"Педагогическая страничка"

Ермолаева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Цель семинара-практикума:

Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
  • показать  различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
  • изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

План семинара:

1. Сообщение о роли пальчиковых игр в развитии ребенка.

2. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

3. Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики.

4. Изготовление пособий из бросового материала.

5. Выдача памяток воспитателям.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

“Рука является вышедшим наружу
Головным мозгом”
И. Кант

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.            

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Задача специалиста - логопеда – донести до воспитателей значение игр на развитие мелкой моторики. Для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
    Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  • Ежедневная пальчиковая гимнастика (со стихами, скороговорками, звуками). Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с воспитателями проводится игротренинг) .

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

  • Работа с предметами и материалом

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

           Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

Игры с крышками от бутылок

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.  

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

  • Теневой, пальчиковый театр.
  • Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
  • Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  • Выкладывание фигур из счетных палочек.
  • Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики

На столах представлено всё многообразие пособий и литературы, которое поможет развить мелкую моторику у дошкольников от 3-х до 7-ми лет. Пособия собраны из речевых уголков в группах, а также из кабинета логопеда.

Изготовление пособий из бросового материала

Игра-забава "Поймай мышку"

7798bbe42a2d572edf58ed5a9c6f081a

Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.

Материал: по две игрушки мышки, цветные веревочки, палочки.

Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Пособие «Мякиш»

Цель: массаж (самомассаж) ладони ребёнка.

Материал: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать  её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.  И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком

1381865327_23939

Памятка

Уважаемые воспитатели! В речевом уголке каждой группы должны быть представлены различные материалы и пособия для развития мелкой моторики с учетом возраста детей:

- приспособления для самомассажа кистей и пальцев рук;

- карточки с картинками на тему «Пальчиковая гимнастика»;

- игры с пуговицами (например, «Пуговичная мозаика»);

- игры с сыпучими материалами (например, сухой пальчиковый бассейн);

- игры с крышками от бутылок (например, «Лыжники»);

- игры с прищепками (например, «Покорми рыбок»);

- игры с пипеткой, пинцетом;

- игры с бусинами, макаронами;

- пальчиковый театр;

- трафареты для обводки, штриховки и т.д.;

- различные по структуре материалы (мех, ткань, кожа, пластик, дерево и т.п.) для развития сенсорных ощущений;

- толстые нитки для выкладывания рисунков на бархатной бумаге;

- шнуровки;

- бисерография;

- пластилин; восковые мелки;

- счетные палочки и образцы фигур с ними;

- геометрические фигуры и образцы фигур с ними;

- приложение «Маленький помощник»;

- графические диктанты для детей постарше.



Предварительный просмотр:

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трех этапов.

1. Планирование занятий.

2. Подготовка  детей к занятию.

3. Подготовка необходимого для данного занятия оборудования.

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

1.Планирование занятия

1. Четко формулируется тема занятия.

2.Следующим этапом является этап определения цели и задач занятия.

Цель должна быть: актуальной; отвечающей наиболее значимой проблеме; сформулирована конкретно, чтобы можно было определить, достигнута ли она; Ну и наконец, цель должна быть известна всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цель всегда должна быть одна.

Задачи должны носить триединый характер, т.е. иметь образовательную, развивающую и воспитательную направленность.

Определив тему и программные задачи, воспитатель обдумывает, какими методами и приемами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. Изучение методической литературы и разработка конспекта занятия.

Дальше нужно продумать, как в групповой комнате будет расставлена мебель, как будет организован просмотр детских работ.

Для организации занятий во всех возрастных группах оборудование располагается таким образом, чтобы свет на рабочие поверхности падал с левой стороны. Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Воспитатель с легкостью может менять облик учебной зоны, исходя из цели, задач и содержания занятия. Возможность изменения рабочего пространства открывается за счет расположения столов: соединение в один большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для одного ребенка).

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой. Доска должна находиться на уровне глаз детей.

2. При планировании занятий воспитатель определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми.

По продуктивным видам деятельности:

На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово: стихи, загадки, сказки, различные рассказы, систематические наблюдения и т.п., обследование предмета, игрушки, дидактические игры.

