Материалы для занятий
- Развитие связной речи
- Формирование лексико-грамматического строя речи и формирование фонематическоговосприятия
- Формирование речевого дыхания
- Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием интерактивных игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование русских народных сказок в логопедической работе»
Составила и провела
учитель-логопед Заренкова Т.С
Г.о.Подольск, мкр. Климовск, 2018г.
Проект
«Использование русских народных сказок в логопедической работе»
Проект: краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, родители воспитанников, учитель – логопед, воспитатели.
Цель: коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через использование русских народных сказок на логопедических занятиях в условиях логопедического пункта.
Задачи:
- Развивать связную речь детей.
- Совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звукопроизношение, слоговую структуру слова.
- Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом.
- Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
2.Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей;
- беседы;
- проведение разнообразных игр;
3.Практический метод:
- автоматизация звуков в самостоятельной речи;
- организация продуктивной деятельности: рисование иллюстраций к сказкам;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление книги по рисункам детей.
Формы работы:
Анализ сказок
Рассказывание сказок (групповое рассказывание сказки «по кругу» индивидуальное от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Куклотерапия (куклы, фланелеграф).
Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
- успешное овладение грамотной и связной речью;
- овладение навыками выразительной, правильной речи;
- развитие творческого потенциала, познавательной активности ребенка через сказку;
- усиление интереса к занятиям.
У родителей:
- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества (участие вместе с детьми в изготовлении персонажей сказок)
- повышение заинтересованности родителей в процессе коррекционно-воспитательной работы.
У педагогов:
- Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию речи.
- разработка методического и практического материала по проекту.
Данная разработка будет полезна для учителей-логопедов, воспитателей, родителей, дефектологов и педагогов–психологов.
Введение.
Коррекционно-развивающая деятельность - это сложный педагогический процесс, результатом которого должна являться нормализация всех сторон речи ребёнка, развитие психомоторики, познавательных и психических процессов, воспитание личности ребенка, а также учитывать создание здоровьесберегающей среды. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагог обязан гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Таким образом, повышение качества образования детей является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования.
Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Инновационные технологии, применяемые нами в логопедической практике, а именно сказкотерапия, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО, служат эффективным дополнением формирования речи дошкольников и являются актуальными на сегодняшний день.
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. В настоящее время в дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями.
Дети любят сказки, дети верят в сказки… А мы предлагаем вам устроить погружение в давно знакомые сказочные истории и использовать этот богатый материал для развития способностей и возможностей ребёнка.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звукопроизношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Теоретическое обоснование проекта.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю-логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Этапы работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой. На данном этапе используются - картинный материал, фланелеграф.
- Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.
- Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы.
- Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки).
В своей работе мы используем сказки для расширения словаря детей, проводим следующие виды работы:
• рифмовка слов (удалец-молодец);
• придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
• подбор эпитетов к сказочному герою;
• называние сказочного героя по эпитетам;
• называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
• подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа;
• придумывание нового названия сказки;
• называние пропущенных слов в сказке.
Для формирования правильного грамматического строя предлагаем следующие формы работы:
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
• составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
• составление предложений с опорой на игрушку;
• упражнение "Закончи предложение" и т.д.
Приёмы при формировании связной речи:
• словесная режиссерская игра;
• пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
• совместное решения проблемного вопроса к сказке;
• изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй.
Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:
• Все ли ему понятно?
• Понравилась ли ему сказка?
• О ком рассказывается в сказке?
• Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
• Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?
В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, которые позволяют понять мораль сказки. Задавать логические вопросы. Привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Можно отработать употребление предлогов, задавая соответствующие вопросы.
Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.
С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов: можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (смысловые, грамматические, фонетические). Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил.
Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять картинки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прием озаглавливания эпизодов.
Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.
Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.
Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный - организационная работа
II этап основной – действия по реализации проекта
III этап заключительный – подведение итогов, анализ ожидаемого результата реализации проекта
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с детьми и родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.
- Ознакомление с литературой.
- Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
- Подготовка консультаций для родителей и педагогов
-Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка
необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
- Проведение занятий, бесед с детьми.
- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
- Оформление выставок рисунков, поделок детей.
«Колобок»
Оборудование: жёлтый мяч, настольный театр «Колобок», ширма,
книжка «Колобок», картинки «заяц белый», «заяц серый», «волк», «медведь», «лиса», теннисные шарики,
I. Введение в тему
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости придёт сказка.
