Рабочие программы
К вашему вниманию мои рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по бурятскому языку | 92.75 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671610, РБ с. Баргузин, ул. Калинина 51А, тел.8(30131) 41540, 41554,
факс8(30131) 41540, barguzinschool@gmail. com
«Рассмотрено»: Руководитель предметно- цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ. Чебунина Н.В/ / Протокол №1 от 30.08.2021 | «Согласовано» зам.директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ Жалсанова Л.М. / / от 30.08.2021г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ Молчанов А.И. / / Приказ №130 от 30.08. 2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по бурятскому языку как государственному для обучающихся 5-9 классов
на 2021- 2022 учебный год
Составлена учителем бурятского языка
Баяндуевой Хандой Шулуновной
Принята на заседании педагогического
протокол №1 от 30. 08. 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМУ
5-9 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному ориентирована на учащихся 5-9 классов на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г № 1897);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017г «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющимися образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020г №16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2. 3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15);
- Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией С.Ц.Содномова, Р.С.Дылыковой, Б.Д.Жамбалова, Б.Д.Содномовой.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию ( приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г №253 с изменениями от 08.06.2015г №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38, 21.04.2016г №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06. 2017 № 581, от 05.07.2017 №329:
- Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана, 5 класс, «Бэлиг», 2017;
- Содномов С.Ц., Надагурова А.А. Алтаргана, 6 класс, «Бэлиг», 2017;
- Содномов С.Ц., Найданова В.А. Алтаргана, 7 класс, «Бэлиг», 2017;
- Содномов С.Ц., Надагурова А.А. Алтаргана, 8 класс, «Бэлиг», 2017;
- Макарова О.Г. «Бурятский язык», 9класс, «Бэлиг», 2017г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.121.2018г № 345.
Программой отводиться на изучение бурятского языка как государственного 170 часов, которые распределяются по классам следующим образом:
- 5 класс- 34часа (1 час в неделю),
- 6 класс- 34 часа (1 час в неделю),
- 7 класс- 34 часа (1час в неделю),
- 8 класс- 34 часа (1 час в неделю),
- 9 класс- 34часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ, и ресурсы Интернета;
-знать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка, интонацию различных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений;
-основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику) принятые в бурятском языке;
- роль владения несколькими языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа;
- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов;
- использовать переспрос, повторить просьбу;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, о своих увлечениях;
-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу;
-делать сообщения, описывать события/ явления в рамках изученных тем), передавать основное содержание прочитанного или услышанного;
-ориентироваться в тексте на бурятском языке, прогнозировать его содержание по заголовку.
Цели и задачи:
В процессе обучения курсу «Бурятский язык как государственный» реализуются цели:
Совершенствование коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно – познавательной:
речевая компетенция – развиваются и совершенствуются сформированные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме;
языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
социокультурная компетенция – осуществляется приобщение к культуре бурятского народа в рамках более широкого спектра сфер, соответствующих психологическим особенностям учащихся данного возраста; развивается способность и готовность использовать бурятский язык в реальном общении; формируется умение представлять свой собственный регион, ее культуру;
компенсаторная компетенция – развиваются умения выходить из затруднительного положения, вызванной нехваткой языковых средств за счет перифразы, использования синонимов, жестов и т. д.;
учебно – познавательная компетенция – развиваются желание и умение самостоятельного изучения бурятского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов , с помощью справочников и т. д.) совершенствуются специальные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями.
В соответствии с этими целями ставятся задачи:
- формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи и т.д.), наблюдаемых на русском и бурятском языках;
- знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же их общеучебных умений;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(170 часов)
Краткое сведение о бурятском языке. Бурятский язык и его роль в современном обществе. Стихотворения бурятских поэтов о бурятском языке.
Повторение изученного материала на начальном этапе образования. Повторение тем «Семья», «Профессия», «Знакомство», «Игрушки и место их нахождения», «Животные и их количество», «Цвета», «Посуда», «Одежда», «Части тела человека». Слова, отвечающие на вопрос «юу хэнэб?», «ямар?»
Моя семья. Члены моей семьи. Семейные праздники. Помощь на дому. Домашние питомцы и уход за ними. Покупки в семье. Традиционная бурятская еда, ее приготовление. Взаимоотношения в семье, особенности установления отношений в семье, в том числе с людьми разных поколений. Почитание старших - символ мудрости и доброты. Ж. Балданжабон «Та» .Составление родословного древа. Близкие и дальние родственники. Гостеприимство бурят. Семья моего друга.
Мой день. Называем время. Рассказ о рабочем дне. Что я делаю каждый день. Выходной день: планирование совместных мероприятий с друзьями, общение по телефону. Выходной день друга (подруги).
Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, Интернет).
Здоровый образ жизни. Правильное питание, отказ от вредных привычек. Бурятские спортсмены- олимпийцы.
Школьное образование. Изучаемые предметы, классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, театр, походы, экскурсии, музыка). Круг чтения подростков: как правильно научиться читать книгу. Школьная жизнь зарубежных сверстников.
Проблема выбора профессии. Профессии родителей. Возможности продолжения образования. Популярные профессии. Опасные профессии. Успешные люди. Черты характера, необходимые для выбора профессии. Как стать знаменитым (занимательные факты из жизни знаменитых людей республики). Д.Жалсараев «Хоер нухэдэй хусэл», Г.Чимитов «Би космонавт болохоб».
