Дары Фребеля
1. Перспективный план по теме самообразования 2022-2023гг.
2. Перспективный план по теме самообразования 2023-2024гг.
3. Отчет по теме самообразования 2022-2023гг.
4. Отчет по теме самообразования 2023-2024гг.
5. Дидактические игры и игровые задания с Дарами Фребеля
6. Перспективный план по теме самообразования 2024-2025гг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска
№ 37«дружная семейка»
План работы по теме самообразования
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля»
Воспитатель: Васильева И.А.
г. Нижневартовск
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля», средняя группа
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления образования детей: социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок.
По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.
На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр хаотичному их использованию, что вызывает большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста, так называемые «Дары Фрёбеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
Актуальность проекта:
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза:
Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются: мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-исследовательская деятельность, формируются элементарные математические умения.
Цель проекта: накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Способствовать развитию у детей обследовательских навыков и умений.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 4 - 5 лет:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- определять количественное соотношение двух групп предметов;
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; - понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
Перспективное планирование игровой деятельности
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель:формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.
Задачи: способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;формировать сенсорные навыки и предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений;расширять кругозор.
Возрастная группа:4-5 лет(средняя группа)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Название игры: «Выложи узор» Цель: закреплять знания детей о цвете, размере предметов.Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру. Развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики рук. Развивать воображение и творчество детей. № набора:7-10,J1, J2. | Название игры: по сказке «Кот, лиса, петух» Цель: развитие внимание, логики, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать. № набора:7 | Название игры: «Что поменялось» Цель:развитие сенсорных навыков, развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности. № набора:7,8. | Название игры: «Знакомство с шаром» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов. № набора:2 |
Октябрь | Название игры: «Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. № набора: 2-10, J1. | Название игры: «Ее величество точка» Цель: развитие игровой деятельности, развитие представление о видах искусства, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора. № набора:9,10,J2 | Название игры: «Подарок» Цель:Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей. № набора:7-10,J2. | Название игры: «Для чего еще» Цель: Развивает ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. № набора: 2-10,J1, J2. |
Ноябрь | Название игры: «Морские обитатели» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Путешествие» Цель: . Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. № набора: 1-10, J1. | Название игры: «Фанты» Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса. № набора:7,8,9,10,J1. | Название игры: «Небоскреб» Цель:Развитие речи, коммуникативных навыков, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, реализация конструктивной деятельности детей. № набора:2-6,J1. |
Декабрь | Название игры: по сказке «Три медведя» Цель: Формировать умение конструировать по замыслу, развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, закреплять умение детей соотносить реальный объект с конструкцией, развивать устную речь. № набора:1-10,J1,J2 | Название игры: «Стихийное бедствие» Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации. № набора:2,3,4,5,5в,5р,6. | Название игры: «Геометрические фигуры» Цель: Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность. № набора:7,J2. | Название игры: «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности. №набора:1,2,3,4,7,8,9,10, J1 |
Январь | Название игры: «Большая стирка» Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. № набора: 7,8,9,10,J2 | Название игры: «Строители» Цель:Формирование первичных представление о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности № набора:2-10.
| Название игры: «Золушка» Цель: Приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). № набора:2,7,8,9,10 | Название игры: «Знакомство с цилиндром» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов № набора:2. |
Февраль | Название игры: «Знакомство с кубом» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов. № набора:2. | Название игры: «Что ты видишь за окном» Цель: эстетическое отношение к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира. № набора:7,8,9,10. | Название игры: «Знаки дорожного движения» Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге, соблюдение правил дорожного движения, самостоятельная конструктивная деятельность детей. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Эстафета» Цель: Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук. № набора:1,J1. |
Март | Название игры:«Красная шапочка» Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора: 2,3,4,5,6,7,8,9, J1. | Название игры: «Волшебники» Цель: Обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. № набора:2-10,J1, J2. | Название игры: «Бабочки» Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира. № набора:7,8,9,10.
