Организация дополнительных образовательных услуг (не платных), ведение кружковой деятельности, реализация региональных программ
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юный шахматист" - 2020г., 2021г., 2022г.
Реализация Региональной инновационной деятельности "Развитие ребенка дошкольника в условиях билингвального детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Юный шахматист" | 225.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел…………………………………………………………….……3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………..….…….…3
II. Содержательный раздел………………………………………………….……9
2.1. Учебный план…………………………………………………………...……9
2.2. Содержание учебной программы…………………………….…………….12
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………...….19
2.4. Календарный учебный график……………………………………………..19
III. Организационный раздел………………………………………………..…..20
3.1. Методическое обеспечение программы……………………………….…..20
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов…….…20
3.3. Материально-техническое обеспечение программы……………….…….21
3.4. Кадровое обеспечение программы……………………………...…………21
Приложения…………………………………………………………………..….23
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Приложение 3………………………………………………………………….…32
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти».
Программа «Юный шахматист» имеет спортивную направленность.
Уровень программы: базовый.
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный шахматист»:
* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
* Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
* Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
* Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
* Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
* «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн).
Актуальность Программы:
Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям, более старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Новизна Программы:
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.
Цель программы:
Создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить кругозор, пополнить знания;
- активизировать мыслительную деятельность дошкольника;
- учить ориентироваться на плоскости;
- тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательные:
- выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;
- воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы;
Развивающие:
- развивать у детей усидчивость, умение доводить игру до конца;
- Развивать мыслительные процессы;
- Развивать творческие способности;
- Развивать нравственно- коммуникативные качества личности.
Объем и реализация рабочей программы:
Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятия в неделю во второй половине дня. Время проведения – 30 минут.
Объем Программы - 68 академических часа
В центре внимания находиться личность ребенка.
Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная, с применением электронного обучения
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:
- Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
- Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Формы организации деятельности:
* индивидуальная;
* работа в малых группах;
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю (понедельник и среда), во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30 минут.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Юные шахматисты»:
- Дети должны научиться играть в шахматы;
- У детей формируется устойчивый интерес к игре в шахматы;
- дети самостоятельно организуют игру и умело используют знания в процессе игровой практики.
- воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.
- наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
- у детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
- Содержательный раздел
- Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. | Знакомство с историей шахмат | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Шахматная доска. Знакомство с шахматными фигурами | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа в тетради |
3. | Расположение шахматных фигур на шахматной доске | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение в процессе работы |
4. | Знакомство с правилами игры | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос - КВН |
5. | Горизонталь, вертикаль, диагональ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
6. | Центр шахматной доски | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение |
7. | Белые и черные фигуры | ||||
Закрепление пройденного материала | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
ИТОГО: | 8 | 4,5 | 3,5 | ||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | Знакомство с шахматным королем и его войском | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение в процессе игры |
2. | Знакомство с пешкой. Расположение пешек на шахматной доске; ход пешки, взятие пешки. Превращение пешки в Королеву. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | Знакомство с фигурой «Ладья». Ее комбинации. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
4. | Игра-эстафета «Расставление фигур» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
Закрепление пройденного материала | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
ИТОГО: | 8 | 2,5 | 5,5 | ||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Упражнение на умение передвигаться по шахматному полю фигурами (пешки, король, ладья) | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
2. | Знакомство с шахматной фигурой «Слон». Его место на доске и способы передвижения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | Знакомство с Ферзем и способом его передвижения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
