Публикации

Ярушникова Светлана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация

в условиях современного детского сада

Автор: Ярушникова Светлана Вячеславовна

Организация: МАДОУ детский сад «Радуга»

Населенный пункт: город Советский ХМАО Югра

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка.

Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически осознают его значимость.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО.

Круг профессий, с которыми знакомят дошкольников, достаточно широк. Однако далеко не с каждой профессией воспитатель может познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят тематические словари, наглядные пособия, рассказы, стихи и сказки.

Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

Представление дошкольника о профессиях окружающего его мира будет привлекательно и ярко, если формы ознакомления с профессиями будут разными. Во ФГОС дошкольного образования объясняется, что «социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая … формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества».

 Стандарт определяет и целевые установки, некоторые из них непосредственно связаны с ранней профессиональной ориентацией:

проявление самостоятельного выбора той или иной игры, инициатива в ней;

участие в разных видах деятельности;

обладание положительной установки на мир, на людей разных профессий;

наличие чувства собственного достоинства;

активная коммуникация с другими детьми, а также и взрослыми;

способность договориться, умение сопереживать своим друзьям и близким, вера в свои силы, адекватность проявления собственных чувств.

Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под профессиональной ориентацией определяет важный компонент «общечеловеческой культуры». Это находит отражение в рассматриваемой совокупности мер, содействующих профессиональному становлению человека, осознанному выбору им профессии в соответствии с его возможностями. Данное Постановление указывает и на то, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо и в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, под профессиональной ориентацией рассматривается совокупность дел или мероприятий, необходимых для того, чтобы выявить интересы, личностные особенности, способности ребенка с целью оказания ему необходимой поддержки при выборе профессии в соответствии с его возможностями.

Выделяются три основных направления в организации работы с дошкольниками по профориентации.

Первое направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому человеку.

 В соответствии с данным направлением воспитатель знакомит ребенка с разными профессиями не только на занятиях, но и помимо него. Дети вместе с педагогом смотрят иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Воспитатель обращает внимание на одежду человека данной профессии, его инструменты, необходимые во время работы. Педагогами может быть организована встреча маленьких детей с человеком интересной профессии в рамках образовательной организации.

Второе направление указывает на приближенность трудовой деятельности взрослого человека к ребенку.

 Работа в данном направлении осуществляется через организацию экскурсий, встреч с людьми на разных предприятиях, наблюдений за деятельностью взрослых людей, делающих свою работу. Это направление отличается эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют глубокий эмоциональный отклик в душах детей. На предприятии детям рассказывают о том, как называются все действия, которые выполняет тот или иной человек определенной профессии, дети могут задать вопросы. Привлекательность труда профессии может возрасти, если взрослый попробует вовлечь детей в свой трудовой процесс, поручив им несложные операции. Конечно, это возможно не во всех профессиях, необходима также соблюдение техники безопасности. Воспитатель при проведении экскурсии может дополнять информацию о новой профессии. Когда дети возвращаются в образовательную организацию, с детьми необходимо организовать снова обсуждение увиденного и услышанного ими на экскурсии.

Третье направление построено на совместной работе детей и взрослых, ориентированной на продуктивную и игровую деятельности.

 При организации работы по данному направлению воспитателю необходимо продумать весь арсенал эффективных форм, методов и приемов, чтобы получился положительный результат.

Организация работы по раннему профориентированию в дошкольной среде учитывает многие принципы. Данная работа учитывает индивидуальные особенности ребенка, отношение к нему как к полноправному члену воспитательного процесса. Тем самым реализуется личностно ориентированный принцип. Все материалы, которыми оперирует дошкольник понятны ему в соответствии с принципом доступности. Он получает достоверные ответы на возникающие вопросы.

Участию или не желанию участия в каком – либо мероприятии, право на предоставление продукта своего труда или не желание делать этого способствует принцип открытости.

Участие в активной коммуникации при выполнении какого – либо дела осуществляется в соответствии с принципом диалогичности.

Осознание себя в социальном окружении происходит в соответствии с принципом рефлексивности.

Когда ребенок может определиться с вопросом определения будущей профессии? Ответ в большинстве может быть получен в старшем возрасте, так как необходимо выбрать на тот момент сферу будущего его приложения сил и возможностей.

Достаточно активно осуществление профориентационной работы происходит в старшем звене школы, малоактивно в начальных и средних звеньях. Преимущество ранней профессиональной деятельности в том и заключается, что позволяет познакомить ребенка с детства с разнообразной трудовой деятельностью в разных профессиях, чтобы он смог в будущем осознанно выбрать свою профессию.

В дошкольной образовательной организации осуществление ранее профессиональной ориентации носит характер информации (знакомство с разнообразием мира профессий). Идет развитие конкретно-наглядных представлений о профессиях. Это начинается в возрасте двух – трех лет и длится до десяти – двенадцати лет. Образовательный процесс необходимо выстраивать с учетом «опыта чувств». Необходимо помочь ребенку осознать этот имеющийся опыт, подвести к его фиксации каким – либо образом на основе построения моделей игр.

Первым профориентатором дошкольника выступает игра. 

Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, примеривание на себя разных профессиональных ролей.

Играя, ребенок – дошкольник может повторить то, что происходит вокруг него в окружающем мире. Подражательность взрослой деятельности свойственна многим детским играм. Для ребенка игра является тем же, что и работа для взрослого человека. Поэтому важно понять то, что как будет играть ребенок, так впоследствии он будет относиться и к работе. Неслучайно, многие детские игры отображают действия, которые производят люди разнообразных профессий.

Еще одной формой приобщения к миру профессий является исследовательская деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проводить маленькие исследования - опыты по установлению определенных связей или отношений между объектами, что способствует развитию определенного трудового навыка, мотивации дошкольников к исследуемым объектам труда.

При знакомстве с разнообразием мира профессий учитывается и принцип интеграции. Сложность в осуществлении профессиональной ориентации с дошкольниками проявляется в том, что не со всякими профессиями можно ребенка ознакомить, так как некоторые просто нельзя показать или объяснить. В этом случае помощь могут оказывать информационно – коммуникационные технологии. Они позволяют создать в рамках дошкольного образовательного учреждения различные модели, связанные с профессиональными ситуациями, которые недоступны для понимания дошкольника.

В воспитании ребенка необходимо сформировать у него уважение к любому труду, ребенок должен понять, что занятие любым трудом принесет ему радостные моменты и его деятельность будет полезна не только ему, но и окружающим его людям.

Итак, все вышесказанное убеждает, что в современном мире, действительно, актуальным является процесс по формированию знаний дошкольника о большом разнообразии профессий.



Предварительный просмотр:

Первые шаги к формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Автор: Ярушникова Светлана Вячеславовна

Организация: МАДОУ детский сад «Радуга»

Населенный пункт: город Советский ХМАО Югра

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных  экономических отношениях. Ребенок-дошкольник не освоит это самостоятельно, но вместе с воспитателями он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место займет экономика в окружающей его действительности.



Предварительный просмотр:

     

C:\Users\user\Desktop\11861.3000.webpC:\Users\user\Desktop\11861.3000.webpC:\Users\user\Downloads\5836739 (1).jfif



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\5836716.jfif