Проектная деятельность
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №95 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Г.УЛАН-УДЭ (2КОРПУС)
ПРОЕКТ
«По тропе индейцев»
для старшей группы
Разработали:
Гриник Е.А. музыкальный руководитель
г. Улан-Удэ
июнь, 2022
Пояснительная записка.
Помните, как в нашем детстве все мальчишки играли в «индейцев», «солдатиков» а девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно в «магазин» и «варили супчики» из одуванчиков… А во что сейчас играют современные дети?
Игра не просто развлечение для детей, игра – неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в игре, как в зеркале отражаются важные моменты развития детской психики. И если говорить об играх в целом – то, это культурное явление: меняется общество – меняются и игры. Из практического опыта можно сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону. Игры детей сейчас шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии, дети «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»!
Спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети подвержены конфликтным ситуациям, взрослому приходится их постоянно ограничивать и организовывать. Современные родители, которые заботятся о гармоничном развитии собственных детей, уже не спрашивают: зачем, вообще, играть с детьми? Они задаются вопросами: «Как играть с ребенком? И где выкроить время для своего ребенка, чтобы погрузиться в совместный творческий процесс?».
Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем – создание пространства, где дети могут играть свободно и творчески. Как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Актуальным и эффективным решением такой задачи может стать совместная проектная деятельность детей и взрослых, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно социализироваться в жизне.
Совместная проектная деятельность, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности. А так-же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия в ней родителей.
Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Совместный проектов – это исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания проектной деятельности.
Вид проекта: информационно - практико - ориентированный, исследовательско -творческий, ролево – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старших групп №3, №4 воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта:
Создание условий для воспитания чувства толерантности у детей через любознательность и познавательную деятельность дошкольников. Инициировать творчество детей, через формирование навыка организации самостоятельной игровой деятельности в заданном игровом пространстве.
Задачи:
- Развивать общее познавательские способности (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения), через знакомство с другими народами мира.
- Обогащение активного словарного запаса на тему «Индейцы», формирование умение вести диалог в заданной игровой ситуации.
- Знакомство детей с национально декоративно-прикладным искусством индейского народа, побуждать творческую инициативу и фантазию.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, расширять их музыкальный кругозор на примерах индейского музыкального наследия.
- Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры по правилам.
- Активизировать участие родителей в деятельности группы.
Планируемый результат:
Создание методических разработок ООД «Кто такие индейцы».
Проведение квест-игры «По тропе индейцев».
Картотека дидактически-развивающих игр.
Выставка творческих работ.
Картотека литературных произведений, рассказывающих о жизни индейцев.
Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей, костюмами, масками, атрибутами.
Создание папки-передвижки для родителей «Как организовать игру в индейцев в семье».
Актуализация потребности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме организация совместных игр в семье.
Повышение компетентности родителей в приобщении детей к обычаям, традициям народов мира.
Этапы реализации проекта.
Первый этап - организационный: 11.06-17.06
Второй этап - реализация проекта: 20.06-23.06
Третий этап - заключительный: 24.06
Примерный план
Сроки | Формы и виды деятельности | Участники | Предполагаемый результат |
Организационный этап | |||
14.06.22- 17.06.22 | подбор детской художественной литературы подбор видео материала составление музыкального плейлиста разработка занятий разработка сценария досуга информирование о проекте родителей | музыкальный руководитель воспитатель родители | Конспекты OОД Сценарий досуга Презентации Музыкальный плейлист Картотека дидактических игр |
Реализация проекта | |||
20.06.22 | Интегрированное занятие «Традиции индейского племени». Просмотр мультфильмов об индейцах. | Музыкальный руководитель. Воспитатель Родители | Устойчивый интерес к жизни и культуре индейцев Майя; пополнение словарного запаса Расширение музыкального кругозора; Эмоционально-положительный настрой. |
21.06.22 | Творческая мастерская «Превращение в индейцев» Изготовление оберега «Ловец снов» | Воспитатель Музыкальный руководитель. родители | Изготовленные атрибуты: ободки из перьев, обереги. Выставка рисунков «Мой вигвам» Формирование навыка изготовления «оберега сна» |
22.06.22 | Музыкальное занятие «Звучащий мир индейского племени» Слушание индейской флейты и звуков леса. Изготовление индейского музыкального инструмента — сампоньо | Музыкальный руководитель Родители | Расширение музыкального кругозора; Формирование навыка игры на тамтаме; Формирование представления о характерных танцах индейского племени; Презентация |
23.06.22 | Изготовление талисмана из соленого теста Изготовление группового Вигвама | Воспитатель Родители | Навык работы с соленым тестом; Навык росписи Игровое оборудование |
Заключительный этап | |||
24.06.22 | Квест – игра «По тропе индейцев» | Музыкальный руководитель Воспитатель Родители | Навык организации самостоятельной игровой деятельности в заданном игровом пространстве. |
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальное оборудование, мульти-мидийное оборудование, канцелярские принадлежности, цветная бумага картон, детские музыкальные инструменты, костюмы индейцев, спортивный инвентарь, макеты вигвама.
