Сказкотерапия как метод работы для детей с ограниченными возможностями.

Сказка -решение терапевтических , коррекционных, развивающих , дидактических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод работы для детей с ограниченными возможностями.

В  сфере образования одним   из основных направлений  является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.  

Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких  «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, определенным  характером нарушений их физического и психического развития.

Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемента  основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является универсальным  и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии помочь решить   проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка  ,  лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

 Ребенок в младшем возрасте  полностью вживается в роль персонажа,  переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы  учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй  и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.


Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали  реже читать своим детям, что сказывается на детях , им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающийюю. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых  нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных  занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с педагогом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

При обучении детей с ОВЗ можно выделить следующие направления работы со сказкой:
 -чтение сказок и беседа о прочитанном;
 -игры;
 -сказкотерапевтические занятия;
  - коллективное  сочинение сказок;

-

Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Можно применять следующие игры:

1.  «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

2.  «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.

3.   «Сказочное лото»

Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить,  откуда  каждая  карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.

4. «Сказочная викторина»

Может происходить в командах. Дети отвечают на  вопросы по сказкам и получают баллы.

5. Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита.

Сказкотерапевтические занятия учат  различать и называть существенные признаки предметов, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. А также, целью таких занятий является учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать предметы и явления .

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Виды сказок использующихся в сказкотерапии:

- художественные;

- дидактические;

- психокоррекционные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие..
          
Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. К художественным сказкам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.

Вывод.

Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.

 Дети любят истории, а сказки – самые увлекательные из них. Благодаря им ребенок накапливает информацию о способах действий в разных ситуациях: сказочные события и поступки он переносит  на свое поведение и начинает различать « добро» и «зло»