1.Воспитательная работа

Надбитов Наран Николаевич

«Умение воспитывать –
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
                                                      А.С. Макаренко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вступая во взрослую жизнь...» или «Ценности. Цели и смысл».

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
 Задачи: способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих        поступков; формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.


Истинный показатель цивилизации                                                                                                      не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,                                                                                              а облик человека, воспитанного страной.
 
                                                                                           
Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

                                                                                                                В.Бехтерев                                                                                                                                                  

Вступительное слово учителя.

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о вечных ценностях. Все мы живем среди людей. Люди легко ранимые и очень чувствительные, нужно бережно относиться друг к другу. Разные люди живут на земле, и каждый живет по-разному. Но в жизни все-таки добрых, умных и красивых душой людей гораздо больше, чем плохих и подлых.

«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.» Так сказал АРИСТОТЕЛЬ.

Пройдет время, и другой философ – ГЕГЕЛЬ разовьет эту мысль таким образом:

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это еще не добродетель. Добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, их нужно воспитывать.

   17 лет – это возраст,  знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь.   Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни.   Это возраст, когда молодой человек ищет себя  во всем. Этот прекрасный возраст называется  юношеским. 

Многие  из вас уже  задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все  ваши переживания.

 ОБСУЖДЕНИЕ ПРИТЧИ. Ведущий рассказывает притчу.
        
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу.
        Так вела себя не только луна. Так же вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений
. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
        Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения: 
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
         Конечно,  ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
        На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
        
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
        Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
        Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
        Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев) (советский филолог, академик)

 Учитель. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми  вашей семье?  

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны  найти им правильное  объяснение, проиллюстрировать примерами.  А затем сформулируем понятие «нравственная культура».
Слова для работы в группах:
Группа 1. Доброта. Вежливость. Гордость. Любовь.
Группа 2 Скромность. Милосердие. Выдержанность. Грубость.
Группа 3. Доверие. Совесть. Сострадание. Честь.
Группа 4. Трудолюбие. Тактичность. Патриотизм. Правдивость.  

Группа 5. Искренность. Заносчивость. Верность. Способность к прощению.

 Возможные определения каждого понятия:

1. Доброта – это когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.
2.
Вежливость — качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.
Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
4.
Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

5. Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.
Грубость — качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.
Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.
Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9. Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.
Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.
Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.
Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.
Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.
Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.
Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.
Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.
Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.
Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.
Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20.
Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура  показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
  Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается записать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.
Учитель. В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекающее из него счастье разрешает все затруднения».

 - Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

* в озлоблении людей;
* в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
* в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
* в том,
 что порвалась связь поколений;
* в чем еще?

 Альберт ЛИХАНОВ (детский писатель, академик): «Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старших не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые «тусовки».

На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках. Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот   и порождают жажду выпивки, наркотиков — сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом неуправляемая толпа, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них».

- Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
  - Нужно ли через 70 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, — поколения, победившие в  Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем.  Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное, по вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричастности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности. Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие  высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель  есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения? В непрестанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?

- Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить ....

Поделиться ....

Уступить...

Пожертвовать...

Помочь...

Заменить...

Утешить...

- Нравится ли вам результат ваших усилий?

 Пусть напутствием вам послужат слова французского философа-мыслителя ХVI века Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к  нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

ВЫВОД.

Искусство жить достойно – это умение правильно выбирать жизненные ориентиры и жизненные ценности.

Сейчас, сидя за партами, вы выбирали, при выборе сомневались, советовались, боялись ошибиться. Ребята, а жизнь -  всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать. Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор.

ПРИТЧА «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.

СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».

ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь».

И в заключении внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и между тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо…».

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред».

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции.  

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

 (Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

        Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

   Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

     С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

 Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2 конкурс.

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия- власть народа;

-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;

-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

-свидетель-очевидец преступления;

-адвокат-защитник;

-преступление- особо тяжкое противоправное действие;

-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

-суверенитет-независимость.

3. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Конкурс капитанов.

