Сказка как средство социализации ребёнка
Предварительный просмотр:
ФИО: Трунова Полина Эдуардовна
Место работы: ГБДОУ детский сад №10 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Должность: воспитатель
«Сказка как средство социализации ребенка»
Актуальность:
Сказка - одно из важнейших социально - педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Формы работы:
В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками во время образовательной деятельности, чтения художественной литературы, игр. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в общих и групповых помещениях детского сада развивающей предметно - пространственной среды. Например, тематическое оформление уголков и информационных стендов. Лучшему пониманию сказки помогает инсценировка их с помощью игрушек, настольного театра и др.
Результаты работы:
Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.
Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.
Тезисы:
«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка». Д. Родари;
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский;
«Сказка – ложь, да в ней намек…» русская народная мудрость.