Мир моих увлечений. Хобби. Спорт. Посещение дискотеки и кафе. Искусство в жизни молодежи. Роль книги в жизни современных подростков.
Традиционные праздники народов, проживающих на территории Бурятии. Г.Бадмаева «Сагаалганай бэлэг». Рецепты различных блюд. Белая пища. Поведение в семье и в гостях. Д.Банзаров «Празднование Белого месяца у монголов». Празднование Сагаалгана в школе. Сурхарбаан. Три игры мужей. Шагай и ёхор.
Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности республики. Государственные символы (флаг, герб, гимн). Города и села, родной край, родное село. Жизнь в городе и в сельской местности. Путешествия как способ познания мира. Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии, их вклад в развитие российской культуры, науки и искусства.
Средства массовой информации. Любимые телепрограммы. Роль Интернета в жизни современного подростка. Преимущества и недостатки Интернета. Любимые сайты.
Природа и проблемы экологии. Природа родного края. Времена года. Г.Дашабылов «Жэлэй дурбэн саг». Будущее нашего района. Озеро Байкал- уникальное творение природы, проблемы его экологии.
Общие сведения о бурятском языке. Бурятский язык- язык межличностного общения. Долгие и краткие гласные. Смыслоразличительная роль. .Закон гармонии гласных. Значимые части слова. Использование наиболее продуктивных суффиксов.
Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Настоящее, будущее и прошедшее времена глагола. Личное и безличное притяжание. Степени сравнения прилагательных. Местоимения. Порядковые числительные. Наклонение. Формы обращения. Наречия времени и образа действия. Модальные слова (хэрэгтэй, еһотой). Числительные количественные числительные, даты. Союзы (ба, болон, харин, аад, теэд), союзные слова( юундэб гэхэдэ, хаана- тэндэ).
Послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению. Междометия: Оо! Аа! Уу! Специальные вопросы. Альтернативные вопросы. Восклицательные предложения для выражения эмоции.
Простые распространенные предложения, специальные предложения, восклицательные предложения.
Учебно - тематический план
6 класс
№ | Наименования разделов | Коли- чество часов | в том числе количество уроков проведено | ||
теорети ческие | практическ. | контрольная работа провед. | |||
1 | Здравствуй, бурятский язык | 1 | 1 | ||
2 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | 2 | ||
3 | Взаимоотношения в семье | 4 | 1 | 2 | 1 |
4 | Мои друзья и я | 3 | 1 | 2 | |
5 | Здоровый образ жизни | 4 | 1 | 2 | 1 |
6 | Сагаалган, Сурхарбаан | 3 | 2 | ||
7 | Школа, учеба | 3 | 1 | 1 | 1 |
8 | Профессии | 4 | 2 | 2 | |
9 | Средства массовой информации | 4 | 1 | 2 | 1 |
10 | Бурятия | 4 | 2 | 2 | |
11 | Повторение изученного в учебном году | 2 | 1 | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ | № | Тема урока | колич ество часов | дата планиро вания | дата фактическ. провед. | форма проведения урока | ||
1 | Здравствуй, бурятский язык! | 1 | 1 неделя | |||||
2 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | ||||||
2 | Семья Даримы | 1 | 2 неделя | |||||
3 | Любимые домашние животные | 1 | 3 неделя | |||||
3 | Взаимоотношения в семье | 4 | 4 неделя | |||||
4 | Семья Баира. Личное притяжание | 1 | 5 неделя | |||||
5 | Дружная семья Сэдэба. Окончания множественного числа | 1 | 6 неделя | |||||
6 | Любимые блюда нашей семьи. Будущее время глагола. | 1 | 6 неделя | |||||
7 | Тест по теме «Моя семья» | 1 | 7 неделя | |||||
4 | Мои друзья и я | 3 | ||||||
7 | Хобби моих друзей. Безличное притяжание | 1 | 8 неделя | |||||
8 | Любимые книги моих друзей. Орудный подчинительные союзы | 1 | 9 неделя | |||||
9 | Любимые виды спорта. Формы обращения | 1 | 10 неделя | |||||
5 | Здоровый образ жизни | |||||||
10 | Правильное питание. Подчинительные союзы | 11 неделя | ||||||
11 | Влияние игры в шахматы на человека | 12 неделя | ||||||
12 | Вредным привычкам «Нет!» | 13 неделя | ||||||
6 | Сагаалган, Сурхарбаан | 4 | ||||||
13 | Праздник Белого месяца. История праздника | 1 | 14 неделя | |||||
14 | Блюда Сагаалгана. Стихи о Сагаалгане | 1 | 15 неделя | |||||
15 | Сурхарбаан. Стрельба из лука, конные скачки, национальная борьба | 1 | 16 неделя | |||||
16 | Самостоятельная работа по темам «ЗОЖ», «Мои друзья и я», «Сагаалган, Сурхарбаан» | 1 | 17 неделя | |||||
7 | Школа. Учеба | 3 | ||||||
17 | Как я провел лето. Обращение с приказом | 1 | 18 неделя | |||||
18 | Моя школа. Мой класс | 1 | 19 неделя | |||||
19 | Длительный вид глагола в настоящем времени | 1 | 20 неделя | |||||
