Мои публикации

Рекшинская Юлия Юрьевна

Предварительный просмотр:

Ю.Ю. Рекшинская,

кандидат экономических наук, преподаватель СПО ИЭП, ННГУ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь!»

Конфуций

В последние годы в педагогической практике активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС СПО.

Проект в переводе с латинского «projectus» в буквальном смысле означает «брошенный вперёд», а процесс создания проекта называется проектированием или проектной деятельностью.

Организация проектной деятельности обучающихся при освоении экономических дисциплин выступает важным инструментом в исследовании наиболее актуальных проблем, возникающих в жизни как отдельного человека или его семьи, так и общества в целом и требующих поиска их решения. Работая над проектом, обучающиеся самостоятельно определяют глубину проблемы, собирают, обрабатывают и анализируют информацию. Их проектная деятельность предусматривает поиск необходимой, недостающей им информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Анализ и оценка полученных из разных источников данных дает возможность сделать объективный вывод и аргументировано выступить в защиту своего проекта, предоставив результаты исследования. Таким образом, обучающиеся постигают всю технологию проекта – от постановки проблемы до представления результата.

«Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике. Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен только в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дж. Дьюи, В.А. Лая и Э.Л. Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Дж. Дьюи, опыт и знания обучающийся должен приобретать в ходе исследования проблемы, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов» [2].

При организации работы обучающихся над проектами возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения работать в группе в разнообразных качествах (ролях), рассматривать различные точки зрения на одну проблему, организовывать взаимодействие между участниками проекта.

Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые проекты позволяют выявить интерес обучающихся к самостоятельному научному поиску. Проектирование практически помогает им осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая формировать навыки экономического мышления. Кроме этого исследовательская деятельность требует от обучающихся соблюдения алгоритма управления своим проектом во времени.

Итак, применение метода проектов в освоении экономических дисциплин связано с большими преимуществами.

«Во-первых, метод проектов способствует успешной социализации обучающихся благодаря той информационной среде, в которой они учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, проектная деятельность формирует навыки коммуникативной деятельности. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс» [1].

В предметной области реализация проекта позволяет обучающимся:

  • получить знания о видах проектно-исследовательской деятельности;
  • овладеть способами научного познания и формулирования гипотезы исследования;
  • продемонстрировать умение определять цель и задачи исследовательской работы;
  • показать умение формулировать выводы и делать обобщения по итогам исследования;
  • сформировать представления о способах обработки и презентации полученных результатов исследования, в том числе о правилах оформления подобной работы.

«Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и его реализация, т.е. создание продукта» [3]. Поэтому в практике освоения экономических дисциплин проектная деятельность предусматривает выполнение обучающимися СПО следующих «этапов проектирования:

  • подготовка: определение актуальности избранной темы, формулирование цели и задач проекта;
  • планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
  • исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
  • результаты и выводы: анализ информации, формулировка выводов;
  • представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт, презентация);
  • оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.» [4]

На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей обучающихся.

Исходя из опыта работы в образовательной организации, реализующей профессиональные образовательные программы СПО, следует подчеркнуть важное значение самостоятельного выбора формулировки темы проекта. С учетом специфики экономических дисциплин определение темы проекта связано с существованием актуальных для современного российского общества вопросов, а именно:

  • сырьевая зависимость экономики России;
  • низкая инвестиционная привлекательность страны;
  • «бегство капиталов»;
  • монополизация ряда секторов экономики;
  • финансовая зависимость вследствие привязки курса рубля к доллару;
  • развитие теневого бизнеса в стране;
  • административные сложности ведения бизнеса;
  • низкий уровень жизни населения России и др.

Обычно об актуальных экономических проблемах обучающиеся получают информацию в ходе предварительного (по отношению к проекту) обучения в рамках освоения экономических дисциплин, а затем (если это необходимо) – специальных консультаций. Поэтому работа над проектом предполагает не только самостоятельную работу обучающихся индивидуально или в группах, но и может стать содержанием внеурочной деятельности, в частности, кружковой (секционной) работы и т.п.