4. | Закрепление пройденного материала | 2 | 1 | 1 | Беседа, Наблюдение. Игра |
ИТОГО: | 8 | 2,5 | 5,5 | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Способы передвижения по полю слона и ферзя. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
2. | Знакомство с шахматной фигурой «Конь» | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, игра |
3. | «Игра на Уничтожение» - Конь против Ферзя | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Игра |
Закрепление пройденного материала | 1 | ---- | 1 | Практика | |
ИТОГО: | 8 | 2 | 6 | ||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Знакомство с шахматной фигурой «Король». Его место на шахматной доске и способы передвижения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Игра Опрос |
2. | Понятие «ШАХ» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | Понятие «МАТ» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
4. | Понятие «ПАТ» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
ИТОГО: | 4 | 2 | 6 | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Понятие «Рокировка» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Игра |
2. | Понятие «Невозможный ход» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | Понятие «Партия» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
4. | «Ладья против ладьи» - игра | 1 | ----- | 1 | Наблюдение |
5. | «Слон против ладьи» - игра | 1 | ----- | 1 | Наблюдение |
6. | Закрепление пройденного материала | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
ИТОГО: | 8 | 2 | 6 | ||
МАРТ | |||||
1. | «Волшебный квадрат» Учить находить правильный выход в сложившейся ситуации | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
2. | Длинная и короткая рокировка. Их особенности. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | «Пат» - игра в парах | 2 | 0,5 | 1,5 | КВН Наблюдение в игре |
4. | Позиция «Вилка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
ИТОГО: | 8 | 2,5 | 5,5 | ||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | «Волшебный мир комбинаций» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
2. | «Линейный мат» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
3. | Мат ферзем и слонами | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа |
4. | Мат ферзем и конями | 2 | 0,5 | 1,5 | Практика |
ИТОГО: | 8 | 2 | 6 | ||
МАЙ | |||||
1. | «Детский мат» | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра, наблюдение |
2. | Как избежать МАТа | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3. | Шахматный турнир среди воспитанников | 2 | ----- | 2 | Беседа |
4. | Шахматный турнир с родителями | 1 | ------ | 1 | Практика |
Мониторинг усвоения Программы | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, выполнение практического задания | |
ИТОГО: | 8 | 1,5 | 6,5 | ||
Всего: | 72 | 21,5 | 50,5 |
- Содержание учебной программы
Программа содержит три основных блока:
- «Шахматная страна» - знакомство с шахматной доской;
- «Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами;
- «Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями.
Название блока | Задачи блока | Кол-во часов |
| Познакомить детей с шахматной доской, дать представление о вертикали, горизонтали, как располагается доска между партнёрами. |
8 |
| Познакомить детей с шахматными фигурами их ходом и взятием. |
34 |
| Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх. | 26 |
Содержание учебной программы
№ | Тема | Содержание деятельности | Мероприятие |
Шахматная Страна | |||
1 | Шахматная доска | Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Практическое занятие по теме «Шахматная доска» Путешествие в Шахматную страну |
3 | Горизонталь, вертикаль, диагональ. | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. | |
4 | Центр шахматной доски. | Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие | Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
5 | Белые фигуры, черные фигуры. | Расположение фигур на шахматной доске. Передвижение каждой из фигур по шахматному полю. | Знакомство с шахматными фигурами. С какой стороны должны располагаться белые фигуры, а с какой стороны черные? Практическая часть |
Шахматные фигуры | |||
6 | Ладья. | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Мешочек» | Практическое занятие по теме «Ладья». |
7 | Слон. | Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. | Дидактическая игра «Шахматные прятки». |
8 | Ферзь. | 1 Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя | Дидактическая игра «Шахматные прятки». |
9 | Конь. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. | Дидактическая игра «Шахматный теремок». |
10 | Пешка. | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». | Практическое занятие по теме «Пешка». |
11 | Король. | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия. | Мероприятие «Шахматная эстафета». |
12 | Сравнительная сила фигур. | Правильная оценка каждой шахматной фигуры | Игровая ситуация |
13 | Ценность шахматных фигур | оценка каждой шахматной фигуры | Игровая ситуация |
14 | Начальное положение (начальная позиция). | Умение начинать партию | Игровая ситуация |
15 | Расположение каждой из фигур в начальном положении; | Начальное положение фигур | Игровая ситуация |
16 | Правило «Каждый ферзь любит свой цвет». | Расположение Ферзя на шахматном поле | Игровая ситуация |
17 | Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | Практическое задание | Игровая ситуация |
18 | Правила хода и взятия каждой из фигур. | Проигрывание партий в парах | Игровая ситуация |
19 | Игра «на уничтожение». | Проигрывание партий в парах | Совместная игра |
20 | Белопольные и чернопольные слоны, | Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. | Игровая ситуация |
21 | Одноцветные и разноцветные слоны. | Белопольные и чернопольные слоны. Их особенности в игре. | Игровая ситуация |
22 | Качество. Легкие и тяжелые фигуры. | Практические упражнения | Игровая ситуация |
23 | Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. | Практические упражнения | Игровая ситуация |
24 | Взятие на проходе. | Практические упражнения | Игровая ситуация |
25 | Превращение пешки. | Проигрывание партий в парах | Игровая ситуация |
Шахматные позиции | |||
26 | Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. | Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. | Дидактическая игра «Шах или не шах». |
27 | Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. | Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Мат. Правило «Короля не бьют» | Мероприятие «Шахматная викторина». |
28 | Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. | Практические упражнения | Игровая ситуация |
29 | Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. | Практические упражнения | Игровая ситуация |
30 | Длинная и короткая рокировка и ее правила. | Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. | Практическое занятие по теме «Рокировка». |
31 | Шахматная партия. Начало шахматной партии. | Практические упражнения | Практическое занятие |
32 | Представления о том, как начинать шахматную партию. | Практические упражнения | Практическое занятие |
33 | Короткие шахматные партии. | Практические упражнения | Практическое занятие |
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Цель: выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.
Критерии педагогической диагностики:
•шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
•названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
•ориентироваться на шахматной доске;
•согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
•правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•правильно расставлять фигуры в начальном положении ;
•различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•рокировать;
•объявлять шах; решать шахматные элементарные задачи
Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.
2.4. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во уч. недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
2021- 2022 | 01.09.2021г. | 31.05.2022г. | 34 | 68 | 68 | Понедельник Среда |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Методическое обеспечение программы
* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
* Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
* Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
* Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
* Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
* «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн);
* «Шахматный учебник» В. Костров, Д. Давлетов, Москва 2015г.;
Рабочая тетрадь к шахматному учебнику – В. Костров, Р. Самсонова, Москва 2016г.;
* Энциклопедия шахматной статистики, А.А. Иванов, Москва, 2010г.;
* «Шахматы для малышей», Л.Я. Береславский, Москва, 2016г.;
* «Шашки для детей», В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк, Феникс, 2015г.;
* «Шахматный учебник для детей», Н.М. Петрушина, Феникс, 2016г.;
* «Шахматы для самых маленьких», И.Г. Сухин, Москва, 2016г.;
* «Шахматы для детей», И.Г. Сухин, Москва, 2016г.;
* Шахматная тетрадь – раскраска, А. Трофимова, Феникс, 2015г.
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС.
2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК .
3. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение
4. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература
5. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС
3.3. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы шахматного клуба «Юный шахматист» требует наличия кабинета «Шахматы».
Оборудование кабинета:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- симуляторы игр;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы»
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место (ПК, проектор, акустическая система, принтер, интерактивная доска).
3.4. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный шахматист» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее технической направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания (Приложение 2)
- консультации индивидуальные;
- информационные стенды на темы:
* нужно ли учить детей играть в шахматы;
* шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников;
* ежемесячный отчёт о кружковой работе;
* рубрика «Встречи с интересными людьми» (Приложение 6)
* участие в конкурсах поделок «В шахматном королевстве»
- помощь в подготовке развлечения «Путешествие в шахматное королевство» (пошив костюмов, изготовление декораций…)
«Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка. В мастерской развивается креативность родителей. Умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные объекты для обыгрывания с детьми. В процессе вовлеченности в общее дело родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру.
«Мастер-класс» позволяют родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.
В силу своей профессии педагог обязан позитивно влиять на развитие детей. Но необходимо, чтобы его мастерство, советы были искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Все эти задачи позволяет решить организация и проведение
«Интерактивной площадки», где родители сами могут открыться воспитателю. Рассказать, что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать.
Ведь одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Так как интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказывают ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым. Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный ребенок.
Для решения поставленных задач составлен перспективный план взаимодействия с родителями (Приложение 2), в котором прописана работа в рамках реализации Программы «Юный шахматист».
План работы с родителями
по вопросам познавательно- интеллектуального развития детей
и обучения игре в шахматы
Дата | Мероприятие | Цель | Ответственный |
СЕНТЯБРЬ | Родительский клуб | Обеспечение взаимопонимания и партнерства | Педагог доп. образования |
ОКТЯБРЬ | Памятка «Полезные советы для родителей» | Повышение компетентности родителей | Педагог доп. образования |
НОЯБРЬ | Родительская гостиная «Хитрые вопросики» | Повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития детей | Педагог доп. образования |
ДЕКАБРЬ | Открытое первенство в дошкольном учреждении «Посмотрите, как мы играем в шахматы». | Ознакомление с результатами деятельности кружка «Юный шахматист» за первое полугодие. | Педагог доп. образования |
ЯНВАРЬ | Родительский клуб «Шахматисты» | Повышение компетентности родителей в вопросах игры в шахматы. | Педагог доп. образования |
ФЕВРАЛЬ | Шахматный турнир среди воспитанников кружка | Поддержка интереса детей | Педагог доп. образования |
МАРТ | Выставка рисунков «На шахматном турнире» (совместные работы детей и родителей) | Поддержка интереса детей | Педагог доп. образования |
АПРЕЛЬ | Городской шахматный турнир | Поддержка интереса детей | родители |
МАЙ | Праздник «До свидания» | Оценка деятельности детей и родителей за 2 года | Родители Педагог доп. образования |
Приложение 2
Родительское собрание «Обучение дошкольников игре в шахматы»
Я, рекомендуя родителям, как можно раньше задуматься над тем, как лучше развивать интеллектуальные способности ребёнка и правильно подготовить его к обучению в школе, проектирую всю свою педагогическую деятельность в соответствии с этими рекомендациями.
Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем не будет с учебой. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же ПРОИСХОДИТ? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления. У него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Чтобы сплавиться с подобными трудностями, я рекомендую им приобрести книги, последние новинки развивающей литературы.
Считаю, что родителям будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребенка - дошкольника походит несколько этапов. На своей практике, в работе с детьми, я убедилась, что сначала формируется наглядно-образное мышление, т. е малыш начинает мыслить при помощи образов. К концу старшего дошкольного возраста; начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логика рассуждений. Дети с моей помощью учатся самостоятельно расстилать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее, устанавливать простые закономерности. Важную роль здесь играет наша игра в шахматы с детьми. Я убеждена, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого и в детском саду и дома. Дошкольный возраст - период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще осваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому все задания в моей группе носят игровой, занимательные характер. И немаловажную роль в этом мы отводим обучению детей и взрослых игре в шахматы.
Я постоянно учитываю, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому для меня важно, чтобы малыш, выполняя задание, УЧИЛСЯ рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.
Своим будущим первоклассникам, я развиваю мелкую моторику и координацию ДВИЖЕНИЙ руки, в этом малышам помогают графические упражнения.
Все задания предполагают тесное сотрудничество взрослого и малыша. В любом случае избегаю назидательности. Занятия с детьми проходят эмоционально, не дожидаясь полного угасания интереса маленького ученика. Рекомендую родителям чтобы они учитывали при домашних занятиях, если даже облегченные варианты задания, рекомендую предлагать самое простое упражнение, чтобы ребенок не потерял уверенности в своих силах.
Я вижу, что, выполняя с малышом интересные задания, родители лучше узнают своего ребенка, помогают ему развивать свои интеллектуальные и коммуникативные способности.
«Увлекательно проводите время, общаясь со своими любознательными непоседами» - рекомендую я родителям своих детей.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка. Формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому способствуют обучение игре в шахматы.
Сегодняшние дети умнее своих предшественников — это признанный всеми факт. Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека.
Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. И достоверно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время — потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специального организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям более старшего возраста.
К школе произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать и слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи...
Итак, ребенок должен, должен, должен... Но система воспитания и обучения, культивируемая в детском саду, не в полной мере справляется с поставленными задачами.
И здесь, словно волшебная палочка, на помощь приходят шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе.
В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.
Занятия шахматами укрепляет память, развивают воображение, у детей вырабатываются организованность, целеустремленность, объективность.
Увлекаясь этой игрой, ребенок становится усидчивее, выдержанней, самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы –одна семья».
Необходимо сочетать шахматы с подвижными играми на свежем воздухе, чтением художественной литературы, туристическими походами и посещением музеев. Мы с ребятами бегаем в теплое время года, зимой ходим на лыжах.
Шахматная игра дарит ребенку –дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремленность, умение рассчитывать время, дисциплинированность, объективность, усидчивость и т.д.
Шахматная игра – это разновидность настольно –печатных игр. Ребята довольно легко и быстро овладевают секретами этой увлекательной игры.
Экспериментальные исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять важное место в педагогическом процессе детского сада, ибо учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.
Но шахматы – трудный вид спорта, требующий больших усилий ума и воли, а также больших затрат времени.
Приложение 3
Сценарий «Шахматная страна»
Музыка «Маленькая страна»
Пианино «…день рождение…» Выходит девочка с шахматами
- Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось семь лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сейчас сяду за стол, открою шахматы и …
Девочка кладёт голову на руку и засыпает.
Звучит таинственная музыка. Расстилается напольное шахматное полотно
Звучит марш Участники праздника в шахматных костюмах выходят под музыку в зал из-за ширм. Мальчики-шахматные фигуры короли
- Здравствуйте, Ваше Величество!
- Здравствуйте, Ваше Величество!
-Приглашаю Вас на бал!
- Благодарю Вас, сударь!
Звучит волшебная музыка
Девочка просыпается, ходит, рассматривает
- Интересно, куда это я попала?
- Ты попала на шахматный бал.
Я Шахматная доска:
Вся в квадратах — белых, черных —
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют —
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай, словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея. Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут, зато лихие Кони И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать, и побеждать!
Я — Волшебная Доска, но без фигур и мне тоска:
Зовите Пешек, всех, всех, всех в сражениях их ждет успех!
Барабан и пианино «Солдаты» Маршируют пешки
Мы шахматные пешки, в бою не любим спешки,
Шагаем лишь вперёд, назад не знаем ход
За нами офицеры, за нами короли,
Ладьи и королевы и конные полки
Налево и направо мы «бить» имеем право
А коль в конец доски придём фигуру новую найдём
Девочка-пешка показывает на напольном шахматном полотне, как она ходит
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой,
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом — вперед, вперед, за шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет? Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна пешка до конца.
И только в час своей кончины, когда удастся ей достичь вершины,
Получит звание «фигуры», хоть — Ферзя.
Каждая Пешка знает свою роль: если Пешки — крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный Король.
Ведущий: - Уважаемые пешки! Раз вы прибыли на бал покажите, как вы ходите по шахматному полю
Звучит волшебная музыка пешки ходят по шахматному полю
Ведущий
- Следующий гость на нашем балу… угадайте. !
Стою на самом краю, Путь откроют — пойду.
Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (Ладья)
Девочки-шахматные фигуры ладьи
-А ладья – то тяжела раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит, королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку
–Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять, часовым в дверях стоять.
Видимо, Ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна
Шаг тяжелый у Ладьи, в бой ее скорей веди!
Ведущая просит показать, как двигаются на доске ладьи!
Ведущий
-А теперь угадайте следующего гостя бала. Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит. (Слон)
Дети-шахматные фигуры слоны выходят на поле
- Если слон на белом поле, встал вначале не забудь,
Он другой не хочет доли —знает только белый путь.
А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный, черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны цвету одному верны.
Лишь одноцветные поля слона в походе привлекают
Он на чужого короля нацелен по диагонали.
Ведущий:
- на бал прибыл… Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Дети-шахматные фигуры кони выходят на шахматное поле
-Прыгнет Конь. Подковы звяк!
Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг! И повадки у лошадки необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки, и скакнет из-за спины.
Конь – коварная фигура. У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
через головы прыжок!
Вот стоял на поле белом, перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
Ведущая угадайте следующего гостя…
- Ходит очень осторожно на один шажок, ненавидит слово “Шах”.
Вот и всё, дружок. (король)
Музыка марш выходят шахматные короли
Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть.
Король могуч, но шаг его короткий,
Всего на клеточку он может отойти.
В конце игры он может в бой ввязаться,
А поначалу боязливо прячется в кусты.
Зато начеку королевская рать — должна Короля она оберегать.
Ведь если б Король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!
Раз в игре король неловкий он прибегает к рокировке —
длинный делает прыжок в безопасный уголок.
Вот ладье он дал приказ: «Подойди ко мне сейчас!»,
совершил прыжок лихой и укрылся за ладьей
Ведущий просит показать, как ходят короли
Следующая загадка
Может он ходить и прямо, и наискосок.
Высоко его оценит опытный игрок (ферзь)
Выходят дети-ферзи
Представляю вам ферзя –он помощник короля.
У него своя игра: под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-за позицией следит.
После конницы, он вновь начать войну готов.
Шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад… а бью я и вдаль и в упор.
И кажется, будто мне тесноват доски черно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели!
Ведущий:
-А сейчас оба войска захотели поразмяться в смекалке и беге будут соревноваться.
Шахматная доска
Прежде чем игру начать, много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя клетка белой быть должна.
Шахматные фигуры показывают начальное положение на шахматной доске
Я смотрю на первый ряд по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей,
Меж коней заключены наши храбрые слоны,
И ещё 2 поля есть, а на них король и ферзь.
Нужно запомнить одну из примет: Ферзь выбирает свой собственный цвет.
А теперь без спешки идут на место пешки
Белый отряд, черный отряд —
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном, точно такой же — в отряде другом
Король
-Мне было очень приятно находиться на Вашем балу, и я приглашаю Вас, Ваше Высочество, на шахматный поединок.
- С большим удовольствием! Придворные, за мной!
Звучит волшебная музыка Дети-шахматы занимают позиции
Ведущая называет ходы, а дети двигаются по полю. После дети уходят из зала под музыку в свои замки. Девочка просыпается
- Какой замечательный сон мне приснился. Да, шахматы, гениальная и очень интересная игра. Я обязательно научусь играть в неё.
Учитесь в шахматы играть - древнейшая игра.
Она научит побеждать и закалит тебя.
Научит думать и решать, как верный делать ход
С ней легче будет мир познать и совершать поход.
Учитесь в шахматы играть- мудрейшая игра.
Её секреты разгадать Вы сможете тогда.
Выходят все участники и поют припев песни «Шахматная страна»
Будет, когда ни будь поверьте шахматная страна.
Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.
Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут.
Ждёт здесь кого-то пораженье, победа, успех придут.
Припев: Шахматная страна - 2 раза!
Кто нам расскажет, кто покажет - Где она? Где она?
Шахматная страна - 2 раза!
Это для всех ребяток – праздник - Шахматная страна!
В этой стране мы испытали столько всего впервой.
В шахматы мы теперь играем, лучший мой друг с тобой.
Первые чувства и тревога, что сделан неверный ход.
Радость и даже вкус победы двигали нас вперёд! Припев: тот-же
Долго учились и научились в шахматы мы играть
И непременно на состязаньях будем мы побеждать
Шахматы учат быть добрее, соперников уважать
Думать и мыслить в любой обстановке свой интеллект развивать