Методическая копилка

Тятюшкина Герел Адучимергеновна

Предварительный просмотр:

Тема. Русский язык как развивающееся явление

Цели:

Обучающие: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, формирование умения работать в группе.

Развивающие: развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь, кругозор, прививать любовь к русскому слову.

Воспитывающие: расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.

Оборудование:

учебник "Русский язык, 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А и др., Москва, изд. "Просвещение", 2007;

словари;

мультимедиа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений).

Презентация.

Обратите внимание на обложку учебника, как вы думаете, что нам предстоит изучить в этом учебном году? (Продолжить изучение морфологии, орфографии и культуры речи.)

3. Запись темы урока. Постановка целей и задач.

Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г. Белинского: "Язык живет вместе с жизнью народа". Учащиеся записывают их в тетрадях.

Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока, доказать правомерность высказывания критика.

В ходе урока заполняется таблица:

Знаю        

Хочу узнать

4. Лекция - беседа.

Что такое язык?

Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от 2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка. Пересчитать языки, как коров в деревенском стаде, нельзя. Корова или есть или ее нет: Вот это уже не корова, а овца. Это тоже не корова, а куст у дороги. Коровой мы называем экземпляр вполне определенного животного. С языками посложнее.

На географической карте изображены моря: Северное, Норвежское, Гренландское: Где, в каком точно месте кончается одно и начинается другое, а другое переходит в третье? Граница между морями определяется весьма условно, миля-другая здесь, как правило, не столь важна.

Тоже часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства. )

5. Чтение упр. 1.

В какую группу славянских языков входит русский язык? Используя материал упражнения № 1, составьте кластер.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

6. Чтение упр.2

Почему славянские языки называются родственными?

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка - лексика.

Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся из курса 6 класса знают о заимствованных, устаревших словах, неологизмах. Могут назвать такие факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)

7. Это интересно

М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 - начале 19 века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок - подросток, сей - этот, зело - очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд присяжных и др.

Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада?

8. Работа с текстом.

: Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.

9. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка.

- Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые - лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка.

Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, - греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, мифология и др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12 - 13 веках в результате оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п.

Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре - справочнике "Русское литературное ударение и произношение" под ред. Р.И. Аванесова, изданном в 1955году, указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и допустимо лёр). "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э. Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму произношения слова фольга - ударение на последнем слоге, а в фольклоре только [ лор ]. А 31 августа Министерство образования и науки хотело утвердить обновленный список словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно постановлению №195, которое вступило в силу с 1 сентября, в перечень вошли "Орфографический словарь русского языка" Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой, "Грамматический словарь русского языка" под редакцией А.Зализняка, "Словарь ударений русского языка" И.Резниченко и "Большой фразеологический словарь русского языка" с комментарием В.Телия.

Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у "кофе" могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить "мой кофе" и "мое кофе".

Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе - изменения рода у некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина мы читаем: "Полусонный в постелю с бала едет он", а в другой главе мы встречаем написание: ":Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том, что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании предложного падежа слова постеля было правильным.

Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?

1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)

2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)

3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)

10. Подведение итога. Рефлексия.

- Заполните последний столбик таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал".

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание?

- Составьте синквейн на тему "Язык"

(Зачитывается несколько работ учащихся).

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью народа".

Домашнее задание: упр. 3, 6.

Работы учащихся

Язык

 Могучий,великий

 Учит, изменяется, развивается

 Живет вместе с народом

 Жизнь

(Деулина Кристина)

Язык

 Свободный, гармоничный

 Развивается, видоизменяется, воспитывает

 Объединяет и сплачивает людей

 Семья

(Семенов Арсений)

Язык

 Красивый, могучий

 Изменяется, преображается, живет

 Мысли и чувства человека

 Жизнь

 (Воронина Надежда)



Предварительный просмотр:

Тема. Синтаксис и пунктуация

Цели урока:

Образовательные:

- повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;

- совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами;

- продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

- развивать у учащихся критическое мышление;

- развитее навыка устного рисования;

- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

- продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.

Воспитательные:

- повышать интерес к изучению русского языка;

- повышать интерес к чтению литературных произведений.

Тип урока: интегрированный ( русский язык и литература)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

2. Целеполагание.

3. Вступительное слово учителя.

Родному языку человек учится с раннего детства, постепенно постигая все его заветные тайны. Мы общаемся с разными людьми, слушаем музыку, получаем информацию из СМИ и, конечно же, читаем разнообразную литературу. Читая то или иное произведение, мы вдумываемся в каждое слово, размышляем над поступками героев, делаем для себя определенные выводы. У каждого свои читательские интересы: кто-то отдает предпочтение научной литературе; некоторые любят фантастику; другим интересна классика. К сожалению, есть и такая категория людей, которые не любят читать вообще.

Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте, писателе, драматурге, имя которого знакомо каждому человеку с раннего детства. Как вы считаете, о ком пойдет речь? Портрет этого человека перед вами. Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин!

Что вы знаете о нем?

С какими произведениями Пушкина вы знакомы?

Какова роль сказок в жизни каждого человека?

Вспомните и прочитайте строки его знаменитых стихотворений.

Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Прочитайте их выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд № 3)

Чтение – вот лучшее учение.

А. С. Пушкин

Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.

Какую роль в нашей жизни играют книги?

Как вы считаете, смогут ли заменить электронные книги «живые» книги?

В чем преимущества каждой из них.

Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.

4. Работа с лирическим произведением. (Слайд № 4)

Бессмертие

По-русски г..ворим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обр..таем как наследство,

В с..янье пушкинских стихов.

Поэт не стал д..лекой тенью,

Св..тыней, отданной в музей.

Он шумно праз..нует рожденье

Среди бе..численных друзей.

Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.

Какова его основная мысль?

Чем дорог Пушкин для русского народа?

Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?

Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор орфограммы.

5. Запись предложений с последующим их анализом. (комментированное письмо) (Слайд № 5)

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (знаки препинания не расставлены)

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Составьте схемы предложений.

Чем отличаются сложные предложения от простых?

Какие члены предложения называются однородными?

6. Работа с иллюстрациями. (Слайд № 6, 7)

Рассмотрите иллюстрации. Герои какого произведения изображены на них?

Чему учит нас «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Прочитайте выразительно предложения.

Определите лексическое значение слова «ветхий».

Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Запишите предложение, составьте схему.

Что вы знаете об обращении?

Приведите примеры предложений с обращениями.

Из какого произведения эти строки?

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли

где на свете ты царевны молодой?

Назовите слова-обращения.

Расскажите о героях, изображенных на иллюстрациях.

7. Письмо по памяти. (Слайд № 8)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Вспомните пушкинские строки. Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.

8. Синтаксический разбор предложений. (самопроверка) (Слайд 9, 10)

Какими знаниями должен обладать каждый учащийся, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? ( учащиеся должны уметь определять главные и второстепенные члены предложения; знать и различать распространенные предложения от нераспространенных, односоставные от двусоставных, простые от сложных; знать виды предложений по цели высказывания.)

Лошади бежали дружно.

В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.

Спишите предложения. Выполните синтаксический разбор. Дайте полную характеристику каждому предложению.

9. Подведение итогов.

Что изучает раздел «синтаксис и пунктуация»?

Чем отличаются глагольные словосочетания от именных?

Какие предложения называются сложными?

Что необходимо знать для того, чтобы выполнить синтаксический разбор предложений?

10. Рефлексия. Задание на дом.

Чему был посвящен сегодняшний урок?

Выполнение какого задания, вызвало у вас особый интерес.

Что вызвало затруднения?

11. Контроль знаний.

Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.

(1)Пушкин начал читать.

(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы.

(7)В зале была тишина.

(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.

(10)Державин и Петров героям песнь бряцал

(11)Струнами громозвучных лир…

(12)Голос звенит – вот-вот сорвется.

(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.

(14)Была тишина…

(15)Пушкин повернулся и убежал.

(16)Державин вскочил и выбежал из-за стола. (17)В глазах его были слезы… (18)Он искал Пушкина.

(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:

(24)- Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает.

В1. Среди предложений 4-6 найдите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости-глухости следующего за ним согласного. _________________________________________________________________

В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

________________________________________________________________

В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ. _______________________________________________________

В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.