Как правило, преподаватель ставит перед обучающимся проблемную задачу как руководитель, оценивает уровень его развития и способности к очередному этапу исследования как эксперт-аналитик, организует деятельность обучающегося как менеджер. Соответственно, постоянно меняются позиции обучающегося. В результате деятельность преподавателя скорее напоминает деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающегося.

Исследовательские проекты в рамках изучения экономических дисциплин в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС СПО, имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Поэтому знания и умения, полученные обучающимися в ходе реализации проектной деятельности, в будущем станут основой для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ и организации их научно-исследовательской деятельности на следующих ступенях образования в вузе.

Список литературы

1. Баринова И.В. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения // Вестник научных конференций. – 2016. – № 11-1 (15). – С. 10-12.

2. Капнист Н.Н. Структура проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Научные дискуссии. – 2015. – Т. 2. – С. 30-34.

3. Ручка О.Н. Роль проектной деятельности в формировании учебных действий обучающихся // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. – 2016. – № 3 (3). – С. 27-29.

4. Шевченко Д.А. Проектная деятельность университета как форма просвещенного маркетинга // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2019. – № 3 (29). – С. 75-79.



Предварительный просмотр:

Рекшинская Юлия Юрьевна

канд. экон. наук, преподаватель СПО ИНЭК

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»,

г. Нижний Новгород, Россия

Творческий коллаж как инструмент популяризации знаний об экономике

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования технологии коллажа в преподавании экономики. Показан потенциал применения творческого коллажа в образовательном процессе и его использования в качестве средства развития познавательного интереса учащихся к экономике.

Ключевые слова: творческий коллаж, профессионально-ориентированное содержание, работа с экономической информацией, познавательный интерес

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.

Карл Роджерс

Сегодня секретов в организации интересных занятий по экономике нет. Существует множество креативных подходов, различного вида инструментов и методов, которые делают каждое занятие уникальным. В обучении очень важно найти такой прием, который позволит актуализировать и обобщить знания по изученной теме, повторить экономические термины и понятия, получить практический опыт в познании тех явлений и процессов, которые происходят в экономической жизни общества.

Конечно, такие занятия должны соответствовать возрастной группе учащихся и помогать развивать их логическое мышление, умение рассуждать, делать выбор, принимать взвешенные решения, отстаивать свою точку зрения, уметь работать в команде и воспитывать чувство ответственности за свою работу. Всем этим качествам отвечает экономический коллаж, который использует практика как инструмент интерпретации экономических знаний в творческий продукт.

Термин коллаж (французское «collage», буквально – наклеивание, от французского глагола «coller», означающего «склеивать») обозначает технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приемом [1]. Развитием техники коллажа занимался французский художник Жорж Брак. Ему принадлежит метод смешивания бумаги с краской для создания коллажа, известный как papier colle (вырезка из бумаги).

Несомненно, одной из целей учебного процесса является постепенный и поэтапный переход обучающихся к базовым формам деятельности, связанной с будущей профессией. Именно метод коллажа выступает одним из тех инструментов, которые способны «привязать» общеобразовательную дисциплину к будущей специализации студентов. Используемый в практике преподавания экономики творческий коллаж на заданную тему позволит стимулировать активность студентов, их вовлеченность в учебный процесс. Выполнение задания в такой форме позволит преподавателю смоделировать учебную деятельность студентов, обеспечивая воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности будущих специалистов. Такое обучение называется знаково-контекстным [2].

