РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жуковская Светлана Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО" 1-2 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ИВАНОВИЧА КОЛМАКОВА

с.ТЕСЬ, МИНУСИНСКОГО РАЙОНА, КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

     «Согласовано»                          «Утверждаю»

 заместитель директора                           директор  школы        

__________/ Соболева Д.В./                                                          __________/ Худаногова Н.А./        

«____»_________20___ г.                                                                       «____»_________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 художественной направленности

 «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 Вокального ансамбля «Тесинская мозаика»

Для детей 7 -18 лет

Срок реализации программы 11 лет

        

Составитель:

педагог дополнительного образования

Жуковская Светлана Сергеевна

с.Тесь 2021

Пояснительная записка

  1. Вводная часть:

        Вокальное искусство в дополнительном образовании является одним из приоритетных направлений деятельности художественно-эстетического содержания.

        Образовательная деятельность по программе «Вокальное искусство» осуществляется в соответствии с современными требованиями ФГОС, наполнена обучающими и воспитывающими блоками духовнонравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, социального направления деятельности одновременно. С точки зрения социальной значимости, посредством данной программы, через приобщение обучающихся к музыкальной культуре, через любовь к искусству, к культурному наследию своей страны:

 − осуществляется преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

 − формируются у обучающихся духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

 − удовлетворяются внешние и внутренние вызовы, стоящие перед государством.

  1. Направленность программы: Художественная
  2. Новизна программы: 

Современный подход  обучения вокалу в дополнительном   образовании это - развитие познавательных способностей, стимулирование мышления ученика, понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей.

На занятиях используются дыхательные упражнения по А.Н.Стрельниковой. А также, распевки по фонопедическому методу В.В.Емельянова. Использование данных методик развивает ученика не только в вокальном и музыкальном плане, но и в плане здоровьесбережения.

Выпускник вокального класса в наше время должен овладеть системой теоретических и практических знаний, уметь применять современные технические средства обучения. Поэтому совершенствование методики обучения пению всегда будет считаться актуальной музыкально-педагогической задачей.

В век всеобщей компьютеризации возможность использования технических средств это хороший стимул к обучению.

Главная задача на уроках вокала – постановка голоса, одновременное, взаимосвязанное воспитание слуховых и мышечных навыков поющего, формирование представления о правильном певческом звучании – «вокального эталона». Очень важно, чтобы учащийся правильно выбрал такой эталон, к которому он должен стремиться в своём вокальном росте. На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом. Однако оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается.

Такие технические средства обучения как компьютер, видео камера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений. С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом. Такое прослушивание (просмотр) с комментарием преподавателя обучает ребенка давать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше.

Прослушивание и просмотр записей знаменитых исполнителей вокальной музыки способствует накоплению музыкального опыта, помогает учащимся выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне.

Создание своей звукозаписывающей студии тоже является важным элементом в обучении вокалу. Наличие микрофона, звуковой аудио карты и мониторных наушников позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар, что развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели.

С помощью компьютера можно смотреть видео мастер классы и семинары современных вокалистов, создавать презентации на изучаемые темы, транспонировать музыкальные произведения в удобную тональность, изменять темп, что довольно часто бывает нужно на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать максимально удобный музыкальный материал для начинающего заниматься вокалом.

На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов. Я постоянно использую Transcribe, Audacity. Данные программы помогают мне во время занятия менять тональность песни, темп, резать песню, т.е убирать лишнее( иногда нужно ,чтобы песня была короче по времени, либо в ней очень много повторений).

Наличие интернета и компьютера практически у каждого ученика помогает общению в социальных сетях, где дети и руководитель делятся своими находками в области вокала, обсуждают их.

Наряду с традиционными методами преподавания, очень актуально на сегодняшний день в музыкальной педагогической деятельности использование фонограмм. Они с успехом применяются и на практике, и в концертной деятельности, и на уроках вокала. Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера. Во-вторых, дети очень любят петь под фонограмму, поэтому, используя её, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.

