Главные вкладки
Для родителей
В данном разделе размещены презентации с рекомендациями для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_art_gimnastika.pptx | 968.21 КБ |
trudnosti_v_adaptatsii_pervoklassnikov_s_rechevymi_narusheniyami.pptx | 1.78 МБ |
buklet_roditelskiy_klub.docx | 153.57 КБ |
yazykovoy_analiz_i_sintez.pptx | 2.55 МБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 16.03 КБ |
disleksiya_dlya_roditeley2.pdf | 2.21 МБ |
art_gimnastika_na_vse_zvuki.pdf | 686.39 КБ |
tri_kompleksa_uprazhneniy_dlya_razvitiya_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.pdf | 217.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата . Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения .
Предлагаем вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики!
УЛЫБКА Мы хотим сейчас признаться, Все мы любим улыбаться. Растягиваем губки, За ними прячем зубки. « УЛЫБКА» Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 с.
ЗАБОРЧИК Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки . Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. «ЗАБОРЧИК»
Лопаточка Пусть язык наш отдыхает , Пусть немножко подремает . «ЛОПАТОЧКА» Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка .
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК Язычок мой непослушный – Скачет будто бы лягушка! Накажу его слегка, Пя-пя-пя-пя-пя . «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя ..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка . Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.
Надеемся, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи выступления Цель выступления : Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость. Задачи: Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников. Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью. Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Важную роль в адаптации школьника играет степень развития речи ребенка. Чем лучше будет развита речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом . У детей наблюдаются различные нарушения речи. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков . Нарушени я звукопроизношения затрудняет у школьников обучение русскому языку. Ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает ошибки в письменной речи . Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости по математике.
Нарушения звукопроизношения у детей Чаще всего встречаются нарушения произношения свистящих (с, з, ц) шипящих звуков (ш, щ, ч) и соноров (р, л). Из-за нарушений звукопроизношения речь неразборчива и малопонятна для окружающих. Устная речь ребенка бедна по своему содержанию, оформлена грамматически неправильно. Нарушена подвижность органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика Для подвижности артикуляционного аппарата необходимо выполнять комплекс артикуляционной гимнастики. Артикуляционные упражнения необходимо повторять дома ежедневно перед зеркалом по 5-6 раз.
В возрасте 6-7 лет у детей недостаточно развит самоконтроль за собственной речью. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильный речи, который должен контролироваться со стороны взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Речь взрослых – образец для ребенка. Только совместная работа ребенка, педагогов и родителей приведут к хорошим результатам.
Трудности в адаптации первоклассников с речевыми нарушениями Учитель-логопед: Уварова А.Д.
Предварительный просмотр:
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Сосчитай до 5», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
Желаю успехов!
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ:
НА ПРОГУЛКЕ,
НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ.
2023
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания.
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.)
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.
На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки - языколомки необходи-
мы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова».
1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
8.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
10. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,
красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
15. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
16. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Азбучные истины
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка. - Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА:
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
2023
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы. В процессе письма между ними устанавливается тесная связь. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из функций этих анализаторов, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия (от греческого «графо» - письмо). Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Самой распространенной является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Стойкие ошибки на уровне предложения : Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни – быличудные дни); Раздельное написание слов /приставок, корня/ (Летом по реке идут пароходы – Летом пореке и дут парходы ); Запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле ).
Стойкие ошибки на уровне слова: пропуски согласных при их стечении (стрела- трела , диктант – «диктат) пропуски гласных (санки- снки,собака – « сбака »); вставка лишних букв (стол- стлол , скамейка – « сакамейка »); перестановки букв (тропа- прота , окно – «коно»); добавление букв (весна- весная ); пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот- гебемот , комната – «кота», стакан – «ката»).
Игры и упражнения при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
Игра «Увеличь предложение» Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)
Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение
Дидактическая игра «Улитка» Цели: Развивать умение анализировать предложение Закреплять знания о правилах написания предложений
Работа с деформированными предложениями (с опорой на наглядность) «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Работа с деформированными предложениями (без наглядности) «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок. «орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло.
Определение различий словосочетания и предложения. Распредели на два столбика словосочетания и предложения. Помни, что предложение — это законченная смысловая единица. Примеры: Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
Определение границ предложения. Выделение предложений из текста С опорой на сюжетную картинку: «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.» Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
Текст без деления на слова 1. Прочти про себя каждую строку. 2. Разбей ее на слова. 3. Прочти предложения вслух, делая паузы между словами. Никитабросиллопату,опустилскамейкунаснег , селнанеёверхом , крепковзялсязаверёвку , оттолкнулсяногамиразадва , искамейкасамапошласгоры . Ветерзасвисталвушах , подняласьсдвухсторонснежнаяпыль . Вниз, всёвниз , какстрела . Ивдруг , там, гдеснегобрывалсянадкручей , скамейкапринесласьповоздухуискользнуланалёд . Пошлатише , тишеистала .
Текст со вставками лишних букв 1. Прочти про себя каждую строку. 2. Найди лишние буквы между словами. 3. Прочти полученные предложения вслух, делая паузы между словами. Синиесевысокиетдымкибподнималисьлнадгкрышамиллидттаяли . Назснежномбобрыве,гдезхжелтелиблмпятналилполосыротсузолы,которуюуйсегодняиутромбфвыгреблиллизплпечек,двигались маленькиевбфигурки .
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика»
Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот непростой двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.
Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.
Значение правильной речи в жизни человека
Важно понимать, что четкая и грамотная речь – это не врожденный дар, а навык, который приобретается благодаря совместным усилиям ребенка, логопеда и родителей. При этом одним из обязательных условий правильного звукопроизношения является нормальная работа дыхательного и артикуляционного аппарата.
Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе
Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т.е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.
По мере взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата происходит постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная гимнастика является своеобразной базой, на основании которой строится дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата.
Особенности артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения.
Рекомендации к выполнению упражнений
Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
• увеличить амплитуду движений;
• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
• подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, заинтересован, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. А мы, взрослые – главные помощники в овладении правильным произношением.