воздухе в теплое время года. Упражнения циклического характера составляют основное содержание утренней гимнастики: это бег, прыжки, марш, различные виды ходьбы и игры с бегом, прыжками. Сначала детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-300 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей. После бега предлагаются дыхательные упражнения, игровые упражнения. Игры на взаимодействие, пальчиковая гимнастика, мимические упражнения.

В результате  использования этих нетрадиционных форм проведения моторная плотность утренней гимнастики достигла 90%. У дошкольника преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их  охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.

В заключении хочу отметить следующее.

Утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого необходимо соблюдать некоторые несложные правила, которые используют наши педагоги.

Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и тоже время. Единственное исключение из правил – это болезнь ребенка.

Комплекс утренней гимнастики для детей на улице, однако, если время года не позволяет, то нужно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.

При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.

Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки – нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.

Для того чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей нужно выполнять под музыку.

Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать – все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не проверкой на прочность.

Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Утренняя гимнастика в форме подвижных игр повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Для вводной части подбираю подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включаю игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму. Например:

1. Игра средней подвижности «Совушка»,

2. Подвижная игра «Не оставайся на полу»,

3. Малоподвижная  игра «Найди совушку» .

Такую форму я чаще использую при проведении гимнастики на воздухе и рекомендую ее использовать воспитателям в летний период.

 

Приложение 3.

 Подвижные игры.

«Спрячь руки за спину» (вариант игры «Ловишки»)

Ход игры. Воспитатель назначает одного из играющих ловишкой, или его выбирают с помощью считалки. Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной.

По слову воспитателя «начинай!» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки. Задача ловишки — поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь!», ловишка не может его трогать. Если в течение 1 минуты ловишка не мог поймать никого из играющих, его сменяет новый, которого назначает воспитатель.

Правила игры. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным. Руки можно закладывать за спину только в тот момент, когда ловишка близко подходит к играющему.

«Не оставайся на полу» (на земле)

Материал. Различные предметы высотой 25—40см — лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки шириной не менее 25 см; повязка на руку; бубен.

Ход игры. В различных местах площадки (комнаты) ближе к ее границам расставлены предметы, на которые дети должны взбираться. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки.

Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови!» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне.

После того как игра повторена 2—3 раза, проводится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра возобновляется.

Правила игры. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя — надо влезать на возвышение. Занимать можно любое место. Ловить надо только после слова «лови».

Указания к игре. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а так же чтобы разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

«Охотники и утки»

Ход игры. Все дети становятся в центр зала. Они – утки. По считалке выбираются 2 «охотника». «Охотники» становятся по разным сторонам зала. В руках у одного «охотника» мяч. По сигналу воспитателя «Пли!», «охотники» начинают выбивать «уток» мячом. Ребенок, которого задел мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до последнего оставшегося не выбитого участника.

Правила игры. «Охотники» должны кидать мяч со своей линии. «Уткам» нельзя выбегать за пределы игровой площадки.

 

Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы

Тема: В гостях у бабушки-загадушки

Рано утром бабушка     Обычная ходьба.

Делает зарядку.     Ходьба с высоким

Делает зарядку,     Подниманием колена.

Учит всех порядку.

По утрам зарядку делай,     Обычный бег.

Будешь сильным,    Бег змейкой.

Будешь смелым.

Бегать быстро,

Прыгать ловко,

Для всего нужна сноровка.    Ходьба с восстановлением дыхания.

Построение врассыпную.

Инструктор. Я вам загадаю загадку, а вы мне покажете отгадку.

Комплекс ОРУ без предметов.

1. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.   (Ножницы.)

«Ножницы». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища: скрестные движения рук. Повторить 8-10 раз.

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет.   (Ветер.)

«Ветер». И. п. - то же: руки прямые поднять вверх, наклоны влево-вправо. Повторить 8-10 раз.