_________________________________________________________________

В5. Составьте схему 12 предложения. _________________________________________________________________

В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите номер предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. _________________________________________________________________

В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _______________________________________________________

В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами. Укажите номер этого предложения. _________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Цель: закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение пройденного Материала, выразительное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, графическое оформление орфограмм, подготовленный диктант.

Ход урока

I.      Орфографическая разминка

- Приведите примеры орфограмм (лучшие примеры записываем):

1)      проверяемые безударные гласные в корне слова (цепочка -цепь, очаровательный - чары, честолюбие - честь);

2)      непроверяемые гласные и согласные (привет, вокзал, веять);

3)      проверяемые согласные в корне слова (просьба - просить, варежка - варежек, будка - будочка);

4)      непроизносимые согласные в корне слова (чувство, поздно - опоздать, лес/яно - лесть; но участвовать - часть).

II.      Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).

2.       Пересказ текста своими словами.

3.       Разбор орфограмм.

4.       Синтаксический разбор предложения (на доске). Меж редеющих верхушек показалась синева.

Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа - показалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж: верхушек, определение редеющих.

5.           Подготовленный диктант (упражнение 9).

Дополнительное задание: подчеркнуть грамматические основы

во всех предложениях.

III.    Повторение темы «Синтаксический разбор»

Разбор предложений (на доске), построение схем, объяснения орфограмм:

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Что ты, осень, рано в гости к нам пришла? Воздух voice обжигает лицо легким морозом, и трава седеет от первого утренника.

IV. Повторение темы «Пунктуационный разбор»

1.           Беседа по вопросам (с. 6 учебника).

Комментарий. Предложение завершают точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения могут стоять одновременно, если предложение по цели высказывания вопросительное, а по интонации - восклицательное:

Что же это с тобой происходит?!

(Обратим внимание учеников на порядок знаков.)

Запятая между однородными членами не ставится, если они соединены одиночным союзом «и» или «да» в значении «и».

2.           Выполнение упражнений.

Упражнение 10: устно.

Упражнение 11: комментированное письмо. Первое предложение записываем на доске.

Домашнее задание

1.      Вопросы с. 7.

2.      Упражнение 12.



Предварительный просмотр:

Тема. Лексика и фразеология.

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку.

2. Слово учителя  (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?

 – Какой раздел русского языка изучает написание слова?  (Графика)

 – Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).

 – Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

 – Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

 – Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

Слайд 2.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Слайд 3

Задание 1.  На парте у  учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый».  

Обладающий большим имуществом.

Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

Содержащий много ценных качеств ( переносное)

– Какое из этих лексических значений  подходит к русскому языку?

Слайд 4

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Ответ: Многозначные.

– Именно в бухте Многозначности мы и  сделаем свою первую остановку.

Слайд 5.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.

Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)

Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

Я больно прикусила язык. (прямое)

Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

Слайд 6.

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1.  НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)

 Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)

 И лесным ключом, поверь, (родник)

 Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

 А между ними нужен… (антракт)

 На время дело прекратив,

 Вдруг объявили …  (перерыв)

 В поле пахарь устал слишком,

 Нужно сделать … (передышку)

 После урока непременно

 Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Слайды 7, 8.

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

Слайд 9

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой  стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

Слайд 10.

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железнаядеталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост  – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

Слайд 12.

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4.  Устно. (3 мин.)

Слайд 13.

– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?

Бить баклуши.

Попасть впросак.

Заклятый враг.

Сломя голову.

Точить лясы.

Закадычный друг.

Кромешная тьма.

С гулькин нос.

Задание 5.  (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

Много прошло времени с той поры.  (много воды утекло).

Слайд 14.

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?

 – По каким странам мы сегодня путешествовали?

 – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

 – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

 – Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

 Слайд 15.

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слайд 2

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ССП СПП

Слайд 3

Сложное предложение – это синтаксическая конструкция, образующаяся путем соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей или бессоюзия ( ЛЭС)

Слайд 4

ПРИЗНАКИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Цельнооформленность его интонаци- онного контура Полипредикативность Союзный / бессоюзный способ связи

Слайд 5

Нарушение принципа полипредикативности Дождь шел, переставал, начинался вновь. Шел дождь, и перестал, и вновь пошел.