При подготовке коллажа основной массив информации подается и обрабатывается в традиционном формате: учебные тексты, формулы, графики, таблицы и диаграммы. Однако при этом учебный материал максимально интегрирован в систему профессиональной подготовки студентов. Используя данную образовательную технологию, экономика не только формирует кругозор будущего специалиста, но и позволяет:

  • освоить обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
  • создать представление об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
  • овладеть умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
  • развить умение принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
  • сформировать готовность использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитать ответственное отношение к принимаемым экономическим решениям, уважение к труду, к предпринимательской деятельности, к научно- исследовательской деятельности в области экономики;
  • научиться ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций;
  • уметь работать в команде, коллективе [3].

Согласно актуальной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Экономика» часть практических занятий должна иметь профессионально-ориентированное содержание [4]. Одним из таких прикладных занятий, проводимых в интерактивной форме, выступает коллаж на тему «Рыночные структуры».

Как правило, выполнение данного кейс-задания направлено на общение и взаимодействие студентов и преподавателя при освоении учебного материала и необходимости его углубленного изучения с учетом экономических реалий.

Идея создания творческого коллажа обусловлена возросшим интересом студентов к технологии создания рекламного продукта, простейшие формы которого (флаер или листовка) напоминают коллаж с определенным вербальным и визуальным рядом образов, вызывающих непреодолимое желание познакомиться с рекламируемым объектом.

В качестве объекта исследования в задании предлагается изучить, проанализировать и визуализировать поведение фирмы в условиях рынка. В частности, стояла задача охарактеризовать принцип поведения коммерческой фирмы в различных рыночных условиях, определяя, к какому типу рыночной структуры относится компания. Поскольку на рынке существует четыре основных типа: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия, студентам предлагается ограничить свой проект исследованием условий, которые присущи лишь избранному типу.

Для достижения поставленных целей потребуется изучить учебную литературу и материалы интернет-источников для расширения представлений о типах рыночных структур, рассмотреть различные варианты техники коллажа, выбрать наиболее оптимальный вариант, обработать и визуализировать собранный материал, провести презентацию полученного продукта и ответить на вопросы аудитории. Неотъемлемым условием такой работы является смысловое и композиционное единство всех элементов коллажа.

В качестве основных средств композиции коллажа, выступают:

  • формат – соотношение сторон и размер сразу определяет возможные формы композиции, степень ее детализации, дает начало композиционной идеи;
  • пространство – это место действия и одновременно среда, в которых расположены элементы изображения;
  • композиционный центр и равновесие – все элементы сбалансированы между собой относительно центра;
  • ритм и динамика – движение, чередование каких-либо элементов в определенной последовательности;
  • контраст и светотень – придает композиции выразительную мощь, с его помощью легко выделить главные элементы;
  • цвет – состоит из стандартных качеств – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота, присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм;
  • декоративность – декор (орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка;
  • целостность – подчинение второстепенного главному [5].

При составлении экономического коллажа студентам разных специальностей предлагают на выбор два стиля: фотоколлаж или компьютерный коллаж. Выполнение проекта предусматривает работу в малых группах.

Следует отметить, что любая инфографика, которая отражает динамику изменений в различных сферах экономики и обладает высокой информативностью в сжатом виде, по сути, опирается на такой же принцип построения текста, что и коллаж. Поэтому коллаж выступает достаточно эффективной формой представления получаемой в ходе проекта информации. Кроме того он является уникальным, креативным приемом интерпретации материала по интересующей проблематике и активно используется преподавателем в учебном процессе с целью доступного пониманию изложения материала о сложных процессах, происходящих в экономике.

Таким образом, создание творческого коллажа можно рассматривать как некое произведение искусства, универсальный язык картины мира, частью которого является каждый человек.

Список литературы

  1. Бычкова, Л.В. Технология коллажа и её применение на уроках истории и обществознания / Л.В. Бычкова, А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2021. – № 3. – С.25-37
  2. Обломова, О. Современные образовательные технологии // [электронный ресурс] / Режим доступа: https://4brain.ru/blog/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-2/
  3. Рекшинская, Ю.Ю. Рабочая программа дисциплины «Экономика» для студентов специальности среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» // [электронный ресурс] /  Режим доступа: http://www.unn.ru/sveden/education/edu-op.php
  4. Рекшинская, Ю.Ю. Практический опыт проведения профессионально-ориентированного занятия по дисциплине «Экономика» в пределах освоения основной образовательной программы СПО // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Современные педагогические технологии при подготовке специалистов экономической отрасли» 22.11.2023 г./ Сост. Н.В. Яшкова. – Н. Новгород, 2023. – 168 с. // [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.samgups.ru/education/abiturientam/pk-2022-vo/nnovgorod/18_12_2023/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf
  5. Левина, Е.А. Коллаж как метод создания композиции: метод. указания / Т.Г. Русакова, С.Г. Шлеюк, Е.А. Левина – Оренбург: ОГУ, 2013 . – 48 с. / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34964402


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» В ПРЕДЕЛАХ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО

Рекшинская Ю.Ю., преподаватель СПО ИЭП

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»,

Нижний Новгород, Россия

Успех любого практического занятия зависит от применяемых приемов обучения. Обычно студенты выступают пассивными слушателями, а связь их с преподавателем ограничена проведением контрольных или самостоятельных работ, организации тестирования или опросов. Как показывает практический опыт,  большая часть получаемой информации на занятии усваивается путем использования интерактивных методик обучения. Согласно актуальной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Экономика» часть практических занятий должна иметь профессионально-ориентированное содержание. Их прикладной характер связан, в основном, с поиском и анализом той экономической информации, которая необходима студентам для решения практических задач в  профессиональной сфере и жизненных случаях. Практико-ориентированное занятие, проводимое в интерактивной форме, как правило, направлено на общение и взаимодействие студентов и преподавателя при освоении учебного материала и необходимости его углубленного изучения с учетом экономических реалий.

В целях стимулирования познавательной деятельности студентов необходимо их мотивировать на активное участие в обсуждении наиболее актуальных, порою злободневных экономических проблем. Таковой на сегодняшний момент выступает проблема низкой финансовой грамотности людей.

По статистике, более 25% кредитов, взятых в России, являются просроченными, поскольку граждане не привыкли планировать свой бюджет и рассчитывать свои финансовые возможности. «В первой половине 2023 года количество должников по банковским кредитам в России возросло до 17,7 млн человек, что на 3,3 млн больше, чем за такой же период в прошлом году» [1]. Согласно отчетам Федеральной службы судебных приставов количество дел, связанных с взысканием просроченных долгов, только увеличивается. Общая сумма просроченной задолженности, составляющая 2,5 трлн рублей, указывает на серьезность поставленной проблемы.

На практическом занятии студентам предлагается провести дебаты на тему «Кредит: брать или не брать?», опираясь на кейс-задание. Кейс-задание составлено таким образом, чтобы объяснить каждому заинтересованному лицу, какие существуют «подводные камни» кредитования и к чему следует быть готовым, принимая решение о кредите. При этом нужно учесть, что одной из важных составляющих финансовой грамотности человека выступает платежная дисциплина как «обязанность отдельных граждан осуществить платежи по финансовым обязательствам точно в установленные сроки и в полном объеме» [2]. Причем важным ее элементом выступает правильное планирование и контроль гражданина за своевременностью осуществления кредитных платежей.

 Сформировать платежную дисциплину гражданина можно, если при обсуждении данного вопроса постараться учесть факторы, которые вызывают рост потребительской задолженности. К ним относятся [3]:

  1. Экономические факторы. Экономическая нестабильность может негативно отразиться на финансовом положении граждан. Рост инфляционного давления и, как следствие, повышение кредитных ставок и снижение реальных доходов граждан могут сделать возврат кредита сложнее.
  2. Социальные факторы. Утрата рабочего места и, как следствие, потеря источника дохода, сокращение финансовых резервов или сбережений может сделать невозможным осуществление кредитных обязательств.
  3. Психологические факторы. Боязнь человека обратиться за помощью или советом в случае возникновения финансовых трудностей может способствовать накоплению долгов.
  4. Правовые факторы. Отсутствие эффективного законодательного поля может привести к недобросовестным практикам со стороны кредитных учреждений.

