программы
программы которые используются в мрей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekstremizm_novaya.docx | 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания МС приказом МБОУ «СОШ №25»
от 20.08.2019 №1 от 11.08.2019г. №109
Директор школы Н.Ф. Богинская
Программа:
профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, возникающих на почве национального, религиозного экстремизма и ксенофобии через единство нравственных ценностей:
«Мы все дети твои, планета - «Земля».
Абакан
2019
Руководители программы: директор школы Богинская Нина Федоровна,
Заместитель директора по воспитательной работе Бурлак Екатерина Владимировна,
Автор программы:
Казанцева Светлана Ивановна,
Соавтор программы:
Иконникова Инна Александровна
Семенова Людмила Ивановна (вожатая)
Пояснительная записка
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории Республики Хакасия
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Вовлечение в деятельность экстремистских организаций, происходит через Интернет, где несовершеннолетние могут столкнуться с «вредным» Контентом.
Особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей отрицательных жизненных установок.
Последствием экстремизма является ксенофобия. Ее проявления порождают насилие, конфликты, терроризм, разрушает межличностные отношения, развивают неприязнь к людям другой национальности.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей: хакасы 200 человек, башкиры 3 человека, русские 1270, украинцы 27 человек, татары 13 человек, азербайджанцы 20 человек, таджики 10 человек, немцы 15 человек, латыши 5 человек, белорусы 30 человек, мордва 10 человек, армяне 3 человек и другие – 20 человек.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия
Эффективным способом разрешения перечисленных противоречий является реализация школьных профилактических программ:
- Программа профилактики правонарушений « Сделай правильный выбор»;
- Проект по формированию антинационального, антирелигиозного мировоззрения у школьников: «Ты, Я, Он, Она – вместе дружная семья». Профилактическая программа по формированию антинаркотического мировоззрения: «Мы в ответе за своих детей»
Профилактика национально - религиозного экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, поможет взаимодействию культур разных народов, - снижению уровня конфликтных ситуаций
Цель: Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
Задачи:
- Выявлять проблемное поле ребенка и его семьи на ранних стадиях.
- Создавать условия для обучения и воспитания школьников в многонациональной школе, стране.
- Развивать чувства патриотизма.
- «Вооружать» обучающихся знаниями по вопросам национального, религиозного экстремизма и ксенофобии.
- Содействовать укреплению межнациональных культурных связей.
- Организовать работу мини-центра межнациональной культуры среди обучающихся, - укреплению традиций, обычаев разных народов, - сплочению ученического коллектива.
- Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме.
- Создавать условия для формирования единства нравственных ценностей у школьников, по профилактике национального религиозного экстремизма и ксенофобии.
Для реализации цели Программы необходимо использовать внутренние и внешние возможности школы:
учебные предметы, - воспитательную систему школ направить на формирование национальной и религиозной толерантности. Создавать условия для формирования гордости за свой многонациональный край, используя музейную педагогику, в рамках школьного музея и экскурсии в музеи Хакасии и югу Красноярского края. Ознакомление с традициями и обычаями титульной нации и национальных диаспор, проживающих в данной местности, осуществлять через сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Информирование школьников через: школьные СМИ, газету «Школьная пора», сайт школы, русские, хакасские, башкирские, украинские танцы хореографического коллектива: «Фантазия», вокальную студию: «Элегия», детское волонтерское движение: «Равный обучает «равного», - военно - патриотический клуб: «Родина».
Привлекать к взаимодействию:
- Абаканское городское казачье общество:
- Лигу хакасских женщин "АЛТЫНАЙ"
- Местную религиозную организацию «Еврейская община города Абакана»
- Местную общественную организацию «Полония»
Целевые группы:
обучающиеся, педагогический коллектив, семья, субъекты профилактики, общественные формирования.
Принципы профилактической работы:
- Комплексность - согласованное взаимодействие,
- Дифференцированность.
- Многоаспектность (социальный, психологический, образовательный).
- Последовательность (этапность).
- Аксиологичность – формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, законопослушности.
6. Гуманность
Ведущими аспектами профилактической деятельности являются:
Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор образа жизни.
Психологический аспект, направленный на формирование устойчивых личностных установок, - умение сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.
Образовательный аспект, формирующий систему знаний о социальных, этнических, правовых, морально-этических, религиозных нормах.
Содержание работы по выполнению мероприятий с учащимися, педагогами, родителями.
- Аналитико – диагностическая деятельность.
- Информационно – методическое обеспечение.
- Взаимодействие с семьей
- Сопровождение несовершеннолетних.
- Привлечение всех субъектов профилактики.
- Организационно-просветительская работа с педагогическим коллективом.
- Взаимодействие с межведомственными, - общественными организациями.
Правовые границы профилактической работы предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органов или лиц, осуществляющих профилактические меры, не нарушающие права несовершеннолетних.
Сроки действия Программы: 3 года (2019 – 2021)
Нормативные документы, регулирующие профилактическую работу:
Федеральный закон от 06.03..2006 г. № 35 – ФЗ «О противодействии терроризму»
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Конституция РФ
3.УК РФ глава «Преступление против общественной безопасности»
4.«Закон об образовании РФ»;
5. «Закон об образовании Республики Хакасия»;
6.ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Материально-техническое обеспечение программы:
- Литература по профилактике национального, религиозного экстремизма и ксенофобии.
- Произведения народного творчества.
- Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- Изобразительный материал для продуктивной деятельности,
- Выставки книг, рисунков, поделок,
- Открытые мероприятия (оформление групповой комнаты, актового зала).
- Мультимедийные средства.
- Интернет - ресурс
Финансовое обеспечение:
Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.
Кадровое обеспечение Программы
- Школа: директор, заместитель по воспитательной работе, вожатая, классные руководители, социальные педагоги, психолог, врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
- Правоохранительные органы: ОДН, КДН.
- Общественные организации.
Этапы реализации проекта:
- Организационно подготовительный этап (2019): выявить представления обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «экстремизм»; что знают об истории, традициях и обычаях своего народа, а также представителей других национальностей; определить направления дальнейшей работы над проектом.
- Программно-реализованный (2019 - 2021): спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у обучающихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему народу и представителей других национальностей.
- Контрольно-коррекционный (2021): провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.
Механизм реализации программы.
- Управление и контроль за ходом реализации проекта осуществляется Советом учреждения.
- Ведущими субъектами в механизме реализации проекта являются Кабинет воспитания, Кабинет профилактики и психолого-педагогическая служба школы.
- Основные направления и положения проекта ежегодно уточняются.
- Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей мероприятий.
Ожидаемые результаты: увеличение числа детей, ориентированных на толерантные межнациональные, межэтнические и межрелигиозные отношения.
Перечень мероприятий по профилактике экстремисткой деятельности среди несовершеннолетних
- Аналитико – диагностическая деятельность. Организационно-подготовительные мероприятия
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
Анализ состояния воспитательной работы за 2018 - 19 учебный год. Подготовка к Планированию. | Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги | Май 2019 год | |
Подготовка и отработка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы. | Зам. по УВР, администрация, социальные педагоги | В течение года | |
Диагностические мероприятия с обучающимися, педагогам родителями по проблеме молодежного экстремизма | Психолог, классный руководитель, социальные педагоги. | В течение года | |
Разработка мероприятий по предупреждению экстремизма в школе | Социальные педагоги. | В течение года | |
Разработка методических основ ранней, общей, специальной профилактики. | Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги. | В течение года |
II. Информационно- методическое обеспечение профилактики
Составление социального паспорта классов по национальной принадлежности. | Классные руководители, социальные педагоги. | Ежегодно | |
Уточнение банка данных детей группы риска, неблагополучных семей. | Классные руководители, социальные педагоги. | Ежегодно | |
Семинары: «Экстремизм и его социальные последствия» «Преступления на почве национальной ненависти» «Детские неформальные объединения» | Психолог, социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики. | Согласно школьному плану воспитательной работы | |
Педагогическое консультирование | Социальные педагоги, психолог. Представители субъектов профилактике. | По мере необходимости | |
Обучение классных руководителей методике проведения классных часов в форме тренингов. | Социальные педагоги. | Один раз в четверть | |
Круглые столы: Использование возможностей школы и внешкольных учреждений для формирования здоровых нравственных установок несовершеннолетних | Специалисты субъектов профилактики, социальные педагоги, психолог, зам. по УВР. | План работы Кабинета профилактики | |
Правовые учебы классных руководителей. | Социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики. | Один раз в четверть | |
Лекция «Экстремизм преграда - на пути развития правового государства» | Социальные педагоги. | По плану К.П. | |
Пополнение кабинета профилактики информационными памятками, методическими разработками | Социальные педагоги | Ежегодно | |
Оформление стендовой информации по предупреждению экстремизма | Социальные педагоги | Ежегодно | |
Разработать систему работы по выявлению учащихся, склонных к экстремисткой деятельности | Социальные педагоги | 2020год |
III. Профилактика экстремистских проявлений у несовершеннолетних.
Информирование школьников о правовых аспектах уголовно-административной ответственности за экстремистскую деятельность. | Специалисты субъектов профилактики, социальные педагоги, классные руководители. | Программа: «Легче предупредить, чем исправить». | |
Привлечение учащихся социально – правового профиля к укреплению правопорядка в школе. | Классные руководители, социальные педагоги. | Постоянно | |
Организация работы волонтерского движения «Равный - равному». Реализация программных мероприятий Программы: « Я, Ты, ОН, Она - вместе дружная страна» | Зам. по УВР, ответственные за работу с волонтерами. | Программа волонтерского движения. | |
Повышение правовой грамотности обучающихся через уроки мужества на базе Музейного центра школы. | Руководитель музейного центра социальные педагоги, классные руководители. | Согласно плану Музейного центра | |
Участие в акциях: «Из бабушкиного сундука», «Аллея дружбы» (посадка саженцев вокруг школы) | Зам. по УВР, вожатые | По плану ВР | |
Выставки рисунков и фотографий «Идеи терпимости», Мы разные, но мы вместе!», «Лики толерантности» | Администрация, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги. | По плану ВР | |
Формирование толерантного отношения через уроки ОВЖ, ТЖН, классные часы… | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники. | Учебные планы | |
Единый классный час: «За толерантность» | Классный руководитель, социальный педагог | По плану ВР | |
Конкурсы: «Моя родословная», «Традиции семьи». Презентации: «Мой класс-маленькая страна», «Народы России», «Кухня народов России», «Традиционные промыслы народов России». Конкурсы стихов, песен, «логанов», рассказов, танцев. | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР | По плану ВР | |
Экскурсии по музеям республики Хакасия | Классные руководители, социальные педагоги | По мере необходимости. | |
Конференция: «Священна мать для всех народов» | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники. | По плану ВР | |
Празднование 70-я победы (национальное сообщество) | Субъекты воспитательного процесса | В рамках школьного плана | |
Ознакомление с Конституцией УК РФ. | Учителя общества, истории, права | Согласно учебных программ | |
Выполнение программных мероприятий Программы: «Мы и право» | Специалисты субъектов профилактики | Программы: «Мы и право» | |
Разрешение конфликтных ситуаций | Школьная служба примирения | По мере необходимости | |
Марафон Дружбы. Участники: школьники основной школы | Кабинет воспитания |
IY.Обеспечение социально- педагогической поддержки семьи
Пополнение банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся. | Классный руководитель, социальные педагоги. | Ежегодно | |
Родительский лекторий: «Семейные традиции моего народа». | Классный руководитель, социальные педагоги, мед.работник. | Согласно плану ВР | |
Распространение Памятки для родителей и педагогов по профилактике экстремизма. | Зам. по УВР, классный руководитель, социальные педагоги. | Сентябрь 2019 года | |
Индивидуальные и групповые консультации | Классный руководитель, социальные педагоги. | По мере необходимости | |
Тренинг «Семья – защитный фактор в жизни ребенка» | Классный руководитель, социальные педагоги. | Один раз в месяц | |
Повышение правовой грамотности – правовой всеобуч. | Специалисты ОДН, УВД. | Один раз в четверть | |
Повышение роли семьи на всех уровнях сопровождения | Родительские комитеты, специалисты школы, родители. | Постоянно |
V. Совместная работа субъектов профилактики
1. | Совместная работа школы и органов правопорядка по выявлению случаев экстремизма. формированию навыков толерантного поведения. | Субъекты профилактики школы, - города, -Республики | Постоянно |
2. | Совестные рейды в места пребывания неформалов. | Специалисты субъектов профилактики. | По плану КП |
3. | Родительские собрания с привлечением специалистов Общественных формирований. | Специалисты субъектов профилактики. | По плану КП |
4. | Совместное проведение «круглых столов», бесед, лекций с обучающимися. | Специалисты субъектов профилактики. | По плану КП |
VI. Вовлечение общественности в профилактику «Экстремизма».
1. | Встречи обучающихся с членами общественных организаций | Администрация социальные педагоги. | 2 раза в год |
2. | Привлечение членов общественных объединений в организации экскурсий | Администрация, зам. по УВР, специалисты ОДН, социальные педагоги. | Согласно графику |
VII. Контроль
Создание системы мониторинга (привлечение специалистов ХГУ, ХРИПКРО,). | Зам. директора по науке, зам. по УВР, психолог, социальный педагог | 2020 | |
Мониторинг реализации программных мероприятий | Социальные педагоги, классные руководители, психолог. | Ежегодно | |
Индикаторы оценки результатов реализации проекта | Социальные педагоги, классные руководители, психолог. | 2021 |
Индикаторы оценки результатов реализации программы:
1. Степень осознанности учащимися проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;
2. Степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;
3. Степень воспитанности толерантности среди обучающихся;
4. Степень постоянной личной ответственности обучающихся и коллектива школы в ходе учебно-воспитательного процесса;
5. Степень внимания обучающихся и коллектива школы к присутствию на территории ОУ подозрительных предметов и посторонних лиц;
6. Степень готовности ОУ к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;
7. Степень принятия мер на случай экстремальных ситуаций.