3раздел. Научно- методическая деятельность педагога
Подготовила презентацию на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через вовлечение их в проектную деятельность"
Готовила выступление на Всероссийский форум " Преемственность дошкольного и начального школьного образования" на тему "Реализация регионального компанента с детьми старшего дошкольного возраста по средствам осуществления проектной деятельности с привлечением родителей" Мой выбор темы связан с тем, что — региональный компонент в дошкольном образовании является неотъемлемой частью патриотического, гражданского и нравственного воспитания подрастающего поколения. Региональное составляющее – это прошлое и настоящее нашего края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то всё, то, что мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.
Обобщила опыт работы на тему «Секреты бабушки Ирины» по взаимодействию с семьями по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда на региональном уровне
Представила опыт работы на региональном уровне на тему " Осуществление проектной деятельности с привлечением родителей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viro_regionalnyy_komponent.doc | 52.5 КБ |
realizatsiya_tvorcheskogo_potentsial1.doc | 87.5 КБ |
esse.doc | 30.5 КБ |
mtvorcheskiy_vospitatel.doc | 185 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 55.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_nod_hleb_vsemu_golova.doc | 52 КБ |
semeynyy_klub.docx | 27.14 КБ |
modelirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnika.pptx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Проектная деятельность как средство реализации регионального компонента»
Одним из условий построения образовательного процесса является вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов.
Оптимизация взаимодействия ДОО с семьёй в современных условиях ориентирована на гуманистический подход, главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, раскрытие его творческого потенциала. Родители, вовлекаемые в «живое» общение, общее дело, из «зрителей» превращаются в активных участников, обогащаются новыми способами общения с ребёнком. Они приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребёнком, но и с педагогами и другими родителями. Основная цель взаимодействия с семьёй на основе проекта – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья – главный участник совместного дела. Для эффективной реализации региональной составляющей:
- мы обогатили свои знания о культурных, исторических, особенностях региона, где проживаем;
- создали предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал: для воспитанников организуем различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Активное взаимодействие с Домом Народного Творчества помогает знакомить детей с народной культурой и традициями нашего края через интерактивные программы и мастер – классы.
- Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества на темы: «Мой любимый город», «Памятные места города Мурома»
- Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.
Реализация регионального компонента прошла через проектную деятельность «Моя малая родина - город Муром», в котором знакомили детей с национально-культурными и историческими особенностями края (народными промыслами и традициями – Муромская игрушка, Муромский калач), знаменитые люди города.
- Целевые прогулки по улицам города. Интерактивные экскурсии по памятным местам нашего года Мурома. Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей.
- Чтение художественной литературы. Тесное сотрудничество с работниками городской библиотеки помогает в занимательной форме знакомить детей с творчеством Муромских писателей и поэтов: Ю.А.Фанкиным, Н.П.Паимцевым, И.Н.Климовым, Т.Илюлиной, И.А.Решетевой, Т.Ионовой
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из жизни города, края.
Во время реализации проекта «Малая Родина – Муром» дети совместно с родителями оформили коллективный альбом, составленный из рассказов детей о своей поездке по городу на автобусе «Путешествие по граду Муром» и дополненный рисунками детей совместно с родителями группы. Создали мини – музей «Мой любимый город» и макет «Город древний - город славный». Дети узнали: почему наш город называется Муромом, историю города, чем знаменит, о памятниках истории, стихи песни, рассказы о городе, былины, знаменитых людях нашего города. Проявление интереса к родному краю находят отражение в детских рисунках, рассказах. Эту же работу необходимо продолжать и в начальной школе, так как преемственность принципов организации образовательного процесса системность, вариативность, интеграция, участие детей в элементарной исследовательской и проектной деятельности находит отражение и в начальном звене школьного образования. Предлагаю вашему вниманию один из этапов проекта «Экскурсия к памятнику Ильи Муромца».
Ментальная карта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 комбинированного вида»
Экскурсия
в Окский парк
к памятнику Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова
Воспитатель:
Караваева И.Л.
г. Муром
2019г.
Цель:
Воспитывать любовь к родному городу, желание узнать о знаменитом герое Мурома. Познакомить с внешним видом памятника Илье Муромцу. Расширить знания о том, за что боролся русский богатырь. Обогащение словаря: милосердный, могучий, верный, храбрый, смелый, добрый, сильный.
Ход экскурсии:
В автобусе воспитатель сообщает детям:
-Сегодня мы с вами едем в парк, к памятнику Илье Муромцу. Этот памятник создал известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Для памятника нужно было много денег. И эти деньги собирали жители Мурома и другие люди России, чтобы памятник получился большой и его было видно издалека.
Беседа у памятника:
Можно ли сказать, что скульптор изобразил богатыря? (в руке воина - меч, на голове – шлем, богатырь высокого роста и могучими плечами)
- Какое у богатыря лицо? (умное, уверенное, волевое, смелое, серьёзное)
-Давайте обойдём памятник и прочтём надпись: «Русь! Храни Веру Православную, Встань за Веру Русская земля!»
- Почему на памятнике написаны эти слова?
- За что сражался богатырь? Против чего?
Одежда у богатыря и богатырская, и монашеская.
- Почему у него в одной руке меч, а в другой монашеский крест? Монахи не воины, но если кто – то идёт против Русской Православной церкви, священник может взять и оружие. Так ли случилось и с Ильёй Муромцем? Илья Муромец много убивал врагов, но ведь они тоже люди, а богатырь был человеком милосердным, добрым. Он всегда сначала пытался решить дело миром, и только если враг грозил бедой стране, русскому народу, Православной церкви, - богатырь брался за меч. При этом считал себя грешным и молился о прощении.
– Как вы думаете, что означает слово милосердный? (милое сердце, доброе, отзывчивое)
Как ещё можно сказать про человека с таким сердцем, как он?
(справедливый, потому что сражался только с плохими людьми, с врагами, с грабителями,доброжелательный)
- Посмотрите на памятник, куда смотрит богатырь? Почему так скульптор поставил фигуру богатыря? (богатырь повернулся к Оке и смотрит в заокские дали)
- Правильно именно из-за Оки с востока, часто шли на Русь враги: булгары, печенеги, а затем и татары. Богатырь день и ночь смотрит, нет ли врагов; если вдруг они появятся, он встретит их мечом. Русские люди говорят: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча погибнет»
Охраняет богатырь русскую землю по – прежнему, охраняет нас с вами от всех бед и напастей.
Посмотрите на фигуры стоящие внизу, у подножия памятника.
- Это грифоны, хищные птицы, скульптор Клыков поместил их внизу, а богатыря - наверху. Он победитель!