По речевому развитию:

  • наблюдение (во время прогулки воспитатель обращает внимание на какой-то предмет, рассматривают его, задает вопросы, на которые дети отвечают, описывая определенный предмет);
  • чтение художественных произведений, отгадывание загадок;
  •  Дидактические игры и упражнения;
  • Подвижные игры со словами на физкультурных занятиях или на прогулке, если слова соответствуют теме занятия;
  • Занятия по другим продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии.

По познавательному развитию: 

  • беседа по технике безопасности при проведении экскурсий, экспериментальной деятельности;
  • чтение художественных произведений;
  • дидактические игры и упражнения;
  • решение логических задач, проведение графического диктанта;
  • индивидуальные занятия.

По социально-коммуникативному развитию:

  • Создание и использование макетов;
  • Рассматривание альбомов («Профессии наших пап и мам»);
  • Посещение «Автогородка» на территории д/сада в осенний и весенний период;
  • Целенаправленное наблюдение (за транспортом, проезжей частью, работой взрослых и т.д);
  • Дидактические игры;
  • Беседы;
  • Игра-драматизация;
  • Коммуникативные игры с детьми;
  • Изготовление атрибутов к играм, пособий;
  • Продуктивная деятельность.

По физическому развитию:

  • Рассматривание иллюстраций (с изображением здоровых людей), сюжетных картинок («здоровое питание»), чтение художественной литературы, индивидуальная работа по отработке движений, разучивание подвижных игр и упражнений, беседа и т.п.

3. Подготовка и изготовление необходимого наглядного материала.

В детском саду создается фонд наглядных материалов, необходимых для занятий с детьми: различные предметы, игрушки, иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т. д. Перед занятием педагог этот материал просматривает и отбирает тот, который позволяет наиболее полно решить намеченную задачу.

Основные требования к наглядности:

1) материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрасту воспитанников;

2) должны соответствовать действительности окружающего мира;

3) должны быть красочно оформлены, вызывать интерес.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный (крупный, для показа всей группе) и раздаточный (мелкий, для индивидуальной работы детей).

Художественно-эстетическое развитие:

К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет бумаги для рисования или аппликации. Большую часть рисунков красками и аппликационных работ дети выполняют на цветной бумаге. Белая бумага потребуется на занятиях для рисования карандашами, акварельными красками, иногда для рисования гуашевыми красками и аппликации, когда для изображения необходим белый фон (например, лист — белый снег, а дети рисуют деревья, животных и пр.). Следует подготовить запас бумаги, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или дать второй лист тем, кто быстро справился с заданием.

Листы воспитатель подписывает предварительно (до занятия) на оборотной стороне, указывая имя ребенка и начальную букву его фамилии, дату занятия.

В зависимости от содержания задания воспитатель дает возможность детям самим выбрать цвет бумаги; постепенно подводя их к сознательному выбору фона, к подбору красок. Так рисунок будет приобретать красочность. Цвет бумаги для занятий декоративной деятельностью зависит от особенностей конкретного вида народного искусства, на основе которого составляются узоры, например черный, красный, желтый: цвета потребуются для хохломской росписи, белый — для дымковских узоров.

В старшей группе дети рисуют акварельными красками. Педагог показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают с кисти на каждую краску; к занятию краски немного размокают, следовательно, готовы к употреблению.

Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками. Краски воспитатель подготавливает накануне, но разливает в небольшие палитры утром, в день занятия. В младших группах потребуется 4—6 цветов, в старших — до 6—8. Старшие дети составляют оттенки сами на палитре. Им можно давать весь набор гуашевых красок (коробку). Для рисования подготавливают кисти, тряпочки, банки для воды. Воду наливают перед занятием дети. В ходе занятия старших детей приучают менять воду по мере загрязнения.

Для работы по аппликации воспитатель заготавливает наборы цветной бумаги разного формата. Для детей группы 3-4 лет и в начале года для детей 4- 5 лет — готовые кружки, квадраты, прямоугольники, овалы. Со средней группы к занятиям подбирают бумагу, близкую по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В конце старшей и в основном в подготовительной группах потребуются наборы бумаги 10 х 12 см (размер этих листов можно менять в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг, квадрат и др.), а затем получают из них изображение предмета или его частей.

В случае необходимости воспитатель подготавливает листы белого цвета для упражнения, например при вырезывании предметов сложного силуэта (вазы, животные, птицы).

На занятии, где это возможно, детям младшей группы предлагают выбирать готовые фигуры нужного цвета, а в остальных группах — бумагу. Например, когда дети наклеивают мячи двух цветов на полоске, воспитатель на каждый стол подготавливает разные наборы для выкладывания неваляшки, пирамидки и т. д., предлагает выбрать одинаковые по цвету, но разные по величине кружки.

Цветная бумага заготавливается в большем количестве, чтобы детям было из чего выбрать. Оставшиеся листы можно использовать затем на других занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

Накануне занятия по лепке воспитатель подготавливает небольшие куски для каждой ребенка, проверяет количество досок. Пластилин подбирают по цвету, немного подогревают (в каком-либо теплом месте), чтобы была возможность приступить к работе.

Все необходимые материалы и оборудование хранят в определенном месте, четко распределив по видам деятельности, чтобы дежурные легко могли подготовить их к занятию.

Физическое развитие:

Помещение, в котором занимаются дети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), убрать стулья, которые стоят по периметру зала, если спортивный зал совмещен с музыкальным залом, заранее подобрать необходимый инвентарь.

Одним из обязательных условий является наличие спортивной формы у детей (футболка, шорты, чешки, носочки). К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами необходимо положить инвентарь так, чтобы дети самостоятельно брали атрибуты, а не раздавал воспитатель.

Познавательное развитие:

Наглядный     материал     должен     соответствовать     определенным требованиям:

- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

- демонстрационный материал должен быть крупного размера, яркий, красочный, разнообразный;

Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

Раздаточный, мелкий материал, должен быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Социально-коммуникативное  развитие:

Подбор материала :

  • плакаты («Правила безопасности для дошкольников» ,«Съедобные и несъедобные ягоды», «Один дома»).
  • наглядно-демонстрационный материал («Я и другие», «Я и мое поведение» «Не играй с огнем», «Как избежать неприятностей».
  • наглядно-дидактические пособия («Инструменты»)
  • Дидактические карточки и раздаточный материал «Дорожные знаки»
  • Использование ИКТ: создание презентаций: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто с кем дружит?», «Советы Айболита» «Путешествие в школу дорожных знаков»
  •  Выбор развивающих мультфильмов , видео -фрагментов по определенной теме («Спасик и его команда»(МЧС России ) «Уроки тетушки совы. Азбука безопасности», видео загадки).
  •  Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворений по безопасности, в помощь детям для придумывания опасных ситуаций.

 

Речевое развитие:

Для занятий по развитию речи для рассматривания или описания картины, существуют требования к картине:

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему;
  • Реалистичное изображение;
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

    Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года.

-  Картина должна висеть на уровне глаз детей;

-  Заранее подбирается указка или другие атрибуты;

-   Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

-   Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

-    После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их. Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Для занятия по обучению грамоте понадобятся

  • картинка-схема (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам) с последовательным рядом клеточек, расположенных под изображением, и равных количеству звуков в данном слове.
  • фишки, обозначающие звуки, ля знакомства детей со звуками, используются квадраты серого цвета (их размер 10 на 10 см) – на первом этапе. Затем вводятся квадраты красного цвета, заменяющие гласные звуки. Далее используются квадраты синего и зеленого цветов вместо твердых и мягких согласных. 
  • для обозначения предложения используется длинная полоска и точка (размером 1 см в диаметре).

Непосредственно перед занятием воспитатель должен создать у детей интерес к предстоящей работе.

Предупреждение детей о начале занятия, чтобы дети успели  закончить свои игры и настроиться (10 мин)

Организация работы дежурных по подготовке к занятию.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

Тема: «Развитие математических способностей дошкольников

с помощью дидактических игр»

Цель: Познакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по математическому развитию.

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упустить случая

сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Игра – естественный способ развития ребенка. Дошкольник чаще всего именно в игре раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

        Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Не смотря на многообразие дидактических игр их главной задачей, на мой взгляд, должно быть развитие логического мышления.

Дидактические игры с математическим содержанием обучают основным математическим понятиям; развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь; воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

1.       «Разноцветные кубики».

Игра «Составь по образцу» - с помощью этой игры дети учатся работать по схеме и повторять, опираясь на картинку, ориентироваться в пространстве; у детей формируется пространственное мышление, развивается внимание, логическое мышление, мелкая моторика.

