Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
С целью повышения уровня содержания образования детей в своей работе активно использую следующие современные формы и методы работы:
Формы организации:
Образовательная деятельность: традиционные, интегрированные, тематические. Игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование, экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.
Нестандартные формы проведения занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы. Квест-игры, лаборатории, экскурсии, целевые прогулки, викторины. Использование игровых обучающих ситуаций, проблемных ситуаций, эвристические беседы.
Кружковая работа - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности.
Двигательная деятельность - утренняя гимнастика (традиционная, сюжетная, ритмическая), подвижные игры, игровые упражнения, спортивные соревнования, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность, интегрированные физкультурные занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.
Игровая деятельность: включает все виды игр.
Продуктивная деятельность - творческие мастерские, изготовление панно, коллажей, выставки, конкурсы творческих работ, оформление группы творческими работами детей, коллекционирование, реализация проектов.
Проектная деятельность: исследовательская работа, творческие проекты, ролево – игровое проектирование, информационно – практико – ориентированные проекты.
Коммуникативная деятельность: беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, анализ конкретных ситуаций, сюжетные и театрализованные игры, представления, игры с правилами видеофильмы о правилах этикета и общения детей и взрослых.
Трудовая деятельность: поручения, дежурство, задание, реализация проекта, совместный труд. самообслуживание, труд в природе, уход за растениями. игра в профессии.
Музыкально-художественная деятельность: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкально-дидактические игры, театр, оркестр, танцевальные действия, концерты.
Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание, предсказывание и рассказывание, рассматривание книг, ролевая игра «Библиотека», развлечения и досуги по литературным материалам.
Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение, опыты и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи, конструирование, коллекционирование, реализация проектов.
Методы обучения дошкольников:
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям;
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- исследовательский метод;
- метод экспериментирования;
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.) задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка) учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе);
- метод проблемного изложения- постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- информационно-рецептивный метод предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино и виртуальных экскурсий, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- репродуктивный метод создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- метод «Проектов» ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги.
Средства обучения:
- Дидактические материалы, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- Наглядные средства;
- Картотека логических задач и проблемных ситуаций;
- Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями;
- Объекты и явления окружающего мира;
- Технические средства обучения.
Сюда входят: мультимедийное оборудование, упражнения, карты-схемы, мнемотаблицы, картотеки игр, картотеки презентаций, картотеки к занятиям, художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки), слайды, мультфильмы; мультимедийные презентации, печатные (журналы, методическая литература).
Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – совокупность технологических средств, информации и коммуникационных технологий: компьютер, мультимедийные проекторы, интерактивные доски.
В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.
Развивающая среда группы представлена по секторам и центрам:
- уголок «Чемпион»
- центр «Сюжетно – ролевых игр»; игры 21 века
- центр конструирования: игрушки, экспресс схемы, конструкторские органайзеры, картинки построек, напольный конструктор, строительные наборы (деревянный и пластмассовые), Лего-конструктор, конструктор с болтовым соединением (металлический), магнитный.
- центр развивающих игр Воскобовича и математики (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша);
- центр познавательно-исследовательской деятельности «Я исследователь», уголок для игр с водой и песком;
- зона для настольно-печатных игр «Умные игры»;
- уголок дежурства;
- уголок продуктивной и творческой деятельности «Моё творчество»;
- уголок театрализованной деятельности «Я актер»;
- музыкальный уголок «Волшебная мелодия»;
- речевой центра;
- центр безопасности: уголок ПДД и пожарной безопасности «Мы спасатели».
Спокойный сектор состоит из:
- центр уединения «Уголок секретов»
- центр природы «Эколята»
- уголок книги «Наша библиотека»
- краеведческого центра «Моя Родина»;
- уголок Лего и ТИКО конструирования .
Работа с родителями
Традиционные формы:
Коллективные: родительские собрания, консультации, анкетирование, субботники
Индивидуальные: индивидуальные консультации по запросу родителей, беседы
Наглядно-информационные: папки-передвижки, информационный стенд, ширмы, буклеты;
Нетрадиционные формы:
Наглядно-информационные: презентации, информационные проспекты, буклеты, открытые просмотры занятий, организация мини-библиотек, страничка сайта, фотовыставки и выставки детских работ (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование);
Познавательные: проведение экологических и социально - значимых акций, проведение мастер-класса, минисобрания, проектная деятельность, совместная образовательная деятельность;
Досуговые: участие в конкурсах, организация совместных физкультурных мероприятий - досуги, соревнования, совместные праздники, посещение театра, картотеки «В помощь родителям»