Воспитательная работа

Ай-Суу Сергеевна Куулар

«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал» (Лев Семёнович Выготский). 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ээрбекская средняя общеобразовательная школа имени Оюна Кавааевича Оолака

 муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва

Анализ учебно-воспитательной работы

1 «в»класса

за 2023-2024 учебный год

классного руководителя начальных классов

Куулар Ай-Суу Сергеевны

с. Ээрбек

Цель: - формирование у детей навыков самостоятельной       деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Создать условия для успешной адаптации детей к школьным

     условиям, снижению школьной тревожности.

  1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
  2. Создать условия для развития нравственных качеств личности.
  3. Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
  4. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
  1. Общие сведения о классе.

Количество учащихся: 14 чел..

Социальный паспорт учащихся. Всего: 14 уч-ся.

Из них девочек: 7                       Из них мальчиков: 7

Возрастной состав:

Учащиеся

2016г.р.

2017 г.р.

девочек

6

1

мальчиков

3

4

всего

9

5

1

Полные семьи

12

2

Неполные семьи

1

3

Семьи опекуны

1

4

Многодетные семьи

9

5

Мать-одиночка

1

6

Сироты

0

7

Полусироты

0

8

Дети-инвалиды

1

Вывод: Изучение социального паспорта семей учащихся показал, что в классе есть в основном многодетные и полные семьи.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

В коллективе учащихся 1 «в» класса обучаются всего 14 учащиеся. Из них мальчиков 7 и девочек 7. Межличностные отношения учащихся нормальные, соответствуют возрастным особенностям детей. Лидерами класса является Маады Арлета. Учащихся с высоким статусом и непринятых нет. Не усвоили программу 1 класса Андреев Андрей, не умеет читать, складывать и вычитать числа в пределах 20. Психологическое и физическое развитие всех учащихся в норме, кроме инвалида-ребенка, Хомушку Норбу. Очень любят играть в подвижные и развивающие, интеллектуальные игры. Во внеурочное время все учащиеся посещают кружки внеурочной деятельности ФГОС НОО и секции школы. Отношения детей с родителями нормальные.

  1. Анализ воспитательной работы класса.

Цели и задачи по воспитательной работе с классом достигнуты. В работе основные направления были направлены на формирование личностных качеств учащихся. Классные часы и мероприятия класса и школы были проведены по программе “Разговор о важном”.

Самоуправление в классе работает. Учащиеся все имеют поручения по классу и к порученным делам относятся хорошо. График дежурства есть на классном уголке, учащиеся контролируют дежурство по классу и дежурят хорошо. У всех учащихся есть дневники. Проверку дневников проводила систематически, по плану работы классного руководителя. В конце каждой четверти составляла справки о проверке дневников. Все учащиеся класса в школу приходят аккуратно одетыми, в единых школьных формах.

                По состоянию здоровья учащихся.

Год

I

II

III

IV- V

Основная группа

Освобождены от занятий

2023-2024

10

3

0

1

13

1

Вывод: 3 учащиеся класса относятся ко второй группе здоровья, а 10 к первой группе здоровья.  К 5й группе относится Хомушку Норбу, ребенок-инвалид. В течение учебного года проводились беседы по поведению учащихся, правилу общения, уважению друг другу. С родителями на классных собраниях тоже проводила работу по профилактике заболеваний детей.

Данные по поведению учащихся класса. Пропуски уроков учащимися.

Анализ пропусков уроков учащимися1в класса за год показал, следующие данные:

Четверти

Всего дней

Из них по болезни

Всего уроков

Из них по болезни

1

11

11

44

44

2

6

6

26

26

3

10

10

42

42

4

37                            37                    155               155

За год

64

64

267

267

Вывод: За год учащимися 1в класса были пропущены всего _64__ дней, _267__ уроков. Из них по болезни были пропущены 64___ дней, 267___ урока. По неуважительной причине __0_ дней, 0__ урока.

Поведение у большинства учащихся класса в норме, кроме Кара-Донгак Ачыты, Хомушку Норбу- часто нарушают правило поведения в школе.

Совершившие преступления – нет.

Совершившие правонарушения – нет.

Состоящие на учёте ПДН – нет.

