Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение. Методическая разработка урока по органической химии
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
В своей учительской деятельности использую различные формы обучения, отдавая предпочтение дифференцированному методу обучения. И на обучающих уроках и на уроках закрепления в ход идут разноуровневые универсальные дидактические карточки, с помощью которых можно давать задания каждому учащемуся, учитывая его уровень подготовки. (Приложение 1)
Задания по карточке.
I уровень. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
II уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде.
III уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.
2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде.
3.Написать уравнения реакций, характеризующих свойства алканов.
При изложении нового материала учитель постоянно обращается к ученикам, помогает им анализировать, сопоставлять и делать выводы; самостоятельно успешно усваивать новые знания. Таким образом успешно формируются регулятивные универсальные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikloalkany_word.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
Государственное бюджетное учреждение начального профессионального образования
Профессиональное училище № 78 Московской области
Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение.
Методическая разработка урока по органической химии
Автор-составитель – Дзаболова И. М.
преподаватель химии
г. Климовск, 2010г.
Тема урока Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение.
Цели урока:
изучить состав, строение, свойства и применение циклоалканов;
применить теоретические знания учащихся для решения практических задач;
развивать логическое, критическое и творческое мышление учащихся;
формировать и развивать познавательный интерес к предмету.
Материалы: набор атомов; дидактический материал; карточки.
ХОД УРОКА
I. Обзор и мотивация
На доске формулы: С4H10, C3H8, C3H6, C5H12, C4H8, CH4. Какой класс органических веществ мы изучали? (Алканы)
Все ли формулы, прописанные на доске, можно отнести к алканам? Почему? (К алканам относятся вещества, отвечающие формуле CnH2n+2)
Что объединяет эти вещества в один класс? Соберите модель представителя класса.
Идет обсуждение в группе, после чего на доске появляется:
Алканы:
Состав: CnH2n+2
Строение:
прямая цепь атомов
одинарные связи между атомами
Sp3 гибридизация атома углерода
угол связи 109о28’
Свойства:
реакция разложения
реакция замещения
устойчивость к растворам окислителей.
Учитель обращает внимание на формулы C4H8 и C3H6 и обращается к ученикам с вопросом:
Имеют ли право на существование эти формулы? Обоснуйте ответ, используя для этого модели атомов.
Учащиеся конструируют модели, появляются и формы молекулы.
Такие вещества называются циклоалканами.
Учитель акцентирует внимание на следующий факт: состав вещества влияет на строение молекулы.
На доске: Состав ––> строение
Учитель просит дополнить схему, и учащиеся говорят, что свойства должны определяться строением, а свойства веществ лежат в основе их практического значения.
Учитель просит сформулировать познавательную цель урока: доказать влияние строения молекулы на свойства веществ, а свойства на их применение.
Проводим индуктивное исследование. Учитель просит предложить план деятельности, учитывая работу с текстом учебника.
В ходе обсуждения предлагается план работы:
Прочитать текст учебника (Рудзитис, п. 8, стр. 29-31.).
Написать гомологический ряд веществ. Изучить строение циклоалканов.
Выписать уравнения реакций, в которых участвуют эти вещества.
Найти сходство и различие в строении и свойствах алканов и циклических соединений. записать выводы в тетрадь. Указать области применения веществ.Сделать вывод.
II. Исследование.
Работа по дидактическим карточкам:
- Из заданного варианта выписать отдельно по классам формулы алканов и циклоалканов.
- Написать структурные формулы выписанных углеводородов.
- Написать реакции получения каждого выписанного циклоалкана из соответствующего алкана.
I | II | III | IV | V | VI |
C5H12 | C2H2 | C2H5OH | CH3Br | C4H8 | C6H10 |
C2H5OH | C5H10 | C2H6 | C3H6 | C7H12 | C5H10 |
C3H6 | CH3OH | CH3Cl | C6H14 | C5H11OH | CH3COOH |
HCOOH | C4H10 | C3H8 | C5H10 | C2H5COOH | C6H14 |
CH3COH | C2H5Cl | HCOONa | C6H10 | CH3NH2 | HCOH |
CH4 | C6H5NO2 | C4H6 | C4H9OH | C7H16 | C4H9OH |
C6H5Cl | CH3COOH | C4H10 | C10H22 | C3H6 | C8H14 |
CH3COONa | HCOH | C8H18 | C3H7COH | C9H20 | C2H6 |
C6H12 | C7H14 | C3H7COOH | C4H9Cl | C2H5COH | C2H2 |
C4H6 | C3H8 | C5H11Br | HCOONa | C5H8 | C3H7NH2 |
III. Отчет о работе. Обмен информацией. Выводы:
Сходства:
Как алканы (предельные) имеют:
одинарные связи между атомами
Sp3 гибридизацию атома углерода
угол связи 109◦
вступают в реакцию замещения (большие вступают в циклы)
вступают в реакцию разложения.
Различия:
устойчивы к растворам окислителей атомы углерода замкнуты в цикл
отклонение от угла связи 109028’
вступают в реакцию присоединения (малые циклы)
CnH2n – Циклоалканы
одинарные связи между атомами
Sp3 гибридизацию атома углерода
циклическое строение в пространстве
вступают в реакцию присоединения и замещения
разлагается под действием температуры
устойчивы к растворам окислителей.
Учитель просит обратить внимание на мотивацию урока. Достигнута ли цель урока?
На примере циклопарафинов мы подтвердили фактами следующее:
Состав ––> строение ––> свойства ––> применение.
IV. Применение
Краткая информация из истории открытия циклоалканов и их получения.
Задания.
а) Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле C5H10? Изобразите их структурные формулы и назовите.
б) Закончить уравнения реакций:
C4H8Br2 + 2Na →
C6H12 + H2 →
C4H6 + O2 →
V. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Чему научились сегодня на уроке? Задания (дидактические материалы на столе ученика.).
VI. Домашнее задание
Учебник Рудзитиса, стр. 29-30. Cоставить текст на проверку знаний свойств, строения, состава, применение класса веществ (не менее 6 вопросов);
Комментарии
На примере этого урока я
На примере этого урока я хотела показать важность такой педагогической технологии, как дифференцированное обучение.Благодаря такому подходу можно охватить на уроке большую часть учащихся, учитывая уровень их подготовки.