1. Родителям
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для чего нужна правильная речь? | 17.44 КБ |
Чем занимается логопед? | 17.35 КБ |
Советы логопеда родителям будущих первоклассников | 20.74 КБ |
Дыхательные упражнения (рекомендации родителям) | 31.28 КБ |
Комплексы дыхательных упражнений (рекомендации родителям) | 29.98 КБ |
Что такое дисграфия? | 21.97 КБ |
Виды дисграфии | 26.45 КБ |
Как помочь ребёнку с дисграфией? | 30.51 КБ |
Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужна правильная речь?
Речь имеет большое значение в жизни человека.
С её помощью мы общаемся друг с другом, познаём мир. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы.
Правильная речь нужна для того, чтобы:
- общаться и быть понятым: если человек изъясняется чётко, то быстрее сможет донести свои мысли и получить ответы на вопросы;
- учиться и развиваться;
- добиться успехов в профессиональной деятельности: человек, который не умеет грамотно говорить, вряд ли построит карьеру, а умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Предварительный просмотр:
Чем занимается логопед?
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят звуки», то есть исправляют неправильное звукопроизношение, но это лишь часть работы специалиста.
Главной целью логопедического воздействия является развитие у ребёнка всей речевой системы:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- совершенствование звуко-слоговой структуры слова;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения (дислексии, дисграфии, дизорфографии).
Логопедические занятия не только способствуют развитию речи школьников, но и помогают детям успешно овладеть содержанием программы по основным учебным предметам.
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе: чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении письму и чтению, а значит, и в усвоении учебного материала.
Кроме того, у многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает особого внимания, но в дальнейшем может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок при чтении и письме, поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и исправить их до начала его обучения грамоте.
До поступления в школу родителям будущих первоклассников
следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к семи годам должен уметь правильно произносить все звуки русского языка.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает:
- умение подбирать слова с определённым звуком;
- владение навыками звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков в слове);
- умение различать и повторять сочетания звуков (например, ба - па - ба, та - ца - та, жу - зу - су).
3. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребёнок должен уметь безошибочно произносить многосложные слова (например, велосипедист, экскурсовод).
4. Состояние грамматического строя речи.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, дождевик, дождливый день) и словоизменение (согласование - жёлтый мяч, жёлтая рубашка, жёлтое пятно, желтые туфли; управление - вышел из дома, подошёл к дому).
5. Состояние словарного запаса.
В словаре семилетнего ребёнка должно быть около двух тысяч слов, в числе которых должны быть представлены все части речи.
Считать слова, известные Вашему ребёнку, конечно же, не нужно, да и это невозможно, но Вы можете проверить знание ребёнка лексики по темам «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Продукты», «Дикие и домашние животные», «Бытовая техника», «Транспорт».
6. Состояние связной речи.
Учите детей отвечать на вопросы полными предложениями, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице или изображено на картине.
7. Развитие мелкой моторики.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины или теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика; застёгивание и расстёгивание пуговиц; шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование.
8. Состояние пространственных представлений: умение определять «право – лево» в разных условиях, узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные, наложенные друг на друга).
9. Развитие коммуникативных функций.
Полноценному развитию коммуникативных функций ребёнка способствует постоянное общение с детьми и взрослыми.
Речь идёт об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развёрнутого, уверенного общения.
10. Развитие внимания, памяти.
Сегодня довольно большой выбор упражнений и заданий для развития внимания и памяти. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов.
11. Развитие мышления.
Развитое мышление предполагает:
- умение обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель);
- умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик);
- умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).
К поступлению в 1 класс важно, чтобы ребёнок:
- знал имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы/папы;
- умел различать цвета;
- знал времена года, названия месяцев и дней недели;
- умел объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные;
- имел элементарные представления об окружающем мире: профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
Если у ребёнка есть логопедические проблемы, то очень важно продолжать занятия с логопедом!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию
Дыхательные упражнения в игровой форме,
которые можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях.
Данные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание,
а также продолжительность, силу
и правильное распределение выдоха.
Именно благодаря правильному речевому дыханию
мы изменяем громкость речи,
делаем её правильной и выразительной.
Внимание!
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям,
имеющим травмы головного мозга,
травмы позвоночника, при кровотечениях,
при высоком внутричерепном и артериальном давлении.
«Футбол»
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения: вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками.
Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щёки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
«Кто дальше загонит мяч»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по центру языка.
Выполнение упражнения: рот открыт, губы в улыбке.
Боковые края лопатообразного языка подняты. Как будто произнося длительно звук [ф],
сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щёки, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы ребёнок произносил звук [ффф], а не [тссс],
то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Шторм в стакане»
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по центру языка.
Выполнение упражнения: рот открыт, губы в улыбке.
Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По центру языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
«Дровосек»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха, развивать плавный, длительный выдох.