| Название игры: «Волшебный мяч» Цель: Развитие координации движений, речи, мелкой моторики. № набора:J1. |
Апрель | Название игры: «Угадай песню» Цель: Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности. №набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,J1 | Название игры: «Зеркало» Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Колобок» Цель: Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора:1-10,J1, J2. | Название игры: «Спортивные игры» Цель: Формирование о видах спорта, правила игры, развитие координации движений, мелкой моторики рук, конструктивная деятельность. № набора:3-5р, 8, 9, 10,J1. |
Май | Название игры: « Прогулка в лес» Цель: Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Поможем лягушке» Цель: Формирование о первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. № набора:7,8,9,10,J1. | Название игры: «Костерок» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира. № набора:8. | Название игры: «Ловец жемчуга» Цель: Развитие речи, координации движений, моторики рук, взаимодействия ребенка с сверстниками. № набора:10,J1. |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска
№ 37«дружная семейка»
План работы по теме самообразования
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля»
Воспитатель: Васильева И.А.
г. Нижневартовск
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля», старшая группа
Пояснительная записка
Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Актуальность.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 5-6 лет.
Свой выбор сделали по нескольким причинам. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать. логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.
Проблема: плохо развито логико-математическое мышление у старших дошкольников.
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных
Задач
Интеграция образовательных областей по задачам:
1.Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить навыки прямого и обратного счёта
- сравнивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность
- развивать умение решать математические задачки
2.Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие:
- формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.; ^-Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный (сентябрь – октябрь 2023 – 2024 учебного года): − разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.
II этап – внедренческий, этап реализации проекта (ноябрь 2023 года – апрель 2024 года):
− осуществление мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
− обновление содержания организационных форм, методов, педагогических технологий;
− вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
III этап — рефлексивно – обобщающий (результативный) (май 2024 года): − реализация всех запланированных программ, мероприятий;
− анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;
− информационно – аналитическая деятельность;
− мониторинг эффективности проекта;
− обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформирован устойчивый интерес к занятиям математикой. Итоговое занятие: «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (старшая группа)
Материалы и оборудование:
Набор практического пособия дары Фрёбеля (14 модулей).
Комплект методических пособий по работе с игровым набором, карточки с методическими рекомендациями к играм. Презентация; видео-презентации;
настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», раскраски «Геометрические фигуры». Использование современных образовательных технологий:
игровая технология, здоровьесберегающая технология (физминутка); использование технологии «Дары Фрёбеля».
Методы и приемы.
1. Словесные: беседа, постановка вопросов, пояснения, объяснения;
2. Наглядные: просмотр презентации «Дары Фрёбеля», рассматривание дидактических пособий, предметов.
3. Практические: показ способов действия с предметами, выполнение заданий, эксперимент, интерактивная игра.
4. Игровой метод: совместные с воспитателем и индивидуальные игры с наборами «Дары Фрёбеля».
5. Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля».
Заключение
Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям.
Развиты элементы логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста благодаря использованию «Даров Фребеля».
Литература:
1.Ю. В. Карпова. В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.
4. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.
5. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.
6. Е. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до лет. Развиваем логику и мышление» РИПОЛ КЛАССИК XX! Век Москва 2010.
Перспективное планирование
игровой деятельности с использованием игрового пособии «Дары Фрёбеля».