8 | Профессии | 4 | ||||||
20 | Профессии наших родителей. Словообразовательный суффикс «шан» | 1 | 21 неделя | |||||
21 | Популярные профессии. Настоящее время глагола | 1 | 22 неделя | |||||
22 | Моя будущая профессия | 1 | 23 неделя | |||||
23 | Тест по темам «Школа. Учеба» | 1 | 24 неделя | |||||
9 | Средства массовой информации | 4 | ||||||
24 | Современные виды средств массовой информации | 1 | 25 неделя | |||||
25 | Популярные сайты. | 1 | 26 неделя | |||||
26 | Периодическая печать. | 1 | 27 неделя | |||||
27 | Любимые телепередачи | 1 | 28 неделя | |||||
10 | 28 | Бурятия | 5 | |||||
29 | Родная республика | 1 | 29 неделя | |||||
30 | Города Бурятии | 1 | 30 неделя | |||||
31 | Удивительная природа Бурятии | 1 | 31 неделя | |||||
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | 32 неделя | |||||
11 | 33 | Повторение изученного в 6 классе | 2 | 33 неделя | ||||
34 | Повторение изученного в 6 классе | 1 | 34 неделя |
Учебно – тематический план
7 в класс
№ | Наименования разделов | Количество часов | |||||
теоретические | практич. | контрольная работа | |||||
1 | Здравствуй, бурятский язык! | 1 | 1 | ||||
2 | Повторение изученного в 6 классе. Функция послелогов | 2 | 2 | ||||
3 | Родственники | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Здоровый образ жизни | 4 | 2 | 2 | |||
5 | Мои друзья | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
6 | Учеба | 3 | 1 | 2 | |||
7 | Традиционные праздники | 3 | 1 | 2 | |||
8 | Средства массовой информации | 4 | 1 | 2 | 1 | ||
9 | Профессии | 3 | 1 | 2 | |||
10 | Бурятия | 8 | 2 | 5 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
7 в класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата планирования | Форма проведения урока | |
1 | Здравствуй, бурятский язык! | 1 | |||
2 | Повторение изученного в 6 классе. Функция послелогов | 1 | |||
3 | Родственники Моя родословная | 1 | |||
4 | Самостоятельная работа | 1 | |||
5 | ЗОЖ | 1 | |||
6 | Любимые виды спорта | 1 | |||
7 | О пользе витаминов. На свежем воздухе | 1 | |||
Знаменитые спортсмены нашей республики | 1 | ||||
9 | Мое хобби и хобби моих друзей | 1 | |||
10 | Мой режим дня | 1 | |||
11 | Выходной день | 1 | |||
12 | Контрольная работа | 1 | |||
13 | Моя школа и мой класс | 1 | |||
14 | Чтение – лучшее занятие | 1 | |||
15 | Любимые занятия в дни каникул | 1 | |||
16 | Сагаалган - национальный праздник | 2 | |||
17 | Благопожелания и стихотворения, посвященные Сагаалгану | 1 | |||
18 | История праздника. Традиционные блюда к празднику | 1 | |||
19 | СМИ | 1 | |||
Любимые телепрограммы | 1 | ||||
21 | Интернет. Популярные сайты. Периодическая печать | 1 | |||
22 | Контрольный тест | 1 | |||
23 | Профессии родителей | 1 | |||
24 | Популярные профессии | 1 | |||
25 | Моя будущая профессия | 1 | |||
26 | Родная республика | 1 | |||
28 | Районы республики | 1 | |||
29 | Столица республики | 1 | |||
30 | Государственные символы | 1 | |||
31 | Святые места Бурятии | 1 | |||
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
33 | Работа над ошибками | 1 | |||
34 | Повторение изученного | 1 |
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п урока | Тема | Даты по КТП | Даты проведения уроков | Количес тво часов | Причина корректировки | Способ и форма корректировки | Отметка о Согласовании (подпись зам директора По НМР, УВР) |
Учебно - тематический план
8 класс
№ | Наименования разделов | Количество часов | ||||
Теоретические | Практич. | Контрольн. провед. | ||||
1 | Здравствуй, бурятский язык! | 1 | 1 | |||
2 | Моя прекрасная Бурятия | 5 | 2 | 2 | 1 | |
3 | Здоровый образ жизни | 6 | 3 | 3 | ||
4 | Хобби | 5 | 2 | 2 | 1 | |
5 | Традиционные праздники | 3 | 1 | 2 | ||
6 | Давайте беречь родную природу! | 5 | 2 | 2 | 1 | |
7 | Байкал – жемчужина планеты | 3 | 1 | 2 | ||
8 | Профессии | 6 | 2 | 3 | 1 |
Календарно- тематическое планирование
8 класс
№ | Тема урока | количество часов | дата проведения | дата фактического проведения | |
1 | Здравствуй, бурятский язык! | 1 | 1 неделя | ||
2 | Моя прекрасная Бурятия. Стихи поэтов о Бурятии | 1 | 2 неделя | ||
3 | Театры нашей республики. Причастия | 1 | 3 неделя | ||
4 | Города нашей республики | 1 | 4 неделя | ||
5 | Стихотворение Б.Базарона “Эхэ оромнай hайхан даа” | 1 | 5 неделя | ||
6 | Контрольная работа | 1 | 6 неделя | ||
7 | ЗОЖ. О вредных привычках | 1 | 7 неделя | ||
8 | Разделительные и соединительные деепричастие | 1 | 8 неделя | ||
