Самообразование

Малкина Анна Сергеевна

Самообразование педагога в соответствии с ФОП ДО

Суть сaмообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

 

совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

владение новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающих высокое качество oбразования;

изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

развитие в дошкольном образовательном учреждении инновационных процессов;

накопление опыта проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;

организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 3 «Ромашка»

Программа саморазвития воспитателя.

Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей 

младшего дошкольного возраста

посредством чтения русских народных сказок»

2020-2021 учебный год

Разработала:

воспитатель

Евина А.С.

г. Лукоянов.

                                                   «Сказки – это зернышко, из которого

                                    прорастает эмоциональная оценка    

                                                    ребенком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка.

           В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

2. Актуальность темы

           Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.

3. Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок

4. Задачи

Образовательные задачи:

- формировать у детей младшего дошкольного возраста представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;

- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- развивать умение детей думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей;

- учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;

- поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой;

- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

-  воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

Работа с родителями

  • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка

Ожидаемые результаты для детей:

Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки

Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме

Дети различают понятия «хороший - плохой», «красивый - некрасивый», «правда - ложь», «добро - зло», «можно - нельзя» и т. д. в сказке и в жизни

Дети умеют выражать чувства и переживания словами

Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками

3. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп

Объектом исследования является воспитание духовно - нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические методики и тесты

Теоретическая база опыта:  

- изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в младшем дошкольном возрасте;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов  деятельности детей

Новизна опыта исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

   Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

   Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

   Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т.к. нравственность изначально заложена в их сюжете.

   Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.

   В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

 

Дорожная карта  саморазвития воспитателя.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

1.Информационно-ознакомительный

1.Изученте научной, методической литературы:

  • Гурович Л.М. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С Пб.: Детство - Пресс, 2000.
  • Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.2005.- №1. – с. 18-28.
  • Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  • Нравственное воспитание на современном этапе. (Материалы конференции). - М.: МГПУ, 2001.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Веракса Н.Е. 2014 – 368с.
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.

сентябрь

2. Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств  дошкольников.

в течение года

3. Анализ и обобщение теоретических знаний.

В течение года

2. Практический

1.Работа с детьми:

 - разработка и проведение диагностики;

 - по итогам диагностики разработать систему работы с детьми;

-подобрать художественную литературу (сказки), соответствующие возрасту детей;

- разработать конспекты занятий с детьми;

Перспективный план работы с детьми прилагается  (приложение №1)

сентябрь

сентябрь

2.Работа по созданию предметно-развивающей среды:

- совместно с детьми изготовить героев сказки, для постановки кукольного театра;

- пополнять «уголок чтения» сказками с иллюстрациями разных художников;

- пополнять «уголок ряженья» масками и костюмами для самостоятельной игры.

в течение всего года

3. Работа с педагогическим коллективом:

- рекомендации для воспитателей о важности сказки в жизни ребенка;

 -выступление перед коллегами с  сообщением  «Сказка, как средство развития ребенка»

сентябрь

декабрь

4.Работа с родителями:

- консультации для родителей «Воспитание сказкой»;

 - совместное творчество родителей и детей (рисунки, подделки «Герои сказок»);

 - рубрики в уголке «Сказка в жизни ребенка», « Как и когда, рассказывать сказки», «Читаем и играем»;

- выставка детских рисунков.

Совместный проект «Влияние русских народных сказок на развитие словаря детей   дошкольного возраста»

Консультации:

*«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

*«Воспитание сказкой»;

*  «Роль сказки в развитии детей»

 Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях:

1. «Личная библиотека вашего ребёнка»

2.«Как подружить ребёнка с книгой»

3.«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Анкетирование и опросы 

Анкетирование. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей: «Ваше отношение к духовно-нравственному воспитанию детей»

Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

* Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием»

* Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей

* Папка – передвижка «2 апреля – день книги»

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях:

1. «Личная библиотека вашего ребёнка»

2.«Как подружить ребёнка с книгой»

3.«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Совместная деятельность детей

Выставки: (рисунки, поделки) на тему: «Наши любимые сказки»

ноябрь

смена рублик в течение года

декабрь

сентябрь

ноябрь

январь

в теч. года

октябрь

в теч. Года

апрель

в теч. года

3. Обобщающий

1.Обобщение опыта работы по теме самообразования.

