"Мой город - мне дорог"
Наш город - Бугуруслан.
Милый город в сиреной дымке
От низины взбежал по холмам.
Переулки, дома и тропинки-
Всё знакомо и дорого нам.
Прошлое города.
Достопремечательности города.
Город глазами детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«МОЙ ГОРОД – МНЕ ДОРОГ»
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Целевой раздел. Пояснительная записка………………………….. | 3 |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы…………... | 3 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы…………... | 4 |
1.3. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………......... | 4 |
1.4. | Возраст детей, на которых рассчитана программа…........................... | 6 |
1.5. | Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы…………………………………………... | 8 |
1.6. | Формы подведения итогов…………………………………………….. | 9 |
II. | Содержательный раздел……………………………………………... | 10 |
2.1. | Тематическое планирование образовательной деятельности……….. | 10 |
2.2. | Особенности образовательной работы по программе……………….. | 16 |
2.3. | Содержание образовательной работы по программе….…………….. | 18 |
III. | Организационный раздел……………………………………………. | 20 |
3.1. | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы… | 20 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………... | 20 |
3.3. | Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы………………………………………………………………. | 20 |
3.4. | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы………………………………………………………………. | 21 |
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды…... | 22 |
IV. | Дополнительный раздел……………………………………………... | 24 |
4.1. | Мульти-медийная презентация парциальной образовательной программы………………………………………………………………. | 24 |
V. | Литература…………………………………………………………….. | 25 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Выбор темы программы «Мой город – мне дорог» обусловлен тем, что Бугуруслан – многонациональный город, в котором родились и растут наши дети. Это их малая родина, и мы с детства приучаем их любить свой город, развиваем чувство толерантности к людям разных национальностей.
Бугуруслан окружен лесами и озерами, невысокими горами. Их красоту воспел в своих произведениях писатель, наш земляк С.Т. Аксаков. Обращая внимание детей на красоту окружающей природы родного края, воспитываем у них любознательность, познавательную активность.
Местные обычаи и традиции: ежегодное проведение Дня города, Дня музея, выставки народно-прикладного творчества наших земляков явились для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к людям труда, развитие интереса к разным сторонам жизни родного города.
Сегодня нет достаточно пособий, которые помогали бы взрослым вместе с ребенком изучать культуру своего города, поселка, края, прогуливаясь по его исторической части или, что намного важнее, в пределах микрорайона, где живет семья.
Проведенный опрос среди родителей (87%) выявил потребность воспитания в детях чувства гражданственности, гордости за свое отечество.
Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Программа «Мой город – мне дорог» углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» задачами освоения национально-регионального компонента, ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Бугуруслана.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы: Становление у старших дошкольников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Бугуруслана.
Задачи программы:
- Формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Развивать интерес к народным промыслам, традициям.
- Формировать представление о малой родине, о стране, в которой мы живем – Россия, бережное отношение к природе родного края, ко всему живому.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Бугуруслана.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Программа опирается на следующие принципы:
- Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
- Скоординированная, целенаправленная работа всех участников образовательного процесса (педагог - ребенок - семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого - к далекому, от малого - к великому (я - моя семья - мой край - моя страна).
- Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
Основополагающими в программе стали следующие подходы:
1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
2. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
4. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Ребенок 5-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно означает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте дети начинают предъявлять требования, которые раньше предъявлялись взрослыми, они могут доводить до конца малопривлекательную работу, так как дети уже осознают общепринятые нормы и правила поведения и обязанность их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдения им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. В этом возрасте превалируют тенденция бережного отношения ко всему живому. Также формируются система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствие с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми разного пола, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.
Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где был, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов родного края. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить, развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, прочувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем, приобрести необходимый личный опыт.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающим интересом к природе и культуре родного края. Дошкольников привлекает самобытность культуры города, в котором они живут. Все устойчивей формируется гражданская позиция маленького гражданина, его желание быть сопричастным судьбе родного города, земляков. Все это, в конечном итоге, будет формировать гражданскую позицию взрослого горожанина. От того, насколько прочна его связь с малой родиной в детстве во многом зависит его отношение к ней в будущем. Кроме того нельзя не отметить, что у старших дошкольников велик интерес к печатному слову. Программа призвана развить данный интерес, приобщая воспитанника к литературным произведениям земляков.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:
Интеллектуальные:
- имеет представление о культуре, традициях, промыслах Бугуруслана, о замечательных людях прославивших родной край;
- владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);
- знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;
- интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем.