Слайд 6

Объем и границы понятия «сложное предложение» Предложения из 2-х предикативных единиц С 2-мя сказуемыми Предложения с вводным или вставным звеном Конструкции с инфи- нитными оборотами

Слайд 7

Грамматическая природа сложного предложения Сложное предложение – соединение, сцепление предложений Сложное предложение – единое целое, части которого, не имеющие смысловой и интонационной законченности не являются простыми предложениями

Слайд 8

Формальная организация сложного предложения Общие признаки простого и сложного предложений Части сложного предложения сходны с простыми предложениями Светит солнце. Поют птицы. Светит солнце, поют птицы.

Слайд 9

Отличие простого и сложного предложений Компонентный состав Полипредикативность Структурная схема

Слайд 10

Компонентный состав ПП и СП ПП= ФС + ФС СП = ПЕ + ПЕ ПЕ = ПП (категория предикативности)

Слайд 11

Структурная схема сложного предло- жения – это отвлеченный образец, по которому строятся минимальные конст- рукции сложного предложения.

Слайд 12

Признаки структурной схемы СП Вид синтаксической связи [ ] , и [ ] . [ …сущ. ] , (с.сл. который…). [ ] : [ ] . Характеристики предикативных частей Порядок частей

Слайд 13

Ограничения, накладываемые структурной схемой Ограничение состава Ограничение плана целеустановки Ограничение по линии утвердительность/ отрицательность Ограничение аспектуальных значений Ограничение модальных и временных значений Ограничение лексического состава

Слайд 14

По возможному расположению частей Сложное предложение Гибкой структуры Негибкой структуры

Слайд 15

Коммуникативная организация СП СП = ПП Единое коммуникативное целое, коммуникативная функция ПЕ не ПП Не имеет коммуникативной целостности

Слайд 16

Коммуникативная организация СП ПЕ = ПП Интонационная оформленность Общие закономерности порядка слов

Слайд 17

Коммуникативная организация СП Парцелляция - разрыв единой структуры СП на несколько коммуникативных единиц. Я помогу тебе. Если хочешь. Он придет. Но намного позже.

Слайд 18

Литература: Н.С. ПОСПЕЛОВ 1950 КРЮЧКОВ, МАКСИМОВ 1969 БЕЛОШАПКОВА 1970, 1977, 1981 И ДР.



Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак на конце и в середине числительных»

Цели урока:

  1. познакомиться с правилами  написания мягкого знаки в именах числительных;
  2. формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;
  3. вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Орфографическая разминка.  Определение темы урока. На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы,  восем…десят, бар…ер, пис…мо.

Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?

(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)

- Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

(Правописанию Ь в именах числительных. Изучению новой орфограммы.)

-Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.

(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)

-Что обозначает Ь в данных словах?

(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)

  1. Открытие нового на уроке.

- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.

1 ряд считает от 1 до 30.

2 ряд считает десятки: от 10 до 90.

3 ряд считает сотни: от 100 до 900.

-В ходе наблюдений учащихся  1 ученик составляет таблицу.

Ь на конце числительных                                                   Ь в середине числительных

           От 5 до 30                                                                   От 50 до 80; от 500 до 900.

Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.

  1. Закрепление нового.

- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

Прочитал 59 страниц.

Выучил 630 новых слов.

Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.

В магазине купили 65 метров костюмной ткани.

Посадили 50 саженцев сирени.

В школьной библиотеке 726  разных словарей.

(После записи данных словосочетаний учащимися  на слайде дается правильное написание имен числительных. Проходит  самопроверка. Далее ученики анализируют  и исправляют ошибки)

- Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.

                                                     Знаете ли вы?

 В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)

- А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем  ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.

(Примеры: как  свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться  за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.

  1. Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».

На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил – до 70 лет.

(2-3 миниатюры читают ученики. Орфограммы комментируют после прочтения)

(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.

  1.  Контроль усвоения темы.

На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.