- В выходные и праздничные дни жители Мурома и гости нашего города приходят к Илье Муромцу. Здесь выступают ратоборцы: - в шлемах, с мечами, со щитами, в кольчугах. Ратоборцы показывают, как сражались в Древней Руси витязи, богатыри. Сюда приходят и солдаты, их ведь тоже можно назвать витязями; только это нынешние, а не древние воины, Они выступают здесь с концертами, поют солдатские песни.
Домашнее задание: с родителями нарисовать картины о своем родном городе.
Предварительный просмотр:
Реализация творческого потенциала (увлечений, хобби) педагога в образовательной деятельности ДОО.
Актуальность
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Задачи
Одной из задач образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Основная идея педагогической деятельности
Реализация программы проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
Одним из направлений развития и образования детей (образовательная область) является художественно- эстетическое развитие.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Дошкольникам дают понятие «Народное искусство», знакомят с видами и жанрами народного искусства
И чтобы решить данные задачи должна быть создана для ребёнка дошкольного возраста предметно – пространственная развивающая образовательная среда. Эту среду для детей дошкольного возраста создают педагоги и родители, так как они являются законными представителями участия в образовательной деятельности ДОО.
Я – воспитатель. Вхожу в группу….. Вот они, глаза ребёнка. Все разные. Что в них: любопытство, любознательность
«Глаза = зеркало души»,- говорил Л.Н.Толстой.
А глаза ребёнка – это целый мир, вселенная. Вот эти глаза, их очень много. Каждый день они смотрят на меня. Чего они ждут?
Необычного, неизведанного. А может быть доброты? Тепла? Понимания?
А может вопрос: как пройдёт сегодняшний день? Будет ли что – нибудь новое или неизведанное, будет ли интересно? Это стимулирует меня, взрослого человека, к творческим поискам, к совершенствованию педагогического мастерства.
Мастерство – это не случайная удача, не счастливые находки, а кропотливый труд, поиск.
Я верю в свой успех и успех ребёнка, ведь успех – это внутренний комфорт, радостный настрой. И тогда дело спорится. Работа – лучшее творчество.
Чтобы работа была успешной необходимо:
- Создание условий для проявления и развития способностей ребёнка.
- Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.
Всё это приносит удовлетворение и радость работе. Залогом успешного воспитания и обучения детей всегда остаётся личность воспитателя, его порядочность, честность, доброта, увлечённость, умение многое делать своими руками, умение общаться, сопереживать, способствовать вслушиваться и слушать.
М.В.Ломоносов говорил: «Истинная цель просвещения не в том, чтобы сообщать людям определённую сумму сведений по различным наукам, а в том, чтобы пробудить в каждом человеке творца, духовно активную личность, - и в этом счастье».
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Новые сведения о мире, природе доставляют детям радость и восторг.
Сколько неожиданных вопросов возникает у малышей!
Сколько они сделают открытий! В каждом ребёнке заложены огромные творческие способности, жажда познания.
«Детская любознательность, - как отмечает М.С.Лейтис, - если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей».
И моя задача – помочь им разбудить в себе жажду познания, творческое начало. А с чего начинается любознательность? С умения удивляться, замечать вокруг себя то, что другим не дано, увидеть и щедро делиться сокровищами своей души с теми, кто рядом.
Моя стратегия по отношению к ребёнку основана на трёх принципах:
прими всё, что есть в ребёнке;
предложи им свою любовь;
можно пытаться стать как они, но не пытаться их сделать такими, как ты.
Стратегия по отношению к себе основана на одном принципе:
«Сомневайся в сущем и ищи новое».
Мне очень нравится мудрый совет В.А.Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Практическая часть
У творческого педагога обязательно должны быть увлечения и хобби. Мне в этом плане повезло. Я с детства любила вязать крючком, вышивать, шить. В нашем древнем городе Муроме в 1994 году был открыт Дом Народного Творчества.
Там стали функционировать кружки «Лоскутное шитьё», «Вышивание», «Флористика» и «Глиняная игрушка». Все их я посещала с большим удовольствием, мне это очень нравилось. Со временем некоторые кружки закрылись, а вот кружок «Глиняная игрушка» я посещаю до сих пор.
Во всём мире в настоящее время ценятся поделки сделанное своими руками, как приятно дарить их своим друзьям, близким.
А ещё это помогает в работе с детьми. Художественно – эстетическая деятельность интересна, привлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью глины, красок, карандаша. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Ясно, что лепка из пластилина, глины, соленого теста или полимерного материала плодотворно влияет на нервную систему самого подвижного малыша, увлекает самого беспокойного непоседу, успокаивает и умиротворяет.
Придумывая и воплощая с малышами фигуры из пластилина, глины или теста, я стимулирую его познавательную активность, ребенок воображает, придумывает и обыгрывает то, что придумал.
Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, мы вместе с детьми изучаем характерные особенности предметов, уточняем определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Поэтому постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, дети осваивают простейшие изобразительные навыки и пытаются осознанно их использовать, кроме того лепка оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует ребят. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческая деятельность, в частности лепка, способна помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознаёт
Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Лепка - простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало.
Взрослые обязаны с должным уважением относиться к работам, созданными детьми, чтобы ребята перестали сомневаться в своей значительности и «нужности».
В образовательной деятельности я даю детям возможность самим выбрать, материал из которого будем выполнять работу и высказаться, почему именно этот материал (Дымковская игрушка – глина – обжиг, роспись; булочные изделия – тесто – закаливание в духовке – раскрашивание; фигура человека – глина, пластилин).
Не сообщаю заранее тему нашей образовательной деятельности. Дети должны сами определить, чем будем заниматься. (Использую музыку, стихотворения, загадки, картины, иллюстрации) Иногда предлагаю определить, кто живет в кусочке глины, пластилина и начинаю вылепливать с головы, а дети потом догадываются кто это – слон, мишка, зайка и т.д.
И только потом вношу образец (как можно сделать поделку). Это помогает развивать в детях творческое воображение, фантазию, умение нестандартно мыслить.
Например: Лепка медвежат.
Цель:
Воспитывать умение лепить по представлению знакомый образ. Уметь передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру животного в движении, следить за чистотой рук, пользоваться стекой и тряпочкой, не брать слишком много воды.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением медведей, игрушек медвежат в из различных материалов, лепка животных из глины, пластилина, теста, полимерной глины, мастики. Чтение рассказов и стихотворений о медведях.
Материалы:
Глина, скульптуры игрушки медведя, сырые тряпочки, стеки, дощечки, грамзапись песни «Медвежата».
