"Ментальная арифметика"

Ермолаева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

«Ментальная арифметика в современном обучении»

В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Ментальная арифметика - это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов - абакус (соробан). Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Подходит детям и взрослым

Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора. Часто занятия по ментальной арифметике называет ментальной математикой.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ

включает в себя несколько этапов:

Работа со счетами абакус. При тренировочных упражнениях на счетах развивается мелкая моторика, стимулируется развитие межполушарных связей. Благодаря техническим упражнениям на абакусе увеличивается скорость мышления, усидчивость, развивается концентрация. На первом этапе обучения ребенок учится правильной технике выполнения счета на абакусе и осваивает все операции первоначально на абакусе.

Вычисления в уме или ментальный счет. Это результат работы системы упражнений на абакусе, когда ребенок уже готов к образному вычислению. Основой ментального счета считается визуализация ментальной карты в уме и операции бусинами без представления цифр.

После правильного выполнения упражнений видимым результатом станет поразительно быстрое вычисление примеров. Хотя развитие интеллекта благодаря занятиям ментальной арифметикой происходит гораздо глубже и эффективнее. Нейронные связи, сформированные благодаря упражнениям на занятиях, остаются с ребенком на всю жизнь. А это значит, что ребенок научился быстро концентрироваться, визуализировать информацию и быстро оперировать данными.

ПОЛЬЗА МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Развивает творческие способности

В школе предметы преимущественно заточены на развитие левого полушария мозга и, практически исключают развитие правого полушария, которое в общем отвечает за реализацию творческого потенциала. Благодаря занятиям ментальной арифметикой мозг ребенка включает программу гармоничного развития - работают аналитические способности левого полушария и визуально-пространственные способности правого, что способствует более быстрому развитию всего интеллекта.

Улучшает понимание математики

Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Вместо того, чтобы зубрить скучные правила, ребенок начинает играть. Настольные игры, логические упражнения и элементы квеста на занятиях делают обучение полноценным.

Убирает рассеянность и невнимательность

Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, при помощи флеш-карт, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других школьных предметах.

Развивает визуально-пространственного мышление

Когда ребенок вычисляет ментально, ему приходится держать в голове не только определенные образы, а также правила вычислений. За счет упрощенного вида - образа абакуса - эти вычисления не являются громоздкими и тяжелыми, а наоборот, помогают ребенку играть воображением и, таким образом развивать визуально-пространственное мышление, например, такое необходимое для решения геометрических задач.

Тренирует память (в том числе и зрительную)

В процессе обучения ребенок постоянно работает с образами, запоминает много картинок и действий и, при чем это делает в совершенно непринужденной обстановке. Когда родители жалуются, что у его ребенка "в одно ухо влетело, в другое вылетело" - это проблема запоминаемости (зрительной и краткосрочной, оперативной памяти). Эту проблема перестает существовать у тех, кто постоянно тренируется на занятиях.

Умение быстро ориентироваться

Выполняя упражнения, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий поможет на контрольных и экзаменах, где часто ребенок теряется из-за стрессового состояния.

Развивает нематематические навыки

Хотя предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение.

С помощью этой методики ребенок сможет одинаково успешно считать, рисовать, изучать иностранные языки и осваивать точные науки. Родители откроют в своем ребенке не только способности "технаря", но и "гуманитария" и наоборот - те, кто ранее сомневался в своих математических способностях, смогут показать лучшие результаты. Более того, ребенок легче сможет переключаться между предметами в течение всего дня и не испытывать усталости.

Доказывает, что учеба может быть веселой

Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства и нюансы методики.

ПЛЮСЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Развитие памяти, внимания, концентрации.

Потенциал ко многим наукам и гибкость мышления.

Раскрытие талантов ребенка.

Легкое обучение счету, действиям с числами.

Тренировка образного мышления.

Усидчивость и собранность.

Интерес к учебе и новым знаниям.

Открытие творческих способностей.

Уверенность в себе.

Развитие способности не пасовать перед сложными задачами, а разбираться в них.

Желание учиться.

МИНУСЫ МЕТОДИКИ

«Не так, как в школе».

Да, методика ментальной арифметики имеет гораздо более широкую направленность и не совпадает со российской школьной программой по математике. Но данная методика подтверждена исследованиями психологов и преподавателей детей, где программа реализуется в начальных классах - Китае, Сингапуре, Японии и др.

Главное дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, привить любовь к процессу обучения, усидчивость, разработать мышление, укрепить его память и убрать страх перед любыми уроками и познанием нового!

Поспешность и ошибки.

Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Этого можно избежать, если процесс обучения будет под руководством опытного педагога. Кроме того, ошибок становится гораздо меньше с повышением уровня знаний ребенка.

Перегрузка и обратный эффект.

Когда детям интересно, они хотят заниматься этим постоянно. Но родители должны понимать, что ментальная математика - это все-таки наука и кропотливое дело, которое должно прерываться отдыхом, досугом, прогулками ребенка. Не надо стараться выполнить «пятилетку за 3 года», не допускайте перегрузок и усталости иначе грозит обратный эффект - абсолютное неприятие предмета. Для формирования ментального счета требуется время, будете терпеливы.