Убирается ширма – за ней лежит жёлтый мяч.
Главный герой сказки, в которую мы попадём сегодня, тоже похож на жёлтый мяч:
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок…Вы узнали? (КОЛОБОК).
Жёлтый мяч заменяется фигуркой колобка из настольного театра
II. Припоминание сказки
Учитель-логопед с помощью фигур из театра и при активной поддержке детей проговаривает сказку.
Пальчиковая гимнастика
Я колобок, колобок, | хлопки в ладоши |
III. Работа над сказкой
- Логическая разминка.
Как вы думаете, зимой или летом произошла эта история?
Куда положила бабушка колобок, чтобы он остыл?
А раз колобок укатился, значит окошко было открыто или закрыто?
Открывают ли окна настежь зимой?
Кого встретил колобок на пути?
По мере называния учитель-логопед выставляет персонажей сказки.
Мог ли колобок зимой встретить медведя?
Где находится дорожка, по которой покатился колобок – в лесу или в городе?
Выходит, что эта история произошла летом, в лесу, и все, кого встретил колобок – лесные жители
- Словарная работа.
Кого первым встретил колобок на пути?
Как вы думаете, заяц был серый или белый? (две картинки на выбор)
Конечно, заяц был серый, потому что история происходила летом, а летом зайцы серые.
Сколько у зайца ушей? А сколько хвостов?
Какой у зайца хвост? А уши, наоборот, какие?
Зимой заяц меняет шубку. Зачем?
Когда заяц встретил колобка, у него было хорошее настроение. Давайте поскачем, как весёлые зайки
- Физминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Кого встретил колобок после зайца?
Какого цвета волк?
Сколько у волка лап? Ушей? Хвостов?
Когда колобок укатился от волка, тот расстроился и завыл
- Развитие голоса и речевого выдоха
«Волк воет»
Кто повстречался колобку после волка?
Какого цвета медведь?
Сколько у медведя ушей? Лап?
Какой у медведя хвост – длинный или короткий?
Давайте покажем, как ходит медведь.
- Физминутка
Наш мишутка потянулся – раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл, мёду, видно, не нашёл.
Влез на дерево – и вот лижет с лапы сладкий мёд!
Кто последний повстречался колобку?
Какого лиса цвета?
Сколько у лисы лап? Ушей? Хвостов?
Какой у лисы хвост?
Почему лису в сказках называют плутовкой?
Кого лиса обманула в этой сказке?
- Словарная разминка
Давайте вспомним, какие ещё персонажи есть в сказке «Колобок»?
по мере называния на столе выставляются персонажи настольного театра.
Если я уберу главного героя – Колобка, то тех кто останется, можно разделить на две группы.
Какие?
Давайте расскажем про каждого животного из сказки. Используется книжка «Колобок»
какой заяц?
какой волк?
какой медведь?
какая лиса?
Качественные прилагательные «Ах, какой колобок!»
Про всех рассказали, а про колобка забыли. Какой он?
Покатился колобок к деткам, хочет послушать, что они про него расскажут!
Жёлтый мяч-колобок передаётся по кругу, дети называют какой колобок.
7. Развитие голоса и речевого выдоха «Спасение колобка»
Жалко такого замечательного колобка! Давайте его от лисы спасём!
сдуть колобка с лисьего носа
8. Сенсорные эталоны. Рассказ-описание. «Такие разные колобки!»
Напекла бабка много-много разных колобков!
на ковёр высыпаются разные шарики
Найдите самые большие… Самые маленькие
Жёлтые… Красные… Зелёные… Синие… Разноцветные…
Твёрдые… Мягкие…
Пушистые… Гладкие… Шершавые
Тяжёлые… Лёгкие…
Давайте соберём всех колобков в мешок
А теперь каждый достанет себе по колобку и расскажет, какой он…
Дети выполняют задание, логопед подсказывает признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)
- Речевая зарядка
Что говорили звери, когда встречали Колобка в лесу? (Колобок, колобок, я тебя съем!).
