Главные вкладки
СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ!!!
Материалы к Всероссийскому конкурсу "Сердце отдаю детям!"
https://cloud.mail.ru/public/FkJv/n47D2EoQf -Визитная карточка.
https://cloud.mail.ru/public/mVTt/Wx6CnsubK - Видеообращение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_doop_volshebnyy_mir_teatra.docx | 22.03 КБ |
annotatsiya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.95 КБ |
dinamika_rezultativnosti_rezultatov_doop.docx | 22.54 КБ |
doop_volshebnyy_mir_teatra.docx | 72.83 КБ |
svedeniya_o_kachestve_doop.docx | 18.06 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»
МО «Смирныховский» Сахалинской области
АННОТАЦИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный мир театра»
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые для практического применения в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы обучающихся, их индивидуальных склонностей и способностей. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в развитии детей и является приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Новизна программы заключается в том, что комплексный подход обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие обучающихся в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основные навыки обучающиеся получают во время практических занятий — это способствует поддержанию высокой степени заинтересованности и обеспечивает высокий результат обучения.
Направленность программы: художественная.
Тип программы: одноуровневая, содержанием стартового уровня усвоения.
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности: (комплексная, интегрированная, модульная)
Адресат программы: дети от 6 до 7 лет (в т.ч. имеющие ограниченные возможности здоровья, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, находящиеся в группе риска и т.д.). Обучение не зависит от пола, возраста, уровня образования, физических и психических особенностей детей, других характеристик: все имеют возможность получить дополнительное образование исходя из своих потребностей. Прием детей на общеобразовательную программу осуществляется по желанию обучающихся (родителей /законных представителей).
Объем и срок освоения программы:
Период | Продолжительность занятия, ч | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество недель | Количество часов в год |
2024/2025 учебный год | 30 мин | 2 | 2 | 36 | 72 |
Форма обучения: очная.
Наполняемость группы: 8-12 человек, в пределах требований СанПиН, продолжительность 1 занятия 30 минут.
Формы организации занятий: групповое занятие; театрализованная игра на праздниках, развлечениях; воспитательные мероприятия, тематические беседы; совместная театрализованная деятельность взрослых и детей; конкурс чтецов; театрализованные игры-спектакли, постановки. Все формы и типы занятий соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Предметные:
- знакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами;
- учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения);
- приобщать детей к театральной культуре, давать знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах Сахалина и России.
Метапредметные:
- развивать артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями);
- развивать интерес к различным видам театра.
Личностные:
- воспитывать артистические качества, любовь к театру путем вовлечения в различные театрализованные представления;
- развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;
- развивать память и умение сконцентрировать внимание.
Учебный план
Программа предусматривает распределение работы по театрализованной деятельности последующим разделам:
1.Театральная игра
2. Ритмопластика
3. Культура и техника речи
4. Кукольный и теневой театр
5. Основы театральной культуры
6. Работа над спектаклем
№ | Наименование разделов, тем | Количествочасов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Театральная игра | 18 | 4 | 14 | Анализ практической деятельности |
2. | Культура и техника речи | 10 | 4 | 6 | Анализ практической деятельности |
3. | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 | Анализ практической деятельности |
4. | Кукольный и теневой театр | 8 | 2 | 6 | Показ театра |
5. | Основы театральной культуры | 8 | 4 | 4 | Анализ практической деятельности |
6. | Работа над спектаклем | 18 | 4 | 14 | Показ постановки |
Всего: | 72 | 20 | 52 |
Срок реализации: программы 9 месяцев.
Планируемые результаты освоения по дисциплине:
- знают различные виды театров;
- умеют имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами;
- используют средства выразительности;
- демонстрируют интерес к театральной культуре, знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- развиты артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы;
- развит интерес к различным видам театра.
- демонстрируют артистические качества, любовь к театру;
- развиты фантазия, творческие способности, музыкальный вкус;
- развиты память и умение сконцентрировать внимание.
Составитель:Селецкая Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования МБДОУ детский сад №1 «Улыбка»
Предварительный просмотр:
Аннотация
методической разработки занятия
«Театральное мастерство»
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия формирования успешной социализации в целостном педагогическом процессе.
Занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, речевой активности и воображения через различные виды деятельности. Все задачи реализуются через игровые ситуации.
Цель: создание условий для знакомства детей с театром, историей возникновения театра; совершенствования умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи:
-познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о театре, вспомнить профессии людей, работающих в театрах;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти;
- воспитывать интерес к искусству
Тип занятия: изучение нового материала. Вводное занятие.
Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.
Форма проведения: фронтальная
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков моря, ответы на вопросы в ходе беседы.
Виды технологий, используемые на занятии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
- игровые технологии,
- технология проектной деятельности,
- информационно-коммуникативные технологии
Материалы и оборудование к занятию:
- Музыкальное сопровождение: «Волшебники», треки «Богатыри», Чайковский «Лебедь», «Баба-яга», «Буратино». Для игры «Музыкальное послание»; звуки- «Аплодисменты», «Шум моря»;
- презентация «Путешествие в волшебный мир театра»
- театральные билеты, загадки о сказочных героях, конверты с картинками сказочных героев, табличка с 4-мя клеточками для сказочных героев
Методы и приемы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.
Возраст детей: 6-7 лет.
Время занятия: 30 минут.
План (хронометраж):
№ | Этапы | Время (мин.) |
1 | Подготовительный (организационный) | 5 |
2 | Основной | 20 |
3 | Итоговый | 5 |
План занятия:
1. Организационный этап:
1.1. Приветствие
1.2. Мотивация познавательной деятельности
Задача: знакомство с детьми, создание эмоционального настроя
2. Основной этап:
2.1. Теоретическая часть:
Видео презентация «Добро пожаловать в театр!»
Задача: краткое знакомство с историей возникновения театра, основными театральными профессиями.
2. 2. Практическая часть:
- Упражнения:
Задача: знакомство с элементами актёрского мастерства, театральной терминологией, импровизация.
- Загадки:
Задача: знакомство с терминологией, развитие познавательных интересов.
- Выполнение этюдов:
Задача: развитие коммуникативных навыков, работа в парах; развитие эмоциональной сферы ребенка
- Инсценировка.
Задача: способствовать проявлению творческой активности, воображения, фантазии.
3. Итоговый этап:
3.1. Опрос
Задача: закрепление и обобщение полученных знаний
3.2. Рефлексия
Задача: эмоциональная и физическая разрядка.
Структурные компоненты:
1.Подготовительная часть (организационная) направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной и дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.
2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.
3.Итоговая часть (заключительная) включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.
Предварительный просмотр:
Динамика результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир театра»
Направленность программы – художественная.
Возраст обучающихся: 6-7 лет включительно.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Форма обучения – очная.
Педагог, реализующий программу: Селецкая Наталья Валерьевна
Мониторинг результатов освоения программы:
Процесс обучения по ДООП предусматривает следующие формы диагностики:
1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа, наблюдение.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения. Формы представления результатов: показ постановки воспитанникам ДОУ и родителям; участие в конкурсах, фестивалях.
СВЕДЕНИЯ О КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ
Востребованность программы и сохранность контингента обучающихся является одним из основных показателей качества реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Таблица 1. Сохранность контингента обучающихся
Учебный год | Название программы | Количество обучающихся, чел. | Сохранность контингента, | |||
на начало учебного года (01.09) | принято в течение года | отчислено в течение года | на конец учебного года (31.05) | |||
2021-2022 | ДООП «Волшебный мир театра» | 9 человек | 3 человека | 0 | на 01.06.2022 12 человек | 100 |
2022-2023 | ДООП «Волшебный мир театра» | 10 человек | 2 человека | 0 | на 01.06.2022 12 человек | 100 |
2023-2024 | ДООП «Волшебный мир театра» | 12 человек | 0 | 0 | на 01.06.2023 12 человек | 100 |
Сохранность контингента обучающихся составляет 100%, кроме того, в ходе реализации программы отмечается регулярность посещения занятий обучающимися, что свидетельствует о существенной заинтересованности детей в обучении по настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
2. Результаты освоения ДООП программы «Волшебный мир театра» на начало и конец года наглядно отражены в таблицах за последние три года. Контроль за освоением программы «Волшебный мир театра» осуществляется по результатам педагогических наблюдений и заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Процедура отслеживания и оценки достигнутых результатов обучающихся, в театрализованной деятельности проходит в форме наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности: этюдный тренаж, музыкально-ритмические упражнения, игры-драматизации.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе в % за 2021/2024 учебный год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Начало года | Конец года |
Основы театральной культуры | Знает основы театральной культуры и владеет терминологией | 20% | 98% |
Речевая культура | Владеет правилами и приемами эффективного коммуникативного поведения; улучшено качество речи, обогащен словарный запас. | 30% | 93% |
Эмоционально- образное развитие | Знает основы регуляции эмоциональным напряжением и умеет применять на практике, развито воображение и фантазия | 15% | 92% |
Основы коллективной творческой деятельности | Владеет основами сценической постановки, умеет работать в коллективе | 20% | 99% |
Вывод: динамика освоения обучающимися ДООП программы «Волшебный мир театра» на конец года – положительная в каждом из последних трех лет реализации программы.
3. Таблица достижений и активности обучающихся ДООП «Волшебный мир театра» на различных уровнях за 2021-2024 год:
Уровень ДОО | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
Участие и призовое место в конкурсе, посвященному творчеству А.С. Пушкина | Участие в театрализованной постановке к 80-летию Ленинградской Блокады | Победители, призеры и участники областного конкурсе «Хрупкое мгновенье тишины» | Победители дальневосточного фестиваля (заочно) |
Участие в конкурсе чтецов на День Матери «О маме в стихах…» | Участие в праздничных программах | ||
Участие в фестивале «Любимая песня моей семьи» | Участие в конкурсе «Принцесса» | ||
Театрализованная постановка «Мы помним…» | Участие в ярмарке добра | Победители, призеры и участники областного фестиваля «Белый голубь» | Победители Всероссийского конкурса «Надежды России» (дистанционно) |
Театрализованный концерт «Мы зажигаем звезды!» | Участие в акциях, приуроченных Дню Защитника Отечества, Дню Победы | ||
Семейный фестиваль «Любимая сказка моей семьи» |
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
По итогам мониторинга удовлетворенности родителей обучающихся по программе качеством образования были получены следующие результаты:
Таблица. Удовлетворенность родителей качеством образования (сведения за 2021- 2024 учебный год)
Показатели/характеристики удовлетворенности родителей | Доля родителей от общего числа опрошенных, % | ||
удовлетворены | не удовлетворены | затруднялись с ответом | |
качество обучения ребенка | 98 | 0 | 2 |
степень комфортности образовательной среды | 98 | 0 | 2 |
уровень взаимодействия с педагогом | 99 | 0 | 1 |
Результаты анкетирования родителей свидетельствуют об их удовлетворенности результатами обучения детей по ДООП «Волшебный мир театра».
Представленные выше результаты свидетельствуют о достаточном уровне создания педагогических условий для эффективного освоения обучающимися содержания программы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Улыбка» пгт. Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области
Рассмотрена на заседании методического совета от « » 2024 г. Протокол № . | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад №1 «Улыбка» пгт. Смирных /Г.А. Кудинова Приказ № от « » 2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир театра»
Направленность: художественная
Уровень освоения: стартовый
Адресат программы: дети 6-7 лет
Срок реализации программы:9 месяцев
Автор-разработчик:
Селецкая Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
пгт. Смирных
2024
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 3
1.2. Цели и задачи программы 5
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Условия реализации программы 8
2.4. Оценочные и методические материалы 11
3.1. Рабочая программа воспитания 12
3.2. Календарный план воспитательной работы 14
Приложения……………………………………………………………………………………..16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных (далее - организация) осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№ 1726-р, утверждающее «Концепцию развития дополнительного образования детей»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 №3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22.10.2021 №3.12-1331-р «О внедрении моделей выравнивания и доступности дополнительных общеобразовательных программ и моделей реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Муниципальная программа «Развитие образования в муниципальном образовании городской округ «Смирныховский»;
- Устав МБДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые для практического применения в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы обучающихся, их индивидуальных склонностей и способностей. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в развитии детей и является приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Новизна программы заключается в том, что комплексный подход обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие обучающихся в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основные навыки обучающиеся получают во время практических занятий — это способствует поддержанию высокой степени заинтересованности и обеспечивает высокий результат обучения.
Направленность программы: художественная.
Тип программы: одноуровневая, содержанием стартового уровня усвоения.
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности: (комплексная, интегрированная, модульная)
Адресат программы: дети от 6 до 7 лет (в т.ч. имеющие ограниченные возможности здоровья, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, находящиеся в группе риска и т.д.). Обучение не зависит от пола, возраста, уровня образования, физических и психических особенностей детей, других характеристик: все имеют возможность получить дополнительное образование исходя из своих потребностей. Прием детей на общеобразовательную программу осуществляется по желанию обучающихся (родителей /законных представителей).
Объем и срок освоения программы:
Период | Продолжительность занятия, ч | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество недель | Количество часов в год |
2024/2025 учебный год | 30 мин | 2 | 2 | 36 | 72 |
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная.
Наполняемость группы: 8-12 человек, в пределах требований СанПиН, продолжительность 1 занятия 30 минут.
Формы организации занятий: групповое занятие; театрализованная игра на праздниках, развлечениях; воспитательные мероприятия, тематические беседы; совместная театрализованная деятельность взрослых и детей; конкурс чтецов; театрализованные игры-спектакли, постановки. Все формы и типы занятий соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Предметные:
- знакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами;
- учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения);
- приобщать детей к театральной культуре, давать знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах Сахалина и России.
Метапредметные:
- развивать артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями);
- развивать интерес к различным видам театра.
Личностные:
- воспитывать артистические качества, любовь к театру путем вовлечения в различные театрализованные представления;
- развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;
- развивать память и умение сконцентрировать внимание.
1.3. Учебный план
Программа предусматривает распределение работы по театрализованной деятельности последующим разделам:
1.Театральная игра
2. Ритмопластика
3. Культура и техника речи
4. Кукольный и теневой театр
5. Основы театральной культуры
6. Работа над спектаклем
№ | Наименование разделов, тем | Количествочасов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Театральная игра | 18 | 4 | 14 | Анализ практической деятельности |
2. | Культура и техника речи | 10 | 4 | 6 | Анализ практической деятельности |
3. | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 | Анализ практической деятельности |
4. | Кукольный и теневой театр | 8 | 2 | 6 | Показ театра |
5. | Основы театральной культуры | 8 | 4 | 4 | Анализ практической деятельности |
6. | Работа над спектаклем | 18 | 4 | 14 | Показ постановки |
Всего: | 72 | 20 | 52 |
Срок реализации: программы 9 месяцев.
1.4. Содержание программы.
Раздел № 1 «Театральная игра».
Теория (4 часа) Изучение понятий «игра», «театр», знакомство с жанровыми особенностями литературных произведений.
Практика (14 часов) Воспитанники играют в театральные игры. Тренируется зрительное и слуховое внимание. Развивается выдержка, согласованность действий. Прививается умение свободно перемещаться в пространстве, учатся координировать свои действия с товарищами, слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Раздел № 2 Культура и техника речи.
Теория (4 часа) С детьми проводятся беседы: «История возникновения театра». «Особенности театрального искусства». «Театральные профессии». Виртуальные экскурсии. Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, разучивают скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни.
Практика (6 часов) Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
Раздел № 3 Ритмопластика.
Теория (2 часа) Познакомить детей с некоторыми видами ритмопластики.
Практика (8 часов) Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Игры на развитие двигательных способностей, развитие ребенка идет от движений и эмоций, к слову. Музыкально – пластические импровизации, передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. Жесты как важное средство выразительности. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
Раздел № 4Кукольный и теневой театр.
Теория (2 часа) Знакомство с различными видами театров, история возникновения театров. Презентации, мультфильмы, беседы.
Практика (6 часов) Знакомятся и учатся приемам кукловождения кукол-бибабо, учатся показывать спектакль с куклами данного вида театра. Играют в пальчиковые игры, настольный плоскостной театр; театр игрушек; театр на магнитах; ростовой театр и др. Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки. Принимают участие в различных театрализованных кукольных представлениях, сценках, выступают перед сверстниками, родителями.
Раздел № 5 Основы театральной культуры.
Теория (4 часа) Дошкольники знакомятся с элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
Практика (4 часа) Воспитывать культуру поведения в театре посредством моделирования ситуаций.
Раздел № 6 Работа над спектаклем.
Теория (4 часа) знакомство детей с пьесой; от этюдов к спектаклю, выбор пьесы.
Практика (14 часов) Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Повторные показы спектакля. Перспективно-тематическое планирование 6-7 лет (Приложение 1).
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
- знают различные виды театров;
- умеют имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами;
- используют средства выразительности;
- демонстрируют интерес к театральной культуре, знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Метапредметные:
- развиты артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы;
- развит интерес к различным видам театра.
Личностные:
- демонстрируют артистические качества, любовь к театру;
- развиты фантазия, творческие способности, музыкальный вкус;
- развиты память и умение сконцентрировать внимание.
- Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Наименование программы | Количество детей в группе | Время занятия | Количество занятий в неделю/месяц | Количество учебных часов за период реализации программы | Период обучения по дополнительным общеразвивающим программам |
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир театра 6-7 лет» | 8-12 человек | 30 мин. | 2/8 | 72 | 9 месяцев С 3 сентября 2024 г по 30 мая 2025 г. |
Календарные периоды:
Дата начала: 3 сентября 2024 года.
Дата окончания: 30 мая 2025 года
Продолжительность периода: 36 недель.
Праздничные(выходные) дни в соответствии с производственным календарем.
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
При оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материал. Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть:
- театрально-игровое оборудование:
- большая складная ширма,
- маленькая ширма для настольного театра,
- фланелеграф,
- декорации,
- стойка-вешалка для костюмов. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
Разные виды кукольного театра:
- театр картинок,
- театр игрушки,
- театр масок,
- пальчиковый,
- перчаточный,
- театр Бибабо и др. Элементы ряжения: парики, шляпы, грим, шапочки-маски;
Технические средства обучения:
- аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, музыкальные игрушки, видео-фонотеки литературных произведений
- музыкальный центр
- микрофон
- компьютер
- мультимедийная установка
Наличие помещения для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Данная программа реализуется в музыкально-спортивном зале ДОУ и в групповой комнате.
Дидактическое обеспечение
- Настольный театр игрушек.
- Театр картинок на магнитной доске.
- Театр картинок на фланелеграфе.
- Теневой театр.
- Театр с прищепками.
- Пальчиковый театр.
- Театр Бибабо.
- Ширма для кукольного спектакля (напольная, настольная)
- Декорации к спектаклям
- Атрибуты и пособия для занятий, спектаклей
Детские костюмы для спектаклей.
Взрослые костюмы для спектаклей.
Элементы костюмов для детей и взрослых.
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный мир театра» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н
Информационно-методическое обеспечение
Учебное занятие по данной программе состоит из теоретической и практической частей.
Темы завершаются практическими работами, что способствует лучшему усвоению теоретического материала. Практические работы одновременно являются формой оценивания промежуточного результата реализации программы. В процессе обучения используются образовательные технологии личностно-ориентированного обучения. В течении учебного периода обучающиеся принимают участие в воспитательных мероприятиях учреждения, что позволяет: воспитывать уважительное отношение как к старшим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышают способности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности, способствуют воспитанию художественного вкуса, коммуникативных навыков, физической активности.
Практические работы могут осуществляться индивидуально, в малых группах и общие групповые работы.
2.3. Формы аттестации
Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения:
- наблюдение;
- опрос;
- театрализованный показ
Виды и периодичность контроля результативности обучения
Вид контроля | Формы/способы контроля | Срок контроля |
Входной (предварительный) | Фронтальный, опрос, наблюдение | сентябрь |
Текущий (периодический) | Фронтальный, индивидуальный, групповой, комбинированный | январь |
Итоговый: Подведение итогов реализации программы – по окончании программы | Опрос, показ театрализованной постановки | май |
Контроль за освоением программы «Волшебный мир театра» осуществляется по результатам педагогических наблюдений и заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Процедура отслеживания и оценки достигнутых результатов обучающихся, в театрализованной деятельности проходит в форме наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности: этюдный тренаж, музыкально-ритмические упражнения, игры-драматизации.
Формы контроля результативности
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата |
Первичный | Сентябрь | оценка исходного уровня знаний на первом году обучения в начале учебного периода | - анализ исполнения, передача образа персонажа; - анализ социального потенциала обучающихся. |
Промежуточный | январь | оценка качества усвоения воспитанников содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода, года) | Этюды и упражнения, театральные игры |
Итоговый | Май | оценка уровня достижений воспитанников, заявленных в образовательных программах, по окончанию всего курс образовательной программы. | - самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей; - передают различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; - уверенно чувствуют себя во время выступлений; - овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми; |
2.4. Оценочные материалы
Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающегося. Механизм оценки получаемых результатов и характеристика уровней развития детей в театрализованной деятельности составлены по методическим рекомендациям Т.С. Комаровой (приложение 2)
Процесс обучения по ДООП предусматривает следующие формы диагностики:
1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.
Формы контроля: беседа, наблюдение.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения. Формы представления результатов: показ постановки воспитанникам ДОУ и родителям; участие в конкурсах, фестивалях.
Качественная характеристика уровней овладения театрализованной деятельностью
Высокий уровень (от 9 до 12 баллов): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Средний уровень (от 6 до 9 баллов): проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.
Низкий уровень (ниже 5 баллов): малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
3. Раздел 3. Воспитание
3.1. Рабочая программа воспитания
Деятельность объединения «Волшебный мир театра» имеет художественную направленность. Количество обучающихся объединения составляет 8-12 человек. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 6 лет. Формы работы – индивидуальная работа с каждым обучающимся и формирование детского коллектива, в процессе которой педагог решает целый ряд воспитательных задач по формированию личности учащихся; групповая и малыми группами.
Цель: создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи:
- поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий;
- реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности;
- приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края посредством театрализованной деятельности;
- использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Нравственное воспитание - формирование личности, учится соблюдать нормы поведения и уважительно относится к товарищам, оценивать ситуацию и понимать последствия своих поступков, умение принимать решения, чувство ответственности за свои поступки, принятие и осознание значимости нравственного выбора.
Эстетическое воспитание - формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Формы и методы, применяемые для получения воспитательного эффекта
Формы:
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в группе, в ходе работы над проектами, подготовке к показу.
- Практическая игра;
- Дидактические игры и задания;
- Игровые упражнения (с использованием интерактивной доски);
- Этюды;
- Совместная деятельность с детьми.
Методы:
- Метод стимулирования поведения: соревнования, игра,
- Метод формирования сознания: рассказ, беседа, примеры;
- Поисковый – самостоятельное решение ситуаций.
Планируемые результаты
В процессе воспитания происходят изменения в личностном развитии обучающихся, в процессе общения со своими сверстниками по достижению общих целей, у ребят формируются такие качества как взаимопомощь, самостоятельность, ответственность за порученное дело. Несомненно, большую роль в воспитании моральных качеств, обучающихся играет личный пример педагога.
1. Раскрытие творческих способностей обучающихся.
2. Развитие эстетического вкуса, эмоции, чувства прекрасного при восприятии
произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства.
3. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
4. Воспитание любви к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности.
3.2. Календарный план воспитательной работы
Дата проведения мероприятия | Название мероприятия | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели мероприятия |
Воспитательные мероприятия в объединении | |||
Сентябрь | «Давайте познакомимся» | Игра | Фотоотчет |
Октябрь | Осень, в гости просим | Конкурс чтецов | Фотоотчет |
Ноябрь | Посвящение в театралы | Конкурсно-развлекателная программа | Фотооочет |
Декабрь | Праздник «Новый год» | Конкурсно-развлекателная программа | Фотоотчет |
Январь | 27 января | Музыкально-литературная композиция | Видеоотчет |
Февраль | День защитников Отечества | Совместная развлекательная программа | Фотоотчет |
Март | 8 Марта | Совместный досуг с мамами и бабушками | Видео |
Апрель | Неделя театра | Театрализованные представления | Видео |
Май | «Великий май», посвященный Дню победы | Конкурс чтецов | Фотоотчет |
Работа с родителями | |||
Сентябрь-май | Создание, ведение группы для проведения собраний для родителей в WhatsApp. | дистанционная консультации рекомендации | Фотоотчет |
Список литературы
Для педагогов
1. Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 2002.
2. Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
3. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
4. Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
5. Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
6. Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
7. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
8. Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
9. Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
10. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
11. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Для детей и родителей
1. Бодраченко, И.В. «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста» / И.В. Бодраченко; Москва: Айрис-пресс, 2006.
2. Вакуленко, Ю.А., Власенко, О.П. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду» / Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко; Волгоград: Учитель, 2008.
3. Горохова, Л.А., Макарова, Т.Н «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия»/ Л.А.Горохова, Т.Н. Макарова; Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. Зарецкая Н.В. «Часы с кукушкой: Музыкальные сказки с нотным приложением для подготовительной к школе группы ДОУ»/ Н.В. Зарецкая; Москва: ТЦ Сфера, 2003.
5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок»/Л.Я. Поляк; СПб.: Детство-Пресс: 2001.
6. Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками»/ Н.М. Трифонова; Москва: Рольф, 2001.
Приложение 1.
Перспективно-тематическое планирование 6-7 лет.
Месяц | Дата | Тема | Задачи | Материал, инструменты, оборудование | |
Сентябрь | 1 неделя | 1 | Вводное. Пока занавес закрыт | -познакомиться с детьми; -совершенствовать интерес детей к сценическому искусству; -воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками; -совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Музыкальное оборудование |
2 | Вводное занятие. | -совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; -совершенствовать память, внимание, воображение детей, общение детей. | Музыкальное оборудование, Бутафорское яблоко | ||
2 неделя | 3 | Театральная игра «Колобок» | -совершенствовать правильное речевое дыхание; -закреплять умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Музыкальное оборудование | |
4 | Знакомство с пьесой «Зимовье зверей» Л.Поляк. Культура и техника речи Знакомство с пьесой «Зимовье зверей» Л.Поляк. Культура и техника речи Знакомство с пьесой «Зимовье зверей» Л.Поляк. Культура и техника речи Знакомство с пьесой «Зимовье зверей» Л.Поляк. Культура и техника речи | -познакомить детей со сказкой «Зимовье зверей» Л.Поляк -побеседовать о прочитанной сказке. | Музыкальное оборудование, иллюстрации | ||
3 неделя | 5 | Репетиция пьесы «Зимовье зверей». | -работать над первой картиной пьесы, обращая внимание детей на элементы актерской игры; -совершенствовать правильную артикуляцию гласных и согласных; -совершенствовать воображение, фантазию детей; -совершенствовать память, внимание, общение детей. | Музыкальное оборудование, изготовление декораций | |
6 | |||||
4 неделя | 7 | Театральная игра «Настройщик» (радиоволны) | -познакомить детей с новыми пословицами, поговорками и скороговорками; -совершенствовать умение детей пользоваться интонациями, выражая различные оттенки эмоций. | Музыкальное оборудование, Карточки с звучащими буквами | |
8 | |||||
Октябрь | 1 неделя | 9 | Репетиция пьесы «Зимовье зверей» | -продолжать работу над первой картиной пьесы; -совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. -побуждать детей более точно передавать характеры и повадки персонажей-животных | Музыкальное оборудование, Маски, декорации лесной поляны |
10 | |||||
2 неделя | 11 | Репетиция пьесы «Зимовье зверей» (продолжение) | -продолжать работу над первой картиной пьесы; -совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. -побуждать детей более точно передавать характеры и повадки персонажей-животных. | Музыкальное оборудование, Маски, декорации лесной поляны | |
12 | Театральная игра «Теремок» | -способствовать совершенствованию чувства правды и веры в вымысел; -побуждать детей действовать на сцене согласованно. | Музыкальное оборудование | ||
3 неделя | 13 | Репетиция пьесы «Зимовье зверей» | -продолжать работу над второй картиной пьесы; -совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | Музыкальное оборудование, | |
14 | |||||
4 неделя | 15 | Репетиция пьесы «Зимовье зверей» (продолжение) | -продолжать работу над второй картиной пьесы; -совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | Музыкальное оборудование, | |
16 | |||||
Ноябрь | 1 неделя | 17 | Ритмопластика | -совершенствовать умение детей произвольно реагировать на звуковой сигнал; -совершенствовать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | Музыкальное оборудование, |
18 | Верховой кукольный театр, сцена из спектакля «Приключения Буратино» | -закреплять навыки детей выполнять игровые действия с куклами верхового театра в рамках знакомого сюжета сказки; -совершенствовать координацию движений; -сопровождать речью движение кукол. | Музыкальное оборудование, ширма, куклы верхового театра | ||
2 неделя | 19 | Репетиция спектакля «Зимовье зверей» | -добиваться соединения пьесы в единый спектакль; -совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. -репетировать спектакль с использованием реквизита, музыки, света, декораций; -обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах. | Музыкальное оборудование, Костюмы маски, декорации лесной поляны, домик | |
20 | Спектакль «Зимовье зверей» | -творческий показ театральной деятельности; -способствовать получению положительных эмоций от выступления. | Музыкальное оборудование, Костюмы маски, декорации лесной поляны, домик | ||
3 неделя | 21 | Театральная игра «Заяц и охотник» | -совершенствовать способность ориентироваться в пространстве; -развивать и совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами; -развивать умение двигаться в разных темпах. | Музыкальное оборудование, | |
22 | |||||
4 неделя | 23 | Театральная игра «Колобок» | -совершенствовать правильное речевое дыхание; -совершенствовать умение детей передавать движения и повадки животных; -закреплять умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Музыкальное оборудование, Маски | |
24 | |||||
Декабрь | 1 неделя | 25 | Театральная игра «Метелица» | -создавать условия для закрепления навыка у детей ориентироваться в окружающей обстановке; -развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. | Музыкальное оборудование, |
26 | |||||
2 неделя | 27 | Верховой театр сцена из спектакля «Приключения Буратино» | -закреплять навыки детей выполнять игровые действия с куклами верхового театра в рамках знакомого сюжета сказки; -развивать координацию движений; -помочь детям воспроизвести выученный материал с помощью других способов театрализации | Музыкальное оборудование, Ширма, куклы верхового театра | |