Предварительный просмотр:

Известный исследователь Д.И. Фельдштейн обращает внимание на недостаточное развитие коммуникативных навыков нынешних

детей, неготовность общаться и дружить, неспособность к социальному

взаимодействию, «неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, умственных способностей и творческого потенциала».

Обучаясь ментальной арифметике у детей старшего дошкольного возраста развиваются процессы (мелкая моторика, внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, восприятие, воображение), что способствует эффективному и быстрому освоению всех направлений образовательной программы ДО.

Цель: Развитие умственных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, средствами ментальной арифметики.

Задачи:

- Научить детей старшего дошкольного возраста использовать счеты Абакус

при сложении и вычитании.

- Использовать в работе игры, задания для развития интеллектуальных

способностей детей.

- Развивать оба полушария мозга одновременно за счет мысленной

визуализацией вычислений на счетах Абакус.

- Воспитывать у детей интерес к ментальной арифметике.

- Сформировать интерес у родителей к совместным занятиям ментальной

арифметикой в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

-Дети 6-7 лет будут знать понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

- Познакомятся со счетами Абакус, научатся работать на них, считая двумя

руками одновременно.

- Освоят прием ментального счета.

- Научатся держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по

очереди.

- Будут знать арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)

- Научатся совершать арифметические действия на Абакусе и ментально («+», «-»).

- Дети станут более внимательными, повысится самодисциплина.

Деятельность в рамках проекта

На подготовительном этапе будут проводиться родительские собрания, диагностика детей старшего дошкольного возраста, сбор и изучение методической литературы, анкетирование родителей по ментальной арифметике и приобретение счет Абакус.

В основном этапе будут организованы мастер - классы для педагогов, консультации для родителей, разработка комплексно- тематического планирования, конспектов занятий и развивающих игр по ментальной арифметике.

В заключительном этапе предполагается проведение итогового

мероприятия, анализ реализации проекта.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный):

Родительское собрание и индивидуальные беседы по теме: «Ментальная арифметика».

Изучение литературы по ментальной арифметике.

Подбор литературы для разработки комплексно – тематического планирования, разработки конспектов занятий, игр с использованием счет Абакус.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста на определение уровня знаний умственных способностей.

Подбор развивающих игр по ментальной арифметике.

II. Основной этап:

Проведение занятий по работе с Абакусом через развивающие игры.

Организация совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях по закреплению знаний, умений и навыков по ментальной арифметике.

Консультации для родителей «Ментальная арифметика в современном обучении»

Мастер - класс для педагогов по теме: «Метальная арифметика как средство развития умственных способностей в условиях реализации ФГОС ДО».

III. Заключительный этап:

Проведение итогового мероприятия –Интеллектуально – соревновательная игра «Волшебный абакус».

Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей «Влияние ментальной арифметики на интеллектуальное развитие Вашего ребенка».

Анализ работы по реализации проекта.

Оценка результатов реализации проекта

Список литературы

Литература, используемая при подготовке проекта:

- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2020, 68 с.

-Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер,

2013, 500 с.

Интернет-ресурсы

1. www.abakus-center.ru

2. www.advancecenter.kz



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\Temp1_Задание-схемы.jpg.zip\9b80f5d4c71bcc0b26c9d23f966cfbab-0.jpgC:\Users\1\AppData\Local\Temp\Temp1_Задание-схемы.jpg.zip\9b80f5d4c71bcc0b26c9d23f966cfbab-1.jpgC:\Users\1\AppData\Local\Temp\Temp1_Задание-схемы1.jpg.zip\f1d50d7cf7048401d7a569dee7d04ec8-0.jpgC:\Users\1\AppData\Local\Temp\Temp1_Задание-схемы1.jpg.zip\f1d50d7cf7048401d7a569dee7d04ec8-1.jpg



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Ментальная арифметика как средство развития умственных способностей в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: познакомить педагогов с эффективной методикой умственного развития детей дошкольного  возраста «Ментальная арифметика».

Задачи:

  1. Познакомить участников с основами методики «Ментальная арифметика»
  2. Представить участникам мастер-класса этапы обучения по данной методике.
  3. Создать условия для практического освоения счета на абакусе.
  4. Раскрыть инновационные возможности методики «Ментальная арифметика» в работе с детьми.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Методы и приемы проведения:

  • словесный метод: беседа, объяснение;
  • наглядный метод: демонстрация практических упражнений с абакусом, показ флеш-карт;
  • практический метод: игра  «Кубикум».

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран для презентации, флеш-карты, абакусы, игра «Кубикум».

 

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть.

Коллеги, как вы понимаете фразу «Кто не успевает, тот опаздывает»? (ответы) Всё правильно уважаемые коллеги!