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Вязаные мячики Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, закрепление пространственных представлений право, лево, верх, низ, сзади, спереди. № набора: 1 | Домик для листика Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку) № набора:3-5 | Одень дерево Цель: Учим из плоскостных фигур наряжать дерево № набора:7 | Осенняя поляна Цель: Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму цвет и т.д № набора: 12 |
Октябрь | Мой дом -мой город Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме. № набора:7 9 8 | Соберём урожай Цель: Различать по цвету по форме на ощупь. № набора: 10 14 | Что такое осень Цель: Учить детей видеть основные цвета осени № набора: 1,10, 8, 7 | Угадай по описанию Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру № набора:2 |
Ноябрь | Чего не стало Цель: Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме № набора: 7 | В гости к белочке Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны № набора: 7 8 10 | В мире фигур Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность № набора:5 7 | Сказочный человечек Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер № набора:6 8 11 |
Декабрь | Едем, едем в гости Цель: Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм№ набора:4 5 6 7 | Волшебный мешочек Цель: Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора,мышления, внимания № набора:5 | Зимние фантазии Цель: Учить детей составлять различные фигуры, развиватьфантазию воображение с № набора:8 9 | Дворец Деда Мороза Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушаябазовые постройки № набора:3 4 5 6 |
Январь | Игра: «Тайные агенты». Цель: физическое развитие, памяти, мышления, быстроты реакции № набора: 11 | Игра: Красная шапочка Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе № набора: 5 6 1 7 8 9 | В мире геометрических фигур Цель:закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры № набора:2 7 8 9 11 14 | Моя семья Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение № набора:7 11 9 |
Февраль | Игра: Зеркало Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира № набора: 8 | Самолётная полоса Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира(ориентация в пространстве) № набора: 5 6 7 | Военная техника Цель: Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук № набора: 7 8 10 | Путешествие в страну Грамматика Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова № набора: 10 8 |
Март | Большая стирка Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора № набора: 7 8 9 10 | Украшение для мамочки Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задание по схеме № набора: 11 | Чудесный мешочек Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры № набора: 11 | Игра: Заюшкина избушка Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание № набора:2 3 4 5 7 8 9 |
Апрель | «Светофор» №7, 10 Цель: Закрепление знаний цветов светофора и их назначения, формировать умение двигаться по сигналу воспитателя. | «Волшебный мешочек» №2, 3, 4, 5, 6, 7Цель: Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания. | «Разложи по цветам» №1, 7, 8, 9Цель: Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику | «В мире фигур» №7, 11 | Цель: Развитие сенсорных навыков в познавательно- исследовательской деятельности, расширять кругозор |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска
№ 37«дружная семейка»
Отчет по теме самообразования
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля»
Выполнила воспитатель:
Васильева И.А.
г. Нижневартовск
ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач.
В 2023-2024 учебном году я продолжила тему по самообразованию «Развитие математических способностей детей через использование «Даров Фрёбеля».
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и
углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Для решения этой задачи мной были использованы разнообразные методы и приемы.
В группе создана обстановка для развития математических способностей. Совместно с детьми и родителями оформили уголок познавательного развития. Здесь можно найти как самые обычные материалы такие как счетные палочки, плакаты "Форма", "Цвет", так и некоторые из "даров" в свободном доступе для того чтобы дети могли самостоятельно познавать элементарные математические представления в игровой форме. У детей тактильные и осязательные ощущения очень сильны, поэтому использование набора в свободном доступе помогали детям включиться в творческий процесс и пофантазировать. Дети любят пробовать, искать и этот творческий процесс их радовал.
Воспитанники упражнялись с набором как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Кроме «даров» проводились занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделялось большое внимание беседе, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, т.е происходила интеграция образовательных областей.
Все эти приёмы давали мне возможность вовлекать воспитанников в познавательную деятельность, заинтересовать в результатах своего труда, уметь руководить процессом развития детского творчества, учитывать возможности и интересы каждого ребёнка, обогащать умственную, эмоциональную и двигательную сферу. Мною собрана картотека игр для занятий с набором «Дары Фребеля», проведены занятия, на которых дети знакомились с новым пособием, на последующих занятиях играли с ним: строили домики, лесенки, закрепляли цвета и фигуры; сравнивали по длине и высоте, осваивали состав чисел в пределах 20 и т.д Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию дети совершенствовали и развивали математические способности, логическое мышление, развивались познавательные способности, а также развивалась мелкая моторика.
По итогам работы можно сделать вывод о том, что использование игрового набора «Дары Фребеля» способствовало.
- Активизации умственной деятельности детей.
- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,сравнения, обобщения, классификации.
- Формированию основ творческого мышления.
- Развитию эмоционально-волевой сферы.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений
- Повышению интереса детей к математике.
Предварительный просмотр:
Игровые задания, дидактические игры с набором «Дары Фрёбеля»
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», я большее внимание уделяю играм по формированию элементарных математических представлений.
При разработке дидактических игр по формированию математических представлений стоят следующие задачи:
- формирование умения действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
- расширение и уточнение представление детей о геометрических фигурах, цвете и форме;
- развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения;
- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики;
- воспитание коммуникативных качеств через умение работать в группах, в парах.
