В помощь учителям
На данной странице размещены материалы, которые будут полезны учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kro.docx | 15.2 КБ |
toikro_karpova_polina_331_gruppa.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпова Полина, 331 группа
Ассистивные технологии
Категория ОВЗ | Тип оборудования | Возможности оборудования |
Нарушения опорно-двигательного аппарата | Стол с микролифтом | Позволяет подобрать оптимальную высоту столешницы. |
Адаптированные устройства для ПК: 1.Клавиатура 2. Джостик 3.Выносные кнопки 4. Сенсорная клавиатура | -Утяжеленная клавиатура увеличенного размера и специальной накладкой, что позволяет исключить возможность одновременного нажатия клавиш. -Заменяет работу компьютерной мыши со сменными насадками. -Управление компьютерном интерфейсом. - В одном устройстве 2 устройства: клавиатура и мышь. Имеет выход в интернет. | |
Ай-трекинг | Управление компьютером с помощью взгляда человека. | |
Подъёмники (гусеничный, платформенный, ступенькоход) | Служит для поднимания человека. | |
Коляска - трансформер Caterwil | Дает возможность свободно передвигаться как по ровной поверхности, так и уверенно преодолевать лестничные проемы и высокие бордюры. | |
Сенсорные нарушения | Компьютер- органайзер | незрячий человек сможет поддерживать связь со своими близкими, использовать различные полезные сервисы и компьютерные программы. |
Протезы кисти Stradivary и «Киби | С помощью протеза можно выполнять различные действия, на предплечье есть гибкий дисплей, на который будет выводиться вся информация о работе устройства при подключении его к беспроводному интернету. |
Предварительный просмотр:
МДК «Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальной школе»
Карпова Полина, 331 группа
Критерий/методика | Монтессори | Глобальное чтение | Карточки ПЕКС | МАКАТОН |
Автор методики | Мария Монтессори | Гленн Доман | Лори Фрост и Энди Бонди | Маргарет Уокер, Карен Джонстон, Тони Комфорс |
Цель методики | Воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. | Развить у ребёнка с лёгкой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с расстройством аутистического спектра понимания речи, а иногда и вызывать активную речь, а также дать детям возможность общаться. | Целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение. | Дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями |
История возникновения методики | Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально -только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. | Впервые глобальный метод обучения чтению начал использовать американский нейрофизиолог Гленн Доман в XX веке. В классической педагогике многих стран, в частности в методиках обучения славянским языкам, широко использовались приёмы обучения чтению через восприятие складов (не путать со слогом), целых слов и предложений. | Разработка началась в 1985г. Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy (Энди Бонди) и его помощником Lori Frost (Лори Фрост) из Программы исправления аутизма штата Делавэр. | Макатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ века логопедом и дефектологом МАргарет Уокер и ее коллегами КАрен Джонстон и ТОНи Комфорс. Собственно говоря, МаКаТон – это аббревиатура, первые слоги имени «MA» – Маргарет, «КА» – Карен и «ТО» — Тони. Изначально в МаКаТон были только жесты (использовались речь+жест). Позже появились символы – для людей, которым жесты не подходят или не могут быть единственными из-за моторных трудностей (ДЦП) или низкой подражательности (РАС) |
На какую категорию детей ориентирована | Ориентирована на всех детей | Для обучения аутичных детей чтению и письму. Эта методика была первоначально разработана для глухих детей. | Первоначально была разработана для маленьких детей с расстройствами аутистического спектра. Но на протяжении многих лет PECS была успешно использована с людьми с различными диагнозами и возрастами. | Дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами: -аутистического спектра -ДЦП -при нарушении слуха -при умственной отсталости при специфических органических проблемах артикуляционных органов. А также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений. |
Главная идея методики | Идея: автор: «система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». | Идея: ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. | Идея: альтернативная коммуникация с помощью обмена карточек. | Идея: комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации). |
Принципы и правила методики | Принципом методики - самообразование обучающегося при работе в различных зонах развития, в которых размещаются определенные пособия: - Практическая. Помогает осваивать необходимые навыки бытовой жизни. С трех и до восьми лет обучение заключается в приобретении навыков в чистке обуви, стирке, готовке простых блюд и салатов. Кроме того, они тут проходят обучение раскрашиванию картинок, рисованию геометрических фигур, вырезанию фигурок из бумаги. - Зона сенсорики. В ней находятся предметы, различные по размерам, формам и материалу изготовления (баночки, мячики, крышечки, бутылочки и прочие предметы и развивающие игрушки по методике Монтессори). Это позволяет обострить тактильные чувства, мелкую моторику пальцев, а также внимание и способности к запоминанию. - Зона математики содержит в себе счеты, дощечки для вычислений, геометрические тела. Обучающиеся учатся первым навыкам простых вычислений, изучают дроби и первые азы геометрии. Эта зона развивает внимание и усидчивость. - Языковая зона помогает изучать слова и слоги, позволяет расширить словарный запас. Дети младшего школьного возраста изучают письмо и грамоту. Тут есть наборы печатных букв и слогов, интересные книги для детей младшего школьного возраста. - Зона космоса. В этой части комнаты можно познакомиться с устройством Вселенной, а также с явлениями погоды, особенностями животного и растительного мира нашей планеты. Для этого специально собираются минералы, изображения и фигурки животных, карты. Дисциплина: 1.Детям не разрешается баловаться, громко кричать и бегать, чтобы не мешать работать другим. Для тех, кто устает сидеть спокойно в тишине, существует отдельное помещение, где он может порезвиться. 2.Все вещи, пособия и игрушки после использования должны быть расставлены по своим местам. Такой подход помогает ребенку уважать чужой труд. 3.Обучающим не разрешается переходить из одной зоны в другую и забирать материалы у других детей, если он вначале выбирает вкладыши, то до конца занятия занимается только ими. Таким способом возникает понимание своих границ и уважение к чужим. Строгое соблюдение правил дает возможность воспитать дисциплинированность, позволяет ощутить стабильность и терпение по отношению к окружающим. Пространство для одного ребенка может составлять до 8 кв. м. А количество детей в группе – до 30 человек. | Важным принципом глобального чтения является не принуждать, а заинтересовывать ребенка. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. На первых этапах слова, чтению которых обучают ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Правила: Нужно чтобы ребенок в течение нескольких секунд запомнил графический рисунок, изображенный на карточке, дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Начать можно с изучения карточек. Вы их показываете ребенку, рассказываете про них. Затем вы заучиваете графический рисунок, главное это делать постепенно. После того, как ребенок осваивает определенное количество карточек, старые карточки убираются и постепенно добавляются новые (вы берете 10-15 карточек, изучаете их, а затем убирая самое «старое» слово, вы начинаете добавлять по одному «новому слову», таким образом в моменте у вас всегда будет в изучении 10-15 карточек). Длительность занятия, как и количество карточек специалист подбирает индивидуально, в силу особенностей ребенка. | Протокол обучения основан на принципах прикладного анализа поведения. Целью PECS является спонтанная и функциональная коммуникация. Функциональные словесные операнты (спонтанные элементы поведения) систематически преподаются с использованием стратегий побуждения и подкрепления, которые приведут к независимой коммуникации. Устные подсказки не используются, что создает инициирование и позволяет избежать зависимости от учителя. Правила: PECS начинается с обучения ученика обмену изображением желаемого предмета с коммуникативным партнёром, который немедленно выполняет запрос. После того, как ученик научится самостоятельно запрашивать желаемый предмет, система начинает обучать распознаванию символов и тому, как построить простое предложение. На самых продвинутых этапах люди учатся отвечать на вопросы и комментировать. | Принципы: - ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью. - организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности. - персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека. - одновременное использование речи, жестов и символов. |
Этапы реализации | Этапы: I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам: 1. Зона практической жизни 2. Математическая зона 3. Сенсорная зона 4. Зона развития речи, письма и чтения 5. Зона науки II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори. III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный урок IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок. V. Свободная самостоятельная деятельность. | Этапы: 1 этап. Читаем слова. 2этап. Соединяем слова в предложения. 3 этап. Составление предложений по картинке. Этап обучения чтению слов: 1-я ступень. Подбор парных табличек со словами 2-я ступень. Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова) 3-я ступень. Называние слова | Этапы: 1 этап: педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. 2 этап: ввод карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка. 3 этап: набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. | Этапы: 1.Подготовительный этап: проводится обследование ребёнка, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребёнка. 2. Коррекционный этап: решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи. 3. Коррекционный этап: решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи. |
Методические рекомендации | Рекомендации: 1.Обучение в игровой форме 2.Не оценивать детей 3. Дети должны самостоятельно обучаться, поэтому не вмешиваться в их работу 4. Уважать ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. 5. Не трогать ребенка, пока он сам к тебе не обратится | Рекомендации: 1.Перед проведением методики следует эффективно к ней подготовиться(подобрать различные игры и упражнения на развитие) 2.Действия ребенка должны быть постепенны и последовательны. | Рекомендации: 1.Следует вводить карточки с понятиями, которые уже были ранее знакомы ребенку 2.Не торопить детей, дать им возможность привыкнуть к карточкам 3.При создании карточек самостоятельно, следует учитывать, что буквы должны быть большими и выделены видным цветом 4. Вводить информацию постепенно 5.Не перегружать детей информаицей | Рекомендации: 1.Сочетать звучащую речь, жесты и картинки-символы (жесты должны быть понятны и просты) 2. Следует применять этот метод альтернативной и вспомогательной коммуникации. 3. Подготавливать как можно больше информации и материала для использования методики. |