Страничка для педагогов

Карпенко Нина Адамовна

«Не слушай никого, кто скажет, будто ты чего  не можешь. Даже меня. Если есть мечта, оберегай её. Люди, которые чего не могут, будут уверять, что и у тебя ничего не выйдет. Поставь цель – добейся. И точка»

/Габриэль Муччино/

 

 

 

 В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке.Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и содействующего развитию ребенка.

Как педагогу «присвоить» такую позицию? Анализ различных источников позволяет определить тьюторское сопровождение деятельности педагога как компонент  процесса профессионального роста педагога, предполагающий со-участие наставника в индивидуальном развитиипедагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии с опорой на собственные ресурсы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО

Карпенко Нина Адамовна

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида  №46»

          В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые,  с яркой индивидуальностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает несколько основных принципов:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. [4]

           Но в связи с происходящими в последнее  время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности.    Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.          

 В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. [1:12] .

             Все эти факты обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим его окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют очень большую роль, в становлении личности ребенка. С раннего детства начинается формирование отношения к своей стране и государству, где живёт человек. [3:34]

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Никакая работа педагога, никакие методы и приёмы, никакая наглядность не дадут положительного результата в воспитании патриотизма, если педагог сам не будет восторгаться своей страной, своим городом, своим народом. 

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок  – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

В нашем символическом доме патриотическое воспитание открывает человеку возможность стать не только Человеком – интеллигентом, семьянином, товарищем,  другом, успешной личностью, но Человеком-Патриотом. Поэтому в нашем дошкольном учреждении был реализован проект по теме: «Модель методического сопровождения педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию в соответствии ФГОС ДО». Проект разработан по организационно - блочной системе.  

Первый блок - мотивационно – установочный.

Цель: Определить  уровень   осведомлённости педагогов о возможностях  нравственно-патриотического воспитания

Базовые понятия такие как:

 Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [2:32]

Работа с педагогами организована по следующим задачам:

- всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога;

- развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива и  ДОУ в целом.

Направления работы с педагогами: оказание консультативной помощи педагогам ДОУ; осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой; изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта; создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. [1 -4]

Второй  блок – методический.

Задачи:

- рационально и целенаправленно использовать новые научные разработки и достижения педагогической практики;

- деятельностное освоение современных инновационных форм и технологий.

В содержании  блока прописаны следующие формы и методы  - семинар-практикум, проект, мастер – класс, консультации, памятки, деловая игра, тренинг, дидактические игры.  

Третий  блок - организационно – деятельностный.

Задачи:

-анализировать деятельность коллег на основе современных научных идей и стандартов качества;

-формировать потребность в непрерывном педагогическом самообразовании, профессиональном и личностном самосовершенствовании;

-организация в методическом кабинете тематических выставок печатных изданий, презентация новинок литературы  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

-создание банка методических материалов;

Четвёртый  блок – когнитивный.

Это обмен опытом: презентация,  мастер-класс, размещение методических материалов на сайте учреждения, неделя педагогического мастерства, портфолио, проекты.

Пятый  блок - рефлексивно–оценочный, здесь прописаны следующие диагностические материалы:  мониторинг, тест  «Готовность педагога к работе по патриотическому воспитанию, самопроверка знаний (тесты, кроссворды).

С  педагогами проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию.

Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.

        Таким образом, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, в вопросах нравственно – патриотического воспитания, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Литература

  1. Социально-нравственное воспитание в детском саду. Буре Р.С. М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 184с.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. -  112с.
  3. Ветохина А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009. – 176с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Братск - 2022г. старший воспитатель Карпенко Н.А. Российская Федерация Иркутская область Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 46» ___ муниципального образования города Братска ___ 665717, Иркутская область, г. Братск, п.Энергетик , ул.Холоднова,7, телефон, факс (3953) 37-63-42

Слайд 2

Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые уникальные условия. Напротив, ФГОС ДО призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.

Слайд 3

Понятие и особенности «Образовательного события» Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем…») Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. История, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Событие – это всегда нечто уникальное, однократное, неповторимое. Отличительная черта образовательного события – яркие впечатления, которые помогают детям запомнить новую информацию. События могут быть спонтанными или запланированными, заменять некоторые занятия или дополнять их, проходить по инициативе детей или взрослых.

Слайд 4

Структура образовательного события Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения .отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка подарков, украшений, новых саженцев; планирование – куда съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т.д.

Слайд 5

Событие как СО-БЫТИЕ С позиции житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущное течение жизни. Событие –наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду – это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфическими для этого периода смыслов и атмосферой. Образовательное событие атмосферно. Оно не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает детей группы, расскажет сама атмосфера. О том, что происходит образовательное событие в которое дети действительно включены, расскажут скорее всего те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.( корабль изготовленный детьми из бумаги, цилиндры, отражающие подзорные трубы, книги, подобранные по морской тематике) При грамотном руководстве педагога, тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, выяснить обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве – в со-бытии.

Слайд 6

Образовательное событие направлено на решение задач, заложенных в стандарте охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья ) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дет

Слайд 7

Как запланировать образовательное событие При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании. Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам. Проработка таких вопросов уже половина плана: Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Название может быть кратким («Весна», «Богатыри», «Семья») Иметь форму вопроса ( «Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?») Обозначать действие ( «Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме») Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми

Слайд 8

Как запланировать образовательное событие Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Актуальность может определяться самими детьми ( Ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие ( К примеру, в результате анализа педагог решил , что в дефиците у группы сравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случае педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы непременным условием будут соответствующие умения и компетенции)

Слайд 9

Как запланировать образовательное событие Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и т.д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т.д.) Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог-теперь могу, не знал – теперь знаю, не умел - научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий

Слайд 10

Как запланировать образовательное событие Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.

Слайд 11

Как запланировать образовательное событие Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста. Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог.

Слайд 12

Как запланировать образовательное событие Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации ( обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)

Слайд 13

Как запланировать образовательное событие Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Этот вопрос включает в себя несколько пунктов: с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка; к акие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; с колько времени предполагается отвести под образовательное событие к аким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события ч то станет кульминацией образовательного события ( праздник, квест , спектакль, приглашение гостя и т.д.) к аким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение образовательного события

Слайд 14

Как запланировать образовательное событие Вопрос 8. Как будет организована рефлексия? : Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию ( фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка ( «чему я научился») Нумерация ключевых вопросов условна. Конструирование образовательного события может отталкиваться как от темы, так и от дефициты задачи, которой хотелось бы уделить больше внимания. При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки

Слайд 15

Проектирование образовательного события Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде сценария. Что появляется раньше: тема или цель? По разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит. Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже потом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события

Слайд 16

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ -ВОЗМОЖНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА ребенок обладает способностью выбирать желаемое; ребенок обладает способностью проявлять инициативу и самостоятельность; ребенок обладает способностью принимать собственные решения; ребенок обладает способностью активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; ребенок обладает уверенностью в своих силах, проявляет чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к другим; ребенок обладает адекватной оценкой собственных возможностей (связанных с ограниченными возможностями здоровья), проявляет инициативность и уверенность в преодолении ограничений связанных с состоянием здоровья.

Слайд 17

Примерные темы образовательных событий « Билет в космос» «Эликсир жизни» « Механика человека» «Космос – это мы » «Парад» «Карнавальное шествие» Календарные праздники и развлечения «Осенние приключения», «День матери», «Новогоднее шоу Деда Мороза», «23 февраля, 8 марта, «Театральная весна», «9 мая – День Победы», День рождения города; экскурсии по историческим местам города; посещение и организация выставок (« Мой любимый город», организация фотовыставок «Мы отдыхаем семьей », « Самое красивое место в нашем городе »)

Слайд 18

Путешествие в космос Смена обстановки Новые впечатления Виртуальное общение Новые возможности Яркие эмоции Общение с Галактикой Пример: 1 1 Продукт М узыкально – спортивный праздник «Космическое путешествие» 1 день 2 день 3 день 5 день 4 день


Предварительный просмотр: