программы

Иконникова Инна Александровна

программы которые используются в мрей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekstremizm_novaya.docx50.02 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

 Протокол заседания МС                                                                          приказом МБОУ «СОШ №25»

от 20.08.2019 №1                                                                                       от 11.08.2019г. №109

Директор школы            Н.Ф. Богинская

Программа:

профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, возникающих на почве национального, религиозного экстремизма и ксенофобии через единство нравственных ценностей:

«Мы все дети твои, планета -   «Земля».

Абакан

                                                                                           2019

 Руководители программы:  директор школы Богинская Нина Федоровна,  

 Заместитель директора по воспитательной работе Бурлак Екатерина Владимировна,

 Автор  программы:

Казанцева Светлана Ивановна,              

Соавтор программы:    

Иконникова Инна Александровна

Семенова Людмила Ивановна (вожатая)            

Пояснительная записка

         Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории  Республики Хакасия

     Формирование негативного отношения к  такому  опасному явлению в обществе,   как  экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней  с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

       В последнее время  активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций  спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений.   Вовлечение в  деятельность экстремистских организаций, происходит через Интернет, где несовершеннолетние могут столкнуться с «вредным»  Контентом.

Особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей  отрицательных жизненных установок.

Последствием экстремизма является ксенофобия.  Ее проявления порождают насилие, конфликты, терроризм, разрушает межличностные отношения, развивают  неприязнь к людям другой национальности.

     

        В нашей  школе обучаются дети разных национальностей: хакасы 200 человек,  башкиры 3 человека, русские 1270, украинцы 27 человек,  татары 13 человек, азербайджанцы 20 человек, таджики 10 человек, немцы 15 человек, латыши 5 человек, белорусы 30 человек, мордва 10 человек, армяне 3 человек  и другие – 20 человек.

      Программа направлена на укрепление в   школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия    

        Эффективным способом разрешения  перечисленных противоречий является реализация школьных   профилактических  программ:

  • Программа профилактики правонарушений « Сделай правильный выбор»;
  • Проект по формированию антинационального, антирелигиозного  мировоззрения у школьников:  «Ты, Я, Он, Она – вместе дружная семья». Профилактическая программа по формированию антинаркотического мировоззрения: «Мы в ответе за своих детей»

Профилактика национально -  религиозного экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, поможет взаимодействию культур разных народов, - снижению  уровня  конфликтных ситуаций  

 Цель:  Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их   принадлежности и мировоззрения;

        Задачи:

  1. Выявлять  проблемное поле ребенка и его семьи на ранних стадиях.
  2. Создавать  условия для обучения и воспитания школьников в многонациональной школе, стране.
  3. Развивать   чувства патриотизма.
  4. «Вооружать»  обучающихся знаниями по  вопросам национального, религиозного экстремизма и ксенофобии.
  5. Содействовать укреплению межнациональных культурных связей.
  6. Организовать работу  мини-центра межнациональной культуры  среди обучающихся,     - укреплению традиций,  обычаев разных народов,  -  сплочению ученического коллектива.  
  7. Формировать  негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме.
  8. Создавать  условия для формирования единства нравственных  ценностей у школьников, по профилактике национального религиозного экстремизма и ксенофобии.

Для реализации  цели Программы необходимо  использовать  внутренние и внешние   возможности школы:

учебные предметы,  - воспитательную систему школ  направить на формирование национальной и религиозной толерантности.    Создавать условия для формирования гордости за свой  многонациональный край, используя музейную педагогику,  в рамках школьного музея и  экскурсии в музеи Хакасии и югу Красноярского края.  Ознакомление с традициями и обычаями титульной нации и национальных диаспор, проживающих в данной местности, осуществлять через  сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Информирование школьников    через: школьные СМИ, газету «Школьная пора», сайт школы, русские, хакасские, башкирские, украинские танцы хореографического коллектива: «Фантазия», вокальную студию: «Элегия», детское  волонтерское  движение: «Равный обучает «равного», - военно - патриотический клуб:  «Родина».