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )


4 конкурс.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

5 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  6.  В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
  9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  11. Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
  12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
  14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.
  15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
  17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  19.  Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)



Предварительный просмотр:

Классный час "Наши желания и возможности в выборе профессии"

Цель: направить учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Задачи:

  • расширить общий кругозор учащихся;
  • познакомить с миром профессий;
  • развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения;
  • продолжить подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
  • выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений;

Оформление: проектор, презентация, надписи на доске:

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека),

«Именно в труде и только в труде, велик человек» (М.Горький),

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П.Чехов)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

– Добрый день, ребята! Прежде чем начнем работу, давайте немного отдохнем после уроков, пообщаемся и настроимся на серьезный разговор.

Упражнение «Имена и качества»

Цель: преодоление тревожности участников, введение в групповую работу, создание позитивного эмоционального единства группы.

Процедура проведения. Участники тренинга сидят (стоят) в общем кругу. Ведущий обращается к участникам с просьбой представиться группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор – веселый». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «… это Виктор – веселый, а я Александр – активный». Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.

Примечание. Обязательно нужно пояснить, что в случае, если вдруг кто-то не вспомнит информацию, которую сказали до него, группа обязательно его поддержит и подскажет.

Учитель: Ребята сегодня мы собрались вместе поговорить о профессиях. Наш классный час так и называется «Наши желания и возможности в выборе профессии». Не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. 
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, учителя, братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. 
Жизнь человека – череда многочисленных выборов, серьезных, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит ваш успех в работе. Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако, выбирая себе профессию, вы должны заранее представлять себе ее специфику и возможные трудности. 
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. 
Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? 
(Ответы детей)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. 
Однако не любой труд будет считаться профессиональным. Уборка и приготовление пищи в своем собственном доме не является профессиональной деятельностью, хотя их и можно назвать трудом. А вот такая же работа человека в детском саду, школе является профессиональным трудом. Если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то он любитель, а если зарабатывает себе этим на жизнь, то он профессиональный спортсмен. 
Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:

1. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании 
2. Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода. 
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность.

Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. 
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.

Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Например, профессия – врач. Специальности – врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог. Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург. Должность – главный врач, зав.отделением.

А много ли вы ребята знаете профессий? Я предлагаю вам ответить на вопросы:

1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр)
2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог)
4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь)
5. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец)
6. Специалист с высшим техническим образованием. 
(Инженер)
7. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. 
(Фермер)
8. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. 
(Сварщик)
9. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант)
10. Специалист, владеющий ножницами и расческой. 
(Парикмахер)
11. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог)
12. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист)
13. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер)
14. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. 
(Агроном)
15. Работник торговли. 
(Продавец)
16. Рабочий на стройке. 
(Каменщик)
17. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). 
(Редактор)

Выбрать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его здоровье, интересах, склонностях, характере, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Например, человек, который хочет стать врачом, должен быть сам физически здоров и, конечно же, у него должно быть желание помогать людям.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое: Познай и изучи себя.

– здоровье; 
– интересы и склонности; 
– способности, знания и умения.

Правило второе: Узнай все о профессии:

– предмет, цель и условия труда; 
– пути получения профессии; 
– медицинские противопоказания; 
– требования профессии к личности (профессионально важные качества);
– актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Выбор профессии, с одной стороны, – взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели? 
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Но прежде чем мы начнем говорить об этих факторах, хочу обратить внимание на результаты ваших анкет. Каждый из вас получил путеводитель рекомендаций в выборе профессий и отметил в нем наиболее главные для себя факторы, влияющие на ваш выбор профессии. Участвовали 13 человек. Анализ обработки показал, что:

1. На первое место большинство поставили свои склонности и интересы. 
2. На второе место – знания о профессиях и их востребованность. 
3. На третье место – уровень притязаний и самооценка.
4. На четвёртое место – мнение родителей, семьи.
5. На
 пятом месте – личный профессиональный план (ЛПП). 
6. На шестом месте – способности и здоровье 
7. На седьмом месте – позиция учителей, профессионалов.
8. На восьмом
 месте – мнение сверстников.

В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий «хочу», «могу», «надо».

«Хочу» – (интересы и склонности). 
«Могу» – (способности, состояние здоровья). 
«Надо» – (потребности общества в кадрах).

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Упражнение «Моя будущая работа, профессия похожа на…»

Цель: развитие креативности, навыков рефлексии; вовлечение участников тренинга в дискуссию о проблеме профессионального выбора, об особенностяхвыборабудущей профессии и профессиональной деятельности.

Необходимый материал: непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга (Например, мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, набор скрепок, будильник и т.д.).