Игра «Угадай, чей голосок» используются персонажи настольного театра и ширма сначала голосами животных говорит взрослый, затем, по очереди, сами дети
- Артикуляционная гимнастика «Колобок»
«По амбарам помела» - движения языка влево-вправо по нижней губе
«По сусекам поскребла» - проталкивание языка между зубами
«замесила тесто» - «футбол»
«положила на окошко студиться» - открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости
«колобок заскучал» - «часики»
«спрыгнул с окошка» - «лошадка»-«грибок»
«покатился» - круговые движения языком
«встретил зайца» - «качели»: заячьи прыжки или уши
«встретил волка» - «трубочка»: волк воет шёпотом
«встретил медведя»- энергичные движения нижней челюстью
«встретил лису» - «вкусное варенье», лиса облизывается
- «Я даю советы».
Давайте вернёмся к нашему Деду и Бабке. Как вы думаете, что они почувствовали, когда обнаружили, что Колобок пропал? (расстроились, огорчились, обиделись, приуныли)
Что должны были сделать Дед и Бабка, чтобы Колобок не укатился?
(не оставлять без присмотра, не класть на окно, на открывать окно, испечь в форме кубика…)
А теперь подумаем о Колобке. Лиса оказалась хитрее. Что нужно сделать, чтобы перехитрить её?
(не верить ей, стать чёрствым и невкусным, стать зелёным, чтобы в траве не было заметно…)
- «Новые сказки»
А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло…
НЕ испекла бабка колобок… А что сделала? (нашла, купила, слепила…)
испекла НЕ бабка колобок… А кто? (внучка, Баба-Яга, три медведя…)
испекла бабка НЕ колобок… А что? (торт, калач, пирожное…)
Придумайте, что было дальше.
III. Инсценировка сказки.
Заключительный этап
- Инсценировка сказки.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения сказок в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Проект позволяет сформировать у детей навыки публичного выступления, придает уверенность в своих силах, повышает личностный статус ребенка в группе. Способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Такая форма взаимодействия с родителями делает их активными участниками образовательного процесса (требования ФГОС ДО по взаимодействию организации с родителями) и приводит к положительному разрешению поставленных задач.
Результативность:
Положительными результатами работы можно назвать следующее:
- процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
- использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.
- заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.
Список литературы
1. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издательство «Каро», С.-П., 2007г.
2. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
3. «Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
4. «Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
5. «Практикум по коррекционно-развивающим занятиям» Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В.М., 1994.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по логотренингу в подгруппе детей с ФФНР подготовительного возраста «Дикие лесные животные. Звуки Л, Л’»
Тема. Дикие лесные животные. Звуки Л, Л’.
Цели. Выработать правильную артикуляцию звуков Л,Л’; активизировать словарный запас по теме «Дикие лесные животные».
Задачи.
•Образовательные. Формировать представление о диких животных. Уточнить и расширить словарный запас по теме «Дикие лесные животные» и соответствующее обобщающее понятие.
•Коррекционно-развивающие. Вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Л’. Совершенствовать фонематический слух. Корригировать грамматический строй речи, мелкую моторику, дыхание. Развивать логическое мышление.
•Воспитательные. Воспитывать интерес к занятиям. Воспитывать нравственные качества.
•Здоровьесберегающие. Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости. Следить за правильной посадкой детей. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование.
Игрушка Лесовичок, картинки лиса, лось, белка, волк, медведь, заяц, еж; грецкие орехи; иллюстрации артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», индивидуальные зеркала, изображение звуков Л,Л’; светофор.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в гости из леса пришел Лесовичок. Хочет загадать вам загадки.
Логопед показывает Лесовичка и загадывает загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это?
Дети: Лось.
Логопед показывает картинку лося.
Логопед показывает Лесовичка и загадывает загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее - …
Дети: Лиса.
Логопед показывает картинку лисы.
2. Основная часть.
1)Введение в тему занятия.
Логопед: Где живут лиса и лось?
Дети: В лесу.
Логопед: Какие это животные: дикие или домашние?
Дети: Дикие
Логопед: Назовите диких лесных животных.
Дети: Белка, волк, медведь, заяц, еж.
2) Лексико-грамматические упражнения.
Логопед: Молодцы! Как много вы назвали диких лесных животных.
Логопед показывает картинку дикого лесного животного и спрашивает: Значит в лесу много кого?
Дети: Лис, лосей, белок, волков, медведей, зайцев, ежей.
3) Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Давайте покажем обитателям леса, как работают наши пальчики.
Читает логопед. Выполняют дети
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Все мы пальчики друзья,
Друг без друга нам нельзя.
