Саморазвитие
2021 г. Курсы повышения квалификации по теме "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка раннего возраста в условиях ДОО и семьи" 72 ч.
2022 г. Курсы по санитарно-просветительской программе "Основы здорового питания для дошкольников" 15 ч.
2022 г. Участие в обучающем семинаре образовательного центра ПедагогиУм "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания" 2 ч.
2022 г. Курс обучения: "Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников" на образовательном сайте "Горизонты педагогики"
2022 г. Курсы повышения квалификации по теме "Применение игровых практик для современного развития детей в соответствии с ФГОС ДО" 72 ч.
2024 г. Участие во Всеросийских онлайн конференциях по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в рамках педагогического марафона "В авангарде детства"
2024 г. Курсы повышения квалификации по теме "Эффективные приемы здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО" 72 ч.
2024 г. курсы повышения квалификации по теме "Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций" 72 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019-2020.doc | 89 КБ |
samoobrazovanie_2020-2021.doc | 87.5 КБ |
samoobrazovanie_2021-2022.doc | 91 КБ |
samoobrazovanie_2022-2023.doc | 94.5 КБ |
samoobrazovanie_2023-2024.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. |
| «Утверждаю» Заведующий МБОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.
Составлена воспитателем
Калентьевой Мариной Вячеславовной
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 58 –
Золотой петушок»
г. Дзержинск 2019г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Сведения об образовании: среднее профессиональное. ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» 2018г.
Специальность: дошкольное образование
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Категория: -
Педагогический стаж: -
Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 58»: -
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребёнка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель работает не только над развитием мелкой моторики рук, но и прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Таким образом, теоретический анализ литературы и наблюдения за детьми помогли сделать следующие выводы:
∙ Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
∙ Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
∙ Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Изучить методическую литературу и расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Разработать и подобрать приёмы нетрадиционных техник рисования для детей раннего возраста;
- Создать развивающую предметно пространственную среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости нетрадиционных техник рисования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
- Изучение литературы, медиа-информации, посещение семинаров.
- Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
- Разработка и проведение открытых НОД, мастер-классов для родителей.
- Выставки детских рисунков для родителей.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
• апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;
• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• обобщение результатов на заседании методического объединения.
Практический выход: Выставки детских рисунков для родителей.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь | Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей. | Анкетирование родителей. |
Октябрь – май | ООД и самостоятельная деятельность детей с использованием нетрадиционных техник рисования: - пальчиками; - ладошками; - кулачками; - ватными палочками; - оттиск (штамп) картофелем, морковкой; - рисование губкой; - рисование мятой бумагой. | Работы детей и фотоотчеты. | |
Октябрь – май | Развитие мелкой моторики рук с использованием дидактических игр и пособий, пальчиковой гимнастики | Игры: пазлы, игры со шнуровками, игры–вставыши, игры с крупами, с песком, с конструктором, с прищепками, нанизывание бусин, мозаика. | |
Ноябрь - декабрь | Оформление художественного уголка дидактическими играми, предметами и материалами для рисования (шаблоны, печатки, поролон, мелки, карандаши, фломастеры, гуашь) | Создание развивающей среды в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». Познакомить родителей с ФГОС ДО, папка- передвижка «Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО». | Сбор и анализ информации. Папка- передвижка «Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО». |
Ноябрь | Консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования». Изовыставка «Осенние фантазии». | Родительское собрание. Оформление выставки. | |
Декабрь | Привлечение родителей к созданию художественного уголка: оборудовать уголок предметами и материалами для рисования (шаблоны, печатки, поролон, мелки, карандаши, фломастеры, гуашь). | Создание развивающей среды в группе. | |
Январь | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Изобразительное творчество в семье» | Познакомить родителей с различными пальчиковыми играми. | |
Февраль | Консультации для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». | Папка- передвижка «Игры с красками». | |
Март | Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. | Беседы родителями. | |
Апрель | Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей. Изовыставка «Весна, весна - красна» | Оформление выставки. | |
Май | Конкурс для родителей по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования. | Оформление выставки. | |
Самореализация | Октябрь - ноябрь | Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. | Создание картотеки. . |
Октябрь-май | Нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, кулачками, ватными палочками, губкой, мятой бумагой). | Развитие мелкой моторики рук. | |
Октябрь - май | Оформление родительского уголка. | Изготовление папок – передвижок «Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО», «Игры с красками». Оформление выставок. | |
Февраль | Выставка рисунков детей с помощью нетрадиционной техники рисования. | Рисунки детей. | |
Декабрь - май | Взаимодействие с родителями. | Привлечение родителей к созданию художественного уголка. Конкурс для родителей по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования. | |
Апрель | Мастер-класс для педагогов ДОУ с презентацией «Чудесный мир красок». | Изготовление презентации. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. |
| «Утверждаю» Заведующий МБОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.
Составлена воспитателем
Калентьевой Мариной Вячеславовной
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 58 –
Золотой петушок»
г. Дзержинск 2020г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»
Сведения об образовании: среднее профессиональное. ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» 2018г.
Специальность: дошкольное образование
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Категория: -
Педагогический стаж: 1 год
Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 58»: 1 год
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Как же пальчиковые игры влияют на ребёнка?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через пальчиковые игры.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста;
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику значения содержания понятия «пальчиковые игры».
3. Исследовать эффективность использования пальчиковых игр у дошкольников.
4. Создание игр для развития мелкой моторики рук.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
• апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;
• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• обобщение результатов на заседании методического объединения.
Практический выход: картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук для детей 2-3 лет.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь | Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей. | Анкетирование родителей. |
Сентябрь – май | ООД и самостоятельная деятельность детей с использованием дидактических игр и пособий. | Игры: пазлы, игры со шнуровками, игры–вставыши, пальчиковые игры и упражнения, игры с крупами, с песком, с конструктором, с прищепками, нанизывание бусин, мозаика. | |
Октябрь – май | Развитие мелкой моторики рук детей, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования – ватными палочками, штампиками, мятой бумагой, пальчиками, ладошками, кулачками) | Работы детей и фотоотчеты. | |
Ноябрь – декабрь | Отобрать и выделить более эффективные игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. | Создание развивающей среды в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр у детей 2-3 лет» | Проведение родительского собрания. |
Ноябрь | Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей. | Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук». | |
Декабрь | Создание родителями совместно с детьми игр с прищепками. | Презентация «Пальчиковая гимнастика в жизни ребёнка». | |
Январь | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Играем пальчиками везде». | Познакомить родителей с различными пальчиковыми играми. | |
Февраль | Дополнение среды играми, сделанными родителями, обмен опытом. | Выставка творческих детско-родительских работ «Наши ручки хороши». | |
Март | Применение опыта родителей на практике. | Создание пальчиковых игр для работы с детьми. | |
Апрель | Изготовление папки-раскладушки «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр». | Беседа с родителями «С удовольствием ли ваши дети играют в пальчиковые игры?». | |
Май | Отражение навыков детей. | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. | |
Самореализация | Ноябрь – май | Совершенствование предметно-пространственной среды дидактическими играми. | Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук. |
Октябрь-май | Нетрадиционные техники рисования (ладошкой, пальчиками). | Развитие мелкой моторики рук. | |
Январь | Оформление родительского уголка. | Изготовление папки-передвижки «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр»; беседы, консультации. | |
Февраль | Выставка рисунков детей с помощью нетрадиционной техники рисования. | Рисунки детей. | |
Март | Взаимодействие с родителями. | Применение потешек при взаимодействии с детьми для развития мелкой моторики рук. | |
Май | Обогащать опыт детей в играх по развитию мелкой моторики рук. | Пальчиковый театр «Теремок». | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. |
| «Утверждаю» Заведующий МБОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.
Составлена воспитателем
Калентьевой Мариной Вячеславовной
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 58 –
Золотой петушок»
г. Дзержинск 2021г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Формирование
культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания с детьми 2-3 лет посредствам использования игровых технологий»
Сведения об образовании: среднее профессиональное. ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» 2018 г.
Специальность: дошкольное образование
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Категория: СЗД
Педагогический стаж: 2 года
Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 58»: 2 года
Пояснительная записка
«Одна из важнейших задач детского сада,
привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.
С раннего возраста надо учить ребят
мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки,
ходить чистыми, стричь волосы,
вытряхивать одежду, не пить сырой воды,
вовремя есть, вовремя спать,
быть больше на свежем воздухе и так далее»
Н.К. Крупская
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет играет очень важную роль в укреплении их здоровья. Они в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Ежедневно необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
В раннем возрасте эти навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Необходимо, чтобы эти игры были интересными, они должны увлекать детей, активизировать их инициативу и творчество.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицина Л.М., В.Г. Нечаева, В.А. Горабчева, психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и др. Они доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. Известно, что усвоенные в детстве социальные формы поведения во многом определяют в дальнейшем социальную адаптацию ребенка.
