Нравственно-патриотическое воспитание
Материалы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о Родине
- Всякому мила своя сторона.
- И кости по Родине плачут.
- Родина любимая – мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Счастье Родины дороже жизни.
- Кто наступит на землю русскую – оступится.
- Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Отчизна.
- Если дружба велика – будет Родина крепка.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- На родной стороне и камешек знаком.
- Своя земля и в горсти мила.
- С родной земли – умри, а не сходи.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Родину головой оберегают.
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Нет такой силы, которая бы нашу Родину победила.
- Русскому патриоту любой подвиг в охоту.
- Жить – Родина служить.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце плачет.
- На чужой стороне и сокола зовут вороною.
- Позор перед Родиной хуже смерти.
- За Родину и честь не жаль голову снять.
- Всякая сосна своему бору шумит.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- Много разных стран, а Родина одна.
- Много разных земель, а родная всех милей.
- Как мать одна, так и Родина одна.
- Ни за что не променять Веру, Родину и Мать!
- Кто где родился, там и пригодился.
- На Руси святой каждый кустик свой.
- Все мы – дети земли Русской.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Велика русская земля – и везде солнышко.
- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
- Родина – всем матерям мать.
- Родину-мать ничем не заменишь.
- Родина наша солнца краше.
- Всякому мила своя Родина.
- Счастье Родины дороже жизни.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Родина превыше всего.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родина молодцу – мать, трусу – мачеха.
- Постоим горой за свой край родной.
- За Родину-мать не страшно умирать.
- У своего гнезда и ворона сокола бьет.
- В родном гнезде и воробей силен.
- Родину любить – Родине служить.
- Воевать – Родину защищать.
- Родина – мать, а за мать не жалей и жизни отдать.
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
- Кто Родиной торгует, того кара не минует.
- Родина поручает, Родина и выручает.
- С Родиной разлука – одна мука.
- Кто смерти не несет врагу, тот перед Родиной в долгу.
- С отвоеванной земли – умрем, но не уйдем.
- Мы своей земли не отдадим, всех врагов развеем в дым.
- За Родину и четь не жаль голову снесть.
- С родной земли – умри, не сходи.
- Живем – не тужим, своей Родине служим.
- В бою за Родину и смерть красна.
- Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
- Кто к нам метит, тот и смерть встретит.
- Не всем солдатам командирами быть, но всем честно Родине служить.
- Врагу смерть неси – не позорь Руси.
- О тех радио вещает, кто Родину защищает.
- Кому Родина дорога, тот бьет без промаха врага.
- Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
- Своя хатка – родная матка.
- В своем дому и стены помогают.
- Только глупый человек может забыть, где родился.
- Своя сторона не бывает холодна.
- Живешь на стороне, а свое село на уме.
- Земляка повидать – как дома побывать.
- Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
- За морем теплее, а у нас – светлее.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
- Своя сторона по шерсти гладит, чужая – насупротив.
- И пылинка родной земли – золото.
- Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
- Каково на дому, таково и на Дону.
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
- Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
- Всяк кулик свое болото хвалит.
- Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
- Никогда Россия ярма не носила.
- От Родина награда – сердцу отрада.
- На родимой сторонке сердце поет.
- Кто Родине изменяет, того народ презирает.
- Кто Родину любит, у того она в долгу не будет.
- Своя земля – свой прах.
- Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Нет сторонки краше, чем Россия наша.
- Родной край – сердцу рай.
- У народна один дом – Родина.
- Нет сына без Отчизны.
- Родина – всем матерям мать.
- Береги Родину как зеницу ока.
- Всякому мила своя сторона.
- Много на свете разных земель, а лучше родной нет никакой.
- Чужая сторона манит, а Родина к себе тянет.
- За морем и светлее и теплее, а все своя сторона милее.
- Кто на нашу землю пришел, тот и смерть нашел.
- Наша Россия – мать наша.
- Смертью герой пал, а Родину не предал.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Чужбина – калина, Родина – малина.
- Где ни жить – Родине служить.
- Любовь к Родине на огне не горит и в воде не тонет.
- Любовь к Родине побеждает смерть.
- Нашему народу Родина всего дороже.
- Одна мать родная, и Родина одна.
- Родина для нас дороже глаз.
- Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
- Родная землица и во сне снится.
- Родной куст и зайцу дорог.
- В тылу, как в бою, защищай Родину свою.
- Родину предать – негодяем стать.
- Родину-мать учись защищать.
- Нет сторонки краше, чем Россия наша!
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе развивается патриотизм.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для понимания ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду. Становление и развитие основных нравственных качеств – начало гуманных чувств и отношений, формирования коллективизма, любви к Родине происходит постепенно от младшего дошкольного возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское воображение, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Дидактические игры чрезвычайно эффективны в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Именно дидактические игры позволяют открыть комплекс разнообразной деятельности детей, мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Кроме того, играть можно в любое время и практически в любом месте.
- Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»
Цель: закрепление знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Ход игры: дети стоят (или сидят) по кругу и передают друг другу мяч. При этом каждый называет имя и отчество своих родных. В случае затруднения педагог помогает обучающемуся.
- Дидактическая игра «Мой адрес»
Цель: закрепление у обучающихся знаний названия своей страны, своего родного города, домашнего адреса.
Ход игры: в эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Ведущий по очереди бросает мяч детям и начинает фразу, а каждый участник игры, к кому попадает мяч, должен ее продолжить.
- Я живу в городе …
- Я живу на улице…
- Я живу в доме №…
- Я живу в квартире №…
- Наша страна называется …
- Рядом с моим домом находится…
Играющий, который поймал мяч, продолжает фразу и возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
- Дидактическая игра «Как я дома помогаю»
Цель: воспитание заботливого отношения к членам семьи.
Ход игры: ведущий предлагает вниманию детей сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок. Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимают участие дома. Можно называть и тот вид деятельности, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать.
- Дидактическая игра «Дружная семейка»
Цель: воспитание интереса к своей семье, уважительного отношения к членам семьи.
Ход игры: в начале проводится пальчиковая игра «Дружная семья»
(Пальцы рук ребенка сжаты в кулачок):
- Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки),
- Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки),
- Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки),
- Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец),
- Этот пальчик – я (отгибается мизинец),
- Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак).
Далее детям предлагается выбрать вырезанную из картона ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, маму, папу и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажей сопровождается повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семья».
- Дидактическая игра «Профессии».
Цель: закрепление знаний обучающихся о представителях различных профессий, воспитание уважительного отношения к их деятельности.
Ход игры: детям предлагается набор карточек. Каждый выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию и кратко рассказывает, чем этот человек занимается на своей работе.
- Дидактическая игра «Наш детский сад»
Цель: закрепление знаний обучающихся о работе детского сада, его сотрудниках, об их профессиональной деятельности и обязанностях.
Ход игры: ведущий предлагает детям посмотреть фотографии сотрудников детского сада и просит рассказать о них (кем они работают, какие обязанности выполняют).
- Дидактическая игра «Наш город»
Цель: закрепление знаний о родном городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
Ход игры: ведущий предлагает детям фотографии и иллюстрации близлежащих к детскому саду зданий и сооружений. Играющие узнают их и по очереди рассказывают о своем городе.
- Дидактическая игра «Герб нашего города»
Цель: уточнение и закрепление знаний обучающихся о гербе родного города.
Ход игры: ведущий показывает детям изображение 6 – 7 гербов разных городов и предлагает найти герб своего родного города. Предварительно проводится беседа о гербе города и внимательное изучение деталей изображения герба.
- Дидактическая игра «Памятники нашего города»
Цель: ознакомление обучающихся с памятниками и мемориалами родного города, развитие навыков ориентирования в городе.
Ход игры: ведущий демонстрирует фотографии памятников, а затем предлагает вспомнить и рассказать, где установлен каждый из них.
- Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Цель: закрепление знаний обучающихся о птицах родного края, умения различать и называть их.
Ход игры: ведущий демонстрирует карточки с изображениями птиц, предлагает назвать их и определить, живет птица в их родном городе или нет.
- Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: закрепление знаний обучающихся о государственном флаге России, особенностях его цветовой гаммы и порядке расположения полос.
Ход игры: ведущий предлагает каждому участнику игры из 5 предложенных полосок разного цвета выбрать те, из которых состоит флаг России и выложить их в правильной последовательности.
- Дидактическая игра «Герб России»
Цель: формирование у обучающихся знаний о гербе своей страны – России.
Ход игры: ведущий предлагает играющим собрать из 8 фрагментов картинку с изображением герба России. Данная игра может проводиться как с одним участником, так и в команде.
- Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Цель: закрепление знаний обучающихся о русских народных сказках и их героях, формирование интереса к фольклору своей страны.
Ход игры: ведущий предлагает играющим с изображением сказочных героев или сюжетов сказок и предлагает отгадать название сказки.
- Дидактическая игра «Подбери наряд кукле»
Цель: закрепление знаний обучающихся о русском народном костюме, его отличительных особенностях.
Ход игры: ведущий предлагает играющим выбрать среди нескольких национальных костюмов русский народный костюм для бумажной куклы.
- Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: развитие представлений обучающихся о добрых и плохих поступках, формирование умения характеризовать и оценивать свои поступки и действия других людей.
Ход игры: обучающиеся работают в парах. Каждой паре ведущий предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что они видят на ней и оценить поступок героев.
- Дидактическая игра «Комплименты»
Цель: формирование умений обучающихся говорить друг другу комплименты, вежливые слова; воспитание дружелюбного отношения к сверстникам.
Ход игры: дети образуют круг, держась за руки. Ведущий говорит комплимент играющему, которого держит за руку справа. Далее ребенок обращается к следующему, и так по кругу. Если кому-то из играющих трудно подобрать комплимент, то ему помогают другие дети.
- Дидактическая игра «Жилище человека»
Цель: закрепление знаний детей о видах жилища человека, о разных материалах для их постройки и местах, где их строят.
Ход игры: ведущий показывает изображения различных видов жилища человека (яранга, хата, изба, юрта, чум и т.д.) и предлагает играющему рассказать, из какого материала они сделаны и где строят такие жилища.
- Дидактическая игра «Все профессии важны»
Цель: закрепление знаний обучающихся о профессиях взрослых, о важности каждой из них для общества.
Ход игры: ведущий предлагает играющим рассмотреть картинки с профессиями, назвать их и по очереди рассказать о важности и пользе каждой из них для общества.
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Цель: совершенствование знаний детей о профессиях, умения находить предметы, необходимые для представителей определенных профессий.
Ход игры: ведущий предлагает вниманию играющих демонстрационные карточки с изображением представителей различных профессий и просит подобрать карточки с предметами, необходимыми представителю каждой из профессий.
- Дидактическая игра «Русские матрешки»
Цель: закрепление знаний обучающихся о русской матрешке, умения собирать ее изображение из нескольких частей.
Ход игры: ведущий предлагает собрать картинку с изображением матрешки из нескольких отдельных частей. В данную игру можно играть как с одним участником, так и в команде.
- Дидактическая игра «Зеленая аптека»
Цель: закрепление знаний обучающихся о лекарственных растениях родного края, о правильном использовании их в лечебных целях.
Ход игры: ведущий показывает играющим картинки с изображением лекарственных растений и предлагает отгадать их название. Дети отгадывают и по очереди рассказывают о лечебных свойствах. Предварительно проводится беседа «Лекарственные растения нашего края» с демонстрацией картинок.
- Дидактическая игра «Животный мир нашего края»
Цель: закрепление знаний о животном мире родного края, совершенствование грамматического строя речи.
Ход игры: ведущий предлагает детям назвать животных на маленьких картинках, а затем найти для них место на большой картине и составить предложение.
- Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добра»
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе, закрепление правил поведения.
Ход игры: ведущий начинает рассказ о различных поступках, а играющие должны отгадать, хорошо или плохо поступают герои рассказа.
- Дидактическая игра «Виды спорта»
Цель: закрепление знаний обучающихся о различных видах спорта, их роли для здоровья человека.
Ход игры: играющие встают в круг, передают друг другу мяч и по очереди называют виды спорта, которые они знают, названия спортивного инвентаря.
- Дидактическая игра «Кто в какой стране живет?»
Цель: обогащение представлений детей о мире, о разных странах и людях, которые населяют их.
Ход игры: ведущий показывает изображения жителей разных стран и предлагает определить, из какой страны этот человек и как его называют (например, Китай – китаец, Африка – африканец и т.д.)