Возможные риски и способы их преодоления:
Планируемый риск | Возможный способ преодоления |
Взаимодействие с родителями | использование информационно-коммуникативных форм работы с родителями развития заинтересованности родителей через творчество детей. |
Приложение 1
План-конспект обзорного занятия «Кто такие индейцы?»
Цель: Обогащать знания детей о представителях других народов Мира, создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи:
- Расширение словарного запаса детей по теме индейцы.
- Развитие чувства ритма и мелкой моторики.
- Продолжить учить детей свободе творческого выражения в движения, имитируя разные действия.
- Создавать условия для воспитания толерантности и устойчивого интереса к познанию.
Музыкальный руководитель:
Ребята посмотрите, вам знаком это за предмет? (показываю глобус).
Глобус-это макет Земли, то есть объемное изображение нашей планеты, на которой мы живем. Предлагаю рассмотреть его внимательно (дети рассматривают его, передавая друг другу).
Синие участки - это вода. Коричневый цвет-это суша, земля.
И сегодня мы отправимся в Северную Америку, (показываю) именно здесь живут индейцы.
Звучит индейская музыка, выходит Вождь.
Показ Призентации «Кто такие индейцы?»
Рассказывает Вождь.
- Индейцы — это древний народ, проживающий в далеких от нас местах-Северной и Южной Америке.
- Главным у них является лучший ловкий воин и называют его – вождь.
- Посмотрите какие у них яркие костюмы, головные уборы из перьев, раскрашенные лица.
- Индейцы были хорошими охотниками и часто охотились на диких зверей (безонов) при помощи луков и стрел, ходили на рыбалку и плавали по реке. Их лодка называется каноэ.
- Свои дома индейцы делали из тонких веток, которые обтягивали кожей животных, корой деревьев. Внутри их дома постоянно горел костер.
- Индейцы изготавливали Тотемы — это образ священных животных, растений, это светлая добрая сила. Тотем защищает племя от беды и неудач.
Предлагаю вам спеть «Индейскую считалочку» (видео)
Дети подпевают, ориентируясь по цифрам.
Вождь: Ребята давайте познакомимся с жителями моего племени, у них очень интересные имена.
Ритмическое упражнение «Прохлопать Имена Индейцев»
Зоркий Глаз, Чингачкук, Орлинное Перо, Хитрый Лис, Бесстрашный Орел, Белый Клык, Гордый Ворон, Грозный Змей, Дикий Безон, Сильный Кулак, Быстра Нога.
Вождь: А сейчас ребята мы отправимся с Вами на охоту. На чем ездят индейцы? Правильно на лошади! (выполняем движение «лошадки»)
А из чего стреляют индейцы? Правильно из лука выпускают стрелы (выполняем движение «стрелец»)
Музыкальное упражнение «Охотники»
(менять движение на смену музыки)
Вождь: Ребята Вы хорошо охотились, давайте посмотрим нашу добычу!