28 | Ритмопластика | -совершенствовать умение детей равномерно размещаться по площадке; -двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Музыкальное оборудование | ||
3 неделя | 29 | Культура и техника речи | -развивать воображение; -пополнять словарный запас; -активизировать ассоциативное мышление детей. | Музыкальное оборудование, | |
30 | Повторный спектакль «Зимовье зверей» | -дать детям возможность попробовать себя в разных ролях. | Музыкальное оборудование, Костюмы маски, декорации лесной поляны, домик | ||
4 неделя | 31 | Чтение и обсуждение пьесы «Лесная школа» А.Щеткина. Культура и техника речи | -прочитать и обсудить пьесу «Теремок»; -побуждать детей высказывать свое мнение о прочитанной пьесе (книге), увиденном спектакле. | Музыкальное оборудование, иллюстрации | |
32 | |||||
Январь | 2 неделя | 33 | Репетиция первой картины пьесы «Лесная школа» | -работать с первой картины пьесы «Лесная школа»; -развивать и совершенствовать воображение, память фантазию детей. | Музыкальное оборудование |
34 | |||||
3 неделя | 35 | Театральная игра «Насос и надувная игрушка» | -способствовать закреплению навыка детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки с и ш; -действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом; -совершенствовать наблюдательность, воображение, память | Музыкальное оборудование | |
36 | |||||
4 неделя | 37 | Культура и техника речи неделя | -совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Музыкальное оборудование | |
38 | Ритмопластика | -совершенствовать чувство ритма, координацию движений; -упражнять умение согласовывать действия друг с другом. | Музыкальное оборудование | ||
Февраль | 1 неделя | 39 | Репетиция первой картины пьесы «Лесная школа» | -продолжать работу над сценическим воплощением пьесы «Лесная школа»; -развивать и совершенствовать воображение, фантазию, память детей. | Музыкальное оборудование, Маски, декорации лесной поляны, журнал, стол, дерево |
40 | |||||
2 неделя | 41 | Знакомство с театром теней | -познакомить с «живыми» тенями, развивать пластику рук -побуждать детей выполнять игровые действия с персонажами теневого театра; -развивать координацию движений. | Музыкальное оборудование, Белый экран, лампа, платок, маски | |
42 | |||||
3 неделя | 43 | Культура и техника речи | -совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Музыкальное оборудование | |
44 | Ритмопластика | -совершенствовать чувство ритма, координацию движений; -упражнять умение согласовывать действия друг с другом. | Музыкальное оборудование | ||
4 неделя | 45 | Репетиция второй картины пьесы «Лесная школа» | -развивать внимание, воображение, память; -совершенствовать свободное общение детей. -способствовать органичному существованию участников спектакля на сцене; -обращать внимание детей на знание и произношение поэтического текста. -следить за дыханием и артикуляцией | Музыкальное оборудование | |
46 | |||||
Март | 1 неделя | 47 | Культура и техника речи | -способствовать пополнению словарного запаса детей; -развивать образное мышление детей. | Музыкальное оборудование |
48 | Ритмопластика | -способствовать развитию чувства ритма, координации движений, пластической выразительности и музыкальности. | Музыкальное оборудование | ||
2 неделя | 49 | Репетиция второй картины пьесы «Лесная школа» | -продолжить работу над второй картиной пьесы; -совершенствовать элементы актерской игры, память, внимание, фантазию, общение в предлагаемых обстоятельствах; -способствовать запоминанию поэтического текста пьесы. | Музыкальное оборудование, Маски, декорации зимнего леса | |
50 | |||||
3 неделя | 51 | Театральная игра «Карусель» | -развивать музыкальность детей; -совершенствовать фантазию и воображение, внимание, память, общение. -работать над дикцией и голосом. | Музыкальное оборудование, | |
52 | Культура и техника речи | -способствовать развитию четкого верного произношения гласных и согласных; -побуждать детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | Музыкальное оборудование, | ||
4 неделя | 53 | Ритмопластика неделя | -способствовать развитию гибкости, подвижности кистей, пальцев и рук. | Музыкальное оборудование, | |
54 | Репетиция пьесы «Лесная школа» | -способствовать запоминанию поэтического текста пьесы; -создавать условия для общения героев; -совершенствовать память, внимание детей | Музыкальное оборудование, Костюмы, маски | ||
5 неделя | 55 | Репетиция пьесы «Лесная школа» | -способствовать запоминанию поэтического текста пьесы; -создавать условия для общения героев; -совершенствовать память, внимание детей | Музыкальное оборудование, Костюмы, маски | |
56 | |||||
Апрель | 1 неделя | 57 | Театральная игра «Карусель» | -развивать музыкальность детей; -совершенствовать фантазию и воображение, внимание, память, общение. -работать над дикцией и голосом. | Музыкальное оборудование |
58 | Репетиция финала пьесы «Теремок» | -отрабатывать коллективный танец | Музыкальное оборудование, Маски, костюмы, декорации | ||
2 неделя | 59 | Ритмопластика. Музыкально пластические импровизации | -создавать условия для обучения детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. | Музыкальное оборудование, | |
60 | Культура и техника речи. Скороговорки. | -формировать правильное произношение, артикуляцию; -побуждать детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | Музыкальное оборудование | ||
3 неделя | 61 | Теневой театр «Теремок» | -побуждать детей выполнять игровые действия с куклами теневого театра; -познакомить с понятием перспективы; -развивать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа; -моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. | Музыкальное оборудование, Белый экран, лампа, плоскостные декорации | |
62 | |||||
4 неделя | 63 | Премьера спектакля «Лесная школа» | -творческий отчет по театральной деятельности; -способствовать получению положительных эмоций от выступления | Музыкальное оборудование, Маски, костюмы, декорации, реквизит | |
64 | Повторный показ спектакля «Лесная школа» | -закрепить положительные эмоции и результативность работы; -способствовать получению положительных эмоций от выступления | Музыкальное оборудование, Маски, костюмы, декорации, реквизит | ||
Май | 1 неделя | 65 | Театральная игра «Одно и то же по- разному» Театральная игра «Одно и то же по- разному» Театральная игра «Одно и то же по- разному» Театральная игра «Одно и то же по- разному» | -способствовать раскрепощению зажатых и скованных детей; -развивать и совершенствовать воображение, фантазию детей. | Музыкальное оборудование |
66 | |||||
2 неделя | 67 | Театральная игра «Угадай, что я делаю?» | -развивать и совершенствовать память, воображение детей. | Музыкальное оборудование | |
68 | |||||
3 неделя | 69 | Театральная игра «Сам себе режиссер» | -создавать условия для импровизации мини спектакля. | Музыкальное оборудование | |
70 | |||||
4 неделя | 71 | Театральная игра «Цирковое представление» | -создавать условия для организации цирковых номеров. | Музыкальное оборудование | |
72 |
Приложение 2.