10 слов для работы:

  1. 700
  2. 80
  3. 40
  4. 200
  5. 11
  6. 16
  7. 900
  8. 19
  9. 90
  10. 17

                       Ключ  для взаимопроверки

Номер п/п

Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

1

                +

2

                +

3

            +

4

            +

5

              +

6

              +

7

                +

8

              +

9

             +

10

              +

7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».

- В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.

   Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..

- Какую особенность имеет в виду брат Пети?

(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).

  1. Рефлексия. Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.
  1. Домашнее задание. Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные.  На тему одной из них составьте рассказ


Предварительный просмотр:

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

Вариант 1.

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком словосочетании вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный?

1) песчаная почва

2) песчаный пляж

3) песчаное тесто

4) песчаный берег

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) большой камень 3) стальной гвоздь

2) золотое сердце 4) холодные руки

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) высокая мечта

2) холодная встреча

3) золотые клёны

4) горячий суп

4. Укажите лексическое значение слова инициалы.

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь

5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать — заставить стульями

1) однозначными 3) антонимами

2) синонимами 4) омонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) п…ркет 3) д...кумент

2) к…нфета 4) лес...руб

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) карикатурный 3) мизерный

2) маленький 4) миниатюрный

8. Укажите синоним к слову лавка.

1) лагерь 3) лазарет

2) кровать 4) скамейка

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет.

1) Зал освещали хрустальные люстры.

2) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались.

3) В её карих глазах пряталась усмешка.

4) Раскрылись шёлковые лепестки нашей розы.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) тяжёлый — большой

2) поздний - ранний

3) минус - плюс

4) жёсткий - мягкий

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Синонимы — это слова близкие по лексическому значению.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-

либо сходство.

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.

12. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру

2) гаечный ключ

3) в оптимистическом ключе

4) действовать в едином ключе

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бархатный голос, пустая тарелка

2) пустая тарелка, бархатное платье

3) бархатное платье, пустая голова

4) пустая голова, бархатный голос

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) брошюра — небольшая книжка.

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба.

3) лексикон — запас слов человека.

4) витязь — храбрый воин, богатырь.

15. Укажите антоним к слову лёгкий.

1) сильный

2) светлый

3) трудный

4) тяжеловесный

16. Укажите многозначное слово.

1) шляпка

2) диалог

3) берёза

4) фломастер

17. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…
2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…
3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…
4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…

18. В каком ряду в окончании пишется буква е?

1) о новосель..., в ущель..., о жаловань..., о помощ...
2) в кушань..., в солень..., в акварел..., в столиц...
3) на гулянь..., на подворь..., о молодёж..., о самолёт...
4) в плать..., на взморь..., в захолусть..., о президент...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) думать—размышлять

2) гордость — скромность

3) друг — товарищ

4) караулить — сторожить

20. Укажите антоним к слову гигантский.

1) огромный

2) маленький

3) большой

4) безразмерный

Контрольный тест по разделу «Лексика» (5 класс).

Вариант 2.

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. В каком словосочетании вместо слова добрый нужно употребить добротный?

1) доброе изделие 3) добрый гном

2) доброе дело 4) добрая половина

2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) детские игрушки 3) яркое солнце

2)  глухая ночь 4) деревянный стол

3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) железная дисциплина 3) богатое воображение

2) тяжёлый разговор 4) чистые руки

4. Укажите лексическое значение слова косоворотка.

1) страдающий косоглазием человек

2) мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающаяся сбоку

3) склон горы, холма

4) лесное травянистое растение со съедобными красными ягодами

5. У кажите, как называются выделенные в словосочетании слова:

Набирать очки — надевать очки.

1) омонимами 3) антонимами

2) однозначными 4) синонимами

6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) к…стюм 3) ф...нетика

2) впеч...тление 4) ш…колад

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) оберегать 3) охранять

2) ограничивать 4) ограждать

8. Укажите синоним к слову жалеть.

1) сочувствовать   3) жалкий

2) возвышать   4) жаловать

9. Укажите номер предложения, в котором употреблён эпитет.

1)У окна оставили большой деревянный стол.

2)Серебряные седины украшали его виски.

3)Мы ловили рыбу на речной отмели.

4)Март – первый весенний месяц.

10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) весна - осень

2) встреча - разлука

3) тёмный - каштановый

4) говорить - молчать

11. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) Омонимы — это слова, близкие по значению.