Слайд животные Северной Америки.
Вождь: Пора нам разъезжаться по домам. А вы запомнили: Как называется дом индейца? Правильно Вигвам.
Музыкальная игра «Построй Вигвам»
Участвует 5 человек, дети бегут по кругу, как только останавливается музыка четверо ребят берутся за концы полотна, а один встает по центру, вытягивая руку вверх имитируя «Вигвам». Кто быстрее и ровнее построит.
Ребята а вы дома играли в индейцев?
Давайте посмотрим мультфильм, как его герои играют в эту интересную игру.
Просмотр мультфильма «ЙоНаЛу - Вождь Орлиное Перо»
Вождь: Ребята я очень рад, что мы сегодня с Вами познакомились!
А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы поймать правильный ответ:
Дидактическая игра «Выбери нужное»
Предлагаю Вам выбрать нужные карточки которые относятся к жизни индейцев.
Упражнение «Посвящение в индейцев»
План-конспект занятия «Звучащий мир индейского племени»
Цель: познакомить детей с музыкой других народов. Знакомство с музыкальными инструментами индейских племен.
Задачи:
- Расширение словарного запаса детей по теме музыкальные инструменты мира.
- Продолжать развивать умение слушать музыку спокойно и внимательно.
- Развивать умение выражать при помощи слов свои чувства, эмоции, ассоциации от прослушанной музыки, инструмента
- Создавать условия для воспитания толерантности и устойчивого интереса к познанию.
- Закрепление новой информации, полученной на первом занятии
Детей в зале встречает Чингачкук.
Чингачкук:
Я смелый, сильный Чингачкук, вождь племени бесстрашных краснокожих!
Пришел к вам в гости я Ваш друг, вы на меня похожи!!
Я – Чингачгук, по-русски – Большой Змей.
Я друг всем, кто слабей!
Я — индеец Чингачгук
мне неведом страх, испуг!
Меткий лук и зоркий глаз
на охоте помогал не раз!
Ребята сегодня мы снова отправимся с Вами на охоту. Вспомните, на чем ездят индейцы? Правильно на лошади! (выполняем движение «лошадки»)
А из чего стреляют индейцы? Правильно из лука выпускают стрелы (выполняем движение «стрелец»)
Музыкально – ритмические движение «Охотники»: осторожный шаг и имитация стрельбы из лука.
01 Ale Muniz-Tanec indejcev Piter Pen (Dydki.info)
Ребята, давайте вспомним а как приветствуют друг друга индейцы? Поднимаем правую руку и говорим «ХУК»
Приветствие «УУУУУ» (в трех тональностях)
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы придумали себе прозвище? Давайте попробуем придумать и прохлопать.
Вы помните что прозвище индейца, подчеркивает его черту характера или какие то особенности человека. Каждый назовет свое прозвище, а мы вместе угадаем, чем отличается этот индеец от других.
Ритмическое упражнение «Прохлопать свое прозвище»
Чингачкук: Сегодня хочется разучить с вами мою любимую индейскую песенку.
Пение «Индейская песенка» с движениями (БАРАБАН+БУБЕН)
Мы индейцы храбрые
Как Ягуары, да!
И вольные как ястребя
Но начеку всегда!
Хэй я на на на
Хэй я на на на
Мы индейцы храбрые
Но тихо подползем
Хоть мишка ты хоть жук
Но мы тебя найдем
Хэй я на на на
Хэй я на на на
Слушание
Вождь: Ребята! Как вы думаете, что это изображено на картинке?
Дети пытаются угадать.
Это музыкальный инструмент моего племени, внешне очень похож на дудочку. Инструмент называется – сампоньо/кена
Давайте с Вами послушаем, как он звучит.
Показывает изображение индейского музыкальных инструментов – сампоньо ( Флейта Пана), кена.
Просмотр видео Alexandro Querevalú - El Condor Pasa Best Live Version
Флейта Кена и Сампоньо
Музыкальный руководитель: Ребята, какая музыка? Как она звучала? Какую картину вы бы нарисовали к этой музыке?
