Для родителей

Потапова Ольга Александровна
Адаптационный период для обучающихся 5-х классов. Чем отличается урок истории в 6 классе от "сказки - истории" в 5 классе?
В помощь родителям на выпускной праздник из начальной школы сценка-сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_v_5-6.doc22.5 КБ
Office presentation icon osobennosti_v_5-6_klassah_istoriya.ppt1.66 МБ
Файл skazka_dlya_nachalnoy_shkoly.odt24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Потаповой О.А.

МБОУ СОШ №3 им. С.А.Красовского п.Монино

Тема: «Особенности и трудности преподавания истории в 5-6 классах»

Цель: изучить основные проблемы преподавания истории в указанных классах.

Задачи: - выяснить, с чем связаны трудности для обучающихся при изучении истории;

                 - дать научное обоснование проблемы;

                 - найти оптимальные пути решения проблемы.

     Содержание работы:

Научное обоснование.

Адаптационный период:

-физиологические особенности

-психологические особенности

-учебная нагрузка

            2. Подача материала в методических разработках или типы уроков.

            3. Требования к обучающемуся.

     II.      Личные наблюдения и опыт.

           1. История Древнего мира – «миф», «сказка»

           2. История 6 класса – три совершенно разных предмета

           3. Проектная деятельность обучающихся, олимпиады, игры и внеклассные мероприятия по предмету.

 Рекомендации по выходу из трудных ситуаций.

Анкетирование и диагностика.

Выводы.

Тезисы:

Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка.

Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее и этому много причин. Как сделать период адаптации безболезненным?

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения.

Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра «Классическое средневековье в Европе»

взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Какой

урок наиболее оптимален по своей структуре?

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.

   Уже в третьей четверти учитель и ученик могут встать на путь сотрудничества. Истрия в 5 классе представляет из себя экскурс в Древний мир, сказку со множеством действующих лиц, увлекательное путешествие и огромное количество мифов, которые легко входят в сознание детей и прекрасно уживаются со всеми имеющимися к этому возрасту знаниями.

Но в начале шестого класса и ученик, и соответственно учитель обязательно столкнуться с новой волной трудностей. История представляет из себя  три совершенно самостоятельные дисциплины.

Чтобы усвоить обучающемуся каждый из этих предметов, учителю необходимо приложить все свои знания и умения. Мне в этом часто помогает проектная деятельность обучающихся, а также внеклассные мероприятия по предмету.

Для детей 5-6 классов свойственен такой  феномен как креативность .  У учителей, работающих в режиме поощрения и поддержки креативности, показатели успеваемости стабильно выше, чем у коллег, не учитывающих проявления креативности школьников. Огромное значение играет использование на уроке предметной наглядности.

Необходимо работать с родителями обучающихся, осуществляя связь «ученик – учитель – родитель»

Анкетирование и диагностика по исследованию.

 Выводы:  при работе с обучающимися учитель должен обязательно учитывать возрастные особенности;  заниматься самоусовершенствованием и предлагать обучающимся на уроке и вне его разнообразные формы работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. С.А. КРАСОВСКОГО П. МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО ОСОБЕННОСТИ И ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 5-6 КЛАССАХ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ) Проектную работу подготовил учитель истории Потапова Ольга Александровна. 2012 год.

Слайд 2

ПРОБЛЕМАТИКА : ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ И ПРЕКРАСНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧАЮТ ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ, НЕСМОТРЯ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ПОЧЕМУ, ЭТИ ЖЕ УЧЕНИКИ ИСПЫТЫВАЮТ БОЛЬШИЕ СЛОЖНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ 6 КЛАССА, ЧТО, НЕСОМНЕННО, ОТРАЖАЕТСЯ НА ИХ РЕЗУЛЬТАТАХ? Цель: изучить особенности и трудности преподавания истории, найти наиболее оптимальные варианты решения данной проблемы.

Слайд 3

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. -физиологические особенности; -учебная нагрузка и кабинетная система; -обратная связь через отношения «учитель-ученик-родитель»; -разнохарактерность и насыщенность учебного материала.

