Игры и упражнения с программируемым мини - роботом Bee-Bot «Умная пчела»

В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию.

Образовательная деятельность осуществляются в форме игры, позволяющие овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.   

Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

СБОРНИК

игр и упражнений с использованием программируемого мини-робота Bee-Bot

«УМНАЯ ПЧЕЛА»

для детей дошкольного возраста

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=43c49d33da73fb7a22f3c6f0ce3bd1a1&n=13

 

 

 

 

 

 

                      Игра «Экскурсия по ферме»

 Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах. 

Материалы и оборудование: мини-робот «УМНАЯ ПЧЕЛА», тематический коврик «Ферма», фигурки домашних животных.  

                             Организация деятельности

Дети вместе с воспитателем рассматривают игровое поле «Ферма». Для того чтобы уточнить и обобщить, кто живет на ферме, воспитатель предлагает детям отгадать загадку.  

С человеком живут, помощи от него ждут, Шерсть, мясо, молоко дают.

Охраняют его, берегут. (Домашние животные) 

Воспитатель обращает внимание детей на фигурки детенышей домашних животных, говорит, что они все перепутались и предлагает детям расселить их на ферме. А поможет в этом Пчелка, которая живет здесь уже очень давно и хорошо знает всех обитателей фермы. Каждый ребенок выбирает для себя фигурку детеныша домашнего животного, очередность участия в игре определяется с помощью карточек с загадками. Отгадав загадку, дети находят на поле место, где находится то или иное домашнее животное, называют правильно это место (птичник, конюшня и т.д.), ребенок, у которого фигурка животного, самостоятельно планирует маршрут, задает программу и доходит с Пчелкой до нужного места. Дети рассказывают, чем питается это домашнее животное, какую пользу приносит людям.  

Воспитатель при необходимости корректирует работу детей.  

Загадка 1. 

                 Коровушка, коровушка, рогатая головушка!

     Малых деток не бодай, молока им лучше дай!

У козы – козленок. У кошки-котенок.  У коровы? (Теленок).

Загадка 2. 

Он за ней след в след бежит

И от страха весь дрожит.

Это значит слишком рано

Называть его бараном. (Ягненок).

У ягненка шерсть в колечках  Мама  у него…( овечка).

Загадка 3. 

У козы – козленок. У кошки – котенок.

А у лошади? (Жеребенок).

Вынул шейку жеребенок, сильной лошади ребенок.

Только на копытца встал, вслед за мамой побежал.  

Загадка 4.

             У кошки-котенок.  У козы - козленок?  

Загадка 5. 

            Это утки на лужок пришли. Утки червяка нашли.  

            Вот удача, кря-кря-кря! Они пришли сюда не зря. У утки кто? (Утенок).

Загадка 6.

           У козы - козленок? У коровы - коровенок?

           У собаки - собаченок? У кошки - котенок?

           А у курицы? (Цыпленок).

Подведение итогов. Воспитатель хвалит детей за то, что они вместе с Пчелкой помогли детенышам домашних животных вернуться к себе домой. Хвалит детей, которые все сделали правильно, и ободряет тех, у кого не все или не сразу получилось.  

 

                     

             Игра «С какого дерева лист?»

Образовательные области:         познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», игрушка «Пчелка», тематический коврик «Осень», корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением деревьев и карточки с изображением листьев деревьев, картинки-ободки листьев для мини-робота.

Цель -  закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

                                                  Ход игры:

Воспитатель приветствует детей, говорит, что пригласила гостей и предлагает отгадать, кто это.    

Загадка:  

Чёрно-жёлты, полосаты, в домике живут, ребята. 

Хоть они и жалят больно, их работой все довольны? (Пчелы).

Воспитатель предлагает придумать Пчелкам имена, подружиться и поиграть с ними.  Вместе с воспитателем дети рассматривают тематический коврик «Осень» и размещенные на нем картинками с изображением деревьев и листьев. Воспитатель рассказывает о том, что звери в лесу готовятся к празднику осени и решили сделать красивую гирлянду  из листьев деревьев, но у них  только по одному листочку, гирлянда не получается.  Как помочь лесным зверушкам? (Собрать листья).

Организация работы

1.Воспитатель предлагает детям фишки разного цвета. Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на тематическом коврике (в соответствии с цветом фишки).

