В помощь учителям

Карпова Полина Андреевна

На данной странице размещены материалы, которые будут полезны учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kro.docx15.2 КБ
Файл toikro_karpova_polina_331_gruppa.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Полина, 331 группа

Ассистивные технологии

Категория ОВЗ        

Тип оборудования

Возможности оборудования

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Стол с микролифтом

Позволяет подобрать оптимальную высоту столешницы.

Адаптированные устройства для ПК:

1.Клавиатура

2. Джостик

3.Выносные кнопки

4. Сенсорная клавиатура

-Утяжеленная клавиатура увеличенного размера и специальной накладкой, что позволяет исключить возможность одновременного нажатия клавиш.

 -Заменяет работу компьютерной мыши со сменными насадками.

 -Управление компьютерном интерфейсом.

 - В одном устройстве 2 устройства: клавиатура и мышь. Имеет выход в интернет.

Ай-трекинг

Управление компьютером с помощью взгляда человека.

Подъёмники (гусеничный, платформенный, ступенькоход)

Служит для поднимания человека.

Коляска - трансформер Caterwil

Дает возможность свободно передвигаться как по ровной поверхности, так и уверенно преодолевать лестничные проемы и высокие бордюры.

Сенсорные нарушения

Компьютер- органайзер

незрячий человек сможет поддерживать связь со своими близкими, использовать различные полезные сервисы и компьютерные программы.

Протезы кисти Stradivary и «Киби

С помощью протеза можно выполнять различные действия, на предплечье есть гибкий дисплей, на который будет выводиться вся информация о работе устройства при подключении его к беспроводному интернету.



Предварительный просмотр:

МДК «Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальной школе»

Карпова Полина, 331 группа

 

Критерий/методика

Монтессори

Глобальное чтение

Карточки ПЕКС

МАКАТОН

Автор методики

Мария Монтессори

Гленн Доман

Лори Фрост и Энди Бонди

Маргарет Уокер, Карен Джонстон, Тони Комфорс

Цель методики

Воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства.

Развить у ребёнка с лёгкой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с расстройством аутистического спектра понимания речи, а иногда и вызывать активную речь, а также дать детям возможность общаться.

Целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение.

Дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями

История возникновения методики

Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается.

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально -только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей.

Впервые глобальный метод обучения чтению начал использовать американский нейрофизиолог Гленн Доман в XX веке. В классической педагогике многих стран, в частности в методиках обучения славянским языкам, широко использовались приёмы обучения чтению через восприятие складов (не путать со слогом), целых слов и предложений.

Разработка началась в 1985г. Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy (Энди Бонди) и его помощником Lori Frost (Лори Фрост) из Программы исправления аутизма штата Делавэр.

Макатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ века логопедом и дефектологом МАргарет Уокер и ее коллегами КАрен Джонстон и ТОНи Комфорс.

Собственно говоря, МаКаТон – это аббревиатура, первые слоги имени «MA» – Маргарет, «КА» – Карен и «ТО» — Тони. Изначально в МаКаТон были только жесты (использовались речь+жест).

Позже появились символы – для людей, которым жесты не подходят или не могут быть единственными из-за моторных трудностей (ДЦП) или низкой подражательности (РАС)

На какую категорию  детей ориентирована

Ориентирована на всех детей

Для обучения аутичных детей чтению и письму. Эта методика была первоначально разработана для глухих детей.

Первоначально была разработана для маленьких детей с расстройствами аутистического спектра. Но на протяжении многих лет PECS была успешно использована с людьми с различными диагнозами и возрастами.

Дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами:

-аутистического спектра

-ДЦП

-при нарушении слуха

-при умственной отсталости

при специфических органических проблемах артикуляционных органов.

А также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений.

Главная идея методики

Идея: автор: «система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду».

Идея: ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

Идея: альтернативная коммуникация с помощью обмена карточек.

Идея: комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации).

Принципы и правила  методики

Принципом методики - самообразование обучающегося  при работе в различных зонах развития, в которых размещаются определенные пособия:

- Практическая. Помогает осваивать необходимые навыки бытовой жизни. С трех и до восьми лет обучение заключается в приобретении навыков в чистке обуви, стирке, готовке простых блюд и салатов. Кроме того, они тут проходят обучение раскрашиванию картинок, рисованию геометрических фигур, вырезанию фигурок из бумаги.

- Зона сенсорики. В ней находятся предметы, различные по размерам, формам и материалу изготовления (баночки, мячики, крышечки, бутылочки и прочие предметы и развивающие игрушки по методике Монтессори). Это позволяет обострить тактильные чувства, мелкую моторику пальцев, а также внимание и способности к запоминанию.

- Зона математики содержит в себе счеты, дощечки для вычислений, геометрические тела. Обучающиеся учатся первым навыкам простых вычислений, изучают дроби и первые азы геометрии. Эта зона развивает внимание и усидчивость.

- Языковая зона помогает изучать слова и слоги, позволяет расширить словарный запас. Дети младшего школьного возраста изучают письмо и грамоту. Тут есть наборы печатных букв и слогов, интересные книги для детей младшего  школьного возраста.

- Зона космоса. В этой части комнаты можно познакомиться с устройством Вселенной, а также с явлениями погоды, особенностями животного и растительного мира нашей планеты. Для этого специально собираются минералы, изображения и фигурки животных, карты.

Дисциплина:

1.Детям не разрешается баловаться, громко кричать и бегать, чтобы не мешать работать другим. Для тех, кто устает сидеть спокойно в тишине, существует отдельное помещение, где он может порезвиться.

2.Все вещи, пособия и игрушки после использования должны быть расставлены по своим местам. Такой подход помогает ребенку уважать чужой труд.

3.Обучающим не разрешается переходить из одной зоны в другую и забирать материалы у других детей, если он вначале выбирает вкладыши, то до конца занятия занимается только ими. Таким способом возникает понимание своих границ и уважение к чужим.

Строгое соблюдение правил дает возможность воспитать дисциплинированность, позволяет ощутить стабильность и терпение по отношению к окружающим.

Пространство для одного ребенка может составлять до 8 кв. м. А количество детей в группе – до 30 человек.

Важным принципом глобального чтения является не принуждать, а заинтересовывать ребенка. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. На первых этапах слова, чтению которых обучают ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Правила:

Нужно чтобы ребенок в течение нескольких секунд запомнил графический рисунок, изображенный на карточке, дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Начать можно с изучения карточек. Вы их показываете ребенку, рассказываете про них. Затем вы заучиваете графический рисунок, главное это делать постепенно. После того, как ребенок осваивает определенное количество карточек, старые карточки убираются и постепенно добавляются новые (вы берете 10-15 карточек, изучаете их, а затем убирая самое «старое» слово, вы начинаете добавлять по одному «новому слову», таким образом в моменте у вас всегда будет в изучении 10-15 карточек). Длительность занятия, как и количество карточек специалист подбирает индивидуально, в силу особенностей ребенка.

Протокол обучения основан на принципах прикладного анализа поведения. Целью PECS является спонтанная и функциональная коммуникация. Функциональные словесные операнты (спонтанные элементы поведения) систематически преподаются с использованием стратегий побуждения и подкрепления, которые приведут к независимой коммуникации. Устные подсказки не используются, что создает инициирование и позволяет избежать зависимости от учителя.

Правила:

PECS начинается с обучения ученика обмену изображением желаемого предмета с коммуникативным партнёром, который немедленно выполняет запрос. После того, как ученик научится самостоятельно запрашивать желаемый предмет, система начинает обучать распознаванию символов и тому, как построить простое предложение. На самых продвинутых этапах люди учатся отвечать на вопросы и комментировать.

Принципы:

- ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью.

- организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности.

- персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека.

- одновременное использование речи, жестов и символов.

Этапы реализации

Этапы:

I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

1. Зона практической жизни

2. Математическая зона

3. Сенсорная зона

4. Зона развития речи, письма и чтения

5. Зона науки

II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори.

III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный урок

IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

V. Свободная самостоятельная деятельность.

Этапы:

1 этап. Читаем слова.

2этап. Соединяем слова в предложения.

3 этап. Составление предложений по картинке.

Этап обучения чтению слов:

1-я ступень. Подбор парных табличек со словами

2-я ступень. Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова)

3-я ступень. Называние слова
Этап фразовой речи. Составление фразы из 2—3 знакомых слов 

Этапы:

1 этап: педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

2 этап: ввод карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

3 этап:  набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Этапы:

1.Подготовительный этап: проводится обследование ребёнка, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребёнка.

2. Коррекционный этап: решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

3. Коррекционный этап: решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Методические  рекомендации

Рекомендации:

1.Обучение в игровой форме

2.Не оценивать детей

3. Дети должны самостоятельно обучаться, поэтому не вмешиваться в их работу

4. Уважать ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать.

5. Не трогать ребенка, пока он сам к тебе не обратится

Рекомендации:

1.Перед проведением методики следует эффективно к ней подготовиться(подобрать различные игры и упражнения на развитие)

2.Действия ребенка должны быть постепенны и последовательны.

Рекомендации:

1.Следует вводить карточки с понятиями, которые уже были ранее знакомы ребенку

2.Не торопить детей, дать им возможность привыкнуть к карточкам

3.При создании карточек самостоятельно, следует учитывать, что буквы должны быть большими и выделены видным цветом

4. Вводить информацию постепенно

5.Не перегружать детей информаицей

Рекомендации:

1.Сочетать звучащую речь, жесты и картинки-символы (жесты должны быть понятны и просты)

2. Следует применять этот метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.

3. Подготавливать как можно больше информации и материала для использования методики.