Слайд 4

А Д А П Т А Ц И О Н Н Ы Й П Е Р И О Д

Слайд 5

КАК САМИ ДЕТИ ВИДЯТ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ: Повышение утомляемости Снижение работоспособности Нарушение поведения Проблема общения со сверстниками Низкая согласованность требований между учителями предметниками в средней школе Снижение успеваемости Очень много разных учителей (и их надо запомнить); Непривычное расписание (новый режим); Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены; Новый классный руководитель; Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).

Слайд 6

НАСКОЛЬКО РАЗЛИЧНЫ ПРЕДМЕТЫ ПО СУТИ 5 класс- «миф» или сказка (как правило известные понятия : первобытный человек, пирамиды, боги, папирус, Олимпийские игры и т.д.) 6 класс- научные понятия исторические источники исторические термины (империя, халифат, разделение религий, реконкиста, крестовые походы, множество дат и мён)

Слайд 7

НОВАЯ ПРОБЛЕМА (ДЛЯ УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА) Всеобщая история: начало Великого переселения народов, создание новых империй, а именно — Византийской, Карла Великого, Арабского халифата, изучаются сословия феодального общества: рыцарство, духовенство, горожане и ремесленники и крестьянство, культура разных эпох и стран, крупнейшие события всемирной истории: Крестовые походы, Разделение церквей, Столетняя война, крушение Византии и т. д. История России основания Руси, её крещения, роста территории и феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и установление чужеземного ига, а затем борьба русского народа за свою независимость, реформы и деятельность многих великих князей в построении Русского государства, культура России соответствующего периода Обществознание: Параллельно идёт осмысления понятий: гражданин, семья, общество, права и обязанности людей, труд и отношения между людьми. Предмет обществознания охватывает разные стороны жизни: политику, экономику, географию и современные проблемы общества.

Слайд 8

РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ УРОКОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ: Уроки в форме соревнований и игр. Уроки – исследования. Уроки -пресс-конференции, Уроки-фантазии. Уроки –суды. Внеклассная работа: Экскурсии, репортажи, встречи, акции. Проектные работы, участие в олимпиадах. Формы: - коллективная - групповая - индивидуальная

Слайд 9

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ : через индивидуальный подход к каждому обучающемуся через метод предметной наглядности через систему поощрений и спрведливости через повышение личного уровня учителя Креативность – современность, неординарность мышления, повышенная активность. У учителей, которые поощряют креативность, показатели гораздо выше, чем при обычном подходе к изучению предмета.

Слайд 10

АНКЕТИРОВАНИЕ

Слайд 11

Д И А Г Н О С Т И К А

Слайд 12

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ

Слайд 13

ВЫВОДЫ: Изучив проблемы преподавания истории в 5-6 классах, необходимо понять следующее: современный мир требует от учителя современного подхода к изучению предмета истории; необходимо глубокое и точное владение методикой преподавания, как самого предмета, так и межпредметных связей; учитель обязан развивать не только кругозор обучающихся, но в первую очередь, желание изучать историю.

Слайд 14

УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ К ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОМУ ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО : «Без знания истории, мы должны признать себя случайными, не знающими как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться». В.О.Ключевский.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Инсценировка для родителей к выпускному празднику из начальной школы.

Сказка о потерянном времени на новый лад.

На улице весна в разгаре. Пышными соцветиями раскинулась сирень по аллеям, на клумбах пестреют тюльпаны, воздух необыкновенно чист и прозрачен. В такие вот дни, в городских парках и скверах собираются любители посудачить, потолковать о насущных проблемах наши любимые бабули и дедули.

Однажды встретились наши герои и, а, впрочем давайте послушаем, что они говорят сами....

(На сцене появляются со своими репликами герои, рассаживаются на лавочке Мария Ивановна и Наталья Петровна).

Н.П.  : Ой, какая ж благодать, Маря Ванна, после зимы, да на солнышке погреться.

М.И.: И не говори, Наталья Петровна. Что-то я давно Семён Семёныча не видела, не заболел ли?

(Неожиданно появляется Семён Семёныч, хромает, охает)

          С.С.: Ой, старушки-подружки, а вы уже тут? Как это вы меня опередили.

  1. Н.П.: Садись, садись, дорогой. Ну, как твои ноги-то?

С.С.: Ноги-то что, это разве проблема?

Н.П.:А ты прошлую осень всё на ноги жаловался, а что теперь прошли?

С.С.: Прошли, не прошли, да только теперь душа болит пуще всяких болячек.

М.И.: А с душой -то что, Семён Семёныч?

С.С.: Вот у тебя, Маря Ванна, в какой классе внучка Машенька?

М.И.: Четвёртый заканчивает.

С.С.: А у тебя Наталья Петровна?

Н.П.: Так у нас внуки у всех равные, и моя четвёртый заканчивает и твой Сёмка тоже в четвёртом финиширует.

С.С.: Вот уж что, что, а уж точно финиширует.

М.И.: Ты, что Семён Семёныч, он разве в пятый не пойдёт?

С.С.: Как же не пойдёт. Только ведь туда не только ходить надо, после пятого, шестой, седьмой, а там и выпускной.

М.И.: Ой, погуляем, на детей полюбуемся.

С.С.: Ты что, старая, из ума что ли выжила? Чтобы на выпускном погулять, надо экзамены сначала сдать.

М.И.: Точно, я слышала у них теперь не экзамен, а этот как его АГА.

Н.П.: Сама ты АГА, у них этот ОГО.

С.С.: Ну вот что, слушайте сюда старые: у них в школе теперь ЕГЕ, поняли?

(Старушки утвердительно машут головами).

С.С.: Чтобы сдать этот ЕГЕ, надо гением быть, а у меня Сенька по математике хромает.

М.И.: А у Машеньки русский язык никак не идёт.

С.С.: Вот я и говорю, надо во чтобы то  ни стало помочь детям.

Н.П.: Семён, а ты дуб старый помнишь, когда то он творил чудеса, пошли к нему: превратимся в четвероклассников, поможем детям доучиться, я

в школе отличницей была.            

 (Все уходят, торопятся побыстрее к дубу).

Автор: «Долго ли, коротко ли... Дошли наши старики до старого дуба, проникли в дупло и превратились в детей-четвероклассников. Побежали быстро по домам и договорились встретиться после первой рабочей недели».

(На скамейке снова собрались все: Маря Ванна из 4А класса - еле дышит, Наталья Петровна из 4Б класса - платком на себя машет, подбегает Семён Семёныч из 4В класса, еле ногами перебирает).

С.С.: Ну что,  девочки, как успехи?

М.И.: У меня пятёрка по математике!

Н.П.: А у меня аж две пятёрки по русскому языку!

С.С.: Отлично, дела на поправку идут.

М.И.: Слушай, Семён, нам задали дома тест решить.

Н.П.: И нам тоже. А как решать его, Семён, я не разберусь никак.

С.С.: Так а я- то почём знаю.

М.И.: А на следующей неделе нам сказали нетбук принести. Вы мне скажите, что это такое?

С.С.: Да, старушки-веселушки, я вот всё думаю, даже если мы с вами это всё освоим, в институт всё равно детям самим поступать, как же они будут?

Автор: Вот что я вам скажу на правах автора: «Заканчивайте эту историю пока не поздно. Время не обманешь, не стоит его догонять, не стоит его опережать.»

С.С.: «Время — самое драгоценное из всех средств. Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным».

М.И.: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится».

Н.П.: «Берегите время — оно бесценно!»

A мы от лица всех родителей говорим огромное спасибо всем педагогам, которые были всё это время рядом с нашими детьми, рядом с нами!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
им. С.А. Красовского
п. Монино Щелковского района
Московской области

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

учитель русского языка и литературы: Потапова Ольга Александровна.