Методические приёмы:
Включить песню «Медвежата»
- О чём эта песня? (о медвежатах)
-Хотите быть медвежатами? Давайте потанцуем как медвежата. Танцевать можно как на 2 так и на 4 лапах. Лапки у них пушистые, толстые.
- Как выдумаете, кого мы с вами будем лепить? Как догадались? (медвежат, потому что прослушали песенку)
- Садитесь на места и я вам что – то покажу. Вношу скульптуры различных медведей. Посмотрите, какие они забавные интересные. Вот белый медведь. Какой он? (серьёзный)
- А это какой медведь? (Бурый, он из дерева) Какой он по характеру?
- А каким может быть медведь из опилок? (Добрым, неуклюжим)
- Все медведи разные, но они толстенькие, головка круглая, уши маленькие торчком.
- Какое сейчас время года? (зима)
- А что делают зимой медведи? (впадают в зимнюю спячку)
- Как вы думаете зимой медведям хорошо или плохо?
- А ещё зимой у медведицы родятся маленькие медвежата. Они мёрзнут, лапки прижимают к туловищу, сжимаются, чтобы согреться.
- Хотите я вам открою секрет. У вас на дощечках лежат маленькие медвежата, сжались в комочек и не видно ни головы, ни лап. Давайте их согреем. Взяли в ладошки комочки глины, теперь тепло?- А пока вы греете, я вам покажу как лепить, чтобы получился, медвежонок. (показываю)- Медвежонок может стоять на задних лапах, побегать на них, полежать на спинке. А чтобы совсем не было холодно ему надо шёрстку распушить, нарисовать стекой.
-А теперь приоткройте ладошки, не боитесь. Лежит там медвежонок? Согрелся?
- Значит можно раскрывать ему лапки, лепить головку. А кому будет трудно, я помогу. (Дети лепят)
- а сейчас несите своих медвежат к маме медведице, чтобы им было скучно будем слушать музыку и смотреть.
- Какой характер у этого медвежонка? А что делает этот медвежонок?
- Как узнали?
- Хотите , как медвежата уйти с занятия на 2 или 4 лапах.(дети идут)
А кроме того знакомство с народной культурой, народным декоративно- прикладным искусством, народными игрушками развивает у детей чувство гордости за достижения народов проживающих в нашей стране, воспитанию патриотических чувств.
В образовательной деятельности я использую работы, сделанные своими руками: народно – прикладные игрушки «Дымковские» «Каргопольские», «Филимоновские», «Калининские», различные поделки из глины. В настоящее время изделия декоративно – прикладного творчества приобрести для работы с детьми очень накладно, поэтому моё увлечение ещё и материально выгодно.
Кроме того с детьми старшего возраста я веду кружок «Умелые руки», на котором мы не только лепили, но и делали различные поделки из ткани, лоскутные картины. Оформляли интерьер детского сада, участвовали во всесоюзном конкурсе «Мой Новый год», где дети заняли второе место, на местном телевидении также принимаем участие в различных конкурсах, за что награждены различными призами и грамотами.
План работы кружка «Умелые руки»
Мои увлечения помогают мне и в организации предметно – развивающей среды: в театрализованной деятельности (костюмы для уголка ряжения, пальчиковый кукольный театр связанный крючком, к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», вышитые и сделанные в стиле лоскутного шитья ширмы для театрализации). В группе сделан уголок художественно – эстетического воспитания, где на полках всех привлекают внимание яркие дымковские, филимоновские, каргопольские, калининские игрушки, различные поделки из глины. Наша группа называется «Колокольчик» и поэтому у нас создана настенная выставка различных колокольчиков и игрушек сделанных из глины.
Конечно же мы сами бы не смогли так оснастить развивающую предметно – пространственную среду, если бы не понимание и поддержка наших родителей. Они являются частью образовательного процесса, вовлечены в образовательный процесс, они наши помощники. Важно ведь не только связать пальчиковый театр, но и красиво его оформить, чтобы дети могли его не только видеть, но и использовать в своих играх, поэтому папы нам выпиливали подставки к театрам, делали декорации, ширмы; мамы помогали шить костюмы в костюмерную. Наши родители также принимали активное участие в конкурсах на лучшие поделки как внутри детского сада, так и в окружных, организованных управлением образования, где занимали призовые места. Вместе с родителями мы посещаем выставки народного творчества, проходящие в нашем городе. Проводим экскурсии в музеи нашего города, Дом Народного Творчества.
Для родителей в этом году организовали семейный клуб по интересам «Я и мои увлечения», что позволило нам выяснить, как много талантливых молодых мам и пап вокруг. Кто – то занимается резьбой по дереву, вышивкой ленточками, оригами, лоскутным шитьем, поделкам их лент, вяжет маленькие игрушки по типу агурами. Я же предложила научить родителей лепить из глины разные виды колокольчиков и в разной технике. В дальнейшем приступим к лепке различных форм, дымковской игрушке и муромского оберега.
Ещё одним из направления своей работы считаю работу с коллегами в своём коллективе. Для них также проводила мастер – классы по художественно- эстетическому воспитанию, показывала образовательную деятельность по данной теме.
Конечно же мои работы используют воспитатели других групп для образовательной деятельности
Картина в стиле лоскутной пластики «Утро настало»
Цель:
Воспитывать умение делать картины в стиле лоскутной пластики, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур мылом по шаблону и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Соблюдать правила безопасности при пользовании булавками с ушками, ножницами. Развивать фантазию, воображение
Предварительная работа:
Рассматривание книг И.Ю. Костиковой «Школа лоскутной техники», К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство», журнал «Женщины для вас. Шьём из лоскутов», рассматривание готовых работ в стиле лоскутной аппликации.
Материалы:
Лоскут голубого цвета 30* 40, Кусочки ткани разной фактуры, шаблоны, кусочки мыла, булавки с ушками, птичка из ткани, иллюстрация к стихотворению «Подарок за песенку», ножницы.
Методические приёмы:
Прочитать стихотворение И.Беляковой «Подарок за песенку»
По утрам зарянка
Раньше всех вставала
Песенкой зарянка
Солнышко встречала
Солнышко «Спасибо»
Птичке говорило
И на память красный
Фартук подарило
Показать птичку сделанную из ткани.
- Посмотрите ребята, как я птичку оживила.
- Из чего я сделала зарянку?(Показать иллюстрацию к стихотворению.
-Мы сегодня с вами будем оживлять это стихотворение.
–Какой материал нам нужен? Подберите по цвету. (Дети подходят к столу и выбирают материал нужной фактуры)
- А теперь подберите шаблоны к своему материалу.
- Что будет делать Алёша?