Именно поэтому в дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания с детьми 2-3 лет посредствам использования игровых технологий.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по формированию КГН и навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать систему игр на формирование КГН и навыков самообслуживания;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством стихов и потешек;
- Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для педагогов и родителей и повысить их компетентность в данном вопросе;
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
- Изучение литературы по теме; посещение семинаров, конференций.
- Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Создание развивающей среды для детей в игровой деятельности.
- Разработка и проведение открытых НОД, мастер-классов для родителей.
- Обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сформированные навыки у детей;
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.
- У родителей вырос уровень по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь - октябрь | Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. | Сбор и анализ информации. |
Октябрь – май | ООД и самостоятельная деятельность детей: - игровые занятия, - игровые упражнения, - пальчиковые игры, - игровые ситуации, - игры-эксперименты, - сюжетно-отобразительные игры, - дидактические игры. Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр. | Работы детей и фотоотчеты. | |
Октябрь – май | Заучивание стихов, потешек, пальчиковых игр. | Картотеки потешек, пальчиковых игр. | |
Ноябрь - март | Изготовление дидактических игр, пособий. Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек. | Создание РППС в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Родительская гостиная «Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет». Памятка «Пора самим одеваться». | Анкетирование родителей. Родительское собрание. Памятка «Пора самим одеваться». |
Ноябрь | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». | |
Декабрь | Индивидуальные беседы «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания». | Беседы с родителями. | |
Январь | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» | |
Февраль | Беседы с родителями «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» | Беседы с родителями. Картотека потешек. | |
Март | Буклет «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей 2-3 лет» | Буклет «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей 2-3 лет» | |
Апрель | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» | |
Май | Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослее» | Презентация для родителей. | |
Самореализация | Октябрь - апрель | Изучение литературы по данной теме. Сбор информации для создания картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек, дидактических игр. | Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек. Создание дидактических игр. |
Октябрь - май | Оформление родительского уголка. | Изготовление папки – передвижки «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет», памятки «Пора самим одеваться». Оформление выставок. | |
Октябрь - май | Взаимодействие с родителями. | Родительские собрания, консультации, беседы. Привлечение родителей к созданию дидактических игр для детей. | |
Апрель | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. |
| «Утверждаю» Заведующий МБОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
Составлена воспитателем
Калентьевой Мариной Вячеславовной
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 58 –
Золотой петушок»
г. Дзержинск 2022г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством
малых форм фольклора»
Сведения об образовании: среднее профессиональное. ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» 2018 г.
Специальность: дошкольное образование
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Категория: СЗД
Педагогический стаж: 3 года
Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 58»: 3 года
Пояснительная записка
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья малышей является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
Период раннего детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Формирование КГН - это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка.
При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере овладения простыми навыками можно вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план работы рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора;
- Создать в группе условия (РППС) для формирования культурно-гигиенических навыков.
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
- Изучение литературы по теме; посещение семинаров, конференций.
- Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Создание развивающей среды для детей в игровой деятельности.
- Разработка и проведение открытых НОД, мастер-классов для родителей.
- Обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сформированные навыки у детей;
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.
- У родителей вырос уровень по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь - октябрь | Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. | Сбор и анализ информации. |
Октябрь – май | ООД и самостоятельная деятельность детей: - игровые занятия, - игровые упражнения, - пальчиковые игры, - игровые ситуации, - игры-эксперименты, - сюжетно-отобразительные игры, - дидактические игры. Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр. | Работы детей и фотоотчеты. | |
Октябрь – май | Заучивание стихов, потешек, пальчиковых игр. | Картотеки потешек, пальчиковых игр. | |
Ноябрь - март | Изготовление дидактических игр, пособий. Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек. | Создание РППС в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Родительская гостиная «Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет». Буклет «Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей» | Анкетирование родителей. Родительское собрание. Буклет «Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей» |
Ноябрь | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». | |
Декабрь | Беседа «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания». Папка «Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-го года жизни» | Беседы с родителями. Папка «Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-го года жизни» | |
Январь | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» | |
Февраль | Беседы с родителями «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» Привлечение родителей воспитанников к изготовлению театральных атрибутов для детей своими руками. | Беседы с родителями. Картотека потешек. | |
Март | Памятка «Пора самим одеваться». | Памятка «Пора самим одеваться». | |
Апрель | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» | |
Май | Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослее» | Презентация для родителей. | |
Самореализация | Октябрь - апрель | Изучение литературы по данной теме. Сбор информации для создания картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек, дидактических игр. | Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек. Создание дидактических игр. |
Октябрь - май | Оформление родительского уголка. | Изготовление папки «Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-го года жизни», буклета «Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей» Оформление выставок. | |
Октябрь - май | Взаимодействие с родителями. | Родительские собрания, консультации, беседы. Привлечение родителей к созданию дидактических игр для детей. | |
Апрель | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. |
| «Утверждаю» Заведующий МБОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.