Все перечисленные факторы необходимо учитывать всем участникам дебатов при обосновании собственной точки зрения по вопросу целесообразности потребительского кредитования.

 Интерес граждан к кредитным продуктам в 2023 году, предлагаемым банковской системой, только повышается. Это обосновано адаптацией россиян к макроэкономической ситуации, возвратом к потребительской активности и рекордно низкой безработицей. «По оценке Сбербанка России, индекс Иванова, который отражает потребительские настроения россиян, в мае достиг максимума за последние пять лет» [4]. Центральный банк России признает ускорение розничного кредитования. За первое полугодие 2023 года «совокупный кредитный портфель банков, без учета кредитных карт, прирос на 5,85 трлн рублей» [5]. Главной причиной называют реализацию отложенного спроса и рост доходов.

Таким образом, вопрос повышения финансовой грамотности человека очень актуален. В данных условиях студентам предлагается обсудить ряд важных вопросов, ответы на которые участники дебатов готовят, учитывая динамику современной рыночной конъюнктуры в сфере потребительского кредитования.

Перечень ключевых вопросов, выносимых на дебаты:

  1. Особенности потребительского кредитования в России; виды потребительских кредитов, предлагаемых коммерческими банками населению, условия кредитования, объемы розничного рынка кредитных продуктов.
  2. Кредитный калькулятор и его функции; преимущества и недостатки аннуитетных и дифференцированных платежей.
  3. Кредитная история и ее значение в кредитовании.
  4. Кредитный договор; права и обязанности заемщика и кредитора; договор поручительства; договор залога.
  5. Кредит и кредитная карта: плюсы и минусы
  6.  «Финансовая подушка» безопасности и альтернативный взгляд на ее формирование
  7. Взыскатели долгов: судебные приставы и коллекторские агентства.
  8. Процедура инициации банкротства должника; основные последствия банкротства физического лица.

Для подготовки к занятию участникам дебатов предлагается информация из разнообразных источников. Вот некоторые из них:

1. Долги и проводы: В России выдали на треть меньше кредитов [электронный ресурс] / Режим доступа: https://iz.ru/1476780/oksana-belki

2. Кредитный калькулятор [электронный ресурс] / Режим доступа: https://calcus.ru/kreditnyj-kalkulyator

3. Что лучше – аннуитетный или дифференцированный платеж? [электронный ресурс] / Режим доступа: http://ipoteka-expert.com/annuitetnyj-i-differencirovannyj-platezh-chto-eto/

4. Как правильно читать кредитный договор [электронный ресурс] / Режим доступа: https://credits.ru/publications/364138/kak-chitat-kreditnyj-dogovor/

5. Образец кредитного договора на 2023 год: важные аспекты и сведения [электронный ресурс] / Режим доступа: https://kbadm.ru/kredit/obrazec-kreditnogo-dogovora-na-2023-god-vajnye-aspekty-i-svedeniia/

6. Потребитель финансовых услуг. Права заемщика [электронный ресурс] / Режим доступа: https://zapravazaemschikov.ru/wiki/statja/lekcija-potrebitel-finansovyh-uslug-prava-zaemshhika

7. Эксперты перечислили различия и «‎подводные камни» кредита и кредитки [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/639bfcba9a7947932106e807

8. Зачем нужна финансовая подушка и как ее хранить [электронный ресурс] / Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/emergency-fund/#seven

9. Банкротство физических лиц в 2023 году [электронный ресурс] / Режим доступа: https://bankiros.ru/wiki/term/bank

10. Банкротство физических лиц: цивилизованный способ списания долгов [электронный ресурс] / Режим доступа: https://zapravazaemschikov.ru/wiki/statja/bankrotstvo-fizicheskih-lic-civilizovannyj-sposob-spisanija-dolgov

При проведении дебатов студентам и преподавателю следует ориентироваться на три подхода [6] в формировании правильной платежной дисциплины заемщика:

  1. Правовой подход. За соблюдением установленных правил и процедур, определяющих поведение заемщика и кредитора на рынке кредитования, следит государство через принятие соответствующих законов и нормативных актов.
  2. Финансовый подход. Основными инструментами контроля платежей выступают различные финансовые механизмы, которыми являются различные системы электронных платежей и платежные шлюзы банков, призванные упростить процесс проведения кредитных операций.
  3. Учетный подход. Использование специализированных программ и интернет-приложений банков позволяет отслеживать платежи и контролировать их исполнение с целью избежать просрочек по кредиту.

В конечном итоге, при выполнении кейс-задания и участии в дебатах каждый участник дискуссии должен осознать, что существуют следующие принципы ответственного финансового поведения [7]:

1.  Своевременность или соблюдение сроков оплаты при выполнении свои финансовых обязательств в назначенный срок. В случае возникновения затруднений с выплатой необходимо обратиться в кредитную организацию с просьбой о пересмотре сроков или адаптации платежной схемы.

2. Коммуникация – ключевой фактор в сохранении доверия и отношений. Следует честно и открыто выстраивать взаимоотношения с кредитной организацией и не скрывать информацию о возникновении финансовых трудностей.

3. Планирование. Выбор эффективной системы ведения личного бюджета позволит достичь финансовых целей и управлять своими финансами, оптимально направляя средства на возврат долгов.

4. Обязательность погашения долгов. Задолженность должна быть ликвидирована в соответствии с ее приоритетностью.

Таким образом, практическое занятие в форме дебатов позволит студентам сфокусировать свои мысли на ключевых понятиях обсуждаемой проблемы, сформировать собственный взгляд на те аспекты финансовой грамотности, которые тесно связаны с платежной дисциплиной гражданина. Кроме того, учитывая неугасающий интерес студентов к изучаемой теме, по результатам дискуссии можно организовать совместную творческую мастерскую и предложить сделать коллаж.

Список литературы

1. Еще 3 млн россиян попали в долговую яму: причины просрочек по кредитам [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/economics/1876151-esche_3_mln_rossijan_popali_v_dolgovuju_jamu_prichiny_prosrochek/ (дата обращения 07.11.2023)

2. Определение термина «Платежная дисциплина» [электронный ресурс] / Режим доступа: https://tochka.com/info/glossary/platezhnaja-disciplina/ (дата обращения 07.11.2023)

3. Почему, на ваш взгляд в современной России около 25% потребительских кредитов не возвращаются в срок [электронный ресурс] / Режим доступа: https://askedhelp.ru/pochemu-na-vash-vzglyad-v-sovremennoj-rossii-okolo-25-potrebitelskih-kreditov-ne-vozvrashhayutsya-v-srok/ (дата обращения 07.11.2023)

4. Индекс потребительской уверенности достиг максимума за 5 лет - Сбер [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5954084 (дата обращения 07.11.2023)

5. Отложенный спрос: почему все больше кредитов [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy/490994-otlozennyj-spros-pocemu-rossiane-berut-vse-bol-se-kreditov (дата обращения 07.11.2023)

6. Какая бывает платежная дисциплина [электронный ресурс] / Режим доступа: https://excel-plus.ru/faq/kakaya-byvaet-plateznaya-disci (дата обращения 07.11.2023)

7. Правила платежной дисциплины: как вернуть долги и сохранить отношения [электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.anyquestion.info/a/pravila-platezhnoy-distsipliny-kak-vernut-dolgi-i-sohranit-otnosheniya (дата обращения 07.11.2023)