Процедура проведения. Все участники сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пакет с предметами. Каждый участник должен не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его будущая профессия похожа на этот предмет (например, «работа менеджера по продажам похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать малейшие детали» и т.д.).

Рефлексия. Педагог уточняет, что чувствовал участник, когда проводил ассоциацию выбранного им предмета с будущей профессией; хочет ли он что-либо добавить (или прокомментировать) к тому, что было уже им сказано; какие ощущения испытывает по окончании задания.

Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому, что, как известно, «под лежачий камень вода не течет». Еще Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

– Мы провели ещё одно анкетирование по методике В.Б.Успенского «Готовность подростков к выбору профессий», обработав материалы, сделали вывод, что у четверых человек – высокая готовность к выбору профессии, у семерых – средняя, у двух – низкая.

– Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если вам из двух возможностей пришлось выбирать только одну, что бы вы предпочли?

Тест:

1а Ухаживать за животными

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным

2б Составлять программы, схемы, таблицы для вычислительных машин

3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток, дисков

3б Следить за состоянием, развитием растений

4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань. металл и т.д.)

4б Доводить товары до потребителя рекламировать, продавать

5а Обсуждать научно-популярные книги и статьи

5б Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

6а Выращивать животных какой-нибудь породы

6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых учебных. спортивных)

7а Копировать рисунки, изображения (и ли настраивать музыкальные инструменты)

7б Управлять каким-либо грузовым транспортным средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8б Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес. концертов)

9а Ремонтоировать вещи, изделия (одежду. технику), жилище

9б Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках

10а Лечить животных

10б Выполнять вычисления, расчеты

11а Выводить новые сорта растений

11б Конструировать,проектировать новые виды промышленных изделий(машины, одежду ,дома, и т.д.)

12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять. Наказывать поощрять

12б Разбираться в чертежах, схемах (проверять. уточнять приводить в порядок)

13а Наблюдать,изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б Наблюдать изучать жизнь микробов

14а Обслуживать налаживать медицинские приборы

14б Оказывать людям медицинскую помощь

15а Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях. измеряемых объектах

15б Художественно описывать ,изображать события

16аделать лабораторные анализы в больнице

16б Принимать и лечить больных

17а Красить и расписывать стены помещений. поверхность изделий

17б Осуществлять монтаж или сборку приборов

18а Организовывать культпоходы

18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали изделия, строить здания

19б Заниматься черчением, копировать карты

20а Вести борьбу с болезнями растений, вредителями лесов

20б Работать на клавишных машинах (компьютере)

Ключ к тесту:

Типы профессий

Номера вопросов

Человек – природа

1а, 3б, 6а, 10а,11а, 13б, 16а, 20а

Человек – техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек – человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек – знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б

Человек – художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

Интерпретация результатов теста: За каждое совпадение с ключом начисляется один балл
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессии. который получил максимальное количество баллов.

Название типов профессий:

«Человек – природа» – все профессии связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, фермер, охотовед, ветеринар лесник, биолог)
«Человек – техника» – все технические профессии (механик, слесарь, программист, машинист, водитель, электрик, плотник, инженер, лаборант)
«Человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (врач, учитель, повар, продавец, парикмахер, экскурсовод, юрист)
«Человек – знак» – все профессии. связанные со счетом, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (программист, критик, редактор, бухгалтер, экономист, архитектор, дирижёр)
«Человек – образ» – все творческие профессии (актер, режиссер, певец, дизайнер, стилист, модельер, художник)

– Я предлагаю каждому из вас рассказать о своем профессиональном выборе, если конечно вы уже определились. Если вы остановили свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху. Если кто не определился окончательно, может рассказать о любой профессии.

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист

1) занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер

1) работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог

1) работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер

1) ищет деньги и возможности для организаций;
2) фанат, которого занимает звезда;
3) изучает пути развития предприятия.

