РП "Экономическая грамотность" 5-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Экономическая грамотность
Направление – интеллектуальное (гуманитарное)
Форма и периодичность проведения занятий – еженедельные занятия
Уровень образования (класс) среднее образование, 5-9 классы
Количество часов 34
Роговец Инна Сергеевна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснодарский края, МО Тимашевский район, станица Медвёдовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 21.05. 2019 года протокол № 5
Председатель _______ А.Н.Олейников
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Экономическая грамотность
Направление – интеллектуальное (гуманитарное)
Форма и периодичность проведения занятий – еженедельные занятия
Уровень образования (класс) среднее образование, 5-9 классы
Количество часов 34
Учитель Роговец Инна Сергеевна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 5
3. Содержание курса внеурочной деятельности 7
4. Тематическое планирование 12
5.Условия реализации учебной дисциплины 17
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения 20
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономическая грамотность» для учащихся 5-9 классов средне образовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы обусловлена Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. №2039-р., в которой задача формирования финансовой грамотности среди обучающихся определена как одна из ведущих.
Экономическая грамотность представляет собой совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных характеристик. Сформированность именно личностных характеристик определяет способность и готовность человека к выполнению определенных социально-экономических ролей, например роли домохозяйки, налогоплательщика или инвестора. Финансово-экономические кризисы 2008-2009 г. показали недостаточный уровень финансовой грамотности населения нашей страны. Рост задолженности по потребительским кредитам указывает на неспособность населения эффективно планировать свой бюджет.
Согласно статистика на данный момент общий уровень финансовой грамотности в Российской Федерации ниже, чем в ряде развитых и развивающихся стран мира, что влечёт за собой неразумное потребительское поведение.
Традиционно считалось, что финансовая грамотность не требуется обучающимся в школе. Зачастую родители не могут научить своих детей азам финансовой грамотности, потому что сами ей не владеют. Необходимо учитывать и тот факт, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков и, самое главное, финансово грамотных граждан, способных передать свои знания новому поколению.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностьюпрограммы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 5 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, использование технических средств обучения, ресурсов интернета, работа с источниками экономической информации, проектно-исследовательская деятельность учащихся, викторина, ролевая игра, деловая игра,мини-проект, практическая работа,юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, правовая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Экономическая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметными результатами изучения курса «Экономиеская грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Экономическая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»Познавательная беседа «Деньги».Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человекможет от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».Решение логических задач «Страхование».Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги».Аналитическая работа «Виды налогов».Познавательная беседа «Социальные пособия».Решение экономических задач «Социальные выплаты».Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».Творческое задание «Банковские услуги».Практическая работа «Вклады (депозиты)».Деловая игра «Кредит. Залог».Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».Разработка бизнес-плана.Решение логических задач «Валюта в современном мире».Познавательная беседа «Валюта разных стран».Мини-проект «Благотворительность».Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое экономическая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Экономическая грамотность».
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность».Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение».Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».Ролевая игра «Акционерное общество».Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».Решение практических задач «Организация фирмы».Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы».Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя».Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса».Решение экономических задач «Кривая спроса».Практическая работа «Закон предложения».Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие».Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка».Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра.Конференция по курсу «Экономическая грамотность».
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Личное финансовое планирование(5 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов».Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».Практическая беседа «Виды кредитов».Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов».Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды».Познавательная беседа «Ипотека».Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3.Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Решение практических задач «Обмен валют».Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»Выступления учащихся «Депозиты и их виды».Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование(4 часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка».Аналитическая работа «Личное страхование».Правовая консультация «Страховые накопительные программы».Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6.Пенсии (3 часа).
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность(3 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Экономическая грамотность».(1 час).
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?»Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)
Раздел 10. Защита проектов (1 час)
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?»Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?»Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»Конференция по курсу «Экономическая грамотность».
IV. Календарно-тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Название раздела (количество часов) | |||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов) | |||
1. | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов Понятия: финансы, деньги, коммунальные услуги, бюджет. |
2. | Доклад «Деньги». | 1 | |
3. | Интерактивная беседа с игровыми элементами «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». | 1 | |
4. | Творческое задание «Доходы семьи». | 1 | |
5. | Работа со статистикой «Расходы семьи». | 1 | |
6. | Викторина «Предметы первой необходимости». | 1 | |
7. | Викторина «Товары длительного пользования». | 1 | |
8. | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». | 1 | |
9. | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 | |
10. | Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». | 1 | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) | |||
11. | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ:Создание и редактирование презентация Понятия: страхование,страховой полис, |
12. | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 1 | |
13. | Решение логических задач «Страхование». | 1 | |
14. | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | 1 | |
15. | Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». | 1 | |
16. | Практическая работа «Принципы работы страховой компании». | 1 | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов) | |||
17. | Мини-исследование «Налоги». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации в интернете Понятия: налоги, социальные пособия, потребитель, |
18. | Аналитическая работа «Виды налогов». | 1 | |
19. | Познавательная беседа «Социальные пособия». | 1 | |
20. | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | 1 | |
21. | Проект «Государство – это мы». | 1 | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) | |||
22. | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». | 1 | Личностныесоблюдать моральные нормы в отношении взрослых и сверстников. Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. Понятия: бизнес, валюта, благотворительность, финансовый план. |
23. | Творческое задание «Банковские услуги». | 1 | |
24. | Практическая работа «Вклады (депозиты)». | 1 | |
25. | Деловая игра «Кредит. Залог». | 1 | |
26. | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | 1 | |
27. | Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». | 1 | |
28. | Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | 1 | |
29. | Разработка бизнес-плана. | 1 | |
30. | Решение практических задач «Валюта в современном мире». | 1 | |
31. | Познавательная беседа «Валюта разных стран». | 1 | |
32. | Мини-проект «Благотворительность». | 1 | |
33. | Проект «Личный финансовый план». | 1 | |
Раздел 5. Что такое Экономическая грамотность (1 час) | |||
34. | Конференция по курсу «Экономическая грамотность». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. |
6 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Название раздела (количество часов) | |||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов) | |||
Тема 1. Происхождение денег | 2 | ||
1. | Дискуссия «Деньги: что это такое?» | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов Понятия:Деньги, финансы, купюры, монеты, валюта, банкноты. |
2. | Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» | 1 | |
Тема 2. Источники денежных средств семьи | 2 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ:Создание и редактирование презентация | |
3. | Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» | 1 | |
4. | Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» | 1 | |
Тема 3. Контроль семейных расходов | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации | |
5. | Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» | 1 | |
Тема 4. Построение семейного бюджета | 3 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации в интернете П-я: потребитель | |
6. | Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» | 1 | |
7-8. | Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» | 2 | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) | |||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов | |
9. | Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» | 1 | |
10. | Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» | 1 | |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 4 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации | |
11. | Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» | 1 | |
12. | Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» | 1 | |
13-14. | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). | 2 | |
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов) | |||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 3 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов | |
15. | Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». | 1 | |
16. | Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». | 1 | |
17. | Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» | 1 | |
Тема 8. Риски в мире денег | 4 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации | |
18. | Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» | 1 | |
19. | Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» | 1 | |
20-21. | Осуществление проектной работы. | 2 | |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) | |||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | 2 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов | |
22. | Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» | 1 | |
23. | Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» | 1 | |
Тема 10. Собственный бизнес | 2 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации | |
24.. | Выступления учащихся «Что такое бизнес?» | 1 | |
25. | Мини-проект «Как создать свое дело?» | 1 | |
Тема 11. Валюта в современном мире | 4 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов | |
26. | Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» | 1 | |
27. | Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» | 1 | |
28-29. | Осуществление проектной работы. | 2 | |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) | |||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | 2 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации | |
30. | Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» | 1 | |
31. | Работа с документами «Какие налоги мы платим?» | 1 | |
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 3 | Позновательные:осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тематике; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов | |
32. | Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» | 1 | |
33-34. | Конференция по курсу «Экономическая грамотность». | 2 |
7 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Название раздела (количество часов) | |||
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа) | |||
1. | Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов П-я: потребитель |
2. | Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». | 1 | |
3. | Круглый стол «Поговорим о культуре питания». | 1 | |
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа) | |||
4. | Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов |
5. | Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». | 1 | |
6. | Интерактивная беседа «Психология потребителя» | 1 | |
7. | Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». | 1 | |
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа) | |||
8. | Познавательная беседа «Что такое рынок?» | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации Понятия: рынок |
9. | Ролевая игра «Виды и способы торговли». | 1 | |
10. | Решение экономических задач «Дешевле только даром». | 1 | |
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа) | |||
11. | Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тематике Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ:Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
12. | Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». | 1 | |
13. | Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». | 1 | |
14. | Познавательная беседа «Каждый платит налоги». | 1 | |
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов) | |||
15. | Мини-исследование «Источники информации». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Личностные вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Понятия:Индекс Е |
16. | Мини-проект «Реклама и ее виды». | 1 | |
17. | Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». | 1 | |
18. | Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». | 1 | |
19. | Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». | 1 | |
20. | Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». | 1 | |
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов) | |||
21. | Практическая работа «Качество товаров». | 1 | Коммуникативные Учет мнений, сотрудничество,Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию Познавательные Изучение работ естествоиспытателей, их жизни, работ Регулятивные Умения делать выводы. Умение определить цель урока; умениевыдвигать версии причин различия качества товаров Коммуникативные Умение выражать свои мысли и корректировать свое мнение |
22 | Круглый стол «Как покупать продукты питания?» | 1 | |
23. | Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» | 1 | |
24. | Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». | 1 | |
25. | Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?» | 1 | |
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа) | |||
26. | Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». | 1 | Коммуникативные аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом Познавательныеосуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тематике Регулятивные принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
|
27. | Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». | 1 | |
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов) | |||
28. | Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». | 1 | Коммуникативные определять возможные роли в совместной деятельности Познавательныеустанавливать причинно-следственные связи в сфере финансовых рисков, асоциальных рисков, Регулятивныеобосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в сфере проектирования здорового образа жизни, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для их выполнения, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства ресурсы для решения задач/достижения целей. ИКТ:Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
29. | Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». | 1 | |
30. | Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» | 1 | |
31. | Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» | 1 | |
32. | Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» | 1 | |
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) | |||
33. | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
Раздел 10. Защита проектов (1 час) | |||
34. | Защита проектов | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
8 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Название раздела (количество часов) | |||
Раздел 1. Личное финансовое планирование(5 часов) | |||
1. | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов П-я: инвестиции, активы, капитал, |
2. | Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» | 1 | |
3. | Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». | 1 | |
4. | Творческая работа «Модель трех капиталов». | 1 | |
5. | Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». | 1 | |
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов) | |||
6. | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
7. | Практическая работа «Виды кредитов». | 1 | |
8. | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | 1 | |
9. | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». | 1 | |
10. | Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». | 1 | |
11. | Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». | 1 | |
12. | Круглый стол «Финансовые пирамиды». | 1 | |
13. | Познавательная беседа «Ипотека». | 1 | |
14. | Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». | 1 | |
Раздел 3.Расчетно-кассовые операции (3 часа) | |||
15. | Решение практических задач «Обмен валют». | 1 | Коммуникативные аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом Познавательныеосуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тематике Регулятивныепринимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров ИКТ: Поиск и анализ информации |
16. | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». | 1 | |
17. | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». | 1 | |
Раздел 4. Инвестиции (6 часов) | |||
18. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
19. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». | 1 | |
20. | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». | 1 | |
21. | Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» | 1 | |
22. | Выступления учащихся «Депозиты и их виды». | 1 | |
23. | Ролевая игра «Управляющие». | 1 | |
Раздел 5. Страхование(4 часа) | |||
24. | Творческая работа «Участники страхового рынка». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
25. | Аналитическая работа «Личное страхование». | 1 | |
26. | Правовая консультация «Страховые накопительные программы». | 1 | |
27. | Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». | 1 | |
Раздел 6.Пенсии (3 часа) | |||
28. | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
29. | Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». | 1 | |
30. | Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» | 1 | |
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность(3 часа) | |||
31. | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
32. | Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». | 1 | |
33. | Практическая работа «Социальный найм жилья». | 1 | |
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час) | |||
34. | Итоговая дискуссия по курсу «Экономическая грамотность». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
9 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Название раздела (количество часов) | |||
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа) | |||
1. | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
2. | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 1 | |
3. | Практическая работа «Сетка принятия решения». | 1 | |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа) | |||
4. | Познавательная беседа «Частная собственность». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». | 1 | |
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа) | |||
6. | Познавательная беседа «Единоличное владение». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
7. | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». | 1 | |
8. | Ролевая игра «Акционерное общество». | 1 | |
9. | Мини-проект «Организация фирмы». | 1 | |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов) | |||
10. | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
11. | Решение практических задач «Организация фирмы». | 1 | |
12. | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». | 1 | |
13. | Творческое задание «Реклама». | 1 | |
14. | Ролевая игра «Работа фирмы». | 1 | |
15. | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | 1 | |
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа) | |||
16. | Работа с документами «Права потребителя». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
17. | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». | 1 | |
18. | Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». | 1 | |
19. | Конкурс на самое экономное использование ресурсов. | 1 | |
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа) | |||
20. | Аналитическая работа «Закон спроса». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
21. | Решение экономических задач «Кривая спроса». | 1 | |
22. | Практическая работа «Закон предложения». | 1 | |
23. | Решение экономических задач «Кривая предложения». | 1 | |
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа) | |||
24. | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
25. | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». | 1 | |
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа) | |||
26. | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
27. | Практическая работа «Заем, виды займов». | 1 | |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа) | |||
28. | Деловая игра «Работа банка». | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
29. | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 1 | |
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа) | |||
30. | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». | 1 | Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. ИКТ: Поиск и анализ информации |
31. | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». | 1 | |
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа) | |||
32. | Деловая игра | 1 | Позновательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; ИКТ: Восприятие, использование и создание мультимедийных информационных объектов. |
33-34. | Конференция по курсу «Экономическая грамотность». | 2 |
V.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты | ||
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; - формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; - воспитание мотивации к труду; - стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; - воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. |
- демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
метапредметные: | ||
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив; - овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ; - овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации. |
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Интернет-ресурсы -
- catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Основные источники:
- Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительные источники:
- Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебноепособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
- Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
- Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
- . ДумнаяН.Н,. ЛанинБ.А, МельниковаН..П., «Заплати налоги и спи спокойно»,М. интеллект-центр, 2011
- Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
- Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Чумаченко В.В., Горяев А.П. «основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2016;
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 13 от 31.08.2019 г. №1 Руководитель МО_____ФисенкоН.В... | РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 13 от 31.08.2019 г. №1 Председатель методического совета МБОУ СОШ №13 ________________Нужнова С.Б. |