2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.

3) Слова, имеющие противоположное лексическое значение, называются антонимами.

4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

12. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная хватка

2) железная воля 4) железное правило

13. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

1) бронзовая статуэтка, волчий аппетит

2) волчий аппетит, бронзовый загар

3) бронзовый загар, волчий след

4) волчий след, бронзовая статуэтка

14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова.

1) маяк — башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) омут — глубокая яма на дне реки или озера.

3) озимь — всходы, посевы озимых культур.

4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина.

15. Укажите антоним к слову беспринципность.

1) законность

2) нравственность

3) принципиальность

4) ответственность

16. Укажите многозначное слово.

1) газета

2) тетрадь

3) операция

4) стол

17.В  каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) мыш…, камыш…, поёш…, груш…
2) мелоч…, убереч…, кусач…, из-за туч…
3) умываеш…ся, спряч…, роскош…, напроч…
4) пригож…, вещ…, врач…, купаеш…ся

18. В каком ряду в окончании пишется буква и?

1) в тетрад..., в реч..., в имен..., в практик...
2) на площад..., на знамен..., в модел..., по истори...
3) об информаци..., о зрени..., в тетрадк…, о новелл...
4) в имени..., в сомнени..., в решен..., о Марь...

19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) сострадание — сочувствие

2) совесть — стыд

3) душистый — пахучий

4) великий — ничтожный

20. Укажите антоним к слову утро.

1) солнце

2) ночь

3) поздно

4) вечер



Предварительный просмотр:

Орфографическое тренировочное задание для 6 класса

1. Вставить пропущенные буквы, выделить корни с чередованием, подчеркнуть условия выбора буквы в них:

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.  Он смел и силен. Маугли отважно д…рется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра  Шерхана, нап…рает на него в атаке. Сердце зам…рает в момент последней схватки.Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, л…жусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути.

3. Вставьте пропущенные буквы. При проверке используйте форму инфинитива – глагольный суффикс в инфинитиве сохраняется и в форме прошедшего времени:

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

4. Вставьте пропущенные буквы. Сверху укажите СПРЯЖЕНИЕ глаголов – оно подскажет вам букву в личном окончании, если оно БЕЗУДАРНОЕ!

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть. Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать, Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.

5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. Не забывай про проверку!!!!!

Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день.

6. Вставьте пропущенные буквы з или с (Вспомни правило на приставки!!!!!)

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно, в_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный, во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать. И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший. Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить. Чере_чур, чре_мерный, _дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

7. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. Найди предложение с обобщающим словом, обозначь это слово «Об.сл.»:

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Для товарищей с неразборчивым почерком!!!!!

Задание №8

Практика по каллиграфии

Аккуратно выполни следующие каллиграфические упражнения!

Запиши тексты, максимально соблюдая образцы и не нарушая предложенную разметку.

 

                                                                                 

                                                                                  Повтори до конца каждой строки:

Продолжай еще по строчке

Найди в словарях и запиши (максимально аккуратно каллиграфически) определения следующих терминов: «КУЛЬМИНАЦИЯ», «МЕТАФОРА», «БАЛЛАДА»



Предварительный просмотр:

Диктант по теме «Причастие»

7 класс

       Ввиду того что недавно построенная мазаная хата, к которой я пробирался, находилась на самом берегу моря, мне в течение долгого времени пришлось плутать по нетоптаным горным тропинкам. Панорама, открывшаяся моему взору, была поистине великолепна.

Море, плещущееся внизу, волны, с бешеной силой бьющиеся о прибрежные скалы, усеянный звездами купол неба, горы, громоздящиеся одна на другую в виде гигантских пирамид, - все было величественно и торжественно. Куда ни глянешь, на всем лежит таинственный покров ночи.

Преодолев крутой подъем, я приблизился к тесаному частоколу, приоткрыл окованную железом калитку и, пройдя по дорожке, заросшей еще не скошенной травой, заглянул внутрь помещения.