Физические:
- отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе Бугуруслане в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
- участвует в событиях, жизни детского сада, города;
- ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).
Личностные:
- любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
- проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;
- выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;
- эмоционально отзывается на красоту родного края.
- Формы подведения итогов
- КВН;
- Что? Где? Когда?;
- Выставка рисунков;
- Конкурс чтецов;
- Книга памяти;
- Генеалогическое древо моей семьи.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Комплексно-тематическое планирование по программе
5-6 лет
Месяц | № занятия | Тема | Развернутое содержание |
Сентябрь | 1 | Беседа День города | Закрепить знания детей о городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Развивать желание принимать участие в жизни города. |
2 | Беседа История возникновения города | Познакомить с историей возникновения города: его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города. | |
3 | Целенаправленная прогулка по микрорайону Дом, в котором я живу | Учить детей правильно называть свой адрес: город, улицу, номер дома. Развивать у детей ориентировку в пространстве. | |
4 | Беседа Знакомство с дорожными знаками на улицах | Закрепить знания детей о дорожных знаках, полученных в средней группе. Учить детей правильно называть знаки и их назначение. Воспитывать в детях культурного пешехода и пассажира | |
Октябрь | 1 | Беседа Бугуруслан – город нефтяников | Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт и др.). Познакомить детей с трудом нефтяника. Воспитывать чувство уважения к труду людей. |
2 | Экскурсия в городской музей Герб родного города | Познакомить детей с символикой города. История происхождения герба, его видоизменения. | |
3 | Беседа. (работа в творческой мастерской) Микрорайон, в котором мы живем | Учить детей называть улицы родного города, называть номер дома. Учить детей рисовать схему маршрута от дома до детского сада. Закреплять знания о правилах дорожного движения. | |
4 | Экскурсия по улицам города Памятники родного города людям, прославивших город и страну | Познакомить детей с памятниками города (старинные дома, аллея славы, вечный огонь и др.) | |
Ноябрь | 1 | Игра - путешествие Улицы родного города | Учить называть детей главные улицы города. Обращать внимание детей на учреждения, расположенные на этих улицах и их назначение. |
2 | Викторина Моя малая родина | Уточнить знания о родном городе. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой родине. | |
3 | Развлечение Осенины | Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Дать представление о неразрывной связи человека и природы. | |
4 | Экскурсия по городу | Продолжить знакомить детей с городом (старые улички города и новостройки, маленькие мостики и главный мост через реку Кинель) | |
Декабрь | 1 | Составление рассказов об истории города по названия улиц | Учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов. Учить использовать иллюстрации, фотографии, картины местных художников для украшения рассказа. Воспитывать чувство красоты. |
2 | Игра - путешествие По тихим улицам города. Составление макета микрорайона | Продолжать закреплять знания названия улиц. Учить детей составлять макет микрорайона. Воспитывать умение трудиться сообща, гордиться своим результатом. | |
3 | Экскурсия Аллея славы | Познакомить детей с аллеей Славы. Рассказать историю погибших героев –афганцев. Воспитывать у детей желание защищать свой город, свою страну | |
4 | Работа в творческой мастерской Люди, прославившие город | Продолжать знакомить детей с людьми труда. Обратить внимание детей на «Доску почета». Предложить детям подготовить подарки для ветеранов труда. | |
Январь | 1 | Развлечение Рождественские посиделки | Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождество. |
2 | Игра - путешествие «Узнай, где я нахожусь» закрепление знаний достопримечательностях города | Продолжать закреплять знания о достопримечательностях города. Вызывать стремление узнать больше об истории строений. | |
3 | Экскурсия в краеведческий музей «Что такое музей» | Познакомить детей с краеведческим музеем города. Учить правилам поведения в музее, культуре общения. | |
4 | Беседа о том, как вести себя на улицах города | Уточнить и закрепить знания детей о названиях близлежащих улиц, правилах поведения на улице, правилах дорожного движения. | |
Февраль | 1 | Беседа о защитниках Отечества | Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать страну, охраняя ее покой. Знакомить с разными родами войск. |
2 | Рассказ о народных традициях, обычаях и праздниках | Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях. | |
3 | Целевая прогулка по близлежащим улицам. | Учить детей ориентироваться на местности, называть строения. Обращать внимание на правила поведения на улицах города. | |
4 | Музыкально-литературная композиция Недаром помнит вся Россия | Продолжить расширять представления о российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. | |
Март | 1 | Беседа Встреча с прекрасным» (картины, рассказы о родном городе) | Организовать встречу с людьми искусства (местные художники, писатели). |
2 | Работа в творческой мастерской «Золотая хохлома» | Расширять представления о народно-прикладном искусстве. Познакомить детей с хохломской росписью (БЗР г. Бугуруслана). | |
3 | Целевая прогулка по микрорайону – работа по благоустройству улиц | Предложить детям поучаствовать в посадке деревьев возле детского сада. Дать детям знания о богатствах нашей родины. Воспитывать стремление их беречь и преумножать. | |
4 | Развлечение Красная горка | Познакомить с традициями гуляний на пасхальной неделе. Воспитывать интерес к традициям своей страны. | |
Апрель | 1 | Беседа. Работа в творческой мастерской. Знакомство с героями Великой Отечественной войны. Рассматривание альбомов | Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Привлекать детей к составлению альбомов «Ваши имена останутся в нашей памяти» |
2 | Беседа о правилах дорожного движения | Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение. | |
3 | Беседа о людях, прошедших дорогами войны. | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | |
4 | «Они прославили наш город» Конкурс рисунков. | Учить детей передавать в рисунке солдат Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за нашу непобедимую страну. | |
Май | 1 | «Вечная память» Встреча с ветеранами войны. | Воспитывать уважение, гордость к солдатам Великой Отечественной войны, воинам Афганистана. |
2 | Рассказы о детях – героях войны. Чтение художественной литературы | Учить детей находить решения в трудных ситуациях, помогать друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить детей слушать произведения о детях- героях. Воспитывать у детей любви к художественной литературе. | |
3 | Викторина «Что ты можешь рассказать нам о городе своем?» | Закрепить знания детей о городе, достопримечательностях. Учить детей работать командой, развивать творчество, смекалку, умение прийти на помощь своему товарищу. | |
4 | Развлечение Закрепление знаний о правилах дорожного движения | Формировать у детей обобщенные представления о дорогах города, транспорте, дорожных знаках. |
6-7 лет
Месяц | № занятия | Тема | Развернутое содержание |
Сентябрь | 1 | Развлечение Праздник родного города | Закрепить знания детей о городе, полученные в старшей группе: название города, основные достопримечательности |
2 | Работа в творческой мастерской Символика г. Бугуруслана | Расширять представления о государственных праздниках; вызывать интерес к истории своего города | |
3 | Беседа Дом, в котором я живу | Учить детей правильно называть свой адрес: город, улицу, номер дома, профессию своих родителей, детский сад. Развивать у детей ориентировку в пространстве. | |
4 | Целевая прогулка Транспорт на улицах города | Систематизировать знания детей о транспорте: воздушный, земной (легковой, грузовой). Знакомить детей с трудом дорожных строителей. Воспитывать у детей чувство уважения к труду взрослых. | |
Октябрь | 1 | Беседа История родного города | Познакомить с историей возникновения города: его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города. |
2 | Беседа Город труженик | Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт и др.). Познакомить детей с людьми разных профессий: нефтяник, электрик, строитель и др. Воспитывать чувство уважения к труду людей. | |
3 | Беседа. Проектная деятельность России малый уголок | Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада, микрорайона. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
4 | Экскурсия по улицам города Памятники родного города. | Учить детей называть памятники города, их месторасположение. Воспитывать чувство достоинства и гордости за свой город | |
Ноябрь | 1 | Развлечение День народного единства | Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызывать интерес к истории своего города, страны. |
2 | Беседа Бугуруслан – малая родина | Закрепить знания о некоторых моментах из истории города. Познакомить с отдельными событиями, повлиявшими на дальнейшее развитие города | |
3 | Экскурсия по улицам микрорайона | Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. Активизировать интерес. | |
4 | Беседа Наша дружная семья | Продолжать формировать у детей представление о мире семьи. Способствовать развитию терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. | |
Декабрь | 1 | Составление рассказов об истории города по названия улиц | Учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов. Учить использовать иллюстрации, фотографии, картины местных художников для украшения рассказа. Воспитывать чувство красоты. |
2 | Игры -забавы Моя семья – ее традиции, обычаи. | Расширять представления о людях разных национальностей. Формировать положительное отношение к людям другой национальности. | |
3 | Работа в творческой мастерской Знакомство с государственной символикой. | Учить детей находить и показывать герб и флаг РФ, своего города. Закрепить знания детей в рисунках. Учить правильно передавать цвета флага. Воспитывать в детях желание проявить творчество. | |
4 | Беседа Черное золото наших полей | Познакомить детей с трудом нефтяника. Воспитывать чувство уважения к труду людей. | |
Январь | 1 | Развлечение Пришла коляда накануне Рождества | Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа святочных гаданиях. Пение песенок. |
2 | Беседа Бугуруслан – многонациональный город | Расширять представления о людях разных национальностей. Формировать толерантное отношение к людям другой национальности. | |
3 | Целевая прогулка Достопримечательности города | Продолжать закреплять знания о достопримечательностях города. Вызывать стремление узнать больше об истории строений. | |
4 | Экскурсия в школьный музей боевой славы (МОУ СОШ №3) | Организовать с детьми экскурсию в школьный музей боевой славы. | |
Февраль | 1 | Беседа о защитниках Отечества | Знакомить с разными родами войск. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми; в девочках уважения к будущим защитникам Отечества |
2 | Развлечение Народные традиции, обычаи и праздники | Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях. | |
3 | Целевая прогулка по близлежащим улицам | Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение. | |
4 | Работа в творческой мастерской Как в старину к зиме готовились | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов и т.д., хранением и размещением заготовок в русской избе. | |
Март | 1 | Целевая прогулка по микрорайону – работа по благоустройству улиц | Предложить детям поучаствовать в посадке деревьев возле детского сада. Дать детям знания о богатствах нашей родины. Воспитывать стремление их беречь и преумножать. |
2 | Викторина Береза - символ России | Создать в воображении детей образ Родины. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Продолжать учить бережному отношению к природе. | |
3 | Литературный вечер Город Бугуруслан в стихах, рассказах и картинах | Организовать встречу с людьми искусства (местные художники, писатели) | |
4 | Беседа «Что расскажет этот предмет о себе?» (фронтовые ордена, медали, пилотка бойца и др.) | Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Учить детей использовать свои знания и умения для выполнения заданий. | |
Апрель | 1 | Рассматривание альбомов, иллюстраций о Великой Отечественной войне | Привлекать детей к составлению альбомов «Ваши имена останутся в нашей памяти» |
2 | Беседа о правилах дорожного движения | Систематизировать знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение. | |
3 | Работа в творческой мастерской Дело мастера боится | Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Изготовить «писанки» (расписные яйца) | |
4 | Конкурс рисунков | Организовать конкурс рисунков на тему «Этих дней не смолкнет слава» | |
Май | 1 | «Вечная память» Встреча с ветеранами войны. | Подготовить с детьми концерт и подарки для ветеранов войны. |
2 | Рассказы о детях –героях войны. Чтение художественной литературы | Учить детей находить решения в трудных ситуациях, помогать друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить детей слушать произведения о детях- героях. Воспитывать у детей любви к художественной литературе. | |
3 | Экскурсия «Милый сердцу городок» | Закрепить знания детей о городе, достопримечательностях. Учить детей работать командой, развивать творчество, смекалку, умение прийти на помощь своему товарищу. | |
4 | Викторина «Эта улица моя» | Формировать у детей обобщенные представления о дорогах города, транспорте, дорожных знаках. |
2.2. Особенности организации образовательной работы по программе
Формы образовательной деятельности
Для детей 5-6 лет | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- Наблюдения за трудом младшего воспитателя, дорожных строителей и др. -Рассматривание альбомов «Мой город», «Моя семья», «Наши праздники» -Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Школа» -Конструирование «Строим дом», «Наведение переправы» -Рисование «Мой папа», «День победы», «Улицы города» и др. -Чтение стихов А.Шиперова, -Составление альбома «Моя семья» - Экскурсия в администрацию города | -Интегрированная образовательная деятельность «Чем пахнут улицы города», «Кто построил дом» -Экскурсии в городской парк, к Вечному огню -Посещение детской библиотеки, музея боевой славы в МОУ СОШ №3, -Разучивание песен «То березка, то рябина», «Осень в лесу» -Дидактическая игра «Где это находится», «Птицы и звери нашего региона», «С какого дерева лист» - Народные игры: «Царь – картошка», «Уля – весела» -Встреча с писателями, В.Ливановским, С.Шиперовым; художниками П.Мелиховым и И.Мелиховой | -Изготовление украшений для своих близких -Дидактическая игра «Что растет на ветке», «Дорожные знаки» -Рассматривание иллюстраций, альбома «Моя семья», «Исторические места города Бугуруслана»» -Самостоятельная изобразительная деятельность | -Экскурсия в городской парк -Прогулки по аллеям -Праздники и развлечения «Осенины», «Внимание – дорога!» -Выставка поделок народно-прикладного искусства -Пошив национальных костюмов для кукол - Сбор национальной домашней утвари |
Для детей 6-7 лет | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- Наблюдения за трудом электрика, работника патрульной службы, дворника и др. -Рассматривание альбомов «Мой город», «Моя семья», «Наши праздники» - Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Школа» -Создание макета микрорайона, «Город будущего» -Рисование «Наш город во все времена года», «День города». -Чтение стихов А.Шиперова,, А.Левановского, «Кинельская чаша» -Составление альбома «Моя семья», «Праздники города», «Город детства» - Экскурсия в администрацию города | -Интегрированная образовательная деятельность -Экскурсии к Вечному огню, аллею Славы -Посещение детской библиотеки, музея боевой славы в МОУ СОШ №3, -Разучивание песен «Березонька», «С чего начинается Родина» -Дидактическая игра «Где я нахожусь», «Дорожный знаки», «Что нужно для работы…» Разучивание народных игр «Вышел Ваня погулять», «Солнце – ярило» -Изготовление национальных костюмов и атрибутов для национальных игр -Знакомство с творчеством писателя В.Ливановского, С.Шиперова -Выставка «Мы живем в России» - Встреча с художником П.Мелиховым | -Изготовление украшений для своих близких -Дидактическая игра «Лото», «Дорожная азбука» -Рассматривание иллюстраций, альбома «Моя семья», «Улицы города» -Самостоятельная изобразительная деятельность | -Экскурсия в городской парк с фонтаном, БЗР, администрацию города -Прогулки по аллеям -Праздники и развлечения «Осенины», «Венок дружбы» - Выставка «Дары земли русской» -Пошив национальных костюмов для кукол. -Сбор национальных инструментов, домашней утвари -Проектная деятельность «Что мы Родиной зовем», «Этих дней не смолкнет слава» |
2.3. Содержание образовательной работы по программе
Дополнение задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
5-6 лет:
- Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, его достопримечательностям.
- Приобщать детей к народным традициям и обычаям родного города Бугуруслана.
- Способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
- Развивать интерес к народно-прикладному искусству, уважительному отношению к людям труда.
6-7 лет:
- Формировать у детей представления о символике родного города (герб, гимн)
- Расширить знания детей о достопримечательностях города Бугуруслана, его прошлого и настоящего.
- Содействовать проявлению гражданственности, чувства гордости за людей труда, участников войн.
- Побуждать детей принимать участие в культурных мероприятиях города совместно с родителями.
Интеграция образовательных областей
5-6 лет:
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
Познавательное развитие | Закреплять знания о правилах безопасности дорожного движения на улицах города и микрорайона. Учить бережному отношению к окружающей природе, всему живому. Расширять знания детей о труде взрослых. Развивать интерес к труду, умение проявить свои способности при посадке саженцев деревьев. |
Речевое развитие | Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в городе Бугуруслане. Побуждать детей активно использовать в речи слова национального фольклора. |
Художественно-эстетическое развитие | Воспитывать интерес к художественным произведениям местных поэтов (С. Шиперов, В. Левановский, С.Т. Аксаков и художников (П. Мелихов, И. Мелихова). Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческих способностей. Учить детей использовать народные росписи в изобразительной деятельности Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с народными песнями, попевками. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению потешек, пословиц, загадок. |
Физическое развитие | Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные народные игры со сверстниками и малышами. |
6-7 лет:
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
Познавательное развитие | Закреплять знания о правилах безопасности дорожного движения на улицах города и микрорайона. Закреплять знания детей о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда и быть готовыми прийти на помощь. Принимать участие в посадке саженцев деревьев на территории детского сада. |
Речевое развитие | Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в городе Бугуруслане. Побуждать детей активно использовать в речи слова национального фольклора. |
Художественно-эстетическое развитие | Воспитывать интерес к художественным произведениям местных поэтов и писателей, (С. Шиперов, В. Левановский, С.Т. Аксаков), художников П. Мелиховым и И. Мелиховой Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческих способностей. Видеть красоту родного края на примере художественных полотен И. Мелиховой и П. Мелихова. Приобщать детей к изготовлению предметов народного промысла. Развивать стремление детей к познанию народных песен, частушек. Проявлять свое творчество и эмоции. |
Физическое развитие | Совершенствовать умения детей самостоятельно организовывать народные игры, хороводы со сверстниками и малышами. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы
Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.
Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
- учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература;
- материалы для работы: образцы; схемы; шаблоны, трафареты; альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
Программно-методическое обеспечение для детей 5-6 лет | |
Название пособий | Ключевое положение |
Альтов В.Г. Бугуруслан. – Челябинск: Юж.-Урал.: Кн.изд-во, 1990 | Изучение прошлого и настоящего города, наиболее интересных событий. Знание о людях, чьи ратные и трудовые подвиги навеки вписаны в славную летопись Бугуруслана. |
В.А.Крылов, А.Я. Устинов и др. Бугуруслан в годы войны. Бугуруслан, 1997 | Воспитание любви к Родине, защитникам Отечества, знание истории и богатейших традиций Отечества |
И.В.Малахов. Бугуруслан. Челябинск., Юж.-Урал.: Кн.изд – во, 1976 | Ознакомление с развитием Бугуруслана на современном этапе. |
Сборник. Юные бугурусланцы в войне. Бугуруслан, 2010 | Воспитание патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за своих земляков, отдавших жизнь за победу. |
Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980 | Научить детей национальным подвижным играм и хороводам |
Программно-методическое обеспечение для детей 6-7 лет | |
Название пособий | Ключевое положение |
Альтов В.Г. Бугуруслан. – Челябинск: Юж.-Урал.: Кн.изд-во, 1990 | Изучение прошлого и настоящего города, о наиболее интересных событиях, о людях, чьи ратные и трудовые подвиги навеки вписаны в славную летопись Бугуруслана |
В.А.Крылов, А.Я. Устинов и др. Бугуруслан в годы войны. Бугуруслан, 1997 | Воспитание любви к Родине, защитникам Отечества, знание истории и богатейших традиций Отечества |
И.В.Малахов. Бугуруслан. Челябинск., Юж.-Урал.: Кн.изд – во, 1976 | Ознакомление с развитием Бугуруслана на современном этапе. |
Сборник. Юные бугурусланцы в войне. Бугуруслан, 2010 | Воспитание патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за своих земляков, отдавших жизнь за победу. |
Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980 | Научить детей национальными подвижным играм и хороводами |
3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Реализация программы «Мой город – мне дорог», осуществляется в
- ОД;
- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности с семьей.
ОД проводится воспитателем 1раз в неделю в 1-ю половину дня – 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной. Также программа реализуется:
- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов ежедневно по15 мин.во 2-ю половину дня;
- самостоятельной деятельности детей ежедневно 10 мин. В утренний отрезок времени (рассматривание альбомов, фотографий, журналов);
- совместной деятельности с семьей – 30 мин. 1 раз в месяц с привлечением родителей к участию в музыкальных праздниках и развлечениях, выставках, проектной деятельности, экскурсиях по историческим местам города Бугуруслана.
Общая недельная нагрузка программы « Мой город – мне дорог » равна 175 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В старшей группе (5-6 лет) выделено место под уголок «Юный бугурусланец» где расположены:
- государственная символика (герб, флаг России; герб города Бугуруслана);
- оформлены альбомы «Достопримечательности города Бугуруслана», «Моя семья»;
- подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства;
- подобраны игры народов, проживающих в данной местности;
- картотека дидактических игр «Где это растет?», «Где это находится?», «Осторожно дорога!»
- для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.);
- для проведения национальных праздников и развлечений подобраны национальные костюмы и атрибуты обихода;
- для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
- куклы в русских национальных костюмах;
- национальные костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения праздников и развлечений;
- альбом «Мы путешествуем по городу Бугуруслану»;
- изделия народного промысла;
- для детского творчества подготовлена глина, бумага( копировальная, картон, цветная и др.).
- художественная литература – произведения местных авторов: В. Левановского, С. Шиперова, С.Т. Аксакова.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) создан уголок «Юный патриот», в котором находятся:
- государственная символика (герб, флаг и гимн России; флаг города Бугуруслана), материал для прослушивания (национальная музыка и песни);
- дидактические игры «Загадки природы », «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»;
- для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей; костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
- для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
- собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей;
- художественная литература – произведения местных поэтов: В. Левановского, С. Шиперова, С.Т. Аксакова, художников: И. и П. Мелиховых;
- привлекают внимание альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Бугуруслана», «Древо семьи » «Песни нашего города », «Праздники », «Национальные костюмы нашего города»;
- Оформлена выставка «Улицы моего города»
- разработан совместный с родителями проект «Этих дней не смолкнет слава».
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Мультимедийная презентация программы представлена на сайте ДОУ.
Программа «Мой город – мне дорог» рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» задачами освоения национально-регионального компонента, ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Бугуруслана.
Цель программы:
Становление у старших дошкольников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Бугуруслана.
Задачи программы:
1. Формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
2. Развивать интерес к народным промыслам, традициям.
3. Формировать представление о малой родине, о стране, в которой мы живем – Россия, бережное отношение к природе родного края, ко всему живому.
4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Бугуруслана.
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:
Интеллектуальные:
- имеет представление о культуре, традициях, промыслах Бугуруслана, о замечательных людях прославивших родной край;
- владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);
- знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;
- интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем.
Физические:
- отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе Бугуруслане в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
- участвует в событиях, жизни детского сада, города;
- ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).
Личностные:
- любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
- проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;
- выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;
- эмоционально отзывается на красоту родного края.
- Формы подведения итогов
- КВН;
- Что? Где? Когда?;
- Выставка рисунков;
- Конкурс чтецов;
- Книга памяти;
- Генеалогическое древо моей семьи.
V. ЛИТЕРАТУРА
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2005.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
- Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб., «Детство – Пресс», 1999.
- Князева О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детство – Пресс», 1998.
- Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2003
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Знакомство
с творчеством художника г. Бугуруслана
Соловьевым А.Г.»
.
Тема ОД: «Знакомство с творчеством художника г. Бугуруслана Соловьевым А.Г.»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Методы и приемы:
1.Создание проблемной ситуации
2. Сообщение о художнике, подготовленное ребенком
3.Просмотр слайдов картин с использованием ИКТ
4.Рассматривание и беседа по картине «Русская зима».
5. Игровой: физминутка.
6.Этюд
7. Словесный: чтение стихотворения
8.Рисование зимнего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования
9.Выставка картин
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкальная.
Цель:
Познакомить детей с картинами бугурусланского художника Соловьева А.Г.
Задачи воспитания: воспитывать любовь к искусству, природе родного края.
Задачи развития: развивать эстетическое восприятие, кругозор детей; развивать умение строить художественный замысел.
Задачи образования: формировать представления о пейзаже как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности; учить детей понимать красоту природы, чувствовать настроение картины, закреплять навыки и умения в использовании нетрадиционной технике рисования.
Планируемые результаты: знать жанры изобразительного искусства, названия картин и имена художников, самостоятельно выполнять рисунок, оценивать и анализировать рисунки сверстников.
Оборудование: слайды с портретом художника и его работами, музыка Чайковского «Времена года», мольберты, листы белой бумаги, простой карандаш, краски, кисти, свечи, ватные палочки, поролон, трубочки для выдувания.
Предварительная работа: посещение выставочного зала, рассматривание альбома «Художники Бугуруслана», беседа о профессии художника, детский проект о художниках г. Бугуруслана, разучивание стихотворения.
Взаимодействие с родителями: проектная деятельность «Художники Бугуруслана»
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, я вам давала задание - посетить вместе с родителями выставочный зал художников нашего города.
- Кто посетил?
-На каком транспорте вы добирались?
-В какой части города находится выставочный зал? (северная часть города)
-Как называется улица, на которой он расположен? (ул. Коммунистическая)
- Выставку какого художника вы посетили?
-Понравилось ли вам?
-Каких бугурусланских художников вы знаете?
-Ребята, так как вы не все посетили выставочный зал, то я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.
Воспитатель: Ребята, Маша подготовила небольшое сообщение о художнике нашего города. Пожалуйста, Маша!
Ребенок рассказывает о художнике Соловьеве А.Г.- идет показ слайда - портрет художника. Приложение №1
Соловьев Александр Георгиевич родился в г. Бугуруслане в 1953г. Здесь он провел свое детство и юность. Художник получил прекрасное образование: вначале он учился в Бугурусланском педучилище, затем в Московском пединституте на художественно-графическом отделении.
Александр Георгиевич является участником многих выставок. Долгое время он возглавлял Клуб художников Бугуруслана. И вот уже 20 лет как является членом Союза художников России. Ведущим жанром в его творчестве является пейзаж.
Воспитатель: Ребята. Посмотрите на его работы.
Показ слайда «Цветущий май». Приложение№2
-Что изобразил художник на этой картине?
-Как бы вы назвали эту картину?
Показ слайда «Красная поляна». Приложение №3
Воспитатель: Что изображено на этой картине?
Показ слайда «Зимний вечер». Приложение
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
-Ребята, к какому жанру относятся эти произведения? (пейзаж)
-Что такое пейзаж?
-Какие жанры вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт)
-Что за профессия-художник?
-Важна ли эта профессия?
-Что для этого нужно уметь?
Воспитатель: Молодцы, ребята, но прежде чем мы познакомимся со следующей картиной и рассмотрим ее, мы немного отдохнем.
Проводится физминутка:
Наш художник потянулся
Раз-нагнулся, два-нагнулся
Руки в стороны развел-
Кисть он видно не нашел.
Чтобы кисточку достать-
На носочки нужно встать.
Показ слайда «Русская зима». Приложение №5
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту картину.
-О чем эта картина?
-Как бы вы ее назвали?
-Какое настроение она у вас вызывает?
-Какое время года запечатлел художник?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что изображено на заднем плане?
-Ребята, обратите внимание, как Александр Георгиевич мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега. В своей картине он показывает, как прекрасна русская природа, свою любовь к родному краю.
-Как вы думаете, какая музыка подошла бы к этой картине? (тихая, спокойная, лирическая)
Под музыкальное сопровождение выполняется этюд:
«Художник зиму рисовал
Про солнце он не забывал.
Снежинки кружатся, летят.
На землю падать не хотят»
Воспитатель: Сейчас Макар прочтет отрывок из стихотворения бугурусланского поэта А. Шиперова и скажете мне, подходит оно к этой картине.
«Зимою солнце ходит ниже-
Недолог взгляд из-под бровей.
И ледяные бусы ниже-
Мороз на ниточках ветвей.
-Подходит или нет?
-Почему вы так думаете? (оно о зиме)
Воспитатель: Дети, у этого стихотворения есть название «Лирическое». Что это значит?
-Правильно, лирика - это чувство, настроение.
-Ребята, с работами какого художника мы познакомились?
-Кто хочет стать художником?
Воспитатель: - А хотите сегодня побыть художниками и нарисовать свой зимний пейзаж? Тогда я предоставляю эту возможность и предлагаю вам самим выбрать то, чем будете рисовать зимний пейзаж. Займите, пожалуйста, рабочие места и выберите себе материал и технику выполнения рисунка. (Дети выбирают предложенные им материалы: мольберты, свечи, простой карандаш, краски, кисти, ватные палочки, поролон, трубочки для выдувания.)
Воспитатель: - Прежде, чем приступить к работе вспомним несколько правил:
Какие правила безопасности вы знаете?
(Аккуратность в работе с кистью и красками, бережное отношение к вещам и т. д.)
Воспитатель: А, теперь подготовим наши пальчики и руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
-Мы художников узнали
И про них все рассказали.
Вот пейзаж!
Вот натюрморт!
Вот портрет!
Искусство-ВО!
Звучит музыка Чайковского «Времена года» (декабрь, январь, февраль) и дети самостоятельно выполняют свои работы.
По окончанию рассматриваем рисунки и делаем анализ.
Воспитатель: - Какое название можно дать этому пейзажу?
-Чем интересна эта работа?
-Какое настроение передано в рисунке?
-Какой пейзаж понравился больше и почему?
Что в работе вызвало затруднения?
С кем дома поделитесь своими впечатлениями от занятия?
Оформление выставки «Вернисаж»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветущий май
«Сочи Красная поляна»
«Дом музей им. С.Т.Аксаква
«Букет для А.С.Пушкина»
«Зимний вечер»
Русская зима