Беседы, конспекты

Васильева Ирина Алексеевна

1. Знакомство с символикой страны.

2. День толерантности
3. Конспект "Экология и энергосбережение"
4. Международный день инвалидов
5.  Консультирование " Современные мотды и технологии"
 
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города нижневартовска детский сад №37 «дружная семейка»

Беседа на тему:

«Знакомство с символикой страны.

Наша страна – Россия»

в старшей группе № 5 (5-6 лет)

Воспитатель: Степанова С.Е.

Васильева И.А.

г. Нижневартовск, 2023г.

Беседа на тему: «Знакомство с символикой страны. Наша страна – Россия».

Цели: Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой),  понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость за свое Отечество.

Методы и приемы:

Игровой момент: дети находят в группе конверт с письмом, обращаются к педагогу прочитать, что в нем написано.

В.: (читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Почемучка. Я разгадывал кроссворды и затрудняюсь ответить на вопросы. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарен. Почемучка.

В.: Сегодня, мы будем говорить об очень важном: о нашей Родине, о России, о Государственных символах. И конечно же, ответим на вопросы Почемучки.

Итак, первый вопрос, который задает нам Почемучка, звучит так: «В какой стране с удивительно красивым названием мы живем?»

Д.: Мы живем в России.

В.: А кто найдет и покажет на карте мира Россию - нашу Родину.

(2 – 3 ребенка работают с картой.)

В.: Почемучка задает второй вопрос: «А что такое Родина? »

Дети: - Родина - значит родная, как мама и папа.

- Родина - место, где мы родились.

- Родина - страна, в которой мы живем.

У всех стран, в том числе и у России есть свои символы. А какие они эти символы? Назовите государственные символы нашей страны.

Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.

В.: Один из символов – это флаг. Почемучка хочет знать, из каких цветов состоит флаг России?

Дети: Флаг состоит из трех цветов: белого, синего, красного.

В.: А как расположены полосы?

Дети: Полоски флага расположены горизонтально: белый, синий, красный.

В.: Это любимые цвета русского народа. Давайте ответим Почемучке, что означает белый цвет?

Дети: Народ белым цветом обозначал чистоту, мир, правду, веру.

В.: Белый – это цвет мира. Наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. А что означает синий цвет?

Дети: Синий цвет – это вода, небо, верность, честность, мудрость.

В.: Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Осталось ответить, что означает красный цвет?

Дети: Отвага, смелость, героизм, кровь, пролитая за Родину.

В.: А где можно увидеть флаги?

Дети: Флаг можно увидеть над Кремлем, где работает Президент России – Путин, над администрацией Советского района, где работает глава Удинцев Сергей Васильевич. В праздники на государственных учреждениях, на Олимпиадах, соревнованиях, на кораблях, над Домом культуры, над школой.

Дети: Один из символов России – это герб.

В.: Почемучка задает вопрос: « А что такое герб? »

Дети: Герб – отличительный знак. Его устанавливают на границе.

В.: Государственные символы России – это флаг, герб. Что я еще забыла отметить?

Дети: Гимн – это тоже символ нашей страны.

В.: Почемучка хочет знать, что такое гимн?

Дети: Гимн – это торжественная песня.

В.: А как мы слушаем гимн?

Дети: Гимн мы слушаем стоя, молча.

В.: Правильно, но есть ещё отличительные символы, которые отличают их от других государств: матрёшка, дерево – берёза. Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. В России есть красивый город Сергиев Посад. В этом городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти 100 лет. В нём хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрёшек.

        Первым кто выточил матрешку, был токарь Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её известный художник Сергей Васильевич Малютин. А поскольку одним из самых распространенных деревенских имён в то время было имя Матрёна, ласкательное матрёшка, то и куклу назвали матрёшкой. Вот так родилась эта « деревенская девочка ».

С 1890 г. в Сергиевом Посаде началось массовое производство матрёшек. А через некоторое время матрёшек стали делать и в других российских городах и сёлах. Наиболее известными являются 3 вида матрёшек (показ иллюстраций с матрёшками): Семёновская матрёшка,   Загорская матрёшка, Полхов – Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Матрёшка давно стала национальным сувениром, который радует взрослых и детей всего мира.

Следующим символом страны – является национальное дерево – берёза. Берёза – любимое российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Очень много стихотворений посвятил русский народ берёзе, послушайте одно их них:

Берёза, моя берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посреди долинушки;

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки поют;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки

Венки плетут.

(рус. нар. песня)

Посмотрите на берёзоньку (показ иллюстраций), какая она стройная и красивая. Неисчерпаема та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина берёзы очень прочная, идёт на изготовление мебели. Кора берёзы – береста заменяла писчую бумагу. Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки. Почти вся крестьянская утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда.

Так же берёза даёт очень вкусный и полезный сок. Как он называется?