9 | Настоящие друзья | 1 | 9 неделя | ||
10 | Роль денег в жизни человека | 1 | 10 неделя | ||
11 | Предварительные и последовательные деепричастия | 1 | 11 неделя | ||
12 | Спорт в моей жизни | 1 | 12 неделя | ||
13 | Контрольная работа | 1 | 13 неделя | ||
14 | Традиционный праздник Сагаалган. Обряд приветствия | 1 | 14 неделя | ||
15 | Три игры мужей. Игра в шагай | 1 | 15 неделя | ||
16 | Сурхарбан, Сабантуй, Больдер и Масленица | 1 | 16 неделя | ||
17 | Стихотворения Д.Улзытуева и Ц.Д Дондогой | 1 | 17 неделя | ||
18 | Мир моих увлечений. Хобби моих друзей | 1 | 18 неделя | ||
19 | Любить родину- значит ее охранять | 1 | 19 неделя | ||
20 | Святые места родной Бурятии | 1 | 20 неделя | ||
21 | Стихотворение «Байгаалияа гамная!» | 1 | 21 неделя | . | |
22 | Леса республики и их охрана | 1 | 22 неделя | ||
23 | Обобщающие местоимения | 1 | 23 неделя | ||
24 | Контрольная работа | 1 | 24 неделя | ||
25 | Животный мир Байкала | 1 | 25 неделя | ||
26 | Легенды о Байкале | 1 | 26 неделя | ||
27 | Своя игра «Наш Байкал» | 1 | 27 неделя | ||
28 | Проблемы выбора профессии | 1 | 28 неделя | ||
29 | Знаменитые певцы Бурятии | 1 | 29 неделя | ||
30 | Известные спортсмены Бурятии | 1 | 30 неделя | ||
31 | Годовая контрольная работа | 1 | 31 неделя | ||
32 | Анализ ошибок | 1 | 32 неделя | ||
33 34 | Повторение изученного | 2 | 33, 34 недели |
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п урока | Тема | Даты по КТП | Даты проведения уроков | Количес тво часов | Причина корректировки | Способ и форма корректировки | Отметка о Согласовании (подпись зам директора По НМР, УВР) |
Учебно- тематический план
9 класс
№ | Тема | количество часов | |||
всего | теоретич. | практич. | контрольн. | ||
1 | День Знаний. | 1 | 1 | ||
2 | Закон гармонии гласных. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Лично- предикативные частицы | 4 | 1 | 2 | 1 |
4 | Падежи | 7 | 3 | 3 | 1 |
5 | Личное и безличное притяжания | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Окончания множественного числа | 4 | 2 | 2 | |
7 | Формы обращения | 5 | 2 | 2 | 1 |
8 | Заимствованные и вводные слова | 6 | 2 | 3 | 1 |
10 | Послелоги | 1 | 1 |
Календарно – тематический план
9 класс
№ | Тема | дата фактического провед. | Форма проведения урока | |||
дата планирования | ||||||
1 | День Знаний. Знакомство | 1 | 1 неделя | 2.09.2021 | ||
2 | Закон гармонии гласных | 1 | 2 неделя | 9.09.2021 | ||
3 | Структура предложения | 1 | 3 неделя | 16.09.2021 | ||
4 | Имя числительное | 1 | 4 неделя | 23.09.2021 | ||
5 | Личные местоимения | 1 | 5 неделя | 30.09.2021 | ||
7 | Лично- предикативные частицы | 1 | 6 неделя | 7.10.2021 | ||
8 | Одежда. В магазине одежды | 1 | 7 неделя | 14.10.2021 | ||
10 | Дом. Адрес. Традиционное жилище бурят | 1 | 8 неделя | 21.10.2021 | ||
Родительный падеж | 1 | 9 неделя | 28.10.2021 | |||
11 | Винительный падеж | 1 | 10 неделя | 18.11.2021 | ||
12 | Контрольная работа | 1 | 11 неделя | |||
13 | Еда. Формы речевого этикета | 1 | 12 неделя | |||
14 | Орудный падеж | 1 | 13 неделя | |||
15 | Совместный падеж. Утвердительная частиөа юм | 1 | 14 неделя | |||
16 | Контрольная работа | 1 | 15 неделя | |||
17 | Личное притяжание | 1 | 16 неделя | |||
19 | Безличное (возвратное) притяжание | 1 | 17 неделя | |||
20 | Почта. Формы речевого этикета | 1 | 18 неделя | |||
21 | Окончания множественного числа | 1 | 19 неделя | |||
22 | Отрицание. Отрицательные частицы | 1 | 20 неделя | |||
23 | Контрольная работа | 1 | 21 неделя | |||
24 | Наречие | 1 | 22 неделя | |||
25 | Формы обращения | 1 | 23 неделя | |||
26 | Формы пожелания и предостережения | 1 | 24 неделя | |||
27 | В парикмахерской | 1 | 25 неделя | |||
28 | Контрольная работа | 1 | 26 неделя | |||
29 | Растения. Природа | 1 | 27 неделя | 9 кл | ||
30 | Заимствованные слова | 1 | 28 неделя | |||
31 | Дондок Улзытуев «Наказ» | 1 | 29 неделя | |||
32 | Вводные слова | 2 | 30 неделя, 31 неделя | |||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 32 неделя | |||
34 | Анализ ошибок | 1 | 33 неделя | |||
34 | Повторение изученного в учебном году | 1 | 34 неделя |
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п урока | Тема | Даты по КТП | Даты проведения уроков | Количес тво часов | Причина корректировки | Способ и форма корректировки | Отметка о Согласовании (подпись зам директора По НМР, УВР) |
Приложение
Фонд оценочных средств
6 класс Контрольная работа №1
- Выпишите лишние слова:
а) Үбгэн аба, эгэшэ, аха, һурагша, нагаса.
