Нравственно-патриотическое воспитание

Ковалёва Людмила Петровна

Материалы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Пословицы и поговорки о Родине

  • Всякому мила своя сторона.
  • И кости по Родине плачут.
  • Родина любимая – мать родимая.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Счастье Родины дороже жизни.
  • Кто наступит на землю русскую – оступится.
  • Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Отчизна.
  • Если дружба велика – будет Родина крепка.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • На родной стороне и камешек знаком.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • С родной земли – умри, а не сходи.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
  • Родину головой оберегают.
  • Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
  • Нет такой силы, которая бы нашу Родину победила.
  • Русскому патриоту любой подвиг в охоту.
  • Жить – Родина служить.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Родных нет, а по родимой стороне сердце плачет.
  • На чужой стороне и сокола зовут вороною.
  • Позор перед Родиной хуже смерти.
  • За Родину и честь не жаль голову снять.
  • Всякая сосна своему бору шумит.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • Много разных стран, а Родина одна.
  • Много разных земель, а родная всех милей.
  • Как мать одна, так и Родина одна.
  • Ни за что не променять Веру, Родину и Мать!
  • Кто где родился, там и пригодился.
  • На Руси святой каждый кустик свой.
  • Все мы – дети земли Русской.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  • Велика русская земля – и везде солнышко.
  • Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родину-мать ничем не заменишь.
  • Родина наша солнца краше.
  • Всякому мила своя Родина.
  • Счастье Родины дороже жизни.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Родина превыше всего.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Родина молодцу – мать, трусу – мачеха.
  • Постоим горой за свой край родной.
  • За Родину-мать не страшно умирать.
  • У своего гнезда и ворона сокола бьет.
  • В родном гнезде и воробей силен.
  • Родину любить – Родине служить.
  • Воевать – Родину защищать.
  • Родина – мать, а за мать не жалей и жизни отдать.
  • Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  • Родина поручает, Родина и выручает.
  • С Родиной разлука – одна мука.
  • Кто смерти не несет врагу, тот перед Родиной в долгу.
  • С отвоеванной земли – умрем, но не уйдем.
  • Мы своей земли не отдадим, всех врагов развеем в дым.
  • За Родину и четь не жаль голову снесть.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Живем – не тужим, своей Родине служим.
  • В бою за Родину и смерть красна.
  • Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
  • Кто к нам метит, тот и смерть встретит.
  • Не всем солдатам командирами быть, но всем честно Родине служить.
  • Врагу смерть неси – не позорь Руси.
  • О тех радио вещает, кто Родину защищает.
  • Кому Родина дорога, тот бьет без промаха врага.
  • Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
  • Своя хатка – родная матка.
  • В своем дому и стены помогают.
  • Только глупый человек может забыть, где родился.
  • Своя сторона не бывает холодна.
  • Живешь на стороне, а свое село на уме.
  • Земляка повидать – как дома побывать.
  • Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
  • За морем теплее, а у нас – светлее.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
  • Своя сторона по шерсти гладит, чужая – насупротив.
  • И пылинка родной земли – золото.
  • Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
  • Каково на дому, таково и на Дону.
  • Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
  • Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
  • Никогда Россия ярма не носила.
  • От Родина награда – сердцу отрада.
  • На родимой сторонке сердце поет.
  • Кто Родине изменяет, того народ презирает.
  • Кто Родину любит, у того она в долгу не будет.
  • Своя земля – свой прах.
  • Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Нет сторонки краше, чем Россия наша.
  • Родной край – сердцу рай.
  • У народна один дом – Родина.
  • Нет сына без Отчизны.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Береги Родину как зеницу ока.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Много на свете разных земель, а лучше родной нет никакой.
  • Чужая сторона манит, а Родина к себе тянет.
  • За морем и светлее и теплее, а все своя сторона милее.
  • Кто на нашу землю пришел, тот и смерть нашел.
  • Наша Россия – мать наша.
  • Смертью герой пал, а Родину не предал.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Чужбина – калина, Родина – малина.
  • Где ни жить – Родине служить.
  • Любовь к Родине на огне не горит и в воде не тонет.
  • Любовь к Родине побеждает смерть.
  • Нашему народу Родина всего дороже.
  • Одна мать родная, и Родина одна.
  • Родина для нас дороже глаз.
  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • В тылу, как в бою, защищай Родину свою.
  • Родину предать – негодяем стать.
  • Родину-мать учись защищать.
  • Нет сторонки краше, чем Россия наша!


