Адаптированные программы для детей с ОВЗ
Примерные рабочие программы: "Письмо", "Русский язык", "Чтение", "Общественно полезный труд".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_pismu_8_vid_5_klass.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/ _____________/
Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______/Э.В.Кузьмина/
«____»_____20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Кондинской СОШ _________/О.Д.Локоцкова/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Предмет Письмо и развитие речи (VIII вид) | |
Класс 5 – 9 классы | |
Образовательная область Филология | |
МО Кондинский район | |
Срок реализации программы 2019-2020 | |
Учитель (ФИО) Спасенникова Ирина Николаевна |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »________20__ г
гп. Кондинское 2019 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 5 – 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с основной образовательной программой школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019 – 2020 учебный год, на основе программы «Русский язык» (авторы: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская), утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант, пятидневная учебная неделя) и учебного плана школы на 2019 – 2020 учебный год, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 – 8 классах отводится 4 часа в неделю, в 9 классе – по 3 часа, таким образом, 136 ч. и 102 ч. в год соответственно.
Содержание обучения русскому языку детей с нарушением интеллекта строится на новых принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной и письменной форме.
Цель изучения предмета:
- создать условия для реализации коммуникативной функции речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- применение письменных речевых навыков для укрепления межличностных связей в
различных жизненных ситуациях.
Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, что позволяет обеспечить возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Задачи:
- развитие речи учащихся как средства общения;
- развитие речи учащихся как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Требования к контролю и оценке знаний определяются двумя уровнями – в зависимости от учебных возможностей школьников.
1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню
требований;
2-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
В преподавании курса «Русский язык» в 5 – 9 классах используются учебники, которые предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют требования II варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В соответствии с приказом по школе используются учебники:
В преподавании предмета используются цифровые образовательные и Internet-ресурсы:
- http://festival.1september.ru
- http://www.uchportal.ru/load/46
- http://nsc.1september.ru
- http://www.uroki.net/
5 класс
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (35 – 40 слов);
- объяснять исправленную орфографическую ошибку;
- пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя;
- различать части речи (существительное, прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под руководством учителя (до 45 слов);
- правильно записывать свой домашний адрес.
2-й уровень:
- списывать слова, словосочетания и короткие предложения по слогам;
- писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы текста;
- правильно записывать свой домашний адрес.
Раздел | Часы | Содержание |
Звуки и буквы. Текст. | 13 | Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Характеристика гласных: слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие – твердые, звонкие – глухие. Несовпадение звука и буквы в слове. Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, ь. Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в словах (ля – лья). Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Текст. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. |
Предложение. Текст. | 17 | Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения. Выражение в нем мысли коротко и подробно. Порядок слов в предложении. Построение разных по конструкции предложений из слов, данных в нужной форме. Связь слов в предложении. Предложения, разные по интонации. Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения, расстановка их в диалоге. Выделение вопросительных и восклицательных слов в предложении. Составление разных по интонации предложений с данными словами. Правильное интонирование. Преобразование повествовательных предложений в вопросительные предложения с помощью данных вопросительных слов. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений. |
Состав слова. Текст. | 25 | Родственные, или однокоренные, слова. Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однокоренных слов. Практическое использование однокоренных слов в тексте. Текст. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью слов сначала, потом, затем, наконец. |
Части речи. Текст. | 46 | Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Существительное. Значение существительных в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, события и т. д. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Адресные данные. Названия праздников. Изменение существительных по числам. Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными (тетрадь, ошибки) и составление предложений на основе двух слов. Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам. Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками. Включение их в предложения. Текст. Тема и основная мысль. Отражение темы в заголовке. Выбор заголовка, отражающего тему. Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые прилагательными (цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет). Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям. Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания прилагательных. Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (с опорой на предмет или его изображение). Согласование прилагательных с существительным. Распространение предложений прилагательными. Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, глаголы труда, глаголы речи). Изменение глагола по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Текст. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных). |
Предложение. Текст. | 11 | Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов предложения на виды). Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространённым и распространённым предложениями. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями. Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложения однородными членами по вопросу. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Текст. Повторение пройденного. |
Повторение. | 9 | |
Деловое письмо. | Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных данных. Индекс, его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь. Почтовая марка, ее функциональное значение. Заполнение конверта. Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Тематический словарь. Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями. Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. Всенародные праздники, их названия, календарные данные. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки. Записка. Текст записки, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь. Дополнение текста записки пропущенными структурными частями. Составление записок на заданные темы, правильное расположение структурных частей записки на листе бумаги. Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь. Членение текста письма на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Дополнение текста письма пропущенными структурными частями. Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо. | |
Связная речь с элементами творчества. | Даётся в процессе изучения всего програм- много материала. (11) | Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Свободный диктант. Выделение опорных слов из каждой части. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Коллективное составление рассказа с использованием образных слов и выражений (опорные слова). Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. Коллективная запись начала текста с последующим самостоятельным воспроизведением наиболее простых частей. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Свободный диктант. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части текста с использованием выписанных слов. Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части. Запись адреса на конверте. Ознакомление со структурными частями адреса. Коллективная и самостоятельная запись адреса отправителя и получателя. Составление текста поздравительной открытки. Составление текста письма к родственникам (друзьям), анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. |
Всего: | 136 |
Календарно-тематическое планирование
График проведения контрольных работ
Контрольно-оценочные материалы
Контрольная работа № 1 по теме «Звуки и буквы. Текст»
Контрольное списывание.
Осень.
Глубокая осень. Прозрачными стали с..ды и л..са. Старые дерев..я давно облетели. И только молодые берё…ки сохранили свою листву. Сквозь сеть берё… ярко выступают ели и сосны. Их освежили холо.., д..жди, ночные туманы. Земля покрылась лист..ями. Далеко слышны осторожные прыжки л…сных звер…ков. (41 слово)
Контрольная работа № 2 по теме «Предложение»
Диктант.
Загадочный зверёк.
Утром Ваня заметил на снегу у дома следы. Кто их оставил? Ваня положил на крыльцо хлеб.
Ночью зверёк был. Хлеб не тронул.
Мальчик положил косточку. Утром смотрит – косточка на крыльце.
Положил Ваня морковь. Моркови не стало. Какой умный зверёк! (39 слов)
Контрольная работа № 3 по теме «Приставки и предлоги»
Диктант.
Мурка.
Утром мы стали вытягивать невод. На берег вытащили вместе с рыбой и морских раков. К морю подошла кошка Мурка. Она лапкой нащупала на дне мелкую рыбёшку. Мурка подцепила когтями рыбину и бросила на берег котятам. Мурка выходила из воды. Во рту она держала живую рыбку. Большие коты бросились к добыче. (50 слов)
Контрольная работа № 4 по теме «Состав слова»
Диктант.
Зимой в лесу.
Пришла холодная зима. Ударил мороз. Солнышко светит мало. Голые и печальные стоят в лесу берёзки. Кружит по снегу след зайца. Набегались по лесу рыжие белки. Хитрая лиса спряталась за деревьями.
На полянку вышел охотник. Собака Дружок обнюхала следы зверей и убежала в чащу леса. (44 слова)
Контрольная работа № 5 по теме «Правописание собственных и нарицательных существительных»
Диктант.
Радость.
Светлана Петровна Чайкина живёт в городе Самаре. Город стоит на реке Волге.
Она получила письмо. Какая радость! Внучата живы и здоровы. Старший Илья писал сам. Бабушку ждут в Москве. Внучка Надюша засушила и прислала цветок. А это чей листок с рисунком? Бабушка узнала малыша Павлика. (45 слов)
Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное»
Диктант.
В лесу.
От села Дубровка я шёл на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком покрыты сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Вот взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. (46 слов)
Контрольная работа № 7по теме «Имя прилагательное»
Диктант.
Мухомор.
Хвалился в лесу мухомор. «Я самый красивый. Ножка у меня тонкая. Шляпка красная. На шляпке белые точки. В летнее утро все меня заметят. Сердце у меня доброе. Я лечу зверей. Мух гоняю от людей. Полезный я очень.»
Красивый мухомор, заметный. Но в суп кладут не его, а белый гриб. (49 слов)
Контрольная работа № 8 по теме «Глагол»
Диктант.
Весна.
Светит яркое солнышко. Земля пробудилась. Тает снег. На лесных полянках появились проталины. Скоро зацветут первые цветы.
По оврагам бегут шумные ручьи. Проснулась под пеньком юркая змейка. Звонко запела маленькая синичка. Она рада теплу и солнышку. Небо синее, высокое. Лёгкий ветерок гонит облака.
Летят домой перелётные птицы. Несут на крыльях весну. (50 слов)
Контрольная работа № 9 по теме «Предложение»
Диктант.
Летний дождик.
Над деревней Новинки нависла тёмная туча. Крупные капли дождя застучали по дороге. Хлынул дождь как из ведра. Птицы забились под крыши домов. Алёнка и Юля укрылись на крыльце. Тёплый дождь омыл траву, цветы, деревья. Скоро дождик перестал. Воздух стал чист. (40 слов)