Составлена воспитателем
Калентьевой Мариной Вячеславовной
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 58 –
Золотой петушок»
г. Дзержинск 2023г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Использование дидактических игр
для формирования культурно-гигиенических навыков
детей раннего возраста»
Сведения об образовании: среднее профессиональное. ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» 2018 г.
Специальность: дошкольное образование
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Категория: 1
Педагогический стаж: 4 года
Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 58»: 4 года
Пояснительная записка
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Опыт работы показал, для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящей формой обучения являются дидактические игры как особая форма обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Именно в процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Дидактическая игра позволяет развивать такие психические процессы, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается.
Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности обучающихся.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план работы рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков посредством дидактических игр;
- Создать в группе условия (РППС) для использования дидактических игр при формировании культурно-гигиенических навыков.
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
- Изучение литературы по теме; посещение семинаров, конференций.
- Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Создание развивающей среды для детей в игровой деятельности.
- Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов для родителей.
- Обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сформированные навыки у детей;
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.
- У родителей вырос уровень по формированию КГН и навыков самообслуживания у детей.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь - октябрь | Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. | Сбор и анализ информации. |
Октябрь – май | ОД и самостоятельная деятельность детей: - игровые занятия, - игровые упражнения, - пальчиковые игры, - игровые ситуации, - игры-эксперименты, - сюжетно-отобразительные игры, - дидактические игры. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. | Работы детей и фотоотчеты. | |
Октябрь – май | Заучивание стихов, потешек, пальчиковых игр. | Картотеки потешек, пальчиковых игр. | |
Ноябрь - март | Изготовление пособий. Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек, сборника сказок «Здоровишка». | Создание РППС в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Родительская гостиная «Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет». Папка «Полезные советы для родителей». | Анкетирование родителей. Родительское собрание. Папка «Полезные советы для родителей» |
Ноябрь | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». Книжка «Как приучить ребёнка к горшку». | Папка- передвижка «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет». Книжка «Как приучить ребёнка к горшку» | |
Декабрь | Консультация «Полезные и вредные привычки». Папка «Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-го года жизни». Книжка «Как научить ребенка мыть руки». | Беседы с родителями. Папка «Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-го года жизни» Книжка «Как научить ребенка мыть руки» | |
Январь | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» Книжка «Как научить ребенка чистить зубы». | Консультация «Учим ребёнка умываться и чистить зубы» Книжка «Как научить ребенка чистить зубы» | |
Февраль | Беседы с родителями Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игровых атрибутов для детей своими руками. Книжка «Как научить ребенка пользоваться расческой». | Беседы с родителями. Книжка «Как научить ребенка пользоваться расческой» | |
Март | Памятка «Пора самим одеваться». Книжка «Как научить ребёнка одеваться и раздеваться». | Памятка «Пора самим одеваться». Книжка «Как научить ребёнка одеваться и раздеваться» | |
Апрель | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?». Консультация для родителей «Как ребёнок должен вести себя за столом». | Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» Буклет «О правилах поведения за столом» | |
Май | Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослее» | Презентация для родителей. | |
Самореализация | Октябрь - апрель | Изучение литературы по данной теме. Сбор информации для создания картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек, дидактических игр. | Создание картотеки пальчиковых игр, картотеки потешек, сборника сказок «Здоровишка». Создание дидактических игр. |
Октябрь - май | Оформление родительского уголка. | Изготовление папок, буклетов, книжек. Оформление выставок. | |
Октябрь - май | Взаимодействие с родителями. | Родительские собрания, консультации, беседы. Привлечение родителей к созданию дидактических игр для детей. | |
Апрель | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |