Факультативные курсы
Факультативные курсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_biologii_5-6_klass.docx | 29.01 КБ |
mir_biologii_podgotovka_k_oge_9_klass.docx | 32.01 КБ |
vvedenie_v_himiyu_7_klass.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
- Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
- Положение о рабочей программе филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
- Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.
«Мир биологии» в основной школе изучается в 5 и 6 классах. Общее число учебных часов за год обучения по 34 ч (1 ч в неделю).
Цель курса: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе
Задачи:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами живой природы
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Формы контроля
1. Тестирование
2. Защита рефератов, докладов
3. Отчеты о проведении опытов и наблюдений
4. Выступления на уроках биологии по теме исследования
5. Участие в биологических олимпиадах и конкурсах
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты обучения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, животных и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Общая характеристика курса.
Курс внеурочной деятельности в 6 классах «В мире биологии» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: ботаники, зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микробиологии.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Формы организации и виды деятельности
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации данной рабочей программы используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;художественное творчество;социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Тематическое планирование
6 класс (34 часов)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Систематика растений | 1 |
3 | Раздел 2. Споровые растения | 1 |
4 | Раздел 3. Голосеменные растения | 1 |
5 | Раздел 4. Покрытосеменные растения | 1 |
6 | Раздел 5. Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн. | 4 |
7 | Раздел 6. Комнатные растения | 4 |
8 | Раздел 7. Растительные сообщества. Экология | 4 |
9 | Раздел 8.Что изучает зоология | 1 |
10 | Раздел 9. Животные под микроскопом | 2 |
11 | Раздел 10. Беспозвоночные животные | 5 |
12 | Раздел 11. Позвоночные животные | 9 |
Итого: | 34 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Рабочая программа к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое пособие / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин ,
М.: Дрофа, 2017г,- 50с.).
4. Биология: Многообразие живых организмов. 7кл. учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин – 3-е изд. _ М.: Дрофа, 2017г.
7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8. http:// fcior.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
9. http://biouroki.ru/material/- задания и презентация по биологии
11. http://www.apus.ru/- биология для 5-9 кл
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
- Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
- Положение о рабочей программе филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
- Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.
« Мир биологии» в основной школе изучается в 8-9 классах. Общее число учебных часов за год обучения — 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление.
Метапредметные результаты:
- подготовка к основному государственному экзамену по биологии.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Предметные результаты
Учащийся научится
- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развивать познавательне интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации;
- использовть приобретенне знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учащийся получит возможность научиться
- отработке и закреплению знаний базового уровня
- находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
- научится самостоятельно решать тестовые варианты ОГЭ, что обеспечит благоприятные условия для успешной сдачи ОГЭ
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь:
- Необходимость защиты окружающей среды;
- Родство человека с млекопитающими животными,
- Место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- Зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- Причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- Роль гормонов и витаминов в организме;
- Изучать биологические объекты и процессы;
- Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп);
- Делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- Находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- Рационально организовать труд и отдых,
- Соблюдать правила поведения в окружающей среде;
- Знать правила выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Знать правила проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование
8-9 класс (34 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Биология как наука . Методы биологии | 2 |
2 | Клеточное строение организмов | 3 |
3 | Система, многообразие и эволюция живой природы | 4 |
4 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 3 |
5 | Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные | 8 |
6 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека | 10 |
7 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 1 |
8 | Решение демонстрационных вариантов ОГЭ | 3 |
Итого: | 34 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / Н.И.Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2015.
2. Биология: Живой организм. 6 класс.: учебник /Н.И.Сонин. -М.: Дрофа, 2016.
3. Биология: Многообразие живых организмов. 7кл. учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин – 3-е изд. _ М.: Дрофа, 2017г.
4. Биология: Человек. 8 кл.: учебник / Н.И.Сонин. М.: Дрофа, 2015.
5. Биология: Общие закономерности. 9кл.: учебник/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.-5-е изд.М.: Дрофа, 2018г
6. http:// fcior.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
7. http://biouroki.ru/material/- задания и презентация по биологии
8. https://biootvet.ru/bio-gia/ подготовка к ОГЭ
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
- Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
- Положение о рабочей программе филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
- Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.
«Введение в химию» в основной школе изучается в 7 классе. Общее число учебных часов за 35 ч (1 ч в неделю) в 7 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
- создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
- интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Курс (состоит из четырех частей) решает следующие задачи:
Первая тема — «Химия в центре естествознания» —
- позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.
- способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.
Вторая тема — «Математика в химии» —
- позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).
Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» —
- дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.
Четвертая тема — «Рассказы по химии» —
- способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.
Тематическое планирование
7 класс (35 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Химия в центре естествознания | 11 |
2 | Раздел 2. Математика в химии | 9 |
3 | Раздел 3. Явления, происходящие с веществами | 11 |
4 | Раздел 4. Рассказы по химии | 4 |
Итого: | 35 |
Количество контрольных и практических работ учебного предмета "Введение в химию" за год.
№ | Виды работ | 7 кл. |
1. | Контрольные работы | 2 |
2. | Практические работы | 6 |
3. | Промежуточная аттестация | 1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
2. CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия», «Виртуальная лаборатория»