Посреди комнаты стоял некрашеный стол, на краю которого еле-еле теплилась зажженная кем-то керосиновая лампа. Лавка, сколоченная из плохо струганных досок, примостилась в углу, занавешенном не спущенной до конца домотканой шторой. Деревянная полка, заставленная глиняной посудой, пристроившаяся сбоку плетеная корзина, несколько крупно рубленных поленьев – вот все, что я смог рассмотреть в сумраке, слегка рассеявшемся от света горящей лампы.                       (150 слов)



Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Наречие». Тест

Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие  навыков анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс

1.Выберите из предложенных подходящее по смыслу причастие:

Библиотекарь беседовала с мальчиком, ... книгой о космосе.

а) интересующимся;

б) интересующим.

2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) Человек услышавший шорох насторожился.

б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.

в) От оттаявшей земли поднимался пар.

г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

3. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?

а) Слыш_мого;

б) вид_мый;

в) огражда_мый;

г) оберега_мый;

д) движ_мый.

4. Отметьте, когда не с причастиями пишется слитно:

а) (не)забываемый подвиг;

б) трава (не)скошена;

в) (не)погасший костер;

г) ничем (не)нарушаемая тишина;

д) (не)нашедший дорогу отряд.

5. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп;

б) проложенный геологами;

в) укрепил болт;

г) вырастив урожай;

д) запереть на замок.

6. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.

в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

д) Мальчик быстро шел по лесной дороге.

7. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастиями пишется слитно:

а) (не)зная ничего;

б) (не)чувствуя опасности;

в) (не)доумевая по поводу случившегося;

г) (не)доходя до места;

д) (не)говоря лишних слов.

8. Найдите словосочетания, в которых не с наречиями пишется раздельно:

а) работать (не)прерывно;

б) находиться (не)далеко;

в) (не)оживленно, а вяло;

г) вовсе (не)интересно;

д) (не)выносимо страшно.

9. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву а:

а) вправ_ пойти;

б) удар слев_;

в) расстаться надолг_;

г) переписать набел_;

д) закрыть наглух_.

10. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву о:

а) записанную наскор_;

б) изредк_ преграждал;

в) сказать сгоряч_;

г) стоял слев_;

д) идущий справ_.

11. Найдите наречия, которые пишутся через дефис:

а) (по)прежнему направлению;

б) (по)настоящему отдохнуть;

в) идти (по)осеннему лесу;

г) (по)прежнему хорошо;

д) скучать (по)настоящему делу.

12. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:

а) давным-давно;

б) точь-в-точь;

в) волей-неволей;

г) мало-помалу;

д) бок – о - бок.

13. Найдите наречие, ошибочно написанное с ь:

а) сплошь;

б) вскачь;

в) замужь;

г) настежь;

д) навзничь

14. Найдите производные предлоги:

а) вопреки прогнозу;

б) к нашему берегу;

в) о невыученном уроке;

г) через речку;

д) благодаря папе.

15. Найдите производный предлог, пишущийся слитно:

а) (в)следствие дождей;

б) (в)течение года;

в) (не)смотря под ноги;

г) положить (на)счет.

16. Найдите примеры с дефисным написанием:

а) где(то) пели;

б) задачу(то) решил;

в) послушай(ка) меня;

г) то(же) интересно.

 I. Лингвистическая разминка

Записать предложения, объяснить правописание наречий и их  роль в предложениях:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало... (А.С. Пушкин.)

Даша никогда еще не видела такого цветка -нив поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Платонов.)

П. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.

2.     Беседа по вопросам и заданиям № 1-4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.

III.    Свободный диктант

Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания. Комментарий. Основная мысль текста: Байкал - это национальная гордость России, одно из самых дорогих мест.

Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».

IV.    Тренировочные упражнения

1.            Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В предложениях употреблены лишние слова - наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказались потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.

2.            Упражнение 271: комментированное письмо; морфологический разбор слова справа у доски.

3.           Упражнение 272: самостоятельная работа.

Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка»,

«Елка-шалашик».

Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [йо]; буква в в слове выборочной - звук [в]; буква б в слове рубки - звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись - звук [ф].

Домашнее задание

1.      Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).

2.      Упражнение 274.

3.      Подготовка к словарному диктанту.