        Игры на развитие пространственного мышления (для старших дошкольников). С помощью этих игры дети научатся 1) строить модель из кубиков по чертежам – заданиям, 2) делать чертежи по построенным моделям, 3) конструировать новые модели и составлять чертежи к ним.

2.       «Разноцветные палочки». Разноцветные палочки  учат ребенка ориентироваться в пространстве, способствуют развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности.  Благодаря, такому доступному материалу, как разноцветные палочки от мороженого, закрепляются первоначальные знания геометрических фигур, арифметического счета. 

«Логические цепочки» - выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен повторить предложенный образец, т.е выложить такую же цепочку, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить ряд соблюдая последовательность.

 «Составь по образцу» - В игре представлены карточки со схемами, с изображением букв. Ребенку предлагается повторить рисунок, используя палочки. В игре схемы разной сложности. С помощью этой игры у детей развивается ориентировка в пространстве,  развивается внимание, логика, память; дети учатся работать по образцу.

3.       «Продолжи ряд» - игра, направленная на поиск математических закономерностей. Математическая закономерность представляет собой правило, согласно которому в цепочке (ряду) происходит повторение, замещение или изменение свойств определенных элементов в соответствии с установленным правилом. Игра поможет научиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Она окажет существенное влияние на формирование образного мышления, развитие сообразительности и смекалки.

4.        «Какая фигура пропала?» - игра похожа на судоку. Самое главное в игре – понять, что фигуры, размещенные в квадратах, не должны повторяться ни по горизонтали, ни по вертикали.

В квадрате, расчерченном на девять (шестнадцать) маленьких квадратиков, расположены разные по форме геометрические фигуры, которые отличаются по цвету или размеру. Например, в восьми квадратиках расположены круги, квадраты, треугольники одинакового размера, но разного цвета (красный, синий, зеленый). Дети, определяя закономерность расположения этих фигур, решают, какая фигура может располагаться в девятом квадратике.

Расположение фигур может быть различным, но смысл остается одним: ни по горизонтали, ни по вертикали цвет и форма фигур не должны повторяться.

5.        Игра «Танграм» - суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы. Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат.
          Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части.

         Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.
          Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала можно изучать только  элементы, находить, например, треугольник, показывать, какой из них большой, какой – маленький. Далее распечатать схему в полную величину, предлагая ребятам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек. Постепенно задания усложнять, предлагая схемы-подсказки, которые по размеру уже могут не соответствовать реальным «габаритам» фигурок.

          Математика – одна из самых сложных наук, но ребята не должны узнать об этом так рано, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием



Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным математическим материалом»

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Математика по праву в решении этой проблемы занимает ведущее место.

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям.

В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал: счетные палочки, геометрические конструкторы, Палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера. Дидактический материал дает возможность упражнять в составлении числа из единиц и двух меньших чисел; научить измерять объекты; научить арифметическим действиям (сложение, вычитание, деление умножение); научить делить целое на части; подвести к осознанию соотношений «меньше – больше», «меньше на – больше на».

На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. 

Подготовительные упражнения с логическими блоками Дьенеша помогают детям усвоить все свойства блоков. Это могут быть такие задания как:

  1. найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру, толщине);
  2. найди не такие фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине);
  3. найди все синие фигуры (треугольные, маленькие, тонкие…).

После подготовительных упражнений детям предлагаются задачи – проблемы или задачи – головоломки.

Задачи – головоломки со счетными палочками объединяют в 3 группы:

  1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;
  2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;
  3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек;

  Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и  подростков. Но современными исследованиями установлено ,что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.

Геометрические конструкторы или игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей -  это «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра»,  «Танграм» , «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Такое разнообразие конструкторов, разная степень их сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Предложенные игры осваивают с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней.

Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий возможность проявить творчество и фантазию.

Знакомить детей с играми надо постепенно. Вначале ребенок узнает название игры, рассматривает набор фигур. Полезно поупражнять его в развлечении и правильном назывании геометрических фигур, входящих в комплект игры. Затем можно предложить сгруппировать фигуры по форме, размеру, составить из нескольких новую: выложить квадрат из двух треугольников, четырехугольник из квадрата и двух треугольников, треугольник из имеющихся фигур и т.д. Взрослый может предложить ребенку составить новые геометрические фигуры по чертежу, а затем по собственному замыслу. Желательно при этом спрашивать, как называется новая фигура, из чего и как она получилась.