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. PR-агент

1) связан с политикой;
2) специалист по рекламе и связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Дополнительный материал:

Самые востребованные профессии в России

Согласно исследованию, проведенному порталом EduNetwork.ru, самыми востребованными на сегодняшний день профессиями в России являются:

1. Менеджер и маркетолог

В условиях рыночной экономики, профессиональные специалисты сферы продаж всегда пользуются успехом. Представители всех профессии, которые так или иначе связаны с торговлей, в современном мире никогда не останутся без работы. 
Помимо, непосредственно, «продажников», стабильно требуются маркетологи, бренд-менеджеры и другие специалисты, которые занимаются рекламой и продвижением на рынке того или иного товара. 
Если Вы решили связать свою жизнь со сферой продаж, то Ваш выбор – экономические вузы. Закончив факультет организации рынка или ему подобные, Вы получите все необходимые навыки и умения для успешной работы.

2. IT-специалисты

В современном мире компьютер – это тот инструмент, без которого невозможно обойтись. Персональные компьютеры, ноутбуки, дизайнерские станции, сервера... Компьютеры везде. И, согласно всем прогнозам, компьютеризация будет только расти. Как следствие, будет повышаться и без того отличный спрос на людей, которые будут разрабатывать программное обеспечение, прокладывать и обслуживать локальные сети, заниматься проектировкой, тестированием и производством комплектующих. Системные администраторы, программисты, инженеры – вот те профессии, которые пользуются и будут пользоваться популярностью в любой отрасли. 
Для получения образования IT специалиста, Ваш выбор – технические вузы, направления прикладной математики, информационной безопасности, математического обеспечения и администрирования информационных систем.

3. Специалисты банковского дела

Постоянно появляются новые банки, открываются филиалы уже существующих учреждений... Банковская сфера – это очень популярная область деятельности в течение вот уже почти сотни лет. Кредитные эксперты, финансовые аналитики, бухгалтера и профессиональные менеджеры требуются практически постоянно. Но, следует учитывать, что наряду с высоким спросом на данные специальности, наблюдается также некоторое перенасыщение ими рынка вакансий. Очень многие молодые люди и девушки выбирают в качестве профессиональной деятельности именно экономику, что создает высокую конкуренцию. 
Решив связать свою жизнь с банковским делом, Вам нужно поступить в финансовый или экономический вуз.

4. Учитель, врач

В России всегда требуются и врачи, и педагоги. Закончив медицинский или педагогический университет, Вы можете быть уверены в том, что для Вас найдётся работа. В Хабаровском крае специалистов этого профиля готовят ДВГГУ и ДВГМУ.

5. Инженеры, строители

Постоянное, непрерывное, возведение новых зданий обеспечивает высокую занятость всех профессий, связанных со строительством. Архитекторы, машинисты строительной техники, сварщики, инженеры... Все эти специальности гарантируют Ваше трудоустройство и стабильность материального положения.

6. Туризм и гостиничное дело

Сочи 2014, ЧМ 2018... Даже если не учитывать эти, несомненно значимые, события, туризм в России стремительно набирает обороты. Именно поэтому Вам стоит обратить внимание на специальность «Гостиничный сервис и туризм». Высока потребность в профессиональных администраторах. Следует учитывать, что почти во всех гостиницах для данных вакансий существует обязательное требование – свободное владение английским языком.

7. Но самые востребованные в России — рабочие профессии

Министерство здравоохранения и социального развития России запустило сайт "Атлас профессий"где представлена информация о наиболее востребованных специальностях на рынке труда. Согласно данным опроса более 5 тысяч компаний, министерство выяснило, что самым большим спросом пользуются рабочие специальности. Лидируют вакансии электросварщика, токаря, химика-технолога и инженера-технолога, инженера-электронщика, оптика-механика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, бурильщика эксплуатационных и разведочных скважин, машиниста технологических компрессоров.

Согласно данным КГКУ Центра занятости населения Камчатского края наиболее востребованные на рынке труда профессии:

  • водитель;
  • плотник;
  • медсестра;
  • грузчик;
  • подсобный рабочий;
  • продавец;
  • уборщик производственных помещений;
  • повар;
  • электромонтёр (обслуживание электросетей);
  • машинист бульдозера.

– А что в мировых тенденциях? Американский телеканал MSNBC составил список 10 профессий, которые самыми востребованными в 2015 году.

1. Производители и распространители органических продуктов

К 2015 году органические продукты и напитки (продукты эксклюзивной экологической чистоты, прошедшие сертификацию, не содержащие остатков химических удобрений, химических консервантов, ароматизаторов, улучшителей вкуса и цвета) будут занимать на продовольственном рынке 10%. Это в 10 раз больше, чем в 2012 году. В связи с этим на рынке рабочей силы будет повышенный спрос на производителей, ретейлеров и ученых, специализирующихся на работе с органическими продуктами.

