Социальное партнерство

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект программы совместной деятельности педагога и организации –

социального партнера «Сотрудничество»

Пояснительная записка

      Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений. И отдельной темой для разговора всегда является роль сельской школы в воспитательном пространстве, которая определяется рядом существенных факторов и условий, отличающих школу городскую от школы сельской. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, округа, кадровый педагогический потенциал.
       Важное место в социальной системе сельских поселений, существенную роль в их сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Важное место в социальной системе нашего сельского поселения, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культурно-сберегающим центром. Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции выполняют:

Среда жизнедеятельности человека;

Существующие нормы, обычаи и традиции;

Семья;

Учреждения культуры, дополнительного образования, спорта и молодежной политики.

Всем известно, что воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности, поэтому УО, школы практикуют программно-целевое объединение усилий школы, учреждений культуры, спорта и молодежной политики. Основной целью данной совместной деятельности является интеграция имеющихся культурно-образовательных ресурсов и создание среды для развития индивидуальности каждого ребенка.

Основная часть

1.Программа позволяет выявить технологии анализа возможностей социального партнерства в Нижневартовском районе ХМАО-Югры:

Технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории предполагают изучение различных аспектов, нами была проанализированы мероприятия для анализа возможностей развития социального партнерства в городе Нижневартовском районе селе Ларьяк (входящего в состав ХМАО-Югры), представленная в Таблице 1.

Общие технологии социального партнерства

Применяются / не применяются

Пример мероприятия, проводимого на территории Нижневартовского района

Формирование информационного пространства в городе и организация мероприятий по насущным проблемам эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы для духовно-нравственного воспитания воспитанников

Применяется

Организация кружков, конкурсов, фестивалей.

Встречи с ветеранами Нижневартовского района

Выставки творческих работ

Экскурсии

Профориентационная работа

Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных структур и школы конкретной территории

Применяется

Рефлексия

Мониторинг

Анкетирование участников

Отзывы в СМИ

Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории

Применяется

Проекты:

«Малая Родина»

«Моя малая родина - моя Югра»

Конкурс творческих работ

«Моя Югра»

В г. Нижневартовском район, входящем в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на сегодняшний день есть возможности содействия различных субъектов социального партнерств, что позволяет выстроить целостную модель партнерских взаимодействий в системе воспитанник – родитель – воспитатель – школа – социум – государство. Необходимо активно развивать социальном партнерстве в сфере образования по всему Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, что позволит устранить множество проблем, возникающих в сфере образования района.

2. Программа позволяет выявлять возможности потенциальных социальных партнеров для реализации задач образовательной программы:

         Наше школа является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего образовательного учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности образовательного учреждения, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.

Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности;
  • установление интересов каждого из партнера;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • выработка четких правил в процессе сотрудничества;
  • значимость социального партнерства для каждого из сторон;
  • установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОО;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • использование активных форм и методов общения.

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы школы.

3. Программа позволяет выявить цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных задач:

Цель программы: обеспечение оптимальных условий для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей, позитивной социализации личности на основе эффективного использования кадровых, культурных, материальных возможностей социальных партнёров школы.

Задачи:

  • Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
  • Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
  • Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
  • Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

4.Программа позволяет определить содержание деятельности педагога во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач: 

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего образовательного учреждения: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 

Учреждения

Задачи, решаемые в совместной деятельности

Формы работы

Детская школа искусств

Научное общество учащихся МБОУ РЦДОД "Спектр"

Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре.

Знакомство с произведениями классической музыки.

Знакомство с различными музыкальными произведениями и инструментами, развитие представлений о различных жанрах музыкального искусства.

Музыкальные вечера. Концерты.

 Беседы о различных музыкальных инструментах.

Спортивный праздник «Самая спортивная семья»

МКУ «КДЦ с. п. Ларьяк»

Общественная организация "Центр семейной культуры" Нижневартовского района

Расширять творческое взаимодействие школы с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера.

Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческая библиотека» Нижневартовского района

Общественное учреждение " Добровольная пожарная дружина сельского поселения Ларьяк"

Община коренных малочисленных народов Севера «Возрождение»

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ОО. Таким образом, современное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;

в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Сотрудничество образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

5. Программа        позволяет определить механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

Блок I    Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями. Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства школы с медицинскими и спортивными учреждениями района.

 Задачи:

  • Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения     для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
  • Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.  
  • Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • Физическое;
  • Психоэмоциональное благополучие.

Реализация основных направлений сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Оздоровительное:

Пропаганда здорового          образа жизни;

 Проведение профилактических мероприятий;

Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей.

Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.

Выполнение плана оздоровительных мероприятий.

Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей.

сентябрь – май

в течение года

в течение года

Воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Валеологическое, санитарно - просветительское:

- Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса

Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых занятий, круглых столов

В течение года

Воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Физическое;

- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов.

Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад.

Изготовление физкультурного оборудования.

Составление плана закаливающих мероприятий.