Игровое задание «Собери узор по словесному образцу»
Задачи: учить детей выкладывать в ряд геометрические фигуры по словесному образцу, уметь повторить узор по наглядному образцу; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; закреплять знание цветов и геометрических фигур; воспитывать интерес к математике.
Оборудование: набор №7, двухполосные карточки.
Содержание игры
Детям раздаются двухполосные карточки. Воспитатель называет цвет и фигуру, дети выкладывают на верхней полосе. Затем воспитатель просит выложить такой же узор на нижней полосе. Если на верхней полосе геометрические фигуры выложены в одном цвете, то повторить можно в другом.
Игровое задание «Почини платочек»
Задачи: закрепить умение подбирать нужные геометрические формы и цвет; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к игре, усидчивость.
Оборудование: набор №7, разноцветные квадратные карточки с изображенными контурами разных геометрических фигур (белого цвета), подходящие по размеру фигурам из набора №7.
Содержание игры
Воспитатель предлагает детям починить платочки, которые испортили мышки. Задает вопросы: Каким цветом платочки? Какие заплатки мы положим на платочки? Детям раздаются платочки, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Игровое задание «Подбери палочку к флажку»
Задачи: закрепить знание геометрических фигур, основных цветов, понятий «длинный» - «короткий»; формировать умение группировать предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: набор № 7, набор № 8 (палочки двух размеров)
Содержание игры
Предложить детям сделать флажки для друзей на праздник: синий квадратный с длинной палочкой того же цвета, красный треугольный с короткой палочкой того же цвета и т. д.
Игровое задание «Блины для трёх медведей»
Задачи: закрепить умение систематизировать предметы по определенному признаку (цвет, размер); развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: набор № 9 (кольца и полукольца), тарелки (вырезанные из картона) разных цветов (соответствующие цветам колец из набора) и разных размеров (большие, поменьше и маленькие).
Содержание игры
Воспитатель предлагает разложить по тарелочкам блины для трех медведей. В большие тарелки блины для папы-медведя, в тарелки поменьше – для мамы-медведицы, в маленькие – для медвежонка. Воспитатель уточняет, что блины надо разложить не только по размеру, но и по цвету. Поэтому, Катя будет раскладывать блины в жёлтые тарелки, Саша - в красные и т. д.
Игровое задание «Цветы на полянке»
Задачи: формировать навыки счета; закрепить умение сортировать и упорядочивать фигуры по цвету; развивать внимание, сенсорные навыки, мелкую моторику рук, игровую деятельность; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: набор № 10, 14 (цифры), листы картона зеленого цвета (полянки).
Содержание игры.
Воспитатель раздает детям листы картона (полянки), кубики с цифрами (по одному листу и кубику на каждого ребёнка), ставит тарелочку с фишками разных цветов и предлагает посадить цветочки. Цветов на полянке должно быть столько, сколько указано на кубике и определенного цвета. Детям, справившимся с этим заданием, можно предложить по два кубика с цифрами и посадить цветочки разного цвета. Например, 5 цветочков красного цвета и 3-желтого.
«Количество и счет»
Задания направлены на развитие умение классифицировать (разделить палочки на две группы по длине, задание «Много-мало»), умение устанавливать соответствие количества с цифрой (задание «Счетная мозаика»).
Игра «Разложи витамины»
Задачи:
Формировать умение соотносить число с определенным количеством предметов, упражнять в количественном счете, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: баночки, на крышках которых написаны цифры от 1 до 10. Набор №10.
Содержание: детям предлагается разложить витамины по баночкам. В каждую баночку положить столько витаминок, сколько обозначает число на крышке.
Игра «Математический цветок»
Задачи:
Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности), развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: карточка-цветок, набор геометрических фигур из набора №7.
Содержание: детям предлагается карточка-цветок с лепестками двух разных цветов. Нужно выложить число, которое находится в центре цветка и объяснить, каким способом составлено это число.
«Геометрические формы»
Задания способствуют развитию таких мыслительных операций, как обстрагирование (задание «Подбери по форме», в котором раскладываются геометрические фигуры по размеру, не учитывая цвет), конкретизация (задание «Найди и назови», где необходимо найти определенную фигуру, выделив ее из группы других по определенным признакам: цвету, форме, размеру).
