Факультативные курсы

Факультативные курсы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
  2. Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
  3. Положение о рабочей программе  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
  4. Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
  5. Учебного плана на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская  СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.

«Мир биологии» в основной школе изучается в 5 и 6 классах. Общее число учебных часов за год обучения по 34 ч (1 ч в неделю).

Цель курса: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе

Задачи:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами живой природы

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- Формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;

-Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. 

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

- Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся,  умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Формы контроля

1. Тестирование

2. Защита рефератов, докладов

3. Отчеты о проведении опытов и наблюдений

4. Выступления на уроках биологии по теме исследования

5. Участие в биологических олимпиадах и конкурсах

Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов, животных и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и  животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:  

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Общая характеристика курса.

Курс внеурочной деятельности в 6  классах «В мире биологии» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: ботаники, зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микробиологии.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Формы организации и виды деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации данной рабочей программы используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;художественное творчество;социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).


Формы занятий

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Тематическое планирование

6 класс (34 часов)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Систематика растений

1

3

Раздел 2. Споровые растения

1

4

Раздел 3. Голосеменные растения

1

5

Раздел 4. Покрытосеменные растения

1

6

Раздел 5. Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн.

4

7

Раздел 6. Комнатные растения

4

8

Раздел 7. Растительные сообщества. Экология

4

9

Раздел 8.Что изучает зоология  

1

10

Раздел 9. Животные под микроскопом

2

11

Раздел 10. Беспозвоночные животные

5

12

Раздел 11. Позвоночные животные

9

Итого:

34

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Рабочая   программа к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое пособие / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин ,

       М.:  Дрофа, 2017г,- 50с.).

4. Биология: Многообразие живых организмов. 7кл. учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин – 3-е изд. _ М.: Дрофа, 2017г.

7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

8. http:// fcior.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

9. http://biouroki.ru/material/- задания и презентация по биологии

11. http://www.apus.ru/- биология для 5-9 кл



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
  2. Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
  3. Положение о рабочей программе  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
  4. Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
  5. Учебного плана на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская  СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.

« Мир биологии» в основной школе изучается в 8-9 классах. Общее число учебных часов за год обучения — 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление.

Метапредметные результаты:

  • подготовка к основному государственному экзамену по биологии.
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Предметные результаты

Учащийся научится

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой  природы,  жизнедеятельности  собственного  организма;  использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить  наблюдения  за  биологическими  объектами  и  состоянием     собственного организма, биологические эксперименты;
  • развивать познавательне интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации;
  • использовть приобретенне знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Учащийся получит возможность научиться

  • отработке и закреплению знаний базового уровня
  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
  • научится самостоятельно решать тестовые варианты ОГЭ, что обеспечит благоприятные условия для успешной сдачи  ОГЭ

Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ.

Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,    животных,   грибов   и   бактерий;    популяций;    экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности    организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь:

  • Необходимость защиты окружающей среды;
  • Родство человека с млекопитающими животными,
  • Место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей  среды;  
  • Зависимость  собственного  здоровья  от  состояния  окружающей среды;  
  • Причины   наследственности   и   изменчивости,    проявления   наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • Роль гормонов и витаминов в организме;
  • Изучать    биологические объекты и процессы;  
  • Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  • Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • Сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп);
  • Делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);            Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,   последствий деятельности  человека в  экосистемах,   влияние  собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить   самостоятельный  поиск  биологической   информации:   находить  в  тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • Находить в биологических  словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных технологий);
  • Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: соблюдения  мер  профилактики  заболеваний,   вызываемых  растениями,   животными, бактериями,  грибами и вирусами;     травматизма,  стрессов,  ВИЧ-инфекции, вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Уметь оказывать первую  помощь  при  отравлении  ядовитыми  грибами,  растениями,  укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • Рационально организовать  труд и отдых,
  • Соблюдать правила поведения в окружающей среде;
  • Знать правила выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Знать правила проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематическое планирование

8-9 класс (34 часов)

Наименование разделов, тем

Кол-во

 часов

1

Биология как наука . Методы биологии

2

2

Клеточное строение организмов

3

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

4

4

Строение и многообразие покрытосеменных растений

3

5

Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные

8

6

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

10

7

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

1

8

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

3

Итого:

34

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / Н.И.Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2015.

2. Биология: Живой организм. 6 класс.: учебник /Н.И.Сонин. -М.: Дрофа, 2016.

3. Биология: Многообразие живых организмов. 7кл. учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин – 3-е изд. _ М.: Дрофа, 2017г.

4. Биология: Человек. 8 кл.: учебник / Н.И.Сонин. М.: Дрофа, 2015.

5. Биология: Общие закономерности. 9кл.: учебник/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.-5-е изд.М.: Дрофа, 2018г

6. http:// fcior.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

7. http://biouroki.ru/material/- задания и презентация по биологии

8. https://biootvet.ru/bio-gia/ подготовка к ОГЭ



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
  2. Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
  3. Положение о рабочей программе  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
  4. Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
  5. Учебного плана на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская  СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.

«Введение в химию» в основной школе изучается в 7 классе. Общее число учебных часов за 35 ч (1 ч в неделю) в 7 классе.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  • сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
  • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.

Курс  (состоит из четырех частей)  решает следующие задачи:

Первая тема — «Химия в центре естествознания» 

- позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.

- способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.

Вторая тема — «Математика в химии» —

- позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» —

-  дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.

Четвертая тема — «Рассказы по химии» —

-   способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.

Тематическое планирование

7 класс (35 часов)

Наименование разделов, тем

Кол-во

 часов

1

Раздел 1. Химия в центре естествознания

11

2

Раздел 2. Математика в  химии

9

3

Раздел 3. Явления, происходящие  с веществами

11

4

Раздел 4. Рассказы по химии

4

Итого:

35

Количество контрольных и практических работ учебного предмета "Введение в химию" за год.

Виды работ

7 кл.

1.

Контрольные работы

2

2.

Практические работы

6

3.

Промежуточная аттестация

1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.

2. CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия», «Виртуальная лаборатория»