Технология отслеживания уровней умения и навыков театрализованной деятельности по методике Т.С. Комаровой
Протокол обследования развития творческих способностей детей
Сроки проведения: Ф.И.О. __________________
№ п/п | Ф. И. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально- образное развитие | Основы коллективной творческой деятельности | Общее количество баллов | Уровень | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
Основы театральной культуры
3 балла- проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
2 балла- интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
1 балл- не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
3 балла- понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
2 балла- понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
1 балл- понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
3 балла -творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
2 балла- владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
1 балл- различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Основы коллективной творческой деятельности
3 балла -проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
2 балла- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
1 балл- не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Качественная характеристика уровней овладения театрализованной деятельностью
Высокий уровень (от 9 до 12 баллов): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (от 6 до 9 баллов): проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (ниже 5 баллов): малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Предварительный просмотр:
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир театра»
Основными показателями эффективности и результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир театра» являются:
1.Заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации дополнительной общеобразовательной программы, которая выражается в количестве родителей, удовлетворённых программой. Увеличение количества родителей, удовлетворённых программой, выросло с 98% в 2021-2022г., до 98% в 2022-2023г., и 99% по окончании 2023-2024 г.
2. Результаты итоговых мероприятий фиксируются в диагностической карте. Каждый критерий карты оценивается по 3-бальной системе. Уровень усвоения программы определяется по количеству баллов:
85% и более от максимально возможного количества баллов – высокий уровень усвоения программы\модуля
65-84% - средний уровень
До 65% - низкий уровень.
3. Достижения обучающихся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы (результаты участия в конкурсах, школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях)
Количестве участников, призёров и победителей на мероприятиях различного уровня увеличилось с 5 человек в 2021-2022г до 9 и 11 человек соответственно в 2022-2023г. и 2023-2024гг.
Таблица достижений и активности обучающихся ДООП «Волшебный мир театра» на различных уровнях за 2021-2024 год:
Уровень ДОО | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
Участие и призовое место в конкурсе, посвященному творчеству А.С. Пушкина | Участие в театрализованной постановке к 80-летию Ленинградской Блокады | Победители, призеры и участники областного конкурсе «Хрупкое мгновенье тишины» | Победители дальневосточного фестиваля (заочно) |
Участие в конкурсе чтецов на День Матери «О маме в стихах…» | Участие в праздничных программах | ||
Участие в фестивале «Любимая песня моей семьи» | Участие в конкурсе «Принцесса» | ||
Театрализованная постановка «Мы помним…» | Участие в ярмарке добра | Победители, призеры и участники областного фестиваля «Белый голубь» | Победители Всероссийского конкурса «Надежды России» (дистанционно) |
Театрализованный концерт «Мы зажигаем звезды!» | Участие в акциях, приуроченных Дню Защитника Отечества, Дню Победы | ||
Семейный фестиваль «Любимая сказка моей семьи» |
4. Востребованность программы и сохранность контингента обучающихся является одним из основных показателей качества реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Таблица 1. Сохранность контингента обучающихся
Учебный год | Название программы | Количество обучающихся, чел. | Сохранность контингента, | |||
на начало учебного года (01.09) | принято в течение года | отчислено в течение года | на конец учебного года (31.05) | |||
2021-2022 | ДООП «Волшебный мир театра» | 9 человек | 3 человека | 0 | на 01.06.2022 12 человек | 100 |
2022-2023 | ДООП «Волшебный мир театра» | 10 человек | 2 человека | 0 | на 01.06.2022 12 человек | 100 |
2023-2024 | ДООП «Волшебный мир театра» | 12 человек | 0 | 0 | на 01.06.2023 12 человек | 100 |
Сохранность контингента обучающихся составляет 100%, кроме того, в ходе реализации программы отмечается регулярность посещения занятий обучающимися, что свидетельствует о существенной заинтересованности детей в обучении по настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
5. Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающегося. Механизм оценки получаемых результатов и характеристика уровней развития детей в театрализованной деятельности составлены по методическим рекомендациям Т.С. Комаровой
Процесс обучения по ДООП предусматривает следующие формы диагностики:
1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.
Формы контроля: беседа, наблюдение.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения. Формы представления результатов: показ постановки воспитанникам ДОУ и родителям; участие в конкурсах, фестивалях.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия «Театральное мастерство»
Цель: создание условий для знакомства детей с театром, историей возникновения театра; совершенствования умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о театре, вспомнить профессии людей, работающих в театрах;
Способствовать развитию речи, мышления, памяти;
Воспитывать интерес к искусству.
