Самобразование
самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.81 КБ |
![]() | 59.12 КБ |
![]() | 40.34 КБ |
![]() | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогиназия «Созвездие»)
Самообразование воспитателя
на тему:
«Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Воспитатель: Аскарова Д.А.
2021 г.
Пояснительная записка.
«Сказка - это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка ребёнком
жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Цель:
Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.
Задачи:
- Подбор литературы по данной теме;
- Определить уровень знаний у детей в сказках;
- Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;
- Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;
- Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
- Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
- Доброту и честность.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к учебе;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы
2. Основной этап.
- Подбор различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками,
- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.
- Работа с родителями
Работы со сказкой
- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
3. Заключительный этап.
- Подведение итогов
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
План работы с родителями
1. Консультации
- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».
- «Как подружить ребенка с книгой»
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
- «Как выбрать полезную сказку для малыша»
-«Учите детей любить книгу»
Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.
2. Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников».
4.Анкетирование для родителей: «Какая прелесть – эти сказки»
Перспективный план по самообразованию.
Тема: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка»: постановка целей и задач по данной теме.
2. Изучение темы: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Методические приёмы:
- Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
- Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
3.Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Методические приёмы:
- Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.
- Дидактическая игра: «Угадай сказку».
4. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
Методические приёмы:
- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
- Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.
- Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
5. Комплексное занятие «В гостях у сказок»
6. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Методические приёмы:
- Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.
- Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Мини-викторина «Русские сказки»
- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
7. Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приёмы.
- Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
- Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Список изучаемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.
8. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.
10. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
11. Сборник "Золотых сказок". Абдулхаликова. Г. Р
12. В А. Сухомлинский«Сердце отдаю детям»
13.Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
План по самообразованию
по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Воспитатель: Аскарова Дарья Алексеевна
г. Пыть – Ях
2022 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023
Средняя группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Петушок» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Деревья с разноцветными листьями» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Чудо- узор» | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Моя любимая игрушка» | Рисование мыльной пеной. | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
2. | «Зимний лес» | Монотипия | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Краски, кисточка, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Салют» | Набрызг | Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Старые зубные щетки, гуашь, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Весенние цветы» | Разные | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Ежики на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. | «Кошечка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2023 – 2024 г.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Осенний ковер» | Печать листьями | Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. | «Веточка рябины» | Рисование пальчиками, печать листьями. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Грибы на опушке | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. | Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. | Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. | «Что созрело в огороде» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Дымковская игрушка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. | Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. | Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. | «Мое любимое дерево в разное время года» | Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домашнее животное – собака» | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей» |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование восковыми мелками, свечой. | Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. | Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. | «Волшебный аквариум»» | Печать по трафарету, пальцами, листьями. | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. | Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Сюрприз для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. | «Разноцветные шары» | Рисование мыльной пеной | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» | |||
Работа с педагогами | Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Букет незабудок для мамы» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. | «Какого цвета весна» | Кляксография | Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселые матрешки» | Граттаж. | Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. | «Море» | Граттаж. | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски» |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Цветочная поляна» | Печатки из пластилина | Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. | Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Методическая работа
Сентябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года. |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. |
Февраль | Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Бланки анкет по данной теме. |
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных работ «Зимушка - зима» |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Март | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» |
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
Работа с детьми
Сентябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | Конспект занятия. Конспект занятия. Проведение игры. |
Октябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?» | Выставка рисунков. Конспект занятия. Конспект игры. |
Ноябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Декабрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Январь | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима» |
Февраль | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Март | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Подарок маме» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелочка для Федоры» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Апрель | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе» Конспект игры. |
Май | 1.Развлечение «В гостях у Весны» 2. Закрепление пройденного материала с детьми. Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!» Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Самореализация
Ноябрь – май | Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Презентация «Вот как мы рисуем!» |
Май В течение года. В течение года. | Отчет по теме самообразования. Участие в конкурсах в Интернете. Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). | Выступление на педсовете. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Статьи по теме самообразования, мастер- класс. |
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет»
- М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
- О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
- 10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Самообразование
На тему:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Воспитатель: Аскарова Дарья Алексеевна
г. Пыть – Ях
2023 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2023 – 2024 г.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Осенний ковер» | Печать листьями | Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. | «Веточка рябины» | Рисование пальчиками, печать листьями. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Грибы на опушке | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. | Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. | Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. | «Что созрело в огороде» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Дымковская игрушка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. | Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. | Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. | «Мое любимое дерево в разное время года» | Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домашнее животное – собака» | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей» |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование восковыми мелками, свечой. | Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. | Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. | «Волшебный аквариум»» | Печать по трафарету, пальцами, листьями. | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. | Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Сюрприз для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. | «Разноцветные шары» | Рисование мыльной пеной | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» | |||
Работа с педагогами | Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Букет незабудок для мамы» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. | «Какого цвета весна» | Кляксография | Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселые матрешки» | Граттаж. | Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. | «Море» | Граттаж. | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски» |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Цветочная поляна» | Печатки из пластилина | Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. | Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Методическая работа
Сентябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года. |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. |
Февраль | Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Бланки анкет по данной теме. |
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных работ «Зимушка - зима» |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Март | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» |
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
Работа с детьми
Сентябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | Конспект занятия. Конспект занятия. Проведение игры. |
Октябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?» | Выставка рисунков. Конспект занятия. Конспект игры. |
Ноябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Декабрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Январь | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима» |
Февраль | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Март | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Подарок маме» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелочка для Федоры» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Апрель | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе» Конспект игры. |
Май | 1.Развлечение «В гостях у Весны» 2. Закрепление пройденного материала с детьми. Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!» Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Самореализация
Ноябрь – май | Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Презентация «Вот как мы рисуем!» |
Май В течение года. В течение года. | Отчет по теме самообразования. Участие в конкурсах в Интернете. Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). | Выступление на педсовете. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Статьи по теме самообразования, мастер- класс. |
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет»
- М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
- О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
- 10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»
Самообразование на тему:
«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
на 2024 – 2025 год.