б) Дэбтэр, сабуу, сонхо, ном, шугам.
в) Ногоон, улаан, һайхан, шара, сагаан.
г) Сай, хилээмэн, шүлэн, бууза, табаг.
2. Переведите:
а) Номтой, эжытэй, дэбтэртэй, нохойтой, миисгэйтэй, эгэшэтэй, ахатай.
3. Напишите стихотворение- синквейн о любимом животном:
______________________________________________
1___________________________________________________________
2___________________________________________________________
3___________________________________________________________
4___________________________________________________________
5___________________________________________________________
4. Напишите родственников по образцу:
Энэ минии эжы – эжымни.
Энэ манай багша - _____________
Энэ танай һургуули - ___________
Энэ шинии нохой-______________
5. Соотнесите вопросы с ответами:
Энэ юунэй үүдэн бэ? гэрэй хорео
Энэ хэнэй малгай бэ? гэрэй үүдэн
Энэ юунэй хореоб? дэгэлэй заха
Энэ юунэй эдеэн бэ? Батын малгай
Энэ юунэй заха бэ? нохойн эдеэн
Контрольная работа №2
- Переведите словосочетание:
Улаан сэсэг, эбтэй бүлэ, манай нагаса, ажалша айл, һайн хүн, сагаан миисгэй, амтатай зөөхэй, шинии гэр.
- Напишите стихотворение – синквейн о дружбе. Озаглавь его.
_________________________________
1.______________________________________________
2._______________________________________________
3. _______________________________________________
4.________________________________________________
5.________________________________________________
3. Переведите слова:
Бүхэ барилдаан- ____________________ , морин урилдаан - ________________, һур харбаан - _________________, шатар - ___________,
шатар-________ , шарга - _______________ , сана- ____________ .
- Переведите текст:
Минии нүхэр хүбүүн Аюр волейбол наадаха дуратай. Тэрэ үдэр бүри бэеэ һоридог. Олон мүрысөөнүүдтэ хабаададаг, иладаг. Аюр баһа һутбол наадаха, һур харбаха дуратай. Би баһа барилдаха дуратайб.
- Закончите пословицу:
Уһан далай булагһаа __________ ,
Ухаан эрдэм номһоо __________ .
Контрольная работа №3
- Выбери правильный ответ:
а) Буряад арадай һайндэр. б) Хүндэ һайниие хүсэһэн үгэнүүд в) Буряад арадай хатар
1) Рождество 1) таабаринууд а) ёохор
2) Сагаалган 2) дуунууд б) румбо
3) Мартын 8 3) үреэлнүүд в) гопак
2. Объясни значения слов и словосочетаний:
Золгохо, Шэнын гэр, шагай.
- Напиши благопожелание -үреэл
- Переведи предложения:
Энэ һонин ном. Номой сан ошохомнай гү? Эгэшэтэеэ компьютер дээрэ наадаха гүш? Бидэ үбэлэй амаралтада Улаан- Үдэ ошохобди. Тэндэ бидэ кинотеатрта ошохобди. Дүү басагандаа гэрэй даабарияа хэхэдэнь туһала. Баргажан һайхан, баян нютаг.
- Найдите соответствия:
Үреэл обряд приветствия
Сагаан һара арадай хубсаһан
народная одежда дэгэл
верхняя одежда благопожелание
үбэлэй амаралта һур харбаан
стрельба из лука зимние каникулы
Контрольная работа №4
- Напишите отгадки загадок на бурятском языке:
а) Машину водитловко и довезет прекрасно
б) В школе нас учит всему.
в) Строит дома.
г) Танцует твист, танцует рэп.
д) И скроит, и сошьет, этот человек одежду создает.
е) Кто в дни болезней всех полезней, и лечит нас от всех болезней.
ж) И варит, и испечет, везде ему почет.
2. Напишите соответствия:
а) Эмшэн 1) баридаг
б) барилгашан 2) эмшэлдэг
в) оедолшон 3) хатардаг
г) хатаршан 4) ажалладаг
3. Найдите лишнее слово:
а) Сэтгүүл, радио, теледамжуулга, хэлхеэ холбоон, Буряад орон.
б) Мэдээсэл, мэдүүлэл, угэ, холбуулал.
в) Уншаша, бэшэнэ, зурана, эдеэлнэ.