Ребята, а вы знаете, что перед каждым важным событием индейцы танцуют общий танец, задабривая духов. Давайте и мы разучим движения этого танца.
Танец индейцев разучивание
02 Tanec Indejcev-Legenda (Dydki.info)
Вождь: ребята, вы славно поохотились, несите теперь свою добычу домой.
А где наш дом? Его нет, не хорошо, надо построить.
Музыкальная игра «Построй Вигвам»
Участвует 5 человек, дети бегут по кругу, как только останавливается музыка, четверо ребят берутся за концы полотна, а один встает по центру, вытягивая руку вверх имитируя «Вигвам». Кто быстрее и ровнее построит.
Чингачкук: Ребята, вы сегодня молодцы, я рад, что подружился с Вами! Хочу подарить Вам раскраски!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №95 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ (2КОРПУС)
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ
«Коляда пришла — всем веселья принесла!»
для детей подготовительной группы
Авторы проекта:
Гриник Е.А., музыкальный руководитель, I квалификационная категория
Собакинова С.К., воспитатель, высшей квалификационная категория
2023г.
1.Пояснительная записка.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается через вовлечение родителей в деятельность ДОУ и их активное участие в детско-взрослых проектах. Данный проект основан на обращение к историческому прошлому нашей страны, где важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных" сил. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др.
Вид проекта: Детско-взрослый, информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный, одна неделя с 09.01.22 – 13.01.22
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей, через участие в проекте «Коляда пришла — всем веселья принесла!»
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- создание условий для установки партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, через индивидуальную работу по изготовлению костюма для ряженых.
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада, через проведение досуга и участие в совместном творчестве.
- приобретение недостающих знаний о традиционных праздниках на Руси, из разных источников, развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
- развитие важнейших компетенций для современной жизни:
- развитие устойчивого интереса детей к истокам русской национальной культуры;
- знакомство с обрядовыми праздниками, активное участие детей в организации «колядования, разучивание музыкального фольклорного материала для использования в повседневной жизни;
Планируемый результат:
- сценарий досуга
- фонотека- колядки
- анкетирование родителей по потребности родителей в совместной деятельности
- пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей.
- публикация методической разработки проекта
- буклет для родителей о старинном русском обычаи
2. Основная часть
Этапы реализации проекта.
Первый этап - организационный:
· подбор детской художественной литературы
· подбор материала для презентации, её создание
· подбор наглядного материала по данной теме
· подбор песенного материала
· подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме
· оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Второй этап - реализация проекта:
· беседы по картинам русских художников
· чтение художественной литературы, загадывание загадок
· подбор народных игр, потех
· прослушивание и разучивание рождественских колядок
· ознакомление с музыкальными произведениями
· рассматривание иллюстраций, связанных с коледованием
· просмотр презентация по теме, обсуждение
Третий этап - заключительный:
· Проведение досуга ««Коляда пришла — всем веселья принесла!»
· Организация фотосессии участников проекта
· Фотоотчёт проекта
· Сценарий досуга «Коляда пришла — всем веселья принесла!»»
· Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте
3. Практическая часть.
Сроки | Формы и виды деятельности | Участники | Предполагаемый результат |
09.01 11.01 | подбор детской художественной литературы; подбор материала и создание презентации; подбор наглядного материала по данной теме подбор музыкального материала, составление репертуара; подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме; оснащение развивающей предметно-пространственной среды информирование о проекте всех групп сада. | музыкальный руководитель воспитатель родители | сценарий проведения колядок план-конспект тематического занятия видеотека презентация фонотека |
11.01-13.01 | Разучивание рождественских колядок Репетиция шумового оркестра Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей. Загадывание загадок. Беседы по картинам русских художников Изготовление Рождественской звезды, валенка для гадания, туеска для колядок, костюмов ряженых | музыкальный руководитель воспитатель родители дети | репетиция постановки реквизит, костюмы выставка |
10.09 | Интегрированное музыкальное занятие «Коляда пришла -всем веселье принесла» (просмотр иллюстраций, рассказ о истории колядок, слушание колядок, разучивание) | музыкальный руководитель воспитатель | видеопрезентация конспект интегрированного занятия |
11.01 | Конструирование из бумаги Изготовление масок для ряженых | воспитатель родители | реквизит для досуга |
12.01 | Рисование «Валенки, да валенки» | воспитатель родители | выставка детского творчества |
13.01 | Проведение досуга «Коляда пришла — всем веселья принесла!» Организация фотосессия участников проекта, фотоотчет Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте | музыкальный руководитель воспитатель дети | фотоальбом положительные эмоции детей и родителей. |
Материально-техническое обеспечение: Музыкальное оборудование, шумовые инструменты, ленты, платки, костюмы ряженых, материалы для творчества.