Воспитатель:
Аскарова Дарья Алексеевна
г. Пыть – Ях,
2024 – 2025 год
Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Цель: повысить собственный уровень знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
- повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
- оформить уголок патриотического воспитания в группе;
- подобрать беседы по темам; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки); картотеки игр
- подобрать мультфильмы по темам;
- составить конспект НОД;
- подготовить консультации для родителей и педагогов;
- организовать выставку рисунков;
Задачи по работе с детьми:
- формировать у детей чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формировать понятие – «семейные традиции», «народные традиции»;
- формировать у детей любовь и привязанность к родной улице, городу, стране;
- закрепить знания дошкольников о государственных символах РФ;
- воспитывать чувство любви к своей Родине;
- воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества;
- воспитывать уважение к ветеранам, чтить память погибших.
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее нашей страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Планируемый результат:
- создать предметно-развивающую среду;
- составить конспекты занятий и бесед;
- оставить картотеки игр;
- подготовить консультации для родителей и педагогов;
- сформировать у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Методы и формы работы:
- беседы
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческие задания,
- экскурсии,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями.
План работы
Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Сентябрь | Изучение уровня знаний детей по патриотическому воспитанию, анкетирование родителей. | Экскурсия по детскому саду. Создание фотоальбома «Моя семья» |
«Семья», «Детский сад» Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду». Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази себя другим» и др. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье. Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы), Габе Д. «Моя семья», Зощенко М. «Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др. | ||
Октябрь | Разработать картотеку стихов, о Родине, Тверской области. | Выставка рисунков «Мой любимый Кувшиновский район». Экскурсия с родителями к памятным местам. |
«Моя малая родина» Беседы по темам: «Мой любимый город Кувшиново», «Улица, на которой я живу», «История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др. − Просмотр фильмов «Наш родной город». Ознакомление символами нашего города, с природой родного края. Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др. Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др. | ||
Ноябрь | Подобрать пословицы о Родине. | Оформление центра группы «Моя Родина –Россия». |
«Моя Родина - Россия» Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю», «История Московского Кремля» и др. Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России». Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др. Подборка пословиц и поговорок о Родине. Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др. | ||
Декабрь | Разработать картотеку игр. | Выставка детских работ. |
Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др. Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др. Знакомство с русскими традиционными народными играми. | ||
Январь | Подобрать беседы о традициях русского народа. | Выставка совместных изделий по мотивам народного творчества. |
«Ознакомление с обычаями и традициями русского народа» Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка», «Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др. Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами. | ||
Февраль | Подобрать рассказы для чтения на военную тему. | Оформление газеты с поздравлением пап. |
Беседы на темы: «Защитники Родины», «Народные праздники на Руси. Масленица» и др. Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В.Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др. Ознакомление детей с воинской славой России. | ||
Март | Провести просветительскую работу с родителями по нравственно –патриотическому воспитанию детей. | Выставка детского творчества «Мамин портрет». Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!» |
Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете», «Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др. Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко «Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др. | ||
Апрель | Создать мультимедийную презентацию «Первый космонавт» | Просмотр презентаций: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт». Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». |
Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др. Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин В. «Первый в космосе», Кащенко В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П.«О чём рассказал телескоп» и др. | ||
Май | Подобрать рассказы для чтения на военную тему. | Оформление альбома с военными профессиями. Просмотр презентаций: «Защитники Родины», «Дети герои войны» Выставка поделок руками детей и их родителей «Никто не забыт – ничто не забыто!» |
«День Победы» Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «О войне», «День победы» и др. Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В.Н. «Парад», «Салют» и др. | ||
Отчёт | Выступление на педсовете. |
Список литературы:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.
6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005 9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
7. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
8. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО,2005.
9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
12. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. — 2016.
13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. 14. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О.А. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.