Предварительный просмотр:

                                 Картотека дидактических игр

      по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе развивается патриотизм.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для понимания ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду. Становление и развитие основных нравственных качеств – начало гуманных чувств и отношений, формирования коллективизма, любви к Родине происходит постепенно от младшего дошкольного возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское воображение, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Дидактические игры чрезвычайно эффективны в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Именно дидактические игры позволяют открыть комплекс разнообразной деятельности детей, мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Кроме того, играть можно в любое время и практически в любом месте.

  1. Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»

Цель: закрепление знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Ход игры: дети стоят (или сидят) по кругу и передают друг другу мяч. При этом каждый называет имя и отчество своих родных. В случае затруднения педагог помогает обучающемуся.

  1. Дидактическая игра «Мой адрес»

Цель: закрепление у обучающихся знаний названия своей страны, своего родного города, домашнего адреса.

Ход игры: в эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Ведущий по очереди бросает мяч детям и начинает фразу, а каждый участник игры, к кому попадает мяч, должен ее продолжить.

- Я живу в городе …

- Я живу на улице…

- Я живу в доме №…

- Я живу в квартире №…

- Наша страна называется …

- Рядом с моим домом находится…

Играющий, который поймал мяч, продолжает фразу и возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

  1. Дидактическая игра «Как я дома помогаю»

Цель: воспитание заботливого отношения к членам семьи.

Ход игры: ведущий предлагает вниманию детей сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок. Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимают участие дома. Можно называть и тот вид деятельности, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать.

  1. Дидактическая игра «Дружная семейка»

Цель: воспитание интереса к своей семье, уважительного отношения к членам семьи.

Ход игры: в начале проводится пальчиковая игра «Дружная семья»

(Пальцы рук ребенка сжаты в кулачок):

- Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки),

- Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки),

- Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки),

- Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец),

- Этот пальчик – я (отгибается мизинец),

- Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак).

Далее детям предлагается выбрать вырезанную из картона ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, маму, папу и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажей сопровождается повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семья».

  1. Дидактическая игра «Профессии».

Цель: закрепление знаний обучающихся о представителях различных профессий, воспитание уважительного отношения к их деятельности.

Ход игры: детям предлагается набор карточек. Каждый выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию и кратко рассказывает, чем этот человек занимается на своей работе.

  1. Дидактическая игра «Наш детский сад»

Цель: закрепление знаний обучающихся о работе детского сада, его сотрудниках, об их профессиональной деятельности и обязанностях.

Ход игры: ведущий предлагает детям посмотреть фотографии сотрудников детского сада и просит рассказать о них (кем они работают, какие обязанности выполняют).

  1. Дидактическая игра «Наш город»

Цель: закрепление знаний о родном городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.

Ход игры: ведущий предлагает детям фотографии и иллюстрации близлежащих к детскому саду зданий и сооружений. Играющие узнают их и по очереди рассказывают о своем городе.

  1. Дидактическая  игра «Герб нашего города»

Цель: уточнение и закрепление знаний обучающихся о гербе родного города.

Ход игры: ведущий показывает детям изображение 6 – 7 гербов разных городов и предлагает найти герб своего родного города. Предварительно проводится беседа о гербе города и внимательное изучение деталей изображения герба.

  1. Дидактическая игра «Памятники нашего города»

Цель: ознакомление обучающихся с памятниками и мемориалами родного города, развитие навыков ориентирования в городе.

Ход игры:  ведущий демонстрирует фотографии памятников, а затем предлагает вспомнить и рассказать, где установлен каждый из них.

  1. Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Цель: закрепление знаний обучающихся о птицах родного края, умения различать и называть их.

Ход игры: ведущий демонстрирует карточки с изображениями птиц, предлагает назвать их и определить, живет птица в их родном городе или нет.

  1. Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: закрепление знаний обучающихся о государственном флаге России, особенностях его цветовой гаммы и порядке расположения полос.

Ход игры: ведущий предлагает каждому участнику игры из 5 предложенных полосок разного цвета выбрать те, из которых состоит флаг России и выложить их в правильной последовательности.