4.      Индивидуальные задания: используя этимологические словари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Силлабо-тоническое стихосложение. Основные стихотворные размеры

Задача: закрепить знания о стихосложении, учить на практике определять размер стиха, предложить попытку самим создать стихотворные строки.

Цели:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся по теме «Стихотворные размеры», обучать умению определять двух- и трехсложные размеры стиха; показать владение  приемами разбора стихотворения.
  2. Развивающая: обучать умению составлять стихи с опорными словами-рифмами; умению составлять двух-, трех- или четверостишия по указанным схемам и по схемам по собственному выбору.
  3. Воспитательная: формировать творческий подход к заданию, воспитывать умение давать объективную оценку своей работе.

Формирование УУД:

- регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачу – знать и определять стихотворные размеры; планировать ее реализацию – назвать размер предложенного отрывка; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в  их выполнение)

Ход урока

  1. Подготовительный этап: что мы знаем о стихах и поэзии?( на нарезанных карточках написать слова, относящиеся к поэзии, и сложить их в приготовленную коробку). Затем каждый вытаскивает по 1 слову и соглашается или отвергает)
  2. Работа с понятиями и терминами. На столе лежат отдельно термины про стихосложение и определения к ним. Задание – соединить. Термины: строфа, ритм, рифма, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, лирический герой, художественный образ, смежная рифма, перекрестная рифма, кольцевая рифма
  3. 1 человек, готовый объяснить  любой термин о размерах стиха, выходит к доске и объясняет. Оцениваем.
  4. Мастерская стихотворная: разобрать размер данного стихотворения, пояснить.
  5. Мастерская поэтическая: сочинить стихотворение, используя рифмы: костёр, хитёр, огня, маня.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Средства создания художественного образа: «Бирюк»

Задача: обогащать знания учащихся о творчестве Тургенева, учить на основе фрагмента определять средства создания художественного образа, воспитывать интерес к литературному чтению..

Цели:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся о содержании рассказа «Бирюк», обучать умению определять авторскую мысль и оценивать происходящее, делать вывод.
  2. Развивающая: обучать умению составлять характеристику персонажа с учетом портрета, речи, поступков.
  3. Воспитательная: формировать творческий подход к заданию, воспитывать умение давать объективную оценку своей работе.

Формирование УУД:

- регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачу – знать и оценивать происходящее, объективно оценивать свою работу; вносить соответствующие коррективы в  ее выполнение)

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока: проверка готовности (есть тетради, учебники, ручки – поднялись в гору)

  1. Подготовительный этап: что мы знаем о творчестве писателя? (записать в тетради тему и написать слова, относящиеся к Тургеневу и его творчеству). Затем каждый зачитывает по 1 словосочетанию/факту, и остальные оставляют лишь то, что не названо) – поднялись еще на 1 шаг.
  2. Работа с понятиями и терминами: пейзаж, портрет, речь, поступки героя, деталь.
  3. Выслушиваем по 1 человеку, готовому объяснить  любой термин
  4. Распределение заданий: найти в тексте материал к термину. Отметить его карандашом. Зачитать. Прокомментировать. - поднялись еще на 1 шаг.
  5. Делаем вывод: какие авторские средства помогают нам понять характер героя? – кто дает полный разумный ответ – поднимается на 1 шаг
  6. Подведение итогов:

- что давалось легко?

- что вызывало затруднения?

- что вы считаете самым важным при создании

Система оценивания (поднимаемся выше – в гору) – рисуется на доске

  1. Готовность к уроку – оценка 3
  2. Работа с терминами – без ошибок – 5, с ошибками – 4
  3. Работа с текстом, комментарий – 6 (5)
  4. Вывод – 7(8) поощряется активность, точность высказывания, быстрота реагирования

Д/з: дочитать рассказ «Бирюк»

Пейзаж – изображение природы, которое несет информативно-эстетическую нагрузку и создается при помощи языковых средств

Портрет - одно из средств художественной характеристики, раскрытия характера героев и авторского отношения к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений.

Деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую нагрузку

Речь героя – средство создания художественного образа, особенности речи героя художественного произведения: манера речи, словарный запас, культура речи

Поступки героя в литературе – действия, которые совершает герой и которые позволяют сделать вывод о его характере