Всю работу с нестандартными дидактическими средствами можно разделить на 2 этапа: подготовительные упражнения и задания - проблемы.

На первом этапе дети играют с палочками, блоками, фигурами, строя различные изображения, которые подсказывает им собственное воображение или схема, рисунок.  Можно использовать следующую систему игр и игровых  упражнений:

  1. составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик.
  2. игра «Составь фигуру» (геометрическую). В этой игре используются разные геометрические фигуры 2 – 3 размеров, по несколько фигур одного вида и размера. Дети составляют из имеющихся фигур те же фигуры только другого размера. Например, составь прямоугольник из квадратов, а затем из прямоугольников.
  3. игра «Составь картинку». В этой игре используются одинаковые по размеру геометрические фигуры. Дети составляют картинку, орнамент, узор только из одинаковых треугольников или квадратов и т.д.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)

Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки.

 Пример 1: Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник)

Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (показать три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?»

Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.

Пример 2: Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат А зовут меня... (Квадрат)

В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Ставятся такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?

Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: квадрат.

 Пример 3: Ножек четыре,

                    Шляпка одна.

                    Нужен, коль станет

                    Обедать семья.   (Стол)

«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка».

 Взрослый отстаивает «правильность суждений», а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, это загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

 

Литература:

Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет,2002

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор - сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.

Носова Е.А., Непомнящая  Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.



Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

посредством логико-математических игр»

Цель: Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – психолога с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников семинара методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход выступления:

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Хочу начать свой мастер – класс с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)

Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос:«Зачем нужна логика нам, взрослым?»).

- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.

- Развивает внимание.

- Учит мыслить ясно и четко.

- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.

- Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Классификация включает 2 логических действия:

  • Выделение общего признака – основание классификации;
  • Деление на классы по основанию классификации.


Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
В своей работе использую технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Блоки ДЬЕНЕША.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Заключение.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.



Предварительный просмотр:

«Ментальная арифметика в современном обучении»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Ментальная арифметика - это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов - абакус (соробан). Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Подходит детям и взрослым

Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора. Часто занятия по ментальной арифметике называет ментальной математикой.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ

включает в себя несколько этапов:

Работа со счетами абакус. При тренировочных упражнениях на счетах развивается мелкая моторика, стимулируется развитие межполушарных связей. Благодаря техническим упражнениям на абакусе увеличивается скорость мышления, усидчивость, развивается концентрация. На первом этапе обучения ребенок учится правильной технике выполнения счета на абакусе и осваивает все операции первоначально на абакусе.

Вычисления в уме или ментальный счет. Это результат работы системы упражнений на абакусе, когда ребенок уже готов к образному вычислению. Основой ментального счета считается визуализация ментальной карты в уме и операции бусинами без представления цифр.

После правильного выполнения упражнений видимым результатом станет поразительно быстрое вычисление примеров. Хотя развитие интеллекта благодаря занятиям ментальной арифметикой происходит гораздо глубже и эффективнее. Нейронные связи, сформированные благодаря упражнениям на занятиях, остаются с ребенком на всю жизнь. А это значит, что ребенок научился быстро концентрироваться, визуализировать информацию и быстро оперировать данными.

ПОЛЬЗА МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Развивает творческие способности

В школе предметы преимущественно заточены на развитие левого полушария мозга и, практически исключают развитие правого полушария, которое в общем отвечает за реализацию творческого потенциала. Благодаря занятиям ментальной арифметикой мозг ребенка включает программу гармоничного развития - работают аналитические способности левого полушария и визуально-пространственные способности правого, что способствует более быстрому развитию всего интеллекта.

Улучшает понимание математики

Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Вместо того, чтобы зубрить скучные правила, ребенок начинает играть. Настольные игры, логические упражнения и элементы квеста на занятиях делают обучение полноценным.

Убирает рассеянность и невнимательность

Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, при помощи флеш-карт, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других школьных предметах.