Применение технических средств в учебном процессе преподавания вокала развивает у ученика критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим.

  1. Актуальность:

В современных социально-экономических условиях возникла острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке рыночно-конкурентных отношений. Основополагающие образовательные документы Российской Федерации акцентируют внимание на необходимости создания специальноорганизованной образовательной среды, способствующей жизненному и профессиональному самоопределению школьников, созданию условий для их самореализации. В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, которая располагает большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству.    

 Ценность этого вида образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жёсткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг, гуманистическим взаимодействием участников образовательного процесса, что создаёт атмосферу, максимально благоприятную для самореализации.

Вокальное искусство в дополнительном образовании является одним из приоритетных направлений деятельности художественно-эстетического содержания. Образовательная деятельность по программе «Вокальное искусство» осуществляется в соответствии с современными требованиями ФГОС, наполнена обучающими и воспитывающими блоками духовнонравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, социального направления деятельности одновременно. С точки зрения социальной значимости посредством данной программы через приобщение обучающихся к музыкальной культуре, через любовь к искусству, к культурному наследию своей страны:  осуществляется преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;  формируются у обучающихся духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;  удовлетворяются внешние и внутренние вызовы, стоящие перед государством.

  1. Педагогическая целесообразность:

Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. 

  1. Цель программы:

Создание условий для формирования разносторонне развитой личности обучающегося, обладающего набором компетенций в области музыкальной культуры, вокального искусства, эффективной социализации и формирования активной гражданской позиции.

  1. Задачи программы: 

Обучающие задачи:

 - Обучать основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

 - Сформировать основы сценической культуры;

 - Развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

 - Развивать творческую активность детей;

 - Воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Равивающие задачи:

 - Развивать слух и чувство ритма

-  Прививать музыкальный вкус

-  Улучшать память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.)

- Способствовать развитию способностей к импровизации

- Стимулировать речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их)

- Нормализовать, развивать и улучшать дыхательную функцию

- Способствовать устранению речевых нарушений

-  Развивать коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе

- Способствовать раскрепощению, устранению комплексов, страхов.

Воспитательные задачи:

- Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

- Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 

- Приобщать обучающихся к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам песенного народного творчества и современного детского вокального искусства;

- Обучать этическим нормам и правилам поведения в творческом коллективе;

- Развивать способность понимать и ценить прекрасное через творческую интеллектуальную деятельность

- Использовать возможности вокального искусства в целях саморазвития, самосовершенствования, самореализации творческих способностей.

8 Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: - Увеличение сроков реализации программы до 11 лет в связи с запросом родителей и в интересах воспитанников, которые начинают заниматься музыкой и пением с 7 лет и до 11 класса общеобразовательной школы. Воспитанники могут продолжить дальнейшее обучение профессиональному пению без вынужденного перерыва;

- Позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру (от простого к сложному).

9. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 7-18 лет

10. Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 11 лет обучения по 144 часа в год, состоит из 4 ступеней:

первая ступень - подготовительный состав (1-2 год обучения);

вторая ступень-младший состав (3-5 год обучения);

третья ступень - средний состав (6-8 год обучения);

      четвёртая ступень - старший состав (9-11 год обучения)

11. Формы и режим занятий:

     Теоретический материал подается обучающимся в форме бесед, лекций, диспутов. Практические занятия отрабатываются в распевках, вокализах, и других упражнениях на дикцию и музыкальный слух. Режим занятий – 2 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия – 45 минут.