2. Представить результаты работы на педагогическом совете в форме презентации

Май

Транслирование педагогического опыта по теме

Выступление на педсовете

Презентация лэпбука «Сказка живёт рядом с нами»

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультация для педагогов «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

2.  Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья»

Статья в печатное издание

Статья по теме самообразования

Приложение №1

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Задачи

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Угадай сказку»

2. Чтение и рассказывание р.н.с. «Колобок», «Теремок»

3. Показ кукольного театра воспитателем

Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации; развивать познавательный интерес

Октябрь

1. Чтение сказки «Три медведя», «Маша и медведь»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Показ кукольного театра воспитателем

5. Рассказывание сказки детьми

6. Д/игра «Угадай сказку»

7.Отгадывание загадок о животных

8. Раскрашивание персонажей сказки

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку;

развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку

Ноябрь

1.Чтение сказок «Рукавичка», «Теремок», «Гуси-лебеди»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Игра – драматизация по сказке

5. Рассказывание сказки детьми

6. Д/игра «Найди силуэт»

7.Отгадывание загадок о животных (картотека загадок)

8. Раскрашивание персонажей сказки

9. С/р игра «Чаепитие в теремке»

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); развивать речь, память, активизировать словарь детей       

Декабрь

1. Занятие «Угощаем, чаем наших гостей»

2. Потешка «Заяц Егорка». Разучивание пальчиковой игры  «Жил-был зайчик» (картотека игр)

3. Чтение сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», магнитный театр по сказке

4. Настольно-печатная игра «Что за сказка?»

5. Хороводная игра «Все захлопали в ладоши»

6. Пение песенки «Где ты зайка?»

7. Д/и «Добавь словечко»

8. Лепка «Гостинцы для зайчика»

9. Разучивание пальчиковых игр

Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость, воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, побуждать детей к игре; учить отгадывать по определенным признакам сказку, учить играть, не ссорясь, помогать друг другу

Январь

1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), «Лиса и заяц», «Храбрец-молодец»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Показ кукольного театра воспитателем

5. Рассказывание сказки детьми

6. Д/игра «Сложи картинку и узнай сказку»

7.Отгадывание загадок о животных (картотека загадок)

8. Раскрашивание персонажей сказки

9. Драматизация сказки

Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы; упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки; формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках, познакомить детей со сказкой; развивать память, речь; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить детей говорить по ролям, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности помочь осмыслению сказки, воспитывать смелость

Февраль

1. Чтение сказок В. Сутеева «Палочка-выручалочка»,

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Рассказывание сказки детьми

5. Д/игра «Расскажи сказку по серии картинок»

6.Отгадывание «зимних» загадок

7. Раскрашивание персонажей сказки

Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка;

Март

1.Чтение сказки «Кот, петух и лиса»

2.Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Игра – драматизация по сказке

5. Рассказывание сказки детьми

6. Д/игра «Найди силуэт»

7.Отгадывание загадок о животных

8. Раскрашивание персонажей сказки

9. Чтение потешки «Как у нашего кота…», заучивание наизусть

Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания, развивать умение сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности

Апрель

1. Чтение сказки «Храбрец-молодец»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Рассказывание сказки детьми

5. Д/и «Из какой сказки предмет?»

6. Подготовка детей к инсценированию сказки для показа детям ясельной группы «Кот, петух и лиса»

Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь другу

Май

  1. Итоговое занятие по сказкам –

викторина «О какой сказке идет речь?»

2. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) – «Мой любимый сказочный герой»

3. Показ сказки для детей ясельной группы - инсценирование сказки «Кот, петух и лиса»

5. Пересказ прочитанных сказок

Развивать воображение, фантазию детей, побуждать их самих к сочинительству через путешествие в мир сказки.

Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям

Методическая литература

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ»

О.Я.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд-во Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.