Игра «Найди свой домик»
Задачи:
Закреплять умение называть геометрические фигуры, Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: карточки-домики с геометрическими фигурами, геометрические фигуры из набора №7, №J1
Содержание: 1. Детям предлагается собрать геометрические фигуры по цвету предложенного домика. 2. Детям предлагается собрать фигуры по домикам с заданной фигурой, но разного цвета.
Игра «Собери бусы»
Задачи:
Закреплять знания плоских и объемных геометрических фигур, их цвет. Формировать умение работать по схеме. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, точность и координацию движений, воспитывать самостоятельность.
Оборудование: карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание: 1.Детям предлагается собрать узор их геометрических фигур по заданной схеме. 2. Детям предлагается назвать геометрическую фигуру и ее цвет. 3. Детям предлагается посчитать количество всех фигур используемых для бус. 4. Детям предлагается по схеме собрать бусы из объемных геометрических фигур, нанизывая их на шнур, называть фигуру и ее цвет.
«Величина»
Задания из этого раздела способствуют развитию мыслительных операций («Больше-меньше», детям необходимо показать величину детали, разделить детали на 2-3 группы), классификация («Какой?» детям необходимо различить предметы по длине и ширине).
Игра «Три медведя»
Задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, точность и координацию движений, воспитывать самостоятельность. Сортировка и упорядочивание фигур по размеру. Обучение счету, использование палочек в качестве счетного материала.
Оборудование: набор счетных палочек из набора №8, набор колец из набора №9
Содержание игры: 1. Детям предлагается из четырех палочек одинакового цвета, но разной длины сделать стулья для трех медведей. 2. Из трех палочек и кольца, соответствующего размера, сделать столы и поставить на них тарелки. 3. Из трех или четырех палочек сделать кровати разные по величине.
Игра «Веселые колечки»
Задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, точность и координацию движений, воспитывать самостоятельность, творческие способности - составление различных узоров и картинок.
Оборудование: колечки из набора №9
Содержание игры: детям предлагается разложить колечки по величине и цвету, затем собрать их в разные коврики, сравнить коврики по ширине.
Дидактическая игра « Почини коврик»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для закрепления умений выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины, формирования навыков прикладывания и накладывания для самопроверки; закрепления знаний о геометрических фигурах.
Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска № 37«дружная семейка»
План работы по теме самообразования
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля»
Воспитатель: Васильева И.А.
г. Нижневартовск
«Развитие математических способностей детей
через использование «Даров Фрёбеля»
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста, так называемые «Дары Фрёбеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики. Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности
Организация образовательной среды:
- образовательная среда безопасна, созданы условия для развития интеллектуальных способностей ребёнка;
- образовательная среда содействует развитию эстетического понимания, любознательности, познания, сенсорно насыщена;
- образовательная среда гибкая, трансформируемая, взаимозаменяемая, способствует развитию у ребёнка индивидуальности, ответственности, независимости;
- образовательная среда наполнена различными образовательными средствами.
Методы:
- игровой метод: дидактические игры;
- наглядный метод: рассматривание дидактических пособий, предметов;
- практический: показ способов действия с предметами
Формы организации деятельности:
- групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальная
Цель: Создать условия для организации игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- развитие социальных и коммуникативных умений;
- познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления.
- формирование целостности картины мира, расширение кругозорадетей.
- сенсорное развитие.
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми.
Ожидаемый результат:
- развиты социальные и коммуникативныеумения;
- усвоены основы целостного видения окружающего мира;
- развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающеммире;
- развита мелкая моторикаруки;
- сформированы умения и навыки работы с игровымнабором;
- соспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческихзаданий.
- имеют высокий уровень познавательной активности;
Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»
- визуальное обследование «дара» как целого.
- свободная игра ребёнка с «даром».
- обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.
- самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.
- совместные постройки и с помощью педагога.
- строительство по образцу.
- строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами
Учебная нагрузка:
Длительность: 30 мин. 1 раз в неделю (пятница).
