Урок : «Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз)»
познакомить учащихся с сущностью понятий “биоценоз”, “биогеоценоз”, “экосистема” и “биосфера”; сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеценозе как необходимом условии его существования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_._ekosistemnyy_uroven.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему:
«Экосистемный уровень: общая характеристика
(сообщество, экосистема, биогеоценоз)»
Класс 9
Предмет: биология
Выполнено:
учитель биологии:
Кумукова И.М
Экосистемный уровень: общая характеристика
(сообщество, экосистема, биогеоценоз)
Цели: познакомить учащихся с сущностью понятий “биоценоз”, “биогеоценоз”, “экосистема” и “биосфера”; сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеценозе как необходимом условии его существования.
Оборудование: таблица “Надорганизменные системы и их характеристика”; схема “Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе”; карточки с текстами и заданием по теме “Характеристика экосистемы”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Задание 1.
Один организм одна популяция и даже целый вид не способны к самостоятельному изолированному существованию. С этим нельзя не согласиться. Приведите доказательства этому.
Предполагаемый ответ:
1) Другие березы, произрастающие рядом.
2) Соседствующие растения других видов (например, ель, осина и др.).
3) Насекомые, питающиеся корой и листьями.
4) Птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева.
5) Гриб-паразит чага.
6) Симбиотические грибы на корнях.
7) Микроорганизмы, разлагающие листовой опад.
Вывод: На определенной территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. Между организмами исторически сформировались сложные взаимоотношения, одни организмы воздействуют на другие (либо угнетают, либо способствуют их процветанию), выступая в роли биотических факторов.
Задание 2.
Решите экологический пример:
Особь + особь + .... + особь = (популяция)
Можно ли назвать популяцией группу животных в считалке:
“На березу села галка, две вороны, соловей и проныра-воробей?” (Нет.)
Что такое популяция? (Популяция представляет собой генетически и морфологически наиболее однородную группу тесно связанных между собой особей одного вида, относительно обособленную от другой группы особей этого же вида.)
Что такое популяция? (Популяция представляет собой генетически и морфологически наиболее однородную группу тесно связанных между собой особей одного вида, относительно обособленную от другой группы особей этого же вида.)
Приведите примеры взаимоотношений особей внутри популяции. (Особей популяции у животных связывают совместный поиск пищи, защита от врагов, половой инстинкт (отношения между самцами и самками), забота о потомстве. Сложный характер взаимоотношений между особями популяции можно увидеть при рассмотрении иерархии в стае волков, в стаде лосей, оленей, в табуне диких лошадей и др. Сложный и многообразный характер взаимоотношений между особями в популяции определяет целостность и устойчивость этой системы.)
Задание 3.
Решите экологический пример:
Популяция + .... + популяция = (вид)
(Вид — совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой.)
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
— Популяции не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними целостные системы еще более высокого уровня организации — биоценозы, биогеоценозы экосистемы, биосферу. Раскроем эти экологические понятия.
Учитель демонстрирует таблицу “Надорганизменные системы и их характеристика” (См. приложение 1).
— Экологические изучение надорганизменных систем ставит целью выяснить, как поддерживается их устойчивое существование и развитие, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.
Краткая характеристика биоценоза
Любой организм живет в окружении множества других организмов и вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения.
Совокупность растений, входящих в биоценоз, называется фитоценозом (от греч. “phyton” — растение и “coinos” — общий), совокупность животных — зооценозом (от греч. “zoon” — животное и “coinos” — общий), а совокупность микроорганизмов — микробоценозом. Границы биоценозов совпадают с границами фитоценозов. Например, биоценоз дубравы, березовой рощи, пойменного луга, ельника-кисличника и т.д. При этом имеется в виду вся совокупность живых организмов — растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному, обитанию на данной территории. Основу возникновения и существования биоценозов составляют отношения организмов, их связи,в которые они вступают друг с другом. По классификации В.Н. Беклемишева, межвидовые отношения подразделяются на четыре группы.
