презентации
- Что такое фонематическое восприятие и фонематический слух, как он влияет на развитие речи ребенка.
- Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушения у ребенка.
- С помощью каких упражнений воспитатели самостоятельно могут развивать его у ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_doshkolnikov_3.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Что такое фонематическое восприятие и фонематический слух, как он влияет на развитие речи ребенка. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушения у ребенка. С помощью каких упражнений воспитатели самостоятельно могут развивать его у ребенка?
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б.Эльконин
Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
Что такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи, понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Проявления нарушения фонематического восприятия неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком. В период обучения грамоте дети неизбежно встречаются с трудностями.
Проявления нарушения фонематического восприятия При чтении наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих) побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А) искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.
Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены шесть этапов , для каждого из которых представлены соответствующие игры, задания и упражнения: 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости. 6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза
1 этап – узнавание неречевых звуков Цели: - упражнять в определении на слух предметов; - развивать фонематический слух; - развивать слуховую память и слуховое внимание; - учить узнавать ритмический рисунок.
На первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. Игры: «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку», «Двигайся на звук», «Покажи, что звучит» и т.д. «Шумовые баночки»,
2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса Цели: - учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому; - учить говорить в быстром и медленном темпе; - согласовывать движения со словами стихотворения; - реагировать на словесный сигнал; - воспитывать умение менять высоту голоса; - совершенствовать фразовую речь; - развивать тембр голоса.
Например , взрослый предлагает вспомнить сказку « Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович(низкий голос), Настасья Петровна(голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?». «Кто ел из моей чашки». «Кто спал в моей постели?». «Кто же был в нашем доме?» и т.п. Произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
2 ЭТАП На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр: « АУ!»; «Три медведя»; «Близко – далеко»; «Угадай, чей голос?»; «Кто как кричит?»; «Эхо» и т.д.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу Цели : - развивать фонематический слух; - учить подбирать рифму; - находить ошибки, связанные со звуковым составом слова; - различать слова-паронимы.
4 этап – дифференциация слогов Цели : - учить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи; - произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий; - подбирать рифму; - упражнять в определении количества слогов; - формировать навыки анализа и синтеза слов; - развивать слуховое внимание и память.
Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным. Игры: «Подскажи подходящее слово»; «Назови лишний звук»; «Исправь меня»; «Правильно подбери слова со звуками…»; «Доскажи словечко»; «Назови пары слов» и т.д.
5 этап – дифференциация фонем по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости Цели : - дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки; - учить различать эти звуки на слух; - уметь выделять мягкий и твёрдый звуки из слов; - развивать фонематический слух, внимание и память.
6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза Цели : - формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; - упражнять в определении количества звуков в словах; - упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова; - развивать фонематический слух; - развивать навыки чтения.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Игры: «Назови по порядку»; «Слово рассыпалось»; «Собери слово»; «Найди сбежавший звук»; «Кто куда поселится?»; «Прочитай по первым буквам» и т.д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Описание игры. Все игрушки сложены в мешочек. Логопед , держа мешочек, подходит к детям и предлагает достать оттуда одну игрушку , показать ее всем, просит назвать, что на ней изображено, а потом определить первый или последний звук в слове. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Описание игры. Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на листочки с картинками, произнести слово и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны сорвать листок . «Чудо-дерево»
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков «Бассейн» «Кенгуру» Описание игры. Логопед называет слово. Ребенок определяет место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, бабочка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
«Гусеница» Описание игры. Играющим раздаются картинки. Карта с пирамидой лежит на середине стола .«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трёх, ещё ниже - из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены картинки из пяти звуков». Дети определяют количество звуков в названиях предметов изображённых на их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты. Описание игры Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, буква ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. «Золотая рыбка»
“ Пишущая машинка” Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа. Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. “Будь внимателен!” Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух. Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д. “Что слышно?” Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Посчитай буквы и составь предложение” Играют от 3 до 6 участников. Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом. Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук. Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово. Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий. Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих. “Слушай хлопки и подбирай слоги” Играют 2 человека или 2 небольшие команды. Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха. На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки. Инструкция : “Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п. Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п. Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п. А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.” Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
“Повтори за мной” Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. “Слушай и повторяй!” Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность. Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-. Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед. При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие. “Услышишь — стой!” Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия. Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда. Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.
Игровые приёмы Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла; пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан ( 3 – Ира, 4 – Саша и т. д . ); игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д . ) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у ( кукла, жук, Буратино и т. д.) ; игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д . )
Спасибо за внимание!