Литература:
2014.
- АлександроваЗ.,ОсееваВ.,«Книгадлядетскогосада»-М.:РОСМЭН,
- Алябьева Е.А. «Игры для детей 4 – 7 лет: развитие речи ивоображения»
- М.: ТЦ Сфера, 2009.
- ГризикТ.И.«Познавательноеразвитиедетей2–7лет»:Просвещение,
2013.
- Круглова А.М. «тренируем внимание. Простые упражнения и игры»-
М.: РИПОЛ классик, 2013.
- Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5 – 7 лет» - М.: Т.Ц Сфера,2009.
- Тихомирова К.М. «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольномобразовании:ООО«Издательство«ВАРСОН»,2012;Самара:ООО«ТД
«Светоч» , 2012.
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в подготовительной группе №5 с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
№ | Тема недели | Название НОД | Программное содержание | Методические приемы работы |
Сентябрь | ||||
1н | «Скоро в школу» | Игра «Умею – не умею». | Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие представлений о себе, своем теле; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. |
|
2н | «В поисках красоты» | Игра «Веселые нотки». | Развитие музыкально-художественной деятельности; элементарное музыкальное творчество; развитие внимания, мышления, мелкой моторики, игровой деятельности. |
«Ноты в дудке у меня» 3.Выкладывание самостоятельно нотного стана и нот из набора. |
3н | «Лес наше богатство». | Игра «Костерок». | Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов безопасности поведения в стандартных не стандартных опасных ситуациях; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. | 1.Рассказ воспитателя о правилах поведения в лесу. 2.Выкладывание конструкции напоминающий костер.
|
4н | «Мой любимый | Игра «Золушка». | Развитие интереса к совместным играм, развитие | 1.Загадывание загадки про |
детский сад» | умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; развитие навыков социального поведения в общественных местах; развитие коммуникативных навыков; совершенствование умения различать фигуры по различным признакам (цвету, форме, размеру); развитие мелкой моторики, воображения, мышления. | золушку. 2. Обсуждение, почему девочку называли Золушкой, какую работу она выполняла. 3.Сортировка предметов по одному или несколько признакам. | ||
Октябрь | ||||
1н | «Осенняя пора очей очарованье» | Игра «За окном» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности; обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровойдеятельности. |
|
2н | «В мире животных» | Игра «Я змея». | Развитие связной речи; развитие навыков работы в группе; развитие внимания, памяти, мелкой моторики, игровой деятельности. |
прилагательных. |
3н | «Вкусный сад и огород». | «Волшебный мешочек» | Развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия,мышления, | Дети осуществляют поиск предмета в мешочке по его похожести на что-то. Например: «Найди предмет, |
речи, внимания, памяти, игровой деятельности. | похожий на руль». | |||
4н | «Спас – все про запас». | «Магазин овощей» | Развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; развитие навыков социального поведения в общественных местах; развитие коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики, воображения, мышления. |
кассу, товар и т.д.). |
Ноябрь | ||||
1н | «Россия – Родина моя». | «Ручеек» | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей; развитие внимания, координации движений, игровой деятельности. |
опустить в «лужицу». |
2н | «Почемучкина неделя» | «Колобок» | Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой и театральной деятельности. |
помощью набора. |
3н | «Ребенок имеет право» | «Подарок для друга» | Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие эмоционального опыта; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровойдеятельности. |
|
4н | «Мама в этом слове солнце светит» | «Боулинг» | Расширение кругозора детей в области спортивных игр; развитие умения сотрудничать, кооперации в |
|
совместной деятельности, умения помогать друг другу в выполнении основных движений; развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. | фигуры. 3.Дети кидают шар, стараясь сбить фигуру | |||
Декабрь | ||||
1н | «Мы друзья птиц» | «Кормушка для птиц» | Воспитывать бережное отношение к природе, развитие умения планировать совместную деятельность; обучению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий; обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие творческого мышления, воображения, игровой деятельности | 1. Чтение стихотворения «Птичий пир». 2.Беседа о зимующих птицах. 3. Постройка кормушек. |
2н | «Зима в лесу» | «Волшебники» | Развитие связной речи, закрепление навыков использования лексико – грамматических конструкций; развитие фантазии, навыков работы в группе; развитие игровой деятельности. |