21 век - век скоростей. Мы привыкли к скоростному интернету, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить большое количество информации, поэтому я выбрала методику позволяющую ускорить процесс усвоения информации детьми дошкольного возраста и это «Ментальная арифметика».

Данная методика направлена на развитие умственных способностей и творческого потенциала, с помощью арифметических вычислений на японских счетах – абакус. Уникальность методики – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. В процессе работы с абакусом, у ребенка активизируются тактильные, зрительные и слуховые ощущения, наглядно-образное мышление.

Я разработала игровое дидактическое пособие «КубикУм», которое включает в себя комплекс игр, на мой взгляд, наиболее эффективных для  освоения техники счета на абакусе.

Обучение ментальной арифметики условно состоит из двух этапов.

На первом этапе я использую упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, память, внимание, логику, скорость мышления.

На втором этапе дети осваивают счет и решение арифметических задач на абакусе.

 

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги предлагаю перейти к практической части.

Открываем первый куб.

  1. Приготовили две руки, одну руку сложили в кулак, большой палец вверх (лайк), на второй руке делаем кольцо из большого и указательного пальца,  а теперь поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
  2. Попробуем другое упражнение - правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпускаем руки, хлопаем в ладоши, и меняем положение рук.
  3. А теперь порисуем. Возьмите два фломастера, лист с изображением птицы – совы. Рисуем одновременно двумя руками. Приступаем. Все эти упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия.
  4. Уважаемые коллеги, внимание на экран! Что это такое? Как же можно применить лего – конструктор на занятиях по математике? Да, совершенно верно, можно выкладывать цифры, считать с помощью лего – конструктора, а так же на первоначальном этапе, лего – конструктором могут заменить косточки на абакусе.

 

Второй куб познакомит нас с абакусом.

Я вам предлагаю взять абакусы, можете их покрутить. Даю вам возможность поиграть с ними, рассмотреть их.

Как вы видите, абакус состоит из рамки, планки, спиц и косточек. Каждая спица представляет собой разряды: единиц, десятков, сотен и т.д.

Косточки, которые расположены на спице единиц, поднимаем и опускаем правой рукой.

Остальные косточки на других спицах – левой рукой.

Теперь положите абакус перед собой, так чтобы верхняя косточка над планкой была вверху.

Держат абакус левой рукой тремя пальцами большим, безымянным и мизинцем, остальные подняты вверх. Чтобы приготовить его к работе или по-другому обнулить, необходимо сложить на правой руке указательный палец «клювиком» или «крабиком»:

Чтобы правильно считать

Надо пальчики размять

Вниз большой вверх указательный

Вышел крабик замечательный

Плавно проводим по перекладине справа налево так, чтобы все косточки вернулись в свое исходное положение.

Под планкой располагаются четыре косточки, над планкой одна косточка, она обозначает число 5.

Как же правильно набирать числа на абакусе?

Предлагаю вам присоединиться.

Начинаем с разряда единиц. Чтобы показать число 1, нам необходимо большим пальцем поднять 1 косточку, это будет +1. Чтобы отнять число 1 указательным пальцем опускаем косточку вниз, это будет -1.Чтобы показать число 5 мы опускаем 1 косточку указательным пальцем, это будет число +5. Отнимаем так же указательным пальцем, это будет число -5.

Потренируемся набирать числа.

Число +2, число – 2. Число +3, число -3, число +5, число -5.

Коллеги, посмотрите на экран. На экране представлена флеш-карта, вам нужно определить, какое число она обозначает. Какое это число? Проверяем!

 

Теперь предлагаю поработать самостоятельно. Разделитесь на три группы, по три человека.

  1. Игра с прищепками

Ваша группа будет определять количество шариков у енота. Нужно посчитать сколько всего шариков и прицепить прищепку на флеш - карту с таким же количеством косточек.

  1. Соедини

Ваша группа будет считать  количество предметов и соединять с изображением числа на абакусе.

  1. Лабиринт

Вам нужно пройти лабиринт, считая на абакусе.

А теперь проверим правильность выполненных заданий.

Для закрепления чисел на абакусе, можно использовать напольный тренажер. Мы с вами тренировались выкладывать однозначные числа.

А теперь попробуем показать двузначные числа. Приглашаю двух желающих. Спасибо за участие!

Игровые упражнения в КубикУме не статичны. По мере усвоения поставленных задач задания усложняются. И я их меняю в зависимости от задач.

 

Рефлексивно-оценочный этап.

Вот так с помощью представленной методики я создаю условия для того, чтобы интеллектуальное развитие дошкольников соответствовало требованиям современности. В конце своего выступления предлагаю оценить мой мастер - класс.

Прошу посмотреть на экран, на котором представлены критерии оценки. Наберите пожалуйста свой ответ в виде числа на абакусе.

1 – представленная информация кажется ненужной и бесполезной.

2 – воздержусь от комментариев.

3 - не готовы пока это использовать в своей работе.

4 – мастер-класс был интересен и полезен. Найду возможность использовать представленные игры в своей работе.

Спасибо за внимание! Отвечу на интересующие вас вопросы.