2. Вычислительный биолог

Это относительно новое направление в медицине также называется биоинформатикой. Суть вычислительной биологии заключается в использовании математических и алгоритмических методов для решения молекулярно-биологических задач. Ученые уверены, что однажды настанет тот день, когда можно будет взять живую клетку и точно сказать, какой она станет через минуту или несколько минут. И тогда станет возможным предсказание будущего человеческого организма.

3. Компаньоны, домохозяйки

С 2006 по 2016 год помощники по хозяйству будут находиться в числе самых востребованных профессий, потребность в них будет расти на 56% в год.

4. Генетический консультант

У докторов появится возможность проверить вас с помощью десятков генетических маркеров, чтобы распознать потенциальные угрозы для организма. Консультанты-генетики потребуются для того, чтобы помочь гражданам и их семьям принять решение о возможном лечении или коррекции рисков будущих заболеваний.

5. Мозговой аналитик

Используя более совершенные технологии изучения мозга, ученые смогут определять человеческий потенциал. Так считает профессор Института биологических исследований Салка Терри Сейновски. Люди смогут распознавать ложь, диагностировать заболевания мозга, определять интеллектуальный уровень и даже выбирать карьеру, максимально соответствующую их умственным возможностям.

6. Космический гид

Уже сейчас компания Space Adventures зарезервировала около 200 туристических полетов в космос. Для обслуживания возрастающего количества желающих улететь за пределы стратосферы владельцы компании предполагают нанять 10 гидов по космосу. "И это только начало", – говорит представитель компании Стейси Тирн. Гиды помогут туристам получить наслаждение от всего процесса, начиная с подготовки и закачивая приземлением.

7. Строители роботов

Предсказатель будущего в сфере технологий Пол Саффо говорит, что компоненты, процессоры и сенсоры для роботов дешевеют с каждым кварталом. Вопрос в том, что из этого следует. Ответ на него знают строители роботов. Их создания уже сейчас играют в футбол, работают в исследовательских лабораториях и фабриках. В ближайшем будущем роботы придут в каждый дом.

Рынок труда имеет свойство постоянно изменяться, поэтому, необходимо уже сейчас задумываться над перспективами своего образования.

Все изменения, которые произойдут с человечеством в ближайшие 10 лет, повлекут за собой создание как минимум новых рабочих мест. Как максимум — появление новых профессий и областей деятельности. Главный трудовой тренд неизменен — все меньше людей будет занято на производстве, все больше будет оказывать другим людям услуги.

В ближайшие 10 лет (по прогнозам) появятся новые профессии:

  • специалист по труднодобываемым запасам нефти;
  • урбанист (спец. по развитию территорий);
  • эксперт в сфере альтернативной энергетики;
  • журналист-агрегатор;
  • селекционер, специалист по генной инженерии;
  • GR-менеджер (работа с гос.органами);
  • специалист по ведению бизнеса в странах Африки;
  • сиделка, геронтолог;
  • универсальный солдат;
  • эксперт по абсорбции, национальным и религиозным конфликтам.

– Ребята! Вот и подошел к концу наш классный час. Вопрос выбора профессии за один день не решить. Вы почерпнули интересную для себя информацию и задумаетесь над выбором.

– Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:

Тысячи тропок готовит судьба, 
Сотни загадок в запасе хранит. 
Какой она будет – тропинка твоя 
Это тебе предсказать предстоит. 
Будешь ли ты водить корабли, 
Или секреты веков узнавать, 
Построишь ли мост от Луны до Земли 
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет. 
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Подведение итогов

 

Список литературы

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: Центр «Академия», 2005
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М.: ВАКО, 2005.
  4.     Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ А. Д. Сазонов, В. А. Сазонов, И. А. Сазонов. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.
  5. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. -  М.: Педагогика, 1987.

 



Предварительный просмотр:

Беседа «КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ?»

 Жизнь для меня не тающая свеча.

Это что – то вроде чудесного факела,

который на мгновение попал мне в руки,

и я хочу его заставить пылать как можно

ярче, прежде чем передать грядущим

поколениям.

Б. Шоу

Цель урока:

- создание возможности оценки своих личностных качеств, а также формирование мотивации достижения успеха у учащихся.

Задачи урока:

-познакомить с условиями становления успешной личности;

- воспитание чувства собственной уверенности в достижении какой- либо цели.

Оформление урока: презентация учителя.

Подготовка к уроку: Следует разбить учеников на 2 группы. Способ разбивки: учащиеся перед началом классного часа выбирают для себя жетон красного или желтого цвета. В зависимости от того, жетончик какого цвета достался тому или иному учащемуся формируются группы.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение целей и задач урока.
  3. Вступительное слово учителя по теме данного урока.

- Сейчас, ребята, вы находитесь в том возрасте, когда для вас кое-что в жизни уже определилось. Но тем не менее все же больше перед вами пока вопросов, чем ответов. На многие из них вам помогают отвечать ваши любимые родители, учителя. На большинство из них вам даст ответы сама жизнь.

Очень часто, ребята, особенно в пожеланиях кому- нибудь по какому – либо поводу наряду со здоровьем и счастьем мы желаем удачи, успеха. В современном мире понятие «успешный человек» очень широко. Как по-вашему: быть успешным это хорошо? Конечно. Это просто здорово, когда у тебя все получается, любое дело спорится в руках. Но зачастую бывает наоборот.

4. Ситуация.

- Ученик 11 класса Максим Н. считал себя успешным человеком, а иногда даже просто везунчиком. И действительно Максиму во многом везло. У него были хорошие оценки по всем предметам. Особенно ему удавалось успешно списывать контрольные работы по алгебре у одноклассника Миши и подсматривать в диктант соседке по парте Оле. При этом Максим делал это так искусно, что не привлекал внимания учителя. Оценки же за контрольные работы у него всегда выходили положительные. Да и цель у Максима была – поступить в престижный ВУЗ. Да вот, когда пришлось сдавать ЕГЭ, рядом не оказалось верных одноклассников и надеяться пришлось только на себя. Максим сдал экзамены, но их результаты почему- то его не порадовали. Как же теперь институт, ведь цель была так близка. И почему успех, так необходимый Максиму, перестал сопутствовать ему.

5. Обсуждение проблемы.

Что же такое успех?

6. Групповая работа.

1 группа. 2 группа.

-Что же порой мешает человеку - Что, на ваш взгляд,

добиться успеха? способствует успеху?

7.Групповая работа учащихся. Составление девиза успешного человека.

8. Групповая работа.

1 группа

Что, на ваш взгляд, позволит справиться с любой проблемой?

2 группа

- Какие проблемы, на ваш взгляд, являются самыми сложными и трудноразрешимыми?

9. Слово учителя.

Сотни тысяч людей добились в жизни таких высот, о которых они даже не мечтали! Почему у одних людей есть всё? Они успевают вести бизнес, зарабатывать много денег, сделать счастливой свою семью, невероятно насыщенно проводить свободное время, заниматься спортом, публичной и общественной деятельностью, писать книги и еще много чего. А другим, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице или вести свой бизнес, обязательно приходится чем-то жертвовать – личной жизнью, хобби, отдыхом или привычными удовольствиями, наконец. Почему так происходит?!

10. Сообщения учащихся.

1. Многие полагают, что люди, имеющие успех и все блага жизни – просто везунчики, баловни

судьбы. Потому что невозможно же самому все успеть в этой жизни!

2. Ты тоже так считаешь? И часто ловишь себя на мысли, что:

1. выходные смешались с рабочими буднями, но денег в кошельке от этого не прибавилось.

2. откладываешь дело на потом и не доводишь начатое до конца;

1. бесполезно борешься с ленью, а работа совсем не приносит тебе наслаждения;

2. и личная жизнь не ладится, и дни/годы утекают, как вода, а ты так и не успел ничего добиться.

1. Ты просто не умеешь планировать свое время!

2. И теперь, когда ты знаешь причину своей головной боли, у тебя есть два пути:

1. Оставить всё как есть. Кормить свою лень. Сетовать на судьбу. Но от потерянного часа, дня, года не прибавится счастья. Время идёт независимо от того, как ты его используешь.

2. А можешь научиться управлять своим временем. В итоге – добиться успеха быстро и стремительно.

1. Успех – это работа и прежде всего над собой. Это подтвердят сотни бизнесменов и руководителей, которые прошли этот путь с нами.