4)Ореховый самомассаж пальцев рук (проводится с использованием грецких орехов).
Логопед: Ребята, смотрите, что нам под елочкой оставила белочка? Орешки. Давайте с ними, поиграем.
Читает логопед. Выполняют дети
Раз, два, три, четыре, пять –
Пришли белки поиграть,
Одна куда-то подевалась –
Четыре белочки осталось,
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.
Ну и ну, какая жалость –
Только две у нас осталось,
Эта новость так грустна –
Осталось белочка одна.
Пока мы тут считали,
Белочки от нас сбежали.
Прокатывать орех по каждому пальчику,
прокатывать орех по четырем пальцам,
прокатывать орех по трем пальцам,
прокатывать орех по двум пальцам,
прокатывать орех по часовой стрелке между ладонями,
спрятать орех за спину.
5) Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, наши пальчики поработали. А теперь давайте с Лесовичком надуем шарик.
Читает логопед. Выполняют дети
Вот так шарик надуваем.
И до облака взлетаем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Глубоко вздохнуть, надуть щеки, поднять руки вверх.
Хлопнуть в ладоши, опустить руки вниз и выдохнуть.
6) Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята, а давайте расскажем диким лесным животным и Лесовичку сказку о Веселом язычке.
Логопед рассказывает сказку о Веселом язычке и показывает иллюстрации артикуляционной гимнастики. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
7) Артикуляционный уклад звуков Л,Л’ и фонетическая характеристика звуков Л,Л’.
Логопед: Какой первый звук в слове ЛОСЬ?
Дети: Л
Логопед: Когда мы произносим звук Л, губы улыбаются, зубы видны, кончик языка упирается в верхние зубы.
Дети повторяют артикуляционный уклад звука Л.
Логопед показывает символ звука Л
Логопед: Звук Л мы не поем, он согласный. Песенка звука Л звучит твердо, строго. Звук Л – твердый, он в синих башмачках.
Логопед: Какой первый звук в слове ЛИСА?
Дети: Л’
Логопед: Когда мы произносим звук Л’, губы улыбаются, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.
Дети повторяют артикуляционный уклад звука Л’.
Логопед показывает символ звука Л’.
Логопед: Звук Л’ мы не поем, он согласный. Песенка звука Л’ звучит нежно, ласково. Звук Л’ – мягкий, он в зеленых башмачках.
8) Динамическая пауза.
Логопед: Лесовичок приглашает нас на зарядку с его лягушками-подружками. Встали, повторяем за мной.
Читает логопед. Выполняют дети
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
В стороны все наклонялись
И обратно возвращались.
Сели на свои места.
Руки на пояс,
Ножки на пяточку.
Далее движения по тексту.
Повернуться вокруг себя и сесть на место.
9)Светофор.
Логопед: Я называю слова, если в слове слышите твердый звук Л – показываете синий цвет, если мягкий звук Л’ – зеленый цвет: лапа, липа, ловко, лес.
10)Песенка для Лесовичка.
Логопед: Давайте споем песенку для Лесовичка.
Ла ла ла
Лу лу лу
Ля ля ля
Лю лю лю
3. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
Логопед читает вместе
с детьми. Выполняют дети
Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку.
Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
Логопед: Молодцы, вы хорошо работали на занятии! Напомните, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какие животные живут в лесу?
Лесовичку понравилось у нас в гостях, он приготовил вам подарки, но ему уже пора возвращаться в свой лес. Давайте с ним попрощаемся. До свидания.
Дети: До свидания.
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию речевого дыхания для детей подготовительной группы с ФФНР.
Тема занятия. Осень.
Цель.
Формирование речевого дыхания на материале лексической темы «Осень»
Задачи.
1.Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха, его интенсивности, силы голоса и речевого дыхания;
2.Формирование направленной воздушной струи выдыхаемого воздуха;
3.Развитие интонационной выразительности речи: тренировка речевого дыхания при выполнении движений, отработка темпа и ритма речи;
4.Совершенствование мелкой, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Материал. Пластиковые стаканы с мелко нарезанными листочками, трубочки для коктейля, листья из бумаги на ниточках, листья из бумаги на дереве, букет осенних листьев, снежинки из ваты, снежки из синтепона, иллюстрация «Осень».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (Осенью).
-Осень какая? (Ранняя, поздняя, золотая, теплая, холодная).
-Какой воздух осенью? (Свежий, прохладный)
2.Посмотрите, какой сюрприз я вам подготовила. Посмотрите букет осенних листьев. С их помощью мы вспомним запах осени. Упражнение на развитие речевого дыхания “Запах осени”. Инструкция: глубоко вдохните носом, не поднимая плечи, а на выдохе произнесите фразу: “Ах, как вкусно пахнет!” Выполнить 3 раза.
3. Ой, что-то погода портится. Ветер воет, завывает: “в-в-в-в-в”. Изобразим все вместе вой ветра, он будет то усиливаться, то утихать: в-в-в-в-в-в-в. Выполнить 3 раза.
4. Ветер все сильнее, буря начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “Буря”, используя стаканы с мелко нарезанными листочками и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза.
5. А мы бури не боимся. Выходите, поиграем в игру “Осень” на координацию речи с движением:
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются и кружатся)
6.Вы любите играть с листочками? Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
7. Дует ветерок и листочки кружатся и тихо ложатся на землю. Поиграем с листочками, игра «Листопад»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3-5 раз)
8.Понравилось вам играть с листочками? Когда нравится, что мы делаем? (Улыбаемся).
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики:
“Улыбка” - “трубочка” 3 раза;
Ой-ой-ой! Губки наши плохо работают. Нам понадобиться расческа.
Упражнение “Расческа”
Необычная расческа у меня всегда с собой.
Если хочешь, я секретом поделюсь сейчас с тобой.
Зубы верхние причешут мою нижнюю губу.
Зубы нижние причешут мою верхнюю губу.
Этой чудною расческой сейчас причешем язычок.
Вот и славно причесались все довольные остались.
“Забор” - “окно” 3 раза; “Мост” - “Парус” 3 раза.
“Холодный ветер” 3 раза;
“Лопатка” с чередованием “Накажем непослушный язычок” 3 раза;
“Лопата копает” 3 раза; “Вкусное варенье” 3-5 раз;
“Теплый ветер”; “Жук”; “Лошадка цокает”;
“Молоток” (д-д-д-д или т-т-т-т); “Дятел” (Д-ддд; Д-ддд);
9. Стало очень холодно, морозно, и полетели первые снежинки. Упражнение “Сдуй снежинку с носа” (“Фокус”) 3 раза.
10.Массаж тела.
Чтобы не зевать от скуки, встали и потерли руки.
А потом ладошкой в лоб: хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже, мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать: раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди.
Постучали тут и там, и немножко по бокам.
Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем, как можно выше.
(Движения выполняются по тексту).
11.Ну что отдохнули, сил набрались? Тогда выполним упражнения на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Упражнение “Сдуй листок с дерева”.
12.Наступает зима. Нам всем становится веселее. Много снегу намело. Чтобы выразить наше настроение, мы можем поиграть в снежки. Глубокий вдох и плавный длительный выдох. Вдохните, не поднимая плеч, носом и выдыхайте плавно и длительно через нос на пену, чтобы сдуть снежок с ладошки.
13. Вот и все. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы! Давайте сами себе похлопаем.
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука с в слогах, словах, предложениях.
Тема. Звук С.
Цель. Автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях.
Задачи.
Образовательные.
- закреплять правильное произношение звука С в логах, словах, предложениях.
- формировать навыки согласования числительного с существительным.
Коррекционные.
- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух.
- обогащение и расширение словарного запаса.
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза
Воспитательные.
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование. Игрушка снеговик, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки со звуком С, альбом на автоматизацию звука С, графическое задание, снежинки, мячики.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришел снеговик.
2. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Давай покажем снеговику зарядку для язычка. А в этом тебе помогут "веселые картинки".
Учитель-логопед показывает картинку, ребенок выполняет артикуляционную гимнатику.
3. Автоматизация звука С в слогах.
Учитель-логопед: Давай вместе со снеговиком слепим комочки из снега.
Ребенок: са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы
ас-ас-ас ос-ос-ос ус-ус-ус ыс-ыс-ыс
аса-аса-аса осо-осо-осо усу-усу-усу ысы-ысы-ысы
4. Автоматизация звука С в словах.
Учитель-логопед: Давай посмотрим вместе со снеговиком картинки и назовем их.
Альбом на автоматизацию звука С.
