Конкурс " Учитель года - 2022". Методическое портфолио.

Сапожникова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Проектная деятельность Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 25» Сапожникова Наталья Ивановна

Слайд 2

Методический семинар проектная деятельность Сапожникова Наталья Ивановна учитель истории и обществознания Образование: высшее (Иркутский государственный университет) Педагогический стаж: 15 лет Квалификационная категория: в соответствии с занимаемой должностью Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 » г Ангарска

Слайд 3

актуальность Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий.

Слайд 4

Цель: ПРОЕКТ ДЛЯ УЧЕНИКА - э то возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей . ПРОЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация , целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация , а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Слайд 5

Проблема : неготовность педагогов к применению технологии проектного обучения

Слайд 6

Что такое проект ? Проект от латинского projectus – выдающийся, брошенный вперёд.

Слайд 7

Что такое проект ? - в сегда создание чего-то нового, чего до старта проектирования ещё не существовало ; всегда разрабатывается для решения проблем; - всегда ограничен во времени. Обязательно есть дата старта и финала проекта.

Слайд 8

Виды проектов Исследовательский проект. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Игровой проект . Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. Творческий проект . Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Слайд 9

Виды проектов Информационный проект . В данном типе проектов основным видом деятельности является сбор и обработка информации. При исследовании специальных источников собирается определенный материал по актуальной проблеме, рассматриваются варианты решения данной проблемы. Чаще всего такой проект представляется в виду статьи или реферата. Практико-ориентированный проект. В данном случае необходим обязательно продуманный план. Очень большое значение при работе с таким проектом приобретают совместные обсуждения. Чаще всего практические проекты выполняются в группах или же под руководством преподавателя. Телекоммуникационный проект. Особый тип проектов. Они могут быть региональными или международными. Часто такие проекты проводятся по предметам: иностранные языки, литература. Тут учащиеся могут обмениваться опытом и делится своими знаниями и умениям, а также находятся в реальных условиях межкультурного общения.

Слайд 10

Алгоритм проектной деятельности Это универсальная последовательность действий при разработке и реализации проекта. Следуя по этому маршруту, можно достичь результата

Слайд 11

Шаг 1 Анализ и подготовка - Обсуждение текущей ситуации - Формирование существующей проблемы - Ф иксация интересов - Г енерация идей

Слайд 12

Шаг 2 концепция Определение целевой аудитории Постановка целей и задач Планирование сроков Анализ рисков Генерация форматов Формирование бюджета ( при необходимости)

Слайд 13

Шаг 3 разработка - Разработка документации (при необходимости) Создание содержания Уточнение и доработка форматов

Слайд 14

Шаг 4 Реализация - Непосредственно выполнение задуманного

Слайд 15

Шаг 5 анализ результата Достигнута ли цель? С какими сложностями столкнулись? Какая требуется доработка?

Слайд 16

Проектная деятельность в школе в соответствии с ФГОС охватывает все уровни обучения: 1. проектная деятельность в НОО 2. проектная деятельность в ООО 3. проектная деятельность в СОО Проектная деятельность в школе

Слайд 17

При использовании проектного метода в начальной школе ( 1 -4 классы) применяют внеурочное время. Тут ученики могут создавать проекты всем классом. В основной школе (5-9 классы) наиболее часто используются проекты творческого характера. При этом, на данной ступени можно уже внедрять и самостоятельную работу ребенка. Цель проектной деятельности - накопление опыта самостоятельного решения проблем. Именно полученные знания и умения в дальнейшем становятся основными главным мотиватором социального и интеллектуального развития . В старшей школе (10-11 классы) практикуется выполнение проектов прикладного и исследовательского характера. Во-первых, это обучает их той деятельности, с которой они могут столкнуться в высшей школе. Во-вторых, такие проекты направлены на решение острых социальных и межпредметных проблем. Проектная деятельность в школе

Слайд 18

проект «организация Масленичной ярмарки в классе» в проекте приняли участие ученики 6 Б класса Внеклассная работа 12.03.2021

Слайд 19

Организация проекта Шаг 1. Провели мозговой штурм о проведении ярмарки. Ребята озвучили свои желания и идеи о проведении ярмарки (изготовления ярмарочного товара и Масленицы, оформление класса, провести чаепитие в конце ярмарки, привлечь родителей к участию) Обсудили проблемы с которыми можем столкнутся (нехватка времени или материала на изготовление товара, отказ родителей участвовать в проекте, введут дистант). Шаг 2 Выявили риски: не сможем привлечь родителей, кто-то не сможет участвовать, класс сядет на карантин и т.п. Распределили обязанности Определили количество участвующих, разделили их на продавцов и покупателей и тех, кто будет подготавливать класс. Привлекли, заинтересованных родителей к проекту. Поставили цель: провести ярмарку приближённую к русским традициям. На вырученные деньги приобрести необходимую канцелярию в класс. Определили сроки проведения мероприятия: 12 марта с 15.00 до 17.00 Определили план проведения ярмарки. (расстановка столов, места продавцов и т.п. )

Слайд 20

Организация проекта Шаг 3 9. Изготовление изделий на ярмарку. Изучение праздника. Шаг 4 10 . Проведение мероприятия. Шаг 5 11. Собрались через 2 дня и обсудили проект (Решили сделать масленичную ярмарку традицией класса, а возможно и организовать между классами. Учли на будущее недоработки эстетического оформления класса



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Пояснительная записка

«Технология проектной деятельности»

Выполнила учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 25»

Сапожникова Наталья Ивановна.

Ангарск 2022

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ». Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной деятельности школьников как эффективных методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, соединять теорию и практику, делать выводы.

Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста в будущем.

Использование проектной деятельности, например учителем истории, способствует изучению краеведения, что на данный момент популярно и включено в ВПР по истории.

Для многих школ это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий, который недостаточно изучен педагогами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

 Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

 Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

 Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

ПРОЕКТ ДЛЯ УЧЕНИКА - то возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для самих открывателей. Занятие проектной деятельности учащимися способствует развитию у них творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

ПРОЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

 

ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 - Отсутствие внутренней мотивации у обучающихся к выполнению проектов; 

-  Неготовность педагогов к применению технологии проектного обучения.

Проект от латинского projectus – выдающийся, брошенный вперёд.

Проектная технология – не новое в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, которая знакома и важна ребенку. Учитель может подсказать ребенку новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло, чтобы ребенок мог самостоятельно заняться поиском, пробудить интерес учащихся к определенным проблемам, и через осуществление проекта решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить очень важную для него проблему. Внешний результат можно увидеть, применить на практике. Внутренний результат дает приобретение опыта, соединение в себе знания и умения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Русский педагог С.Т. Шацкий в 1905 году организовал небольшую группу сотрудников, пытавшуюся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

«В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.»

ВИДЫ ПРОЕКТОВ:

Исследовательский проект. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

Игровой проект. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

Творческий проект. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Исследовательский проект. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

Игровой проект. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

Творческий проект. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

АЛГОРИТМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШАГ 1. Анализ и подготовка

- Обсуждение текущей ситуации

- Формирование существующей проблемы

- Фиксация интересов

- Генерация идей

ШАГ 2. Концепция.

- Определение целевой аудитории

- Постановка целей и задач

- Планирование сроков

- Анализ рисков

- Генерация форматов

            - Формирование бюджета (при необходимости)

ШАГ 3. Разработка

- Разработка документации (при необходимости)

- Создание контента

- Уточнение и доработка форматов

ШАГ 4. Реализация

- Непосредственно выполнение задуманного

ШАГ 5. Анализ результата.

- Достигнута ли цель?

- С какими сложностями столкнулись?

- Какая требуется доработка?

ВЫВОД

Выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. Однако, без помощи педагога учащимся не обойтись. Важная роль педагога в проектной деятельности заключается в постоянной консультативной помощи. На каждом этапе проектной деятельности педагог выполняет и роль носителя информации, необходимой для пояснения заданий и вариантов их решения. Так же роль педагога в сопровождении проектной деятельности сводится к координации самостоятельного познания учащимися.

Технология проектов не так давно используется мною во внеурочной деятельности среди учащихся ООО. А в этом учебном году я начала работать и с учащимися СОО. При традиционных методах обучения получить такой опыт не всегда возможно. При создании проектов я стараюсь, сотрудничать с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями. Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.

 Опираясь на свой не очень большой опыт могу сделать следующие выводы, что проектная деятельность позволяет некоторых учащихся вовлечь в процесс проектной деятельности.

Эти ребята с интересом познают новое, и у них появляется возможность использовать и совмещать ранее приобретённые знания и опыт из реальной жизни. Происходит соединение теории и практики.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как учителю-предметнику и как классному руководителю, а также моим ученикам и родителям. 

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе.

.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я – Учитель»

Сапожникова Наталья Ивановна

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 25»

Для многих детей Учитель – это некто мудрый, таинственный, непостижимый. Вот и для меня, юной советской школьницы, Учитель был кем-то недосягаемым - он был Вселенной.

Я думаю, что каждая девочка попробовала себя в роли учителя, а каждая вторая мечтала им стать: держать указку, писать мелом на доске, проверять красной ручкой тетрадки, выставлять оценки и делать грозный вид, ругая нерадивых учеников. Так же и я играла с подругами в школу. Однако, стать учителем я не стремилась.

В мой семье и среди близких родственников нет педагогов, кроме родного брата моего дедушки -  Сверкунова Ивана Касьяновича, который преподавал черчение в иркутской школе, и его жены - Сверкуновой Елены Алексеевны, работавшей в институте повышения квалификации учителей. Мне всегда казалось, что учителями становятся только особенные люди. В юности я хотела связать свою жизнь с изучением иностранных языков и много путешествовать по миру. Но судьба распорядилась иначе. Я –Учитель!

Окончив школу, поступила в Иркутский государственный университет на исторический факультет. Обучение в университете и его преподаватели оставили в моём сердце самые добрые и теплые воспоминания. На первом курсе мне очень интересным предметом показалась археология. Она завораживала своими тайнами и романтикой. Меня начали посещать мысли связать свою жизнь с этой наукой, написать диплом и после окончания университета   заниматься загадочными раскопками. Но будучи студенткой я вышла замуж, и планы, связанные с археологией, покинули меня. Я никогда не жалела, что связала свою жизнь с историей, которая меня сделала эрудированным и компетентным человеком во многих вопросах, и всегда гордилась и продолжаю гордиться тем, что я окончила исторический факультет ИГУ. Как-то мы с сокурсницей обедали в кафе и к нам подсел мужчина. Возможно, слушая наши разговоры, он понял, что мы студентки, и спросил нас: «Где вы учитесь?» Когда мы ему ответили, что на истфаке, то он немного задумался и ответил: «Да, профессия интересная, но малооплачиваемая». И вот уже много лет я помню этот случай и его слова, и могу смело сейчас заявить, что это действительно, интереснейшая профессия, хоть и малооплачиваемая. Но зато она обогащает мой духовный мир, и позволяет накапливать такое богатство, которое не купить ни за какие деньги мира.

На последнем курсе университета я приняла решение, что буду работать в школе -  учителем истории, буду постигать таинства этой профессии и свяжу свою жизнь с детством, радостью, смехом и искренностью. Конечно, первые годы работы в школе были сложными для меня: дисциплина на уроке, планы, отчёты, методическая работа, педсоветы, школьная рутина, с которой не всегда удавалось справляться, -  всё это изматывало…Даже однажды я отчаялась: проработав полгода учителем, я пошла подавать заявление на увольнение. Плакала и думала, что ни за что не останусь работать в школе, что это совсем не моё призвание, но опыт творит чудеса. Сейчас я эти моменты в своей жизни вспоминаю с улыбкой. Я задержалась в школе двадцать лет и сейчас ни на что другое её не променяю!

Особенно осознание правильно выбранной мной профессии ко мне пришло, когда я в сентябре 2006 года пришла работать в школу № 25 города Ангарска. Учителя школы радушно меня приняли в свой дружный и сплоченный коллектив.  На дальнейшее формирование моей педагогической деятельности, конечно, не могла не влиять лёгкая и непринуждённая атмосфера в школе. Коллеги всегда отзывчивы на помощь, я от них никогда не слышала плохого слова, многие из них обладают уникальным чувством юмора, а тогда, ещё для не совсем опытного учителя, это имело огромное значение. Работать с такими коллегами мне было комфортно, да и комфортно работать по сей день.

На первом году работы в этой школе начались первые достижения – моя ученица пятого класса Кайзер Екатерина заняла третье место в муниципальной олимпиаде по истории, а на следующий год первое место. Конечно, моей радости не было предела. Это воодушевляло меня и помогало верить в свои силы. И я потихоньку становилась особенным человеком, который зовётся «Учитель»! Много приятных моментов вспоминается, среди которых есть воспоминание о Ковальковой Ксении, которую я начала обучать с седьмого класса. Помню, как она сидела на моих уроках за первой партой и всегда внимательно меня слушала. В конце учебного года она подошла ко мне и подарила маленькую книжку об Иркутске, на форзаце которой были написаны слова: «Наталья Ивановна, я только в седьмом классе увлеклась и полюбила историю». Ну какого учителя не вдохновят такие слова? Думаю, что любой учитель желает этого, желает чувствовать благодарность и слышать тёплые слова от своих учеников… Ведь это и есть самая лучшая награда для него. Конечно, не всё в профессии учителя гладко и прекрасно.  Работа с детьми сложна. Она требует много энергии, огромного терпения и воспитания силы воли, однако, если бы было всё так прекрасно, то невозможно было бы оценить счастливые моменты в своей профессиональной деятельности.

Ни для кого не секрет, что учителя - это практики, и в ходе своей практической деятельности у каждого учителя вырабатывается свой стиль, принципы и манеры преподавания. Так и у меня за годы работы в школе появились свои педагогические навыки. Во-первых, я стараюсь уважительно и доброжелательно относится к каждому из своих учеников. Это принцип, так сказать, положительного эмоционального фона.  Стараюсь заинтересовать детей материалом урока и совместно с ними погрузиться в увлекательный и интересный процесс обучения. Во-вторых, одним из эффективных и любимых мной способов изучения материала, я считаю наглядность. На своих уроках я люблю использовать иллюстрации, карты, схемы, демонстрации видеофильмов, делаю записи на доске, привожу примеры из жизни и стараюсь проводить экскурсии. Обычно ребятам это нравится, и изучение новых тем проходит продуктивно. В-третьих, считаю важным проявлять разумную требовательность к ученикам и опираться на положительные качества каждого из них. Такие гуманные подходы к образованию тоже дают положительные плоды. Особенно для моего предмета необходимо соблюдать принцип последовательности и систематизации, согласно которому изучаемый материал нужно излагать неразрывно. Всё, что мы изучаем с детьми, закрепляем пройденное - и служит основой для новых знаний. Ну и, пожалуй, самое важное, на мой взгляд, чем должен владеть учитель, - это простотой изложения материала. Я стараюсь вести урок простым и понятным для детей языком. И считаю, чем проще учитель объяснит материал и донесёт его до учащихся, тем они лучше поймут его.

Профессия учителя сложна, интересна, разнообразна, эмоциональна… Она многогранна. Перед учителем любой исторической эпохи всегда стояли сложные задачи: передать опыт, научить, воспитать и т.д. В разные исторические времена роль учителя менялась в соответствии с эпохой. Слова «школа» и «педагог» вошли в нашу жизнь из Древней Греции. Например, в обязанности древнегреческого раба-педагога входили охрана и элементарное обучение грамоте своего воспитанника. В средневековье монахи-учителя учили не только грамоте, но и направляли своего ученика на путь добродетели. На Руси учителя называли «мастером грамоты» и относились к нему с большим уважением. Однако, в любой исторический период, не взирая на роль учительской миссии, учитель прежде всего нёс функции воспитателя. Его слушали и внимали его нравоучениям.  Так и я на каждом своём уроке воспитываю своих учеников через предмет, а бывает и через жизненный опыт.

Со временем профессия учителя становится престижной во многих странах мира и, конечно же, в Российской империи, а затем и в Советском Союзе. Но и тут нельзя не обойтись без ложки дёгтя в бочке мёда…С приходом двадцать первого века профессия учителя начинает переживать кризисные времена. К сожалению, в современном информационном обществе учителю сложно конкурировать с массой информации, которая окружает нас повсюду.  Это и радиовещание, и телевидение, и средства массовой информации и, конечно же, Интернет. На мгновение даже может показаться, что профессия учителя утратила свое предназначение и совсем не нужна современному поколению.

В тяжёлые 90-е и в начале 2000-х гг. в России профессия учителя становится невостребованной. Многие учителя уходят из школ и идут зарабатывать на заводы, занимаются торговлей, устраиваются туда, где платят. Но если посмотреть с другой стороны, то в этот сложный период для нашего Отечества, учитель получил свободу действий – он мог создавать и лепить всё что угодно, всё по своему усмотрению, он получил свободу действий в своём творчестве. Однако негативные экономические факторы взяли верх над профессией.

 С какими проблемами сталкивается современный педагог? Это вопрос, на который просто так не ответишь…Проблем много… Я считаю, что современный учитель сталкивается с нежеланием детей учиться, с результатами воспитания ребёнка в неблагополучной семье, с детским асоциальным поведением и с детской жестокостью, с часто встречающимися отклонениями в психическом развитии детей, с постоянным вмешательством в учебно-воспитательный процесс родителей, с ошибками в методической и учебной литературе, с низкой заработной платой, с плохой технической оснащённостью школ, а самая большая проблема, с которой сталкивается современный учитель, я думаю, что учитель не является источником информации для современных учеников. Приход интернета в нашу жизнь привёл к самостоятельному поиску знаний учениками в глобальной сети. Многие дети считают, что нужную информацию для себя они найдут именно в интернете, и им не нужно слушать и выполнять задания и требования учителя – найти материал в книге, энциклопедии (поработать с первоисточниками). А ведь ребята заблуждаются. Они не понимают, что просторы интернета не так уж и идеальны и небезобидны для них. Интернет - полезная вещь, но только при условии её правильного использования.

Так неужели, действительно, учитель утратил свои позиции в современном обществе? Неужели в ближайшем будущем может не стать этой замечательной профессии? Пожалуй я не соглашусь с этим. Конечно, постиндустриальное общество развивается бешенными темпами, оно мчится вперёд, и современный учитель должен соответствовать этой эпохе, успевать за этой гонкой. Он должен также развиваться, идти в ногу со временем, чтобы соответствовать новым требованиям информационного общества, чтобы научить учеников, а значит, и будущее человечество правильно отбирать, владеть и использовать правдивую и нужную для них информацию. Кто, как ни учитель, на это способен? Что нужно сделать для того, чтобы не допустить ошибок невежества? Я считаю, что важность и утраченный престиж школьного учителя можно вернуть, но это не может быть без государственной поддержки. Во-первых, стоит повысить престиж учительской профессии, привлечь больше способных и талантливых кадров к преподаванию. Но, развиваясь в капиталистическом обществе, невозможно упустить такой вопрос, как достойная заработанная плата учителям, ведь как бы не хотелось связывать профессию учителя с финансовой стороной, все мы понимаем, что в наше время это неизбежно. Во-вторых, учителя нужно защитить на законодательном уровне от хамства и невоспитанности учеников и их родителей. Достойная зарплата учителя и его защита от нападок со стороны родителей позволила бы повысить конкурс абитуриентов в педагогические учебные заведения и тогда появилась бы возможность набирать лучших выпускников школ. Возможно, чтобы образование стало более продуктивным нужно больше уделять внимание индивидуальному обучению, а для этого необходимо и снизить наполняемость классов. Эстетическая сторона и современное техническое оснащение учебных заведений тоже играет большую роль и влияет на качество образовательного процесса. Нужно развивать отечественную педагогику, которая нам близка и понятна. Последствия девяностых годов ещё оставляют свои следы. Пора создавать своё -  с учётом нашего менталитета.

 Я, конечно не могу решиться взять на себя такую ответственность, чтобы назвать пути решения всех насущных проблем современного образования, да и считаю, что это не совсем правильно. Каждый должен заниматься своим делом, а моя профессия - Учитель. Я могу только предложить. Возможно, мои предложения звучат как утопия, но так хочется верить в лучшее. Хочу сказать одно, самое важное, на мой взгляд, – учитель ещё и должен быть влюблён в свою профессию, и только тогда можно будет справиться со всеми трудностями, с которыми сталкиваются современные учителя. Без любви к детям труд учителя становится утомительным, а значит непродуктивным. Миссия учителя во все времена одна – служить людям.

С момента возникновения педагогической профессии за учителем закреплялась воспитательная функция, т.е. учитель – воспитатель и наставник. Учитель – строитель! Он строит человеческие судьбы. Но при этом не надо забывать, что они не из бетона, а из хрусталя…

Идут годы, меняется мир, меняются требования и к современному учителю, который продолжает выживать и бороться за свою значимость для современного общества. Я преклоняю голову перед теми учителями, которые на голом энтузиазме учили и воспитывали детей, которые с гордостью несли звание «Учитель», которые понимали, что на них держится будущее. В самые трудные времена для моей профессии именно такие учителя смогли отстоять и продолжают отстаивать величие звания Учитель!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс «Организация проектной деятельности » Сапожникова Наталья Ивановна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 25» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 » г Ангарска

Слайд 2

Цель и задачи мастер-класса Цель: - поделиться опытом с коллегами в организации проектной деятельности Задача: - Показать алгоритм действий, которым пользуюсь я

Слайд 3

Актуальность мастер-класса: - ФГОС включает в себя проведение проектной деятельности.

Слайд 4

Проектная деятельность формирует УУД: Личностные : - формирование внутренней позиции - развитие ответственности - развитие познавательных интересов Регулятивные : - определение целей деятельности, составление плана действий - поиск способов выхода из затруднительных ситуаций. - контроль, коррекция и оценивание своих действий Познавательные: - создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера умение искать и отбирать информацию оформление своих мыслей и знаний в устной и письменной речи - осознание речевого и письменного высказывания. Коммуникативные: - умение организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - оценивание и точное выражение своих мыслей - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение договариваться и находить общее решение, уступать. - распределение ролей -принятие коллективных решений

Слайд 5

Проект projectus – брошенный вперёд.

Слайд 6

алгоритм действий. ШАГ 1. Подготовка Обсуждение текущей ситуации. Собираемся с детьми (это может быть классный час или любое свободное время после уроков) Я предлагаю детям идею создания проекта, который будет связан с празднованием (26 сентября) 85-летнего юбилея области. Это позволит нам не останавливаться на знаниях, полученных на открытом внеурочном мероприятии и даст возможность продолжить изучение культуры, быта и традиций коренных народов нашей области. Актуальность: Юбилей области; 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. Формирование существующей проблемы . Обсуждаем проблемную ситуацию. Например: - что можем создать, придумать? - мало знаний в области краеведения ;

Слайд 7

Генерация идей. Высказываем предложения и идеи. Предположим , что мы останавливаемся на том, чтобы организовать школьную выставку посвящённую коренным народам Иркутской области . Фиксация интересов. В ажно выслушать все предложения, которые фиксируем на бумагу.

Слайд 8

ШАГ 2. Концепция . Определение целевой аудитории. Нужно определить для какой аудитории наша выставка : для детей, учителей или родителей? Н а кого будет работать наш проект? Постановка целей и задач. Определяем цель и задачи. Цель : Организация выставки в школе, посвящённой коренным народам Иркутской области

Слайд 9

Задачи: - н акопить знания о культуре коренных народов Иркутской области; - посетить краеведческий отдел в Ангарске и Областной краеведческий музей в Иркутске; - изучить документальный и художественный материал (можно посмотреть в школьной библиотеке); - изучить интересные факты из современной жизни коренных народов; - классному руководителю провести классные часы по этой теме. (участие в Великой Отечественной войне коренных народов области ); - привлечь к проекту родителей ; - правильно и грамотно оформить место проведения выставки; - возможно, создание экспонатов своими руками.

Слайд 10

Планирование сроков. Определяем сроки этапов проекта и его окончание. Например: - 2 недели на высказывание предложений и идей по выставке, обсуждение рисков; 3-4-ая четверти - посещение музея и краеведческого отдела, проведение классных часов по краеведению; л етние каникулы – продолжаем накапливать знания о коренных народах области, приобретаем экспонаты для выставки или их создаем; - третья декада августа и первая половина сентября – сбор и обработка приобретённой информации и экспонатов; - в торая половина сентября – проведение выставки; первая неделя октября – обсуждение результатов.

Слайд 11

Генерация форматов. Определяем как будет проходить выставка. - п ровести выставку в актовом зале; - р ебята из нашего класса проведут экскурсию для младших классов, а ребятам старших классов дать возможность посетить её самостоятельно. Анализ рисков. Рассматриваем разные варианты рисков. Например: - пандемия; - недостаточное количество знаний и экспонатов;

Слайд 12

ШАГ 3. Разработка. Создание содержания: Изучаем материал по коренным народам Иркутской области и поиск экспонатов для выставки. Уточнение и доработка форматов. ШАГ 4. Реализация. Выполнение задуманного. Проведение выставки . Шаг 5. Анализ результата. Обсуждаем, что получилось? С какими трудностями столкнгулись ?

Слайд 13

САМОЕ ВАЖНОЕ ! В ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛНЖЫ УЧАСТВОВАТЬ ДЕТИ! РОЛЬ УЧИТЕЛЯ КОРРЕКТИРОВАТЬ И НАПРАВЛЯТЬ УЧАЩИХСЯ .

Слайд 14

Проект становится проектом если: - решена проблема; - определены сроки; - создано что-то уникальное, что принесёт пользу, что можно ощутить, почувствовать; - проект можно по-разному реализовать - продать, подарит, использовать и т.д. П роект должен работать. - самое важное проект становится проектом, если использованы все его составляющие.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