Выступления на родительских собраниях

В течение года

сентябрь – ноябрь

сентябрь

октябрь

январь

апрель

Воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Психоэмоциональное благополучие:

- создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста;

- формирование навыков положительного общения со сверстниками, взрослыми;

 - осуществление психологической адаптации  и интеграции в социокультурное пространство микрорайона.

Патронаж детей раннего возраста перед поступлением в д/с, родительские собрания, анкетирование, консультации.

Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья

Экскурсии, игровые занятия, спектакли.

 

апрель -

май,

июнь - август

в течение

года

в течение года

Воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие с учреждениями спорта:

Задачи:

1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,

родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

2.Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об  особенностях теннисного спорта  и других видах спорта.

4.Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Личностно – ориентированные;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре  здоровья  всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II.  Взаимодействие с учреждениями культуры.

Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы   взаимодействия школы с учреждениями культуры

Задачи блока:

  • Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  • Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в  системе «ребенок-педагог-родитель».
  • Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Взаимодействие с родителями

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ШКОЛА (ДЕТСКИЙ САД), в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется   в условиях открытости обеих сторон,  

Реализовать открытость школы - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия:   личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.  Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

Основа социального партнерства    «семья – образовательное учреждение» определяется следующими направлениями: 

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.  

6. Программа позволяет определить правовые основы социального партнерства:

 Нормативно-правовое обеспечение целевой программы

  • Конституция РФ, ст.43;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
  • Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
  • Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

7.Программа предусматривает перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики дошкольников:

Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ.

Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимает процесс специально организованной совместной деятельности сельской школы с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования.

Образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:

Благодаря расширению взаимодействия с социальными партнерами нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:

  • повышение качества образования;
  • повышение уровня доступности качественного общего образования.

Для расширения социокультурного пространства, успешной социализации дошкольников активно строится взаимодействие с театрами, музеями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города:

  • обучающиеся и педагоги посещают мероприятия, принимают участие в научно – практических конференциях, размещают свои работы (исследовательские, творческие) в сборниках.
  • совместная воспитательная работа с музеями района осуществляется через: выездные экспозиции, экскурсии; музейные уроки;
  • совместные проекты проводятся с библиотеками села и района.
  1. Программа позволяет использовать ресурсы социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:

Сотрудничество воспитателя с учреждениями района и села позволяет использовать образовательные ресурсы социальных партнеров:

  1. Общественное Учреждение «Добровольная пожарная охрана Нижневартовского района»
  2. Местная семейная (родовая) община коренных малочисленных народов ханты Нижневартовского района
  3. Местная религиозная организация православный Приход храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца п. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области
  4. Нижневартовское районное отделение Ханты-Мансийского окружного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство"
  5. Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческая библиотека» Нижневартовского района
  6. Общественное учреждение " Добровольная пожарная дружина сельского поселения Ларьяк"
  7. Община коренных малочисленных народов Севера «Возрождение»
  8. Некоммерческая организация Хуторское казачье общество «Хутор Ларьяк»
  9. Община коренных малочисленных народов Севера «Большой Ларьяк»
  10. Общественная организация "Центр семейной культуры" Нижневартовского района
  11. Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова»
  12. Община с. Ларьяк
  13. Муниципальная автономная организация дополнительного образования «Ларьякская детская школа искусств»
  14. Научное общество учащихся МБОУ РЦДОД "Спектр"

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие сельской школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ОО. Таким образом, современное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

9.Программа предусматривает разработку инструментария включения социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:

1.Изучение плана работы учреждений района.

2.Составление программы сотрудничества воспитателя с учреждениями села и района.

3.Ознакомление социальных партнеров программой или проектом сотрудничества.

4. Составление договора о сотрудничестве.

5. Реализации программы сотрудничества, организация совместных мероприятий, обеспечение воспитателем участия воспитанников и их родителей в конкурсах, проектах и фестивалях данных учреждений.

6. Проведение мониторинга результатов сотрудничества.

7. Подведение итогов работы по сотрудничеству.

Первый этап – Знакомство, на этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, базовое хозяйство – на трудовое ориентирование, ФАП, сельский клуб, библиотека и школа на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения и формам воспитательной работы с детьми.

Второй этап - Совместная деятельность, на этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Третий этап – собственно Партнерство. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия совместной деятельности.

10. Программа предусматривает образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами

          Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед образовательным учреждением задачи, сельская школа должна быть открытой социально-педагогической системой.

кола – не единственный фактор развития сельского социума.

      Использование ресурсов каждого из субъектов сельского социума, выстраивание отношений социального партнёрства позволяет школе расширить возможности в удовлетворении образовательных и культурных потребностей сельских жителей, возродить культурные и нравственные традиции на селе, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку.

Природная и культурно-историческая среда села, деревни нередко содержит в себе уникальные возможности для организации учебного процесса. Она позволяет обогатить его содержание и разнообразить формы организации, используя опытно-исследовательскую работу сельских школьников, уроки на природе, общественно-полезный труд на селе, экскурсии, экспедиции.