Ребенок вместе с учителем-логопедом просматривает альбом и называет картинки.
5. Пальчиковая гимнастика.
Учитель-логопед: Давай покажем снеговику как работают наши пальчики.
Чтобы четко говорить,
Сжимать и разжимать кулаки.
Надо с пальцами дружить.
В гости к пальчику большому
Кулаки сжать, выставить большие пальцы.
Приходили прямо к дому:
Разжать остальные пальцы.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Пальцы поочередно здороваются с большим пальцем.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Постучать кулаком об стол.
Все мы пальчики друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Сжимать и разжимать кулаки.
6. Самомассаж пальцев рук (проводится с использованием мячиков).
Учитель-логопед: Давай поиграем со снежными комочками.
Шарик я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Разжимаю, зажимаю
И ладошками катаю.
Выполнять движения по тексту и прокатывать по каждому пальчику.
7. Формирование навыка звукового анализа.
Учитель-логопед: Какой большой сугроб получился. Помоги снеговику собрать снежинки-картинки, в названии которых есть звук С.
8. Физминутка.
Учитель-логопед читает стихотворение и показывает движения. Ребенок повторяет движения за учителем-логопедом.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок,
Правой вверх, левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Повернемся мы вокруг.
9. Игра "Где спрятался звук".
Учитель-логопед: А теперь помоги разобрать снежинки-картинки на три сугроба. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
10. Игра "Посчитай".
Учитель-логопед: Давай посчитаем снежинки и снеговиков.
11. Автоматизация звука С в предложениях.
Повторение предложений по мнемодорожкам. Учитель-логопед показывает мнемодорожки, ребенок повторяет предложения.
12. Развитие мелкой моторики.
Графическое задание.
13. Итог занятия.
Учитель-логопед: Молодец, ты хорошо работал на занятии! Напомни, какой звук мы сегодня правильно и красиво говорить? Снеговику понравилось у нас в гостях, он приготовил тебе подарок, но ему уже пора возвращаться домой. Давай с ним попрощаемся. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию мышц артикуляционного аппарата.
Тема. Артикуляционная гимнастика с применением самомассажа с помощью зубной щетки.
Цель. Развитие мышц артикуляционного аппарата.
Задачи. Корригировать моторику артикуляционного аппарата.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать воображение детей.
Оборудование. Индивидуальная зубная щётка, салфетка, зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, веселый язычок, альбомные листы, карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, как рада я вас видеть. А давайте возьмем друг друга за руки и друг другу улыбнемся. И пойдем в гости к нашему веселому язычку.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика с применением самомассажа языка зубной щеткой.
Язычок шалун и гномик,
он построил себе домик,
откройте рот -скажите А,
это домик язычка,
а теперь скажите -О.
он в доме сделал окно.
Язычок проснулся и потянулся
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику
Время даром не теряет,
зубки чистить начинает.
Кончиком языка чистим верхние зубы, затем нижние.
Ребята, а чем надо чистить зубки.
Щеткой.
А вы знаете, что сегодня день рождения зубной щетки.
и она пришла к нам в гости поиграть с нами и с нашим веселым язычком.
Погода на улице хорошая ? Давайте поглядим в окошко.
А потом глядит в окошко,
Видит «Солнышко»
Щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)
А потом гулять выходит,
Домик он вокруг обходит,
Кончиком языка круговые движения вокруг рта
Кто же тут, а кто же там он глядит по сторонам,
Кончик языка тянем в одну сторону, затем в другую.
Погулять бы нам в лесу,
Ёлочка растет в лесу,
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии
«Ветер дует вправо»
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо
«Ветер дует влево»
Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево
«Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки
«Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины
языка к краям.
3. Закрепление.
Ребята мы поиграли с веселым язычком и нашей гостьей зубной щеткой, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому,
указательный и средний,
безымянный и последний,
наш мизинчик малышок,
постучался на порог,
все мы пальчики друзья друг без друга нам нельзя.
А наша гостья зубная щетка хочет, чтобы вы нарисовали ее портрет.
Давайте, нарисуем.
4. Итог.
Какие красивые получились портреты, давайте подарим их на день рождение нашей зубной щетке.
Она нам говорит огромное спасибо и машет нам на прощанье и говорит до свидания. Мы с ней будем видится каждый день утром и вечером, когда будем чистить зубы.