2.Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением листьев деревьев. Дети берут картинку, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле. Пчёлке надевают ободок-картинку с изображением такого же листа.

3.Дети самостоятельно планируют маршрут, программируют робота и доводят до клетки с изображением соответствующего дерева. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует их работу.  

 

Подведение итогов. Воспитатель хвалит детей за работу, предлагает детям поблагодарить Пчелок за то, что собрали все листочки для гирлянды. Дети высказывают свои мысли, говорят слова благодарности.  

 

                 Игра «Прогулка по зоопарку»

Цель: создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации.

Необходимое оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с загадками.  

                                                      Ход игры

Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов. Ведущий задает детям загадки про животных. Ребёнок, отгадавший загадку, должен проводить Пчелку до этого животного и рассказать о нём.  

Загадки:

Посмотрите, детвора, в клетке топает гора.

Это серый чужестранец. Он индус иль африканец.

Зверь трубит из клетки гулко, хоботом хватает булку. (Слон) 

 

Полюбуйтесь поскорей!  Перед вами - царь зверей,

Всколыхнулась чудо-грива, шелковиста и красива. (Лев) 

 

Вот лошадки, все в полосках, Может быть, они в матросках?

Нет, они такого цвета.  Угадайте, кто же это? (Зебры) 

 

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 

 

С виду грозный этот зверь, но не злобный он, поверь.

На носу огромный рог.  Кто же это? (Носорог) 

 

С длинной шеей великан - житель африканских стран.

Не поместится зверь в шкаф. Как зовут его? (Жираф) 

 

Этот мишка бело-черный. Он доверчивый, незлобный.

Очень редко встретишь, правда, мишку по прозванью...                      

                                                                               (панда)  

 

                            Игра «Фотографии»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики, развитие умения составлять алгоритмы.

Необходимое оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с изображениями животных.  

                                             Ход игры

Ведущий рассказывает детям, что, когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Ведущий просит ребят помочь Пчелке и раздать животным фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют Пчелку и доводят ее до нужной клетки.  

 

 

                        Игра «Пчёлка-строитель» 

Цель: развитие у детей мелкой моторики, логического мышления, умения работать в группе.

Необходимое оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с заданиями, картинки с изображением геометрических фигур.  

                                           Ход игры

Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила стать строителем. Она просит

детей стать её помощниками.  Нужно собрать необходимые фигуры и выстроить по образцу.

Пример: 

                  

 

 

 

      Игровое упражнение «Пчелка – пожарный»

Цель: развитие у детей умения ориентироваться на плоскости, закрепление знаний правил дорожной безопасности.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Город», маска пожарного для мини-робота, карточки с изображением зданий и пожара.

Игровая ситуация: Возле дома №3 (карточка) загорелось дерево. Жители дома

вызвали пожарных. Пчелка-пожарный должна найти короткий путь к месту пожара.  

 

 

                           Игровое упражнение

    «Пчелка изучает знаки дорожного движения»

Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках, развивать внимание.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Город», два комплекта карточек с изображением знаков дорожного движения.

Игровая задача: На поле размещены карточки с изображением дорожных знаков. Нужно найти и показать:  

- запрещающие знаки

- разрешающие знаки;

- знаки сервиса;

          Игровое упражнение «Пчелка-пешеход»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста понятия «безопасный путь».  

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Город», карточки с изображением дома и детского сада.

Игровая задача: Определить безопасный маршрут от дома до детского сада, запрограммировать и провести «Пчелку-пешехода».  

 

                        Игра «Овощи и фрукты»

Цель:  закрепить знание у детей об овощах и фруктах.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Осень», карточки с изображением фруктов и овощей.

Организация деятельности

Дети вместе с воспитателем рассматривают игровое поле с размещенными на нем карточками.

        Игровая задача – собрать овощи или фрукты. Дети выполняют задания, самостоятельно выбирая и программируя маршрут. Работа может выполняться как индивидуально, так и группой детей. Доведя «Умную пчелу» до нужной клетки, ребенок называет, что изображено на карточке. Задания могут усложняться с учетом формы, цвета овощей и фруктов и т.п.  

Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует их работу.

Примеры заданий:

  1. Собрать только овощи.
  2. Собрать только фрукты.
  3. Пчелке нужно собрать урожай только красного цвета (зеленого, желтого и т.д.) или только фрукты (овощи) определенного цвета, определенной формы и т.п.

