Методическая копилка
Методическая копилка – это отличный способ поделиться своими творческими наработками и находками с коллегами, а также помочь начинающим педагогическим работника подобрать подходящий материал для своей педагогической практики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.
Цель дизайна – художественное проектирование предметно-пространственной среды человека, конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Задачи: -польза и красота -удобство -простота изготовления -серийность -транспортировка -упаковка и т.д .
Промышленный дизайн – это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Художник всегда выражает себя в своих произведениях.
Создание новой вещи – сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры.
Графический дизайн – это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы.
Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы.
Книжный дизайн – это новые, разнообразные конструкции книги.
Визаж (искусство макияжа) –создание прекрасного облика человека.
Дизайн одежды – моделирование и конструирование одежды.
Мода – это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.
Фитодизайн – составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов
Ландшафтный дизайн – дизайн среды. Дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий.
Практическая работа 1 группа – проект автобусной остановки. 2 группа – эскиз фантазийного макияжа 3 группа - дизайн сотового телефона 4 группа – эскиз современной школьной формы
Домашнее задание Разработать ландшафтный дизайн – «Школьная территория».
Предварительный просмотр:
Тема урока: Психология цвета
Возраст обучающихся 9-10 лет
Тип урока: Усвоения новых знаний
Вид урока : Интегрированный |
Форма урока: Урок-исследование |
Цель урока:
- соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
Образовательная:
- соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
Воспитательная:
- воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (тональность оттенков,
разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
Развивающая
- развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира; продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.
Планируемые результаты
базовый уровень
-Умение видеть форму, цвет, и передавать единство этих качеств в объемных работах.
-Умение выполнять цветовое решение композиций на основе заданных форм.
повышенный уровень
-Представление о психологическом влияние цвета на человека.
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Используемые электронные образовательные ресурсы – Компьютер, телевизор.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) - презентация, готовое изображение трех контуров круга, краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Технологическая карта занятия
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Отовсюду к ним поступает так много информации и учитель уже давно не является единственным источником информации. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы школы, перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в режиме школьного эксперимента?». Инновационный поиск новых средств привел к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным? Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Приоритетно педагоги изобразительного искусства используют развивающие и проблемные методы обучения. Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности школьников зависит эффективность образования в целом. Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Основная цель художественного образования - это воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное художественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется.
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.
Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
- ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
- ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т. д.
Цели и задачи: Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является формирование надпредметных навыков и умений, умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо четко определить цель проекта.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
- трудолюбие;
- способность самостоятельно принимать решение;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- изобретательность.
Используя метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд» учитель также решает поставленные задачи художественного образования. Если говорить сухим языком школьных программ, основными задачами предмета «ИЗО и художественный труд» являются:
- эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
- освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;
- воспитание интереса и любви к искусству.
Метод проектов как один из способов повышения качества образования
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни. Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими». В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и величайшего педагога этой страны – Грундтвига, ему метод проекта обязан следующими идеями:
- Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
- Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
- Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
- Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
- В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - ндивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Метод проектов предполагает совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т.д.
Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.
В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле; совместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
С точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы,и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы (цели) проекта.
Что требуется от учителя?
1. Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
2. Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
3. Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
4. Владение компьютерной грамотностью;
5. Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
1. Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);
2. Владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатка информации на принтере;
3. Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
- исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;
- творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника);
- информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
- социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;
Классификация проектов
По степени самостоятельности учащегося
- исполнительские,
- конструктивные,
- творческие.
По доминирующему виду деятельности учащихся
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- практические,
- игровые.
По продолжительности
- минипроекты,
- краткосрочные,
- долгосрочные.
По комплексности
- монопредметные,
- межпредметные,
- надпредметные.
Основные характеристики проектной деятельности:
- Наличие проблемы;
- Планирование деятельности;
- Работа по поиску и анализу информации;
- Получение нового продукта;
- Презентация полученного продукта.
Проект ЭТО:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Учитель помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
- владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта)
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское вне;
- является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами.
Учитель не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача учителя— не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребёнком проделанного пути.
