Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2022 года, номинация «Педагогический дебют»
Эссе «Я-учитель»
Учитель – это вечное движенье
И рельсы, не дающие свернуть.
Учитель-это центр притяжения,
Он факел, освещающий нам путь.
(Г. Мячина)
Люди по-разному находят свое счастье: в учебе, творчестве, личной жизни. Я же обрела свое счастье в общении с детьми. С раннего детства образ учителя вызывал во мне трепет, потому что для меня учитель всегда был мудрым наставником, который поможет в любом деле. Именно поэтому я выбрала эту профессию - мне захотелось стать частью чьей-то жизни, поспособствовать становлению личности.
В своей работе я стараюсь больше внимания уделить развитию личностных качеств учеников, а также применять методики персонифицированного обучения. Это очень важно для современных детей, потому что время не стоит на месте: сейчас всё меньше внимания уделяется детям дома, многим не уделяется должное психологическое сопровождение. Это понятно - время неумолимо бежит вперёд и если даже взрослому человеку тяжело успеть за ним то, что говорить о детях?
Наша реальность всё время меняется. Мода, тренды, даже шутки перестают быть вечными и даже современному поколению сложно справиться с постоянными переменами. Именно поэтому я стараюсь создать комфортную атмосферу на своих уроках и наряду с творческим подходом к подготовке каждого занятия стараюсь сохранить постоянство структуры урока.
Помимо этого при методической подготовке я стараюсь учесть возможности каждого учащегося, поэтому создаю дидактические материалы разного уровня сложности, чтобы каждый ученик смог закрепить знания, проявить себя. Детям важно, чтобы их заметили в этом круговороте событий.
Конечно, проследить за развитием каждого ученика в общеобразовательной школе сложно, но за это я благодарна своей школе и селу, ведь количество детей позволяет лучше проработать индивидуальный план каждого ребёнка. Многим учителям в городах - это недоступно из-за нагрузки.
На мой взгляд, нехватка кадров - одна из основных проблем в современной системе образования. Миссия педагога состоит не в том, чтобы дать урок. Да и в современном мире практически каждый предмет можно узнать самому, ведь всё находится в общем доступе. Знание перестало быть тайной. Так для чего же мы продолжаем свою деятельность?
Задача современно педагога - провести ребёнка по пути становления личности и научить учиться. Это как раз те самые метапредметные навыки, за которые борется современный ФГОС. Очень важно развивать в учениках способность к критическому мышлению, выстраиванию логических связей и, конечно, искать и отсеивать информацию. Информационный поток сейчас не прекращается почти нигде. Вся сеть Интернет - непрерывный поток информации, а дети заключены в эту сеть с ранних лет.
Таким образом, сущность современной педагогической деятельности состоит в том, чтобы стать не только наставником, но и другом, на которого можно положиться, который проведёт в этот сложный, вечно меняющийся мир.
Конечно, этот путь сложен и тернист: сами дети стали другими. Их интересы не совпадают даже с ближайшими поколениями, и молодые учителя сталкиваются с проблемой непонимания со стороны детей. На мой взгляд, это одна из глобальных проблем. Я считаю, что это недопонимание вызвано низким уровнем знаний в области психологии у современных учителей и тяготением к традиционным методикам преподавания.
Эти проблемы вполне решаемы путём не только модернизации педагогического образования, но и желанием самого педагога. Сейчас очень много дополнительных курсов повышения квалификации, направленных на изучение психологии детей и новых методик образования.
Очень важно не только учить, но и самому находиться в процессе постоянного обучения, совершенствования навыков. Также важно постоянно подкреплять имеющиеся знания актуальными.
Я считаю, что в современных школах обязательно должна быть школа молодого педагога, в процессе которой молодые специалисты будут не только изучать правила ведения документации и оттачивать своё мастерство построения урока и подачи материала, но и прорабатывать отдельные темы с квалифицированным психологом, а также проходить сеансы групповой терапии. Такой подход позволит не только повысить качество работы отдельных специалистов, но и поспособствует отсутствию выгорания в коллективе.
Мир меняет и учитель должен меняться вместе с ним, именно поэтому так важен современный подход к решению проблем, с которыми сталкиваются специалисты.
Мы живём в мире, где недостаточно просто дать урок. Вне зависимости от предмета учитель должен больше внимания уделять воспитательному процессу, взращиванию положительных личных качеств учащихся. Это возможно только в процессе постоянного самовоспитания. Ведь в процессе обучения детей мы учимся сами.