Возможные риски и способы их преодоления:
Планируемый риск | Возможный способ преодоления |
Взаимодействие с родителями | Использование информационно-коммуникативных форм работы с родителями. Развития заинтересованности родителей через творчество детей. |
Список литературы
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г;
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб:Детство-Пресс, 2004г.;
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
- Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис- Пресс, 2008. – 208 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7лет/авт.-сост.В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013г;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Досуг «Коляда пришла - всем веселье принесла!»
Стук в дверь.
Музыкальная заставка «Коляда, колядица»
Дети входят в зал. Идут в свободном порядке командой колядующих. Впереди звездарь, потом звонарь, мехоноша и ряженые. Останавливаются в центре зала.
1-ый ребенок:
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
2-ый ребенок:
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Исполняется колядка «Уродилась коляда»
3-ий ребенок:
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
4-ый ребенок:
Тяпу-ляпу, скорей дайте коляду!
Ножки зябнут, я домой побегу.
Кто даст, тот — князь,
Кто не даст — того в грязь!
Исполняется колядка «А на улице мороз»
Воспитатель: Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут - тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. Ряженые исполнили колядные песни, присказки, заклички, прославляя Коляду, ну и конечно же водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем. В старину люди на колядках наряжались в разных животных, как вы думаете в каких? Ответы детей.
Воспитатель: А почему козу любили больше всех?
Коза – символ богатсва и плодородия. Люди говорили: «Где коза рогом-там жито стогом» Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.
Где коза проходит там пшеница родит
Где коза махнет хвостом там и рожь взойдет кустом.
Давайте позовем в круг козу.
Народные игры: «Шел козел по лесу», «Плетень»
Воспитатель: В день зимнего солнцестояния, согласно поверью, Солнце съедал змей Коротун, но, чтобы люди не остались без света и тепла, добрая богиня Коляда в водах Днепра рожала новое Светило, маленького Божича. Далее, нужно было всеми силами защищать новое солнце от злых сил. Поэту часто колядующие наряжались в самые необычные костюмы разной нечисти. Можно было встретить среди них и Бабу-Ягу. (достает маску Бабы-Яги)
Игра «Эй, метла веселая метелка» М.Басова
Воспитатель: Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания. Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее. Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе!
Гадание. Воспитатель достает мешочек с предсказаниями для родителей и коробочку с карточками для детей.
Воспитатель:
Дай, Бог, тому, кто в этом дому!
Вам и каша густа, вам и мёд на уста!
Вам и плюшек с творогом и детишек полный дом!
Хоровод «Пришла коляда»
Воспитатель:
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Мы ходим предложить вам поиграть на самых простых и распространённых инструментах русского народа. Давайте посмотрим, кто кого переиграет. (Делим на две команды, участник по очереди показывают свое мастерство)
Состязание шумовых оркестров «Русская плясовая»
Воспитатель:
Хорошо мы поиграли.
Здесь совсем мы не скучали
Чтоб гостинцы получать
Пойдем дальше колядовать!
Дети опять выстраиваются и идут по кругу, исполняя колядки.
Ребенок:
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи,
Весть вам добрую несем,
Без гостинцев не уйдем!
Взрослые угощают детей сладостями.