Состоящие на учёте ВШУ – нет.

По внеурочной занятостью учащихся класса.

Охват учащихся класса внеурочной деятельностью ФГОС НОО составляют 100%:

Кружки, объединения, студии, секции

В них человек

% соотношение к контингенту

Улусчу ужурлар

14

100%

Разговоры о важном

14

100

Функциональная грамотность

14

100%

Школьный театр

14

100%

Номнун оннуктери

14

100%

Вывод: Учащиеся 1в класса все посещают кружки на 100%.

За год были проведены классные часы:

- по формированию ЗОЖ: «Безопасная дорога», просмотр мультфильма, беседы по соблюдению личной гигиены, «Осторожно лёд!».

- по семейному воспитанию: «ответственность родителей», «успеваемость детей»;

- по патриотическому воспитанию: Мы помним, мы гордимся!.

- с родителями: 2 (совместные работы с учащимися);

- по трудовому воспитанию: участвовали в уборке территории.

Воспитанность учащихся по методике Капустина.

Воспитанность по классу:

Год

Средний балл

Уровень

2023-2024

3

хороший

Вывод: Воспитанность класса хорошего уровня.

Достижения учащихся.

Всего учащихся в классе: 14 чел.

Из них грамоты получили: 10 чел. (64,3%).

Не получали грамоты: 7

Итог по грамотам (количество):___ шт.

ФИО учащихся

Всего

Класс

Король, королева каллиграфии,

Скорость чтения

Школа

Кожуун

Республика (зона)

Российские

Олимпиада по пдд

1

Андреев Андрей

2

Кара-Донгак Ачыты

3

Каранмай Намзырай

4

Каранмай Намчал

5

Куулар Айыраа

6

Куулар Алия

3

2

1

7

Куулар Диана

5

2

2

1

8

Маады Арлета

5

3

9

Мартый-оол Сонам

1

1

10

Монгуш Аянэ

11

Монгуш Тамир

4

3

1

12

Салчак Ай=Чечээ

6

4

2

13

Сундуй Миранда

14

Хомушку Норбу

Достижения класса.

Мероприятия

Результат

Уровень

1

Тур.слёт

группа

школьный

2

Смотр строя и песни

группа

школьный

3

Новый год

группа3 место

Школьный

4

8 марта

индвидуально

школьный

5

23 февраля

2 место

школьный

Шагаа

2 место

Школьный

Данные об одарённых (талантливых) учащихся 1 класса.

Список учащихся

русский язык

родной язык

математика

окружающий мир

ИЗО

музыка

технология

физическая культура

1

Андреев Андрей

2

Кара-Донгак Ачыты

3

Каранмай Намзырай

4

Каранмай Намчал

5

Куулар Айыраа

6

Куулар Алия

+

+

+

+

+

+

+

7

Куулар Диана

+

+

+

+

+

+

8

Маады Арлета

9

Мартый-оол Сонам

10

Монгуш Аянэ

+

+

+

+

+

11

Монгуш Тамир

+

+

+

12

Салчак Ай=Чечээ

+

+

+

+

+

+

13

Сундуй Миранда

14

Хомушку Норбу

15

1

Всего

5

4

5

5

3

3

1

Одарённых учащихся в классе 5 человек. Их мальчиков 1, а девочек 4. Есть учащиеся, которые учатся хорошо, но мало участвуют в мероприятиях.

Рекомендации: Провести индивидуальные работы с одарёнными учащимися по развивающим индивидуальным планам, учитывая индивидуальные способности, интересы учащихся.

По диагностической работе в классе были проведены исследовательские работы на изучение личностного развития учащихся. Мною были проведены тестирования по методикам «Воспитанность учащихся класса», «Социометрия», «Мотивация». Краткий вывод показывает, что учащиеся Андреев Андрей, Кара-Донгак Ачыты, Сундуй Миранда, Каранмай Намчал,  нуждаются в индивидуальном подходе обучения, так как у них интеллектуальное развитие ниже среднего уровня по сравнению со сверстниками.

