Дополнительное образование. Волшебный мир слов (логопедия)

Заренкова Татьяна Сергеевна

Развитие артикуляционной моторики

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Формирование словаря и грамматического строя речи

Занятия проводятся в игровой форме с использованием нейроигр и современных информационных технологий в оборудованном логопедическом кабинете.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что большая часть программы нацелена на подготовку артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия у дошкольников, что является основой фонетически правильной устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_noyabr_konspekt_zanyatiya.docx24.69 КБ
Файл puteshestvie_v_zelenuyu_skazku.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

воспитателей  вторых младших групп

южной территориальной зоны

Конспект

 занятия  кружка «Волшебный мир слов»

с детьми второй младшей группы на тему:

«В гости к Веселому Язычку»

Подготовила:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР-детский сад №18

 «Аленький цветочек»

Заренкова Татьяна Сергеевна

20 ноября 2018г.

Конспект  занятия кружка «Волшебный мир слов»

с детьми второй младшей группы  на тему: «В гости к Веселому Язычку»

Цель:

Продемонстрировать родителям условия организации дополнительного образования на занятии кружка «Волшебный мир слов»

Задачи для родителей:

  • Научить родителей основным логопедическим приемам в игровой форме
  • Воспитывать интерес родителей  к занятиям вместе с детьми
  • Способствовать эмоциональному сближению родителей с ребенком

Программные задачи:

  • Развивать артикуляционную моторику
  • Формировать правильное речевое дыхание
  • Развивать мелкую моторику кистей рук
  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением
  • Уточнить и расширить словарь по теме «Одежда», закрепить соответствующее обобщающее понятие

Оборудование и материалы:

Видеопроектор, экран, ноутбук, презентация к занятию, изображение Веселого Язычка, артикуляционная гимнастика в картинках, предметные картинки с изображением одежды, су-джок, сундучок, письма с заданиями, индивидуальные зеркала, салфетки

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций по теме  «Одежда»

-Дидактическая  игра «Катя идет гулять»

-Чтение книги  В. Зайцев «Я одеться сам могу»

-Артикуляционная гимнастика для детей

-Пальчиковая гимнастика для детей

-Мастер-класс для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Ход:

  1. Мотивационно - ориентировочный этап

     Учитель-логопед: Добрый день, уважаемые родители, сегодня я вас пригласила в гости для того, чтобы познакомиться с упражнениями для формирования правильной и четкой речи: мы научимся делать артикуляционную гимнастику, приемы дыхательной гимнастики, покажу приемы самомассажа кистей рук, пальчиковую гимнастику, работу над слоговой структурой слова и расширение словарного запаса детей.

      Учитель-логопед читает стихотворение и показывает изображение Веселого Язычка:

Чтобы четко говорить,

Надо с язычком дружить.

Приглашаю вас, друзья,

В гости в нашу сказку я.

В одном домике, дружок,

Живет Веселый язычок,

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.

Хочет с вами поиграть

И загадки загадать.

Мамы, папы, помогаем и загадки отгадаем.

  1. Поисковый-практический этап. (Основная часть)
  1. Введение в тему

     Учитель-логопед открывает сундучок:

Открываем сундучок,

Там письмо:

Давайте сделаем артикуляционную гимнастику для развития мышц речевого аппарата.

  1. Артикуляционная гимнастика

     Учитель-логопед открывает письмо и предлагает выполнить артикуляционную гимнастику:

Язычок-шалун и гномик,

Он построил новый домик.

Откройте рот, скажите «А», (открыть широко рот и произнести а)

Это - домик язычка,

А теперь скажите «О», (произнести о)

В доме сделал он окно.

Время даром не теряет,

И блинок на завтрак жарит,

Положил он на окошко,

Пусть постудится немножко, (широкий язык  лежит неподвижно на нижней губе)

Любит он покушать сладко,

Ест блинок с вареньем сладким. (широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

А потом гулять выходит,

Домик он вокруг обходит. (облизать губы по кругу)

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.(языком вправо, затем влево)

На качелях оказался,

Вверх взлетал и вниз спускался.(язык поднимаем вверх, опускаем вниз)

А теперь наш язычок

Полетит как самолет.(кончик языка зажимаем между зубов, губы в улыбке и гудим ЫЫЫ)

Приземлился!

На лошадке поскакал,

Так никто и не догнал. (цокаем языком)

Где же наш дружок, наш веселый язычок?

Вот второе вам письмо,

Поглядим, о чем оно?

Давайте выполним приемы дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания.

  1. Дыхательная гимнастика

     Учитель-логопед читает стихотворение, дети и родители выполняют соответствующие движения:

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем. (набираем воздух через нос)

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем. (выдыхаем через рот)

А из шарика, друзья, вот письмо поймала я.

Давайте выполним самомассаж кистей рук для стимуляции речевых зон.

  1. Самомассаж кистей рук (су-джок)

     Учитель-логопед читает стихотворение, дети и родители встают напротив друг друга, выполняют соответствующие движения:

Мячик держим мы в руке

Зажимаем в кулаке

Разжимаем, зажимаем

И ладошками катаем.

Из сундучка еще письмо достала я.

Расширение словарного запаса детей и работа над слоговой структурой слова

  1. Лексическая тема. Слоговая структура слова.

     Учитель-логопед открывает письмо и достает предметные картинки одежды:

Посмотри и назови. (Платье, юбка, брюки, футболка, колготы, носки,  куртка, плащ)

А теперь прохлопаем слова по слогам. Хлопок на гласный звук в слове, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. (Плать-е, брю-ки, курт-ка, юб-ка, плащ, фут-бол-ка, нос-ки, кол-го-ты)

Устали ручки хлопать,

Давайте отдохнем.

  1. Физминутка. Смена видов деятельности, развитие общей моторики и согласование речи с движением.

     Учитель-логопед читает стихотворение, дети и родители  встают и выполняют соответствующие движения:

Руки в стороны в кулачок,

Разжимай и на бочок

Одной вверх, другой вверх

В стороны и накрест,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Повернемся мы вокруг

И письмо еще встречаем.

Давайте сделаем упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук – пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика

     Учитель-логопед читает стихотворение, дети и родители выполняют соответствующие движения:

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить (Сжимать и разжимать пальцы рук в кулак)

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому: (Показать большой палец)

Указательный и средний, (Далее большой палец поочередно соприкасается с другими пальцами, образуя кольцо)

Безымянный  и последний,

Сам мизинчик-малышок постучался на порог, (Постучать кулаками по столу)

Все мы пальчики друзья,

Друг без друга нам нельзя. (Сжимать и разжимать пальцы рук в кулак)

Поиграли с язычком,

Поиграли с пальчиками,

И задания теперь легко выполняем.

Выполняем графическое задание для закрепления лексической темы и  развитие графо-моторных навыков.

  1. Графическая работа

     Учитель-логопед раздает графическое задание:

Мамы, папы, помогаем,

Дружно все решаем и пятерки получаем. Что это? Раскрась.

Что вы раскрасили? Что это одним словом?

Веселый язычок нам поставит пятерки.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

     Учитель-логопед читает стихотворение, дети и родители повторяют стихотворение:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку,

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу!

Последующая работа:

  • Создание условий для сотрудничества детей и родителей
  • Обучение родителей совместным играм с детьми
  • Привлечение родителей  к участию в совместных мероприятиях (конкурсы чтецов, концертах)
  • Консультация для родителей на тему «Красиво, четко, правильно я говорить хочу!»



Предварительный просмотр:

Тема. «Путешествие в зеленую сказку»

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи.

Коррекционно-развивающие. Учить детей согласованию прилагательного «зеленый» с существительными в роде, числе, падеже. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук. Учить согласованию речи с движениями. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-обучающие. Закрепить представление о зеленом цвете. Обучать использование прилагательного «зеленый» в связной речи.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

Предметные картинки зеленого цвета на каждого ребенка. Сюжетная картинка «Зеленая сказка».  Плакат с картинками зеленого цвета. Игрушка Веселый язычок. Артикуляционная гимнастика в картинках. Графическое задание. Зеленые карандаши. Аудиозапись сказки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы вместе с Веселым Язычком отправимся в Зеленую сказку. Для этого вам Веселый Язычок приготовил билеты-картинки. Возьмите по одной картинке и расскажите, что нарисовано и какого цвета.

Очень хорошо вы справились с заданием, а теперь садитесь поудобнее. Мы отправляемся в Зеленую сказку.

  1. Основная часть.

Прослушивание аудиозаписи сказки с демонстрацией сюжетной картинки.

Беседа по сказке.

  1. Как называется сказка?
  2. Почему она так называется?
  3. Назовите, что было зеленым.
  4. Кого встретила Аришка в сказке?
  5. О чем она спросила кузнечика?
  6. Что ответил кузнечик?
  7. А вы как думаете, кузнечик был прав?
  1. Физминутка.

А теперь превращаемся в кузнечиков и прыгаем

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок –

Прыгай на носках легко,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали,

Прыгай, прыгай высоко

Прыгай на носках легко!

  1. Артикуляционная гимнастика с Веселым Язычком.
  2. Закрепление.

Отдохнули, поработали язычками. А теперь внимательно посмотрите вокруг и назовите, что бывает зеленый, зеленая, зеленое, зеленые?

  1. Пальчиковая гимнастика

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит,

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Теперь в горку собирайтесь,

Распрямитесь, разбегитесь,

Кулачок на кулачок

И ладошки на бочок,

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

  1. Графическое задание.

Отгадайте загадку.

Зимой и летом одним цветом. Что это?

Елка.

Давайте выполним задание: возьмите карандаш зеленый и заштрихуйте елку.

  1. Мы с вами вернулись из Зеленой сказки. Что вам больше всего понравилось в Зеленой сказке? Молодцы, ребята, прощаемся с Веселым Язычком. До свидания.