Выполнение упражнения.
Исходное положение — широкая стойка, ноги врозь, кисти рук - в замок.
«Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос.
«Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот.
«Три» — исходное положение.
Повторить 7 - 8 раз в медленном темпе.
«Косарь»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха, развивать плавный, длительный выдох.
Выполнение упражнения: встать, ноги врозь на ширине плеч,
руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак.
Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря,
делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!».
Повторить 7 - 8 раз в среднем темпе.
«Свеча»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха, развивать плавный, длительный выдох.
Выполнение упражнения: на счёт «раз, два» сделать глубокий вдох;
«три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи.
Повторить 3 - 4 раза.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию
комплексы дыхательных упражнений в игровой форме,
которые можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях.
Внимание!
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям,
имеющим травмы головного мозга,
травмы позвоночника, при кровотечениях,
при высоком внутричерепном и артериальном давлении.
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
- Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
- Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом [ммм].
- Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
- Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом [аааааа].
- Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы [ффффф].
- Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
- Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
- Вдох – носом, выдох через нос толчками.
- Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки [ф! ф! ф!].
- Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
- Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
- Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом [м! м! м!].
- Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
- Губы «трубочкой» вытянуты вперед.
Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» [у! у! у!].
Комплекс 3. Формирование умения
сочетать фиксированный и форсированный выдохи
- Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце [ффффф!ф!].
- Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох [ф! ф! ффффф].
- Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце [ууууу! у!].
- Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох [у! у! ууууу].
- Вдох через слегка сомкнутые губы, удлинённый выдох через нос с усилением в конце с голосом [ммммм! м!].
- Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох [м! м! ммммм].
- Губы в улыбке. Вдох носом, удлинённый выдох через рот [ссссс! с!].
- Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох [с! с! сссссс].
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок допускает ошибки при письме,
то эта информация – для Вас.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – нарушения письма, которые выражаются в повторяющихся ошибках, не связанных с применением орфографических правил.
Как понять, что у ребёнка дисграфия?
Внимательно рассмотрите письменные работы своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.
Дисграфические ошибки видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть звук отчётливо слышен.
Примеры дисграфических ошибок
1) пропуск букв (стол – «сол», кастрюля - «кастюля»);
2) перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»);
3) добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»);
4) замены букв:
- звонких и глухих согласных: зима – «сима»;
- гласных у - ю, а - я, о - у, ё - ю, е - и в ударном положении: «лублу», Лёша – «Люша»;
- к - г - х: сухой – «сугой»;
- сонорных р - л, м - н, й - л: магазин – «магазим»;
- с - ш, з - ж, с - щ: жук – «зук», щётка – «сётка»;
- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с: заяц - «заяс» - «заяч»;
5) оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв);
6) слитное написание слов: «девочкиимальчики»;
7) раздельное написание частей слова: «по бежал»;
8) отсутствие границ предложения - заглавной буквы в начале и точки в конце предложения;
9) ошибки в окончаниях слов: «большая белая пятно», «на ветках деревьях».
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок допускает ошибки при письме,
то эта информация – для Вас.
Сегодня расскажем о том, какие существуют виды дисграфии.
Виды дисграфии
Напомним, что дисграфия — нарушение овладения письмом, проявляющееся в особенных, часто повторяющихся ошибках, которые не связаны с орфографическими правилами.
Особенностью этих ошибок является то, что они допускаются, когда написание слова не вызывает затруднений (произношение и написание совпадают, все звуки хорошо слышны).
В настоящее время логопеды чаще всего используют классификацию дисграфий Р. И. Лалаевой.
Выделяют следующие виды дисграфий:
1) артикуляторно-акустическая дисграфия;
2) дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая);
3) оптическая дисграфия;
4) дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза;
5) аграмматическая дисграфия.
Артикуляторно - акустическая дисграфия
При данном виде дисграфии ребёнок пишет так, как произносит: ошибки в устной речи переходят в письменную.
Например, Миша произносит вместо звука [ш] звук [с] и пишет так же: «суба», «сапка», «станы».
Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая)
При данной форме дисграфии ребёнок заменяет буквы, которые обозначают звуки, сходные по фонематическим признакам:
- звонкие/глухие согласные: зима – «сима»;
- гласные а - я, у - ю, о - ё, ы - и, ё - ю: люблю - «лублу», идёт – «идот», Лёша – «Люша»;
- сонорные р - л, м - н, й - л: магазин – «магазим»;
- свистящие/шипящие: с - ш, з - ж, с - щ, ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с: жук – «зук», щётка – «сётка», «заяц - «заяс».
! В устной речи таких замен нет.
Оптическая дисграфия
На письме проявляется в виде:
- замен графически сходных букв т - п, п - т, х - ж, У - Ч, Е – З: «Чпражнение», «Еадача»;
- искажений в написании букв и соединительных элементов,
- зеркальном написании букв.
Дисграфия,
обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза
При данной дисграфии могут быть неполноценны разные виды операций (деление предложения на слова, слоговой и фонематический (звуковой) анализ), в письме проявляется в следующих ошибках:
1) пропуск букв, слогов: стол – «сол», кукушка – «кушка»;
2) перестановка букв и слогов: двор – «довр»;
3) добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»);
4) слитное написание слов: «пошлигулять»;
5) раздельное написание частей слова: «по бежал»;
6) отсутствие границ предложения: заглавной буквы в начале и точки в конце предложения.
Аграмматическая дисграфия
Обусловлена недоразвитием лексико - грамматического строя речи. Наиболее часто ошибки проявляются в словах, словосочетаниях, предложениях:
- замены/пропуски суффиксов и приставок: шерстяной –«шерстевянный», «прошёл из школы»;
- ошибки в окончаниях слов: «большая белая пятно», «на ветках деревьях».
Предварительный просмотр:
Предложенные игровые упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении у ребёнка дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.
О чём следует помнить,
развивая речевой (фонематический) слух?
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).
Слова состоят из слогов (зи - ма). Слоги состоят из звуков ([з'], [и]).
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.
- а, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
- е, ё, ю, я - йотированные:
- обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: яма, юла, маяк, ёлка, семья);
- либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: берёза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).
Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:
- глухие согласные звуки (голосовые складки не работают):
[к], [п], [с], [т], [ф], [ш], [ц], [ч´], [х], [щ´];
- звонкие согласные звуки (голосовые складки работают):
[г], [б], [з], [д], [в], [ж], [л], [м], [н], [р], [й´].
Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э), мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я).
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч´], [щ´], [й´].
Игры на развитие речевого (фонематического) слуха
1. Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
2. Добавь звуки к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
ча - (с) | са - |
ча - - (сы) | са - - |
ча - - - (йник) | са - - - |
ча - - - - | са - - - - |
3. Подбери слова на каждый звук
Слова записываются в определенной последовательности:
сначала слова из трёх букв, затем - из четырёх, пяти, шести букв.
р | у | ч | к | а |
рот | ухо | час | кот | Аня |
роза | угол | чаша | каша | аист |
рукав | улица | чехол | корка | астра |
4. "Волшебные превращения"
а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух–сох;
в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос– слово.
5. "Цепочка бесконечности"
От записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука...
6. «Спаси слова от Буквоежек»
Буквоежки - жучки, которые "поедают" буквы -.
Спаси слова - вставь буквы на место.
Кораблик
Подхватил рчей мй кораблик и понс его. Кргом влны кипят, подбрсывают его, из стороны в строну кидают. А кораблик плывт дальше и дальше. Я рядом с ним бег. Дргие ребта за мнй спешат.
7. «Редактор»
Для данного упражнения нужны любые журналы, газеты с буквами крупного шрифта. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) выполняет следующее задание: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м.
Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружок. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребёнок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала).
Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.
8. «Комментатор»
Очень важный и ничем не заменимый приём: каждое слово, которое пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется (орфографически чётко).
Например: На стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не [на стале стаял куфшин с малаком]).
И ещё несколько советов
1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
2. Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
3. Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью, но и поселит в ребёнке неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.
Удачи!
Предварительный просмотр:
Напоминаем, что предложенные игровые упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении у ребёнка дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.
Игровые упражнения,
направленные на развитие речевого (фонематического) слуха
«Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» - хлопнуть в ладоши.
Далее - медленно, чётко произносит звуковой ряд, например [а, л, с, д, ж, и, а, ф, х, у, а].
Обратите внимание!
Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука [э] - не [сэ], а [с]!
«Перевёртыши»
Назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.
Например: нос – сон, кот – ток, сор – рос.
«Какой звук убежал?»
Например: крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама.
«Эхо»
Взрослый предлагает ребёнку повторить:
- сочетания гласных звуков сначала по два, далее - по три: ао, уа, аи, ыи; ауи, иао, оиы.
- серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
Например, та - ка - па;
кэ - нэ - пэ;
гы - бы - ды;
со - зо - со;
жэ - зэ - сэ;
ча - та - ца.
«Найди общий звук в словах»
Например: луна – стол, кино – иголка, окна – дом.
«Зоркий глаз»
Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Например: название какого предмета заканчивается на звук [а]? начинается на звук [с]?
То же самое задание - с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации, имена любимых героев, персонажей сказок, мультфильмов.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, штаны) и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.
«Телеграфисты»
Взрослый и ребёнок – телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: [р, а, д, у, г, а]. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями и продолжить игру.
«Потеряшка»
Взрослый произносит слово, пропуская один звук. Ребёнку нужно найти и назвать пропущенный звук. Например, пти...ка — потерялся звук [ч], мы...о — потерялся звук [л].