2. Знай и ты, что время – это кирпичики, из которых построена твоя жизнь. Так кто ты? Её строитель? Или безвольный наблюдатель чужого успеха?

1. Если ты чувствуешь, что достоин лучшего и способен достичь большего. Если задыхаешься от нехватки времени, значит, пора что-то менять.

Вместе. Пора сдвинуться с мёртвой точки!

11. Слово учителя.

Усвоить, что умение управлять своей жизнью и временем – это самый обыкновенный навык, которым может овладеть КАЖДЫЙ! Ты чем-то хуже? Конечно, нет. Прежде всего, умение делать то, что сказал. И делать именно в те сроки, которые ты сам для себя обозначил. Также сюда входит пунктуальность, активность и знание того, куда ты идешь. Многие успешные бизнесмены живут очень насыщенной жизнью. Жизнью, где есть время не только бизнесу, но и спорту и семье, есть время различному отдыху и путешествиям, удовольствиям и радости. Казалось бы, такая несбыточная мечта большинства людей…

12. Заповеди, следуя которым можно стать успешным:

  1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  2. Ничего не делай против своей воли.
  3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
  4. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
  5. Никогда не пасуй перед трудностями.
  6. Ничего не предпринимай во гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

13. Продолжи фразу...

- Через двадцать я буду…

- Я добьюсь в жизни…

- Я принесу счастье…

- Со мной рядом через десять лет будут…

Выводы учителя.

- Уверенность в себе – несомненная составляющая упеха. Нельзя быть успешным, не веря в себя и не веря самому себе. Чтобы быть уверенным в себе, надо уважать себя. А для этого необходимо быть личностью: быть образованным, иметь свои убеждения, свои интересы и в тоже время уважать убеждения и интересы других людей.

14. Творческая работа «Зажги факел».

-Жизнь человека похожа на дорогу, пролегающую во времени. И не бывает она ровной и гладкой. Но каждый из нас несмотря ни на какие трудности, вопреки всему стремится жить счастливой, полноценной жизнью. Успех это то, что помогает нам этого добиться. Успех - это своего рода тот факел, который освещает наш жизненный путь. И поскольку благодаря его свету нам тепло и уютно, так и благодаря успеху нам легче преодолевать трудности. Успеху в свою очередь должны сопутствовать другие качества человека, без которых сам по себе он мало что значит. Поэтому для того, чтобы факел светил еще ярче, а успех сопутствовал нам всегда и во всем, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед каждым из вас лежит язычок пламени, на котором вы должны написать те главные, по вашему мнению, качества человека, которые являются основополагающими на пути к успеху, а соответственно заставят факел не просто светить, а пылать и радовать не только себя, но и окружающих людей своим светом и теплом.

Выводы учителя. Таким образом, успех каждого из нас будет зависеть от нас самих, от того, какими качествами и чертами характера обладаем.

        Для достижения успеха необходимо избавление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени. Необходимо разрабатывать программу работы над собой. Надо непременно исполнять то, что намечено, причем исполнять хорошо. Заставьте постоянно свой ум действовать и действовать со всей возможной силой.

А я вам желаю успеха, который сопутствовал бы вам всю вашу жизнь.



Предварительный просмотр:

Планирование будущего – дорога к успеху.

Цель: сформировать волевое поведение для достижения успехов в жизни.

 Задачи:

- сформировать навыки самоанализа.

- познакомить с методами саморелаксации.

- актуализировать потребность познания себя.

- способствовать активизации процесса саморазвития и самосовершенствования для достижения поставленной цели.

- формировать позитивное самовосприятие.

«Путь к успеху»

Информационное сообщение

        Ведущий: путь к успеху у каждого может быть свой, но существуют определенные условия достижения цели. Чтобы достичь поставленной цели, человек может усовершенствовать себя на протяжении всей жизни. Чтобы ощутить себя творцом собственной жизни, нужно выработать умения правильного самопознания, поскольку только через познание своей личности можно переходить к усовершенствованию себя. Важно научиться позитивно, воспринимать себя. Те кому это удается - верят в себя, уважают себя обычно чувствуют себя счастливыми. Успешный человек мыслит позитивно он верит в себя и свой потенциал, может наладить добрые взаимоотношения с другими; берет ответственность за свои поступки и даже в сложных обстоятельствах приобретает опыт, который способствует ее возрастанию . Чтобы достичь поставленной цели, необходимо также развивать волевые качества, которые помогают продвигаться к любой цели: целеустремленность, настойчивость и самоорганизация.