Работа с родителями ведётся по интегрированным методам с использованием ИКТ. План родительского комитета составлен, и работа родкомитета ведётся на хорошем уровне. Родительские собрания проводились по актуальным современным проблемам обучения и воспитания детей в семье, направленные на профилактику отклоняющегося поведения, правонарушения среди детей.. По мере своих возможностей родители класса хорошо помогают провести классные часы. Так же многие родители класса помогают детям хорошо участвовать в различных мероприятиях школы. Готовят, необходимы материалы к мероприятиям класса и школы, кожууна. Учат своих детей выучить стихотворения к конкурсам, учат рисовать красивые рисунки к конкурсам.

Социальная структура родителей.

                         

Статус семьи

                  Количество   семей

Рабочие

11

Безработные

0

Служащие

0

Пенсионеры

1

Предприниматели

1

Пенсионеры-инвалиды

0

Образовательный уровень.

Всего

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее  

специальное

Среднее 1

24 чел.

8 чел.

0 чел.

3 чел.

13

Вывод: образовательный уровень родителей класса среднего уровня. Только 11 человек имеют профессиональное образование.

Вывод по воспитательной работе за год.

Поставленные цели и задачи воспитательной работы были достигнуты не полностью из-за карантина. Сплоченность, воспитанность, активность учащихся класса хорошего уровня. Работа с родителями ведётся на хорошем уровне. В работе по обучению и воспитанию своих детей участвуют 8 родителей класса. За год учащиеся класса активно участвовали во всех мероприятиях класса, школы. 14 учащихся класса переведены в пятый класс.

Рекомендации:

  1. Работать над самоуправлением класса.
  2. Обратить внимание на учащихся, которые мало участвуют в мероприятиях класса, школы, кожууна, республики, российских конкурсов (олимпиад).
  3. Усилить работу с родителями слабоуспевающих учащихся класса.

Классный руководитель: __Куулар (Куулар А-С.С.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Организация внеурочной деятельности детей в связи с введением ФГОС»

Слайд 2

логотип - две руки, как символ школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших детей.

Слайд 3

Семья и школа –это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа … Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега . Л. Кассиль

Слайд 4

всесторонне развитый человек образованный, здоровый физически здоровый нравственно умеющий и любящий трудиться

Слайд 5

Цель взаимодействия семьи и школы: Создание благоприятных условий для полноценного становления, воспитания и обучения детей .

Слайд 6

Совместные задачи семьи и школы: сделать школу и семью союзниками в воспитании детей; обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию; обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

Слайд 7

школа • Положительное знания • эстетическое развитие • физическая подготовка • патриотические чувства • формирование личностных качеств • общественные навыки • развитие индивидуальных способностей Отрицательное формирование личностных качеств (отрицательных )

Слайд 8

семья Положительное • личный пример • здоровый образ жизни • занятия спортом вместе с ребенком • расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.) • развитие ситуации успеха (похвала, поддержка) • индивидуальный подход к ребёнку • добрые отношения в семье Отрицательное • личный пример • вредные привычки • неуважение друг к другу, грубость, ссоры • физическое воздействие • психическое насилие • игнорирование ребёнка, как личности

Слайд 9

Улица ( друзья) Положительное • общение • физическое развитие (развивает свободу действия) • познание мира • развитие коммуникативных навыков • закалка характера Отрицательное плохое влияние • вредные привычки •отсутствие контроля со стороны взрослых • повышенный травматизм • нерациональное использование времени пагубное воздействие на природу

Слайд 10

ценности ценности 7 класс – 14 чел 8 класс - 8 чел 9 класс - 11 чел место место Место 1. семья 1 2 1 2. Друзья 5 3 3 3. любовь 4. жизнь 2 1 5 5. родители 3 4 2 6. здоровье 4 5 4 7. родственники 8. деньги 9. родина 10.образование 11. работа

Слайд 11

Взаимодействие с родителями Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся Индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Слайд 12

К основным направлениям деятельности школы и семьи относится: познавательная сфера жизни; поддержка физического здоровья обучающихся; развитие творческого потенциала; поддержка одаренных детей; социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Слайд 13

Формы взаимодействия семьи и школы Родительские собрания Индивидуальные консультации Беседы Посещение семей учащихся Тематические праздники Организация разнообразных форм досуговой деятельности Выставки работ учащихся

Слайд 14

«Помните, ребенок – зеркало жизни своих родителей.» А.С.Макаренко

Слайд 15

Участие детей в районных конкурсах 1. «Осенний марафон»- 3 место Билалова В 2. «Мир нашего воображения» – Билалова В – 3 место Ермакова Ю – грамота за участие 3. Конкурс исследовательских работ - Зорина Н – 3 место 4.» письмо моему герою Билалова В 5.