«заколдованных» фигур. |
3н | «Встреча зимы» | «Зима» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровойдеятельности. |
|
Январь | ||||
3н | «Путешествуем со сказкой» | «Заюшкина избушка» | Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, | 1. Чтение фрагмента из р.н.сказки «Заюшкина избушка». |
игровой и театральной деятельности, мелкой моторики рук. |
| |||
4н | «Зимушка - зима» | «Ритмические рисунки» | Развитие музыкально-художественной деятельности; элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности. |
|
Февраль | ||||
1н | «Кем быть?» | «Для чего еще» | Развитие связной речи, обучение словообразованию, развитие навыков работы в группе; развитие невербального общения, фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики; развитие игровой деятельности. |
чего еще можно использовать этот предмет. |
2н | «Добрые дела» | «Настроение» | Развитие интереса к совместным играм; умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать сюжеты; развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, воображения, мышления. |
из набора выкладывают и угадывают жителя. |
3н | «Защитники | «Сборщики» | Развитие умения сотрудничать, кооперации в | 1. Дети собирают детали по |
Отечества» | совместной деятельности, умения помогать друг другу в выполнении основных движений; овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | заданному признаку (по форме или цвету). | ||
4н | «До свидания, Зима» | «Стихийное бедствие» | Расширение и уточнение представлений о некоторых источниках опасности для окружающей природы стимулирование осторожного и осмотрительного отношения к природе; способствование освоению способов безопасности поведения в стандартных не стандартных опасных ситуациях; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. |
|
Март | ||||
1н | «Мамина и бабушкина неделя» | «Моя любимая» (портрет мамы и бабушки) | Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие представлений о себе, своем теле; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности |
|
2н | «Весенняя капель» | «Весна» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровой деятельности. |
|
3н | «Книжкина неделя» | «Живая шляпа» | Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, | 1.Чтение фрагмента из рассказа Н.Носова «Живая шляпа». |
игровой и театральной деятельности, мелкой моторики рук. |
спектакль. | |||
4н | «Правил дорожных на свете немало». | «Дорожное движение» | Знакомство с безопасным поведением на дороге; формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения; развитие координации движений, мышления, воображения, мелкой моторики, игровой деятельности. | 1.Беседа о правилах дорожного движения. 2.Чтение стихотворения Р. Сефа «О том, у кого три глаза». 3. Игра. |
Апрель | ||||
1н | «Вокруг смеха» | «Зеркало» | Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие представлений о себе, своем теле; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности |
своего партнера. |
2н | «Наши космонавты» | «Космос» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровой деятельности. | 1.Беседа о космосе. 2.Аппликация «Ракета». 3. Выкладывание различные космические объекты. |
3н | «Насекомые» | «Бабочки» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровойдеятельности. | 1.Беседа про бабочек. 2.Загадывание загадки про бабочку. 3. Изготовлении основы – аппликация «Бабачка». 4.Выкладывание цветов для бабочек. |
4н | «Подводное | «Морские обитатели» | Формирование у детей интереса к изобразительному | 1.Просмотр видеофильма |
царство» | творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровой деятельности. | «Подводныймир».
| ||
Май | ||||
1н | «День Победы» | «Экскурсия в музей» | Знакомство с произведениями искусства и местом их хранения; развитие навыков работы в группе; развитие связной речи, зрительного восприятия, творческого мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; игровой деятельности. |
4. Экскурсия по музею. |
2н | «Расцвели вокруг цветы» | «На лугу» | Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровой деятельности. |
|
3н | «Планета наш дом» | «Посади дерево» | Расширение и уточнение представлений о некоторых источниках опасности для окружающей природы стимулирование осторожного и осмотрительного отношения к природе; формирование предпосылок экологического сознания; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. |
деревьев. |
4н | «До свидания, детский сад» | «Пир на весь мир» | Обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; обучение умению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий; формирование первичных представлений о |
и сервируют стол. |
правильных способах ведения домашнего хозяйства4 развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. |