        Мозговой штурм  «Черты успешного человека»

Ведущий, предлагает обговорить: какие черты личности важны для успешного человека. Можно заранее подготовить перечень черт личности. В конце участники могут дописать свои черты к тем, что уже есть.

        Упражнение «Реклама»

Мы часто слышим и видим рекламу, специалисты с рекламы знают секреты влияния на человека, знают силу повторения информации. Люди, которые много раз повторяют себе: «Я могу это сделать! Я уверенный в себе! Я достигну  цели!» - чувствуют себя лучше.

Попробуем сделать рекламу для себя.

- Какие возникли чувства после выполнения этого упражнения?

- что понравилось, а что нет?

Задание 1

         «Вера в собственные силы»

Ролевая игра «Моделирование оптимального выбора поведения в эмоционально значимых ситуациях»

Ведущий делит участников на пары (3 - 4 пары). Один исполняет роль самоуверенного человека, другой – неуверенного в себе человека, потом обмениваются ролями. Далее рассказывают один другому про свои чувства в роли неуверенного и самоуверенного человека. Ведущий предлагает попробовать почувствовать себя уверенными людьми.

Обсуждение ситуации с точки зрения 3-х моделей реакций человека (уверенная, неуверенная, самоуверенная).

Вопросы:

- что вы чувствовали в роли уверенного, неуверенного и самоуверенного человека?

- как вы ведете себя когда уверенны в себе?

Задание 2

        Упражнение «Рисунок успешного человека»

Ведущий предлагает представить и нарисовать портрет успешного человека. Модно нарисовать свой портрет, свою семью, своих друзей, если вы считаете их успешными людьми. И пожеланию участники презентуют свои работы. Обоснуйте свой выбор.

        Упражнение «Настройся на успех» (могут подключиться и гости)

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза расслабиться и представить  себя на берегу моря.

Ведущий: Вы видите, как большие волны набегают на песчаный берег. Вы чувствуете раскрепощенность и силу морских волн. Вдыхаете свежий воздух…и чувствуете, что вас наполняет сила  и мощь. Одновременно появляется непонятное чувство радости. Вы знаете, что успех  - рядом.

Успех – ВАШ. Вам придется много работать, преодолевать трудности. И все равно радостно идти дорогой успеха. Вы обязательно достигнете его. Почувствуйте еще раз дыхание успеха – вашего успеха. Почувствуйте снова чувство радости, уверенности и силы.

 - что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

 - какое у вас настроение?

        Притча «Большая цель»

Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти, поэтому собирался заплакать. Но после, набравшись храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не заблудиться в жизни? Такое дерево – наша большая цель. Но она должна быть действительно большой,  как это дерево.

        Упражнение «Дерево»

Учащиеся встают в круг на расстоянии. Каждый участник, должен стать упираясь пятками в пол, Руки сжимает в кулаки, крепко сцепив зубы. Ведущий: вы – могучее дерево с сильными корнями, которое не боится ни каких ветров. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе тяжело и хочется плакать вспомните, что вы – сильное и могучее дерево, скажите себе, что буря  пройдет, а после обязательно выглянет солнышко согреет вас своим теплом – и все будет хорошо.

Заданиеие 3

         «Мечты о будущем»

Упражнение «Письмо самому себе»

Ученикам предлагают написать письмо самому себе в будущее. Следует вспомнить про свои мечты, которые сбудутся; про собственные будущие достижения и про то, что хочется пожелать себе на будущее.

Подведение итогов:

- какие упражнение вам понравились больше всего?

- какие были трудности?

- укрепилась ли ваша вера в себя после занятия?

- что в результате вы получили?

- ваши пожелания.

Список литературы:

  1. Климов Е.О. Как выбирать профессию. – М.,1984
  2. Пряжникова М. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., МГК,1991
  3. Пряжников н.С. Профориетация в школе.- М., ВАКО, 1991
  4. Чернявская А.П. Психолгическое консультирование по профессиональной ориентации.- м.:Владос-пресс, 2004.
  5. Псиология популярных профессий/Под.ред. Л.А. Головей. –Спб.:Речь, 2003