Привлекать к взаимодействию:

  1. Абаканское городское казачье общество:
  2. Лигу хакасских женщин "АЛТЫНАЙ"
  3. Местную религиозную организацию «Еврейская община города Абакана»
  4. Местную общественную организацию «Полония»

Целевые группы:

обучающиеся,   педагогический коллектив, семья, субъекты профилактики, общественные формирования.

Принципы профилактической работы:

  1. Комплексность - согласованное взаимодействие,
  2.  Дифференцированность.
  3. Многоаспектность (социальный, психологический, образовательный).
  4. Последовательность (этапность).
  5. Аксиологичность – формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, законопослушности.

6. Гуманность

Ведущими аспектами профилактической деятельности являются:

Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор образа жизни.

Психологический аспект, направленный на формирование устойчивых личностных установок, - умение сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.

Образовательный аспект, формирующий систему знаний о социальных, этнических,  правовых, морально-этических, религиозных  нормах.

Содержание работы по выполнению мероприятий с учащимися, педагогами, родителями.

  1. Аналитико – диагностическая  деятельность.
  2. Информационно – методическое обеспечение.
  3. Взаимодействие с семьей
  4. Сопровождение несовершеннолетних.
  5. Привлечение всех субъектов профилактики.
  6. Организационно-просветительская работа с педагогическим коллективом.
  7. Взаимодействие с межведомственными,  - общественными организациями.

Правовые границы профилактической работы предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органов или лиц, осуществляющих профилактические меры, не нарушающие права несовершеннолетних.

Сроки действия Программы: 3  года   (2019 – 2021)

Нормативные документы, регулирующие профилактическую работу: 

Федеральный  закон  от 06.03..2006 г. № 35 – ФЗ «О противодействии терроризму»

Федеральный  закон  от 25.07.2002 г. № 114 – ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности»

Указ  Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ  до 2020 года»

1.Конвенция о правах ребенка.

2.Конституция  РФ

 3.УК РФ глава «Преступление против общественной безопасности»

4.«Закон об образовании РФ»;

5. «Закон об образовании Республики Хакасия»;

6.ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Литература по профилактике национального, религиозного экстремизма и ксенофобии.
  2. Произведения народного творчества.
  3. Наглядный  материал  (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. Изобразительный  материал для продуктивной деятельности,
  5. Выставки книг, рисунков, поделок,
  6. Открытые мероприятия (оформление групповой комнаты, актового зала).
  7. Мультимедийные средства.
  8. Интернет - ресурс

Финансовое обеспечение:

 Программа  реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.  

 Кадровое обеспечение  Программы

  1. Школа:  директор, заместитель по  воспитательной работе, вожатая, классные руководители, социальные педагоги, психолог, врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
  2. Правоохранительные органы: ОДН, КДН.
  3. Общественные организации.

Этапы   реализации проекта:

  1. Организационно подготовительный этап (2019): выявить представления обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «экстремизм»;  что знают об истории, традициях и обычаях своего народа, а также представителей других национальностей; определить направления дальнейшей работы над проектом.
  2. Программно-реализованный (2019 - 2021): спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у обучающихся  гражданские качества личности, любви и уважения к своему народу и представителей других национальностей.
  3. Контрольно-коррекционный (2021): провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.

Механизм реализации программы.

  1. Управление и контроль за ходом реализации проекта  осуществляется Советом учреждения.
  2. Ведущими субъектами в механизме реализации  проекта являются Кабинет воспитания, Кабинет профилактики и психолого-педагогическая служба школы.
  3. Основные направления и положения  проекта ежегодно уточняются.
  4. Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей мероприятий.

Ожидаемые результаты:  увеличение числа детей, ориентированных на толерантные   межнациональные, межэтнические и межрелигиозные отношения.

Перечень мероприятий по профилактике экстремисткой деятельности среди несовершеннолетних

  1. Аналитико – диагностическая  деятельность.      Организационно-подготовительные мероприятия

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

исполнения

Анализ состояния воспитательной работы за 2018 - 19 учебный год. Подготовка к Планированию.

Зам. по УВР, психолог,

социальные педагоги

Май

2019 год

Подготовка и отработка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы.

Зам. по УВР, администрация,

социальные педагоги

В течение года

Диагностические мероприятия с обучающимися, педагогам  родителями по проблеме молодежного экстремизма  

Психолог, классный руководитель, социальные педагоги.

В течение года

Разработка мероприятий по предупреждению  экстремизма в школе

Социальные педагоги.

В течение года

Разработка методических основ ранней, общей, специальной профилактики.

Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги.

В течение года

II. Информационно- методическое обеспечение профилактики

Составление социального паспорта классов по национальной принадлежности.

Классные руководители,

социальные педагоги.

Ежегодно

Уточнение банка данных детей группы риска, неблагополучных семей.

Классные руководители,

социальные педагоги.

Ежегодно

Семинары:

«Экстремизм и его социальные последствия»

«Преступления на почве  национальной ненависти»

«Детские неформальные объединения»

Психолог, социальные педагоги,

специалисты субъектов

профилактики.

 Согласно школьному  плану воспитательной работы

Педагогическое консультирование

Социальные педагоги, психолог.

Представители субъектов профилактике.

По мере необходимости

Обучение классных руководителей методике проведения классных часов  в форме тренингов.

Социальные педагоги.

Один раз в четверть

Круглые столы:

Использование возможностей школы и внешкольных учреждений для формирования здоровых нравственных  установок  несовершеннолетних

Специалисты субъектов

профилактики, социальные педагоги, психолог, зам. по УВР.

План работы Кабинета профилактики

Правовые учебы классных руководителей.

Социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики.

Один раз в четверть

Лекция «Экстремизм  преграда  - на пути развития правового государства»

Социальные педагоги.

По плану К.П.

Пополнение кабинета профилактики информационными памятками, методическими разработками

Социальные педагоги

Ежегодно

Оформление  стендовой информации  по предупреждению экстремизма

Социальные педагоги

Ежегодно

Разработать систему работы по выявлению учащихся, склонных  к экстремисткой деятельности

Социальные педагоги

2020год

III. Профилактика экстремистских проявлений у несовершеннолетних.

Информирование школьников о правовых аспектах уголовно-административной ответственности за  экстремистскую деятельность.

Специалисты субъектов

профилактики,

социальные педагоги,

классные руководители.

Программа: «Легче предупредить, чем исправить».

Привлечение  учащихся социально – правового  профиля к  укреплению правопорядка в школе.

Классные руководители,

социальные педагоги.

Постоянно

Организация работы волонтерского движения «Равный  - равному».

Реализация программных мероприятий Программы: « Я, Ты, ОН, Она - вместе дружная страна»

Зам. по УВР, ответственные

за работу с волонтерами.

Программа волонтерского движения.

Повышение правовой грамотности обучающихся через уроки мужества на базе Музейного центра школы.

Руководитель музейного центра социальные педагоги, классные руководители.

Согласно  плану Музейного центра

Участие  в акциях: «Из бабушкиного сундука», «Аллея дружбы»  (посадка саженцев вокруг школы)

Зам. по УВР, вожатые

По  плану ВР

Выставки рисунков и фотографий «Идеи терпимости», Мы разные, но мы вместе!», «Лики толерантности»

Администрация,

классные руководители, педагоги дополнительного образования,

социальные педагоги.

По плану ВР

Формирование  толерантного отношения  через уроки ОВЖ, ТЖН, классные часы…

Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники.

 Учебные планы

Единый классный час: «За толерантность»

Классный руководитель,

социальный педагог

По плану ВР

Конкурсы: «Моя родословная», «Традиции семьи».

Презентации: «Мой класс-маленькая страна», «Народы России», «Кухня народов России», «Традиционные промыслы народов России».

Конкурсы стихов, песен,  «логанов», рассказов, танцев.

Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР

 По плану ВР

Экскурсии по музеям  республики Хакасия

Классные руководители,  социальные педагоги

По мере необходимости.

Конференция: «Священна мать для всех народов»

Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники.

По плану ВР

Празднование 70-я победы (национальное сообщество)

Субъекты воспитательного процесса

В рамках школьного плана

  Ознакомление с    Конституцией  УК РФ.  

Учителя общества, истории, права

Согласно учебных программ

Выполнение программных мероприятий Программы: «Мы и право»

Специалисты субъектов

профилактики

Программы: «Мы и право»

Разрешение конфликтных ситуаций

Школьная служба примирения

По мере необходимости

Марафон Дружбы. Участники: школьники основной школы

Кабинет воспитания

IY.Обеспечение социально- педагогической поддержки семьи

Пополнение банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся.

Классный руководитель,

социальные педагоги.

Ежегодно

Родительский лекторий: «Семейные традиции моего народа».

Классный руководитель,

социальные педагоги, мед.работник.

Согласно плану ВР

Распространение Памятки  для родителей и педагогов по профилактике экстремизма.

Зам. по УВР,

классный руководитель,

социальные педагоги.

Сентябрь 2019 года

Индивидуальные и групповые консультации

Классный руководитель,

социальные педагоги.

По мере

необходимости

Тренинг «Семья – защитный фактор в жизни ребенка»

Классный руководитель,

социальные педагоги.

Один раз в месяц

Повышение правовой грамотности – правовой всеобуч.

Специалисты ОДН, УВД.

Один раз в четверть

Повышение роли семьи на всех уровнях сопровождения

Родительские комитеты, специалисты школы, родители.

Постоянно

V. Совместная работа субъектов профилактики

1.

Совместная работа школы и органов правопорядка по выявлению случаев экстремизма.  формированию навыков  толерантного поведения.

Субъекты профилактики школы, - города, -Республики

 Постоянно

2.

Совестные рейды в места пребывания неформалов.

Специалисты субъектов

профилактики.

По плану КП

3.

Родительские собрания с привлечением специалистов  

Общественных формирований.

Специалисты субъектов

профилактики.

 По плану КП

4.

Совместное проведение «круглых столов», бесед, лекций с обучающимися.

Специалисты субъектов

профилактики.

 По плану КП

VI. Вовлечение общественности в профилактику «Экстремизма».

1.

Встречи  обучающихся  с членами общественных организаций

Администрация

социальные педагоги.

2 раза в год

2.

Привлечение членов общественных объединений в организации экскурсий

Администрация, зам. по УВР,

специалисты ОДН,

социальные педагоги.

Согласно графику

VII. Контроль

Создание системы мониторинга (привлечение специалистов ХГУ, ХРИПКРО,).

Зам. директора по науке, зам. по УВР, психолог, социальный педагог

2020

Мониторинг реализации программных мероприятий

Социальные педагоги, классные руководители, психолог.

Ежегодно

Индикаторы оценки результатов реализации проекта

Социальные педагоги, классные руководители, психолог.

 2021

Индикаторы оценки результатов реализации программы:

1.      Степень осознанности учащимися проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;

2.      Степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;

3.      Степень воспитанности  толерантности среди обучающихся;

4.     Степень постоянной личной ответственности  обучающихся и коллектива школы  в ходе учебно-воспитательного процесса;

5.      Степень внимания обучающихся и коллектива школы  к присутствию на территории ОУ  подозрительных предметов и посторонних лиц;

6.      Степень  готовности ОУ  к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;

7.      Степень принятия мер на случай экстремальных ситуаций.