 (берёзовый).

Почки и листья берёзы используются в медицине. Вот такую пользу приносит берёза. Россия и берёза! Эти два понятия – не разделимы. Она стала символом нашей страны – России.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»

Беседа на тему:

«Что такое толерантность?»

в старшей группе №5

Воспитатели:Степанова С.Е.

Васильева И.А.

г. Нижневартовск

Тема«Что такое толерантность?»

Цель: Дать детям представление о толерантности. Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разными народами;

- Знакомить детей с понятием толерантностьтолерантное отношение;

- Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране;

- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, уважения и доброго отношения к другим людям.

Ход беседы.

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых.

Что же мы понимаем под словом «толерантность»?

Вот посмотрите – это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность», а слова, которые написаны в лепестках цветка помогут нам понять смысл этого очень интересного слова. Я вам сейчас прочитаю эти слова: уважение, терпение, сотрудничества, сострадание, прощение, доброта, любовь, забота, милосердие.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают международный день Толерантности. По другому мы можем назвать этот праздник: день взаимопонимания, взаимодоверия.

А как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? а какие черты личности мешают быть таковыми?

(дети высказывают свое мнение)

Воспитатель. Верно, быть толерантным – означает говорить вежливые слова, совершать только добрые поступки.

Воспитатель. Молодцы! Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, общение между людьми, доверительные отношения между людьми, дружба, проявлять гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, когда все люди мира живут в согласии. Все мы разные, но мы дружим. Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?

(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные).

Воспитатель: Да ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет)

Давайте посмотрим, поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» (объясняю смысл игры: если загадка о поступке толерантного человека, то вы в ответ проговариваете слова«Это я, это я, это все мои друзья»: если загадка о том, как поступает не толерантный человек, вы молчите и машите руками).

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

- Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?

Воспитатель. Хорошо. А как вы думаете, что значит толерантная страна? Толерантная Россия?

(дети пытаются высказывать свои мысли).

Воспитатель. Ребята, в нашей России

- Народ доброжелательный, трудолюбивый. Все Россияне желают жить в мире со всеми народами, т. е. относится ко всем людям, ко всем национальностям толерантно.

- Давайте вспомним жителей тех стран, которые находятся по - соседству с Россией.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное полотно выставляется картинка с изображением детей в национальных костюмах.

Воспитатель.

- Кто живет в Белоруссии? – Белорусы.

- Кто живет в России? – Россияне.

- Кто живет в Молдавии? – Молдаване.

- Кто живет в Грузии? – Грузины.

- Кто живет в Казахстане? – Казахи.

- Кто живет в Таджикистане? – Таджики.

- Кто живет в Киргизстане? – Киргизы.

- Кто живет в Армении? – Армяне.

- Кто живет в Туркменистане? – Туркмены.

- Кто живет в Узбекистане? – Узбеки.

Хоровод «Дружат дети всей Земли».

И так ребята, сегодня мы с вами поговорили о толерантности. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботится друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова.



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска № 37«дружная семейка»

КОНСПЕКТ

тематического занятия

«Экология и энергосбережение»

в рамках Всероссийского фестиваля

энергосбережения «Вместе ярче»

в старшей группе № 5 (5-6 лет)

Воспитатель: Степанова С.Е.

Васильева И.А.  

 

г. Нижневартовск, 2023г. 

Тема: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче».

Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Задачи: 

  • развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами; 
  • закрепить знания об электроприборах; 
  • воспитать гордость за приносимую пользу; 
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

ХОД

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вся Земля - наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

(Звучит журчание воды)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за шум?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это журчание воды.

Вода:

Вы слыхали о воде?

Говорю вам – что  везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Без воды вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить. Без воды нам не прожить!

Берегите вы воду, всегда и всюду! Не важно колодец это, или водопровод. Не оставляйте кран постоянно включенным и  расходуйте воду с умом (когда чистите зубы, выключайте кран и используйте стаканчик).

Обещаете беречь воду?

Дети: Да!

Воспитатель: (стук в дверь…….. оставили корзинку)

Что же здесь такое, посмотрим

Я не знаю, хотела чтоб вы мне подсказали.

(воспитатель достает утюг и показывает детям)

Дети: Это утюг!

Воспитатель: Это утюг, а другим словом электроприбор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно

 Ребята, а вы знаете какие есть электроприборы ?

 Дети: Да

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отгадать загадки

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: 
Пылесос

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ
Холодильник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Ответ: 
Электрочайник

В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.

Ответ: Стиральная машина

Сушит ветер-суховей

Кудри мамочки моей.

Ответ: Фен

Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: 
Электрическая лампочка

Воспитатель: Ребята, а какие ещё электроприборы вы знаете?

(ответы детей)

Вода:

А давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

(проводиться игра «Доскажи словечко») 

Мама может стирать белье в … (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).