г) Баргажан, Хурамхаан, Улаан-Үдэ, Байгал-Шадар, Ярууна.
д) Галуута нуур, Захаамин, Хяагта, Баянгол, Улаан-Үдэ.
е) Улан, Галуута, Хилгана, Баянгол, Хойто-Байгал.
ж) Булган, омоли, баабгай, шоно, шандаган.
4. Напишите стихотворение- синквейн об озере Байкал. Озаглавь его.
_________________________________________
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
5. Переведите текст:
Минии түрэһэн нютаг Баргажан юм. Нютагни һайхан байгаалитай. Ой соонь элдэб амитад: баабгай, булган, шоно, үнэгэн, шандаган, хэрмэн байдаг. Үндэр хаданууд, үргэн таланууд бии. Нарһан, шэнэһэн, хуша, хасуури ба хуһан ургадаг. Баргажанда нангин шүтөөнэй газарнууд олон. Энэ хадаа Янжима бурхан, Онеогой шулуунуудай сэсэрлиг, Буха шулуун гэхэ мэтэ болоно.
Фонд оценочных средств
(8 класс)
Контрольная работа №1
1 К данным словам подобрать антонимы:
Ажалша- ехэ-
баян- залуу-
олон- шэнэ-
сагаан- үндэр-
ута- үргэн-
2. Напишите данные числительные словами:
103, 59, 2016, 321, 567
3. Переведите текст:
Буряадай оперо ба баледэй академическа театр хадаа манай ороной суута театрнуудай нэгэн юм. 1940 ондо “Энхэ Булад Баатар” гэжэ буряадай түрүүшын опера табигдаа һэн. “Арюун дүүхэй Ангар хүүхэн” гэһэн балет театрай омогорхол болоно.
Мүнөөнэй театрай ордон 1950 ондо баригдаһан. нэгэ доро 800 хүн орожо хараха аргатай.
4. Найдите лишнее слово
1 Эгэшэтэй, абатай, ахатай, машинатай, нохой.
2 Москвагай, Баргажанай, Хурамхаанай, Уланай, Улаан-Удэ.
3 Ямар? Хэн? Юундэ? Юун? юумэн, Хэндэ?
4 Мянган, хоёр зуун, арбан табан, хорин нэгэн, хулгана.
5 Нагаса, абга, аха, эгэшэ, наймаашан.
6 Эмшэн, багша,жолоошон, дархан, hурагша.
7 Хугшэн эжы, убгэн аба, абга, нагаса эжы, морин.
5 Переведите текст:
Арад бүхэн өөрын арадай наадануудтай байдаг. Буряад арадай нааданууд хадаа Эрын гурбан нааданууд болоно. Бүхэ барилдаанда бүһэтэй хүнүүд хабаадажа абарга хүгэтэй нэгэниинь иладаг. Һур харбаандаа эгээл мэргэниинь диилэдэг. Харин мори урилдаанда эдир залкк хүбүүд хабаадажа, солбон түргэн мориниинь илан гарадаг.
Контрольная работа №2
Переведите текст:
Минии хобби
Би Маша гэжэ нэрэтэйб. Зураг зураха ехэ дуратайб, тиимэhээ зурагай кружогто ябадагби. Энэ хэшээлнууд манай hургуулиин зурагай багша Баатар Дугарович заадаг. Тэрэ ехэ бэлигтэй, бидэниие элдэб зурагай мурысоонуудтэ хабаадуулдаг.
Аймаг соогоо минии зурагууд олоо дахин шалгараа. Нэгэ дахин республикын выставкада минии «Байгал далай» гэжэ зурагни нэгэдэхи hуури эзэлээ.
2 Впишите по 5 глаголов в соответствующие столбики:
Мүнөө саг | Үнгэрһэн | Ерээдүй саг |
3. Найдите русско –бурятские соответствия:
1 Поздравляем 1 һайндэрөөр
2 широко 2 арадай
3 каждый год 3 тэмдэглэнэ
4 знаем 4 үреэл
5 с праздником 5 хүсэнэбди
6 от всей души 6 үргэнөөр
7 обычаи 7 үнэн зүрхэнһөө
8 отмечает 8 түрэлхид
9 народный 9 жэл бүри
10 желаем 10 амаршалнабди
11 благопожелание 11 мэдэнэбди
12 родственники 12 ёһо заншалнууд
4 Найдите лишнее слово:
- Мори урилдаан, hур харбаан, барилдаан, волейбол, ажал.
- Ажалша, залхуу, залуу, бэрхэ, самбар.
- Наададаг, уншадаг, бэшэдэг, зурадаг, гуйнэ.
- Баяртай, сэсэн, налгай, басаган, хусэтэй.
- Жаргал, жаргалтай, жаргалые, жаргалаар.
- Бууза, хилээмэн, сай, модон, тоhон.
- Монсуудай, унэгэн, баабгай, шандаган, шоно.
5 Преобразуйте слова в предварительное, последовательное деепричастия:
Унша, хара, дүтэлэ, нрэ, бэшэ, оло, ойлго, угта, дуула, бэдэрэ, наада, хатара, сээжэлдэ, унта, тата, бай, һана, эри, дүтэлэ.