Развивает визуально-пространственного мышление

Когда ребенок вычисляет ментально, ему приходится держать в голове не только определенные образы, а также правила вычислений. За счет упрощенного вида - образа абакуса - эти вычисления не являются громоздкими и тяжелыми, а наоборот, помогают ребенку играть воображением и, таким образом развивать визуально-пространственное мышление, например, такое необходимое для решения геометрических задач.

Тренирует память (в том числе и зрительную)

В процессе обучения ребенок постоянно работает с образами, запоминает много картинок и действий и, при чем это делает в совершенно непринужденной обстановке. Когда родители жалуются, что у его ребенка "в одно ухо влетело, в другое вылетело" - это проблема запоминаемости (зрительной и краткосрочной, оперативной памяти). Эту проблема перестает существовать у тех, кто постоянно тренируется на занятиях.

Умение быстро ориентироваться

Выполняя упражнения, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий поможет на контрольных и экзаменах, где часто ребенок теряется из-за стрессового состояния.

Развивает нематематические навыки

Хотя предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение.

С помощью этой методики ребенок сможет одинаково успешно считать, рисовать, изучать иностранные языки и осваивать точные науки. Родители откроют в своем ребенке не только способности "технаря", но и "гуманитария" и наоборот - те, кто ранее сомневался в своих математических способностях, смогут показать лучшие результаты. Более того, ребенок легче сможет переключаться между предметами в течение всего дня и не испытывать усталости.

Доказывает, что учеба может быть веселой

Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства и нюансы методики.

ПЛЮСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Развитие памяти, внимания, концентрации.

Потенциал ко многим наукам и гибкость мышления.

Раскрытие талантов ребенка.

Легкое обучение счету, действиям с числами.

Тренировка образного мышления.

Усидчивость и собранность.

Интерес к учебе и новым знаниям.

Открытие творческих способностей.

Уверенность в себе.

Развитие способности не пасовать перед сложными задачами, а разбираться в них.

Желание учиться.

МИНУСЫ МЕТОДИКИ

«Не так, как в школе».

Да, методика ментальной арифметики имеет гораздо более широкую направленность и не совпадает со российской школьной программой по математике. Но данная методика подтверждена исследованиями психологов и преподавателей детей, где программа реализуется в начальных классах - Китае, Сингапуре, Японии и др.

Главное дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, привить любовь к процессу обучения, усидчивость, разработать мышление, укрепить его память и убрать страх перед любыми уроками и познанием нового!

Поспешность и ошибки.

Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Этого можно избежать, если процесс обучения будет под руководством опытного педагога. Кроме того, ошибок становится гораздо меньше с повышением уровня знаний ребенка.

Перегрузка и обратный эффект.

Когда детям интересно, они хотят заниматься этим постоянно. Но родители должны понимать, что ментальная математика - это все-таки наука и кропотливое дело, которое должно прерываться отдыхом, досугом, прогулками ребенка. Не надо стараться выполнить «пятилетку за 3 года», не допускайте перегрузок и усталости иначе грозит обратный эффект - абсолютное неприятие предмета. Для формирования ментального счета требуется время, будете терпеливы.



Предварительный просмотр:

Педагогический час

Тема: «Робототехника в детском саду»

Задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования – подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире. Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры - инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнедеятельности.

Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом.

Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Этот интерес нужно развивать и продвигать повсеместно, не только в школах, но и в детских садах, частных клубах и кружках.

Что такое робототехника?

Робототехника - это создание роботов из специальных конструкторов. Мы с этой целью используем наборы LEGO, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия, ультразвуковые и пр.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ, непосредственно с которой и нужно работать, чтобы "оживить" робота.

В чём цель занятий робототехникой?

Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Как проходят занятия робототехникой?

Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру (собачку, слона, змею, тачку и др.). Затем начинается самая ответственная часть работы – программирование. На компьютере ребята пишут программу, которая будет управлять роботом, и сохраняют её на закреплённом на роботе программируемом блоке. В конце занятий происходит тестирование роботов – они включаются и делают то, чему их "научили".

Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательно-образовательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей разных возрастных групп.

С помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

• развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;

• обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

• получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

• расширение представлений детей об окружающем мире;

• развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;

• обучение воображению, творческому мышлению;

• овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

• обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Занимаясь конструированием, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, использование Робототехнике в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.