- А можно ли делать дерево вдвоём? (Один вырезает ствол и ветки, другой листики)
-А что будет вырезать Яна? Подбери себе шаблон и материал.
- Возьмите кусочки мыла и обведите контур. Как надо обводить? Не торопитесь
-Кто вырежет, подойдёт ко мне и прикрепит на ткань свою работу (Дети подходят и прикрепляют булавками на ткань вырезанную деталь. Воспитатель на машинке пришивает каждую деталь)
- Давайте посмотрим как мы оживили наше стихотворение, какая картина получилась.
Прочитать строчки «Птицы не видно,
А песенка льётся
Может поёт её красное солнце»
В самом конце пришиваю птичку зарянку.
-
Работа в этом направлении помогает детям обладать развитым воображением, они способны к волевым усилиям, у них хорошо развита мелкая моторика рук, дети проявляет инициативу и самостоятельность. Ребята моей группы умеют замечать прекрасное в любом предмете и явлении. Многие из них посещают кружки и занимаются в художественной школе им.И.Куликова. Из 25 детей выпущенных в школу имеют 10 человек высокий уровень развития, 6 человек – выше среднего и 9 человек со среднем уровнем развития. Дальнейшее отслеживание обучения ребят в школе показывает хорошие результаты, многие учатся хорошо и отлично.
Предварительный просмотр:
Эссе: «Разбуди в себе творческое начало»
«Глаза = зеркало души»,- говорил Л.Н.Толстой.
А глаза ребёнка – это целый мир, вселенная. Вот эти глаза, их очень много. Каждый день они смотрят на меня. Чего они ждут?
Необычного, неизведанного. А может быть доброты? Тепла? Понимания?
Я – воспитатель. Вхожу в группу….. Вот они, глаза ребёнка. Все разные. Что в них: любопытство, любознательность? А может вопрос: как пройдёт сегодняшний день? Будет ли что – нибудь новое или неизведанное, будет ли интересно? Это стимулирует меня, взрослого человека, к творческим поискам, к совершенствованию педагогического мастерства.
Мастерство – это не случайная удача, не счастливые находки, а кропотливый труд, поиск. Дети задают много вопросов: как, почему и зачем?
Е.А.Аркин говорил – «Вопросы ребёнка отражают….. глубокую жизненную потребность: они служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребёнка. Взрослые должны с большим вниманием относиться к вопросам детей, для того, чтобы из вспыхнувшей искры разгорелось яркое пламя».
Не боюсь показаться детям смешной, если чего – то не знаю, говорю им: 2 Я не могу всего знать, посмотрю в энциклопедии, прочитаю, а потом вам расскажу и покажу».
Я верю в свой успех и успех ребёнка, ведь успех – это внутренний комфорт, радостный настрой. И тогда дело спорится. Работа – лучшее творчество.
Чтобы работа была успешной необходимо:
- Создание условий для проявления и развития способностей ребёнка.
- Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.
Всё это приносит удовлетворение и радость работе. Залогом успешного воспитания и обучения детей всегда остаётся личность воспитателя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, сопереживать, способствовать вслушиваться и слушать.
М.В.Ломоносов говорил: «Истинная цель просвещения не в том, чтобы сообщать людям определённую сумму сведений по различным наукам, а в том, чтобы пробудить в каждом человеке творца, духовно активную личность, - и в этом счастье».
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Новые сведения о мире, природе доставляют детям радость и восторг.
Сколько неожиданных вопросов возникает у малышей!
Сколько они сделают открытий! В каждом ребёнке заложены огромные творческие способности, жажда познания.
«Детская любознательность, - как отмечает М.С.Лейтис, - если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей».
И моя задача – помочь им разбудить в себе жажду познания, творческое начало. А с чего начинается любознательность? С умения удивляться, замечать вокруг себя то, что другим не дано, увидеть и щедро делиться сокровищами своей души с теми, кто рядом.
Моя стратегия по отношению к ребёнку основана на трёх принципах:
прими всё, что есть в ребёнке;
предложи им свою любовь;
можно пытаться стать как они, но не пытаться их сделать такими, как ты.
Стратегия по отношению к себе основана на одном принципе:
«Сомневайся в сущем и ищи новое».
Мне очень нравится мудрый совет В.А.Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида»
Детский образовательный проект «Заповедные места Владимирской области»
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Караваева И.Л.,
г. Муром
2020г.
Тема: «Заповедные места Владимирской области»
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников
Сроки проведения: двухнедельный
Итоговое событие: презентация альбомов на тему «Алешунинский заказник», «Муромский заповедник»
Предпосылки к определению цели детьми: внесение Красной книги природы, рассматривание иллюстраций из неё
Цель (детей): Поиск ответов на вопросы: «Как помочь природе?», «Что мы можем сделать?»
Направления развития (образов.области) | Задачи | ||
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | |
Физическое Развитие | Развивать двигательную способность детей | Формировать умения ориентироваться на местности | |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать бережливое отношение к природе, заботу о ней. | Развивать способность в умении эмоциональной отзывчивости | Формировать интерес к природоохранной деятельности, желание участвовать в ней |
Познавательное развитие | Воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства - воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. | Развивать интерес детей к миру природы, умение сравнивать, анализировать | Формировать элементарные представления о том, что такое заповедники, заказники, памятники природы. Расширять знания и представления детей о заповедных местах родного края, их природной характеристикой |
Художественно-эстетическое развитие | Воспитывать внимательность и аккуратность, усидчивость, терпение и трудолюбие, самостоятельность | Уметь передавать образ русской природы в рисунках, используя разные виды техники Развивать инициативность и творческое воображение в продуктивной деятельности | Учить передавать характерные признаки природы нашего края, рисовать восковыми мелками и пастелью, использовать акварельные краски. Располагать рисунок на всём листе бумаги |
Речевое развитие | Развивать умение составлять рассказ по книжкам - малышкам «Птицы моего города», «Кто живёт в нашем лесу» | обогащать и активизировать словарь детей по теме (заповедник, заказник, егерь, «Красная книга») |
Изменения образовательной среды | |||
Центр развития | План | Факт | |
Предметы (деятельность) | (наблюдение за деятельностью детей) | ||
Педагоги | Дети, семья | ||
Книжный уголок | Внести книгу Э.Я Двинского «Владимирский край», Н.П.Николаева «Мещёрский край» Книга Э.Шашкова «Мудрость и величие природы» - чтение | Иллюстрации с изображением природы нашего края (дети рассматривают, обмениваются впечатлениями) | |
ИЗО | Картины природы выполненные художниками, рисунки детей художественной школы по теме | Рисунки детей на тему «Берёзовая роща», «Уголок леса» | |
Окружающий мир | Слайды природы родного края | Альбомы «Муромский заповедник», книжки – малышки «Птицы нашего края», «Кто живёт в нашем лесу»(дети рассматривают и рассказывают об увиденном) | |
Форма взаимодействия с семьями воспитанников: совместная работа по изготовлению книжек – малышек «Птицы нашего края», «Кто живет в нашем лесу»; альбомов: «Муромский заповедник», «Мещёрский край». Подборка иллюстраций и картинок по теме, запись голосов птиц.
дата | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непосредственно образовательная деятельность |
10.02.2020 | Утро: Рассматривание фотоальбома воспитателя «Алешунинский заказник» и беседа по нему. Прогулка в уголок леса. Наблюдение за деревьями. Какие деревья растут в уголке леса? Что ещё растёт в уголке леса? Вечер: Дидактическая игра «Кто, где живет?» Знать и называть среду обитания животных. Рассматривание фотографий реки Ока и Ушна. Беседа по ним | Познавательное развитие «Заповедные места Владимирской области» Художественно- эстетическое развитие Рисование «Русская берёза» |
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация из ткани «Зарянка» | ||
Познавательное развитие ФЭМП «Всё можно сосчитать» | ||
Речевое развитие. Составление рассказов по книжкам – малышкам «Птицы нашего края», «Кто живёт в нашем лесу» | ||
Художественно- эстетическое развитие. Лепка из глины «Птичка -невеличка» | ||
Познавательное развитие. Окружающий мир «Животные нашего края» | ||
Художественно – эстетическое развитие. Рисование восковыми мелками «Любимый уголок леса» |
Ментальная карта по теме
Технологическая карта НОД
Образовательные области: Речевое, познавательное, физическое, социально - коммуникативное
Тема: Заповедные места Владимирской области»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: активизация познавательной активности детей,
Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Дать детям представление о том, что такое заповедники, заказники, памятники природы, познакомить с заповедными местами родного края, их природной характеристикой
Словарная работа: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Добиваться полных ответов на вопросы.
Планируемый результат: дети познакомились с заповедниками, заказниками, памятниками природы, участвовали в беседе, отвечали на вопросы воспитателя.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображениями природы, иллюстраций заповедника Муромцево, беседа о заповедных местах Владимирского края, прослушивание аудизаписи «Голоса птиц», чтение книги
Э. Шашкова «Мудрость и величие природы». Презентация «Мой родной край»
Материалы и оборудование: Фотоальбом «Муромский заказник», Э.Я Двинский «Владимирский край», Н.П.Николаев «Мещёрский край», А.С.Смальчевский «Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом», аудизапись «Голоса птиц», карта Владимирской области с нарисованными животными, иллюстрации с изображением Мещёрского края, Муромцево, картинки с изображением птиц и рыб.
,
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Привлечь внимание детей | На столе лежит альбом | Что это за альбом? Как вы думаете? Что в нем? А хотите узнать? | Дети рассматривают | Готовность детей узнать, что в нем находится. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Как узнать что в нем? О чем этот альбом рассказывает? | Беседа Что же делать? | Дети предлагают открыть альбом, посмотреть Прочитать что на нем написано. Дети читают. «Муромский заказник» | Выбор предложений |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Создание игровой ситуации | Кто знает, что такое заказник? А хотите узнать. Что нам поможет узнать? Кто знает, что такое заповедники? | Беседа, вопросы | фотоальбом «Муромский заказник» ( место, где нельзя охотиться) Дети отвечают на вопросы | Ответы на вопросы |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Создание условий | Чтобы было на земле, если бы не было деревьев? Почему люди должны беречь природу? Люди, чтобы сберечь природу: леса, реки, озёра, животных, создают заповедники, заказники, памятники природы. В нашем крае 2 заповедника, 1 заказник. Самый знаменитый заповедник – Мещёрский или Окский Заповедник – Муромцево, заказник – Алешунинский. Всё это красивейшие места Что вы видите? Расскажите. Здесь лесные массивы, среди которых разбросаны поля, леса, луга, болота. На столах лежат картинки с изображением разных видов лесов. - Дубовые леса состоят из старых двухсотлетних раскидистых деревьев, а берёза придаёт нашим лесам неповторимый колорит Обратить внимание на интерактивную доску, на ней карта Владимирской области с изображением животных и птиц. - А вот здесь расположен Алешунинский заказник. Там нельзя охотиться, он охраняется. В заповедниках обитают звери и птицы, растут разные виды растений. Всего 50 видов млекопитающихся, 230 видов птиц. А сейчас мы с вами послушаем голоса этих птиц - Есть редкая птица – черный аист .Некоторые птицы и животные занесены в Красную книгу. Посмотрите: орлан – белохвост, беркут, сокол – балабан, орёл – змееяд. - А вот и ещё один заповедник – Муромцево. - Много, много лет назад один богатый купец посадил в своём имении разные сорта деревьев. И так увлёкся, что стал вкладывать все свои деньги в свой необычный лес. Со всех уголков России и не только России привозили ему саженцы деревьев. Сейчас там насчитывается более 1500 видов разных деревьев, трав, кустарников. В Муромцево расположен лесной техникум, где люди учатся и получают профессию лесника и егеря. В нашем крае много рек, озёр. На озёрах богатые заросли камыша, тростника. Мелководья густо покрыты листьями жёлтой кувшинки, кувшинки белоснежной – Водится в реках и озёрах 40 видов рыб. На столах лежат картинки с изображением различных видов рыб Как мы с вами можем помочь природе? | Вопросы, использование иллюстраций (показ слайдов) (показ слайдов). Показ иллюстраций из альбома -Как называется берёзовый лес? дубовый? сосновый? ( - Найдите на картинках дубраву, сосновый бор, берёзовую рощу. (показ слайдов) -Какие звери обитают на территории Владимирской области? Показ на карте Кто охраняет лес? Каких птиц вы знаете? Показать слайды с изображением лесных птиц. Прослушивание голосов птиц, сопровождать показом слайдами этих птиц - кукушка, дрозд, глухарь, тетерев, филин, сойка, рябчик, журавли) (показ слайда). Кто знает, что такое Красная книга? Рассмотрите, что вы на них увидели? - Какие реки вы знаете? (показ слайдов) (показ слайдов) Подойдите к столам и найдите знакомых вам рыб. Назовите их. - А как мы с вами будем заботится о природе? Ребята, а какие заповедники вы запомнили? | Дети отвечают на вопросы (не было жизни, животных, нечем было дышать) (чтобы сохранить её для себя и своих детей) Ответы детей дети рассказывают (Берёзовая роща, дубрава, сосновый бор) Дети выполняют задания (лиса, заяц, волк, белка, лось, кабан, зубры, выхухоль, ондатра, бобры, куница, горностай) (лесник, егерь) (филин, тетерев, сова, дятел, клёст и др.) (книга, в которую занесены редкие виды животных, птиц, растений) (разные виды деревьев, растений) (Ока, Тёша, Клязьма, Ушна) А ещё есть Колпь, Гусь, озеро Виша, Красивое, Нуло. (плотва, линь, щука, язь, лещ, окунь, жерих, судак, карась, пескарь, стерлядь, ёрш) Будем заботится о природе ( не рвать цветы, не ломать веток) Ответы детей на вопросы | Ответы на вопросы Рассказы детей Ответы на вопросы Рассказы детей Дети отбирают картинки с изображением животных проживающих в нашей местности Дети слушают аудиозапись с голосами птиц Ответы детей Дети рассматривают |
3. | Заключительный этап | навыки самооценки детей Рефлексия | Что показалось самым интересным? Что было трудно? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии родителям? | Вопросы, беседа вопросы | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки Высказывания детей | дети высказывают свое мнение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №5 комбинированного вида»
НОД с детьми старшего возраста
лоскутная аппликация
на тему « Птица – зарянка»
Воспитатель:
Караваева И.Л.
г. Муром
2020 г.
Цель:
Воспитывать умение делать картины в стиле лоскутной пластики, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур мылом по шаблону и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Соблюдать правила безопасности при пользовании булавками с ушками, ножницами. Развивать фантазию, воображение
Предварительная работа:
Рассматривание книг И.Ю. Костиковой «Школа лоскутной техники», К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство», журнал «Женщины для вас. Шьём из лоскутов», рассматривание готовых работ в стиле лоскутной аппликации.
Материалы:
Лоскут голубого цвета 30* 40, Кусочки ткани разной фактуры, шаблоны, кусочки мыла, булавки с ушками, птичка из ткани, иллюстрация к стихотворению «Подарок за песенку», ножницы.
Методические приёмы:
Прочитать стихотворение И.Беляковой «Подарок за песенку»
По утрам зарянка
Раньше всех вставала
Песенкой зарянка
Солнышко встречала
Солнышко «Спасибо»
Птичке говорило
И на память красный
Фартук подарило
Показать птичку сделанную из ткани.
- Посмотрите ребята, как я птичку оживила.
- Из чего я сделала зарянку?(Показать иллюстрацию к стихотворению.
-Мы сегодня с вами будем оживлять это стихотворение.
–Какой материал нам нужен? Подберите по цвету. (Дети подходят к столу и выбирают материал нужной фактуры)
- А теперь подберите шаблоны к своему материалу.
- Что будет делать Алёша?
- А можно ли делать дерево вдвоём? (Один вырезает ствол и ветки, другой листики)
-А что будет вырезать Яна? Подбери себе шаблон и материал.
- Возьмите кусочки мыла и обведите контур. Как надо обводить? Не торопитесь
-Кто вырежет, подойдёт ко мне и прикрепит на ткань свою работу (Дети подходят и прикрепляют булавками на ткань вырезанную деталь. Воспитатель на машинке пришивает каждую деталь)
- Давайте посмотрим, как мы оживили наше стихотворение, какая картина получилась.
Прочитать строчки
«Птицы не видно,
А песенка льётся
Может поёт её красное солнце»
В самом конце пришиваю птичку зарянку.
Используемая литература
Э.Я Двинский «Владимирский край»
Н.П.Николаев «Мещёрский край»
Э. Шашков «Мудрость и величие природы»
Фотоальбом «Природа Владимирского края», «Муромский заказник»
Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» 2012г.
Сидорова А.А. «Как организовать проекты с дошкольниками» Сфера 2016г.
Румянцева Е.А. «Проекты в ДОУ» Волгоград 2014 г.
«Мой первый атлас»
К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
целостной картины мира
Непосредственно – образовательной деятельности
по познавательному развитию с элементами ТРИЗ на тему
«Знакомство с яйцом» с детьми старшего возраста.
Воспитатель: Караваева Ирина Людвиговна
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое.
Интеграция видов деятельности: игровая, исследовательская, изо.деятельность.
Вид НОД: Познавательное
Формы образовательной деятельности: исследование
Цель: Знакомство детей со способом размножения птиц.
Воспитательные: Воспитывать желание узнавать о способе размножения птиц.
Образовательные: Закрепить понятие о строении яйца, уточнить значение яиц для жизни человека (в питании). Показать приёмы работы с яичной скорлупой как изобразительным средством природного характера.
Развивающие: развивать умение устанавливать систему последовательного, поэтапного развития (яйцо – цыплёнок – курица)
Планируемый результат: дети знают, как размножаются птицы, устанавливают их поэтапное развитие, умеют работать с яичной скорлупой
Предварительная работа: Показ кукольного театра «Курочка Ряба», «Медвежонок Миша»- пособие для игрового обучения Р. Каукра, 1995г., игры «Что сначала, что потом», «Чьи детки?». Рассматривание картин и иллюстраций «Куры в курятнике», «Кто живёт на птичьем дворе»
Материалы: Пальчиковый театр «Курочка Ряба», варёные яйца, скорлупа, цыплёнок в большом киндер- сюрпризе, поделка (цыплёнок) из яичной скорлупы, фигурки цыплёнка из картона, обмазанные пластилином.
Взаимодействие с семьей: помощь в изготовлении пальчикового театра «Курочка Ряба», приготовление яичной скорлупы.
Этапы Продолжительность. | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
1.Организационный момент Психологический настрой 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка 2.Организация направленного внимания | Загадать загадку «Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться?» Про что эта загадка? В какой сказке живёт яичко? | Дети отгадывают загадку | 1. Игровые моменты. 2.Игровые упражнения. 3.Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей | 1..Психологическая готовность, привлечение внимания 2.Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
2. Мотивационно – побудительный – 3 мин. | Вносится пальчиковый театр «Курочка Ряба» | Дети инсценируют сказку «Курочка Ряба» с помощью пальчикового театра | |||
3.Актуализация | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Курочка снесла яичко. Воспитатель вносит яйцо На что похоже? Какой формы яичко? Чем покрыто яичко сверху? Какого цвета скорлупа? Кто знает, что находится внутри яйца? | Ответы детей | Беседа, игровые и занимательные приемы. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
4.Усвоение нового 5 – 6 мин. | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, | Как можно посмотреть, что внутри у яичка? Загадка «Нашёл я шар, разбил его, увидел золото и серебро!» Что это? Для чего нужны яйца? Какие блюда можно приготовить? Курочка приготовила угощение. А чтобы яичко съесть, что с ним надо сделать? Вносится ещё яйцо | Ответы детей: это белок и желток. Омлет, салаты, пироги, блины Дети освобождают яйцо от скорлупы и им угощаются. Предположения детей | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Обсуждение. Выдвижение гипотез. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
1 мин | Рассказ воспитателя о пользе скорлупы | ||||
5 Продуктивная деятельность 5 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Показ образца (цыплёнок из скорлупы) Воспитатель предлагает взять шаблоны с изображением цыплёнка обмазанный пластилином. Предлагаю взять скорлупу и вдавить в пластилин, выложить по всему цыплёнку | Дети берут скорлупу и выкладывают на пластилин, хорошо вдавливая в пластилин скорлупу. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении изо.деятельности. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа). 3 минуты | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО) |
6 заключительный . Рефлексия. 3 минуты | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Какие цыплята у нас получились. Понравились ли курочке ваши цыплята? | Дети рассматривают все работы Дети благодарят курочку | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательно- го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Образовательные области: Речевое, познавательное, физическое, социально - коммуникативное
Тема: Хлеб всему голова
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: активизация познавательной активности детей,
Задачи: Познакомить детей с процессом получения муки, изделиями из муки; с трудом людей, выпекающих хлебобулочные изделия, воспитывать уважение к труду мукомола, пекаря; формировать умение приготавливать тесто, знать и называть составные части хлебобулочных изделий.
Словарная работа: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Добиваться полных ответов на вопросы.
Планируемый результат: дети познакомились с процессом получения муки, изделиями из муки; с трудом людей, выпекающих хлебобулочные изделия, научились приготавливать тесто, знать и называть составные части хлебобулочных изделий.
Подготовительная работа: Образовательная деятельность «Злаки и их производные», рассматривание иллюстраций по теме, подбор иллюстративного материала «Хлеб – всему голова», «От зерна до каравая», беседа «Хлеб нужен всем»
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением процесса получения муки, приготовления и выпечки хлебобулочных изделий, картинки с разными видами выпечки, большая посуда, венчик, мука, сахарный песок, растительное масло, огуречный рассол, пищевая сода, шоколад, 2 сковороды для выпечки слойки, ступка, пестик, зерна пшеницы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Привлечь внимание детей | На столе лежит коробка | Что это за коробка? Как вы думаете? Что в ней? А хотите узнать? | Дети рассматривают | Готовность детей узнать, что в ней находится. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Как узнать что в ней? О чем эта коробка нам расскажет? | Беседа Что же делать? | Дети предлагают открыть коробку, посмотреть | Выбор предложений |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Создание игровой ситуации | Кто знает, что такое лежит в коробке - Почему говорят «Хлеб всему голова» - Какой бывает хлеб? - Из какой муки пекут белый хлеб? - А как по - другому называется чёрный хлеб? - Откуда берётся мука? | Беседа, вопросы | Мука
Дети отвечают на вопросы
(Белый, черный) (пшеничной) (ржаной) (её делают из зёрен) | Ответы на вопросы |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Создание условий | Обратить внимание на интерактивную доску .Рассмотреть слайды, на которых изображён процесс получения муки. - Какие машины помогают человеку получать муку? - Как называется работник, который мелет муку? - А раньше как мололи муку? Предложить детям подойти к столам Положить зёрна пшеницы в ступку и предложить растолочь. Много ли усилий мы прилагаем, почему?
Что можно испечь из муки? Люди каких профессий заняты в приготовлении хлебобулочных изделий давайте посчитаем. Рассказ воспитателя о труде пекаря - Сколько продуктов надо вложить в колобок, чтобы он был вкусным? - Как вы думаете, что необходимо для приготовления теста? -Показать алгоритм приготовления теста. С детьми в емкость закладываем необходимые ингредиенты, венчиком размешиваем, полученное тесто выкладываем на сковороды, предварительно смазанные маслом и вместе с детьми относим на кухню, где повара ставят сковороды в духовой шкаф. | Вопросы, (показ слайдов) (показ слайдов).
Рассмотрите, что вы на них увидели? Подойдите к столам |
Дети рассматривают (мукомольные) (мукомол) Дети рассматривают и рассказывают Дети пробуют растолочь зерна пшеницы (зерна жёсткие, трудно толочь) (хлеб, блины, пиццу, ватрушки, булочки, каравай, калач, печенье, пряники, торт, крендель) Дети считают (мука, сахарный песок, соль, вода, дрожжи) Дети рассматривают В емкость кладут огуречный рассол 1 стакан, ½ стакана подсолнечного масла, ½ стакана сахарного песка, 1 стакан муки, размешиваем полученное тесто выкладываем на сковороды, предварительно смазанные маслом и вместе с детьми относим на кухню, где повара ставят сковороды в духовой шкаф. | Ответы на вопросы
Ответы на вопросы Рассказы детей Ответы детей Дети рассматривают Дети выполняют действия |
3. | Заключительный этап | навыки самооценки детей Рефлексия | Что показалось самым интересным? Что было трудно? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии родителям? | Вопросы, беседа вопросы | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки Высказывания детей | дети высказывают свое мнение |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб « Волшебный мир книги»
Цель:
Подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи:
Расширить представления родителей о роли книги о воспитании ребёнка, стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге
Формы проведения:
Круглый стол, дебаты, дискуссия
.Участники:
Воспитатель, родители.
План проведения
Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию»
Дебаты, дискуссия «Роль книги в семейном воспитании»
Продолжение дебатов
Из опыта семейного воспитания
Мудрые мысли
Слово – эстафета
Подведение итогов
Подготовительный этап
- Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома
- Подготовка выставки разножанровой детской литературы, дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
- Подготовка фотовыставки «Мы читающая семья»
- Подбор советов и рекомендаций на тему «Как организовать семейное чтение»
- Оформление папки «Читайте детям книги»
- Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья»
Организационный этап
На интерактивной доске тема семейного клуба, размещены информационные листы с пословицами и с высказывания знаменитых людей, об искусстве чтения; оформлена выставка детских книг и журналов
Вступительная часть:
- Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Прочитать стихотворение:
Мы читаем книги вместе с папой каждый выходной
.У меня картинок много, а у папы ни одной
У меня слоны, жирафы- звери все до одного.
И бизоны и удавы, а у папы – никого!
У меня в пустыне дикой нарисован львиный след.
Папу жаль, ну что за книга, если в ней картинок нет?
-Тема нашей встречи_- «Волшебный мир книги». Сегодня нам вместе с вами предстоит ответить на вопрос: какое место в семейном воспитании ребёнка принадлежит книге
Сегодня символ обсуждаемой темы – детская книга (кладет её на куб в центре комнаты)
Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние (родители выполняют задание)
-Чтобы нам было сегодня легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведём небольшую разминку
Провести разминку: - Расскажите пролог поэмы А.С Пушкина «Руслан и Людмила»(каждый родитель по очереди говорит 2 строки, кто забыл следующую строку – передаёт эстафету следующему.
- А сейчас я приглашаю вас принять участие в дебатах на тему «Роль книги в семейном воспитании»
Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга – средство развлечения и забава; другие – что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребёнка.
Проводим дебаты - обоснуйте свою точку зрения:
- какова роль книги в семейном воспитании (мнения родителей)
- Всегда ли стремление взрослых купить ребёнку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам?
- Так ли безопасен культ книги? (мнения родителей)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ.
научно – популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.)
детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров(стихотворения, сказки,, рассказы, малые фольклорные формы)
в содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребёнка мира: «Я – сам» - о детях, их эмоциях, чувствах;
«Нерукотворный мир» - о природе
«Рукотворный мир» - о предметах, созданных руками человека
«Мир людей и человеческих отношений»
даём рекомендации по обучению детей как обращаться с книгой и как этому нужно учить
Игра «Мудрые мысли»
на столах лежат карточки с пословицами, высказываниями великих людей на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки
– Расскажите, как вы поступаете, если ребёнок отказывается слушать книгу.
Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать текст памятки и выделить те советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.
Памятка с советами
«Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?»
1.Пробуждайте интерес ребёнка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержат много иллюстраций, и если ребёнок ими заинтересуется, он, естественно, начнёт и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребёнку больше других и побеседуйте о них.
2.Искушайте ребёнка чтением. Выберите книгу, которая по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребёнок мог легко присоединиться
3.Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и покажите ребёнку, как включать магнитофон. Если ребёнку понравится, вы сможете записать на магнитофон и другие тексты. Слово – эстафета. Продолжите предложение « Книга понравится ребёнку, если……(она красочная, если в ней много интересных иллюстраций, близка ему эмоционально)
Кто много читает, тот много знает. Ему и книги в руки.
Книга мала, а ума придала.
- Книги читать - скуки не знать.
- Читай, книгочей, не жалей очей.
- Не красна книга письмом, а красна
умом.
- Книги – дети разума.
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.
● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.
● Книги книгой, да и своим умом двигай.
● Испокон века книга растит человека.
● Книга поможет в труде, выручит в беде.
● Кто много читает, тот много знает.
● С книгой поведёшься – ума наберёшься.
● Книга – зеркало жизни.
● Кто много читает, тот много знает.
● Хорошая книга – лучший друг.
● Книга – твой друг, без нее как без рук.
Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. (Д. Дидро)
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
- Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
(А. Декурсель)
Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Каждую книгу нужно уметь читать. (Блез Паскаль.)
Книги – это переплетенные люди.
(А. С. Макаренко.)
Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. (А. Дюма-сын)
Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает. (Э. Лабуле)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Факторы успешного речевого развития ребёнка
- Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста
- Общение ребёнка со сверстниками
- Строение артикуляционного аппарата
- Речь взрослых – образец
- Развитие мелкой моторики рук
- Чтение детям художественной
литературы
- Игра ребёнка со взрослыми
и сверстниками
Как обращается с книгой Ваш ребёнок
По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребёнку, Вы можете судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребёнок следующих правил обращения с книгой:
- Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у вас руки.
- Читать и рассматривать книгу можно только за столом.
- Книгу нужно беречь: не пачкать её, не заминать страницы, правильно их перелистывать, не смачивать палец слюной; не играть с книгой; она от этого портится
- После того, как посмотрели и прочитали книгу, надо положить её на место.
- Хранить книгу необходимо в специально отведённом для неё месте – в книжном шкафу или на полке, а не среди игр.
- Если заметили, что книга не в порядке(порвалась ил отклеилась обложка, выпала страница), её нужно починить. Если трудно сделать это самим, обратиться за помощью к взрослым
Если вы решили купить своему ребёнку новую книгу
При выборе книги для своего ребёнка обратите внимание на следующие их качества.
- Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор, фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощённый.
- Соответствует ли книга способностям ребёнка как слушателя? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребёнка, но при этом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
- Понравится ли книга именно Вашему ребёнку? Не слишком обращайте внимание на её учебную ценность: любая история, которая ребёнку нравится, будет в этом смысле ценной
- Обладает ли книга силой эмоционального воздействия? Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребёнка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
- Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к её значению.
- Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребёнку
Как стать хорошим читателем
- Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение – одно из самых важных, нужных, серьёзных и прекрасных занятий.
- Не читайте книгу думая о другом. Вредная привычка - только просматривать книги.
- Если в книге встретятся слова, фразы, не понятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.
- Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания из тех книг, которые читаете.
- Читайте по определённой системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которую он жил.
- Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.
- Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками • Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
Элементы моделей А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Предметные: • геометрические фигуры • символические изображения предметов • опорные картинки; Предметно-схематичные: • планы и условные обозначения, используемые в них; • блок- рамка
Требования к моделям - Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; - Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; - Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; - Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
Составление сказок с помощью моделей Дети с помощью моделей могут составить сказки. «Колобок», «Гуси – лебеди», «Три поросёнка». И т.д. По моделям сказок можно составлять задачи. Условие задачи по сказке «Красная шапочка»: Когда Красная шапочка идет по лесу, чего вокруг было много? Что в лесу увидела одно? Сколько людей оказалось в доме бабушки?
Игра «Перекресток» Цель: Способствовать закреплению народных и авторских сказок. Задачи: Развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам встречающимся в сказках; упражнять детей в придумывании сказок, на основе анализа сюжетных картинок; развивать интерес к сказочному жанру. Формировать связную речь детей. Описание работы: В основу игры взяты круги Луллия с 8-ю окошечками, в которых размещается картинный материал. Первый (самый большой круг) - сказки Второй (средний круг) - герои Третий (внутренний, малый круг) - атрибуты персонажей или предметы встречающиеся в сказке Все три круга подвижны и каждый может вращаться независимо друг от друга. Указательная стрелка - подвижный объект, соединяющий все три круга. Детям дается задание – выбрать сказку, на втором круге найти героя, на третьем круге предметы из данной сказки. Затем рассказать отрывок из сказки. Ребенок выбирает другую сказку и выполняет правила игры и так далее, до тех пор пока на круге дети не выберут все сказки.