Слайд 16

Памятка родителям . Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке. Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.

Слайд 17

Надейтесь на себя. В жизни есть 2 крепких моря – дети и работа. Все остальные невзгоды можно перенести. (Н.М.Амосов)

Слайд 18

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТО ЛЕ РА НТ НО СТ Ь - что это?

Слайд 3

Заботливость Общительность Оптимизм Жизнерадостность Позитивизм Доброта Милосердие Уважение Отзывчивость

Слайд 4

Семь основных принципов толерантности : Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей. Уважение различий. Понимание индивидуальной неповторимости. Взаимодополняемость как основная черта различий. Взаимозависимость как основа совместных действий Культура мира. Сохранение памяти.

Слайд 6

Быть толерантным : - Означает уважать других, невзирая на различия. - Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает., любить друг друга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Ээрбекская СОШ им.О.К.Оолака

Слайд 2

Единая служба спасения Милиция Скорая помощь Стационарный телефон 01 02 03 МТС 112 112 112 Мегафон 010 020 030 Би-Лайн *01 *02 *03 НОМЕРА ЭКСТРЕННЫХ ТЕЛЕФОНОВ В случае возникновения любой беды з воните по единому телефону спасения МЧС России - 01

Слайд 3

ВЗРЫВЫ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ Общественные места – это рынки, остановки городского транспорта, магазины, супермаркеты, площади, парки. Старайтесь не поддаваться панике, чтобы не произошло!

Слайд 4

ПОХИЩЕНИЕ ДЕТЕЙ держаться подальше от дороги продумывать безопасные маршруты передвижения стараться не ходить в одиночку не забывать правила пользования мобильными телефонами Старайтесь не поддаваться панике, чтобы не произошло!

Слайд 5

ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ Старайтесь не поддаваться панике, чтобы не произошло! Помните, что вас обязательно спасут! не паниковать не отвлекаться от происходящего не делать резких движений не падать духом запомнить всё

Слайд 6

Какойк Какой классный телефон ! ЛОЖНЫЙ ВЫЗОВ Стой! Не бери! А вдруг там бомба! Давай вызовем полицию! Не подходить! Классно! Один звонок, и столько шума… Вы молодцы, ребята!

Слайд 7

Круто! Давай ещё так сделаем! Тут подброшен пакет! В нём что-то тикает… Мальчики! Вы не видели, кто оставил пакет? Я видела! Это они бросили! Докладываю! Ложный вызов. Пока мы вас поставим на учёт. И всё? Ждите повестку в суд.

Слайд 8

ПАМЯТКА ПО ЗНАНИЯМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Слайд 9

не трогай его не приближайся к нему не пользуйся мобильным телефоном возле него запомни время обнаружения предмета сообщи взрослым (учителю, водителю, соседям, родителям) об этом позвони по телефону 02 ЕСЛИ ты обнаружил неизвестный, бесхозный с вёрток или оставленную сумку, портфель, коробку в транспорте, п одъезде, квартире, на остановке, на улице ТО

Слайд 10

быстро ляг прикрой голову руками опасайся падения штукатурки, арматуры держись подальше от окон, шкафов, полок не беги, не пользуйся лифтом опасайся застекленных поверхностей держись ближе к дверным проёмам в несущих стенах ЕСЛИ в помещении возможен взрыв, ТО !

Слайд 11

не беги к месту взрыва не интересуйся, почему происходит взрыв у случайных прохожих отбеги подальше в сторону спрячься за угол, выступ здания быстро ляг прикрой голову руками опасайся падения столбов и линий электропередач старайся укрыться, но вдали от высотных зданий и сооружений ! ЕСЛИ возможен взрыв на улице, ТО

Слайд 12

не стой у окна, даже если оно закрыто занавеской не поднимайся выше уровня подоконника не входи в комнату, со стороны которой слышны выстрелы позвони по телефону 02 не подходи ни к окну, ни к дверям, если будут звать и говорить, что это милиция позвони родителям и сообщи им о выстрелах ЕСЛИ ты, находясь в помещении, услышал выстрелы, ТО

Слайд 13

не кричи не плачь не капризничай не жалуйся не паникуй не встречайся взглядом с террористами вспоминай что-нибудь хорошее выполняй требования террористов экономь силы ЕСЛИ ты попал в заложники, ТО

Слайд 14

позволь толпе нести тебя старайся продвинуться к краю толпы не держи руки в карманах разведи согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена старайся удержаться на ногах любыми способами освободись от шарфа, сумки, галстука стремись оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками ЕСЛИ ты попал в толпу, ТО

Слайд 15

немедленно сообщи родителям немедленно открой окна, двери, форточки закрой газовый кран на плите и газовой трубе вызови службу по телефону 04 покинь квартиру забери домашних животных, если они есть ГАЗ 04 ЕСЛИ ты услышал запах газа, ТО

Слайд 16

позвони по телефону 01 , сообщи, где происходит пожар, что горит, адрес, номер телефона, свою фамилию, как удобнее подъехать к дому, есть ли опасность для людей говори по телефону чётко и спокойно покинь квартиру двигайся ползком или пригнувшись, надень на нос и рот повязку, смоченную водой дверь в задымленное помещение открывай осторожно, чтобы быстрый поток воздуха не вызвал вспышки пламени 01 ЕСЛИ ты эвакуируешься при сообщении о пожаре, ТО

Слайд 17

помоги взрослым захвать с собой еду, питьевую воду, теплые вещи, фонарик, медицинскую аптечку, свой спасательный круг, верёвку, другие средства спасения поднимайся на верхние этажи или крышу дома оставайся там до прибытия спасателей подавай сигналы о месте своего нахождения с помощью флагов, света, фонаря или свечи ЕСЛИ внезапно началось наводнение, ТО

Слайд 18

сбрось с себя тяжелую одежду и обувь воспользуйся плавающими вблизи предметами для удержания на поверхности воды спокойно плыви по течению к берегу или к ближайшим островкам, строениям и здесь жди спасателей экономь силы избегай водоворотов не приближайся к электропроводам и электрическим столбам ЕСЛИ ты оказался в воде во время наводнения, ТО

Слайд 19

не оставляй включённые электроприборы без присмотра никогда не тяни за электрический провод руками включай и выключай электроприборы только сухими руками самостоятельно не пробуй отремонтировать электрические приборы не засовывай в розетки посторонние предметы ЕСЛИ ты пользуешься электроприборами, ТО

Слайд 20

не подходи к оголённым или свисающим проводам, не дотрагивайся до них не набрасывай никакой провод на электропровода на столбах не подходи к трансформаторным будкам, в них нельзя прятаться, их нельзя открывать 220 ЕСЛИ ты на улице интересуешься электричеством, ТО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСЛЕНИЦА История праздника

Слайд 2

Пришла Масленица годовая, наша гостья дорогая! Она пешей к нам не бывает, всё на кониках приезжает. Её коники вороные, у них гривы золотые, а саночки расписные!

Слайд 3

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Эта традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его больше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины с маслом, которые были символом солнца.

Слайд 4

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот, следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

Слайд 5

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года, зиму, человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал её помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от людей в лесу, а здоровой и красивой бабой. С румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме. Своим теплом разогрела кровь в людях, схватила людей за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Слайд 6

Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Слайд 7

Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лён . А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем лучше . Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.

Слайд 8

Есть такая поговорка: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай!» Деревня к деревне в гости ехала показать себя да на мир полюбоваться. Коронное угощение на Масленицу, конечно, блины. Это - обрядовая еда. В блинах как бы зарожда - лась сила солнца. Первый блин полагалось вынести на улицу и покрошить птицам.

Слайд 9

Вторник — « заигрыш » В этот день пели так : А вот Масленица во двор въезжает, Её девушки встречают, Её девушки ночевать оставляют. Наряжали соломенную куклу, прилепляли длинную из соломы косу с алой лентой, повязывали голову платком, румянили щеки, подводили глаза, очерчивали губы.

Слайд 10

Обязательно подвязывали лапти. Кофту и сарафан Масленице шили в яркий лоскут. Все на Масленицу одевались празднично, несли разодетую «красавицу» по всей деревне. Шли на катальные горки, к ледяным столбам.

Слайд 11

В этот день обычно пекли тоненькие блинчики, по ним и гадали. Первый блин подносили к окну и смотрели через него на то пространство, где никто не ходит, лишь птицы летают. Блин – окно в грядущее. Если птица - суждено из дома уехать, кошка клубком свернулась – будет в доме лад, если она крадётся – жди хитрости от подруги, если человек в цветном одеянии – будет яркая жизнь.

Слайд 12

" ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд 13

Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины . Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Слайд 14

Четверг — это день «разгуляй ». Славили наши предки и почитали солнце. Знаком солнца и был снятый со сковороды румяный блин. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали ярмарки, катание на лошадях «по солнышку» — по часовой стрелке вокруг деревни. Строили крепости из снега с башнями и укреплениями. Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка . А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Слайд 15

Говорят, у тёщи зятек – любимый сынок. Зятья звали в этот день в свой дом тёщ гостевать. Старались на диво её одарить, напоить, накормить, ласковым словом ублажить. Ну а после тёща на счастье должна добрым советом голову зятю «маслить» ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд 16

Суббота — всем известные « золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами . Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

Слайд 17

Воскресенье — это заключительный « прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Слайд 18

В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали «чучело Масленицы», полученный пепел рассыпали по полям. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Слайд 19

Виды подачи блинов Блины со сливочным маслом Блины с красной и черной икрой

Слайд 20

Блины со сметаной – исконно русский вариант. Блины с вареньем. Блины с медом.

Слайд 21

Блины с творогом. Блины с рыбой

Слайд 22

Поговорки о Масленице : Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица семь дней гуляет. Это Масленица идет, блин да мед несет. Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом . После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха, Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить, Была у двора Масленица , а в дом не зашла, Без блинов -не Масленица. В прощеный день, как на Пасху все целуются .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шагаа – ыдыктыг байырлалывыс ! Моген -Бурен ортумак школазынын башкызы : Ооржак А.Н. Кызыл-Хая, 2019ч.

Слайд 2

Тыва чонум чанчылдары Тывызыксыг аажок чараш . Шаандан тура чаңчыл болган Шагаа деп бир байырлал бар. Шагаа дээрге тыва чоннуң Чаагай сүзүк , чаңчылы -дыр. Айның чаазын , хүннүң эртенин Алгап йѳрээн байыры -дыр.

Слайд 7

Шагаанын ёзулалдары : Саң салыры , чалама баглаары , чажыг чажары болгаш йѳрээл салыры , чалбарыыры , ак харга арыгланып кактаныры , чуңгулаары , мѳѳрейлиг оюннар ойнаары , Шагаа дою кылыры .

Слайд 9

Ш агааның оюннары : « Аскак – кадай », « Согур - Аза»; « Тевек »; « Улустуң аас чогаалының биче хевирлеринге мѳѳрейлежири »; « Чинчи чажырары »; « Кажык »; « Хуреш », « Хурежип ойнаары »; « Аржыыл кагары », «Баг кагары »…

Слайд 10

Тевектээри Шагаа хүнү мѳѳрейлиг , Адыг-чарыш маргылдаалыг . Чадан адаал , багдан кагаал , Адааннажып тевек тевээл .

Слайд 11

Тыва чонум тывынгыр чон , Дынгылдайлап ойнап-хѳглээр . Тывызыктап маргыжаалам , Тыпаан кижи догааштырзын ! Үлегер сѳсте нүгүл чок . Үер сугда байлаң чок . Үлегер домактардан Угаады кааптаалыңар , че!

Слайд 12

Кажыкты ойнаары Кажыкты дүжүрүп кагары ; Кажыкты хожулап кагары Кажык адары ; Кажык-биле аът чарыштырары ; Кажыкты чыттырып кагары ;

Слайд 13

Кичээнгейлиг ажылдааныңар дээш четтирдивис !