1) Тропические отношения возникают тогда, когда один вид питается другим: либо живыми особями, либо их мертвыми останками, либо продуктами жизнедеятельности.
2) Топические отношения характеризуют любое физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого.
3) Форические отношения характеризуют участие одного вида в распространении другого. (Перенос животными семян, плодов, спор, пыльцы растений.)
4) Фабрические — это такой тип биоценотических отношений, в которые вступает вид, использующий для своих сооружений продукты выделения, либо мертвые остатки, либо даже живых особей другого вида (птицы для строительства гнезд используют ветви деревьев, шерсть, траву и т.д.).
— По другой известной вам классификации, существуют следующие типы связей и виды взаимоотношений между организмами в биоценозе.
Учитель демонстрирует готовую схему “Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе” (См. приложение 1).
— Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
1) обеспечение пищей;
2) изменение среды обитания;
3) расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к не
2. Работа в группах.
Класс делится на группы, которые получают различные задания на закрепление и развитие знаний по теме “Биоценоз”. Во время работы учащиеся проводят анализ прочитанного и делают выводы (см. карточки в приложении 2).
3. Продолжение изучения материала.
Характеристика экосистемы
Учащиеся работают с текстом и иллюстрацией учебника (по уч.
А.А. Каменского, §5.1, рис. 59, “Схема биогеоценозов”, §5.2, с. 154— 157, рис. 62—63, по уч. И.Н. Пономаревой, §57, с. 211—213, рис. 83.
“Основные структурные компоненты экосистемы” и находят ответы на вопросы:
1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (Через вещества и энергию.)
2. Укажите необходимые компоненты (составные части) экосистем, обеспечивающие круговорот веществ в экосистемах.
Ответ:
а) наличие неорганических соединений, пригодных для синтеза органических веществ;
б) наличие продуцентов (организмов, способных создавать органические вещества из неорганических);
в) наличие консументов (организмов — переработчиков органических веществ);
г) наличие редуцентов (организмов — разрушителей, способных разлагать органические вещества из неорганических).
3. Составьте характеристику экосистемы.
1) В экосистемах все популяции видов связаны друг с другом и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию, т.к. в экосистемах происходит непрерывный обмен энергией и веществом между живой и неживой природой.
2) Круговорот веществ в экосистемах осуществляется благодаря наличию в них четырех неотъемлемых компонентов: абиотического компонента, продуцентов, консументов, редуцентов.
3) В составе любой экосистемы можно выделить два основных структурных компонента: комплекс факторов неживой природы, так называемое абиотическое окружение, и совокупность всех живых организмов — биоценоз.
Биоценоз + абиотический компонент = экосистема
(сообщество) (биогеоценоз)
Экосистема — очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой размеренности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
— Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе. А об этом мы поговорим на следующем уроке.
IV. Закрепление
Работа с терминами.
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют . В его состав входят: растения, животные,
и . Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют или .
2. Тест.
Трофические связи в сообществе (биоценозе) возникают тогда, когда особи одного вида:
а) изменяют условия обитания особей другого вида;
б) участвуют в распространении другого вида;
в) питаются продуктами жизнедеятельности особей другого вида;
г) используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки других организмов.
(Ответ: в)
Как называются типы связей, которые характеризуют оставшиеся пункты?
(Ответ:
а) топические связи;
б) форические связи;
в) фабрические связи.)
Биотическими называют отношения между особями:
а) и абиотическими факторами среды;
б) двух разных сообществ;
в) разных видов;
г) и антропогенными факторами среды.
(Ответ: в)
V. . Рефлексия .
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось….
Было интересно
Домашнее задание
По учебнику А.А. Каменского §5.1, с. 154—157 “Трофическая структура”, термины, записи в тетради; по учебнику И.Н. Пономаревой §57, с. 211—214, термины, записи в тетради.