3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке,

Кто мимо идет, всякий поклонится.   (Земляника.)

«Земляника». И. п. - стойка на коленях, руки на поясе: повороты с разведением рук, кивок головой. Повторить 8-10 раз.

4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.    (Собака.)

«Собака». И. п. - упор на коленях и предплечьях: энергичные повороты туловища и головы. Повторить 8-10 раз.

5. Из меня куличик печь удобно,

Только есть его нельзя, дружок.

Я, сыпучий, желтый, несъедобный.

Догадался, кто я - ...   (Я - песок.)

«Песок». И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища: перекаты со спины на живот и обратно. Повторить 8 раз.

6. Что за птица?

Песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет.    (Самолет.)

«Самолет». И. п. - лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища, вдох, звукоподражание «р-р-р», вернуться в и. п., выдох. Повторить 6 раз.

7. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, как

Прятаться начнут.    (Дождик.)

«Дождик». И. п. - о. е., приседания, руки за голову. Повторить 8 раз.

8. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут.   (Мяч.)

«Мяч». И. п. - узкая стойка: подскоки на двух ногах, чередовать 3 раза с упражнением «гармошка» (перекаты с пяток на носки).

Бег врассыпную.

Летят, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут.   (Листья.)

Игровое упражнение «Эхо».

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет.

Без языка, а кричит.   (Эхо.)

Конспект утренней гимнастики в форме подвижных игр для детей старшей возраста.

Длительность: 10-12 минут.

Оборудование: атрибут волка, бубен, аудиозаписи.

 «Птиц мы очень уважаем,

Птицам часто подражаем.

Будем мы летать, как птицы,

Прыгать, бегать, и резвиться!»

Ход:

  1. Вводная часть Построение в шеренгу, в колонну. Ходьба обычная (1 круг).

Подвижная игра «Море волнуется» 2-3 раза. Дети изображают на сигнал « Замри» птиц, лесных животных.

Бег «Летят птицы» в чередовании с ходьбой-2 раза. Дозировка непрерывного бега 40-50 секунд, темп средний.

Построение в круг.

II. Основная часть

а. Общеразвивающие упражнения - «Танец маленьких утят».

б. Подвижная игра « Гуси-лебеди»-2 раза.

III. Заключительная часть Спокойная ходьба с выполнением движений для рук «птицы машут крыльями» - руки в стороны, «высоко летят птицы» - руки вверх, « отдыхают крылья у птиц» - руки вниз. Построение в шеренгу.

Речевка:

 «Рано утром по порядку

Все выходим на зарядку.

И в небе, на суше в лесу, на воде

Физкультура нужна всегда и везде!».

Комплекс утренней гимнастики из подвижных игр

Старшая группа - I квартал

I. Вводная часть: построение свободное, перестроение в колонну.

1.Ходьба обычная – «Темным лесом, пестрым лугом мы шагаем друг за другом».

2.Ходьба с высоким подниманием колена – «Чтоб росы с травы не сбить – ноги поднимаем».

3.Ходьба змейкой – «И между деревьями змейкой мы шагаем».

4.Бег, высоко поднимая пятки – «Листики осенние с вами увидали, и, сгибая ноги, быстро побежали».

5.Ходьба с выпадами – «И опять мы ходим полем, лесом, лугом, ищем мы листочки, чтоб собрать букетик».

6.Ходьба обычная – «Вот букет огромный с вами мы собрали и ковер нарядный на

земле соткали».

II. Оздоровительный бег в медленном темпе вокруг детского сада, упражнение на восстановление дыхания.

III. Подвижные игры:

1.«Хитрая лиса» - (бег) – 2-3 раза.

2.«Зайчики» - (прыжки) – 2-3 раза.

3.«Совушка» - (бег) – 2-3 раза.

4.«Кто живет в лесу?» (игра малой подвижности).

IV. Упражнение на дыхание «Журавль», пальчиковая гимнастика «Покажи зверей».