12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предметные результаты:

-вовлечение ребёнка в систему опорных знаний, умений и навыков, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальности; певческого голоса; музыкального слуха (мелодического, ритмического, гармонического, динамического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости; творческого воображения;

- достижение понимания образного и ассоциативного мышления, образного содержания музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

 У обучающихся сформированы действия:

 - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

- планировать свои действия на отдельных этапах вокальной работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

 - анализировать причины успеха/неуспеха;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- исполнять свою партию в вокальном ансамбле, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

- музыкального самообразования: слушания хоровых и вокальных произведений в свободное от занятий время, посещение концертов, музыкальных спектаклей. Коммуникативные УУД 

У обучающихся сформированы действия:

 - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

 - работать в группе, управлять поведением партнера;

 - обращаться за помощью;

 - формулировать свои затруднения;

 - предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

 - договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

- эмоционально - образно воспринимать и выразительно исполнять вокальные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных мероприятиях;

Предметные результаты: 

- вовлечение ребёнка в систему опорных знаний, умений и навыков, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

 - развитие музыкальности: певческого голоса, музыкального слуха (мелодического, ритмического, гармонического, динамического, тембрового);

- развитие чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, творческого воображения;

 - достижение понимания образного и ассоциативного мышления, образного содержания музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Способы определения результативности: участие обучающихся в мероприятиях, концертах, смотрах, конкурсах, в течение всего учебного года.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Отчётный концерт в конце учебного года.

Учебный план 1 год обучения

с

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Физиологическая основа пения 54 часа

1

Строение голосового аппарата

12

8

4

Опрос

2

Певческая установка

14

8

6

Концертное выступление

3

Работа артикуляционного аппарата

16

8

8

Концертное выступление

4

Охрана и гигиена голоса

12

7

5

Опрос

Раздел 2. Работа над техникой исполнения 70 часов

5

Певческое дыхание

14

4

10

Опрос

6

Дикция в пении

12

3

9

Концертное выступление

7

Прием вокализации - legato (легато)

10

3

7

Опрос

8

Динамика звука в пении

14

4

10

Концертное выступление

9

Интонация

20

3

17

Концертное выступление

Раздел 3. Сценическое искусство 20 часов

10

Музыкально-ритмические движения

20

6

14

Концертное выступление

Итого: 144 часа

Учебный план 2 год обучения

с

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Физиологическая основа пения 46 часов

1

Строение голосового аппарата

6

4

2

Опрос

2

Певческая установка

10

6

4

Опрос

3

Техника дыхания

10

6

4

Концертное выступление

4

Работа артикуляцион-ного аппарата

12

6

6

Концертное выступление

5

Охрана и гигиена голоса

8

5

3

Опрос

Раздел 2. Работа над техникой исполнения 76 часов

6

Певческое дыхание

10

4

6

Концертное выступление

7

Высокая позиция звука

12

4

8

Опрос

8

Прием вокализации - legato (легато)

16

4

12

Творческая работа

9

Динамика звука в пении

10

3

7

Опрос

10

Интонация

12

2

10

Концертное выступление

11

Многоголосное пение

16

6

10

Опрос

Раздел 3. Сценическое искусство 20 часов

12

Музыкально-ритмические движения

12

2

10

Опрос

13

Выразительное чтение

10

2

8

Концертное выступление

Итого: 144 часа

Календарный учебный график 1 год обучения

п\п

Месяц

Число

Время

проведения занятия

Форма

занятия

Коли-

чество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Физиологическая основа пения 54 часа

1

сентябрь

02

16.30-17.05

17.20-18.05

Беседа

2

Вводное занятие. Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Опрос

2

сентябрь

07

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

3

сентябрь

09

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

4

сентябрь

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

5

сентябрь

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

6

сентябрь

21

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     12

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Опрос

7

сентябрь

23

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

8

сентябрь

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

9

сентябрь

30

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

10

октябрь

05

12.00

концерт

2

Певческая установка

Актовый зал

Концерт

«День учителя»

11

октябрь

07

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

12

октябрь

12

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

13

октябрь

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

      14

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

14

октябрь

19

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

15

октябрь

21

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

16

октябрь

26

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

17

октябрь

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

18

ноябрь

02

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

19

ноябрь

04

14.00

концерт

2

Работа артику-ляционного аппарата

Актовый зал

Концерт

«День народного единства»

20

ноябрь

09

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

21

ноябрь

11

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

  16

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Опрос

22

ноябрь

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

23

ноябрь

18

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

24

ноябрь

23

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

25

ноябрь

25

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

26

ноябрь

26

17.00

Концерт

2

Охрана и гигиена голоса

Актовый зал

Концерт «День матери»