Ход занятия
Деятельность педагога | Примечания | |
Организационный момент. | - Предлагаю всем познакомиться поближе друг с другом. У кого есть в имени буква А – машет левая рука; У кого есть буква К – машет правая рука; У кого есть буква И – левым глазом подморгни; У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть; У кого есть Е – скорей покажи рукой «оКей»; У кого есть Н – волну У кого О – ногу подними одну; Р – к полу нагнуться; Л – к потолку потянуться; М – всем улыбнуться; Если букву Т имеешь – ногой топни, как умеешь; Если Я – то можно хлопнуть вам в ладоши, друзья. - Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди. | 1 слайд (включается музыка) |
Мотивация познавательной деятельности | – Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. – Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? – ТЕАТР! – Кто был в театре? Поднимите руку. Расскажите об этом. Что запомнилось? – Ребята, что это такое? – Правильно, это – маски, непростые – театральные. В ней маски с эмоциями радости и печали. – Когда у нас бывает радостное настроение? – Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. – Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? – Они являются символом театра. А почему одна из них грустная, а другая – весёлая, мы узнаем, заглянув в историю возникновения театра. Внимание на экран! | 2 слайд: ТЕАТР Ответы детей 3слайд Маски Дети рассказывают о маске радости и печали |
Теоретическая часть | Презентация «Что такое театр?» - Родиной театра считается Древняя Греция. Именно здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть». - Со времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям. - По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы: Талия – муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена – муза трагедии с маской грусти. - Именно поэтому символом театра и являются эти две маски. - На Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно мы – скоморохи являемся родоначальниками русского театра. – А знаете ли вы, кто живет в этой стране? – Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают актеры, вы знаете? - Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но, помимо этого, много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством. - Ребята, ответьте, что делает спортсмен, чтобы добиться результатов в спорте? - Правильно, тренируется! Чтобы стать актёром, тоже нужно тренироваться. Для этого существует актёрский тренинг. Прежде чем выйти на сцену, актёр должен, при помощи тренинга, развить в себе очень многие качества, элементы так необходимые ему. | Слайд 1 «Добро пожаловать в театр» Слайд 2 «Древнегреческий театр» Слайд 3 «Маски» Слайд 4 «Музы» Слайд 5 Слайд 6 «Маски – символ театра Слайд 7 «Скоморохи» Дети отвечают. Куклы, сказочные герои, актеры.» |
Практическая часть 1) Выполнение упражнений 2) Отгадывание загадок 3) Выполнение этюда 4) Инсценирование | - Выполним несколько упражнений театрального мастерства. 1 упражнение «Невидимые яблоки»: - Что это? Ваза пуста? Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней… Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, остатки положите в вазу! - Только что мы с вами выполнили упражнение на память физических действий. То есть то, что вы хорошо умеете делать, мы вспомнили и изобразили. - Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать? 2 упражнение «Бусы»: - Берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок … и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки. 3 упражнение «Какой предмет задуман?»: - Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение - Что у меня в руках. У меня в руках …..? (достаёт карандаши) Правильно – не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. - Каждый из вас сейчас вместо карандашей вообразит другой предмет…. и покажет его действием, а мы должны будем угадать, какой предмет задуман… 4 упражнение «Что это?»: Обоняние: запах ландыша, дыма, духов. Осязание: гладите кошку, щупаете меховой воротник, берёте стакан с горячим чаем. Вкус: шоколада, апельсина, соли, лука, банана. 5 упражнение «Пантомимический этюд»: Оговорить ситуацию и представить её: один что-либо делает, другой ему мешает. Поливает цветы- Выхватывает лейку. Умывается-Выключает воду. Засыпает-Барабанит. Кормит попугая-Приносит кошку. 6 упражнение «Шумы»: Педагог читает текст, участники делают шумовое оформление. 1. Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног. Всходит солнце. 2. Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышится звук сирены «Скорой помощи». Заходит солнце. Молодцы, с заданием справились! 7 упражнение «Кукла Марионетка»: – Это кукла непростая – это кукла-марионетка. Показать, как работает. - Каждый из вас представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за палец, ухо, руку, плечо, пояс. - Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. - Только что мы выполнили с вами упражнение на мышечную свободу – важный элемент актёрского мастерства, ведь актёр должен в совершенстве владеть своим телом, уметь напрягать и расслаблять определённые группы мышц, чтобы свободно чувствовать себя на сцене. - А сейчас для вас загадки. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, обычном театре, Площадка особая – сцена. Знают актёры и театралы На сцене трудиться придётся немало, Чтоб спектакль мог родиться, Нужна далеко не одна……РЕПЕТИЦИЯ. Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; Всем актёрам, в благодарность, Дарим мы…… АПЛОДИСМЕНТЫ! В театре скоро представленье – Пусть все знают, видят, слышат: О спектакле объявленье Называется….. АФИША. Спектакль ставит режиссёр, Исполняет роль актёр, А смотрят на сцену театра целители, Они называются…… ЗРИТЕЛИ. Чтоб спектакль посмотреть Должны это мы иметь, Без него в зал хода нет, Купим в кассе мы……… БИЛЕТ. - Одно из качеств актёра – умение взаимодействовать с партнёром, ведь театр – дело коллективное. Чаще всего на сцене одновременно играют два, три, четыре, а то и более актёров. Они должны уметь общаться, взаимодействовать, играть как один целый организм. «Зеркало»: 1-ые номера «зеркало», 2-ые смотрятся в зеркало, совершают какие-либо действия. 1-ые с точностью повторят движения 2-го. Нужно учесть зеркальное отображение, то, что 2-е номера делают правой рукой, 1-е делают левой. – Подойдите к зеркалам и на них взгляните. Вам задания я дам, выполнить спешите. Этюды на мимику и движения: – Удивитесь, как Незнайка, – Загрустите, как Пьеро, – Улыбнитесь, как Мальвина – И нахмурьтесь, как дитё. - Спасибо, ребята, за выполнение. - Занимаясь тренингом, актёр приобретает мастерство и выходит на сцену, играет роли. Сегодня мы с вами занимались тренингом, думаю, настало время сыграть наш первый спектакль. – У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова: Раз, два, три — повернись И в артиста превратись! - Откройте глаза. Теперь вы артисты. Инсценировка «Визитная карточка» | Дети отвечают Дети отвечают. Дети угадывают и отвечают. Дети выполняют. Дети отгадывают Карточки «Смайлики» Дети показывают движением, мимикой удивление, показывают грусть, опускают руки, показывают улыбки, хмурятся. |
Подведение итога Рефлексия. | - Подведём итоги занятия. - Какими элементами актёрского мастерства должен обладать актёр? - Многое вы теперь знаете о театре. Желаю вам быть настоящими культурными людьми - желаю стать истинными театралами. Посещайте театры. Волшебный сундучок: - Здесь лежат маски. Юные актёры! За ваши успехи в первом театральном занятии дарим вам маски. Если вам понравилось – каждый возьмите себе на память весёлую маску, а если не понравилось – грустную. Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки И с ними светлый мир добра. | Техника речи, память физических действий, воображение и фантазия, внимание, мышечная свобода, взаимодействие. Маски |