Контрольная работа №3
1 Переведите:
Минии нухэр басаган Баярма гэжэ нэрэтэй. Тэрэ фортепьяно дээрэ наадаха дуратай. Тэрэ хугжэмэй hургуулида гурбадахи жэлэй ябана. Сулоо сагай гарахада тэрэ хугжэм шагнадаг, фортепьяно дээрэ наададаг. Баярма ушоо буряад ба монгол арадай дуунуудые дуулаха дуратай. Баярмагай эжы абань, эгэшэнь баhал хугжэмдэ дуратай. Үдэшэндоо бултадаа суглараад, дуу дууладаг, хугжэм шагнадаг.
2 Распространите предложения:
Баабгай унтана. Эжы шанана. Убгэн аба дархална. Миисгэй ууна. Сэсэг ургана.
3 Отгадайте загадки и подчеркните отгадку:
Аяга соо алаг булаг (нюдэн, шэхэн, аман)
Үүдээр ороод, үрхөөр гараа (хүн, утаан, түлеэн)
Мүльһэн дээрэ мүнгэн шагта (һара, сэсэг, мүшэн)
4 Найдите лишнее слово
- Сагаан, ногоон, улаан, саhан, хара.
- Борбилоо, гулабхаа, тахяа, шаазгай, тоншуул.
- Тахяа, галуун, нугаhан, жэргэмэл, дальбараа.
- Аша, ошо, ашаа, ерэ, барии.
- Сагаалган, Шэнэ жэл, Мартын найман, турэhэн удэр.
- Миисгэй, нохой, морин, бар, хонин.
- Гэр, сонхо, уудэн, сэсэг.
5 Напишите числительные словами:
Байгал далайн гүнзэгынь 1637 метр хүрэдэг. Буряад орондо 6 хотонууд, 614 хүдөө тосхонууд, 21 аймагууд бии. Манай һургуулида 1015 һурагшад һурадаг, 69 багшанар хүдэлдэг.
Контрольная работа №4
Диктант
Буряад орон Сибириин зуун хизаарта оршодог. Буряад ороной байгаалинь гайхамшагта hайхан, баян юм. Ой тайга соонь элдэб амитад: булган, баабгай, шоно, хэрмэн, заряа, шандаган, унэгэн байдаг. Ургэн таланууд, ундэр хаданууд, ехэ багашье гол мурэнууд бии.
1 Ответьте на вопросы:
Буряад орон дотор хэды аймагууд бииб?
Хэды хотонууд бииб?
Хэды худо тосхонууд бииб?
2 Оршуулагты:
Баян нютаг-
элдэб амитад-
ургэн таланууд-
ургэн таланууд-
зуун хизаар-
ехэ мурэнууд-
баргажанай булган-
аймшагтай баабгай-
3 Подберите к данным словам имена прилагательные:
..... үдэр, ....сай, ... ном, ....шубуун, ... һургуули, ... басаган, ... бүмбэгэ, һурагшад, ... модон.
4. Найдите лишнее слово
- Би, ши, бии, шинии, минии.
- Манай, танай, тэдэнэй, турэлхид.
- Ягаан, хурин, бороо, сагаан, шугам.
- Ундэр, набтар, гунзэгы, шэнэ, нуур
- Наран, бороо, мушэн, сонхо.
- Эжымни, абамни, багшамни, аба, ахамни.
- Хэжэнгэ, Ярууна, Хурамхаан, Байгал, Баргажан
5. Напишите, о каких профессиях идет речь:
а) Минии аба амитадые аргалдаг, тэрэй ветеринарна клиникэдэ ажалладаг.
б) Минии нагаса хүбүүдые һоридог. Тэдэ элдэб мүсысөөнүүдтэ хабаададаг, заримдаа иладаг.
в) Минии эжы эмнэлгын газарта хүдэлдэг. Тэрэ жаахан үхибүүдые аргалдаг.
Фонд оценочных средств
(9 класс)
Контрольная работа №1
1 К данным словам подобрать антонимы:
Ажалша- ехэ-
баян- залуу-
олон- шэнэ-
сагаан- үндэр-
ута- үргэн-
2. Напишите данные числительные словами:
103, 59, 2016, 321, 567
3. Буряадай оперо ба баледэй академическа театр хадаа манай ороной суута театрнуудай нэгэн юм. 1940 ондо “Энхэ Булад Баатар” гэжэ буряадай түрүүшын опера табигдаа һэн. “Арюун дүүхэй Ангар хүүхэн” гэһэн балет театрай омогорхол болоно.
Мүнөөнэй театрай ордон 1950 ондо баригдаһан. нэгэ доро 800 хүн орожо хараха аргатай.
4. Переведите, поставьте к данным словам вопросы:
Һургуули, һурагша, һурана, һууна, бэшэнэ, ехэ, һайхан, арбан нэгэ, хото, үйлэдбэри, хүдэлдэг, булган, ниидэнэ, зуун, бэшэнэ, айлшан, морин, харабтар, хуһан, Байгал.
5. Ответьте на вопросы:
Шинии класста хэды һурагшад бэ? Һургуулитнай ехэ гү? Ши зунай амаралтада юу хээбши? Шамда гэрэй амитад бии гү? Ши Байгалай эрьедэ амараа һэн гүш?
Контрольная работа №2
1 Переведите текст:
Минии хобби
Би Маша гэжэ нэрэтэйб. Зураг зураха ехэ дуратайб, тиимэhээ зурагай кружогто ябадагби. Энэ хэшээлнууд манай hургуулиин зурагай багша Баатар Дугарович заадаг. Тэрэ ехэ бэлигтэй, бидэниие элдэб зурагай мурысоонуудтэ хабаадуулдаг.
Аймаг соогоо минии зурагууд олоо дахин шалгараа. Нэгэ дахин республикын выставкада минии «Байгал далай» гэжэ зурагни нэгэдэхи hуури эзэлээ.
2 Впишите по 5 глаголов в соответствующие столбики:
Мүнөө саг | Үнгэрһэн саг | Ерээдүй саг |
3. Найдите русско –бурятские соответствия:
1 Поздравляем 1 һайндэрөөр
2 широко 2 арадай
3 каждый год 3 тэмдэглэнэ
4 знаем 4 үреэл
5 с праздником 5 хүсэнэбди
6 от всей души 6 үргэнөөр
7 обычаи 7 үнэн зүрхэнһөө
8 отмечает 8 түрэлхид
9 народный 9 жэл бүри
10 желаем 10 амаршалнабди
11 благопожелание 11 мэдэнэбди
12 родственники 12 ёһо заншалнууд
4. Ответьте на заданные вопросы:
Ши ямар үйлсэдэ байдагбши? Танай бүлэдэ хэды хүн бэ? Аба эжы хоёршни ямар ажалтайб? Шинии нютагай байгаали ямар бэ? Ой соонь ямар амитад бииб?
5. Ответьте на вопросы, употребляя слова в дательно- местном падеже:
Хэдыдэ мүрысөөн эхилхэб? (табан). Хэндэ ши дэбтэрээ үгөөбши? (Доржодо). Эжышни хайшаа ошооб? (Хурамхаан).
Контрольная работа №3
Переведите:
Минии нухэр басаган Баярма гэжэ нэрэтэй. Тэрэ фортепьяно дээрэ наадаха дуратай. Тэрэ хугжэмэй hургуулида гурбадахи жэлэй ябана. Сулоо сагай гарахада тэрэ хугжэм шагнадаг, фортепьяно дээрэ наададаг. Баярма ушоо буряад ба монгол арадай дуунуудые дуулаха дуратай. Баярмагай эжы абань, эгэшэнь баhал хугжэмдэ дуратай. Удэшэндоо бултадаа суглараад, дуу дууладаг, хугжэм шагнадаг.
2 Распространите предложения:
Баабгай унтана. Эжы шанана. Убгэн аба дархална. Миисгэй ууна. Сэсэг ургана.
3 Отгадайте загадки и подчеркните отгадку:
Аяга соо алаг булаг (нюдэн, шэхэн, аман)
Үүдээр ороод, үрхөөр гараа (хүн, утаан, түлеэн)
Мүльһэн дээрэ мүнгэн шагта (һара, сэсэг, мүшэн)
4 Восстанови порядок слов в предложениях:
а) Дэлгүүрһээ, абаарай, мүнөөдэр, зөөхэй, килограмм, нэгэ.
б) Айдар, буулгаба, бидэнэй, фотозураг.
в) Гүш, үглөөдэр, ши, ошохо, ажалдаа.
5. Составь предложения, употребив данные слова в винительном падеже:
Басаган, уран зурааша, морин, шандаган.
Контрольная работа №4
Диктант
Буряад орон Сибириин зуун хизаарта оршодог. Буряад ороной байгаалинь гайхамшагта hайхан, баян юм. Ой тайга соонь элдэб амитад: булган, баабгай, шоно, хэрмэн, заряа, шандаган, унэгэн байдаг. Ургэн таланууд, ундэр хаданууд, ехэ багашье гол мурэнууд бии.
1 Ответьте на вопросы:
Буряад орон дотор хэды аймагууд бииб?
Хэды хотонууд бииб?
Хэды худо тосхонууд бииб?
2 Оршуулагты:
Баян нютаг-
элдэб амитад-
ургэн таланууд-
ургэн таланууд-
зуун хизаар-
ехэ мурэнууд-
баргажанай булган-
аймшагтай баабгай-
3 Подберите к данным словам имена прилагательные:
..... үдэр, ....сай, ... ном, ....шубуун, ... һургуули, ... басаган, ... бүмбэгэ, һурагшад, ... модон.
4. Ответьте на вопросы, обозначая время, место и средство передвижения и орудие труда формами творительного падежа:
Буряад ороной байгаали юугээр баян бэ? | Ой тайга, элдэб амитад, гол нуурнууд |
Самолет хаагуур ниидэнэб? | Агаар |
Юугээр тооһо арилганабши? | Пылесос |
Хэзээ хото ошохобши? | Юһэн |
Шалгалтаяа хэдыгээр тушаагаабши? | Дүрбэн |
5. Правильно запишите формы обращения:
Таанар суглаанда заатагүй (ерэһүү). Мүнөөдэр бидэ хоюулаа кинодо (ошогты). Аюр модон дээрэһээ (уная). Ши минии дэбтэр үглөөдэр (асарагты). Тэдэ хоёр (уулзагты). Эжымни минии дуулахые (шагнаһуу).