Работа классного руководителя
На этой странице можно найти много полезной информации, необходимой для работы классного руководителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Варианты тем родительских собраний в 5 классе
Вариант 1
- Давайте познакомимся!
- Особенности адаптации пятиклассников.
- Учебные трудности пятиклассников.
- Знаете ли вы своего ребёнка?
- Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.
- Профилактика вредных привычек школьников.
- Поощрения и наказания в воспитании детей.
- Что могут сделать родители для безопасности ребёнка?
- Вот и стали мы на год взрослей!
Вариант 2
- Давайте познакомимся!
- Особенности адаптации пятиклассников.
- Домашние задания: помощь или контроль.
- Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.
- Когда ваш ребёнок сводит вас с ума.
- Здоровый образ жизни на примере родителей.
- Поощрения и наказания в воспитании детей.
- Что могут сделать родители для безопасности ребёнка?
- Вот и стали мы на год взрослей!
Вариант 3
- Давайте познакомимся!
- Особенности адаптации пятиклассников.
- Учебные трудности пятиклассников.
- Роль общения в жизни школьников.
- Как научить ребёнка планировать свои действия, прогнозируя их последствия.
- Здоровый образ жизни на примере родителей.
- Характер, наследственность и воспитание.
- Поощрения и наказания в воспитании детей.
- Вот и стали мы на год взрослей!
Предварительный просмотр:
Примерная структура родительского собрания
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 минут.
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем). Чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему – 5 -7 минут.
- Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 минут.
- Обсуждение проблемы родителями – 20 минут.
- Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
- Заключительная часть собрания направлена на принятие решения и анализ произошедшего на собрании. По мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». В конце встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече, просит задержаться тех родителей, у которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Жизненные цели подростков»
Если я знаю, что я ищу,
то зачем я ищу,
а если не знаю, что я ищу,
то зачем я ищу,
а если я не знаю, что я ищу,
то как же я могу искать.
Парадокс древнегреческих учёных
Дата проведения собрания:__________________________
Задачи: - обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков;
- продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и
гражданской позиции подростка.
Форма проведения: дискуссионный клуб
Вопросы для обсуждения:
- жизненные предпочтения подростков: кто их формирует;
- что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков;
- как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и их родителей (см. приложение); статистика темы собрания (см. приложение); проективная методика «Мой жизненный выбор» (см. приложение); памятка для родителей (см. приложение).
Ход собрания
- Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.
В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранении его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?».
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
- Тест «Вверх по лестнице жизни».
Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:
2003 – я родился на всеет;
2004 – я начал ходить и т.д.
Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.
На доске - плакат «Цели жизни человека»:
Первая жизненная цель – создание своей личности.
Вторая жизненная цель – создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель – создание отношений с окружающей средой.
- Сочинение – размышление «Письмо самому себе»
Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5-15 лет, а 24-25 лет. Они пишут себе письмо в своё прошлое.
Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
- Анализ анкет учащихся.
- Дискуссия по вопросам собрания.
- Обсуждение памятки для родителей.
- Подведение итогов.
- Комментарии по проведению классного часа.
В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют, какую помощь и поддержку должны и могут оказать взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.
В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определёнными и чёткими, ученики смогут убедиться в оправданности поставленных целей, их целесообразности. В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.
- Разное.
Присутствовало:____________________________________________________
Отсутствовало ( + причина):__________________________________________
Классный руководитель:_______________/______________________________
Литература.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург, 1998.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.,2000
- Радионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков.
Приложение 1
Анкетирование родителей
1. Кем вы видите своего ребёнка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества подростку необходимы, чтобы реализовать эти цели?
8. Что делать, если ребёнок разочарован в своей цели?
Приложение 2
«МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР»
- Цель моей жизни — это…
- Мои родители знают, что моя цель жизни — это…
- Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
- Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…
- Сегодня у меня пока не получается….
- Поддержкой в достижении моих жизненных целей является….
- Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
- Для того, чтобы достичь цели, я должен …
- Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Приложение 3
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим ребёнком, говорите с ним о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не игнорируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
- Беседуйте со своим ребёнком, говорите с ним о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
- Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
- Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
- Не игнорируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
- Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
- Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
- Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
- Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы в 6 «Б» классе за 2020 - 2021 учебный год
В 6 «Б» классе обучалось 20 учащихся, в том числе 11 мальчиков и 9 девочек.
Интеллектуальный уровень класса средний. В мероприятиях, связанных с учебной деятельностью (предметные олимпиады, конкурсы, викторины, игры), активно принимают участие 8-9 человек. По итогам 2020 – 2021 учебного года в классе 1 отличник и 5 ударников.
Два ученика находятся на внутриклассном контроле. Они находятся в группе риска т.к. не проявляют интереса к учёбе, получают много замечаний по поведению как на уроках, так и на переменах. Один ученик в классе занимается по программе VIII вида.
Этот учебный год сопровождался строгими карантинными мероприятиями, которые наложили свой отпечаток и на учебную, и на воспитательную работу в классе. Были отменены все общие традиционные праздники, введены строгие ограничительные меры ( кабинетная система).
И всё – таки, с целью развития учебной мотивации, навыков сотрудничества со сверстниками, умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, уверенностью в себе в течение учебного года были проведены следующие тематические мероприятия, некоторые из них прошли в дистанционной форме:
1) Традиции школы – единый классный час к 1 сентября « Моя Югра», участие в праздничном концерте к Дню Учителя; оформление кабинета к 1 сентября, Новому году, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая; традиционные поздравления мальчиков и девочек к 23 Февраля и 8 Марта.
2) Профилактическое направление –в течение года проводились различные инструктажи, беседы. Беседа с учащимися о причине возникновения ДДТ; Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет; беседа «Опасный огонь»; постоянный контроль посещаемости и успеваемости учащихся «группы риска»; классный час « Правила поведения учащихся в школе»; контроль школьной формы, сменной обуви;
3) Сохранение и укрепление здоровья, профилактика ДДТТ – различные инструктажи; индивидуальные и общие беседы;
4) Трудовое и экологическое направление – озеленение класса; участие в строительстве снежного городка; постоянный контроль санитарного состояния класса и мебели – устранение проблем своими руками ( учимся убирать за собой мусор, мыть парты); участие в оформлении фойе школы к Новому году; общепоселковый субботник.
5) Духовно – нравственное направление – подготовка поздравительных открыток к Дню Учителя для учителей – предметников + открытки для ветеранов педагогического труда; видеопоздравление от класса для учителей; видеопоздравление от класса для мам к Дню Матери + приняли участие в общешкольном видеопоздравлении; классный час « С юбилеем, любимая школа!»; классный час «Победа одна на всех!»; подготовили выступление на линейке «Последний звонок»; участие в конкурсе рисунков «Расту в Югре»; участие в концерте, посвященном юбилею школы;
6) Художественно – эстетическое направление – традиционные осенние конкурсы «Конкурс букетов», «Осенний вернисаж», фотоконкурс «уДачный кадр»; оформление кабинета к 1 сентября, Новому году, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая; традиционные поздравления мальчиков и девочек к 23 Февраля и 8 Марта + праздничный классный час с игровой программой; несколько девочек приняли участие в подготовке к празднику «Вороний день»;новогодний классный час с просмотром сказки « Уши, лапы, хвост Новогодний телемост»;
7) Гражданско – патриотическое направление – классный час, посвященный Дню народного единства (дистанционно); радиосообщение на тему «Династии учителей» ( в рамках празднования юбилея школы); викторина к юбилею школы; единый классный час «Открытия российских ученых, которые потрясли мир»; единый классный час «Знаете, каким он парнем был!»; участие в акции «Георгиевская ленточка»; подготовили поздравление для ветерана; классный час «Чернобыльская трагедия» ( на базе клуба); два человека приняло участие в районном конкурсе «Петр I: жизнь и деятельность» ( есть 1 место); одна ученица приняла участие в районном конкурсе «Наша армия» с презентацией «Подвиг героя Чеченской войны» ( 2 место); одна ученица приняла участие в районном конкурсе сочинений по теме «Помните! Через года, через века! Помните…» ( 3 место);
8) Развитие ученического самоуправления – организация деятельности органов самоуправления в классе; подготовка к Дню учителя (подготовка открыток для учителей + видеоролик); участие во Всероссийском открытом уроке « Открытые уроки. Наука и ты!»
9) Организация взаимодействия с родителями обучающихся – работа через группу в вайбере, индивидуальные телефонные звонки, встречи.
10) Взаимодействие с социальной службой школы – индивидуальные консультации, беседы с социальным педагогом школы ( по мере необходимости); вовлечение детей группы «риска» в систему дополнительного образования ( имена детей); сбор и подготовка документов по питанию детей;
11) Учебная деятельность – 8 человек из класса приняли участие в предметных олимпиадах; достойно принимали постоянное участие в школьных и районных шахматных турнирах; участие во Всероссийском открытом уроке « Открытые уроки. Наука и ты!»; часть ребят прошла регистрацию на конкурс «Большая перемена»; один человек принял участие в районном конкурсе «Живая классика» (2 место); один человек принял участие в районном конкурсе буктрейлеров « Прочти! Не пожалеешь!» ( 1 место);
Из 20 учащихся 5 человек посещают музыкальную школу. По внеурочной деятельности бОльшая часть класса отдаёт предпочтение секции по баскетболу, которую регулярно посещают 10 человек, ещё 2 человека посещали секцию нерегулярно. Несколько мальчиков посещают кружок «Резьба по дереву». 3 человека изредка в течение года посещали кружок по ИЗО. Один ученик (VIII вид) не посещает никакие дополнительные занятия.
Не все дети имеют хороший уровень развития культуры, навыков воспитанности, заложенный ранее. Много бесед в классе и индивидуально было проведено по развитию культуры общения. Многие учащиеся общительны, доброжелательны.
Основной формой воспитания стала совместная деятельность классного коллектива и классного руководителя. В классе есть группа ярких личностей, которые являются организаторами всех классных дел (в основном это девочки). Опираясь на этих детей, мы смело участвовали во всех школьных мероприятиях и занимали призовые места.
К сожалению, как и в любом обществе, у нас есть недостатки, над которыми нам ещё предстоит потрудиться. В классе есть ученики, которые не интересуются школьной жизнью, не принимают участия в общих делах класса. Есть неуверенные в себе дети, редко проявляющие инициативу. Были случаи неоднократных обсуждений поведения и поступков учащихся на классных собраниях, проводила индивидуальные беседы.
Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно домашний очаг определяет, насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов.
К сожалению, из – за карантинных мероприятий вся работа с родителями в основном проходила дистанционно. Когда была острая необходимость, проводились индивидуальные встречи с родителями. Все родители всегда оказывают посильную помощь.
В следующем учебном году я считаю необходимо продолжить работу по созданию атмосферы добра, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом, над повышением уровня культуры поведения, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими детьми.
Воспитательные задачи на следующий учебный год ( продолжить работать):
#1053;аправлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
2. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
3. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
4. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Классный руководитель:_____________/И.Н. Спасенникова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лекторий на тему «Собственная скорость»
«ПОТОРАЛИВАЙСЯ! Скоро ты там?! Долго ты ещё будешь копаться? Ты можешь побыстрее?» Всю свою родительскую жизнь мы стоим над душой у ребёнка с этими призывами и упрёками. А если бы некоторые дети могли осознать, что с ними происходит в тот момент, когда мы их торопим, они бы ответили: «Нет, не могу побыстрее. Уж такой я человек. Вам нужно полминуты, чтобы завязать шнурки, а мне три с половиной. И как вы меня ни приучайте к этой быстроте, вырасту, выйду из-под вашей власти и стану всё равно жить со своей скоростью – три с половиной минуты на шнурки и ни секундой меньше».
В самом деле, понять нас, родителей, всегда можно: ну, как не торопить копушу?! Не подгонять – опоздает, опоздает – у него же будут неприятности…И вообще, а вдруг так и вырастет копушей? Но присмотримся к своему ребёнку. Если человек от природы медлителен – как ему не быть копушей? И, став взрослым, такой человек интуитивно будет выбирать такую профессию, такую сферу деятельности, которая не потребует от него стремительности и высокой скорости действий. Он выберет дело по себе. Если, конечно, мы и тут не станем его погонять: твой одноклассник уже вон чего достиг, а ты? Торопись, а то жизнь пройдёт так…
А как «так»? Что мы имеем в виду? Что он не успеет, если не будет гнать себя и подстёгивать? Прожить жизнь счастливо? Но, может, именно это он и успеет, если не будет торопиться?
Один мальчик написал в детскую газету призывавшую учиться экономить время: «Скажите, пожалуйста, а для чего его нужно экономить?» Он не издевался и не иронизировал, он честно хотел понять – детские вопросы самые чистые, – для чего, ради чего нужно беречь время?
У грузинского писателя Чабуа Амираджиби есть замечательные слова о том, что каждый человек должен жить с ощущением собственной скорости. Очень может быть, что это одна из главных мудростей счастливой человеческой жизни. Что толку, оглядываться на других, взвинчивать свой темп? Что даст нам превышение собственной скорости? Раздражение, перегрузки и в итоге ощущение постоянной своей несчастливости, а что толку от того, что мы то и дело погоняем копушу, – поживей да побыстрее? Чаще всего, если мальчик, говорим при этом: как же ты будешь в армии?! Ну. А в армии будет, как в армии. Но вся-то человеческая жизнь не может проходить в состоянии боевой готовности. О чём он там думает, этот маленький копуша, пока так долго завязывает шнурки? Да скорее всего о чём-то очень важно. Например, о том, ради чего надо беречь время? Может быть, растёт созерцатель и философ, они миру нужны не меньше, чем деятели.
Конечно, мы живём в убыстренном темпе, и у каждой семьи свой – внутрисемейный – ритм. Не будет торопиться ребёнок – и сразу у взрослых сложности: не успеваем что-то сделать, куда-то опаздываем. Но всё-таки, если можно, не повторяйте то и дело: быстрей, быстрей, быстрей. Если ребёнок внушаем, у него будет постоянное чувство паники, что он не успевает чего-то важного. Если же он «охраняет» себя, то станет упрямцем. Старайтесь по-другому планировать день, чтобы давать ребёнку возможность жить с собственной скоростью.
Предварительный просмотр:
Памятка
«Как учителю организовать беседу с родителями»
- Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
- Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
- Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнёра.
- Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
- Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
- Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребёнка прежде, чем он поймёт отношение к нему родителя.
- Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
- Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчуждённость.
- Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и для родителей будет руководством к действию.
10.Постарайтесь «почувствовать больные струнки»
родителей и не задевайте их.
- Воспринимайте всё, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.