Инновационная и экспериментальная деятельность
Применение инновационных технологий в школе способствует повышению мотивации моих учеников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению знаний и осознается важность и необходимость школьного образования для профессионального самоопределения. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования, для успешной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_i_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 42.31 КБ |
rezultaty_resheniya_praktiko.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная и экспериментальная деятельность
учителя математики МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»
Раднаевой Г.Б.
«Практико-ориентированные задачи в заданиях ОГЭ»
«Математике должно учить еще с той целью,
чтобы познания здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных
потребностей жизни».
Н.И. Лобачевский
Роль математики в современном мире неизменно возрастает, соответственно возрастают и требования к выпускникам. Необходимо быть математически грамотным человеком, способным адаптироваться в современном обществе и активно участвовать в нем.
Каждый ученик во время обучения должен получить полноценную, качественную подготовку к выпускным экзаменам. Рассматривание конкретных вариантов ОГЭ необходимо сочетать с фундаментальной подготовкой, формировать системные знания. Главная цель - помочь ученику научиться быстро решать задачи, правильно оформлять их, развивать способность мыслить, применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
В 2019-2020 учебном году были внесены изменения в КИМы, с учетом требований ФГОС. Приоритетными направлениями стали: системно-деятельностный подход; переход от сухого изучения теоретических терминов к практическому применению знаний на практике; развитие метапредметных связей; умение пользоваться справочной информацией; эффективная работа с информацией. Основные нововведения: отсутствие разделения на блоки «алгебра» и «геометрия»; новая формулировка некоторых вопросов; практико-ориентированные задачи, объединённые одной тематикой, это задачи 1-5.
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики преследует конкретные цели: научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может встретиться в повседневной жизни, доказать, что всем нужно учиться математике, доказать, что математика нужна вообще всем и каждому, чем бы человек ни занимался, какой бы профессией ни овладевал, где бы ни учился, а так же готовиться к экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.
Все задачи практического содержания невозможно рассмотреть на уроках и в рабочих программах по математике, нет отдельной темы по решению прикладных задач. Поэтому провожу нестандартные формы уроков: урок - консультация, урок-зачет, интегрированный урок.
Пример 1. Урок– консультация.
План конспект урока- консультации по математике в 9-м классе
по формированию функциональной грамотности.
«Решение практико-ориентированных задач при подготовке
к ОГЭ»
Предмет: алгебра
Класс: 9 «В»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Тема | Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ | ||
Цель | формировать умение решать практико-ориентированные задачи, развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся | ||
Планируемые результаты | Предметные: Закрепить, систематизировать знания, умения и навыки решения практико-ориентированных задач. Актуализировать опорные знания решения задач из открытого банка ОГЭ; Метапредметные: Развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации; логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли; развивать самостоятельную деятельность учащихся; Личностные: Интерес к предмету через содержание учебного материала; умение работать в коллективе и в паре, взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем; воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях. | ||
Оборудование | Презентация; сайт «Решу ОГЭ» | ||
Формы урока | Групповая, индивидуальная | ||
Приемы и технологии | личностно-ориентированное обучение, метод сотрудничества, проблемное обучение, ИК-технологии, исследовательский метод, дискуссионный метод | ||
Решаемые учебные проблемы | Решение практико-ориентированных задач № 1-5 из КИМов ОГЭ 2021г. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся. - Ребята, скажите, какая цель стоит перед вами – 9-тиклассниками? Какая задача? И не случайно тема сегодняшнего урока: «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ по математике в 9 кл.» Какая будет цель нашего урока? На данном уроке вы должны показать умения: - моделировать реальные ситуации на языке алгебры; - анализировать реальные числовые данные; - осуществлять практические расчеты по формулам; - пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; - извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. ВАЖНО! При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса. | Ответы обучающихся. Формулируют цель работы на уроке: «Продолжить работу по подготовке к ОГЭ» | личностные: самоопределение (мотивация учения), планирование учебного сотрудничества |
II. Применение знаний и умений при решении задач | - Предлагаю решить задачи ОГЭ. (Сайт Решу ОГЭ) - Внимательно прочитайте условие задачи, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса. - Ответы заносите в бланк ответов. | Обучающиеся моделируют реальные ситуации на языке алгебры; анализируют реальные числовые данные; осуществляют практические расчеты по формулам; используют оценку и прикидку при практических расчетах; извлекают информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Обсуждают задание, решают, корректируют ошибки. | Познавательные: - анализ, сравнение, построение речевого высказывания; -знаково-символическое моделирование; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: -выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнения других; - инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации. - коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
III. Физкультминутка | Звучит музыка | Обучающиеся делают разминку глаз | |
IV.Рефлексия урока | Рефлексия: - Я считаю, что сегодняшний урок … - Я думаю …. - Имеет ли практическое значение данная тема? - Понравился ли вам урок? | Подводят итоги своей работы за урок, выполняя самооценку. | - коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Итог урока | Домашнее задание: решить 1-5 заданий, сайт РЕШУ ОГЭ Закончим наш урок словами Эйнштейна: «Каждый важный успех приносит новые вопросы». | Записывают задание в дневники. | -регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, |
Пример 2. Интегрированный урок
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/05/01/tehnologicheskaya_karta.pdf
Пример 3. Урок-зачет с использованием Online Test Pad.
№ | Фамилия Имя | Процент правильных ответов (%) | Ваша оценка: |
1 | Шойдонова Светлана | 20 | 2 |
2 | Проничева Дарья | 80 | 4 |
3 | Рябоволов Сергей | 60 | 4 |
4 | Ананьев Вадим | 20 | 2 |
5 | Никонова Анна | 40 | 3 |
6 | Козлова Доминика | 40 | 3 |
7 | Дудареев Баян | 40 | 3 |
8 | Гасаранова Аяна | 80 | 4 |
9 | Норбоева Алина | 40 | 3 |
10 | Дондоков Лубсан | 40 | 3 |
11 | Балданова Лена | 80 | 4 |
12 | Криволапова София | 0 | 2 |
13 | Григорьев Артур | 60 | 4 |
14 | Семёнов Артём | 40 | 3 |
15 | Горбачева Мария | 60 | 4 |
16 | Кузнецов Кирилл | 80 | 4 |
17 | Бутина Карина | 40 | 3 |
18 | Токарева Александра | 40 | 3 |
19 | Кузнецов Кирилл | 60 | 4 |
20 | Харламова Полина | 80 | 4 |
2.Внеурочная деятельность по практико-ориентированным задачам.
В КИМах имеется несколько видов практико - ориентированных задач. На внеурочных занятиях применяю кейс-технологии. Мы с учениками 8 класса создаем кейс для каждого из них.
Существует ряд требований предъявляемых к созданию кейса:
- должен четко соответствовать поставленной цели задания;
- иметь соответствующий уровень сложности;
- быть актуальным на момент работы с ним;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- провоцировать дискуссию.
Организация работы учеников с кейсом зависит от объема и сложности проблемы, степени осведомленности учеников с данной информацией. Возможны следующие этапы:
1 этап- знакомство с ситуацией, ее особенностями;
2 этап- выделение основной проблемы, персоналий, которые могут реально повлиять на ситуацию;
3 этап- предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап- анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап- решение кейса.
Кейс по задачам «Теплицы»
- Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?
Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 4,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,2 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно.
- Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
- Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
- Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
- Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.
Вариант 1
- Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 6 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,5 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB . Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно.
Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 55 см?
- Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
- Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
- Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
- Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.
Вариант 2
- Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP=5,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,3 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB. Точки A и B— середины отрезков MO и ON соответственно.
Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 65 см?
- Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых.
- Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. Ответ округлите до целых.
- Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
- Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.
Вывод:
Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов, порою решение одной такой задачи в группе занимает 15-20 минут (в зависимости от мобильности класса и вычислительного объема задачи).
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” ученика в решение “жизненной” задачи.
Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных математических (предметных, межпредметных, прикладных) являются:
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;
- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
- наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Предварительный просмотр:
Результаты решения практико-ориентированных задач на ОГЭ-2021