27

декабрь

02

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

   12    

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Опрос

Итого  54

Раздел 2. Работа над техникой исполнения 70 часов

28

декабрь

07

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

29

декабрь

09

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

30

декабрь

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

31

декабрь

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

32

декабрь

21

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

33

декабрь

23

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

34

декабрь

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

      14

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Опрос

35

декабрь

30

18.00

концерт

2

Дикция в пении

Актовый зал

Новогодний концерт

36

январь

06

14.00

Рождествен-ские колядки

2

Дикция в пении

Учебный

кабинет

творческая работа

37

январь

11

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Дикция в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

38

январь

13

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Дикция в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

39

январь

18

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Дикция в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

40

январь

20

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

      12

Дикция в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

41

январь

25

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

42

январь

27

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

43

февраль

01

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

44

февраль

03

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

45

февраль

08

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

      10

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Опрос

46

февраль

10

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

47

февраль

15

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

48

февраль

17

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

49

февраль

22

14.00

концерт

2

Динамика звука в пении

Актовый зал

концерт

50

февраль

24

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

51

март

01

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

52

март

03

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     14

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

опрос

53

март

07

14.00

концерт

2

     

Интонация

Актовый зал

концерт

54

март

10

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

55

март

15

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

56

март

17

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

57

март

22

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

58

март

24

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

59

март

29

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

60

март

31

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

61

апрель

05

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

62

апрель

07

14.00

концерт

2

     

     20

Интонация

Актовый зал

Отчётный концерт

Итого: 70

Раздел 3. Сценическое искусство 20 часов

63

апрель

12

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

       

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

64

апрель

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

65

апрель

19

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

66

апрель

21

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

67

апрель

26

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

       

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

68

апрель

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

69

май

04

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

70

май

09

16.30-17.05

17.20-18.05

концерт

2

Музы-кально-рит-мические движения

Актовый зал

концерт

71

май

11

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

72

май

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

20

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

Итого 144 часа

Календарный учебный график 2 год обучения

п\п

Месяц

Число

Время

проведения занятия

Форма

занятия

Коли-

чество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Физиологическая основа пения 46 часов

1

сентябрь

01

16.30-17.05

17.20-18.05

Беседа

2

Вводное занятие Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Опрос

2

сентябрь

06

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

3

сентябрь

08

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

   6

Строение голосового аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

4

сентябрь

13

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

   

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

5

сентябрь

15

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

6

сентябрь

20

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

 

Певческая установка

Учебный

кабинет

Опрос

7

сентябрь

22

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

8

сентябрь

27

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

   10

Певческая установка

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

9

сентябрь

29

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     

Техника дыхания

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

10

октябрь

05

12.00

концерт

2

Техника дыхания

Актовый зал

Концерт

«День учителя»

11

октябрь

06

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Техника дыхания

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

12

октябрь

11

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Техника дыхания

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

13

октябрь

13

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

10

     

Техника дыхания

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

14

октябрь

18

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

 

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

15

октябрь

20

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

16

октябрь

25

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

17

октябрь

27

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

18

ноябрь

01

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Работа артику-ляционного аппарата

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

19

ноябрь

03

14.00

концерт

2

12

Работа артику-ляционного аппарата

Актовый зал

Концерт

«День народного единства»

20

ноябрь

08

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

21

ноябрь

10

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

 

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

22

ноябрь

15

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

23

ноябрь

17

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

8

Охрана и гигиена голоса

Учебный

кабинет

Опрос

Итого: 46

Раздел 2. Работа над техникой исполнения 76 часов

24

ноябрь

22

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

25

ноябрь

24

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

26

ноябрь

26

17.00

Концерт

2

   

Певческое дыхание

Актовый зал

Концерт «День матери»

27

декабрь

01

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

 

