Программы дополнительного образования
Программы дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Студия изобразительных движений" | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида п.Песочное
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет Заведующий д/с П.Песочное «___» ____________ 2018 г.
Протокол № ____________ ____________ О.Б.Беляева
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № _________
«___» __________ 2018 г.
Художественно-эстетическая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
« Студия изобразительных движений»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 года
Автор - составитель:
Бастова Елена Дмитриевна,
воспитатель
Консультант:
Иванова Жанна Альфредовна,
ст.воспитатель
Рыбинский район, 2018
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………… 3 - нормативные документы
- Цели и задачи……………… ……………………………………………. 5
- Содержание программы ……………….……………………….... …6
- Планируемые результаты …………………………………………….. ..12
- Календарный учебный график ……………………………………….. 14
- Условия реализации программы ……… …………………………...... ..15
- Формы аттестации и контрольно-измерительные материалы ...…..…19
- Методические материалы ……………………………………………… 26
- Список информационных источников ………………………………….27
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвиваюшая программа «Студия изобразительных движений » художественно - эстетической направленности разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»» (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642; ред. от 26.04.2018).
- «Концепция развития дополнительного образования детей» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р).
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам; протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования. Любое нарушение развития ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованны. Всё это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью новых нетрадиционных техник. Одной из нетрадиционных техник является техника рисования на воде – Эбру.
Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на воде- особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость.
Кроме того, Эбру — это еще и настоящая арт-терапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок.
С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для детей, которые растут «закрытыми». А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на уроках изобразительного искусства, с помощью Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр.
Особенности организации учебного процесса
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшей задачей обучения по программе является формирование универсальных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Несмотря на то, что вопросы ранней профориентации не являются главной целью данного объединения, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным художникам определиться с выбором своей будущей профессии.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия изобразительных движений» рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Форма обучения очная. Формируется творческое объединения детей одного возраста или разновозрастные группы. Количество часов по каждой теме может добавляться или сокращаться за счёт содержания, изменяться последовательность разделов и тем в зависимости от задач, которые корректирует педагог в течение учебного года.
Реализация программы осуществляется за 1 год, 36 часов, что соответствует 1 час в неделю ( продолжительность часа 15-20 минут).
Оптимальная численность группы от 10 до 15 воспитанников.
2. Цели и задачи программы
Целью программы «Студия изобразительных движений» выступает развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей среднего дошкольного возраста посредством использование нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру».
Задачи:
Обучающие
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру» и ее приемами и ввести понятие Эбру;
- Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру (шилом, веерной кисточкой, гребенкой);
- Учить наносить краски на поверхность воды;
- Познакомить с историей различными техническими навыками при работе с красками Эбру;
- Обучить создавать рисунки, орнаменты на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
Развивающие
- формировать логическое и креативное мышление, умение анализировать
изображения в технике «эбру»;
- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- Развивать воображение, фантазию;
- Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
- Развивать желание экспериментировать в рисовании.
Воспитывающие
- Сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
- Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности;
3.Содержание программы Учебный план
№ | Наименование тем | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1. | Раздел 1. «Эбру -тайна зазеркалья воды» | 6 | 9 | 15 | |
2. | Раздел 2. «Техника рисования на воде в Эбру» | 14 | 14 | ||
3. | Раздел 3. «Сюжетное рисование по темам и по замыслу» | 5 | 5 | ||
Итого | 6 | 26 | 34 |
Содержание учебного плана
«Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство с историей возникновения и развития «эбру» Входной контроль.
Раздел 1. «Эбру-тайна зазеркалья воды»
Тема 1.1«Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру»
Теория : Основные материалы и инструменты для рисования на воде.
Пошаговое использование материалов, инструментов, красок, раствора для рисования на воде.
Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, гребень, кисть веерная, кисть классическая из конского волоса, краски «ArtDeco», палитра, загуститель, ткань, стеклянная ваза, керамика, дерево, бумага формата А-4. Тема 1.2«Приготовление раствора. Способы создания фона на растворе»
Практика: Приготовление раствора с помощью воды и загустителя экстракта «гевен».
Создание простейших фонов на поверхности воды с помощью
Акварельной и масляной краски, гуаши.
Методическое и техническое оснащение: экстракт «гевен», лоток, кисть, акварельная краска, гуашь
Тема 1.3 Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды при помощи кисти
Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто».
Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляные краски, стаканчик - непроливайка.
Тема 1.4«Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии»
Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шило.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, акварельные краски.
Тема 1.5 Способ создания рисунка при помощи гребня»
Практика: Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на поверхности воды для выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня.
Методическое и техническое оснащение: лоток, раствор, краски, гребень.
Тема 1.6«Перенос рисунка с водной глади на бумагу»
Практика: Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечатка рисунка.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, краски, кисть, бумага А-4.
Тема 1.7 Обобщение «Путешествие по водной глади»
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило, бумага А-4.
Раздел 2. «Техника рисования на воде в Эбру»
Тема 2.1 Техника «Баттал» «Танцующие краски»
Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади с помощью веерной кисти. Получившийся узор переносится на бумагу.
Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, веерная кисть, краски «ArtDeco», акварельные, бумага А-4.
Тема2.2 «Приливы-Отливы»
Практика: Краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема 2.3 «Эбру шаль»
Теория: Орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях.
Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания. С помощью шила формируется рисунок «приливы и отливы » (проводится по поверхности влево-вправо, вверх-вниз или S образные движения), поэтому же рисунку делаются круговые движения. В результате таких комбинированных движений получается рисунок «Эбру шаль».
Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема: 2.4 «Орнаменты в технике «Эбру шаль»
Практика: Рисования орнаментов «приливы и отливы» и S образные формы на поверхности воды.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А- 4.
Тема 2.5 «Соловьиное гнездо»
Теория: Образ жизни и среда обитания соловья.
Практика: Первый вариант: краска разбрызгивается на поверхность воды и с помощью шило делаются круговые движения.
Второй вариант: с помощью шило делаются большие окружности, затем окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А- 4.
Тема 2.6 «Рисование окружностей в технике «Соловьиное гнездо»
Практика: Рисование окружностей похожих на соловьиные гнезда. Отработка приемов и движений в технике «Соловьиное гнездо».
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания.
Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.
Тема 2.7 Техника Эбру Гребенка
Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади, с помощью гребня параллельно друг другу линиями. создавая орнаменты в виде волн.
Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, гребень, краски, бумага А-4.
Тема 2.8 Техника «Фантазийное эбру». На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шило производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка.
Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик), веерная кисть, шило, краски, лоток.
Раздел 3. «Сюжетное рисование по темам и по замыслу»
Тема 3.1 «Море»
Теория: Творчество художника -мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Практика: Краска холодных цветов (синяя, голубая, темно-синяя, белая) разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно друг другу. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: видео Ролик «Картины Ивана Константиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски,
бумага А-4, рамочка.
Тема 3.2 «Разноцветный мир космоса»
Практика: на поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска синего или черного цвета, с помощью шило наносится несколько капель краски в разных сторонах, чтобы получились окружности разной величины. Далее воплощаем задуманное (планеты, кометы, астероиды, звезды, пейзаж или еще что - то другое)
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка.
Тема 3.3 «Мир растений»
Теория: Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых тюльпан, гвоздика, ромашка, фиалка, бутон розы.
Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капель краски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетово-зеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия, остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик), лоток, шило, краски.
Тема 3.4 «Ромашковое поле»
Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски голубого или синего цвета (формируется фон). По всему фону с помощью шило наносятся окружности белого цвета, затем тонким шилом формируются лепестки ромашки (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок). Посередине
цветка ставится желтое пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем ромашку», лоток,
шило, краски, Бумага А-4.
Тема 3.5 Обобщение «Вальс фантазий»
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием цветовых контрастов.
С помощью окружностей рисуется цветочная поляна. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Выставка рисунков.
Методическое и техническое оснащение:
лоток, краски, веерная кист, шило, гребень, бумага А -4, рамка
4. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде.
Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.
К концу учебного года обучения будут знать :
- материалы и инструменты, применяемые при выполнении изделий в технике «эбру»;
- строить орнаменты в различных геометрических фигура х (круг, квадрат,
прямоугольник);
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- свойства красок и графических материалов.
Уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- соблюдать последовательность в работе;
- готовить раствор
- пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности;
Личностные результаты
У учащихся сформированы:
-потребность сотрудничать со сверстниками;
-доброжелательное отношение к сверстникам;
-бесконфликтное поведение;
-стремление прислушиваться к мнению других;
сформированы действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах творческой работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- пользоваться приемами анализа и синтеза при работе с образцом;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при работе в технике «эбру».
Коммуникативные навыки:
- включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, усталость, удивление, восхищения).
5. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2022 | 30.05.2023 | 36 | 36 | 1 час. в неделю |
мм
№ | Дата | Форма контроля | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие «Эбру - рисование на воде | 1 | 1 | |||
1.1 | Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике эбру | 1 | 1 | |||
1.2 | Приготовление раствора. Способы создания фона на растворе. | 1 | 1 | 2 | ||
1.3 | Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды при помощи кисти | 1 | 1 | 2 | ||
1.4 | Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, лини | 1 | 2 | 3 | ||
1.5 | Способ создания рисунка при помощи гребня | 1 | 2 | 3 | ||
1.6 | «Перенос рисунка с водной глади на бумагу» | 1 | 1 | |||
1.7 | Самостоятельный рисунок | Обобщение «Путешествие по водной глади» | 2 | 2 | ||
2.1 | Техника Баттал Эбру. | 2 | 2 | |||
2.2 | Техника «Приливы-Отливы» | 2 | 2 | |||
2.3 | Техника « Эбру шаль» | 2 | 2 | |||
2.4 | «Орнаменты в технике «Эбру шаль» | 1 | 1 | |||
2.5 | Техника «Соловьиное гнездо» | 2 | 2 | |||
2.6 | Рисование окружностей в технике «Соловьиное гнездо» | 1 | 1 | |||
2.7 | Техника Эбру Гребенка | 2 | 2 | |||
2.8 | Контрольный рисунок в выбранной технике | Техника «Фантазийное эбру». | 2 | 2 | ||
3.1 | Сюжетное рисование «Море» « Шторм» | 1 | 1 | |||
3.2 | Сюжетное рисование «Разноцветный мир космоса» | 1 | 1 | |||
3.3 | Сюжетное рисование «Мир растений» | 1 | 1 | |||
3.4 | Сюжетный рисунок | Сюжетное рисование «Ромашковое поле» | 1 | 1 |
6. Условия реализации программы
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для среднего дошкольного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия проходят в игровой форме. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой
Развивающие кинезиологические упражнения
"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
"Ухо - нос"
Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Медвежьи покачивания"
Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
"Жонглер"
Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
"Водный велосипед"
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
"Пианист"
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных возможностях.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого воспитанника, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий
- Вводное занятие- педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
- Ознакомительное -педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
- Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
- Проверочное занятие (с целью закрепления и уточнения представления детей) (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
- Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.
- Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Этапы работы:
Раздел 1 . «Эбру-тайна зазеркалья воды»
- Знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
Раздел 2 . «Техника рисования на воде в Эбру»
- Освоение основных приемов и техник рисования.
Раздел 3 . «Сюжетное рисование по темам и по замыслу»
- Сюжетное рисование по теме и по замыслы: салют, космос, волны, ромашки, сердечки.
Описание техники Эбру
Эбру – это древнее искусство рисования на воде. «Танцующие краски»,
«Облака и ветер», «Плавающие краски», «Бумага с облаками», «Волнообразная бумага»- так по разному называют искусство Эбру в странах Востока. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию. Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая картина уникальна и неповторима. На воде создаются неповторимые шедевры.
Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит з
а расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки или проволоки, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его
снимают и высушивают. Существует несколько видов Эбру.
Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды ( сначала используются более темные цвета, затем светлее), и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.
Приливы-Отливы - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.
Эбру Шаль– своеобразный стиль рисования, в котором основой
служат S-образные линии и формы. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».
Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или просто разнообразных повторяющихся элементов;
Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый
популярный вид рисунка на воде
«Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».
«Эбру с надписью». Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства.
«Хатип эбру».
Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент.
«Фантазийное эбру». Фантазийное эбру дает большой простор фантазии
художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.
Основным условием для занятий искусством эбру является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда. Формы аттестации и контрольно-измерительные материалы
7. Формы аттестации и контрольно-измерительные материалы
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится дважды: в начале и конце учебного года. Для этого предлагается проведение занятий с использованием различных способов и приемов работы, так же предложением выполнить работу на свободную тему. Мониторинг проводится по следующим показателям:
- Передача формы и размера предметов
- Расположение на листе (композиция)
- Использование цвета
- Приемы работы с материалом (оценивается визуально в период деятельности ребенка)
По всем показателям определены балы выполнения задания –
-1 балл – ребенок не может передать форму, размер изображаемого предмета; использует в работе 1-3 цветов; не может пользоваться изобразительным материалом самостоятельно; рисунок незаконченный (0-1балл);
-средний – ребенок не всегда правильно передает форму, размер и расположение предметов в своей работе; не уверен в использовании цветов или использует их ограниченно; не использует для рисования всю поверхность листа и его формат (2-3 балла);
-высокий – ребенок самостоятельно выполняет работу, используя разнообразные цвета и всю поверхность листа; умеет правильно передать форму и размер; изобразительным материалом владеет свободно (4-5 баллов).
Результаты мониторинга заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет корректировать индивидуальную работу с ребенком.
Анализ реализации: диагностика уровня развития дошкольников; итоговое мероприятие для родителей; корректирование и планирование дальнейшей работы.
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
- С помощью чего можно создать рисунок.
- Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?
- Как правильно приготовить раствор для занятий эбру?
- Какие геометрические фигуры ты знаешь?
| |
| |
| |
|
- Какие линии используются в рисунке?
- Как правильно хранить краски и раствор для эбру?
- Откуда родом эта техника?
12. Какие цвета относятся к тёплой гамме?
13. Какие цвета относятся к холодной гамме?
14. Какие техники рисования знаете?
8. Материально -техническое обеспечение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью в соответствии с санитарными нормами. Для организации деятельности воспитанников имеется соответствующее оборудование на каждого - лоток размером 50 х 35 или 23 х 35 см и набор инструментов: кисти, шило, гребень. Для рисования используется специальные наборы красок ЭБРУ №2 АРТДЕКОР, бумага, бумажные салфетки. В помещении находится раковина с водой и большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для хранения фонда в студии (лучших детских работ разных лет) имеются специальные стеллажи. В учебном помещении есть специальный методический фонд, библиотека по искусству, наглядные пособия, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
9. Список информационных источников
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагога
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий », 2008.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общесто России, 2002.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
• Статья С. Мамий на портале IslamToday http://islam-today.ru/article/7841)
• www.art-alla.jimdo.com
• http://www.ebrumag.ru
• http://risovanie-na-vode.ru/news/ebru-dlya-nachinayushih-novichkov
• https://www.youtube.com/watch YotTubeЭбру -искусство рисования на воде мастер - класс