Дидактические игры и пособия

Ковалёва Людмила Петровна

Дидактические игры и пособия для обучающихся дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский развивающий коврик

«ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА»   

Цель:  Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук, развитие речи,  направленное на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи развивающих ковриков:

  • Стимулировать процессы развития у детей;
  • Развивать сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук;
  • Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий “вверх”, “вниз”, “справа”, “слева”;
  • Формировать навыки шнуровки;
  • Способствовать развитию речи;
  • Развивать творческие способности детей

Возрастная группа: младший-средний дошкольный возраст

Продукт деятельности: наглядное, игровое пособие

Презентация продукта: мультимедийная презентация, сообщение

Представляю вам дидактическое пособие, изготовленное своими руками, предназначенное для работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики и речи.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?” в пословицах: “Отбиться от рук”, “Все дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза боятся, а руки делают”.

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. “Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А. Сухомлинский)

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Сегодня я вам расскажу, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи развивающего коврика.  Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Имея большой педагогический опыт, наблюдая за детьми дошкольного возраста я обратила внимание на то, что при выборе игрушки для игровой деятельности ребенок обращает внимание на ее цвет, на фактуру, материал из которого она сделана. В раннем возрасте ребенок познает мир чаще через тактильные ощущения и зрительное восприятие. Используя самые простые материалы мы с родителями изготовили пособие, которое называется “Развивающий коврик”.

Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА развивающих ковриков - стимулировать процессы развития у детей. (Слайд №1)

Для изготовления ковриков были использованы натуральные материалы (вата, ткани различной фактуры, флизилин, тесьму и т.д.) 

Секция - яблоня.

С помощью коврика вы сможете ребенку наглядно показать времена года, а заодно развить мелкую моторику и просто поиграть в интересную игру. Рассказать о красоте разного времени года, научить составлять краткое предложение о каждом времени года, учить детей видеть красоту природы.

Секция – осень.

Осенью  на грядках поспевает урожай. Предлагаем детям его собрать и закрепить названия овощей. Листья на деревьях становятся разноцветными –  красными,  желтыми, зелеными, и потихоньку опадают, предлагаем собрать листья и в корзину и назвать их цвета.

В каждой секции - игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения. Мягкие, вязанные игрушки, ткани разных фактур и цветов, пришитые пуговицы на ковер и петельки на аппликации, “молния”, кнопки, детали на липучках. Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции, упражнение на сложную координацию рук: попросите малыша вернуть игрушку на прежнее место – в карманчик застегнуть молнию или пуговичку.

Последовательно снимая и перемещая игрушки, рассказываю детям о явлениях природы: “солнышко – луна”, “погода солнечная – дождливая”, животные, растения, и т.д.

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в самом раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств. Поэтому главная задача педагогов и родителей – наилучшим образом стараться удовлетворить любознательность малышей, дать им в руки, образно говоря, инструменты для исследования окружающего мира.

Обучение в дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра, поэтому мы должны предлагать малышам различные игровые занятия. Результатом этих игр должны стать развитие словарного запаса, развитие сенсорики, развитие логического мышления, развитие мелкой моторики.

Следующий элемент пособия: (Слайд № )

 Особую сложность для детей, представляет застегивание молний, пуговиц, шнурование ботинок, т.е. так называемые навыки самообслуживания.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.

Познают мир "руками" не только малыши – игровое пособие, которое требует работы кисти, пальцев полезны и детям постарше.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, сейчас мы стараемся покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застёгивать застёжки.

В зимнем секторе за молнией спрятался белый медведь, а рядом из нескольких элементов можно собрать силуэт снежной бабы скрепив их на кнопки, таким образом закрепляем форму и цвет. (Слайд №)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. “Тактильный” (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Подчеркну, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука “учит” глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

В дальнейшей своей работе я планирую пополнить свое пособие другими элементами наразличные лексические темы изучаемые в детском саду.



Предварительный просмотр:

              Дидактическая игра «Свинка-копилка» 🐷
(Формирование элементарных математических представлений и основ финансовой грамотности)

Возраст: 5 - 6лет.

Цель: Формирование элементарных математических представлений и основ финансовой грамотности.

Задачи:

1. Научить решать примеры на сложение, в пределах 10.

2. Сформировать у обучающихся основные понятия «экономия»  и «сбережения».

3.  Развивать  память, мышление, внимание и любознательность.

Ход игры: Обучающимся предлагаются «Свинки-копилки», на каждой из которых указана  цифра.  Обучающимся предлагается положить в копилку монеты, номиналом 1,2,5,10 копеек, сумма которых будет равна  указанной цифре.
Содержание:
1) Игровые поля с копилками;
2) Монетки.