 

 

                       

                         Игра «Мореплаватели»

 

 Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Море».  

 

Организация деятельности

Одновременно могут играть не более 4 детей. Воспитатель предлагает

устроить соревнование. Задача - из разных отправных точек как можно быстрее добраться до прибившейся к берегу бутылки с посланием. Но на карте есть очень опасные места, где нельзя пройти, поэтому, при выборе маршрута нужно быть предельно внимательными. Кто первый выполнит задание, распечатывает послание.

Подведение итогов. Воспитатель хвалит победителей и ободряет тех, у кого не все или не сразу получилось.  

 

                   Игра «Остров сокровищ»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Море», различные предметы, связанные с морской тематикой (камушки, ракушки и т.п.).

                                 Организация деятельности

Дети вместе с воспитателем рассматривают разложенные на игровом поле разные предметы (камушки, ракушки, монетки). Игроки должны программировать «Умную пчелу» и собирать предметы «сокровища», как можно больше. В конце игры подсчитывают собранные находки и определяются  победители.

 

               Игра «Морские обитатели»

Цель:  закрепить у детей знания об обитателях морей.

Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический коврик «Море», карточки с изображением обитателей морей.  

                           Организация деятельности

 На поле разложены перевернутые карточки с изображением морских обитателей. Дети выбирают любую карточку, не переворачивая ее, программируют «Умную пчелу», доходят до нужной клетки, переворачивают карточку, называют обитателя моря и рассказывают все, что о нем знают. 

 

                 Игра «Собираем цветы»

Цель: закрепить у детей знания о цветах.

Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Подсолнуховое поле» (из подручного материала-термоскатерть), картинки с изображением различных цветов.

                                                     Организация деятельности

Воспитатель проводит беседу с детьми о пчёлах, о том, что они собирают пыльцу и нектар, перелетая с цветка на цветок. Повторяют названия цветов, рассматривают  тематический коврик «Подсолнуховое поле». Далее детям предлагается вместе с Пчёлкой отправиться на поле, где растут различные цветы и помочь ей собрать пыльцу и нектар.

Дети выбирают картинку с изображением цветка, называют его, выбирают маршрут, программируют мини-робота и доводят до нужной клетки.  

Подведение итогов. Воспитатель благодарит детей за то, что помогли Пчелке собрать пыльцу и нектар.  Дети называют, с каких цветов они с Пчелкой собирали пыльцу и нектар, высказывают свои мнения о том, интересно было играть или нет, трудно было или легко, что было самым сложным.    

 

      Игра «День рождения у Пчёлки»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, повторить и закрепить правила этикета.

Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Подсолнуховое поле» (из подручного материала-термоскатерть), картинки с изображением различных пчёлок, улей из конструктора «Лего».

                                              Ход игры

На тематическом коврике расположены картинки с изображением пчелок. Воспитатель говорит детям о том, что в гости к ним прилетела Пчёлка-Майя, что у неё сегодня День рождения, и она решила пригласить к себе в улей своих друзей. Предлагает детям вместе с Майей собрать всех пчелок в улей.

Дети выбирают картинку, продумывают маршрут, программируют мини-робота и доводят до нужной клетки. В ходе игры  можно придумать имена всем пчелкам, рассмотреть подарки, которые они приготовили.  

В процессе беседы воспитатель с детьми повторяет правила этикета (как правильно и вежливо пригласить на День рождения, как вести себя в гостях и т.д).

Подведение итогов. Воспитатель благодарит детей за то, что помогли Пчелке-Майе пригласить друзей на День рождения, хвалит за выполненную работу.  

 

               Игра «Найди животных»

Цель: развитие у детей умения ориентировки на плоскости и ассоциативного мышления.

Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с изображением животных.

                        Организация деятельности

Мини-робот «Bee-Bot» выступает в роли спасателя (разведчика, следопыта), в зависимости от игровой ситуации, и должен найти животных.

Варианты заданий: 

- животные спрятались за большой желтой елочкой,  

-за красным пеньком,

-за большой желтой избушкой,

-за маленькой зеленой елочкой,

-за маленьким красным цветочком и т.д.

Игра заканчивается тогда, когда дети найдут всех животных.

Примечание: карточки с изображением животных на игровом поле перевернуты картинкой вниз, при правильном выполнении задания карточка переворачивается и забирается с собой. Варианты ответов детей могут быть различными, главное условие-пояснение ребенком своего выбора. Ассоциациями в данной игре являются геометрические фигуры, изображенные на тематическом коврике и предметы из заданий.

 

Подведение итогов. Варианты могут быть следующими: найти всех животных, кто больше нашел животных, нашли столько, сколько нужно и т.д., и зависеть от игровой ситуации.

 

 

                Игра «Волшебный театр»

 Цель: развитие у детей умения ориентировки на плоскости и ассоциативного мышления.

Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с изображением животных.

                              Организация деятельности

Мини-робот «Bee-Bot» выступает в роли директора театра, который набирает себе в театр актеров.

Варианты ролей: зеленый крокодил, маленький круглый заяц, большой круглый ежик, маленький кот и т.п.

Примечание: карточки с изображением животных на игровом поле перевернуты картинкой вниз, при правильном выполнении задания карточка переворачивается и забирается с собой. Варианты ответов детей могут быть различными, главное условие-пояснение ребенком своего выбора. Ассоциациями в данной игре являются геометрические фигуры с тематического коврика и животные из предлагаемых ролей.  

 

Подведение итогов. Детьми и воспитателем разыгрывается театральная постановка. Дети выступают в ролях тех персонажей, которых взяли в театр.

 

                     Игра «Проверь себя»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.

Материалы и оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Цвета и формы», карточки с заданиями.  

 

                                           Организация деятельности

На одной стороне карточки изображена схема, по которой нужно запрограммировать мини-робота «Bee-Bot», а на обратной стороне – правильный ответ.

Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, выполнить задание по

схеме и проверить результат.

Примечание: тематический коврик должен быть расположен всегда одинаково по отношению к каждому ребенку, схемы составляться исходя из данного положения

тематического коврика. Карточки могут иметь разный уровень сложности заданий в зависимости от возможностей детей и их индивидуальных различий.  

Пример карточки-задания:

 

Подведение итогов. Воспитатель хвалит детей, которые все сделали правильно и без ошибок, ободряет тех, у кого не все или не сразу получилось.  

 

 

 

                  



Предварительный просмотр:

      «Мастер-класс с мини-роботом BEE-BOT»

Мини-робот Bee-bot (или Умная Пчелка) предназначен для формирования основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.

Что такое УМНАЯ ПЧЕЛА? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Содержание игровой детской деятельности с Умной Пчелкой: игры с элементами программирования; игры, обучающие структурированию; игры на развитие воображения и установление причинно-следственных связей. Может использоваться в познавательном и речевом развитии дошкольников.

Основные преимущества:

  • память на 40 шагов;
  • маленькая и прочная конструкция;
  • простые и понятные инструкции;
  • изучение причин и следствий;
  • учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их;
  • подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки (издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче).

Хотите и вы познакомиться с Умной Пчелкой? 

«Жила-была пчелка, и звали ее Полосатик... Однажды она решилась и улетела из своего домика-улья. Во время путешествия, преодолевая различные опасности, Полосатик увидела и узнала много интересного. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам».

Давайте познакомимся с ней поближе. Пчелка Полосатик у нас не обычная, сама по себе она двигаться не может, и мы должны ей помочь. Чтобы наша пчелка полетела, мы должны ее сначала включить (переключатель «Power: Off/On» на брюшке), а затем запрограммировать. Также на брюшке пчелки есть переключатель «Sound: Off/On» (звук), регулирующий звуковое сопровождение Би-Бота.

Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Также есть кнопка «пауза» ( || ), продолжительность которой 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой). После того как мы задали нужную программу, нажимаем «ГОУ» («Go», старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно, мы должны нажать на «сброс» (Х), иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.

Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота. Коврики любого размера и содержания можно изготавливать самостоятельно, а также строить из бумаги, конструктора и строительного материала. 

Перед началом работы с лого-роботом необходимо:

1.    Проверить заряд Би-Бота.

2.    Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.

3.    Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.

4.    Разложить используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика.

5.    Выбрать по жребию (или считалочке) игрока, который начнет игру.

Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут и (возможно, даже с небольшой помощью сверстников) получить ситуацию успеха!

В процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.