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Опрос

28

декабрь

06

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

10

Певческое дыхание

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

29

декабрь

08

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

30

декабрь

13

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

31

декабрь

15

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

32

декабрь

20

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

33

декабрь

22

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

34

декабрь

27

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     

12

Высокая позиция звука

Учебный

кабинет

Опрос

35

декабрь

29

18.00

концерт

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Актовый зал

Новогодний концерт

36

январь

06

14.00

Рождествен-ские колядки

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

творческая работа

37

январь

10

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

38

январь

12

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

39

январь

17

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

40

январь

19

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

41

январь

24

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

42

январь

26

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

16

Прием вокализа-ции - legato (легато)

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

43

январь

31

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

44

февраль

02

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

45

февраль

07

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

     

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

46

февраль

09

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

47

февраль

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

10

Динамика звука в пении

Учебный

кабинет

Опрос

48

февраль

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

49

февраль

22

14.00

концерт

2

Интонация

Актовый зал

концерт

50

февраль

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

51

март

02

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

52

март

07

14.00

концерт

2

     

Интонация

Актовый зал

концерт

53

март

09

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

12

     

Интонация

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

54

март

14

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

55

март

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

56

март

21

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

57

март

23

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

58

март

28

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

59

март

30

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

60

апрель

04

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

61

апрель

06

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

16

Много-голосное пение

Учебный

кабинет

Опрос

Итого:76

Раздел 3. Сценическое искусство 22

62

апрель

07

14.00

концерт

2

     

     

Музы-кально-рит-мические движения

Актовый зал

Отчётный концерт

63

апрель

13

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

       

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

64

апрель

18

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

65

апрель

20

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

66

апрель

25

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

67

апрель

27

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

       12

Музы-кально-рит-мические движения

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

68

май

04

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Вырази-тельное чтение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

69

май

09

14.00

концерт

2

Вырази-тельное чтение

Актовый зал

Концерт «День Победы»

70

май

11

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Вырази-тельное чтение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

71

май

16

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

Вырази-тельное чтение

Учебный

кабинет

Педагоги-ческое наблюдение

72

май

18

16.30-17.05

17.20-18.05

репетиция

2

10

Вырази-тельное чтение

Учебный

кабинет

Опрос

Итого: 22 часа

Итого 144 часа

Содержание программы первой ступени обучения (1, 2 год обучения)

Раздел 1. Физиологическая основа пения

 Тема 1. Строение голосового аппарата:

         Основы анатомии голосового аппарата.

Тема 2. Певческая установка.

Основные положения головы и корпуса: Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не поднимая высоко, мышцы лица и шеи не напряжены, смотреть прямо перед собой.

Тема 3. Работа артикуляционного аппарата.

 Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.

Тема 4. Охрана и гигиена голоса.

 Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.

Тема 5. Техника дыхания.

Организация вдоха и выдоха. Типы дыхания.

 Раздел 2. Работа над техникой исполнения

Тема 6. Певческое дыхание

Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.

Тема 7. Дикция в пении.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.

Тема 8. Приемы вокализации – legato (легато), non legato (нон легато)

Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.

Тема 9. Динамика.

 Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки. Громкость - понятие субъективное. Она зависит, прежде всего, от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность, гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

Тема 10. Интонация.

Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического). Вырабатывать у учащихся внутренний слух

а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».

б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя

 Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.

Тема 11. Высокая позиция звука.

Для выработки высокой позиции звука надо помнить, что основной задачей является сохранение на всем диапазоне голоса действия головных резонаторов. Этому будет способствовать создание в голосовом аппарате определённых технических условий:

1. Глубокое эластичное дыхание.

2. Достаточно открытая глотка, что обеспечивает свободу артикуляции и беспрепятственный поток воздуха-звука. Достигается это путём поднятия нёбной занавески и свободной нижней челюсти.

3. Звук, прикрытый и округлённый на всём диапазоне.

4. Мягкая атака звука.

5. Чёткое формирование согласных и гласных звуков.

 6. Общий тонус певца.

Тема 12. Хоровое пение.

 Разучивание и исполнение произведений, где аккомпанемент не дублирует мелодию Исполнение канонов

 1) «Педальное» двухголосие

2) Эпизодическое двухголосие

3) Мелодия с самостоятельным движением голосов.

 Раздел 3. Сценическое искусство.

Тема 13. Музыкально-ритмические движения.

Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ

Прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Плясовые движения (элементы народных плясок, доступных по координации).

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др.

Тема 14. Выразительное чтение.

Творческое освоение художественного текста поющим предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.

  • Интонация.
  • Знаки препинания.
  • Смысловое ударение.

В результате прохождения первой ступени обучения учащийся должен освоить: Правильную певческую установку (положение корпуса, головы, естественность и свобода мышц лица, шеи, всего артикуляционного аппарата). Правильную организацию плавного вдоха и выдоха. Мягкую атаку звука. Высокую певческую позицию. Пение на легато (в поступательном движении мелодии и на интервалы). Приобрести начальные навыки интонирования песен без сопровождения. Сознательное овладение вокально-техническими навыками и элементами художественной выразительности в пении.

Результаты деятельности:

 Результаты развития вокальных навыков ребенка оцениваются в процессе выступления на концертах, мероприятиях, конкурсах.

7. Методические рекомендации.

Работа с детским коллективом опирается на педагогические методы, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль. Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики:

 - соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- увлеченность и интерес;

 - учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как:

- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;

- осознание целей обучения;

 - значимость для детей усваиваемого репертуара;

 - сложности произведения.

Четкая структура занятий имеет в детском хоре особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Рекомендуется опираться на классификацию методов, разработанную Ю. К. Бабанским:

1. методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - создание ситуаций успеха в учении - поощрение и порицание - разъяснение

2. методы организации и осуществления учебных действий:

 - словесные (рассказ, беседа)

 - наглядные (иллюстрация, демонстрация)

 - практические

- репродуктивные и проблемно – поисковые (от частного к общему, от общего к частному)

 - самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя.

 3. метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности - устный контроль и самоконтроль в обучении.

 Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с содержанием музыки, направлены на освоение способов музыкальной деятельности, позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс самоизменения через музыку.

Методы, вошедшие в группу стимулирования и мотивации учения, пробуждают у учащихся потребности, мотивы к общению с разнообразной вокальной музыкой, получению новой информации, участвовать в коллективных формах творческой деятельности, нацеливают на продуктивный результат своей деятельности.

Методы, вошедшие в группу организации и осуществления учебных действий и операций, позволяют понять содержание музыкального искусства, познакомиться с индивидуальным стилем композиторов, освоить способы действий, помогающие воссоздать авторский замысел произведений, совершенствовать технические способы исполнения вокально-хоровой музыки.

 Методы, вошедшие в группу контроля и самоконтроля, позволяют ребенку научиться регулировать свои действия, определять пути продвижения, совершенствовать формы и способы собственной деятельности.

Ориентация на результат, ради которого был выбран тот или иной метод является условием выбора приемов. Система приемов определяет не только содержание метода, но и его своеобразие в действии.

Для включения детей в активную и приятную для них деятельность можно порекомендовать ряд эффективных методических приемов, характерных для каждого этапа обучения.

• распевание.

• разучивание и исполнение песен.

• творческие задания.

• слушание музыки.

• игры.

Каждое занятие начинается с распевания. Рекомендуется использовать фонопедические упражнения В. Емельянова. Целью фонопедических  упражнений является расширение координационных и тренажных задач работы над голосом, стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:

1) голосовые сигналы доречевой коммуникации

 2) управление артикуляционной мускулатурой

 3) произвольное управление регистрами

 4) выработка певческого вибрато

 5) формирование механизма прикрытия

 Также используются распевания А. Яковлева. Они состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Они носят универсальных характер, имеют относительную стабильность, периодически пополняют группу приемов.

Материалом для распевания могут служить русские народные песни, специальные упражнения, фрагменты из разучиваемых на уроках произведений. В процессе распевания проводится работа по 4 основным направлениям – развитию звуковысотного и динамического диапазона голоса, его тембра и подвижности. Обоснованная последовательность упражнений, их постепенное усложнение, свободное, в меру активное неформируемое пение – таковы основные требования к проведению распевания.

Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Музыкальный материал, исполняемый в качестве вокально-хоровых упражнений, делится на две категории:

I – упражнения, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения.

II – упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направлены они на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения.

Развитию гармонического слуха учащихся немало способствует пение канонов. «Часы», «Братец Яков», «Здравствуй, Петя-петушок». Каноны рекомендуется заканчивать большим фермато, с замиранием голоса, это воспитывает навык цепного дыхания, филировки.

Особое внимание обращается на выработку основных певческих свойств голоса – звонкости, полетности. Чтобы научить детей естественному, красивому пению необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки. Основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы и таким образом делают прием понятным.

Выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок». Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания. Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании – первое требование в обучении пению.

 Умение петь legato составляет важнейшее качество голоса. На базе имеющихся навыков певческого дыхания прививаются навыки цепного дыхания (упражнение: гамма целыми нотами в нисходящем движении. Возобновлять дыхание следует тихо, не нарушая общей стройности звучания).

В детском хоровом пении применяется и мягкая и твердая атака звука. Мягкая атака – основа певческого звучания. Звук воспроизводится  осторожно, без толчка. При твердой атаке необходимо следить, чтобы звук не был крикливым, форсированным. Условиями гармоничного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы. Обратить внимание на особенности звучания округлых гласных.

Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования являются показ голосом самого педагога, демонстрация правильного звучания и ошибок. Интенсивному развитию музыкального слуха способствует пение a capella. Хороший унисон в хоре – основа чистого многоголосного пения. Нередко у детей в процессе пения возникает мышечная напряженность в органах артикуляции, что оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Для демонстрации правильной артикуляции полезно звуки произносить утрированно. Закрепление правильного произношения звука рекомендуется производить в звукоподражаниях, слогах, текстах и скороговорках. Большое значение имеет работа над распевами. Сначала исполняется упражнение попевки, с целью достичь легкого и чистого звука. Этому помогаю слоги «га-ка-ку-го-гу». Звучащие согласные «г-к» упражняют мягкое нёбо. «зи-зе» - переднеязычные слоги, делают голос более эластичным. Обучение пению начинается с небольших попевок-интонаций, состоящих из двух-трех разновысотных звуков. Попевки основаны на нисходящем движении. Это позволяет, во-первых, сохранить головное резонирование, вовторых – высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Нужно стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий негромкий, динамика меццо-форте.

 Важнейший навык – правильность и чистота исполнения мелодий в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого навыка связанны с формированием музыкально слуховых представлений, слухового самоконтроля. В работе с детьми этого возраста, возможно использовать творческие задания – сюжетные этюды, небольшие игры, в которых эпизод за эпизодом  раскрывается содержание песни с помощью интонации голоса, взгляда, движений, жестов.

Разучивание и исполнение произведений.

 Целесообразно проводить работу сразу над несколькими различными по характеру и сложностями песнями. В процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на качество творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении, учить красоте и содержательной наполненности хорового звучания. Итогом должно стать создание убедительного художественного образа, выразительное осмысленное исполнение музыки.

Важно отметить, что не все запланированные произведения надо доводить до концертного состояния. Некоторые произведения коллектив изучает в рабочем порядке. За год надо выучить 8-10 произведений разной сложности. 3-4 вынести из них на отчетный концерт.

 Работа над хоровым произведением

 А) Разбор

 Разбор текста и музыки в доступной форме. Средства выразительности: темп, размер, характер, ритм, динамика.

Б) Исполнение

Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация.

Разучивать произведения можно различными методами: учить по слуху, с применением высотного тактирования, с опорой на нотную запись. В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. Задачи самые разные: в одной песне – первое знакомство, в другой – работа над фразой, в третьей – соединение мелодии с аккомпанементом, в четвертой – работа над элементами двухголосия и т.д.

Работа над несколькими произведениями разной сложности и объема стимулирует вокальное и музыкальное развитие обучающихся. Творческие задания: нарисовать рисунок к песне, придумать названия к каждому куплету, найти подголосок к заданному мотиву, придумать собственную мелодию на определенный текст. Развитию творческого навыка у детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные, ритмические.

Слушание музыки.

Пение и слушание музыки – две взаимосвязанные, обогащающие друг друга формы постижения музыкального искусства. Слушаются песни, которые разучиваются на занятиях (в исполнении педагога, в записи), другие хоровые и инструментальные сочинения, доступные и интересные детям. Особенно внимательно дети воспринимают музыку в исполнении специально приглашенных на занятие обучающихся старшего состава. Такие встречи могут носить эпизодический характер, но планировать их обязательно.

Игра – эффективное средство развития у детей интереса к пению (пение по ролям, соединение пения с движением и танцам), введение простейших музыкальных инструментов. Используя игровые моменты на вокальных занятиях, педагог добивается атмосферы эмоциональной отзывчивости. Дети любят исполнять песни с игровым, задорным, комическим содержанием.

Игровые формы исполнения:

 - подражание педагогу;

 - пение цепочкой;

 - жестами, хлопками

 - соревнование групп и сольно - «зрители» и «артисты»

 - пантомимой (характер, исполнение)

 - использование звуковых фонаций

 - вокализация на слоги, гласные

 - использование шумовых инструментов - игры с пением (хороводные)

 - драматизация песни

В процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому произведению. Музыкальная деятельность осваивается детьми на основе подражания педагогу и возникающее эмоциональное состояние создает благоприятное условие для развития личности ребенка в данной деятельности. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать. Педагогу следует набраться терпения - хвалить детей и радоваться каждой, даже незначительной, удаче. Доброжелательный настрой – залог совместного успеха.

 Подбор репертуара 

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, пласт народной музыки, произведения духовной и современной музыки. При отборе музыкального материала важную роль играет принцип незаменимости той или иной музыки для каждого данного возраста, ее художественная ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность. Репертуар ансамбля формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов.

Главным «собирательным» принципом можно считать подчинение отбора репертуара учебно-воспитательным задачам. Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые чаще всего исполняются многоголосно и без сопровождения. Одно из важных средств вокального воспитания и развития в детском коллективе заключается в том, что одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренируют вокальный  аппарат хористов.

 Серьезное внимание заслуживает анализ произведения в тембровом отношении. Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, надо представлять себе в какой мере могут повлиять на характер звучания такие элементы произведения, как тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, штрихи, динамика, поэтический текст, эмоциональная насыщенность. Разумный отбор материала обеспечивает возможность для всестороннего музыкального развития участников ансамбля, позволяет соблюдать гармоничность в обучении и следовать принципу художественного и технического единства.

Основные группы произведений, использующихся в работе с детским ансамблем: популярные детские песни, современная хоровая музыка, народные песни России и ближнего зарубежья, произведения композиторов-классиков, духовная музыка.

Список литературы

1. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей: Информационно-методические материалы/ Сост.: Л.В. Якимова, А.И. Малофеева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. (4стр.)

2. В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935

 3. Гарсиа Э Школа пения. – М., 1955.

 4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. - М., 1963.

5. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964.

6. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певца. – М., 1962.

 7. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.

8. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.

9. Егоров А. Гигиена певца. - М.,1955.

10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / В.В. Емельянов. – СПб.2010.

11. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной педагогики. – М., 1965.

12. Карпова Т.А. Звукотерапия. В кн.: Энциклопедии традиционной народной медицины / Т.А. Карпова - М., 2002.

13. Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.

14. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/ http://www.openclass.ru/node/47746 

15. Лобанов Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005- №3

 16. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

17. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.

18. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965. 81

19. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

 21. Петрова Е.П. о динамике звука певческого голоса. – М. 1963.

 22. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.

 23. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. - М., 1998.

24. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. / М.Н. Щетинин. – М.,2008.

25. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого голоса.- В, 1991.

 26. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М., 1981.