План учебного проекта
- Тема проекта
- Название проекта
- Проблема проекта (Цель)
- Задачи проекта
- Планирование
Проектирование-осуществление
- Продукт – презентация
- Защита проекта
Основные этапы проектной деятельности
- Погружение в проект (определение проблематики проекта, оценка возможностей);
- Организация деятельности (определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения);
- Осуществление деятельности (реализация проекта);
- Презентация результатов (представление и анализ результатов).
Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Продуктом проектной деятельности в рамках предмета ИЗО могут быть:
- Рисунки
- Тематические альбомы
- Макеты
- Мультимедийные альбомы
- Плакаты
- Костюмы, маски
- Слайд-фильмы
- Видеосюжеты и др.
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
- личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других.
Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
Проект на уроке ИЗО
Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
По содержанию проект учащегося может быть:
- монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета)
- межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- краткосрочными,
- средней продолжительности (от недели до месяца)
- долгосрочными
Проект может быть индивидуальным и групповым
Классификация проектов
Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.
Индивидуальные проекты на уроках в 5 классе:
- «Древние образы в народном искусстве»;
- «Единство конструкции и декора в народном жилище»;
- «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;
- «Современное выставочное искусство»;
- «Бал во дворце у Золушки» и др.
Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы.
Коллективные проекты на уроках изобразительного искусства:
- «Народные праздничные обряды»;
- «Оформление книги», «Буквицы»;
- «Музей народных промыслов» и др.
Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад эстетического цикла.
Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.
Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического или другого жанра.
План работы над проектом
1. Информационным этапом проекта служит урок, на котором рассказывается о проекте, его целях и задачах, определяется направление работы, демонстрируется презентация, включающая предыдущие работы детей. На этом же уроке говорится о сроках выполнения работы, и о том, что работы украсят не только школьную выставку, которую видят и учащиеся, и родители, и учителя школы, но и останутся наглядными пособиями в кабинетах школы (по желанию детей). Это является для ребят мощным стимулирующим фактором.
2. Плановый этап проекта включает обсуждение темы, включающий определение цели и задачи, этапы, формы и средства выполнения проекта, что дает возможность каждому выбрать подтему внутри общей темы.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. Выслушиваются мнения, выбираются наиболее интересные. На левой половине альбомного листа записывается каждым ребенком необходимые виды материалов и их количество для работы, инструменты, которыми он будет работать, а на правом – то здание, панно или поделка, которые он будет делать. Здесь же ребята выбирают: будут они работать группой, в паре или индивидуально.
3. Поисковый этап.
Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются места и способы сбора информации.
4. Основной, практический этап. Роль педагога на этом этапе, в основном, консультационная.
5. Этап представления и защиты проекта. Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие цели ставили, какие трудности встретили, что не получилось и почему. Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение, советуют, чем мог бы проект дополниться. На этом этапе очень важны ситуации успеха. Итоговый продукт проекта используется в оформлении класса, школы или дома.
6.Аналитический этап. Анализируются результаты работы над проектами.
Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значимым. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически. В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов. Каждый проект – это творчество, это личностное знание. Он расскажет о своем создателе гораздо многограннее, чем безликая оценка.
Метод проектов я использую на уроках изобразительного искусства по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Чаще всего проекты чаще всего носят творческий, исследовательский, информационно-практический характер. Метод проектов дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть коллаж, коллективная работа, выставка, иллюстрации к сказке и т.д.
В зависимости от сложности темы проекта по продолжительности это мини – проекты или краткосрочные, выполняются в течение 2–3 уроков. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или всего на несколько часов.
Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).
В процессе творческой работы необходимо создавать ситуацию успеха, которая в свою очередь принесёт положительную динамику качества знаний учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета и повысит стимул работы.
Заключение
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод Проектов - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого продукта или услуги при заданных условиях. Технология организации такой деятельности школьников включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у детей создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к проделанной работе, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются такие методы как:
- метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
- метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
- метод коллективных и групповых работ;
- метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…
Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. Проявляющаяся в проектной деятельности способность к правильному выбору способов и материалов, математический расчет затрат приводят и к выбору соотнесения размеров, формы, пространства, дизайна. При защите проектов вырабатываются навыки публичной проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют конечный продукт, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить свои идеи на практике.
Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Литература
1. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2012.
2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – из-во «Учитель», 2012.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2010.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПОМОДЭК, 2010.
5. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2010.
6. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”. М., 2014.