Самообразование
Самообразование педагога в соответствии с ФОП ДО
Суть сaмообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:
совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
владение новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающих высокое качество oбразования;
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
развитие в дошкольном образовательном учреждении инновационных процессов;
накопление опыта проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Ромашка»
Программа саморазвития воспитателя.
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей
младшего дошкольного возраста
посредством чтения русских народных сказок»
2020-2021 учебный год
Разработала:
воспитатель
Евина А.С.
г. Лукоянов.
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский
- Пояснительная записка.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
2. Актуальность темы
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.
3. Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок
4. Задачи
Образовательные задачи:
- формировать у детей младшего дошкольного возраста представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;
- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- развивать умение детей думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей;
- учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
- поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой;
- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
Работа с родителями
- Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
Ожидаемые результаты для детей:
Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки
Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме
Дети различают понятия «хороший - плохой», «красивый - некрасивый», «правда - ложь», «добро - зло», «можно - нельзя» и т. д. в сказке и в жизни
Дети умеют выражать чувства и переживания словами
Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками
3. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп
Объектом исследования является воспитание духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты
Теоретическая база опыта:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
- выявление особенностей нравственного воспитания в младшем дошкольном возрасте;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей
Новизна опыта исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т.к. нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Дорожная карта саморазвития воспитателя.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
1.Информационно-ознакомительный | 1.Изученте научной, методической литературы:
| сентябрь |
2. Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. | в течение года | |
3. Анализ и обобщение теоретических знаний. | В течение года | |
2. Практический | 1.Работа с детьми: - разработка и проведение диагностики; - по итогам диагностики разработать систему работы с детьми; -подобрать художественную литературу (сказки), соответствующие возрасту детей; - разработать конспекты занятий с детьми; Перспективный план работы с детьми прилагается (приложение №1) | сентябрь сентябрь |
2.Работа по созданию предметно-развивающей среды: - совместно с детьми изготовить героев сказки, для постановки кукольного театра; - пополнять «уголок чтения» сказками с иллюстрациями разных художников; - пополнять «уголок ряженья» масками и костюмами для самостоятельной игры. | в течение всего года | |
3. Работа с педагогическим коллективом: - рекомендации для воспитателей о важности сказки в жизни ребенка; -выступление перед коллегами с сообщением «Сказка, как средство развития ребенка» | сентябрь декабрь | |
4.Работа с родителями: - консультации для родителей «Воспитание сказкой»; - совместное творчество родителей и детей (рисунки, подделки «Герои сказок»); - рубрики в уголке «Сказка в жизни ребенка», « Как и когда, рассказывать сказки», «Читаем и играем»; - выставка детских рисунков. Совместный проект «Влияние русских народных сказок на развитие словаря детей дошкольного возраста» Консультации: *«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» *«Воспитание сказкой»; * «Роль сказки в развитии детей» Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях: 1. «Личная библиотека вашего ребёнка» 2.«Как подружить ребёнка с книгой» 3.«О чём и как беседовать ребёнком после чтения» Анкетирование и опросы Анкетирование. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей: «Ваше отношение к духовно-нравственному воспитанию детей» Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Наглядная педагогическая информация Папки – передвижки: * Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием» * Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей * Папка – передвижка «2 апреля – день книги» Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях: 1. «Личная библиотека вашего ребёнка» 2.«Как подружить ребёнка с книгой» 3.«О чём и как беседовать ребёнком после чтения» Совместная деятельность детей Выставки: (рисунки, поделки) на тему: «Наши любимые сказки» | ноябрь смена рублик в течение года декабрь сентябрь ноябрь январь в теч. года октябрь в теч. Года апрель в теч. года | |
3. Обобщающий | 1.Обобщение опыта работы по теме самообразования. 2. Представить результаты работы на педагогическом совете в форме презентации | Май |
Транслирование педагогического опыта по теме
Выступление на педсовете | Презентация лэпбука «Сказка живёт рядом с нами» |
Работа с педагогами ДОУ | 1. Консультация для педагогов «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» 2. Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья» |
Статья в печатное издание | Статья по теме самообразования |
Приложение №1
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Задачи |
Сентябрь | 1. Дидактическая игра «Угадай сказку» 2. Чтение и рассказывание р.н.с. «Колобок», «Теремок» 3. Показ кукольного театра воспитателем | Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации; развивать познавательный интерес |
Октябрь | 1. Чтение сказки «Три медведя», «Маша и медведь» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Показ кукольного театра воспитателем 5. Рассказывание сказки детьми 6. Д/игра «Угадай сказку» 7.Отгадывание загадок о животных 8. Раскрашивание персонажей сказки | Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку |
Ноябрь | 1.Чтение сказок «Рукавичка», «Теремок», «Гуси-лебеди» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Игра – драматизация по сказке 5. Рассказывание сказки детьми 6. Д/игра «Найди силуэт» 7.Отгадывание загадок о животных (картотека загадок) 8. Раскрашивание персонажей сказки 9. С/р игра «Чаепитие в теремке» | Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); развивать речь, память, активизировать словарь детей |
Декабрь | 1. Занятие «Угощаем, чаем наших гостей» 2. Потешка «Заяц Егорка». Разучивание пальчиковой игры «Жил-был зайчик» (картотека игр) 3. Чтение сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», магнитный театр по сказке 4. Настольно-печатная игра «Что за сказка?» 5. Хороводная игра «Все захлопали в ладоши» 6. Пение песенки «Где ты зайка?» 7. Д/и «Добавь словечко» 8. Лепка «Гостинцы для зайчика» 9. Разучивание пальчиковых игр | Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость, воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, побуждать детей к игре; учить отгадывать по определенным признакам сказку, учить играть, не ссорясь, помогать друг другу |
Январь | 1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), «Лиса и заяц», «Храбрец-молодец» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Показ кукольного театра воспитателем 5. Рассказывание сказки детьми 6. Д/игра «Сложи картинку и узнай сказку» 7.Отгадывание загадок о животных (картотека загадок) 8. Раскрашивание персонажей сказки 9. Драматизация сказки | Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы; упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки; формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках, познакомить детей со сказкой; развивать память, речь; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить детей говорить по ролям, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности помочь осмыслению сказки, воспитывать смелость |
Февраль | 1. Чтение сказок В. Сутеева «Палочка-выручалочка», 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Рассказывание сказки детьми 5. Д/игра «Расскажи сказку по серии картинок» 6.Отгадывание «зимних» загадок 7. Раскрашивание персонажей сказки | Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; |
Март | 1.Чтение сказки «Кот, петух и лиса» 2.Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Игра – драматизация по сказке 5. Рассказывание сказки детьми 6. Д/игра «Найди силуэт» 7.Отгадывание загадок о животных 8. Раскрашивание персонажей сказки 9. Чтение потешки «Как у нашего кота…», заучивание наизусть | Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания, развивать умение сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности |
Апрель | 1. Чтение сказки «Храбрец-молодец» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Рассказывание сказки детьми 5. Д/и «Из какой сказки предмет?» 6. Подготовка детей к инсценированию сказки для показа детям ясельной группы «Кот, петух и лиса» | Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь другу |
Май |
викторина «О какой сказке идет речь?» 2. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) – «Мой любимый сказочный герой» 3. Показ сказки для детей ясельной группы - инсценирование сказки «Кот, петух и лиса» 5. Пересказ прочитанных сказок | Развивать воображение, фантазию детей, побуждать их самих к сочинительству через путешествие в мир сказки. Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям |
Методическая литература
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ»
О.Я.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд-во Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.