Дочь может гладить белье… (утюгом).

Бабушка достает продукты из… (холодильника).

Можем готовить на… (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть… (телевизор),

Послушать… (радио, магнитофон).

Поговорить по … (телефону).

Почитать книгу, сидя около … (настольной лампы).

Молодцы, ребята. Замечательно справились с моим заданием

 

Воспитатель: Правильно! Одним словом ваши ответы -это электроприборы. Ребята, кто-то еще к нам в гости пришел, давайте я посмотрю.

(воспитатель подходит к двери и заглядывает за дверь)

Воспитатель:

Ещё одна корбочка………что же в ней такое???

( ребята отгадайте загадку)

Дом - стеклянный пузырек

А живет в нем огонек

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется (лампочка)

Свет вы зря не жгите, свет вы берегите!

Что бы сэкономить по больше света: всегда выключайте свет, когда выходите из дома; не включайте много электроприборов; не включайте свет в солнечную погоду; не оставляйте включенным радио и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите; замените лампочки на энергосберегающие.

Воспитатель: А вы знаете правила по сохранению энергоресурсов?

Ребенок:

Всем скажи - друзьям, знакомым,

Да и сам не забывай!

Перед выходом из дома

Свет повсюду выключай!

Ребенок:

Газ человеку  нужен всегда,

На газе готовится наша еда.

Но если не хочешь взорвать ты свой дом,

Следи за ним строго и ночью и днем!

Ребенок:

Утро пришло- Солнце взошло!

Свет выключайте- энергию сберегайте!

Ребенок:

Был на кухне или в ванной?

Закрути покрепче краны.

Чтоб не капала вода

Береги ее всегда!

Ребенок:

Чтоб холодная зима

Не прокралась к вам в дома,

Вы окошки утеплите -

И в тепле себе живите!

Ребенок:

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

Игра: «Плохо-хорошо»

Ребята, если вы считаете, что герой поступает «хорошо»- хлопайте в ладоши, плохо - топайте ногами.

- Саша в своей квартире

Свет везде включает.

А что светит Солнце,

Он не замечает.

- Папа на диване

Задремал немножко.

Вместо него смотрит

Телевизор кошка.

- Горит ли свет напрасно

Мама проверяет.

Все электроприборы

Из розетки на ночь выключает.

- Уходя из комнаты,

бабуля свет не выключает.

А внучек Ванюшка

за ней наблюдает,

И бабушке своей он напоминает.

Рад Серёжа в ванной

Надувной подушке,

А из лужи рядом

Квакают лягушки.   

- Бабушка Арина

Правила не знает –

Газовой плитою

Дом обогревает.  

Воспитатель: А как электричество попадает в наши дома?

(ответы детей)

Воспитатель: Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Ребята читают стихи:

Все мы знаем, что без света

Жизнь была бы так скучна,

Включишь лампу – и согреты

И душа, и дом сполна.

Кто любит свою Родину,
В ком патриот живет,
Тот и богатство Родины 
Хранит и бережет.

Кто экономит топливо,
Не жжет напрасно свет,
Тот сбережет энергию
На много много лет.

Да, убедились мы, что действительно знаем  как сохранить энергоресурсы. Если каждый будет соблюдать эти правила, воды, газа, света и тепла хватить на долгие годы. А на память мы расскрасим нашу лампочку.

 Анализ

В: Ребята, вам понравилось?

Оценка работы детей.

— Чем занимались?

— Что запомнили?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы».

 



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города нижневартовска детский сад № 37 «дружная семейка»

КОНСПЕКТ

посвященный Международному дню инвалида

на тему: «Доброта спасёт мир»

в старшей группе №5 (5-6 лет)

                                                                       Воспитатели: Степанова С.Е.

Васильева И.А.

                                                                                                   

г. Нижневартовск

Тема: «Доброта спасёт мир».

 

Цели:

- пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам.

- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

- формировать знания о том, о кто нуждается в добрых поступках;

- развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: изготовление «сердечек» оригами, беседа с детьми о доброте, вежливости.

ХОД

Вводная часть

Дети рассматривают иллюстрации за столами.

Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно"

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке

При езде в автобусе

Или же в трамвае

Место уступать.

Пожелать здоровья

Близким всем при встрече

И "Всего хорошего",

Уходя домой.

Быть всегда опрятным,

Чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось

Говорить с тобой.

Бабушке и маме

Без напоминания

Сразу помогать,

А свои игрушки,

Нужные вещички

Вовремя на место

С пола убирать.

Не болтать ногами

Сидя за обедом

И не разговаривать

Когда суп во рту.

Защищать всех слабых

Не кричать не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо только правила

Знать и выполнять.

Этих правил много

Для детей хороших

Мы с тобою вместе

Будем изучать.

