Инновационная и экспериментальная деятельность

 Применение инновационных технологий в школе способствует повышению мотивации моих учеников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению знаний и осознается важность и необходимость школьного образования для профессионального самоопределения. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования, для успешной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная и экспериментальная  деятельность

учителя математики МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Раднаевой Г.Б.

«Практико-ориентированные задачи в заданиях ОГЭ»

«Математике должно учить еще с той целью,

чтобы познания здесь приобретаемые,

были достаточными для обыкновенных

потребностей жизни».

Н.И. Лобачевский

Роль математики в современном мире неизменно возрастает, соответственно возрастают и требования к выпускникам. Необходимо быть математически грамотным человеком, способным адаптироваться в современном обществе и активно участвовать в нем.

Каждый ученик во время обучения должен получить полноценную, качественную подготовку к выпускным экзаменам. Рассматривание конкретных вариантов ОГЭ необходимо сочетать с фундаментальной подготовкой, формировать системные знания. Главная цель - помочь ученику научиться быстро решать задачи, правильно оформлять их, развивать способность мыслить, применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

В 2019-2020 учебном году были внесены изменения в КИМы, с учетом требований ФГОС. Приоритетными направлениями стали: системно-деятельностный подход; переход от сухого изучения теоретических терминов к практическому применению знаний на практике; развитие метапредметных связей; умение пользоваться справочной информацией; эффективная работа с информацией. Основные нововведения: отсутствие разделения на блоки «алгебра» и «геометрия»; новая формулировка некоторых вопросов; практико-ориентированные задачи, объединённые одной тематикой, это задачи 1-5.

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики  преследует конкретные цели: научиться решать  задачи, с которыми каждый из нас  может встретиться в повседневной жизни, доказать, что всем нужно учиться математике, доказать, что математика нужна вообще всем и каждому, чем бы человек ни занимался, какой бы профессией ни овладевал, где бы ни учился, а так же готовиться к экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.

Все задачи практического содержания невозможно рассмотреть на уроках и в рабочих программах по математике, нет отдельной темы по решению прикладных задач.  Поэтому провожу нестандартные формы уроков: урок - консультация, урок-зачет, интегрированный урок.

Пример 1.  Урок– консультация.

План конспект  урока- консультации по математике в 9-м классе

по формированию функциональной грамотности.

«Решение практико-ориентированных задач при подготовке

к ОГЭ»

Предмет: алгебра

Класс: 9 «В»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Тема

Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ    

Цель

формировать умение решать практико-ориентированные задачи, развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные: Закрепить, систематизировать знания, умения и навыки решения практико-ориентированных задач. Актуализировать опорные знания решения задач из открытого банка ОГЭ;

Метапредметные: Развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации; логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли; развивать  самостоятельную деятельность учащихся;

Личностные: Интерес к предмету через содержание учебного материала; умение работать в коллективе и в паре, взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем; воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Оборудование

Презентация;

сайт «Решу ОГЭ»

Формы урока

Групповая, индивидуальная

Приемы и технологии

личностно-ориентированное обучение, метод сотрудничества, проблемное обучение, ИК-технологии, исследовательский метод, дискуссионный метод

Решаемые учебные проблемы

Решение практико-ориентированных задач  № 1-5 из КИМов ОГЭ 2021г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

 Учитель приветствует учащихся.

- Ребята, скажите,  какая цель стоит перед вами – 9-тиклассниками? Какая задача?

И не случайно тема сегодняшнего урока: «Решение практико-ориентированных задач при подготовке  к ОГЭ по математике в 9 кл.»

Какая будет цель нашего урока?

На данном уроке вы должны показать умения:

- моделировать реальные ситуации на языке алгебры;

- анализировать реальные числовые данные;

- осуществлять практические расчеты по формулам;

- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.

ВАЖНО!

При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

Ответы обучающихся.

Формулируют цель работы на уроке: «Продолжить работу  по подготовке к ОГЭ»

личностные: самоопределение (мотивация учения), планирование учебного сотрудничества

II.  Применение знаний и умений при решении задач

 - Предлагаю решить задачи ОГЭ. (Сайт Решу ОГЭ)

- Внимательно прочитайте условие задачи, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

- Ответы заносите в бланк ответов.

Обучающиеся моделируют реальные ситуации на языке алгебры;

анализируют реальные числовые данные;

осуществляют практические расчеты по формулам;

используют оценку и прикидку при практических расчетах;

извлекают информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.

Обсуждают задание, решают, корректируют ошибки.

Познавательные:

- анализ, сравнение, построение речевого высказывания;

-знаково-символическое моделирование;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнения других;

- инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации.

коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-регулятивные:

 целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

III. Физкультминутка

Звучит музыка

Обучающиеся  делают разминку глаз

IV.Рефлексия урока

Рефлексия:

- Я считаю, что сегодняшний урок …

- Я думаю ….

- Имеет ли практическое значение данная тема?

- Понравился ли вам урок?

Подводят итоги своей работы за урок, выполняя самооценку.

коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Итог урока

Домашнее задание: решить 1-5 заданий, сайт РЕШУ ОГЭ

Закончим наш урок словами Эйнштейна: «Каждый важный успех приносит новые вопросы».

Записывают задание в дневники.

-регулятивные: 

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Пример 2. Интегрированный урок

https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/05/01/tehnologicheskaya_karta.pdf 

Пример 3. Урок-зачет с использованием  Online Test Pad.

Фамилия Имя

Процент правильных ответов (%)

Ваша оценка:

1

Шойдонова Светлана

20

2

2

Проничева Дарья

80

4

3

Рябоволов Сергей

60

4

4

Ананьев Вадим

20

2

5

Никонова Анна

40

3

6

Козлова Доминика

40

3

7

Дудареев Баян

40

3

8

Гасаранова Аяна

80

4

9

Норбоева Алина

40

3

10

Дондоков Лубсан

40

3

11

Балданова Лена

80

4

12

Криволапова София

0

2

13

Григорьев Артур

60

4

14

Семёнов Артём

40

3

15

Горбачева Мария

60

4

16

Кузнецов Кирилл

80

4

17

Бутина Карина

40

3

18

Токарева Александра

40

3

19

Кузнецов Кирилл

60

4

20

Харламова Полина

80

4

2.Внеурочная деятельность по практико-ориентированным задачам.

В КИМах имеется несколько видов практико - ориентированных задач. На внеурочных занятиях применяю кейс-технологии. Мы с учениками 8 класса создаем кейс для каждого из них.

 Существует ряд требований предъявляемых к созданию кейса:

  1.  должен четко соответствовать поставленной цели задания;
  2. иметь соответствующий уровень сложности;
  3. быть актуальным на момент работы с ним;
  4. иллюстрировать типичные ситуации;
  5. провоцировать дискуссию.

Организация работы учеников с кейсом зависит от объема и сложности проблемы, степени осведомленности учеников с данной информацией. Возможны следующие этапы:

1 этап- знакомство с ситуацией, ее особенностями;

2 этап- выделение основной проблемы, персоналий, которые могут реально повлиять на ситуацию;

3 этап- предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап- анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап- решение кейса.

Кейс по задачам «Теплицы»

  1. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?

https://math-oge.sdamgia.ru/get_file?id=45022&png=1

Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 4,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,2 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно.

  1. Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
  2. Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
  3.  Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
  4. Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.

Вариант 1

  1. Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 6 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,5 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB . Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно.

Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 55 см?

  1. Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
  2. Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
  3. Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
  4. Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.

Вариант 2

  1. Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP=5,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,3 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B— середины отрезков MO и ON соответственно.

Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 65 см?

  1. Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
  2. Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
  3. Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
  4. Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.

Вывод:

Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов, порою решение одной такой задачи в группе занимает 15-20 минут (в зависимости от мобильности класса и вычислительного объема задачи).

Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” ученика в решение “жизненной” задачи.

Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных математических (предметных, межпредметных, прикладных) являются:

  • значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
  • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;
  • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
  • наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.



Предварительный просмотр:

Результаты решения практико-ориентированных задач на ОГЭ-2021