  1. Дидактическая игра «Герб России»

Цель: формирование у обучающихся знаний о гербе своей страны – России.

Ход игры: ведущий предлагает играющим собрать из 8 фрагментов картинку с изображением герба России. Данная игра может проводиться как с одним участником, так и в команде.

  1. Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Цель: закрепление знаний обучающихся о русских народных сказках и их героях, формирование интереса к фольклору своей страны.

Ход игры: ведущий предлагает играющим с изображением сказочных героев или сюжетов сказок и предлагает отгадать название сказки.

  1. Дидактическая игра «Подбери наряд кукле»

Цель: закрепление знаний обучающихся о русском народном костюме, его отличительных особенностях.

Ход игры: ведущий предлагает играющим выбрать среди нескольких национальных костюмов русский народный костюм для бумажной куклы.

  1. Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: развитие представлений обучающихся о добрых и плохих поступках, формирование умения характеризовать и оценивать свои поступки и действия других людей.

Ход игры: обучающиеся работают в парах. Каждой паре ведущий предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что они видят на ней и оценить поступок героев.

  1. Дидактическая игра «Комплименты»

Цель: формирование умений обучающихся говорить друг другу комплименты, вежливые слова; воспитание дружелюбного отношения к сверстникам.

Ход игры: дети образуют круг, держась за руки. Ведущий говорит комплимент играющему, которого держит за руку справа. Далее ребенок обращается к следующему, и так по кругу. Если кому-то из играющих трудно подобрать комплимент, то ему помогают другие дети.

  1. Дидактическая игра «Жилище человека»

Цель: закрепление знаний детей о видах жилища человека, о разных материалах для их постройки и местах, где их строят.

Ход игры: ведущий показывает изображения различных видов жилища человека (яранга, хата, изба, юрта, чум и т.д.) и предлагает играющему рассказать, из какого материала они сделаны и где строят такие жилища.

  1. Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закрепление знаний обучающихся о профессиях взрослых, о важности каждой из них для общества.

Ход игры: ведущий предлагает играющим рассмотреть картинки с профессиями, назвать их и по очереди рассказать о важности и пользе каждой из них для общества.

  1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствование знаний детей о профессиях, умения находить предметы, необходимые для представителей определенных профессий.

Ход игры: ведущий предлагает вниманию играющих демонстрационные карточки с изображением представителей различных профессий и просит подобрать карточки с предметами, необходимыми представителю каждой из профессий.

  1. Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель: закрепление знаний обучающихся о русской матрешке, умения собирать ее изображение из нескольких частей.

Ход игры: ведущий предлагает собрать картинку с изображением матрешки из нескольких отдельных частей. В данную игру можно играть как с одним участником, так и в команде.

  1. Дидактическая игра «Зеленая аптека»

Цель: закрепление знаний обучающихся о лекарственных растениях родного края, о правильном использовании их в лечебных целях.

Ход игры: ведущий показывает играющим картинки с изображением лекарственных растений и предлагает отгадать их название. Дети отгадывают и по очереди рассказывают о лечебных свойствах. Предварительно проводится беседа «Лекарственные растения нашего края» с демонстрацией картинок.

  1. Дидактическая игра «Животный мир нашего края»

Цель: закрепление знаний о животном мире родного края, совершенствование грамматического строя речи.

Ход игры: ведущий предлагает детям назвать животных на маленьких картинках, а затем найти для них место на большой картине и составить предложение.

  1. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добра»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе, закрепление правил поведения.

Ход игры: ведущий начинает рассказ о различных поступках, а играющие должны отгадать, хорошо или плохо поступают герои рассказа.

  1. Дидактическая игра «Виды спорта»

Цель: закрепление знаний обучающихся о различных видах спорта, их роли для здоровья человека.

Ход игры: играющие встают в круг, передают друг другу мяч и по очереди называют виды спорта, которые они знают, названия спортивного инвентаря.

  1. Дидактическая игра «Кто в какой стране живет?»

Цель: обогащение представлений детей о мире, о разных странах и людях, которые населяют их.

Ход игры: ведущий показывает изображения жителей разных стран и предлагает определить, из какой страны этот человек и как его называют (например, Китай – китаец, Африка – африканец и т.д.)