Воспитатель: Ребята, смотрите на столе лежит цветок, у него семь разноцветных лепестков, из какой сказки этот цветок? (Валентина Катаева «Цветик - семицветик»).

Какие слава говорит Женя, когда отрывает лепесток?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

  Посмотрите Женя оставила на цветке сообщение:

«Здравствуйте дети группы «Солнышко», вы уже наверно знаете мои приключения, у меня к вам большая просьба, мой друг попал в беду, он перестал быть добрым, вежливым и отзывчивым мальчиком, от него отвернулись все друзья, помогите ему».

Ребята поможем мальчику?

   Но прежде, чем помочь, давайте узнаем, а сами мы добрые, вежливые и отзывчивые?

Воспитатель: О каких правилах вежливости и доброты говорится в стихотворении? (уступить место пожилым людям, здороваться при встрече, прощаться, когда уходишь, быть чистым и опрятным, не разбрасывать игрушки, кушать аккуратно, не кричать, не драться)

  Какие правила вежливости вы знаете еще?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что такое добро?

- Всё хорошее и полезное. Отзывчивость душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Воспитатель: Посмотрите Женя оставила шкатулку, чтобы узнать какие хорошие поступки или дела вы уже совершили.

  Положите в шкатулку столько цветочков, сколько добрых поступков вы совершили. (Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, вспомните, на какое желание потратила девочка свой последний лепесток. Она помогла Вите встать на ноги. Есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

А что это за люди, какие они, мы сейчас посмотрим.

Просмотр Презентации «Мир один для всех», звучит музыка.

Как мы можем помочь этим людям?

Дети: - Принести продукты.

- Помочь перейти через дорогу.

- Помогать во всем, быть внимательными.

- Посмотрите, ребята на всех этих фотографиях, дети счастливые, потому что они не одни, рядом с ними надёжные, верные друзья и их родители, они могут заниматься спортом, ходить в школу, танцевать, вести обычную жизнь, как и мы с вами.

  Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Помоги другу».

Одному ребёнку завязываем глаза, другой ребёнок проводит его через препятствия.

Пары меняются.

- Что ты чувствовал, когда тебя вели? Ты доверял своему другу?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, ещё есть люди, которые совсем ничего не видят.

- Ребята, а вы знаете, что слепым людям помогают специально обученные собаки – поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободно передвигаться.

Просмотр Презентации «Мир глазами собак», звучит музыка.

- Как можно помочь слепому человеку на улице?

- При переходе улицы, при входе в подъезд дома, магазин.

  Мы свами познакомились с конвенцией прав ребёнка (показ). Назовите на что вы имеете право? Ребёнок имеет право на имя, на заботу, на одежду, питание, и у таких детей тоже есть права. Право на особую заботу и обучение (картинка).

Заключительная часть

  Воспитатель: Ввсе мы с вами равные, те, кто может ходить или нет, видит или не видит, ко всем надо относится по-доброму, с уважением, помогать, если они нуждаются в нашей помощи.

  Вывод – со всеми детьми надо дружить вне зависимости от их заболевания!

  Ребята вспомните, о чём нас просила Женя? Помочь мальчику, чтобы он стал добрым, отзывчивым.

А давайте подарим большую открытку с нашими сердечками.

Как вы думаете, когда он их увидит станет добрым?

Изготовление открыток оригами «Сердечко», звучит песня «Фунтика про дружбу».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»

Консультирование

«Современные методы и технологии для развития

у детей поисково-исследовательской активности»

в группе старшей №5 (5-6 лет)

Воспитатели: Степанова С.Е.

Васильева И.А.                                                                                                  

г. Нижневартовск

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из самых действенных методов является исследовательская деятельность, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Цель исследовательской технологии – сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления и развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т.д.

В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя. Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи технологии исследовательской деятельности:

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и

экологические представления детей.

  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения

делать выводы на основе полученных результатов.

  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с

окружающими предметами.

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,

анализировать, делать выводы.

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

 Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир). Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Для исследовательской деятельности могут быть использованы доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования:

1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.

-  Состояние и превращение вещества.

-  Движение             воздуха, воды.

-  Свойства почвы и минералов.

-  Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.

-Виды растений.

-Виды животных.

-Виды строительных сооружений.

-Виды транспорта.

-Виды профессий.

3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

- Стороны света.

- Рельефы местности.

-Природные ладшафты и их обитатели.

-Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

-Прошлое и настоящее     человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды);

- История        жилища и благоустройства и т.д.

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

  • Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
  • Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
  • Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
  • Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
  • ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого нужно использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

С детьми более старшего возраста необходимо организовать «мини-лаборатории», в которых собраны различные интересные предметы и постоянно дополняются новыми, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.

Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет, а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Могут помочь родители и педагоги.

Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения.